Дефицит финансов предприятия и методы его устранения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дефицит финансов предприятия и методы его устранения














Тема:

Дефицит финансов предприятия и методы его устранения

Содержание

Введение

. Финансы: понятие, структура, назначение

1.1 Понятие финансов, их место в системе экономических отношений

.2 Содержание и принципы организации финансов на предприятии

.3 Денежные расходы и доходы предприятия, их характеристика и классификация

2. Методы устранения дефицита финансовых средств на предприятии

2.1 Понятие денежного потока и характеристика его видов

.2 Сбалансированность потоков денежных средств. Методы ее регулирования

.3 Основные направления и методы устранения дефицита финансовых средств

Введение

Среди главных проблем экономики многие экономисты выделяют дефицит денежных средств на предприятиях для осуществления ими своей текущей и инвестиционной деятельности. Однако при ближайшем рассмотрении данной проблемы выясняется, что одной из причин этого дефицита является, как правило, низкая эффективность привлечения и использования денежных ресурсов, ограниченность применяемых при этом финансовых инструментов, технологий и механизмов. Поскольку финансовые инструменты и технологии всегда опираются на разработки финансовой науки и практики, то их применение особенно актуально при недостатке финансовых ресурсов. С другой стороны, управление денежными потоками входит в состав финансового менеджмента и осуществляется в рамках финансовой политики предприятия, понимаемой как общая финансовая идеология, которой придерживается предприятие для достижения общеэкономической цели его деятельности. Задачей финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия.

Рациональное формирование денежных потоков способствует ритмичности операционного цикла предприятия и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. При этом любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и т.п. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени.

Управление денежными потоками является важным фактором ускорения оборота капитала предприятия. Это происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и уменьшения потребности в заемных источниках денежных средств. Следовательно, эффективность работы предприятия полностью зависит от организации системы управления денежными потоками.

Данная система создается для обеспечения выполнения краткосрочных и стратегических планов предприятия, сохранения платежеспособности и финансовой устойчивости, более рационального использования его активов и источников финансирования, а также минимизации затрат на финансирование хозяйственной деятельности.

1. Финансы: понятие, структура, назначение

1.1 Понятие финансов, их место в системе экономических отношений

Термин "финансы" происходит от латинского слова "finis" (финиш), означающего конец, окончание, а именно, завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от слова "finis" произошло слово"financia" (финансы), обозначающее денежный платеж.

Итак, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, то есть именно прибавочный продукт, а не государство является основой и началом возникновения финансов.

Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются:

во-первых, товарное производство;

во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями;

в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного совокупного общественного продукта и его составной части - прибыли.

Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Прибавочный продукт как объектом обеспечения воспроизводственного процесса, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Необходимость финансов исторически предопределена, во-первых, наличием государства и его фискальной политики, во-вторых, назначением финансов (окончательный платеж, завершение платежа), в-третьих, характером финансов (финансы - объективная экономическая категория).Исторический характер финансов как объективной экономической категории, прежде всего, подтверждает тот факт, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно - экономической формации (финансы не могут быть ни социалистическими, ни капиталистическими), кроме того, финансы всегда имеют одну и ту же цель - выработка эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством своих функций. Для того, чтобы определить место финансов в системе экономических отношений, необходимо отметить, что общественный продукт проходит такие стадии своего движения, как: производство , распределение , обмен , потребление. В системе производственных отношений финансы выступают как особая форма этих отношений, отражающая важнейшую их составную часть - распределительные отношения. В системе этих отношений финансы функционируют посредством денег, а это значит, что в процессе взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения.

Однако, деньги не раскрывают сущности финансов, их функций, так как деньгам, как экономической категории присущи свои специфические функции.

Подводя итоги, можно констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов, определяющие их сущность:

. Финансы - это денежные отношения;

. Финансы присущи всем формациям;

. Финансы регулируются государством;

. Финансы - это распределительная категория;

. Финансы связаны с образованием и использованием денежных доходов и фондов.

Таким образом, можно дать следующее определение:

Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах; а под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.

1.2 Содержание и принципы организации финансов на предприятии

Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, они функционируют в сфере материального производства, где в основном создается национальный продукт и национальный доход. Финансы предприятия - это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

) между учредителями в момент создания предприятия, связанные с формированием собственного капитала;

) между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Это финансовые отношения между поставщиками и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;

) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

)между предприятием и его работниками - при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;

) между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных предприятий;

) между предприятием и финансовой системой государства - при уплате налогов и осуществление других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применения штрафных санкций, финансировании из бюджета;

) между предприятиями и банковской системой - при хранении денег в коммерческих банках, получении погашении банковских ссуд уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказании других банковских услуг;

) между предприятиями и страховыми компаниями - при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и финансовых рисков;

) между предприятиями и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако, все они носят двусторонний характер и их основой является движение финансовых ресурсов.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Среди них в качестве основных выделяют следующие принципы: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность предприятий. Коммерческие предприятия независимо от форм собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Хотя государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации происходит по нормам, которые также устанавливаются законодательно.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства.

Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость подобного принципа диктуется основной целью предпринимательской деятельности - максимизацией прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий в целом и отдельным работникам. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной заинтересованности. Этот принцип предполагает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для руководителей коммерческих предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случае нарушения договорных обязательств, несвоевременности возврата ссуд, погашения векселей, нарушения налогового законодательства. В случае неэффективной деятельности к данному предприятию может быть применена процедура банкротства Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов связана с риском, который всегда сопровождает предпринимательскую деятельность. Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других форм собственности по своему усмотрению.

1.3 Денежные расходы и доходы предприятия, их характеристика и классификация

В процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия несут определенные расходы. Объектом изучения являются расходы, которые могут быть измерены в денежном выражении, поэтому их называют денежными, или финансовыми.

Под расходами предприятия признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иною имущества и (или) возникновение обязательств, приводящие к уменьшению капитала.

Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

) расходы, связанные с извлечением прибыли;

) расходы, не связанные с извлечением прибыли;

) принудительные расходы.

. Расходы, связанные с извлечением прибыли включают в себя:

затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

инвестиции.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) - это расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Состав этих затрат следующий:

) материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;

) затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхование;

) расходы, связанные с управлением производственным процессом;

) стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов), возмещаемая в форме амортизации.

Инвестиции - это капитальные вложения, цель которых - расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

. Расходы, не связанные с извлечением прибыли, - расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и в конечном итоге способствуют повышению производительности и качества труда.

. Принудительные расходы - это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

Классификация расходов по принципам

1. По учетному принципу расходы классифицируются на:

) расходы по обычным видам деятельности;

) прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности - это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.

К прочим расходам относятся:

) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

) расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

) возмещение причиненных организацией убытков;

) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

) суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

) курсовые разницы;

) сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

) прочие внереализационные расходы.

В составе прочих расходов отражаются также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

На основе этой классификации составляется Отчет о прибылях и убытках.

. Затраты по основной деятельности группируются по признаку однородности элементов:

) материальные затраты;

) затраты на оплату труда;

) отчисления на социальные нужды (социальный налог);

) амортизация;

) прочие затраты.

На основании этой классификации составляется смета затрат на производство и реализацию продукции. Классификация статей затрат разрабатывается предприятием самостоятельно.

. По отношению к объему производства затраты подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны, даже если предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, заработная плата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие. Такие затраты еще называют "затраты на период", имея в виду, что они зависят не от того, сколько продукции выпущено, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.

Переменные затраты зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции. Это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Такие затраты также называют "затраты на продукт", имея в виду, что они непосредственно связаны с производством новых продуктов (работ, услуг).

. Поскольку управление затратами - одна из главных задач внутрифирменного управления, то основным критерием служит классификация по местам возникновения затрат (в зависимости от организационной структуры предприятия). Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было бы определить только один базовый показатель, который бы учитывал загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.

. Классификация по объектам затрат осуществляется в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основа классификации - картотека продукции предприятия, объект затрат - каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затрат выступает заказ. На основе этой классификации составляется калькуляция полной себестоимости продукции.

. По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые можно прямо отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах. Затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).

. В финансовом планировании часто используется классификация расходов по направлениям деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая.

. В целях налогообложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе РФ также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные - включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. В Налоговом кодексе РФ нс предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только "котловой" метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе РФ, для целей планирования и управления предприятием нельзя. Их следует использовать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Классификация позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование. Планирование расходов на производство и реализацию продукции осуществляется разными методами. Выбор их зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета.

При учете затрат по постоянным и переменным расходам планирование осуществляется в отношении переменных затрат. Планируемая сумма переменных затрат С определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции Н на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении В:

С = Н · В.

Постоянные расходы принимаются в фактической величине.

В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости. Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты(всего затраты на производство). Из этих затрат исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции. Из затрат также вычитается сумма изменений остатков по счетам "незавершенное производство" и "расходы будущих периодов". В результате формируется производственная себестоимость продукции. Но это еще не окончательная себестоимость. Предприятие также несет расходы по продвижению товара до покупателя. Такие расходы называются коммерческими. Они включают в себя упаковку, маркировку, транспортировку продукции, ее сертификацию, паспортизацию, рекламу и другие расходы, связанные со сбытом.

Вместе с производственной себестоимостью коммерческие расходы образуют полную себестоимость. На себестоимость оказывают влияние различные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный все имеют материальные затраты, значит, производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислением взносов на социальное страхование занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство фондоемкое.

Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится.

Классификация доходов предприятия

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала. Как и расходы, доходы бывают от обычных видов деятельности и прочие.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг

К прочим доходам относятся:

) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

) штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;

) активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

) поступления в возмещение причиненных организации убытков;

) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

) суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности;

) курсовые разницы;

) сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

К прочим доходам также относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Доходы классифицируются в зависимости от направлений деятельности предприятия:

) доход от основной деятельности - выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

) доход от инвестиционной деятельности - финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

) доход от финансовой деятельности - результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых потоков на предприятии. Понятие "выручка от реализации" и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей. В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации: по отгрузке - метод начислении и по оплате - кассовый метод. Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты. На величину выручки от реализации влияют цена реализуемых товаров и объем продаж в натуральном выражении.

2. Методы устранения дефицита финансовых средств на предприятии

.1 Понятие денежного потока и характеристика его видов

Осуществление практически всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение денежных средств функционирующего предприятия во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием "денежный поток".

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Концепция денежного потока предприятия как самостоятельного объекта финансового управления еще не получила достаточного отражения не только в отечественной, но и в зарубежной литературе по вопросам финансового менеджмента. Прикладные аспекты этой концепции рассматриваются обычно лишь в составе вопросов управления остатками денежных активов, управления формированием финансовых ресурсов и антикризисного управления предприятием при угрозе банкротства. Даже финансовая отчетность, характеризующая движение денежных средств предприятия в динамике, относительно недавно введена в систему международных стандартов бухгалтерского учета (в нашей стране такая отчетность находится в стадии становления). Вместе с тем, денежные потоки предприятия во всех их формах и видах, а соответственно и совокупный его денежный поток, несомненно являются важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента, требующим углубления теоретических основ и расширения практических рекомендаций. Это определяется той ролью, которую управление денежными потоками играет в развитии предприятия и формировании конечных результатов его финансовой деятельности.

Деятельность предприятия неразрывно связана с движением денежных средств. Хозяйственные операции, осуществляемые предприятием, вызывают либо расходование денежных средств, либо их поступление. Непрерывный процесс движения денежных средств во времени представляет собой денежный поток. Это понятие является агрегированным, включает в себя различные виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственную деятельность. Рассмотрим классификацию денежных потоков фирмы.

Денежные потоки можно классифицировать по следующим признакам.

. По видам хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами учета

.1 По операционной (основной) деятельности - ДП(ОД). Денежные выплаты поставщикам сырья и материалов сторонним исполнителям отдельных видов услуг, обеспечивающих операционную деятельность; заработной платы персоналу, занятому в операционном процессе, а также осуществляющему управление этим процессом; налоговые платежи предприятия в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; другие выплаты, связанные с осуществлением операционного процесса. Отражает поступления международных денежных средств от покупателей продукции, от налоговых органов в порядке осуществления перерасчета излишне уплаченных сумм и некоторые другие платежи, предусмотренные стандартами учета.

.2 По инвестиционной деятельности - ДП(ИД). Платежи и поступления денежных средств, связанные с осуществлением реального и финансового инвестирования, продажей выбывающих основных средств и нематериальных активов, ротацией долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля и другие аналогичные потоки денежных средств, обслуживающие инвестиционную деятельность фирмы.

.3 По финансовой деятельности - ДП(ФД). Поступления и выплаты денежных средств, связанные с привлечением дополнительного акционерного или паевого капитала, получением долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, уплатой в денежной форме дивидендов и процентов по вкладам собственников и некоторые другие финансовые потоки, связанные с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности фирмы.

. По направленности движения денежных средств фирмы

.1 Положительный - ПДП Совокупность поступлений денежных средств на фирму от всех видов хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин «приток денежных средств»).

.2 Отрицательный - ОДП. Совокупность выплат денежных средств предприятием в процессе осуществления всех видов его хозяйственных операций (в качестве аналога этого термина используется термин «отток денежных средств»).

. По методу исчисления объема

.1 Валовый - ВДП Вся совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом периоде в разрезе отдельных его интервалов.

.. Чистый - ЧДП Разница между положительным и отрицательным потоками (между поступлением и расходованием денежных средств) в рассматриваемом периоде в разрезе отдельных его интервалов. Является важнейшим результатом финансовой деятельности предприятия, во многом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночной стоимости.

. По уровню достаточности объема

.1 Избыточный - ИЗДП Характеризуется тем, что поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность фирмы в целенаправленном их расходовании. Признаком данного потока является высокая положительная величина чистого денежного потока, не используемого в процессе осуществления хозяйственной деятельности фирмы

.2 Дефицитный - ДФД

Характеризуется тем, что поступления денежных средств существенно ниже реальных потребностей фирмы в целенаправленном их расходовании. Даже при положительном значении суммы чистого финансового потока он может характеризоваться как дефицитный, если эта сумма не обеспечивает плановую потребность в расходовании денежных средств по всем предусмотренным направлениям хозяйственной деятельности фирмы. Отрицательное значение суммы чистого финансового потока автоматически делает этот поток дефицитным.

. По методу оценки во времени

.1 Настоящий - НДП. Характеризует денежный поток фирмы как единую сопоставимую его величину, приведенную по стоимости к текущему моменту времени

.2 Будущий - БДП. Единая сопоставимая величина денежного потока фирмы, приведенная по стоимости к конкретному предстоящему моменту времени. Понятие «будущий» денежный поток определяет номинальную идентифицированную его величину в предстоящем моменте времени (или в разрезе интервалов будущего периода), служит базой дисконтирования в целях приведения к настоящей стоимости.

. По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде

.1 Регулярный - РДП.

Характеризует поток поступления или расходования денежных средств по отдельным хозяйственным операциям (денежным потокам одного вида), который в рассматриваемом периоде осуществляется постоянно по отдельным интервалам этого периода. Регулярным являются большинство видов денежных (финансовых) потоков, генерируемых операционной деятельностью фирмы: потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита во всех его формах; денежные потоки, обеспечивающие реализацию долгосрочных реальных инвестиционных проектов и т.п. В рамках жизненного цикла фирмы преимущественная часть его денежных потоков носит регулярный характер.

.2 Дискретный - ДДП. Отражает поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени. Характеризуется одноразовым расходованием денежных средств, связанным с приобретением предприятием целостного имущественного комплекса; покупкой лицензии франчайзинга; поступлением финансовых средств в порядке безвозмездной помощи. При определенном минимальном временном интервале все денежные потоки фирмы могут рассматриваться как дискретные.

. По масштабам обслуживания хозяйственного процесса

.1 Денежный поток фирмы в целом - ДПФ. Наиболее агрегированный вид денежного потока, аккумулирующий все виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственный процесс фирмы в целом.

.2 По отдельным структурным подразделениям - ДПЦО.

Дифференциация денежного потока фирмы по отдельным подразделениям, являющимся самостоятельными объектами управления в системе организационно-хозяйственного построения фирмы (центрам ответственности).

.3 По отдельным хозяйственным операциям - ДПХО. В системе хозяйственного процесса фирмы такие виды денежного потока представляют собой первичный объект самостоятельного управления.

По стабильности временных интервалов формирования регулярные финансовые потоки характеризуются следующими видами:

·    с равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода, он носит характер аннуитета;

·              с неравномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода. Примером такого финансового потока может служить график лизинговых платежей за арендуемое имущество с согласованными сторонами неравномерными интервалами времени их осуществления на протяжении периода использования актива.

Финансовое состояние предприятия зависит от умения менеджеров управлять потоками денежных средств.

2.2 Сбалансированность потоков денежных средств. Методы ее регулирования

Хозяйственная деятельность любого предприятия неразрывно связана с движением денежных средств. Каждая хозяйственная операция вызывает либо поступление, либо расходование денежных средств. От полноты и своевременности обеспечения процессов снабжения, производства и сбыта продукции денежными ресурсами зависят результаты основной деятельности предприятия, степень его финансовой устойчивости и платежеспособности, конкурентные преимущества, необходимые для текущего и перспективного развития. По направленности движения денежных средств различают приток денежных средств (положительный денежный поток) и отток денежных средств (отрицательный денежный поток). Чистый денежный поток - это разность между положительным и отрицательным денежными потоками денежных средств в анализируемом периоде времени. Управление денежными потоками требует постоянного мониторинга (системы наблюдения) равномерности и синхронности формирования положительного и отрицательного денежного потока в разрезе отдельных интервалов прогнозного периода. Под регулирование сбалансированности денежных потоков понимают выбор наиболее рациональных форм управления и регулирования их объема во времени и пространстве (по филиалам и бизнес-единицам - ЦФО) исходя из условий и особенностей хозяйственной деятельности предприятия (корпорации).

Основные цели их оптимизации: обеспечение сбалансированности денежных поступлений и выплат в течение всего года;

достижение синхронности образования доходов и расходов во времени и пространстве;

обеспечение роста чистого денежного потока (резерва денежной наличности) предприятия в прогнозном периоде. Ключевые объекты оптимизации можно представить в следующем виде: положительный денежный поток;

отрицательный денежный поток; остаток денежных средств на конец расчетного (прогнозного) периода; чистый денежный поток (резерв денежных средств).

На результаты хозяйственной деятельности предприятия негативно влияют как дефицитный, так и избыточный денежный поток. Негативные последствия дефицитного денежного потока проявляются в падении уровня общей платежеспособности и снижении ликвидности баланса предприятия. Характерные его признаки - рост объема просроченной кредиторской задолженности по товарным и финансовым операциям; увеличение продолжительности операционного и финансового циклов; падение доходности активов и собственного капитала; вынужденная продажа части внеоборотных активов; упущенная возможность в получении прибыли.

Отрицательные последствия избыточного денежного потока выражаются в: потере реальной стоимости временно свободных денежных средств из-за влияния инфляционного фактора; утрате потенциального дохода от неиспользуемой части денежных средств в процессе краткосрочного инвестирования; снижении в конечном итоге рентабельности активов и собственного капитала. Методы оптимизации дефицитного (отрицательного) денежного потока зависят от времени его возникновения - краткосрочного или долгосрочного периода.

Сбалансированности дефицитного денежного потока в краткосрочном интервале времени достигают посредством ускорения привлечения денежных средств и замедления их расходования (выплат). Например, ускорить привлечение денежных средств в краткосрочном периоде можно за счет: полной предоплаты за реализуемую продукцию, пользующуюся повышенным спросом у потребителей; снижения срока предоставления коммерческого кредита покупателям товаров; применения современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (учета и залога векселей, факторинга, форфейтинга) и др.

Замедления выплат денежных средств в краткосрочном периоде достигают путем: увеличения по согласованию с поставщиками сроков предоставления предприятию-изготовителю коммерческого (товарного) кредита; замены приобретения капитальных активов, требующих обновления, на их финансовую аренду (лизинг); реструктуризации кредитного портфеля предприятия посредством перевода краткосрочных кредитов в долгосрочные и т.д. Увеличение объема положительного денежного потока в долгосрочном периоде может быть обеспечено с помощью: денежный поток финансовый дефицит

дополнительного выпуска акций;

привлечения стратегических инвесторов с целью повышения объема акционерного капитала;

привлечения долгосрочных банковских кредитов;

продажи части или всего объема финансовых активов, входящих в инвестиционный (фондовый) портфель;

реализации (или сдачи в аренду) неиспользуемых основных средств;

продажи недостроенных объектов, числящихся в составе незавершенного строительства, потенциальным инвесторам. Снижение объема дефицитного денежного потока в долгосрочной перспективе можно обеспечить за счет:

отказа от реализации новых проектов, включенных в инвестиционную программу предприятия;

консервации объектов незавершенного строительства;

отказа от долгосрочных финансовых вложений;

снижения сумм постоянных издержек.

Способы оптимизации избыточного денежного потока связаны с обеспечением роста инвестиционной активности предприятия. К этим способам относят:

рост объема капиталовложений, направляемых на обновление основного капитала;

ускорение периода проектирования и строительства производственных объектов;

проведение мероприятий по диверсификации выпускаемой продукции и рынков ее сбыта;

расширение объемов портфельного инвестирования;

досрочное погашение долгосрочных кредитов (по согласованию с банками).В системе мер по оптимизации денежных потоков предприятия важное место занимает их сбалансированность во времени и пространстве (по его бизнес-единицам - ЦФО).

Несоответствие между притоком и оттоком денежных средств в отдельные периоды года создает для предприятия дополнительные финансовые трудности. При достаточно высокой продолжительности таких периодов для него возникает реальная угроза потери финансовой устойчивости и даже банкротства.

Завершающим этапом оптимизации является создание условий максимизации чистого денежного потока (резерва денежных средств), что обеспечивает повышение темпов экономического развития предприятия, прежде всего за счет внутренних источников финансирования (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Увеличение объема чистого денежного потока может быть достигнуто за счет проведения следующих мероприятий: снижения удельных переменных издержек в цене товара; понижения абсолютного объема постоянных издержек;

проведения рациональной налоговой политики, обеспечивающей снижение величины суммарных налоговых выплат;

осуществления гибкой ценовой политики, ориентированной на ценового лидера; использования способов ускоренной амортизации внеоборотных активов;

усиления претензионной работы с контрагентами для обеспечения полного и своевременного взыскания штрафных санкций.

Результаты оптимизации денежных потоков находят свое отражение в бюджете движения денежных средств, составляемом на предстоящий период (месяц, квартал).

.3 Основные направления и методы устранения дефицита финансовых средств

Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой. Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств.

Последствия дефицита денежных средств могут быть для предприятия весьма неприятными, а в некоторых случаях - плачевными. Некоторые из них перечислены ниже.

·    Задержки в выплате заработной платы сотрудникам предприятия.

·              Рост кредиторской задолженности перед контрагентами (в частности, перед поставщиками и подрядчиками), банками и иными финансово-кредитными организациями.

·              Рост кредиторской задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также по иным обязательным платежам.

·              Заметное снижение ликвидности активов предприятия.

·              Увеличение производственного цикла из-за несвоевременной поставки сырья, материалов и комплектующих вследствие неплатежей (или задержки платежей) поставщикам и подрядчикам.

Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним причинам относятся те, что зародились на самом предприятия и обусловлены его спецификой. Наиболее распространенные из них - это:

·    Потеря одного или нескольких крупных покупателей продукции (работ, услуг), отсюда заметное снижение объемов реализации.

·              Недостатки в планировании и управлении ассортиментом продукции предприятия, что также может вызвать падение объемов продаж.

·              Слабая реализация финансового планирования на предприятии либо отсутствие финансового планирования.

·              Отсутствие оптимальной организационной структуры финансовых служб предприятия.

·              Отсутствие управленческого учета. В настоящее время только бухгалтерского учета явно недостаточно для эффективного управления предприятием.

·              Потеря контроля над затратами предприятия.

·              Нерациональное использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

·              Низкая квалификация персонала предприятия, в первую очередь - специалистов бухгалтерского, финансового и управленческого учета.

Внешние причины возникновения дефицита денежных средств не зависят от предприятия. Среди них могут быть следующие:

·    Жесткая конкуренция со стороны других производителей аналогичных товаров (работ, услуг).

·              Возникновение кризиса неплатежей.

·              Распространение неденежных форм расчетов (бартерные операции, зачеты взаимных требований и т. д.).

·              Дефицит или значительный рост цен на энергоносители.

·              Потери от экспорта продукции, вызванные снижением обменного курса валюты.

·              Противоречивость налогового законодательства, давление со стороны налоговых органов.

·              Высокая стоимость кредитных и иных привлеченных средств.

·              Инфляция.

Для преодоления дефицита денежных средств существует два основных пути, которые желательно реализовывать в комплексе: увеличение притока и уменьшение оттока денежных средств.

Как увеличить поступление денежных средств

Одним из наиболее распространенных способов увеличения поступления денежных средств на предприятие является продажа или сдача в аренду внеоборотных активов. При этом продажа дает сиюминутный и единичный приток денежных средств (за исключением случаев, когда внеоборотные активы продаются в рассрочку), а аренда обеспечивает постоянное поступление денег в течение всего периода аренды. Достаточно эффективным способом увеличения притока денежных средств является оптимизация и рационализация ассортимента выпускаемой продукции. Это выглядит вполне логично: зачем выпускать товары (выполнять работы, оказывать услуги), которые не пользуются спросом на рынке или пользуются ограниченным спросом? Следует переориентировать производство на более актуальный ассортимент.

В условиях неплатежей или чрезмерного распространения неденежных форм расчетов для увеличения притока денежных средств можно использовать механизм полной либо частичной предоплаты. В таком случае покупателям и заказчикам выдвигается жесткое условие: продукция предприятия будет поставляться только после поступления предоплаты на расчетный счет либо в кассу предприятия. Предоплату можно использовать в комплексе с еще одним эффективным способом увеличения притока денежных средств - разработкой и внедрением системы скидок для покупателей и заказчиков (чем больше сумма предоплаты, тем больше скидка). Без предоплаты лучше ничего не отпускать или отпускать с дополнительной наценкой. Для решения актуальных финансовых проблем можно использовать механизм краткосрочного финансирования в банке либо другом финансово-кредитном учреждении. Во многих случаях более удобным является не привлечение кредита, а открытие кредитной линии. При предоставлении предприятию кредита на расчетный счет перечисляются все деньги по договору. Через определенный период времени предприятие должно возвратить банку эту сумму с уплатой процентов. Что касается кредитной линии, то в данном случае денежные средства на расчетный счет предприятия не перечисляются. При необходимости компания имеет возможность в любой момент взять требуемую сумму и перечислить ее по назначению.

Сумма кредитной линии может быть исчерпана одним или несколькими платежами. При этом проценты рассчитываются за фактическое пользование денежными средствами. Кредитная линия, как и кредит, предоставляется на определенный срок, например на год. Это означает, что в течение года предприятие может по мере необходимости совершать платежи за счет заемных средств в пределах суммы кредитной линии. Например, предприятию нужно срочно оплатить поставщику 3 000 000 рублей (предположим, что в банке открыта кредитная линия на сумму 10 000 000 рублей). Предприятие оплачивает эту сумму за счет кредитной линии; через несколько дней, когда финансовое положение стабилизируется (например, крупную сумму оплатил покупатель продукции), предприятие возвращает эти 3 000 000 рублей банку. Если эта сумма была возвращена, например, через 5 дней, то и проценты предприятие должно будет уплатить только за эти 5 дней. Если предприятие имеет свои акции (облигации), то поправить финансовое положение можно за счет дополнительной эмиссии этих ценных бумаг. Однако систематическое использование данного метода может привести к их обесцениванию. Еще один способ увеличения притока денежных средств на предприятие - это поиск потенциального инвестора, в качестве которого может выступать юридическое либо физическое лицо, желающее вложить деньги в предприятие с целью получения в дальнейшем дивидендов от его деятельности. Также достаточно распространенным является такой способ привлечения денежных средств, как продажа дебиторской задолженности предприятия. Допустим, что какой-то покупатель (или несколько покупателей) имеет крупную задолженность перед предприятием за полученные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), однако рассчитаться за эти ценности не в состоянии. Чтобы получить хотя бы часть своих денег, предприятие может продать свою дебиторскую задолженность тому, кто согласится ее приобрести (разумеется, со значительной скидкой, которая в некоторых тяжелых случаях доходит до 50%).

Как уменьшить расходование денежных средств

Один из самых популярных способов уменьшения расходования денежных средств - это отсрочка платежей по текущим обязательствам. В некоторых случаях такую отсрочку предоставляют кредиторы, но нередко предприятие, испытывающее финансовые затруднения, задерживает платежи без согласия поставщиков. Уменьшить отток денежных средств также можно с помощью пересмотра структуры затрат предприятия и их оптимизации. Это относится не только к производственным, но и к общехозяйственным, коммерческим и другим расходам. Для экономии денежных средств предприятие должно использовать различные системы скидок, предоставляемых поставщиками, например: может быть установлена скидка за досрочный платеж или за приобретение крупной партии товара. Если предприятие осуществляет инвестиционную деятельность, то для оптимизации расходных денежных потоков можно пересмотреть ее программу. Очевидно, что в случае серьезных финансовых затруднений целесообразно отказаться от инвестиций либо иных финансовых вложений в пользу решения насущных проблем. Чтобы уменьшить расход денежных средств, можно перейти с теми либо иными поставщиками на неденежные формы расчетов: бартер, взаимозачет, расчеты векселями и т. д. Например, при проведении бартерной операции одновременно происходит экономия денежных средств и в то же время реализация товарно-материальных ценностей. Основные преимущества бартерных сделок (с точки зрения предприятия, погашающего задолженность).

·    Значительное снижение расходования денежных средств с одновременным сохранением прежних объемов производства.

·              Погашение задолженности без денежных трат.

·              Возможность расчета с контрагентами в случае, когда счета предприятия заморожены (например, по требованию налоговых органов).

·              Возможность даже при трудном финансовом положении отказаться от привлечения заемных денежных средств для сохранения непрерывного производственного цикла.

·              В некоторых случаях стоимость бартерных контрактов ниже обычных, денежных. Это обусловлено тем, что при осуществлении бартерных операций иногда можно уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Следует отметить, что бартерные сделки имеют свои недостатки, которые во многом обусловлены перечисленными выше преимуществами и в некотором роде представляют собой их зеркальное отражение. Например, вместо живых денег предприятие-дебитор получает товарно-материальные ценности, которые еще нужно кому-то продать. При этом появляются лишние затраты, связанные с хранением и реализацией полученных ценностей. Для дебитора стоимость бартерного контракта может оказаться выше стоимости обычного за счет некоторого увеличения суммы налогов, которые уплачиваются денежными средствами. Поэтому уговорить кредитора на бартерную сделку при изначальной договоренности о денежной форме расчета удается далеко не всегда: обычно такой вариант возможен только в том случае, когда задолженность безнадежна. Еще один эффективный способ экономии денежных средств производственного предприятия - переход на работу с давальческим сырьем (взятым у другого предприятия для переработки). Это избавляет организацию от необходимости платить за сырье живыми деньгами.


3. Расчет цены по двум наименованиям изделий, выпускаемых в цехе

В цехе выпускаются два прибора - А и К.

Для расчета цены данных приборов первоначально необходимо составить калькуляцию их себестоимости по следующим статьям:

-  сырье и материалы;

-       топливо и энергия для технологических целей;

-       основная заработная плата производственных рабочих;

-       дополнительная заработная плата производственных рабочих;

-       отчисления на социальные нужды;

-       расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

-       общепроизводственные расходы;

-       общехозяйственные расходы;

-       внепроизводственные расходы.

Исходные данные для расчета представлены в таблице Г.1 приложения Г.

Первоначально рассчитаем затраты на сырье и материалы по следующей формуле:

 (3.1)

где - величина материальных затрат, руб.;

 - норма расхода материала, кг/шт;

 - цена за единицу материала, руб/кг;

- объем выпуска продукции, шт.

Затраты на сырье и материалы составляют для прибора А:

Затраты на сырье и материалы составляют для прибора К:


Рассчитаем затраты на приобретение покупных изделий по формуле:

 (3.2)

где - величина затрат на приобретение покупных изделий, руб.;

 - расхода покупных изделий на единицу продукции, шт.;

 - цена за единицу покупных изделий, руб/шт.;

- объем выпуска продукции, шт.

Затраты на приобретение покупных изделий для прибора А: не осуществлялись.

Затраты на приобретение покупных изделий для прибора К:


В результате общая затрат по статье калькуляции «Сырье им материалы» (МЗ) с учетом значения коэффициента, учитывающего транспортно-заготовительные расходы () составит для прибора А и К соответственно: для прибора А


для прибора К

Представим результаты расчетов в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Расчет затрат по статье калькуляции «Сырье и материалы», руб.

Показатель

Прибор А

Прибор К

Затраты на сырье и материалы

77295600

37765920

Затраты на приобретение покупных изделий

-

10240000

Затраты по статье калькуляции «Сырье и материалы»

77295600

52806512


Далее рассчитаем затраты по статье «Топливо и энергия на технологические цели» по следующей формуле:

, (3.3)

где - величина затрат на тепловую и электрическую энергию, руб.;

 - нормы расхода соответственно электрической и тепловой энергии, кВт/ч, Гкал/шт.;

 - цены за единицу соответственно электрической и тепловой энергии, руб./кВт/ч, руб. / Гкал;

- объем выпуска продукции, шт.

Затраты по статье «Топливо и энергия на технологические цели» для прибора А:


Затраты по статье «Топливо и энергия на технологические цели» для прибора К:


Представим результаты расчетов в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Расчет затрат по статье калькуляции «Топливо и энергия на технологические цели», руб.

Показатель

Прибор А

Прибор К

Затраты на тепловую и электрическую энергию

3708000

2234976


Далее рассчитаем затраты по статье «Основная заработная плата производственных рабочих». Расходы по данной статье состоят из заработной платы основных рабочих-сдельщиков и вспомогательных рабочих-повременщиков и рассчитываются по следующей формуле:

 (3.4)

где - величина затрат по статье «Основная заработная плата производственных рабочих», руб.;

 - затраты на оплату труда основных рабочих-сдельщиков, руб.;

 - затраты на оплату труда вспомогательных рабочих-повременщиков, руб.

Затраты на оплату труда основных рабочих-сдельщиков будем рассчитывать по формуле:

 (3.5)

где  - затраты на оплату труда основных рабочих-сдельщиков, руб.;

 - заработная плата основных рабочих-сдельщиков, руб.;

 - премия основных рабочих-сдельщиков, руб.

Величину заработной платы рассчитаем как:

 (3.6)

где  - сдельная расценка на 1 изделие, руб.; - объем выпуска продукции, шт.

В то же время сдельную расценку определим по формуле:

 (3.7)

где  - часовая тарифная ставка i-го разряда, руб./ч;

- норма времени для выпуска 1 единицы изделия, ч.

Часовую тарифную ставку i-го разряда рассчитаем по формуле:

 (3.8)

где  - месячная ставка i-го разряда, руб.;

- среднее количество рабочих часов в месяце, ч.

Месячная тарифная ставка рассчитывается по формуле:

 (3.9)

где  - месячная ставка 1-го разряда, принятая на предприятии, руб.;

- тарифный коэффициент, соответствующий i-му разряду.

На предприятии ставка первого разряда составляет 289000 руб. С учетом того, что среднее количество рабочих часов в месяц составляет 168 ч. Соответственно на основании формул 2.4-2.9 и приложения Б произведем расчет указанных выше показателей для прибора А:



Далее рассчитаем затраты на оплату труда вспомогательных рабочих-повременщиков по формуле:

 (3.10)

где  - затраты на оплату труда вспомогательных рабочих-повременщиков, руб.;

 - заработная плата вспомогательных рабочих-повременщиков, руб.;

 - премия вспомогательных рабочих-повременщиков, руб.

Величину заработной платы вспомогательных рабочих-повременщиков рассчитаем как:

 (3.11)

где  - отработанное время за период, ч.; - количество вспомогательных рабочих-повременщиков, чел.

Часовая тарифная ставка рассчитывается по формулам 3.8-3.9.

Отработанное время рассчитаем по формуле:

 (3.12)

где  - отработанное время за период, ч.; - количество вспомогательных рабочих-повременщиков, чел.

Произведем расчет данных показателей для прибора А:


Произведем расчет данных показателей для прибора К:


Произведем расчет затраты по статье «Основная заработная плата рабочих» по формуле 2.4: для прибора А


для прибора К:


Результаты расчетов затрат по статье «Основная заработная плата рабочих» сведем в таблицу 3.3.

Таблица 3.3

Расчет затрат по статье калькуляции «Основная заработная плата рабочих», руб.

Показатель

Прибор А

Прибор К

Затраты на оплату труда основных рабочих-сдельщиков

5835968

9668464

Затраты на оплату труда вспомогательных рабочих-повременщиков

30702797

110089283,2

Затраты по статье «Основная заработная плата рабочих»

36538765

119757747,2


Далее рассчитаем затраты по статье «Дополнительная заработная плата рабочих» по формуле:

, (3.13)

где  - затраты по статье «Дополнительная заработная плата рабочих», руб.;

 - коэффициент доплат к основной заработной плате рабочих, %.

Рассчитаем затраты по статье «Дополнительная заработная плата рабочих» для прибора А:


Рассчитаем затраты по статье «Дополнительная заработная плата рабочих» для прибора К:


Результаты расчетов затрат по статье «Основная заработная плата рабочих» сведем в таблицу 3.4.

Таблица 3.4

Расчет затрат по статье калькуляции «Дополнительная заработная плата рабочих», руб.

Показатель

Прибор А

Прибор К

Дополнительная заработная плата рабочих

9134691

29939436,8


Рассчитаем затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» по формуле:

, (3.14)

где  - затраты по статье «Отчисления на социальные нужды», руб.;  - процент отчислений на социальные нужды, %.

Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» составляют:

для прибора А


для прибора К


Результаты расчетов затрат по статье «Отчисления на социальные нужды» сведем в таблицу 3.5.

Таблица 3.5

Расчет затрат по статье калькуляции «Отчисления на социальные нужды», руб.

Показатель

Прибор А

Прибор К

Отчисления на социальные нужды

12788568

41915211,5


Остальные статьи калькуляции произведем в целом на весь объем производственной программы предприятия.

Так, затраты по статье «Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования включают в себя»:

-  амортизацию оборудования;

-       расходы по текущему ремонту оборудования;

-       расходы по эксплуатации оборудования.

Расчет амортизации оборудования за квартал рассчитаем по формуле:

, (3.15)

где  - амортизация оборудовании за квартал, руб.;

 - годовая норма амортизации;

 - средняя стоимость 1 единицы оборудования; - количество оборудования, ед.

Количество оборудования рассчитаем по формуле:

, (3.16)

где  - трудоемкость производственной программы, ч;

 - эффективный фонд времени работы оборудования, ч.

Трудоемкость производственной программы рассчитаем по формуле:

, (3.17)

где , - трудоемкость единицы изготовления соответственно 1 и 2 вида продукции;

, - объем производства соответственно 1 и 2 вида продукции.

Рассчитаем амортизацию оборудования:


Соответственно общая сумма затрат по статье «Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования включают в себя» составят 36888000 руб., в том числе:

-  амортизация оборудования - 14688000 руб.;

-       расходы по текущему ремонту оборудования - 18920000 руб.;

-       расходы по эксплуатации оборудования - 3280000 руб.

Распределим общую величину затрат по статье «Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования» между видами продукции. За базу распределения примем основную заработную плату рабочих. Отношение основной заработной платы по прибору А к основной заработной плате по прибору К составляет 0,5. Соответственно, затраты по статье «Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования» составляют:

-  по прибору А -12198796 руб.;

-       по прибору К -19022739 руб.

Далее рассчитаем затраты по статье «Общепроизводственные затраты». К ним относятся следующие виды затрат:

-  амортизация зданий и сооружений цеха;

-       заработная плата административно-управленческого цеха;

-       расходы по содержанию зданий, сооружений и инвентаря цеха;

-       затраты на тепловую и электрическую энергию на бытовые нужды.

Рассчитаем заработную плату отдельных категорий административно-управленческого персонала по формуле:

, (3.18)

где - отработанное время за квартал, ч.; - количество работников, чел.

Часовая тарифная ставка рассчитывается по формулам 3.8-3.9. В расчетах будем использовать данные приложении Г.

Рассчитаем заработную плату конструкторов 1-й категории:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем заработную плату инженеров-технологов 2-й категории:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем заработную плату технолога производства:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем заработную плату нормировщика:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем заработную плату ведущего экономиста:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем заработную плату заместителя начальника цеха:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем заработную плату начальника цеха:


с учетом премии в размере 30%


Рассчитаем общую сумму затрат на оплату труда административно-управленческого персонала цеха:


Далее рассчитаем затраты на тепловую и электрическую энергию на бытовые нужды по формуле 2.3:


В результате общая сумма затрат по статье «Общепроизводственные расходы» составляет 60007907 руб., в том числе:

-  амортизация зданий и сооружений цеха - 5605000 руб.;

-       заработная плата административно-управленческого цеха - 36101707 руб.;

-       расходы по содержанию зданий, сооружений и инвентаря цеха - 15480000 руб.;

-       затраты на тепловую и электрическую энергию на бытовые нужды - 2821200 руб.

Распределим затраты по данной статье по видам продукции. Базой распределения выступает основная заработная плата рабочих. С учетом данного соотношения, затраты по статье «Общехозяйственные расходы» составляют:

-  по прибору А - 29318663 руб.

-       по прибору К - 64347611,1 руб.

Согласно исходным данным, затраты по статье «Общехозяйственные расходы» составляют 385 % от затрат по статье «Основная заработная плата рабочих». Соответственно, затраты по статье составляют:

-  по прибору А - 133366492 руб.;

-       по прибору К - 461067326,7 руб.

Рассчитаем производственную себестоимость по каждому прибору и результат занесем в таблицу 3.6.

Таблица 3.6

Производственная себестоимость, руб.

Статья затрат

Прибор А

Прибор К

Сырье и материалы

77295600

52806512,0

Топливо и энергия для технологических целей

3708000

2234976,0

Основная заработная плата рабочих

36538765

119757747,2

Дополнительная заработная плата рабочих

9134691

29939436,8

Отчисления на социальные нужды

12788568

41915211,5

Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования

18865261

11959604,0

Общепроизводственные затраты

29318663

64347611,1

Общехозяйственные расходы

133366492

461067326,7

Итого производственная себестоимость

321016040

784028425,3


Далее рассчитаем полную себестоимость приборов. Результаты расчетов занесем в таблицу 3.7.

Таблица 3.6 - Полная себестоимость, руб.

Статья затратПрибор АПрибор К



Сырье и материалы

77295600

52806512,0

Топливо и энергия для технологических целей

3768000

2234976,0

Основная заработная плата рабочих

36538765

119757747,2

Дополнительная заработная плата рабочих

9134691

29939436,8

Отчисления на социальные нужды

12788568

41915211,5

Расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования

18865261

11959604,0

Общепроизводственные затраты

29318663

64347611,1

Общехозяйственные расходы

133366492

461067326,7

Итого производственная себестоимость

321016040

784028425,3

Внепроизводственные расходы

11235561

19600710,63

Итого полная себестоимость

332251601

803629135,9


Далее рассчитаем себестоимость единицы продукции

по прибору А


по прибору К


Далее рассчитаем отпускную цену изделия, которая складывается из полной себестоимости, прибыли и косвенных налогов.

Прибыль определяется на основе запланированного уровня рентабельности от полной себестоимости.

, (3.19)

где - прибыль, руб.; - полная себестоимость единицы продукции, руб.; - уровень рентабельности, %.

Прибыль на единицу продукции составляет:

по прибору А


по прибору К


Тогда оптовая цена составит

по прибору А

(руб.)

по прибору К

(руб.)

Произведем расчет косвенных налогов. Величина НДС составляет 20 %. При этом сумма косвенного налога будет равна: по прибору А

(руб.)

по прибору К

(руб.)

В результате отпускная цена составит:

по прибору А

(руб.)

по прибору К

(руб.)

Список использованных источников

1.   Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. №71-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. - №4 - 2/1623.

2.      Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. №19 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. - №40. - 8/10662.

.        Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. №19 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 67. - 8/18345.

.        Ильин, А.И. Экономика предприятия. Краткий курс / А.И. Ильин. - Мн: Новое знание, 2007. - 236 с.

.        Кондратьева, М.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Кондратьева. - Ульяновск: УлГТУ,2008. - 241 с.

.        Круковская, Т.А. Организация управленческого учета по методу «директ-костинг» / Т.А. Круковская // Бухгалтерский учет. - 2010. - №10. - С. 120-123.

7.   Панков, Д.А. Управленческий учет и анализ: учебное пособие / Гос. ин-т управления и социальных технологий БГУ - Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. - 222.

8.   Пашковская, Л.В. Использование калькуляции себестоимости по переменным издержкам для оценки эффективности функционирования производства / Л.В. Пашковская // Бухгалтерский учет и анализ. - 2011. - №2. - С. 11-16.

9.   Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник - 5-е изд., перераб. и доп. / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

10.    Соколов А.Ю. Управленческий учет накладных расходов. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 443 с.

.        Титов, В.И. Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

.        Управленческий учет: учебное пособие: для студентов, обуч. по спец. «Бух. учет, анализ и аудит» / М.М. Каверин [и др.]; под ред. Я.В. Соколова. - Москва: Магистр, 2009. - 428 с.

.        Ходоровский, М.Я. Системное противоречие между максимизацией маржинального дохода и минимизацией операционного риска / М.Я. Ходоровский, О.В. Зубкова // Экономический анализ: теория и практика - 2010. - №23. - С. 16-22.

Похожие работы на - Дефицит финансов предприятия и методы его устранения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!