Роль и основы формирования учетной политики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,93 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и основы формирования учетной политики

Содержание

 

Введение

1. Роль и основы формирования учетной политики

1.1 Формирование учетной политики предприятия

1.2 Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности

2.1 Понятие и классификация бухгалтерской финансовой отчетности

2.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности

3. Влияние учетной политики на показатели бухгалтерской финансовой отчетности

3.1 Формы бухгалтерской отчетности

3.2 Влияние учетной политики на показатели бухгалтерской отчетности

3.3 Совершенствование процесса формирования бухгалтерской отчетности в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Финансово-хозяйственная ситуация на предприятии может быть представлена по-разному: без нарушения правил и принципов учета, но путем выделения одних ее сторон и нивелирования других. С разделением налогового, финансового и управленческого учета именно эти возможности учетной политики выходят на первый план.

В современных условиях в зависимости от целей, поставленных менеджерами фирмы, величина формируемого финансового результата может варьироваться в сторону, как увеличения, так и уменьшения. Сроки включения затрат в себестоимость, подходы к определению величины отдельных статей затрат, формирование фондов и резервов за счет источников, включаемых в себестоимость, могут существенно занизить потенциальный финансовый результат, подлежащий распределению между собственниками. Это может послужить целям пополнения средств на развитие предприятия.

В то же время, действуя в аналогичной ситуации, но выбрав иной вариант учетной политики, можно добиться обратного эффекта, если, например, приоритетным в данном периоде является привлечение инвесторов, получение кредитов и т.п.

Таким образом, умело составленная учетная политика является одним из важнейших инструментов управления деятельностью фирмы и достижения поставленных целей менеджмента. Именно этим и определяется актуальность данной работы.

Кроме того, грамотно составленная учетная политика должна помочь бухгалтерам, экономистам, аналитикам фирмы, которые не могут по каким-либо причинам оперативно связаться напрямую со своими руководителями (например, работают в отдаленных филиалах), уяснить общую стратегию организации и ведения налогового и бухгалтерского учета в компании в целом и на их участках работы в частности. Положения учетной политики должны помочь им избежать ошибок и противоречий в отражении учетных и отчетных данных, пронизать все уровни управления организацией корпоративным духом.

Универсального решения для всех (или хотя бы большинства) организаций в области формирования и раскрытия эффективной учетной политики не существует

Цель курсовой работы - раскрытие учетной политики организации и изучение влияния на показатели бухгалтерской отчетности.

Теоретико-методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

формирование учетной политики организации;

изучение места и роли учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;

рассмотрение понятия и классификации бухгалтерской отчетности;

изучение нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности;

рассмотрение форм бухгалтерской отчетности;

изучение влияния учетной политики на показатели отчетности;

выявление совершенствования процесса формирования бухгалтерской отчетности в России.

Предметом является влияние учетной политики на показатели бухгалтерской отчетности.

При написании работы были использованы различные учебники таких авторов, как: Кондраков Н.П., Сапожникова Н.Г., издания профессиональной периодической печати, нормативно-правовая база в области бухгалтерского учета.

1. Роль и основы формирования учетной политики


1.1 Формирование учетной политики предприятия


Учетная политика предприятия, утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету Российской Федерации. Обычно разрабатывает учетную политику бухгалтер. [5]

В учетной политике, как правило, отражаются только те вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговый инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства. [8, c.115]

Кроме того, стоит отметить, что учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.

Согласно национальному бухгалтерскому стандарту ПБУ 1/2008, под учетной политикой предприятия понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [5]

В указанном Положении по учетной политике установлены допущения и требования, которые являются отправными моментами для организации при принятии учетной политики.

Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления.

Исходя из содержания ПБУ 1/2008, определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). [5]

Положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными подразделениями (филиалами, представительствами).

В соответствии с вышеуказанным нормативным документом только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить - в указанные сроки.

При этом при формировании учетной политики предполагается:

что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);

что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);

что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);

что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). [5]

При формировании учетной политики организации, ее выборе и обосновании по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету. [9, c.91]

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает ее руководитель организации. Учетная политика, а также вносимые в нее изменения оформляются организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. [5]

При формировании учетной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год.

В соответствии с пунктом 10 ПБУ 1/2008, изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

учетная политика бухгалтерская отчетность

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. [5]

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Говоря о структуре, учетную политику условно можно разделить на три раздела: [13, c.311]

I Организационно - технический раздел. В нем нужно предусмотреть:

формы первичных учетных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки;

формы регистров налогового учета. В этих формах необходимо указывать реквизиты, приведенные в ст.313 НК РФ;

правила документооборота.;

порядок контроля за хозяйственными операциями.

II Учетная политика для целей бухгалтерского учета. В нем нужно установить:

способы амортизации основных средств и нематериальных активов;

порядок учета и списания в производство сырья и материалов;

перечень резервов, который будет составлять предприятие;

порядок списания общехозяйственных расходов и т.д. [13, c. 200]

III Учетная политика в целях налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, в этом разделе предприятие должно указать, как оно будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.

Для удобства предприятие может объединить II и III разделы учетной политики. Так, в разделе, касающемся учета основных средств можно сразу указать, какой метод начисления амортизации предприятие применяет в целях бухгалтерского, а какой - в целях налогового учета. [15, c.110]

Степень совмещения ведения бухгалтерского и налогового учетов служит причиной существования различных подходов к ведению налогового учета.

1.2 Место и роль учетной политики организации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета


Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в РФ. Согласно п.2, 3 ст.8 "Учетная политика" Федерального закона "О бухгалтерском учете": "Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами". [4]

Порядок формирования, оформления и раскрытия учетной политики рассмотрен в положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). В соответствии с п.8 этого нормативного документа учетная политика организации подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.). [5]

"Изобретенный" организацией способ бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатов организаций.

При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.д., или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства. [8, c.115]

Так, например, согласно ст.11 НК РФ: "институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том же значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". [3]

Таким образом, если организация, используя инструменты учетной политики, сможет обосновать применение того или иного способа бухгалтерского учета, что в свою очередь будет считаться элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, и будет выражаться в разработке институтов, понятий и терминов, то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей налогообложения в НК РФ, будет для целей налогообложения действовать бухгалтерский способ. Такая законодательная позиция имеет место в настоящее время.

Следовательно, учетная политика организации может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности


2.1 Понятие и классификация бухгалтерской финансовой отчетности


Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о состоянии имущества и средств организации, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости предприятия и представление необходимой информации о финансовом состоянии предприятия пользователям бухгалтерской отчетности. [16, c.150]

Рисунок 1 - Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пользователи делятся на внешних и внутренних. К внутренним пользователям относятся руководитель, учредители, собственники имущества. К внешним - налоговые органы, банки, органы статистики, кредиторы и т.п. Отчетность, сформированная на основании бухгалтерского учета, является основанием для того, чтобы в зависимости от полученного за отчетный период дохода определить размер налогов, которые подлежат уплате в бюджет государства. [16, c.115]

Основными требованиями, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность, являются:

. Достоверность. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде Отчета о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации - в виде Отчета о движении денежных средств.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года).

. Полезность. Информация, представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть полезна. Информация считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна.

Информация уместна, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.

Сравнимость информации означает возможность для пользователей отчетности сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности.

Информация своевременна, если она способна наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей, связанные с принятием решений, т.е. если достигнут баланс между ее уместностью и надежностью.

. Полнота. Бухгалтерская отчетность должна давать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Полнота обеспечивается единством указанных выше отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

. Существенность. В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

. Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

. Последовательность. Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. [16, c.91]

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по различным признакам (рисунок 2).

Рисунок 2 - Классификация отчетности

1. В зависимости от назначения отчетность может быть:

внутренняя (управленческая) - для руководителей различных уровней управления, составляется по правилам и в сроки, установленные руководством хозяйствующего субъекта;

внешняя (финансовая) - для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, налоговых служб и т.д.), формируется по правилам, установленным государством.

. В зависимости от периода составления отчетность может быть:

промежуточная - составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев);

годовая - содержит итоговые показатели деятельности организации за календарный год.

. По степени детализации различают отчетность:

общую - характеризует хозяйственную деятельность всей организации;

специальную - раскрывает информацию об отдельных направлениях деятельности организации (материально-техническое снабжение, состояние расчетов с дебиторами или кредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг и т.п.)

. По степени обобщения отчетность подразделяется:

единичная - охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного на отдельный баланс;

сводная - раскрывает объединенные показатели юридического лица, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдельный баланс;

консолидированная - раскрывает информацию о группе взаимосвязанных организаций, каждая из которых может быть самостоятельным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.).

Отчетность выполняет две основные функции:

информационную, в соответствии которой характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности предприятия;

контрольную, которая заключается в наблюдении, как внешних, так и внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. [16, c.134]


2.2 Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности


В настоящее время в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

уровень - Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

уровень - положения по бухгалтерскому учету;

уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

уровень - внутренние документы конкретной организации (указанная система закреплена в проекте Федерального закона).

К нормативным документам первого, высшего, законодательного, уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относят федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К ним относят: Конституцию Российской Федерации, Гражданский, Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы и пр. Особое место в этом уровне системы занимают Федеральный закон "О бухгалтерском учете".

Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, не могла обойти вниманием такой важный элемент хозяйственной жизни общества, как бухгалтерский учет. Так, из статьи 71 (пунктов "ж", "р") во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункта "б" части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности [1].

В первой части ГК РФ законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения [2].

Федеральный закон №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", принятый 6 декабря 2011 г., стал важнейшим звеном российского бухгалтерского законодательства. В нем был обобщен опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем были определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета [4].

Закон "О бухгалтерском учете" состоит из IV глав и 30 статей.

Данный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;

закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;

повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства [4].

Второй уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности занимают Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством (таблица 1).

Таблица 1 - Действующие ПБУ

Название документа

1

2

ПБУ 1/2008

"Учетная политика организаций"

ПБУ 2/2008

"Учет договоров строительного подряда"

ПБУ 3/2006

"Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

ПБУ 4/99

"Бухгалтерская отчетность организации"

ПБУ 5/01

"Учет материально-производственных запасов"

ПБУ 6/01

 "Учет основных средств"

ПБУ 7/98

 "События после отчетной даты"

ПБУ 8/2010

"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"

ПБУ 9/99

 "Доходы организации"

ПБУ 10/99

 "Расходы организации"

ПБУ 11/2008

"Информация о связанных сторонах"

ПБУ 12/2000

 "Информация по сегментам"

ПБУ 13/2000

 "Учет государственной помощи"

ПБУ 14/2007

 "Учет нематериальных активов"

ПБУ 15/2008

"Учет расходов по займам и кредитам"

ПБУ 16/2002

 "Информация по прекращаемой деятельности"

ПБУ 17/2002

 "Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы"

ПБУ 18/2002

 "Учет расчетов по налогу на прибыль"

ПБУ19/2002

 "Учет финансовых вложений"

ПБУ 20/2003

 "Информация об участии в совместной деятельности"

ПБУ 21/2008

"Изменение оценочных значений"

ПБУ 22/2010

"Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

1

2

ПБУ 23/2011

"Отчет о движении денежных средств"

Из перечисленных положений особенно важным является Положение "Учетная политика организаций", так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений [5].

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами [5].

Требование полноты указывает на необходимость полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца [5].

Методический уровень включает в себя методические указания по ведению бухгалтерского учета, в том числе, инструкции, рекомендации и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и другое. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Требования нормативных документов первого и второго уровней конкретны и однозначны, они обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.

Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Остановимся на этом документе более подробно.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовывать необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.

Третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Внутренние документы организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.

В соответствии ст.8 Закона о бухгалтерском учете организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации [16, c.45].

Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации - в организациях.

3. Влияние учетной политики на показатели бухгалтерской финансовой отчетности


3.1 Формы бухгалтерской отчетности

Приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности организаций <http://www.mosbuhuslugi.ru/services/buhgalterskaya-otchetnost>, применяемые при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. Они заменят формы бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 №67н.

В состав бухгалтерской отчетности включены бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Такой состав предусмотрен п.5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н) [7].

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках включают в себя формы отчетов об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств.

Вместо приложения к бухгалтерскому балансу организации должны будут составлять пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в виде табли. Причем разрабатывать соответствующие таблицы организациям придется самостоятельно.

Новые формы бухгалтерской отчетности не имеют тех номеров, которые были присвоены им Приказом от 22.07.2003 №67н.

В отличие от прежних в новые формы добавлены новые строки и графы. При этом детализацию показателей по статьям отчетов организации будут определять самостоятельно.

Бухгалтерский баланс теперь состоит только из одной таблицы, которая, в свою очередь, состоит из двух частей − актива и пассива.

В новой форме бухгалтерского баланса отсутствует Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Таким образом, остатки по забалансовым счетам в новых формах годовой бухгалтерской отчетности отражать не придется.

В таблице появились новые графы. Слева от графы "Наименование показателя" (графа 2) находится графа "Пояснения" (графа 1), где бухгалтер должен указывать номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу. Заполнять эту графу следует составлять только при формировании годовой бухгалтерской отчетности.

В прежней форме необходимо было указывать значение показателей на начало года (графа 3) и на конец отчетного периода (графа 4). В новой форме бухгалтерского баланса необходимо будет приводить значение показателей на 31 декабря двух лет, которые предшествуют отчетному периоду (графа 5 и 6), а также на отчетную дату текущего отчетного периода.

В разд.1 "Внеоборотные активы" новой формы бухгалтерского баланса исключена статья "Незавершенное строительство" и добавлена строка "Результаты исследований и разработок". При составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. сальдо по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" следует отражать в составе показателя "Прочие внеоборотные активы".

В прежней форме бухгалтерского баланса расходы на исследования и разработки отражались в составе показателя "Прочие внеоборотные активы".

В разд.2 "Оборотные активы" теперь не приводится расшифровка запасов, а дебиторская задолженность отражается по одной статье как долгосрочная, так и краткосрочная.

В разд.3 "Капитал и резервы" появилась новая строка "Переоценка внеоборотных активов", по которой отражается дооценка объектов основных средств и нематериальных активов. В прежней форме бухгалтерского баланса эти суммы включались в состав показателя "Добавочный капитал".

Из разд.5 "Краткосрочные обязательства" исключены статья "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате дохода", а также расшифровка по статье "Кредиторская задолженность".

В Отчете о прибылях и убытках необходимо приводить данные за отчетный период текущего года (графа 4) и за аналогичный период прошлого года (графа 5).

Организация может включать в состав годовой бухгалтерской отчетности пояснения к Отчету о прибылях и убытках. Номера пояснений к показателям Отчета о прибылях и убытках указывают в графе "Показатели" (графа 1) при составлении бухгалтерской отчетности за год.

Состав показателей Отчета о прибылях и убытках, начиная от показателя "Выручка" до показателя "Прибыль (убыток) до налогообложения", не изменился. Другими стали коды строк.

В новой форме отсутствует раздел "Расшифровка отдельных прибылей и убытков".

Кроме того, изменилась и та часть таблицы Отчета о прибылях и убытках, которая заполняется после показателя "Прибыль (убыток) до налогообложения".

В частности, в новой форме Отчета о прибылях и убытках показатели "Текущий налог на прибыль", "Изменение отложенных налоговых активов" и "Изменение отложенных налоговых обязательств" расположены в обратной последовательности.

Изменились и названия строк: вместо "Отложенные налоговые активы" − "Изменение отложенных налоговых активов", вместо "Отложенные налоговые обязательства" − "Изменение отложенных налоговых обязательств".

Показатель "Постоянные налоговые обязательства (активы)" в новой форме Отчета отражается как составная часть показателя "Текущий налог на прибыль". В прежней форме отчета о прибылях и убытках этот показатель отражался в разделе "Справочно".

В разделе "Справочно" новой формы Отчета о прибылях и убытках рассчитывается показатель "Совокупный финансовый результат периода", который отражает изменение показателя "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за отчетный период. Для его расчета в разделе "Справочно" необходимо указать два показателя:

− результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;

− результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода.

Совокупный финансовый результат периода определяется как сумма строк "Чистая прибыль (убыток)", "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода".

Новая форма отчета об изменениях капитала состоит из трех разделов.

Раздел 1: величина собственного капитала организации (графа 8) складывается из:

− уставного капитала (графа 3);

− собственных акций, выкупленных у акционеров (графа 4);

− добавочного капитала (графа 5);

− резервного капитала (графа 6);

− нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (графа 7).

В разд.1 новой формы отчета об изменениях капитала, как и прежде, отражается величина собственного капитала организации по состоянию на 31 декабря:

− отчетного года (код строки 3300);

− года, предшествующего отчетному (код строки 3200);

− года, который предшествует предшествующему отчетному периоду (код строки 3100).

Кроме того, включаются данные об изменении собственного капитала организации за отчетный год и за год, предшествующий отчетному периоду. Причем показатели, которые влияют на величину собственного капитала организации, разделены на две группы − увеличение (код строки 3310 и 3210) и уменьшение (код строки 3320 и 3220) собственного капитала.

Раздел 2. Вместо раздела "Резервы" в новую форму отчета об изменениях капитала включен раздел "Корректировка в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок". В последнем разделе новой формы отражаются только чистые активы, а суммы целевого финансирования в новой форме отражать не следует [6].

В таблице разд.2 отражаются корректировки собственного капитала по состоянию на 31 декабря года, предшествовавшего:

− отчетному периоду;

− предшествующему отчетному периоду.

Сначала необходимо указать величину собственного капитала до корректировки, затем отразить величину корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок и рассчитать величину собственного капитала после корректировок.

Ниже аналогичные данные приводятся в отношении нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и других статей капитала, по которым осуществляется корректировка.

Раздел 3. В разделе 3 новой формы Отчета об изменениях капитала приводятся данные о величине чистых активов по состоянию на 31 декабря:

− отчетного года;

− года, предшествовавшего отчетному периоду;

− года, предшествовавшего предшествующему отчетному периоду.

В Отчете о движении денежных средств отражаются показатели:

− за отчетный период (графа 3);

− за аналогичный период прошлого года (графа 4).

Движение денежных средств, как и прежде, отражается отдельно:

− по текущей деятельности;

− по инвестиционной деятельности;

− по финансовой деятельности.

В раздел "Движение денежных средств по текущей деятельности" новой формы отчета о движении денежных средств добавлены новые строки. Из раздела "Движение денежных средств по инвестиционной деятельности", напротив, исключены отдельные сроки. Состав показателей раздела "Движение денежных средств по финансовой деятельности" новой формы отчета о движении денежных средств также не соответствует прежнему составу показателей.

3.2 Влияние учетной политики на показатели бухгалтерской отчетности


Согласно утвержденному приказом Минфина РФ, Положению по бухгалтерскому учету 1/2008 "Учетная политика организации", под учетной политикой организации понимается выбранная и используемая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как: методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [5].

Во многих случаях российское законодательство по бухгалтерскому учету предусматривает не один, а несколько различных способов отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности тех или иных активов, обязательств, доходов и расходов. Право выбора в этих случаях остается за организацией.

Принятую учетную политику следует обязательно раскрыть в пояснительной записке к годовой финансовой отчетности. Это связано с тем, что, читая финансовую отчетность организации, внешний пользователь не во всех случаях может определить, в какой оценке отражен тот или иной показатель, поскольку его оценка зависит от выбора, сделанного в учетной политике. То есть, без знания учетной политики, применяемой организацией, нельзя адекватно судить об уровне и составе показателей, отраженных в российской финансовой отчетности. Прежде, чем использовать эти показатели для анализа и принятия управленческих решений на основе сделанных аналитических выводов, следует разобраться в том, какие оценки тех или иных показателей представлены в данном конкретном финансовом отчете.

Следует заметить, что чем больше возможностей выбора способов ведения бухгалтерского учета предусмотрено в действующим законодательстве, тем труднее читать финансовую отчетность без знания учетной политики организации. Следовательно, отмена в российском законодательстве по бухгалтерскому учету возможности выбора отдельных методов учета и отчетность позволит уменьшить разброс оценок показателей финансовой отчетности по уровню и составу, что облегчит чтение и понимание отчетности.

Элементами учетной политики, которые влияют на уровень и состав финансовой отчетности являются следующие: [13, c.306]

способ амортизации основных средств (4 способа);

выбор по переоценке основных средств (два варианта);

принятие решения об отражения актива в составе внеоборотных или оборотных в отношении объектов, которые дешевле 20000 руб. (два варианта);

способ оценки при выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (3 способа);

методы списания материально-производственных запасов в производство или на продажу (4 метода);

принятая оценка готовой продукции на одноименном счете 43 (две оценки);

принятый способ списания общехозяйственных расходов (два способа);

выбранная база для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов (много показателей, которые устанавливаются отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство);

способ оценки незавершенного производства (4 способа);

выбор по созданию резерва по сомнительным долгам (два варианта);

выбор по созданию резервов предстоящих расходов (два варианта);

оценка товаров и тары в розничной торговли на счете 41 "Товары" (три оценки);

представление в бухгалтерском балансе информации по авансам выданным и расчетам с поставщиками (два способа);

представление в бухгалтерском балансе информации по авансам полученным и расчетам с покупателями (два способа);

представление в бухгалтерском балансе и в отчете о прибылях и убытках информации об отложенных налогах (два способа).

Кроме того, действующее российское законодательство в некоторых случаях предусматривает, чтобы право выбора основывалось на профессиональном мнении бухгалтера, который должен оценить вероятность наступления того или иного события либо существенность факта хозяйственной деятельности по влиянию на финансовую отчетность.

Это касается отражения в финансовой отчетности информации об условных фактах хозяйственной деятельности, событиях после отчетной даты, применения принципа осмотрительности при отражении отложенного налогового актива [19, c.112].

На основе профессионального мнения бухгалтера, кроме того, согласно российскому законодательству по бухгалтерскому учету делается вывод об обесценении материально-производственных запасов, а также об обесценении финансовых вложений, по которым не определяется рыночная стоимость. В случае обесценения этих активов, создаются резервы под их обесценение, а в финансовой отчетности эти активы показываются по текущей рыночной стоимости. Оценка величины создаваемых резервов под обесценении также базируется на профессиональном мнении бухгалтера.

Срок, в течение которого следует включить в себестоимость продукции, работ, услуг расходы будущих периодов также в некоторых случаях устанавливается с учетом профессионального мнения бухгалтера.

Возможность формировать некоторые показатели финансовой отчетности, базируясь на профессиональном мнении бухгалтера, приводит к тому, что разные финансовые специалисты сформируют в итоге неодинаковую финансовую отчетность, требующую специальных пояснений к оценке ее отдельных показателей [19, c.101].

3.3 Совершенствование процесса формирования бухгалтерской отчетности в России


Юридически ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы собственности, масштабов ее деятельности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию о ее имущественном и финансовом состоянии, о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики и пр., что позволяет управлять финансово-хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение запланированных целей, разрабатывать перспективные планы развития экономического субъекта. Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации. Учетная информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и во вне [11, c.15].

Для пользователей особенно важна качественная и полезная бухгалтерская информация. Ценность (значимость) информации определяется ее возможностью оказать влияние на принятие тех или иных управленческих решений.

Все это делает бухгалтерский учет необходимым инструментом управления, т.к. управленческие решения основываются на информации, а основная информация о фактах хозяйственной жизни, хозяйственных процессах происходящих в деятельности организации заключена в бухгалтерских регистрах и различных формах отчетности.

Бухгалтерская отчетность организации это важнейший источник информации о ее имущественном и финансовом положении, результатах экономической деятельности, сведения которой помогают пользователям получить полную и достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации [13, c.55].

В последнее время идет активный процесс реформирования нормативно-законодательной базы, регламентирующей порядок ведения учета и формирования отчетности в нашей стране. Прежде всего, этот процесс безусловно связан с изменениями происходящими в экономической жизни нашей страны и переходом к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Безусловно, необходимость данных мер продиктована интересами и самого российского общества, вступившего в новую фазу экономико-правового развития. Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года "создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества" обозначены основополагающими принципами, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию.

Во исполнение этой цели, к настоящему времени, целый ряд нормативных документов (в сфере ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности) пересмотрен, дополнен, с учетом произошедших изменений и планируется принятие еще целого ряда таких документов.

Уже в настоящее время, отчетность, представляемая российскими компаниями по окончании отчетного года, существенно не отличается от отчетности, формируемой в соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности (МСФО).

Между тем, необходимо отметить, что состав отчетности, подготовленной в формате МСФО, не ограничивается только перечисленными обязательными формами отчетов. В связи с тем, что применение международных стандартов дает возможность получить более достоверные сведения о работе компаний любых отраслей и сфер деятельности, в МСФО 1 настаивается на обязательном представлении в первой отчетности информации, на основе которой внутренние и внешние пользователи смогут составить мнение о степени влияния использования концепций и методик международных стандартов на финансовое положение компании, ее финансовые результаты, величину фактических и прогнозируемых потоков денежных средств. В российской законодательной базе, пока такого требования нет [19, c.56].

До недавнего времени в качестве еще одного различия в формировании отчетности по российским правилам и МСФО, можно было отметить - периодичность ее составления и продолжительность отчетных периодов.

Так, в соответствии с МСФО, финансовая отчетность должна составляться как минимум ежегодно. Никаких требований к срокам начала и окончания отчетного периода МСФО не указывают. Составление промежуточной отчетности за периоды меньшие, чем год, в соответствии с МСФО - это право компании, а не ее обязанность.

В свете последних изменений, которые произошли в российском законодательстве, начиная с 01.01.2013г. для российских компаний предусмотрены следующие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии со ст.13 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ "экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года". Данное правило, по нашему мнению, еще более сближает требования к составлению отчетности по российским стандартам и МСФО [4].

Необходимо отметить, что в последние годы в России, в повседневной бухгалтерской практике международные стандарты финансовой отчетности находят все большее применение, но для одних категорий организаций это является обязательным в силу закона, для других - из-за требований учредителей и инвесторов.

Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

. принят Федеральный Закон от 06 декабря 2011года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который вступает в силу с 01.01.2013 года;

. принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", устанавливающий общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности;

. принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011г." 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации";

.07.07.2011г. определен экспертный орган для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав МСФО, на территории РФ. Им стала некоммерческая организация Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности";

. Приказом Минфина России от 02.07.2010г. № 66н утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы Приложений к ним, которые организации обязаны применять, начиная с отчетности за 2011г.;

. Приказом Минфина России от 02.02.2011г. № 1н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011), устанавливающее правила составления отчета о движении денежных средств.

Как уже было отмечено выше, с 01.01.2013г. требования к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности в России устанавливаются статьей 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ.

В бухгалтерском балансе организации теперь обязаны будут раскрывать сравнительную информацию за предыдущий период. Ведь согласно МСФО финансовая отчетность представляется как минимум за два периода: отчетный и предшествующий ему.

В отчете о прибылях и убытках организации будут обязаны представлять информацию о совокупном финансовом результате периода. В отличие от международной практики, по которой информация о совокупном доходе представляется справочно, (отметим, что в международной практике новые требования к представлению финансовой отчетности вступили в силу с отчетности за 2009г).

Изменилось и содержание "Отчета об изменениях капитала", новая форма которого, тоже приближена к требованиям МСФО. В частности, новый отчет об изменениях капитала стал состоять из трех разделов.

Несколько трансформирован и "Отчет о движении денежных средств" в него внесены изменения в структуре показателей, изменено название ряда показателей: показатель "чистые денежные средства от операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности" заменен на "результат движения - денежные средства от операционной (инвестиционной, финансовой) деятельности". Хотя представление в отчете процентов, дивидендов, налога на прибыль по-прежнему не соответствует международной практике.

Объем раскрываемой информации значительно возрос.

Новый закон придает обязательный характер и определяет функции и полномочия государственных и негосударственных органов с помощью совета по стандартам бухгалтерского учета

Таким образом, можно сделать вывод, что система принципов и требований к отчетности, определяемая МСФО, как в международной практике, так и в России рассматривается как следующий этап в совершенствовании бухгалтерского учета и является основным, приоритетным направлением развития методологии бухгалтерского учета в нашей стране.

Заключение


Учетная политика - относительно новое явление в экономической теории и практике работы отечественных предприятий. От ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельность организации по всем направлениям. В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

руководитель организации, т.к. он утверждает учетную политику;

бухгалтер организации, т.к. он формирует учетную политику, т.е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

финансовый директор организации, т.к. в его компетенции находятся вопросы оптимизации финансовых результатов и движения денежных потоков организации;

аудитор, т.к. учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;

налоговый инспектор, т.к. от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

В условиях нестабильности и противоречивости законодательства крайне сложно создавать достоверную бухгалтерскую отчетность при условии минимизации налоговых рисков. Особенно важным является разработка способов ведения бухгалтерского и налогового учета в нестандартных экономических и правовых ситуациях. Совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета находит отражение в системе внутренних стандартов. При этом базовым стандартом является учетная политика организации.

Необходимость формирования учетной политики у организации возникает, когда законодательными актами предусмотрено несколько вариантов способов бухгалтерского учета, и организация выбирает один из них: когда законодательство не содержит регламентаций отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций и действий, и организация разрабатывает их самостоятельно; когда организация утверждает особенности применения принципов, определенных вышестоящими нормативными документами, исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.

Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: минимизация уплачиваемых налогов; привлечение средств инвесторов; другие цели.

Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.

Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов.

Список использованных источников


1.      Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.      Гражданский кодекс РФ (действующая редакция от 14.11.2013)

.        Налоговый Кодекс РФ (действующая редакция от 01.09.2013)

.        Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ

.        Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, в ред. От 18.12.2012)

6.      Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.06.1999 г. № 43н. (в ред. От 08.11.2010)

7.      Приказ Минфина России от 2.07.2010 г. №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"  <http://www.garant.ru/hotlaw/federal/271113/> (ред. от 04.12.2012)

8.      Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации / Р.А. Алборов. - М.: КноРус, 2010. - 234 с.

9.      Богатырева Е.И. Формирование учетной политики организации. - М.: Бухгалтерский учет, 2008. - 215 с.

.        Бабаев Ю.А. и др. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / ВЗФЭИ; Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г. - 3 - е изд.; перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2011. - 180 с.

.        Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.

.        Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. - М.: Проспект, 2008. - 368 с.

.        Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. - М.: Омега-Л, Высш. шк., 2011 - 570 с.

.        Власов А.В. Основы теории бухгалтерского учета: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 426 с.

.        Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. М.: "Финансы и статистика", 2006г. - 160 стр

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет - М.: ИНФРА-М, 2009г. - 590 с.

.        Сапожникова Н., Денисов Н. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность. - М: Финансы и статистика. - 2008. - с.240.

.        Соколова Н.А., Томшинская И.Н. Бухгалтерская финансовая отчетность. - Спб: Питер. - 2011. - с.240.

.        СПС "Консультант Плюс"

.        Справочно-правовая система "ГАРАНТ"

Похожие работы на - Роль и основы формирования учетной политики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!