Валютный курс и его регулирование в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный курс и его регулирование в современных условиях

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ





КУРСОВАЯ РАБОТА

Валютный курс и его регулирование в современных условиях

Дисциплина «Деньги, кредит, банки»

Научный руководитель

доцент кафедры учета и финансов

кандидат экономических наук

Клейман Анна Владимировна

Курсовую работу выполнил:

студент группы Э-304

Фомин Сергей Игоревич


Челябинск 2014г.

ВВЕДЕНИЕ

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей России за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров, работ, услуг, бурное развитие торговли валютными фьючерсами и опционами. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования, возможностей и проблем.

Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, так как страна интегрируется в международные финансовые механизмы, и вступила в 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы.

Объектом курсовой работы является валютный курс РФ.

Предметом курсовой работы тогда выступает регулирование валютным курсом РФ.

Цель работы выявить проблемы и перспективы регулирования валютным курсом РФ в современных условиях.

Из цели вытекают задачи:

.Исследовать теоретические основы формирования и регулирования валютного курса.

. Исследовать особенности регулирования валютного курса в современных условиях.

. Выявить проблемы и перспективы регулирования валютного курса в РФ

При подготовке данной работы были использованы нормативно-правовые акты РФ; учебники, монографии отечественных и зарубежных авторов; материалы периодических изданий. Исследованием проблем регулированием валютного курса занимаются такие российские ученые, как Лаврушин О. И., Жуков Е. Ф., Белоглазова Е. Б., труды которых были изучены при подготовке настоящей работы.

При выполнении работы были использованы такие методы, как анализ, индукция и т.д.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматривается теоретические основы формирования регулирования валютного курса. Во второй главе представлены особенности регулирования валютного курса в современных условиях. В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы регулирования валютным курсом.

1.      Теоретические основы формирования и регулирования валютного курса

.1      Сущность и структура валютной системы

По мере интернационализации хозяйственных связей стран возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировом хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства. Причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Однако в международном обороте обычно используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран.

Интеграция стран, в том числе современной России, в мировое хозяйство вызывает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операциях.

Формирование устойчивых связей по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление исторически привело к формированию сначала национальных, а затем и мировых валютных систем. Поэтому валютную систему можно рассматривать с двух сторон:

во-первых, она является объективной реальностью, которая возникает с углублением экономических связей между странами;

с другой стороны, эта объективная реальность осознается и закрепляется в правовых нормах, институтах, международных соглашениях. Именно в этом смысле можно говорить о создании валютной системы как о целенаправленной деятельности. Таким образом, валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и формы их организации. Структура валютной системы состоит из трех важнейших сущностей такие как экономические отношения, правовые отношения и организационные отношения (в соответствии с рисунком 1).





Рисунок 1 - Важнейшие сущностные составляющие валютной системы

Также, необходимо сказать, что различаются национальная, региональная (межрегиональная) и мировая валютные системы.

Первоначально возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система - это совокупность валютно-экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, образуются и используются валютные ресурсы страны. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависит экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно-развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно-развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно - монополистического регулирования валютной сферы на национальных и наднациональных уровнях.

Всемирное хозяйство предъявляет определенные требования к мировой валютной системе, которая должна обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием расчетно-платежных средств; поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий в мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Однако выполнению этих требований препятствуют противоречия воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировой арене [13].

С середины XX столетия международные валютные отношения получают новый импульс развития. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствует развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам становятся важнейшими проблемами мирового хозяйственного развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых хозяйственных связей становится центральной задачей международной финансовой системы.

Международные валютные отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег как мировых денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы.

Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровне. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны. Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.

Национальная валютная система включает следующие основные составляющие:

национальную денежную единицу (национальная валюта);

состав официальных золотовалютных резервов;

паритет национальной валюты и механизм формирования валютного курса;

условия обратимости национальной валюты;

наличие или отсутствие валютных ограничений;

порядок осуществления международных расчетов стран;

режим национального валютного рынка и рынка золота;

национальные органы обслуживания и регламентирующие валютные отношения страны.

Связующим звеном между национальными валютными системами является паритет и валютный курс.

Паритет - это соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом.

Валютный курс представляет собой соотношение между валютами отдельных стран или «цену» валюты данной страны, выраженную в валютах других стран.

Международная валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Основными элементами международной валютной системы являются:

национальные и коллективные резервные валютные единицы;

состав и структура международных ликвидных активов;

механизм валютных паритетов и курсов;

условия взаимной обратимости валют;

формы международных расчетов;

режим международных валютных рынков и мировых рынков золота;

межгосударственные организации, регулирующие валютно-финансовые отношения (МВФ, МБРР и др.). Международная валютная система включает и комплекс международно-договорных и государственных правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.


1.2 Валютный курс как элемент валютной системы

Важным элементом международных валютных отношений является валютный курс как измеритель стоимостного содержания валют. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определяемое их покупательской способностью и рядом других факторов. Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций.

Валютный курс - это не технический коэффициент пересчета, а «цена» денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах (СДР) [9, с. 305].

Международная счетная валютная единица используется как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство.

Следующий элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, то есть размена на иностранные. Различаются свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемы на любые иностранные валюты. К этой категории относятся денежные единицы США, Канады, стран-членов ЕЭС, Швейцарии, Японии, Швеции, Австрии и др. Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые и финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не вводить валютные ограничения; Частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения; неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

Элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом или серебряном - базой валютного курса является монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Режим валютного курса является также элементом валютной системы. Различают фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.

Регулирование международной валютной ликвидности как элемента валютной системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется как показатель её платежеспособности. МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР и ЭКЮ, которые с 1999 г. заменены на евро, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в пределах 25% её квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото - валютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности по услугам некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.

Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений, то есть введенных в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Различают ограничения платежей по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (то есть операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов. На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.

Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. На валютном рынке осуществляется широкий круг операций, связанных с внешнеторговыми расчетами, миграцией капитала, туризмом, а также со страхованием валютных рисков и проведением интервенционных мероприятий.

Наконец, важный элемент валютной системы - институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах - органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе Европейский фонд валютного сотрудничества (1973- 1993 гг.), который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом. Перечисленные национальные и межгосударственные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Одним из важнейших элементов любой валютной системы является валютный курс, который показывает цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой. Существует три режима установления валютных курсов:

на основе золотых паритетов - определенному соотношению, устанавливаемому в законодательном порядке (или золотом стандарте);

При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой паритет - соотношение валют по их официальному золотому содержанию - и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Пределы колебаний валютного курса определялись расходами, связанными с транспортировкой золота за границу и фактически не превышали 1%. С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.

система фиксированных курсов валют;

При данном режиме центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой привязана валюта данной страны, к "валютной корзине" или к международной денежной единице. Особенность данного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени, то есть не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра.

система плавающих курсов валют, колеблющихся в зависимости от спроса и предложения;

При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Однако такой режим не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.

К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести: режим «скользящей фиксации» - где центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс, исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса и др., режим «валютного коридора» - центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса; режим «коллективного плавания» валют - курсы валют стран - членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

Валютное регулирование в широком смысле - это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких принципов, как:

деятельность государственных органов по управлению обращения валютой;

контроль государства за валютными операциями;

воздействие на курс национальной валюты;

ограничение использования национальной валюты;

совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:

накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

регулирование вывоза из страны стратегического сырья;

регламентирование вывоза или ввоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;

покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за её пределами;

определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

регламентирование репатриации и прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и во многом определяется валютной политикой государства. Валютная политикa - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением страны и её местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Валютное регулирование может быть:

прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющие порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования определяет его характер;

либеральным или ограниченным. Либеральное валютное регулирование направленно на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействуют на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законодательной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируется под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства (например, квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции).

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль - система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По сути, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, поэтому является его составной частью. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

1.3 Факторы формирования валютного курса

На формирование валютного курса оказывают влияние следующие основные факторы:

Бюджетно-налоговая политика внутри страны. Факторы, которые влияют на динамику изменения национального дохода, имеют большое воздействие и на валютный курс. Все зависит от того, что вызывает изменение в национальном доходе: если увеличение способности предложения продукции - курс валюты возрастает, если увеличение внутреннего спроса - падает. Так как сдвиги в совокупном спросе больше проявляют свое влияние в краткосрочном плане, а в предложении - в долгосрочном, количественная теория денег отражает прежде всего долгосрочный процесс, то есть случай, когда более высокий национальный доход означает и более высокую стоимость валюты страны.

Как было показано выше, реальный обменный курс связан с текущим счетом платежного баланса. Чем выше реальный обменный курс, тем дороже товары, произведенные национальными субъектами хозяйствования, по сравнению с товарами иностранного производства, тем ниже чистый спрос на экспорт, тем меньше величина положительного сальдо текущего счета платежного баланса.

Рис. 3. Влияние бюджетно-налоговой политики внутри страны на реальный обменный курс

Поскольку счет текущих операций должен уравновешивать счет движения капитала, это означает, что сальдо текущего счета равно разнице между сбережениями и инвестициями. Сбережения заданы функцией потребления и бюджетно-налоговой политикой: инвестиции заданы функцией инвестиций и мировой ставкой процента.

Сокращение государственных сбережений уменьшает величину S - I, что ведет к смещению вертикальной линии S - I влево, тем самым уменьшается предложение иностранной валюты для инвестиций. Более низкое предложение вызывает повышение реального обменного курса, то есть иностранная валюта становится более дорогой. За счет повышения ценности иностранной валюты товар, произведенный в данной стране, становится более дорогим по сравнению с импортным, что приводит к сокращению экспорта и увеличению импорта.

Бюджетно-налоговая политика за рубежом. Что происходит с обменным курсом национальной валюты, если правительства зарубежных стран увеличивают объемы государственных закупок или снижают налоги (тема 3 и 4)? Подобные изменения бюджетно-налоговой политики приводят к сокращению мировых сбережений, таким образом, повышают мировую ставку процента. Повышение мировой ставки процента снижает уровень внутренних инвестиций i, в результате растет S - I и, соответственно, NX. Таким образом, повышение мировой ставки процента ведет к образованию положительного сальдо текущих операций.

Рис. 4. Влияние бюджетно-налоговой политики за рубежом на реальный обменный курс

На рис. 4 показано, что в результате роста мировой ставки процента и сокращения объема инвестиций увеличивается предложение иностранной валюты, что ведет к снижению равновесного значения обменного курса. Таким образом, иностранная валюта становится менее ценным товаром, а товары собственного производства становятся менее дорогими по сравнению с импортными.

Денежная масса. Изменения валютных курсов, в конечном итоге, являются результатом изменения соотношения между национальными денежными единицами. На международной арене, как и на национальном рынке, стоимость валюты тем меньше, чем больше ее находится в обращении. Любые признаки быстрого роста денежной массы предвещают избыточное предложение валюты этой страны, что должно понизить ее цену.

Как правило, экономические агенты выбирают валюты тех стран, где они предполагают наибольшие расходы. Связь между национальным продуктом и спросом на национальные валюты играет центральную роль в количественной теории спроса на деньги. Уравнение количественной теории исходит из того, что предложение валют любой страны равно спросу на деньги, который прямо пропорционален стоимости ВНП. Для двух стран, валюты которых обмениваются, данное соотношение можно выразить следующим образом:

= k´P´Y и M* = k*´P*´Y*,                                                              (1)

где М и М* - национальное и зарубежное предложение денег;

Р и Р* - уровни цен;и Y* - реальный ВНП;

к и к* - поведенческие коэффициенты.

Уравнение количественной теории денег может быть использовано:

для определения соотношения уровня цен между странами:

/P* = (M/M*) (k*/k) (Y*/Y)                                                             (2)

для фиксированного обменного курса:

е = (MV ´ r*)/P*Y                                                                                    (3)

где М - предложение денег;- скорость обращения;* - процентная ставка за рубежом.

- Ожидаемая правительственная политика в отношении частных активов.

Политические ситуации в стране, предполагающие будущую конфискацию частной собственности, как правило, вызывают сброс национальной валюты и падение ее курса на международных валютных рынках. К аналогичному результату приводит угроза новых налогов на финансовые активы в этой валюте или введение валютных ограничений, блокирующих конвертируемость национальной денежной единицы в валюте других стран [11, с. 98].

Процентные ставки. Влияние процентных ставок так же, как и влияние реального национального дохода на валютный курс, определяется теми силами, которые воздействуют на сами процентные ставки. Если повышение процентных ставок связано с более жесткой денежно-кредитной политикой, то валютный курс на валютных рынках возрастает. Однако если процентные ставки в стране растут в результате инфляции или в результате увеличения государственного дефицита, то вряд ли можно ожидать укрепление курса валюты страны в будущем.

Поэтому действия правительства, направленные на повышение обменного курса рубля и поддержание высоких ставок процентов по ГКО, в конечном итоге должны привести к утечке капиталов с рынка США на рынок России. Это, в свою очередь, увеличит предложение доллара на внутреннем рынке России, что приведет к понижению обменного курса рубля в исходную точку 6000 руб. за 1 доллар.

Ожидаемая инфляция. Ожидаемая инфляция не будет способствовать укреплению валютного курса страны.

(реальный обменный курс) = е (номинальный обменный курс) ´ (Р/P*)

где Р/P* - уровень цен в стране и за рубежом. (4)

Тогда номинальный обменный курс

е = e ´ (Р*/P)                                                                                   (5)

Если повышается уровень цен на национальном рынке (Р), номинальный обменный курс сократится. Если повышается уровень цен за рубежом (Р*), то номинальный обменный курс повысится. Поэтому изменение номинального обменного курса во времени может быть записано следующим образом:

е (в %) = e (в %) + [(Р* (в %) - Р (в %)]                                         (6)

На изменение номинального обменного курса оказывают влияние два фактора: реальный обменный курс и разница в изменениях цен. Поскольку Р (в %) - это ожидаемый уровень инфляции p внутри страны, а Р* (в %) - ожидаемый уровень инфляции p* за рубежом, то номинальный обменный курс можно записать следующим образом:

е (в %) = e (в %) + (p* - p)                                                             (7)

Данное уравнение показывает, что изменение номинального обменного курса валют двух стран равно сумме изменений реального обменного курса и прогнозируемой разницы темпов инфляции. Если в какой-либо стране темпы инфляции выше, чем в России, то с течением времени на рубль можно будет приобрести все больше и больше иностранной валюты. И наоборот.

Влияние внешнеторговой политики. Протекционистская политика, как правило, ведет к росту чистого экспорта.

Рис. 5. Влияние протекционистской политики на реальный обменный курс

Ограничение импорта ведет к росту спроса на чистый экспорт, и, следовательно, растет реальный обменный курс. Этот вывод является еще одним аргументом в борьбе за либерализацию международной торговли. Поскольку протекционистская политика не затрагивает ни инвестиции, ни сбережения, она не может повлиять на счет движения капитала, а следовательно, на счет текущих операций.

2. Особенности регулирования валютного курса в современных условиях

.1 Субъекты регулирования валютного курса

Валютные операции, в которых участвуют резиденты и нерезиденты, а также уполномоченные банки и другие финансовые учреждения, подлежат валютному контролю. Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» определяет полномочия государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля, включая в их состав:

НБУ, является главным органом валютного контроля, а также уполномоченные банки;

органы Государственной налоговой службы России;

Министерство транспорта и связи России;

Государственную таможенную службу России. К компетенции НБУ относятся:

осуществление контроля за выполнением правил регулирования валютных операций на территории России по всем вопросам, не отнесенных декретом к компетенции других государственных органов;

обеспечение выполнения уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля в соответствии с настоящим Декретом и другими актами валютного законодательства России.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти банки.

ГНСУ осуществляет финансовый контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами на территории России.

Министерство транспорта и связи России осуществляет контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей через таможенную границу России.

ГТСУ контролирует соблюдение правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу России.

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение валютного законодательства определяется следующими основными нормативными документами:

Законом России «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»;

Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля»;

Положением НБУ «О валютном контроле».

В частности, Положение о валютном контроле определяет основные принципы осуществления НБУ функций главного органа валютного контроля в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Законом России «О Национальном банке России» и Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Действующее законодательство предусматривает санкции за нарушение валютного законодательства.

Например, осуществление коммерческими банками или финансово-кредитными учреждениями операций с валютными ценностями без получения генеральной лицензии НБУ влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости) указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюту России по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций, с исключением банка из Государственного реестра банков или без такого исключения.

Положение о валютном контроле определяет порядок привлечения к ответственности и применения штрафа за нарушение валютного законодательства. В случае выявления нарушений валютного законодательства со стороны банков или финансово-кредитных учреждений уполномоченные работники НБУ составляют протокол, вручают руководителю (должностному лицу, исполняющему его обязанности) банка, финансово-кредитного учреждения, или их обособленного структурного подразделения, где непосредственно проводилась соответствующая проверка.

В случае выявления государственными органами валютного контроля и государственными контрольными и правоохранительными органами нарушения банками или финансово-кредитными учреждениями валютного законодательства составляется акт или справка о проверке, которые вместе с копиями документов, подтверждающих факт нарушения, направляются в территориальные управления НБУ по месту проведения указанных проверок. Уполномоченные работники территориальных управлений НБУ анализируют полученные материалы и при наличии состава правонарушения протоколируют их.

Банки в Положении «О валютном контроле» отмечается, что функции агента валютного контроля - это обязанности уполномоченного банка, другого финансового учреждения и национального оператора почтовой связи, получившие от НБУ генеральные лицензии на осуществление валютных операций, по осуществлению контроля за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти учреждения.

Отсутствие в уполномоченных банках, других финансовых учреждениях и в национального оператора почтовой связи документов, подтверждающих правомерность проведения ими валютных операций своих клиентов, при условии, что с даты осуществления этих операций прошло не более пяти лет, квалифицируется как неосуществление этими учреждениями функций агента валютного контроля [15].

Получение резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов без регистрации в Национальном банке договоров, предусматривающих выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по заимствованным у них кредитам, займам в иностранной валюте, за исключением тех случаев, при которых законодательством России разрешено осуществлять такие операции без регистрации договоров, влечет наложение штрафа в сумме, эквивалентной 1% от суммы полученного кредита или займа в иностранной валюте, пересчитанная в национальную валюту России по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковским металлам, установленному Национальным банком на день получения кредита, займы, с последующей обязательной регистрацией указанных договоров.

К резидентам, нерезидентам, виновным в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются следующие меры ответственности (финансовые санкции).

Обжалование действий по наложению взысканий производится в судебном порядке. Суммы взысканных штрафов направляются в Государственный бюджет России.

2.2 Методы регулирования валютного курса

Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕВС (Европейская валютная система) и другие организации. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т. д.

Основные методы регулирования валютных курсов - валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.

Валютные интервенции центральных банков направлены на противодействие снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, так как не только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям.

Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.

В Российской Федерации термин «валютная интервенция» обычно употребляется в связке с задачей поддержания российского рубля <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C>, его стабильного курса по отношению к доллару США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%80_%D0%A1%D0%A8%D0%90>, когда Центральный Банк РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> продаёт доллары и/или евро, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. И наоборот, скупка иностранной валюты Банком России влечёт за собой падение курса российского рубля. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, поэтому при больших нарушениях в системе платёжного баланса валютная интервенция может в конце концов привести к истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценивания национальной валюты.

В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны, и в результате курс валюты понижается.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т. е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободноконвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, швейцарский франк, канадский доллар, шведскую крону, японскую иену, английский фунт стерлингов и евро.

Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые Международным валютным фондом (МВФ). Используются для безналичных международных расчетов между странами - членами МВФ и с МВФ путем записи на специальных счетах, а также в качестве расчетной единицы МВФ; являются международным резервным активом.

Выпускаемые платежные средства распределяются между странами в размерах, пропорциональных квоте последних в МВФ.

СДР выполняют ряд функций мировых денег по регулированию платежных балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости национальных валют, но не имеют собственной стоимости и реального обеспечения.

2.3 Организация регулирования валютного курса в РФ

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона [1].

Валютная политика включает конкретные механизмы воздействия на валютный курс и платежный баланс, процедуру принятия решений, состав и полномочия органов, отвечающих за их реализацию.

Под валютным регулированием понимают:

деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

контроль за валютными операциями;

воздействие на валютный курс национальной валюты;

ограничения использования иностранной валюты;

совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями;

Валютное регулирование есть во всех странах мира и включает в себя мероприятия по осуществлению тех или иных регулирующих функций в области валютной политики:

регулировать вывоз из страны стратегического сырья;

регламентировать ввоз или вывоз национальной валюты из страны, покупку-продажу ценных бумаг;

покупку недвижимости на территории страны (резидентами и нерезидентами);

курс валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

регулируемый порядок проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

порядок репатриации прибыли.

Валютное регулирование определяется проводимой государством валютной политикой и может носить как либеральный (в странах с открытой экономикой), так и ограничительный характер.

Методы валютного регулирования сложно разделить на административные и экономические, хотя на практике они взаимосвязаны.

Административные включают ряд жестких, принудительных мер, установленных государством законодательным путем и обязательных для исполнения. Отменить действия этих мер может только государство.

Экономические - воздействие на участников внешнеэкономических отношений путем экономической заинтересованности в определенных формах осуществления тех или иных валютных операций

В целях реализации валютной политики государство осуществляет валютный контроль.

Валютный контроль - согласованная система мер по обеспечению выполнения тех или иных мероприятий для осуществления детального контроля за:

экспортно-импортными операциями.

операциями с ценными бумагами на внешнем рынке.

деятельностью нерезидентов.

правами и обязанностями резидентов.

валютообменными операциями.

продажей части валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности.

Что касается Российской Федерации, то здесь выделяют следующие основные организационно-правовые формы валютного контроля.

Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы, а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется большинство направлений валютного контроля путем проведения проверок. Общий валютный контроль распространяется на валютные операции всех участников валютных отношений. Он базируется, прежде всего, на непосредственной проверке документации контролируемого объекта. Как организационная форма <http://www.eldorado.ru/cat/detail/71037207/?utm_source=admitad&utm_medium=cpa&utm_campaign=pricelist&utm_content=71037207>, общий валютный контроль представляет собой объединение федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов.

В качестве ключевого звена системы общего валютного контроля валютно-экспортный контроль России наделялся следующими правами:

получать информацию от любых органов и агентов валютного контроля Российской Федерации;

получать информацию от Министерств внутренних дел, безопасности, обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации и по ставшим известными им фактам нарушения валютного законодательства:

проводить документальные проверки валютных операций резидентов и нерезидентов;

требовать у юридических и физических лиц документы, связанные с осуществлением валютных операций;

обращаться за содействием к иностранным правительственным и неправительственным организациям, фирмам и банкам за содействием при проведении проверок деятельности за рубежом российских юридических и физических лиц;

привлекать аудиторские фирмы для проведения аудита внешнеэкономической деятельности проверяемых объектов.

Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных Банку России агентов - уполномоченных банков. Общими для этих субъектов являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации. Если уполномоченный банк контролирует только операции своих клиентов, то Банк России, как орган валютного контроля, проверяя уполномоченный банк, следит за выполнением:

валютных правил в самостоятельных операциях уполномоченного банка;

обязанностей агента валютного контроля при проведении клиентских операций;

валютных правил клиентами банка при проведении через данный уполномоченный банк валютных операций.

Организация валютного контроля в РФ строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм: общей, банковской и таможенной. Их одновременное применение позволяет государству, во-первых, использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, во вторых, учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

3. Проблемы и перспективы регулирования валютного курса в РФ

.1 Проблемы регулирования валютного курса в РФ

В условиях глобализации актуализируется проблема организации надгосударственного валютного регулирования. На международном уровне валютное регулирование осуществляется такими международными финансовыми организациями, как Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, международные клубы кредиторов, Межгосударственный банк Содружества Независимых Государств и другие. Международной организацией, оказывающей косвенное воздействие на валютные правоотношения, выступает Всемирная торговая организация.

Данные международные организации и Российская Федерация заключают международные договоры, регулирующие валютные операции, осуществляемые на мировых валютных рынках, и международные расчеты. Эти договоры могут быть различными: универсальными, региональными, многосторонними, двухсторонними, но «именно договоры точно отражают действительные намерения сторон... придают надежность межгосударственным отношениям». Среди международно-правовых актов, так или иначе регулирующих валютные отношения, можно назвать Бреттон-Вудские соглашения 1944 г., которыми учреждены Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.

В специальной литературе отмечается, что деятельность органов валютного регулирования и валютного контроля, представляющих Российскую Федерацию в международных финансовых отношениях, должна рассматриваться как неотъемлемая часть государственной финансовой и валютной политики и соответствовать целям и принципам такой политики на определенном этапе развития российской государственности.

В настоящее время наша страна стремится к полной конвертируемости рубля. Однако необходимо помнить, что отмена всех валютных ограничений с 1 января 2007 г. не означает, что рубль превратился в конвертируемую валюту. Для этого необходимо создание таких экономических предпосылок, как значительная доля участия России в мировом разделении труда, новые экономические достижения.

В Российской Федерации денежно-кредитную политику, в том числе и валютную, осуществляет Центральный банк РФ. Валютная политика проводится в режиме управляемого плавающего курса рубля в целях сглаживания резких колебаний обменного курса.

Основным законом, регулирующим валютные отношения, выступает ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает обязанность резидентов и нерезидентов ведения в установленном порядке учета и составления отчетности по проводимым ими валютным операциям, обеспечения установленного регламента сохранности соответствующих документов и материалов. Вместе с тем в ч. 2 ст. 11 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержится запрет государственным органам устанавливать требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Некорректность формулировки п. 2 ч. 2 ст. 24 указанного Закона затрагивает физических лиц, на которых также распространяется принцип резидентства.

Для устранения коллизии п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона необходимо изложить в следующей редакции: «Вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора (кроме физических лиц в случаях, указанных в статье 11 настоящего Закона)».

Другим недостатком рассматриваемого нормативно-правового акта является то, что ч. 3 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит прямой запрет органам валютного регулирования устанавливать требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений на осуществление валютных операций.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» разграничивает деятельность органов государственной власти в рассматриваемой сфере общественных отношений на регулирующую и контрольную, но не надзорную.

Вместе с тем министр финансов ежегодно утверждает план контрольной и надзорной работы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В этой связи целесообразно уточнить наименование Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, переименовав ее в Федеральную службу финансово-бюджетного контроля. В настоящее время, исходя из названия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, можно сделать вывод о том, что формально-юридически данный орган не вправе осуществлять чисто контрольные полномочия.

Для более четкой регламентации контрольных и надзорных функций органов исполнительной власти в целом и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в частности необходимо законодательное закрепление категорий «государственный контроль» и «государственный надзор».

Валютный контроль является одним из самых жестких административных ограничений свободы внешнеэкономических связей. Через него прошли многие страны в период экономических кризисов. Устанавливая валютные ограничения внешней торговли, государство тем самым фактически признает, что в настоящий момент у него отсутствуют экономические рычаги для создания привлекательного инвестиционного климата в стране, который мог бы сделать просто бессмысленным сокрытие валютных средств за рубежом.

Однако для развитых стран с рыночной экономикой характерна тенденция повсеместной отмены валютного контроля.

Таким образом, при нормализации развития российской экономики тоже должно происходить снижение роли валютного контроля как меры административного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности и возрастание его информационной роли. С точки зрения технологии это должно реализовываться в переходе от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению товара и каждого платежа к выборочному контролю и формированию обобщенных информационных массивов, используемых для принятия управленческих решений.

3.2 Перспективы и тенденции регулирования валютного курса в РФ

Доминирующая держава всегда лучше защищена от внешних влияний при формулировании и проведении в жизнь финансовой политики. Она также способна осуществлять свои внешнеполитические задачи с меньшими затратами, равно как и оказывать значительное влияние на другие страны. Помимо этого, имеются и чисто экономические выгоды. Страна, валюта которой имеет международный статус, т.е. в значительном количестве сосредоточена в руках иностранцев, получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью денежных знаков и фактическими издержками их изготовления.

Государства, которые используют фиксированный курс, в основном привязывают свои валюты к доллару или к корзинам валют с преобладанием доллара. Они вряд ли произведут значительные изменения в ближайшее время. Кроме того, большинство стран Латинской Америки и Азии имеют более тесные торговые связи с США, чем с Европой. Они, скорее всего, не станут сбрасывать доллары, но могут постепенно диверсифицировать свои резервные запасы.

Определенно можно сказать лишь, что если сдвиги в структуре резервов от доллара к евро и произойдут, этот процесс будет постепенным. Центральные банки в других странах мира, безусловно, не станут продавать доллары и покупать евро в больших объемах, если это приведет к уменьшению их долларовых активов. Не подлежит сомнению, что усиление роли какой-либо валюты как резервного средства может происходить только если ее эмитент имеет общий дефицит платежного баланса. Другими словами, если запасы резервной валюты растут, то на нее должен существовать не только спрос, но и предложение.

Согласно исследованию, проведенному Банком международных расчетов, сейчас доллар используется в 80% всех валютообменных операций. Почти половина мировой торговли ведется в долларовых ценах. Это побуждает корпорации, вовлеченные в международную торговлю, вести внутреннюю балансовую отчетность в долларах. Но существование единой валюты для большей части Европы приводит к постепенному увеличению доли торговых операций между Европой и другими странами, номинированных в евро. Это, в свою очередь, вынуждает иностранных трейдеров вести балансовую отчетность в евро. Но эти операции касаются меньшей части международных активов в иностранной валюте. Более важными являются зарубежные инвестиции и займы. Как и в случае с официальными резервами, направление и размер потоков частного капитала в Европе будут определяться размером, емкостью и ликвидностью рынков суверенных облигаций, выпущенных в евро, а также характеристиками рынка частных капиталов. В некоторой степени давление на евро, оказываемое перетоком капитала, ищущего большую доходность, может компенсироваться за счет увеличения надежности номинированных в евро ценных бумаг.

Главная слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат различных государств. Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

Неоднородность социально-экономических структур повлечет за собой неодинаковую «проводимость» денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории союза, что может снизить ее общую эффективность.

Сама валютная интеграция является мощным ускорителем интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж.

Объединению рынков служат также трансъевропейские системы расчетов ТАРГЕТ и система Банковской ассоциации евро (ЕБА).

Выступая на заседании комитета Государственной думы, С.Швецов сказал: «Мы откажемся от ориентиров по валютному курсу к 2015г.». Он указал, что ЦБ отказывается от проведения валютных интервенций для влияния на курс национальной валюты. В то же время Банк России будет совершать покупку и продажу валюты для других целей. В частности, в течение года приходится совершать покупку иностранной валюты для последующей продажи Министерству финансов в целях пополнения золотовалютных резервов.

Отвечая на вопрос депутатов, изменится ли ситуация на банковском рынке в связи со вступлением РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), он ответил, что Россия в ходе переговоров не пошла ни на какие уступки по допуску иностранных финансовых структур на российский рынок. При этом С.Швецов отметил, что Банк России «не собирается ориентировать финансовую политику на цели, связанные с протекционизмом».

Отметим, что ЦБ РФ с 24 июля 2012г. расширил коридор бивалютной корзины (0,45 евро и 0,55 доллара США) с 6 до 7 руб. Тогда же регулятор снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала, на 5 коп.: с 500 млн.долл. до 450 млн.долл.

Постепенный переход к режиму инфляционного таргетирования является приоритетной задачей Банка России в среднесрочной перспективе. Отмечается, что увеличение потенциальной гибкости валютного курса будет способствовать повышению действенности процентной политики, которая используется Центробанком для обеспечения ценовой стабильности.

Банк России изменял параметры механизма курсовой политики 27 декабря 2011г. Тогда регулятор расширил с 5 до 6 руб. операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (сумма 0,45 евро и 0,55 долл.), используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса. Также в рамках реализации курсовой политики ЦБ снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 коп., с 600 млн до 500 млн долл.

Это результат работы Центробанка, который накануне вечером сообщил, что будет регулировать ситуацию на валютном рынке в «ручном режиме».

Напомним, негативный внешний фон обострение ситуации в Крыму и резкие заявления заокеанских политиков, угрожающих экономическими санкциями и политической изоляцией в отношении России привели к резкому снижению курса рубля в понедельник, 3 марта: доллар и евро обновили исторические максимумы, достигнув 37 рублей и 51,2 рубля соответственно. Удержать российскую валюту от обвала помогли интервенции регулятора, которые, по оценкам дилеров, превысили 10 миллиардов долларов. При этом ЦБ РФ сообщил, что в понедельник сдвинул границы бивалютного коридора на 35 копеек, до уровней 35,75-42,75 руб., это рекордный сдвиг границ коридора в этом году. Стоимость корзины немного отступила от верхней границы коридора, оставаясь в зоне повышенных интервенций, отмечают эксперты.

Центробанк выпустил пресс-релиз, в котором сообщил, что «в связи с ростом волатильности на внутреннем валютном рынке переходит к ежедневному определению параметров курсовой политики исходя из оценки текущей ситуации». «Банк России на 3 марта 2014 года установил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала курсовой политики на 5 копеек, на уровне 1,5 миллиарда долларов США (28 февраля 2014 года эта величина равнялась 350 миллионам долларов США). Прочие параметры курсовой политики Банка России остались без изменений. В результате указанной корректировки произошло уменьшение чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных Банком России валютных интервенций».

Регулятор может в случае необходимости усилить свое присутствие на валютном рынке. «У нас еще большие возможности по повышению процентных ставок… И мы можем еще больше усилить свое присутствие на валютном рынке». У России четвертые в мире золотовалютные резервы и «в этом смысле мы можем чувствовать себя достаточно комфортно для влияния на ситуацию».Таким образом, теперь регулятор будет ежедневно определять параметры курсовой политики исходя из оценки текущей ситуации, то есть, по сути, вручную будет устанавливать необходимый объем накопленных интервенций и тем самым ограничивать колебания курса рубля.

Аналитики ING полагают, что до разрешения неопределенности относительно дальнейших действий РФ на Украине рынок валют останется неустойчивым. «Но, судя по вчерашним действиям регулятора, мириться с дальнейшим падением рубля ЦБ не намерен. В его арсенале не только гибкость в отношении интервенций, но и право дальнейшего повышения ставок - все эти меры должны удержать RUB от обвала. Новости последних минут - завершение военных учений в западных областях и приказ соединениям вернуться в места постоянной дислокации - возвращают рубль к 36,30. Если будут обозначены намерения дальше повышать ставку и сокращать ликвидность на рынке, то в течение месяца возможно будет увидеть укрепление рубля на 4-4,5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Валютный курс - это не технический коэффициент пересчета, а «цена» денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах (СДР).

Международная счетная валютная единица используется как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство.

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль - система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По сути, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, поэтому является его составной частью. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

На формирование валютного курса оказывают влияние следующие основные факторы:

Бюджетно-налоговая политика внутри страны.

Бюджетно-налоговая политика за рубежом.

Денежная масса.

Процентные ставки.

Ожидаемая инфляция.

Влияние внешнеторговой политики.

В области валютного регулирования и валютного контроля, включая в их состав:

НБУ, является главным органом валютного контроля, а также уполномоченные банки;

органы Государственной налоговой службы России;

Министерство транспорта и связи России;

Государственную таможенную службу России. К компетенции НБУ относятся:

осуществление контроля за выполнением правил регулирования валютных операций на территории России по всем вопросам, не отнесенных декретом к компетенции других государственных органов;

обеспечение выполнения уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля в соответствии с настоящим Декретом и другими актами валютного законодательства России.

Основные методы регулирования валютных курсов - валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Валютное регулирование есть во всех странах мира и включает в себя мероприятия по осуществлению тех или иных регулирующих функций в области валютной политики:

накапливать статистические данные об экспорте-импорте страны;

регулировать вывоз из страны стратегического сырья;

регламентировать ввоз или вывоз национальной валюты из страны, покупку-продажу ценных бумаг;

покупку недвижимости на территории страны (резидентами и нерезидентами);

курс валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

регулируемый порядок проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

порядок репатриации прибыли.

Организация валютного контроля в РФ строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм: общей, банковской и таможенной. Их одновременное применение позволяет государству, во-первых, использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, во вторых, учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Доминирующая держава всегда лучше защищена от внешних влияний при формулировании и проведении в жизнь финансовой политики. Она также способна осуществлять свои внешнеполитические задачи с меньшими затратами, равно как и оказывать значительное влияние на другие страны. Помимо этого, имеются и чисто экономические выгоды. Страна, валюта которой имеет международный статус, т.е. в значительном количестве сосредоточена в руках иностранцев, получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью денежных знаков и фактическими издержками их изготовления.

Государства, которые используют фиксированный курс, в основном привязывают свои валюты к доллару или к корзинам валют с преобладанием доллара. Они вряд ли произведут значительные изменения в ближайшее время. Кроме того, большинство стран Латинской Америки и Азии имеют более тесные торговые связи с США, чем с Европой. Они, скорее всего, не станут сбрасывать доллары, но могут постепенно диверсифицировать свои резервные запасы.

Отметим, что ЦБ РФ с 24 июля 2012г. расширил коридор бивалютной корзины (0,45 евро и 0,55 доллара США) с 6 до 7 руб. Тогда же регулятор снизил величину накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала, на 5 коп.: с 500 млн.долл. до 450 млн.долл.

Постепенный переход к режиму инфляционного таргетирования является приоритетной задачей Банка России в среднесрочной перспективе. Отмечается, что увеличение потенциальной гибкости валютного курса будет способствовать повышению действенности процентной политики, которая используется Центробанком для обеспечения ценовой стабильности.

Негативный внешний фон обострение ситуации в Крыму и резкие заявления заокеанских политиков, угрожающих экономическими санкциями и политической изоляцией в отношении России привели к резкому снижению курса рубля в понедельник, 3 марта: доллар и евро обновили исторические максимумы, достигнув 37 рублей и 51,2 рубля соответственно. Удержать российскую валюту от обвала помогли интервенции регулятора, которые, по оценкам дилеров, превысили 10 миллиардов долларов. При этом ЦБ РФ сообщил, что в понедельник сдвинул границы бивалютного коридора на 35 копеек, до уровней 35,75-42,75 руб., это рекордный сдвиг границ коридора в этом году. Стоимость корзины немного отступила от верхней границы коридора, оставаясь в зоне повышенных интервенций, отмечают эксперты.

Регулятор будет ежедневно определять параметры курсовой политики исходя из оценки текущей ситуации, то есть, по сути, вручную будет устанавливать необходимый объем накопленных интервенций и тем самым ограничивать колебания курса рубля.

Если будут обозначены намерения дальше повышать ставку и сокращать ликвидность на рынке, то в течение месяца возможно будет увидеть укрепление рубля на 4-4,5%.

валюта курс орган расчет

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      ФЗ РФ от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

.        Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание Законодательства Российской Федерации (действующая редакция от 01.01.2014).

.        Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007.

.        Белоглазовой, Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2009 г. - 392 с.

.        Владимирова, М.П. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов / М.П. Владимирова, А.И. Козлов. М., 2008 г. - 288 с.

.        Костерина, Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009 г. - 360 с.

.        Лаврушин, О.И. Банковское дело. Экспресс-курс: учебное пособие/ кол.авторов; под ред. О.И. Лаврушина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009 г. - 352 с.

.        Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / кол.авт.; под ред. засл. Деят. Науки РФ, доктора экономических наук, проф. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010 г. - 320 с.

.        Валютный контроль и ответственность за нарушение валютного законодательства. 2010.

.        Мельников, В.Н. О развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе // Деньги и кредит.-2003 г.-№5.

Похожие работы на - Валютный курс и его регулирование в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!