Бизнес-планирование финансового оздоровления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    159,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бизнес-планирование финансового оздоровления

Содержание

Введение

1. Финансовое планирование на предприятии

1.1       Финансовый план как составная часть бизнес-плана

1.2       Методы финансового планирования

1.3       Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

2. Бизнес-планирование финансового оздоровления

2.1       План финансового оздоровления предприятия

2.2       Проблемы финансового оздоровления предприятия

Заключение

Практическая часть

Список литературы

Введение

Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйственного субъекта. В ходе финансового планирования каждая организация всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах хозяйственного субъекта, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции.

Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно подготовленного бизнес-плана. Бизнес-план дает детальные пояснения, как будет происходить управление инвестициями для обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратности инвестиций.

Постоянные изменения экономической среды, в которой действует организация, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе.

В общем случае бизнес-план составляется для внешних и внутренних целей. Внешняя сторона бизнес-плана предназначается для оправдания доверия инвесторов и кредиторов, убеждения их в потенциальных возможностях компании, компетентности ее сотрудников, а также необходимости оказания ей стратегической и финансовой помощи.

1. Финансовое планирование на предприятии

1.1 Финансовый план как составная часть бизнес плана

В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных площадей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенных к источникам сырья и рынкам сбыта. Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.

Бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору.

Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки проекта с точки зрения его разумности и реалистичности, перспективности и результативности.

Бизнес-план состоит из трех частей (рис. 1):

Рис. 1. Структура бизнес-плана предприятия

1. Описание проекта (разделы маркетинга и производства).

. Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности).

. Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).

Бизнес-план включает следующие разделы:

Общее описание проекта, в котором указывается цель осуществления затрат, их необходимость, характеристика инвестиционного объекта.

Характеристика товаров, услуг, патентов, «ноу-хау», которые смогут быть предложены рынку, или других результатов, которые достигаются после завершения проекта и дают прибыль.

Маркетинговая программа, которая разрабатывается с целью исследования и прогнозирования рынка.

Характеристика сырьевой и экспериментальной базы, кадровое обеспечение и других сторон ресурсного обеспечения проекта.

Расчет экономической эффективности финансовых результатов проекта и сроков окупаемости затрат.

Как правило, бизнес-план составляется, если предприятие испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного проекта, и это вынуждает его обращаться к инвесторам или в банк за кредитом. Качество, обоснованность, убедительность материалов и расчетов, которые содержатся в бизнес-плане, имеют первоочередное значение для решения вопроса об источниках финансирования.

Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план. Для инвестора, как и для самого предприятия, он интересен, поскольку: обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обосновывает общие потребности данного проекта в инвестициях; позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения; показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта.

Вышеизложенные аспекты финансового плана отражаются в трех основных его частях:

. Плане доходов и расходов (план прибыли и убытков).

. Плане денежных поступлений и выплат (плановый кассовый бюджет или план движения наличности).

. Плановом балансе.

Особенность финансового плана по сравнению с другими разделами бизнес-плана состоит в том, что перечисленные финансовые документы имеют стандартную форму, не допускающую отклонений.

Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Задачей составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (продажа, выпуск продукции, объем услуг и т п.).

Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других отделов предприятия.

Различают два подхода к расчетам смет:

Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы.

Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.

Сметы подразделяются на два вида: сметы по основной деятельности предприятия и сметы по не основной деятельности предприятия.

План доходов и расходов составляется на основе смет продаж и смет расходов.

Смета продаж обычно составляется в первую очередь. Оценка дохода в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием чистой прибыли.

Смета продаж обычно включает в себя информацию о предполагаемых объемах продажи по каждому товару и ожидаемую цену единицы каждого товара.

Смета расходов отражает ожидаемые расходы по производству и продаже, а также общие и административные расходы. Смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их элементам, таким, как прямые материальные затраты по оплате труда, накладные расходы.

План денежных поступлений и расходов позволяет оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в проект в разбивке по периодам, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, обеспечить будущую ликвидность предприятия.

Плановый баланс состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности. Статьи баланса могут быть разукрупнены, что позволяет учесть особенности финансирования конкретного проекта.

После составления такого планового баланса задачи финансового планирования сводятся к более точному определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой суммы средств и будущих финансовых результатов.

Из всего вышесказанного можно сказать, что планирование финансов предприятия - важная часть работы по обеспечению устойчивого финансового положения предприятия, позволяющая принять к осуществлению мероприятия по ликвидации «узких мест», выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование является и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

.2 Методы финансового планирования

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод - на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

федеральные нормативы - являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование. Республиканские нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации.;

отраслевые нормативы - действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов;

нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля над использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.

К этим нормативам относятся потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объёмный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический метод - на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов.

Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Балансовый метод - путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления.

Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия.

Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по ним.

Хозяйствующие субъекты, в том числе получившие убыток, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной, уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

При прогнозировании баланса рассчитываются, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей и выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

При реализации балансового метода планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется и от возможности производить товары или услуги, и от потребностей рынка в них. В процесс управления предприятием явно включается маркетинг.

Следовательно, этот метод позволяет интегрировать взаимоотношения потребитель - предприятие с внутренними бизнес-процессами предприятия.

Метод оптимизации плановых решений - заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.

При этом могут применяться разные критерии выбора:

-      минимум приведённых затрат;

-         максимум приведённой прибыли;

          минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

          минимум текущих затрат;

          минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

          максимум дохода на рубль вложенного капитала;

          максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

          максимум сохранности финансовых ресурсов.

Экономико-математическое моделирование - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель.

Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов. В модель включаются только основные факторы.

Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь, в общем, и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида. При расчёте моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования.

Период исследования должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научно обоснованного планового показателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя, исходя из различных условий и путей развития хозяйствующего субъекта с последующим отбором оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта используются экономико-математические модели.

Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих основных этапов:

.         Изучение динамики финансового показателя за определённый отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости. Расчёт модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов. Разработка различных вариантов плана финансового показателя.

.         Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей. Принятие планового решения. Выбор оптимального варианта. Оптимизации принятия решений при экономико-математическом методе способствует использование ЭВМ, автоматизированных систем финансовых расчетов.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

1.3 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Финансовое планирование в организации включает следующие виды финансовых планов:

перспективное финансовое планирование;

текущее финансовое планирование;

оперативное финансовое планирование.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть, согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития хозяйствующего субъекта.

Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Важным моментом при разработке финансовой стратегии является определение периода ее реализации. Он зависит от ряда факторов, к основным из них следует отнести:

динамику макроэкономических процессов;

тенденции развития отечественного финансового рынка;

отраслевую принадлежность предприятия и специфику производственной деятельности.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

Важное значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии компании на рынке.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвиденье возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.

Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может казаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.

Основой прогнозирования являются обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

Отправным моментом прогнозирования является признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта от одного отчетного периода к другому. Это положение тем более верно, что информационной базой прогнозов являются бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

прогноза отчета о прибылях и убытках;

прогноза движения денежных средств;

прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации (предприятия). Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом.

Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

План прибылей и убытков. Разработку финансового плана целесообразно начинать с плана прибылей и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество финансовых ресурсов. Этот документ показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. Анализ соотношения доходов с расходами позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Еще одна функция, выполняемая эти документом - расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов.

План движения денежных средств. Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам.

Годовой план движения денежных средств разбивают квартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность притоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

Необходимость подготовки данного документа обусловлена тем, что понятия «доходы» и «расходы», используемые в плане по прибыли, не отражают напрямую действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному периоду, в котором последняя была отгружена потребителю (метод начислений). Кроме того, в плане прибылей и убытков отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия.

Плановый баланс. Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Обычно текущее планирование баланса начинается с планирования активов.

Данные об изменении материальных активов берутся из перспективного плана, финансовых активов - из долгосрочного плана финансирования. Из программ производства, снабжения, продаж определяются размеры запасов. Другие статьи нормируемых оборотных средств планируются на основании прошлого опыта и в соответствии с финансовым планом. Основой для планирования стоимости основных средств являются инвестиционные проекты.

В пассиве баланса изменение собственного капитала рассчитывают исходя из возможности увеличения (уменьшения) капитала на момент составления плана и изменения резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством и учредительными документами. Объем необходимого заемного капитала получают как разницу между активом баланса и собственным капиталом.

Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков.

Оперативное финансовое планирование. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха организации (предприятия). Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

При составлении платежного календаря финансовый отдел тесно взаимодействует с бухгалтерской службой, поскольку бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам предприятия, об уплате налогов, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, о расчетах с поставщиками и подрядчиками и проч.

Платежный календарь составляется на месяц, 15 дней, декаду, пятидневку. При этом срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. Для того чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия.

Информационной базой платежного календаря служат:

-      планы, составленные на предприятии;

-         выписки по счетам предприятия и приложения к ним;

          нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств;

          договора;

          счета-фактуры;

          график выплаты заработанной платы;

          внутренние приказы.

2. Бизнес-планирование финансового оздоровления

2.1 План финансового оздоровления предприятия

План финансового оздоровления включает следующие разделы рис. 2:

Рис. 2 План финансового оздоровления предприятия

В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются:

срок реализации плана;

общая сумма средств, необходимых предприятию;

требуемая государственная помощь;

финансовый результат реализации плана;

наименование и реквизиты агента правительства.

Возможные направления и варианты в области финансового оздоровления предприятия в систематизированном виде могут быть следующими (Таблица 2.1.):

Таблица 2.1.

1. Изменения в организационной стратегии

Стратегии роста

Интегрированный рост

расширение путем добавления новых структур внутри отрасли: - вертикальная интеграция прямая (приобретение фирм-продавцов) или обратная (приобретение фирм-поставщиков);  - горизонтальная интеграция (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов)

Концентрированный рост

изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли: - захват рынка (увеличение доли на традиционных рынках);  - развитие рынка (новые рынки для старого продукта);  - развитие продукта (новый продукт на традиционном рынке).

Диверсифицированный рост

изменение продукта, рынка, отрасли:  - центрированная диверсификация (новые производства, совпадающие с основным профилем);  - горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для традиционных рынков); - конгломеративная диверсификация (новые непрофильные производства для новых рынков).

Стратегии сокращения бизнеса

Выделение

передача части акций вновь образуемой компании: - реструктуризация «вверх» (создание материнской компании для нескольких независимых ранее фирм, каждая из которых передает часть собственной новой); - реструктуризация «вниз» (выделение независимого дочернего предприятия из действующей компании); - горизонтальная реструктуризация (выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности).

Продажа части акций

деинвестирование (продажа отдельных сегментов бизнеса).

2. Изменения в организационной и правовой форме

Расширение сферы деятельности

слияние, присоединение, создание филиалов и представительств, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация, совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг.

Сокращения сферы деятельности

разделение, выделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду, безвозмездная передача активов, передача имущества в зачет обязательств, консервация имущества, ликвидация отдельных подразделений, предприятия в целом.

Выбор типа объединения по степени участия в управлении

концерн, синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.

3. Структура и системы управления

Жесткие факторы организации

инструменты, сфера действия которых распространяется на абстрактные организационные структуры.

Выбор типа организационных структур управления

иерархические структуры - элементарная структура, линейно-штабная структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная структура.

Мягкие факторы организации

инструменты, воздействующие на поведение персонала

Развитие персонала

повышение профессиональной квалификации, повышение общей квалификации.

Организация отношений доверия

стимулирование внутрифирменных и предпринимательских отношений, создание в коллективе атмосферы творчества.

Интегрированные организационные концепции

развитие фирменной культуры.


Процесс планирования предполагает анализ существующего положения предприятия, определение общего направления и стратегии развития, анализ эффективности, перспективности и стратегического соответствия отдельных видов деятельности предприятия, стратегическое позиционирование. Реструктуризации можно представить в форме двух основных организационных стратегий: расширения или сокращения бизнеса.

Стратегия, направленная на интегрированный рост путем добавления новых структур внутри организации, называется вертикальной интеграцией.

Различают интеграции:

прямая интеграция - приобретение фирм-продавцов;

обратная интеграция - приобретение фирм-поставщиков.

При горизонтальной интеграции возникают следующие условия организационной стратегии:

компания конкурирует в растущей отрасли;

компания может стать монополистом в определенном регионе без привлечения особой поддержки местных властей или сильной конкурентной борьбы;

увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества;

у компании есть достаточные и капитальные, и трудовые ресурсы, чтобы успешно справиться с задачами своего расширения;

конкуренты компании допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает компания.

Концентрированный рост включает в себя следующие организационные стратегии:

захват рынка;

развитие рынка;

развитие продукта.

2.2 Проблемы финансового оздоровления предприятия

При проведении крупномасштабных преобразований у предприятия могут возникнуть следующие отрицательные моменты:

продажа части имущества;

продажа части активов;

сокращение персонала;

переобучение персонала;

поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск;

снижение заработной платы;

потеря кредитов и займов;

потеря постоянных клиентов.

Можно выделить следующие трудности и проблемы, которые могут возникнуть на пути реализации плана преобразования предприятия в рамках арбитражного управления: реструктуризация и реформирование предприятия могут быть существенно затруднены.

Одна из основных причин - несвоевременность возбуждения производства по делу о несостоятельности. Чаще всего к данной процедуре обращаются тогда, когда наиболее благоприятное время для преобразований было упущено, предприятие находится в глубочайшем кризисе и негативные последствия данного положения необратимы.

Затягивание муниципальными органами процедуры перевода обязательств по обслуживанию объектов социального значения, жилого фонда. Возможность влияния со стороны кредиторов на выбор арбитражного управляющего, кредиторы препятствуют назначению внешнего управляющего, если они не могут контролировать его действия.

Следующей проблемой является активное противодействие заинтересованных лиц, частные интересы которых в данных процессах каким-либо образом ущемлены. Возможность затягивания процедуры возвращения имущества предприятию с помощью судебных разбирательств на различных уровнях.

Соответственно, предприятия в процессе реформирования своего бизнеса сталкиваются с различными проблемами. Это продажа имущества, продажа активов, сокращение персонала, потеря кредитов и займов, потеря постоянных клиентов. Сокращение персонала приводит к потере квалифицированных кадров, ухудшает морально-психологическую атмосферу в коллективе.

Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, входящих в структуру расширенного бизнес-плана, сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого профессионализма разработчиков, развитой интуиции и практического навыка.

Заключение

Планирование финансовых действий на разных уровнях системы управления фирмой связано с определением того, что, кто, когда, где и в каком количестве потребуется для достижения сформулированной цели.

Финансовое благополучие субъектов хозяйствования зависит от использования эффективных методов планирования финансов.

Современные масштабы разного рода изменений, имеющих место в макро- и микросреде, а также увеличение объемов информации о рынке настолько объемны, что эффективное финансовое планирование является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем, перспектив и возможностей.

И так можно сказать что, разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей.

Практическая часть

Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования

Вы являетесь финансовым менеджером АО «Интерсвязь», которое функционирует в сфере производства современных средств связи. Вам потребуется проанализировать финансовую отчетность данного АО и определить темп роста объемов производства исходя из сложившихся на предприятии экономических тенденций. Согласно расчетам отдела перспективного развития АО «Интерсвязь» для поддержания конкурентоспособности целесообразно увеличить объем как минимум в 1,5 раза.

Требуется

. Определить финансовые возможности АО для наращивания объема производства и, соответственно, экономического потенциала за счет собственных финансовых возможностей и привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

. Построить прогнозную финансовую отчетность при следующих условиях:

 максимально возможный в данных условиях темп роста объемов производства;

 рост стоимости закупок материала на 15%.

Для этого необходимо рассчитать прогнозные значения показателей финансовой отчетности, определить потребность в источниках финансирования с использованием соответствующей балансовой модели и выбрать варианты финансирования из возможных:

 краткосрочная банковская ссуда;

 долгосрочная банковская ссуда;

 увеличение уставного фонда за счет дополнительного выпуска акций.

Ставка процента за кредит составляет 10% по краткосрочным ссудам, 20% - по долгосрочным ссудам.

Условия предоставления ссуды:

 кредитоспособность и финансовая устойчивость данного предприятия (необходимо дать заключение о возможности кредитования);

 общий уровень финансовой зависимости не выше 50% источников средств;

 общая ликвидность предприятия (коэффициент покрытия не ниже 1,05).

На момент расчета в обращении находятся 10 тыс. шт. простых акций. Курсовая стоимость соответствует номинальной. Снижение уровня дивидендов на акцию нецелесообразно, так как это отрицательно скажется на уровне их ликвидности и инвестиционной привлекательности АО.

Предполагается, что предприятием задействованы все производственные мощности и структура активов оптимально соответствует объему производства.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

) сумеет ли предприятие при существующих ограничениях обеспечить необходимое финансирование для расширения производственно-коммерческой деятельности;

) какой темп экономического роста АО «Интерсвязь» возможен при заданных ограничениях;

) целесообразно ли такое расширение деятельности с точки зрения влияния на уровень самофинансирования предприятия в дальнейшем, его финансовой устойчивости и рентабельности;

) изменится ли темп экономического роста АО в дальнейшем.

Исходные данные для анализа и финансовых расчетов представлены в финансовой отчетности АО «Интерсвязь» за отчетный год (табл. 3.1 и табл. 3.2).

Таблица 1 Сведения по балансу АО «Интерсвязь» на 01.01.08г., руб.

АКТИВ

Начало периода

Конец периода

I. Внеоборотные активы



Нематериальные активы:



остаточная стоимость

20 883

21 070

Незавершенное строительство

4 009

1 700

Основные средства:



остаточная стоимость

94 765

93 819

Долгосрочные финансовые вложения

1 821

1 753

Прочие внеоборотные активы

0

0

Итого по разделу I

121 478

118 342

II. Оборотные активы



Запасы:



производственные запасы

15 037

7 465

незавершенное производство

4 218

5 898

готовая продукция

6 917

5 112

Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги

42 282

37 465

Дебиторская задолженность по расчетам:



по выданным авансам

412

0

Прочая текущая дебиторская задолженность

295

9 016

Денежные средства и их эквиваленты:



в национальной валюте

41 323

11 730

в иностранной валюте

6 745

5 218

Прочие оборотные активы

0

0

Итого по разделу II

117 229

81 904

БАЛАНС

238 707

200 246

ПАССИВ

Начало периода

Конец периода

I. Собственный капитал



Уставный капитал

60 000

60 000

Добавочный капитал

31 382

34 527

Резервный капитал

15 000

15 000

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

10 223

14 879

Итого по разделу I

116 605

124 406

II. Долгосрочные обязательства



Займы и кредиты

7 410

0

Прочие долгосрочные обязательства

0

0

Итого по разделу II

7 410

0

III. Краткосрочные обязательства



Займы и кредиты

0

Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги

73 898

30 857

Краткосрочные обязательства по расчетам:



с бюджетом

17 276

21 789

по внебюджетным платежам

7 986

719

по страхованию

6 590

3 506

по оплате труда

8 942

6 120

с участниками

0

412

Прочие краткосрочные обязательства

0

12 437

Итого по разделу III

114 692

75 840

БАЛАНС

238 707

200 246


Таблица 2 Выписка из отчета о прибылях и убытках АО «Интерсвязь» за 2007г., руб.

Статьи отчета

Сумма

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

67 224

Налог на добавленную стоимость

11 204

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

56 020

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

26 413

Валовая прибыль

29 607

Прочие операционные доходы

1 827,6

Административные расходы

9 231,3

Расходы на сбыт

1 250,7

Прочие операционные расходы

1 345,6

Финансовые результаты от операционной деятельности

Прибыль

19 607

Финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения

Прибыль

19 607

Налог на прибыль от обычной деятельности

6 305,4

Финансовые результаты от обычной деятельности

Чистая прибыль

13 301,6

Элементы операционных расходов


Материальные затраты

6 025

Расходы на оплату труда

7 899

Отчисления на социальное страхование

3 357

Амортизация

4 955

Прочие операционные расходы

1 000

Итого

23 236

Расчет показателей прибыльности акций

Среднегодовое количество простых акций

10 000

Скорректированное среднегодовое количество простых акций

10 000

Чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию

1,33016

Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию

1,33016

Дивиденды на одну простую акцию

0,8646


Указания к решению задачи варианта 3

. Целесообразно составить уплотненный аналитический баланс и

отчет о прибылях и убытках для агрегирования отдельных показателей.

. Рассчитать аналитические показатели для определения темпа экономического роста АО: долю реинвестированной прибыли в чистой, рентабельность собственного капитала, темп экономического роста при существующих пропорциях, который сравнивается с требуемым, и определить необходимость привлечения дополнительных ресурсов.

. Составить предварительную прогнозную отчетность и определить необходимую сумму дополнительных финансовых ресурсов.

. Определить возможные источники финансирования в соответствии с заданными ограничениями. Составить уточненную прогнозную отчетность; определить достаточность предлагаемого финансирования.

. Дополнить выводы необходимой информацией, представленной ниже.

При существующих пропорциях темп экономического роста за счет собственных источников средств составляет …%.

Потребность во внешнем финансировании составляет по предварительной оценке … руб.

При существующих ограничениях эта потребность полностью не может быть удовлетворена, максимально возможный рост объема производства и сбыта составит …% с использованием всех возможных источников.

Темп экономического роста за счет собственных источников (самофинансирования) увеличится и составит …%. Рентабельность собственного капитала не изменится и составит …%.

Решение задачи

1) Составим уплотненный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей и их перекомпоновки, а также отчет о прибылях и убытках для агрегирования отдельных показателей (табл. 3, табл. 4).

Таблица 3 Уплотненный аналитический баланс АО «Интерсвязь» на 01.01.08г., руб.

Актив

Начало периода

Конец периода

I. Внеоборотные активы

121 478

118 342

II. Оборотные активы

117 229

81 904

в том числе:

 

 

Запасы

26 172

18 475

Дебиторская задолженность:

42 989

46 481

Денежные средства:

48 068

16 948

Баланс

238 707

200 246

Пассив

Начало периода

Конец периода

I. Собственный капитал

116 605

124 406

в том числе нераспределенная прибыль

10 223

14 879

II. Долгосрочные обязательства

7 410

0

III. Текущие обязательства

114 692

75 840

в том числе:

 

 

Кредиторская задолженность:

73 898

30 857

Текущие обязательства по расчетам:

40 794

32 546

Прочие текущие обязательства

0

12 437

Баланс

238 707

200 246


Таблица 4 Уплотненный отчет о прибылях и убытках АО «Интерсвязь», руб.

Статьи отчета

Сумма

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

67 224,0

Налог на добавленную стоимость

11 204,0

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

56 020,0

Себестоимость от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

26 413,0

Валовая прибыль

29 607,0

Прочие операционные доходы

1 827,6

Совокупные затраты (административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные расходы)

11 827,6

Прибыль до налогообложения

19 607,0

Налог на прибыль

6 305,4

Чистая прибыль

13 301,6

Дивиденды

8 646,0


) Рассчитаем аналитические показатели для определения темпа экономического роста АО: долю реинвестированной прибыли в чистой, рентабельность собственного капитала, темп экономического роста при существующих пропорциях, который сравнивается с требуемым, и определяется необходимость привлечения дополнительных ресурсов (табл.5).

Коэффициент реинвестирования определяется, как частное от деления величины реинвестированной прибыли на величину чистой прибыли, и показывает, какая часть чистой прибыли была вложена в предприятие после выплаты дивидендов, т.е. характеризует дивидендную политику предприятия:

.

Учитывая, что из чистой прибыли 13 301,6 руб. на выплату дивидендов идет сумма 0,8646 руб. * 10 000 шт. акций = 8 646 руб., определим коэффициент реинвестирования:

Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяется как чистая прибыль компании, выраженная в процентах к собственному капиталу:


Определим темп роста, который фирма сможет достичь и поддерживать без увеличения доли заемных средств:


Определим максимальный темп устойчивого роста, который достигается при полном реинвестировании прибыли в бизнес (RR = 1):

Таким образом, максимальный рост объема производства в условиях отсутствия заемных средств оставляет 11,97%.

Таблица 5 Аналитические показатели деятельности АО «Интерсвязь», руб.

Коэффициент реинвестирования (RR)

35,0%

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE)

10,7%

Коэффициент устойчивого или сбалансированного роста (SGR)

3,89%

Коэффициент устойчивого или сбалансированного роста (SGR) (при RR = 1)

11,97%


3) Составим предварительную прогнозную отчетность и определим необходимую сумму дополнительных финансовых ресурсов.

Согласно расчетам отдела перспективного развития АО «Интерсвязь» для поддержания конкурентоспособности целесообразно увеличить объем как минимум в 1,5 раза. Тогда затраты и доход от реализации продукции тоже увеличатся в 1,5 раза. Получим скорректированный отчет о прибылях и убытках (табл. 6).

Таблица 6 Скорректированный отчет о прибылях и убытках АО «Интерсвязь», руб.

Статьи отчета

План

Прогноз (увеличение объема производства в 1,5 раза)

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

67 224,0

100 836,0

Налог на добавленную стоимость

11 204,0

16 806,0

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

56 020,0

84 030,0

Себестоимость от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

26 413,0

39 619,5

Валовая прибыль

29 607,0

44 410,5

Прочие операционные доходы

1 827,6

2 741,4

Совокупные затраты (административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные расходы)

11 827,6

17 741,4

Прибыль до налогообложения

19 607,0

29 410,5

Налог на прибыль

6 305,4

9 458,1

Чистая прибыль

13 301,6

19 952,4

Дивиденды

8 646,0

8 646,0

Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию

1,33016

1,99524


Поскольку предполагается, что предприятием задействованы все производственные мощности и структура активов оптимально соответствует объему производства, то раздел «Активы» прогнозного баланса можно получить аналогично прогнозу отчета о прибылях и убытках, умножив его статьи на 1,5 (табл. 7).

Таблица 7 Скорректированный «Актив» баланса АО «Интерсвязь» на 01.01.08г., руб.

Актив

План

Прогноз (увеличение объема производства в 1,5 раза)

I. Внеоборотные активы

118 342

177 513

59 171

II. Оборотные активы

81 904

122 856

40 952

в том числе:

 

 

0

Запасы

18 475

27 713

9 238

Дебиторская задолженность:

46 481

69 722

23 241

Денежные средства:

16 948

25 422

8 474

Баланс

200 246

300 369

100 123


Из данных таблицы 6 следует, что предполагаемый рост объема производства в 1,5 раза потребует увеличения активов на 100 123 руб.

Увеличением объема производства повлечет за собой рост краткосрочных источников финансирования на 50%. При этом объем долгосрочных источников останется без изменения, т.к. не связан непосредственно с темпами роста выручки.

Сумму нераспределенной прибыли определим по формуле (таблица 8):

 руб.

Таблица 8 Аналитические показатели деятельности АО «Интерсвязь», руб.

Наименование показателя

До увеличения объема производства

После увеличения объема производства

Чистая прибыль (NP)

13 302

19 952

Дивиденды

8 646

8 646

Нераспределенная прибыль

14 879

21 862


Скорректированный «Пассив» баланса представлен в таблице 9.

Таблица 9 Скорректированный «Пассив» баланса АО «Интерсвязь» на 01.01.08г., руб.

Пассив

План

Прогноз (увеличение объема производства в 1,5 раза)

D

I. Собственный капитал

124 406

131 389

6 983

в том числе нераспределенная прибыль

14 879

21 862

6 983

II. Долгосрочные обязательства

0

0

0

III. Текущие обязательства

75 840

113 760

37 920

в том числе:

 

 

 

Кредиторская задолженность:

30 857

46 286

15 429

Текущие обязательства по расчетам:

32 546

48 819

16 273

Прочие текущие обязательства

12 437

18 656

6 219

Баланс

200 246

245 149

44 903


Определим потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов (табл. 10).

Прирост чистых активов (активы организации за вычетом бесплатного финансирования, т.е. кредиторской задолженности) составляет:

∆NA = ∆A - ∆CL = 100 123 - 37 920 = 62 203 руб.

Величина предусматриваемого внутреннего финансирования (чистая прибыль за вычетом дивидендов):

IFN = NP - DIV = 19 952 - 8 646 = 11 306 руб.

Потребность в дополнительном внешнем финансировании (требуемый рост чистых активов за вычетом предполагаемого внутреннего финансирования):

EFN = ∆NA - IFN = 62 203 - 11 306 = 50 897 руб.

Таблица 10 Аналитические показатели деятельности АО «Интерсвязь», руб.

Наименование показателя

После увеличения объема производства

Прирост чистых активов

62 203

Внутреннее финансирование

11 306

Внешнее финансирование

50 897


На основании данных, представленных в таблице 10, можно сделать вывод, что в условиях роста объема производства в 1,5 раза (на 50%) у предприятия возникает потребность в привлечении дополнительных денежных средств в сумме 62 203 руб., из которых 50 897 руб. (82%) должны быть привлечены из внешних источников.

) Определим возможные источники финансирования в соответствии с заданными ограничениями. Составим уточненную прогнозную отчетность; определим достаточность предлагаемого финансирования.

1)      краткосрочная банковская ссуда (ставка 10%);

2)       долгосрочная банковская ссуда (ставка 20%);

)         увеличение уставного фонда за счет дополнительного выпуска акций.

Проверим выполнений условий предоставления ссуды (табл. 11):

. Общий уровень финансовой зависимости:


Следовательно, предприятие мало зависит от внешних источников.

. Общая ликвидность предприятия (коэффициент покрытия) отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов.


Текущие активы полностью покрывают текущие обязательства.

. Коэффициент платежеспособности определяет долю собственного капитала в общих источниках финансирования организации:


Доля собственных средств в структуре источников финансирования превышает долю заемных средств, все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами.

. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт денежных средств, средств на расчетный счетах и краткосрочных финансовых вложений:


Считается, что нормальным значение коэффициента должно быть не менее 0,2, в нашем случае каждый день потенциально могут быть оплачены 22% срочных обязательств.

. Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) прямо пропорционален финансовому риску предприятия и определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу.:


Показывает, что на 1 руб. собственных средств приходится 61 копейка заемных средств. Чем ниже значение показателя, тем выше степень защиты кредиторов в случае неблагоприятных условий и результатов хозяйственной деятельности.

. Показатель наличия собственных оборотных средств:

СОС = Собственный капитал - Внеоборотные активы = 124406 -118342 = 6 064 руб.

Нормальные источники покрытия запасов:

НИПЗ = СОС + Расчеты с кредиторами + Краткосрочные кредиты =

= 6 064 + 30 857 = 36 921 руб.,

СОС < Запасы < НИПЗ, 6 064 < 18 475 < 36 921.

. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости:


Норматив для значения Косс > 0.1 (10%) был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". У АО «Интерсвязь» недостаточно собственных оборотных средств.

. Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов, и характеризует эффективность работы финансовых менеджеров компании и специалистов в области управленческого учета:

=

Таблица 11 Аналитические показатели деятельности АО «Интерсвязь», руб.

Наименование показателя

Значение

Общий уровень финансовой зависимости

38%

Общая ликвидность предприятия

1,08

Коэффициент платежеспособности

62%

Коэффициент абсолютной ликвидности

22%

Коэффициент финансового левериджа

61%

Показатель наличия собственных оборотных средств

6 064

Нормальные источники покрытия запасов

36 921

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,07

Коэффициент рентабельности активов

6,6%


По результатам анализа финансовой устойчивости и платежеспособности АО «Интерсвязь» можно сделать вывод о том, что предприятие имеет вторую степень кредитоспособности (ограниченная). Предприятие испытывает недостаток средств, имеет значительную долю собственных средств, но в то же время предприятие неустойчиво.

Поскольку условия для предоставления ссуды выполняются, рассмотрим, какой из займов будет приносить большую прибыль используя эффект финансового левериджа. Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств:

ЭФР = (1 - Кн)*(ROA - Цзк) * ЗК/СК,

где ROA - рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов, %;

СК - среднегодовая сумма собственного капитала;

Кн = 24% - коэффициент налогообложения;

Цзк - средневзвешенная цена заемного капитала, %;

ЗК - среднегодовая сумма заемного капитала.

.

Если Цзк = 20%, то ЭФР = = - 0,042.

Если Цзк = 10%, то ЭФР = = - 0,001.

Дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, т.к. часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).

Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект. Такое расширение деятельности с точки зрения влияния на уровень самофинансирования предприятия в дальнейшем, его финансовой устойчивости и рентабельности, нецелесообразно, так как возрастает зависимость от заемного капитала и теряется маневренность и ликвидность. В таких условиях предприятие будет работать лишь на погашение банковской ссуды.

Следовательно, привлечение краткосрочной или долгосрочной ссуд не выгодно для АО «Интерсвязь».

Рассмотрим вариант выпуска дополнительных акций.

Стоимость акции - 60 000 (УК) : 10 000 = 6 руб. Необходимо выпустить 8 483 акций на сумму 50 896,6 руб. (85% от УК):

Такой вид финансирования также не выгоден в силу неопределенности последствий этого выпуска. Существует вероятность, что 51% акций завладеет другое лицо, кроме того возможно произойдет распыление акций между инвесторами, падение рыночной цены на акцию.

Таким образом, максимальный темп роста, который может достичь АО «Интерсвязь», достигается при полном реинвестировании чистой прибыли и составляет 11,97%, и в этом случае дивиденды не выплачиваются. Однако снижение уровня дивидендов на акцию нецелесообразно, так как это отрицательно скажется на уровне их ликвидности и инвестиционной привлекательности АО. В связи с этим представим прогнозную отчетность АО «Интерсвязь» при увеличении объема в 1,5 раза и при предполагаемом финансировании за счет собственных средств, привлеченных выпуском дополнительных акций (табл. 12, табл.13).

Таблица 12 Скорректированный отчет о прибылях и убытках АО «Интерсвязь», руб.

Статьи отчета

План

Прогноз

Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

67 224,0

100 836,0

Налог на добавленную стоимость

11 204,0

16 806,0

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

56 020,0

84 030,0

Себестоимость от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

26 413,0

39 619,5

Валовая прибыль

29 607,0

44 410,5

Прочие операционные доходы

1 827,6

2 741,4

Совокупные затраты (административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные расходы)

11 827,6

17 741,4

Прибыль до налогообложения

19 607,0

29 410,5

Налог на прибыль

6 305,4

9 458,1

Чистая прибыль

13 301,6

19 952,4

Дивиденды

8 646,0

15 980,2

Скорректированная чистая прибыль, приходящаяся на одну простую акцию

1,33016

1,99524


Таблица 13 Скорректированный баланс АО «Интерсвязь», руб.

Актив

План

Прогноз

I. Внеоборотные активы

118 342

177 513

II. Оборотные активы

81 904

122 856

в том числе:

 

 

Запасы

18 475

27 713

Дебиторская задолженность:

46 481

69 722

Денежные средства:

16 948

25 422

Баланс

200 246

300 369

Пассив

План

Прогноз

I. Собственный капитал

124 406

186 609

в том числе нераспределенная прибыль

14 879

10 861

II. Долгосрочные обязательства

0

0

III. Текущие обязательства

75 840

113 760

в том числе:

 

 

Кредиторская задолженность:

30 857

46 286

Текущие обязательства по расчетам:

32 546

48 819

Прочие текущие обязательства

12 437

18 656

Баланс

200 246

300 369


Рассчитаем аналитические показатели на основе полученного прогноза.

1)  коэффициент реинвестирования:


2)  коэффициент рентабельности собственного капитала:


3)  коэффициент устойчивого или сбалансированного роста:


Таким образом, темп роста и уровень реинвестирования снизится на 1,7% и 15,1% соответственно, а рентабельность собственного капитала останется неизменной.

) Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

При существующих пропорциях темп экономического роста за счет собственных источников средств составляет 3,89%, а максимальный рост объема производства за счет самофинансирования и при условии полного реинвестирования чистой прибыли составляет 11,97%.

Потребность во внешнем финансировании по предварительной оценке составляет 50 897 руб.

Ни один их возможных вариантов привлечения денежных средств - краткосрочная банковская ссуда, долгосрочная банковская ссуда, - не может быть применен для АО «Интерсвязь».

При существующих ограничениях потребность во внешнем финансировании не может быть удовлетворена, максимально возможный рост объема производства и сбыта с использованием всех возможных источников достигается при полном реинвестировании чистой прибыли и составляет 11,97%.

Темп экономического роста за счет собственных источников (самофинансирования) увеличится и составит 11,97%. Рентабельность собственного капитала не изменится и составит 10,7%.

финансирование план стратегия платежный

Список литературы

1. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: ЭКСМО, 2008.

. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2009.

. Финансовый менеджмент / под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Волтерс Клувер, 2009.

. Финансовый менеджмент /под ред. проф. Колчиной Н.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

. Ендовицкий Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебно-практическое пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.

. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М.: Олимп-Бизнес, 2009.

. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс. - В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2005.

. Бригхэм Юджин Ф., Эрхардт Майкл С. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.

. Ли Ч.Ф., Финнерти Дж. Финансы корпораций: теория, методы и практика. - М.: Инфра-М, 2000.

. Ефимова О.А. Как анализировать финансовое состояние предприятия - М. Перспектива 1995г.

. Иванов А.П., Хрусталев Е.Ю.// Метод формирования и оценки конкурентной стратегии компании (финансовый аспект) // Финансовый менеджмент

. Колесникова Н.А., Миронов А.Д.. Бизнес-план. Методические материалы. - 3-е изд., доп./ М.: Финансы и статистика, 2001.

. Маниловский Р.Г. Бизнес-план М., Финансы и статистика. 2002

. Овчинников В.В. «Основы глобализации инвестиционного бизнеса» - М: Международный центр консалтинга и маркетинга, 2002г.

. Попов В.М., Кураков Л.П., Ляпунов С.И., Мингазов Х.Х. Бизнес-план: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. М.: Финансы и статистика, 2003 г.

. Станиславчик Е.Н. «Бизнес план - управление инвестиционными проектами» М: «Ось-89», 2001г.

. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Экмос», 2000. - 210

. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 102.

. Постановление правительства «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 421 от 25.04.1995г.

. Полный сборник законов РФ II том - М: ООО «Экзамен», 2001 - 880

. Пелих А.С. «Бизнес-план» - М: издательство «Ось-89», 1999г.- 96

. Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План. - М: Экономика, 1986г - 248.

. Экономика организаций. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003-608

Похожие работы на - Бизнес-планирование финансового оздоровления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!