Ревизия и аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ревизия и аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Содержание

Введение

Экономико-финансовая характеристика КСУП «Ново-Зеньковский» Кормянского р-на, Гомельской обл.

Организация и методика проверки расчетов с Фондом социальной защиты населения

Проверка выплат пособий за счет средств Фонда социальной защиты населения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Страхование - одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества. В условиях нестабильной экономики, когда происходят все вероятные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы значительное значение приобретает социальная защита населения.

В соответствии со статьей 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.

Ревизия (аудит) расчетов по социальному страхованию и обеспечению по праву занимает одно из значительных мест при проверке во всей системы учета организации, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая является значительным обобщающим показателем, в котором отражается все стороны хозяйственной деятельности предприятия: степень эффективности использования сырья, материалов, топлива, энергии, основных производственных средств, организация производства и труда, рациональность структуры управления, работы служб логистики и маркетинга, и прямо влияет на финансовый итог хозяйственной деятельности предприятия.

Цель курсовой работы - систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практического опыта по теме Ревизия и аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению при решении определенных экономических ситуаций, овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Целевая направленность работы обусловила постановку и решение следующих задач:

. Раскрыть литературное, нормативно-правовое и информационное обеспечение проверки объекта контроля;

. Раскрыть особенности проведения ревизии и аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

. Изучить порядок проведения ревизии операций по выполнению расчетов с Фондом социальной защиты населения и КСУП «Ново-Зеньковский».

. Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию, финансируемые ФСЗН.

. Правильность и своевременность формирования данных отчетности по расчетам с ФСЗН и ее представления соответствующим получателям.

Объектом исследований является КСУП «Ново-Зеньковский» Кормянского района Гомельской области.

Теоретической основой для написания данной курсовой работы послужили материалы периодической печати, сборники научных трудов, учебники, учебные пособия, методические указания, нормативные документы, материалы предприятия.

Экономико-финансовая характеристика КСУП «Ново-Зеньковский» Кормянского р-на, Гомельской обл.

пособие выплата проверка

В настоящее время страхование иcпoльзуется как один из значительнейших инструментов, обеспечивающий общую экономическую безопасность и стабильность, совершенствование предпринимательства, эффективную защиту от рисков, реализацию социальной политики. Мировая практика не выработала более экономичного, рационального и достаточного механизма защиты интересов юридических и физических лиц, чем страхование. Значимость страхования возрастает и в связи с начавшимся процессом реформирования национальной системы бухгалтерского учета на основе принципов международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Страховой рынок Республики Беларусь находится пока на стадии становления. Существующие проблемы страхования, по мнению Ю. Цед, целесообразно рассматривать во взаимосвязи со следующими проблемами:

в республике пока еще не созданы социально-экономические условия, благоприятные для совершенствования страхования;

отсутствие прочной правовой базы страхового дела;

медленное внедрение в страховых организациях элементов страхового менеджмента и маркетинга;

недостаточный профессиональный подход руководителей страховых предприятий к управлению в рыночных условиях;

сдержанное совершенствование страхования в республике, связанное с неразвитостью его инфраструктуры;

недостаточная организация международного сотрудничества страховщиков.

Решением этих проблем, уточняет автор, должны заниматься Минфин, страховщики и органы власти.

Как уточняет Т. Езерская и Н.Мурина [12], государственная политика в области страхования обязана быть направлена на создание условий, благоприятных для успешного его совершенствования, в рамках:

стимулирование организаций, предприятий и населения к заключению договоров добровольного страхования;

создание законодательных гарантий для стабильной работы страховых предприятий;

стимулирование деятельности страховых предприятий, выполняющих наиболее экономически и социально значимые виды страхования;

оптимизации налогообложения в сфере страховой деятельности;

обеспечения гарантированности и стабильной доходности страховых инвестиций в государственные ценные бумаги.

В настоящее время, по мнению авторов, пока не создана инфраструктура страхового рынка. Страховые организации не имеют эффективных деловых партнеров, которые бы оперативно и профессионально содействовали страховщикам в осуществлении ими своих функций.

Причем Н. Мурина [15] замечает, что страхование представляет собой научную систему деления страхования:

по форме организации: государственное, акционерное, кооперативное;

по отраслевому признаку: личное, имущественное, страховой ответственности, экономических рисков;

по форме проведения: обязательное, добровольное.

Причем первоочередное место, среди этого перечня принадлежит государственному социальному страхованию. В связи с этим, уточняет А. Чепелова и В. Сницарева [23], что в широком смысле слова социальное обеспечение предполагает предоставление государством социальных гарантий, направленных на поддержку населения в итоге наступления временной нетрудоспособности, малоимущих слоев и на решение демографических проблем.

А. Гулевич [9] считает, что под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной либо частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и, кроме того, помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям.

Как свидетельствует экономическая действительность, в настоящее время функция государства по социальной защите выделена в самостоятельную и выполняется Фондом социальной защиты населения (ФСЗН). В современной системе социального страхования страхование реализуется с помощью взносов от конкретной части заработной платы coтрудников и фонда заработной платы работодателей.

Причем, отмечает Т. Жилан [13], в некоторых странах метод страхования носит накопительный характер, т.е. при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, объем которой ориентирован на величину их прежней заработной платы с учетом уплаты взносов. А в иных странах метод страхования носит солидарный характер, при котором работающие граждане содержат нетрудоспособных членов общества.

В нашей стране уточняет А. Гулевич [9], метод страхования долгое время носил солидарный характер. С августа 2003 года в Республике Беларусь введено раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное страхование и социальное обеспечение, устанавливающее прямую зависимость будущего объема пенсий от страхового стажа и объема уплаченных взносов.

В связи с этим, А. Чепелова и В. Сницарева [23] отмечают, что суть страхования характеризуется к тому же рядом признаков, принципов и функций. К основным признакам авторы относят:

наличие риска случайного характера и страха его проявления с соответствующими негативными последствиями;

повторяемость и предсказуемость страховых событий;

солидарный характер раскладки ущерба между потенциальными страхователями;

инверсия эксплутационного цикла (опережение платы за страховую защиту по отношению к выплате страхового возмещения);

договорной характер отношений между страхователями и страховщиками;

эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и страхователя, означающие выплату страхового возмещения при наличии договора страхования, уплаты страхового взноса(премии) согласно с размером страховой защиты;

отсутствие ответственности государства по обязательствам страховщика;

свобода в выборе страхователями страховщика, объектов страхования и страховой суммы при добровольной форме страхования.

Мировая практика, заостряют внимание авторы, выработала три модели социальной защиты:

модель Бевериджа - характерна для Великобритании, Австралии, Канады. В ней доминирует государственное социальное обеспечение, финансирование которого несет на себе налоговая система государства. Все иные институты социальной защиты играют роль дополнительных систем защиты;

модель личного и коллективного страхования coтрудников. Характерна для США, Португалии. Развитая система личного страхования является сферой деятельности частных страховых компаний;

ядро третьей системы составляет система обязательного социального страхования, которое широко иcпoльзуется в Германии, Франции, Италии.

В Республике Беларусь социальное страхование выполняется по трем направлениям:

социальное страхование, обеспечивающее выплату пенсий и пособий;

социальное страхование по безработице;

обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( введено с января 2004).

Причем, как замечает Л. Яшкова [25], пенсионная система Беларуси является знaчительнейшей частью системы социальной защиты населения. Она затрагивает жизненно знaчительные интересы не только около 2,5 млн. пенсионеров, но и тех, кто, будучи в трудоспособном возрасте, участвуют в ее финансировании и тем самым «зарабатывает» себе будущую пенсию.

Также по мнению автора, основой пенсионной системы является трудовая пенсия, через которую действуют принципы пенсионного страхования:

право на государственное пенсионное обеспечение в виде трудовой пенсии из средств государственного страхования гарантируется при условии уплаты страховых взносов;

каждый застрахованный имеет право на пенсионные выплаты из средств государственного социального страхования в случаях и при соблюдении условий, установленных законодательством. Причем лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, и лица, персонально уплачивающие страховые взносы, пользуются одинаковым правом на пенсионное обеспечение;

объем трудовой пенсии зависит от продолжительности пенсионного страхования ( стажа работы) и величины заработка (в перспективе - размера уплаченных страховых взносов) и др.

Как отмечает Т. Погонышева [19], в последние годы на пенсионные выплаты в Беларуси расходуется около 11% ВВП. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ и Балтии. Более четверти населения- получатели пенсий, вместе с этим старше возраста общепризнанной физиологической границы трудоспособности- 65 лет- 15% населения.

Также автор заостряет внимание, что с августа 2006 г. при назначении и перерасчете трудовой пенсии используется средняя заработная плата coтрудников вместо средней зарплаты рабочих и служащих. Сейчас установлены единые основания для перерасчета назначенных пенсий по возрасту и за выслугу лет с учетом стажа работы после их назначения.

В свою очередь Т. Погонышева [19] замечает, что в качестве первого шага по рационализации пенсионных расходов предполагается изменить подходы к выплате ранних пенсий, и в первую очередь работающим. В этих целях подготовлен проект Закона «О профессиональном пенсионном страховании». Он предусматривает выведение досрочных пенсий по условиям труда из общей пенсионной системы в автономную систему обязательного профессионального пенсионного страхования.

Учитывая вышеизложенное А. Чепелова и В. Сницарева [23] говорят, что современная экономика диктует необходимость повышения эффективности всей социальной политики. В этих условиях значительно возрастает роль всех государственных и общественных структур, занимающихся вопросами социальной защиты населения.

В связи с этим, Т. Езерская и Н. Мурина [12] отмечают, что сегодня предопределяются такие направления в реформировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности страхового рынка, как:

разработка национальных стандартов учета, отчетности и аудита согласно с требованиями международной практики;

адаптация плана счетов бухгалтерского учета к разрабатываемым стандартам учета;

перевод бухгалтерской отчетности страховых предприятий на международные стандарты.

Причем, одним из наиболее знaчительных нововведений, по мнению А. Гулевич [9], следует считать изменение минимальной суммы страховых взносов, подлежащей уплате нанимателями за своих coтрудников. Переход от бюджета прожиточного минимума (БПМ) в качестве минимального объекта исчисления обязательных страховых взносов к минимальной заработной плате (МЗП) можно считать вполне оправданным. Ибо именно МЗП является государственным обязательным объемом выплат нанимателем coтруднику в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и осуществлении норм труда.

Также надо отметить, что отмечает Н. Хорохордин [22], переход сельскохозяйственного производства к рыночной экономике требует радикального реформирования всей системы управления и, кроме того, таких его значительнейших функций, как бухгалтерский учет и особенно контроль.

Являясь одним из элементов системы управления предприятием, внутренний контроль призван обеспечить, по мнению В. Акулича [1], возможность принятия эффективных управленческих решений и, кроме того, их исполнение. Внутренний контроль представляет собой сплошной механизм, все составляющие которого взаимосвязаны друг с другом и взаимодействуют на разных стадиях управленческого процесса.

Как отмечает В. Евдокимович [10], процесс внутреннего контроля состоит из четырех этапов:

- установления стандартов системы;

- наблюдения и проведения ревизий и проверок;

- измерения практически достигнутых результатов;

- выполнения нужных корректировочных действий.

Причем отмечает автор, внутренний контроль осуществляет множество функций. Все их многообразие можно свести:

внутренний контроль полномочий;

внутренний контроль документального оформления;

внутренний контроль сохранности активов и документов.

Также В. Евдокимович [10], считает, что обязан выполняться на предприятии и специальный контроль, связанный с проверкой бухгалтерского учета и отчетности, который включает три знaчительнейших составных элемента:

контроль работы персонала бухгалтерии и иных лиц, связанных с составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

контроль документов и записей хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерском учете;

контроль взаимной связи счетов синтетического и аналитического учета и, кроме того, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Не можно не согласиться с В. Акулич [1], что наиболее распространенной формой внутреннего контроля в условиях рыночных отношений является внутренний аудит.

Как отмечает Н. Хорохордин [22], к определению внутреннего аудита традиционно сложились два подхода:

) прямое определение эффективности, характеризующееся отношением эффекта, рассчитанного по отчетам внутреннего аудитора, к понесенным затратам, выраженным в денежном эквиваленте;

) косвенное определение эффективности, характеризующееся отношением эффекта, рассчитанного по результатам деятельности экономического субъекта, к затратам, понесенным на организацию внутреннего аудита.

Однако данные подходы, по мнению автора, имеют ряд недостатков и требуют развития исходя из сложившихся современных экономических условий. В связи с этим, автор предлагает следующие методы оценки эффективности внутреннего аудита сельскохозяйственных предприятий:

метод корреляционных моделей, основан на косвенном определении эффективности внутреннего аудита;

метод сегментарной эффективности, основан на прямом определении эффективности внутреннего аудита;

метод качественных оценок;

метод динамических векторов.

Д. Воронов [7] отмечает, что на современном этапе совершенствования Республики Беларусь при укреплении государственной власти, возрастает к тому же значение и финансово - хозяйственного контроля. Ни одна из острейших социально - экономических проблем не будет решена, ни о каком росте промышленного потенциала и укреплении белорусской государственности не может быть и речи пока не будет наведен должный порядок в финансово - хозяйственной сфере, пока системе финансово - хозяйственного контроля не будет придана надлежащая стабильность. В связи с этим, мы согласны с автором, что эффективный и действенный финансово - хозяйственный контроль является нужным условием роста экономики, значительнейшим фактором успешного государственного строительства. Причем для успешного реформирования государственного финансово - хозяйственного контроля в Беларуси требуется выстроить в одну целостную систему все уровни финансово - хозяйственного контроля - и внутренние, и внешние, четко определить их полномочия, выработать единые принципы контроля и единую методику его выполнения. И делать все это надо как можно скорее, так как Беларусь активно переходит на международные принципы бухгалтерского учета и отчетности, что предопределяет необходимость соответствующей перестройки системы финансово - хозяйственного контроля.

Данные вопросы регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

Налоговый кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь» от 29.02.1996 №138-ХШ;

Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-ХП ;

Закон от 05.01.2008 №322-3 «О профессиональном пенсионном страховании» (далее ППС) (с 1 января 2009 г. Введен новый вид государственного обязательного страхования - профессиональное пенсионное страхование);

Указ Президента от 10.01.2009 №23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (для работодателей установлены тарифы взносов в зависимости от категории coтрудников, подлежащих ППС);

Указ Президента от 16.01.2009 №40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (утверждены Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты);

Инструкция о порядке организации и проведения проверок плательщиков обязательных страховых взносов и других платежей органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Белюсь от 04.03,2002 №26 (с учетом изм. и доп. от 26,04.2007 №60);

Постановления Совмина от 09.10.2008 №1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию»;

Постановление Совмина от 09.10.2008 № 1489 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам профессионального пенсионного обеспечения»;

Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной зашиты населения Министерства труда и сериальной защиты, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 ;

Положение об уплате обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 05.06.2000 №318;

Положение о страховой деятельности Республике Беларусь, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530;

Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.09.1997 №1290 ;

Правила персонального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997№837;

Инструкция о порядке зачисления средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на счета, их учета и использования, утвержденная постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.035002 №1/5 ;

Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по иcпoльзoвaнию Типового плана счетов бухгалтерского учета;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Ново -Зеньковский» - агропромышленное предприятие, которое было организовано в 1959 году и расположено в г.п. Корма Гомельской области - в юго-восточной части Гомельской области в 113 километрах от г. Гомеля, связана с ним, асфальтированной автострадой.

Основными производственными специализациями являются выращивание зерновых и зернобобовых, кормовых и технических (рапс) культур, картофеля; производство молока и мяса.

Все имущество предприятия находится в государственной собственности Гомельского облисполкома и отражается на балансе предприятия. Имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему право хозяйственного ведения недвижимого имущества или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор), который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является Устав. Уставный капитал предприятия составляет 1 млн. руб., добавочный капитал составляет 21795 млн. руб. Предприятие строит отношения с другими предприятиями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договором, в своей деятельности учитывает интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ, услуг, и другие выполнения обязательств. Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Управление предприятием осуществляется директором, назначенным учредителем по контракту.

Климатические условия района расположения землепользования можно охарактеризовать как умеренно - континентальные. Для него характерно жаркое лето и относительно холодная зима с наступлением ранних заморозков. Средняя годовая температура воздуха + 3,9С. Средняя температура самого жаркого месяца составляет + 19,8С, а самого холодного - 12С. В определенные годы минимальная температура зимой доходит до - 20С, максимальная летом +38С. Климат хозяйства благоприятен для возделывания сельскохозяйственных культур. По условиям рельефа все пахотные земли пригодны для механической обработки и уборки культур сложными машинами. На предприятии существует отраслевая структура управления производством. Организационно-производственная структура представлена: цехом растениеводства, цехом животноводства, цехом механизации и электрификации. В цех растениеводства входят четыре тракторно-полеводческие бригады. В отрасли растениеводства специалисты хозяйства делают ставку на повышение эффективности использования земель. Для проведения всех видов полевых работ имеется необходимая техника, прицепные и навесные агрегаты. Плановая модернизация животноводческих объектов позволяет хозяйству увеличивать объёмы производства продукции и улучшать её качество.

В цех животноводства входят: комплекс по производству молока, ферма по выращиванию быков. Поголовье крупного рогатого скота - 1410голов, в том числе 669 коров. Также содержится 294 голов коров мясного направления, молодняка -31 голова, и на выращивании и откорме 166 голов.

Рассмотрим ресурсы КСУП «Ново-Зеньковский» в период с 2010г. по 2012г. показанные в таблицах 1-10.

Таблица 1 - Состав и структура землепользования сельскохозяйственной организацииЭкспликация угодийГодыВ среднем за 3 года2010201120122012га%Га%га%га%Общая земельная площадь4161100,004162100,004165100,004162,67100,00в т.ч. сельхозземли378490,94384892,46348583,673705,6789,02Из них:пахотные246759,29246859,30217952,322371,3356,97сенокосы73417,6482319,7780219,26786,3318,89пастбища55613,3655713,3848311,60532,0012,78Площадь леса280,6700,0000,009,330,22Пруды и водоемы731,75441,06270,6548,001,15Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйств2766,632576,17511,22194,674,68Наличие осушенных земель00,00130,31130,318,670,21Качаство почвы, баллов:сельхозземель37,334,734,735,57пахотных37,233,533,534,73

Исходя из данных приведенных в таблице 1. Следует отметить, что общая земельная площадь в 2012г, по сравнению с 2011г. увеличилась на 3 га, однако размер сельхозземель снизился на 363 га, за счет снижения рахотных земель. Качество почвы на протяжении 2011-2012 гг. остается без изменений и составляет 34,7 балла.

Таблица 2 - Состав сельскохозяйственной организации по подразделениям (на 01.01.2013г.)

ПоказателиПодразделенияИтогоТракторно-полеводческие бригадыМолочно-товарные фермыСырскВолынцыЗеньковинаВыношевкаСеменовкаЗеньковинаКомплексВолынцы12345678910Сльхозземель, га5703708654503504102502203485в т.ч. пахотных5403508494402179Общая численность работников1012271035262011151в том числе:в растениеводстве1012271059в животноводстве3526201192Тракторы (физ.число)1616Поголовье КРС, гол919221909512100в т.ч. коров463172430678Как видно из таблицы 2. Предприятие обеспеченно в полном объеме трудовыми ресурсами, которые сосредоточены в растениеводстве и животноводстве. Тракторная бригада находится в н.п. Зеньковина, откуда техника при необходимости отправляется в другие полеводческие бригады. Наибольшее поголовье скота сосредоточенно на МТФ «Семеновка» и на комплексе.

Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции в (ценах реализации)

Виды продукцииГодыВ среднем за 3 года201020112012млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%Зерно34211,8870312,13197013,86100513,17Картофель100,3540,0700,004,670,06Рапс401,39891,542371,67122,001,60Другая продукция растениеводства70,24290,50140,1016,670,22Итого по растениеводству39913,8582514,24222115,621148,3315,05КРС (в ж.м.) на мясо33111,49151026,06431830,372053,0026,91Лошади40,1450,09130,097,330,10Молоко191266,39333957,62718950,574146,6754,35Другая продукция животноводства10,0330,0520,012,000,03Итого по животноводству224878,06485783,811152281,046209,0081,38Прочие товаро-материальные ценности, основные средства и прочие активы1113,85951,644743,33226,672,97Реализация покупных товаро-материальных ценностей1073,7200,000,0035,670,47Работы и услуги на сторону150,52180,310,0011,000,14Всего по сельскому хозяйству2880100,005795100,00142171007630,67100,01

В структуре товарной продукции в среднем за три года наибольший удельный вес занимает молоко (54,35%), наименьший удельный вес занимают работы и услуги (0,14%). Товарная продукция в среднем за 3 года отрасли растениеводства занимает 15,05%, отрасли животноводства 81,38%.

Таблица 4 - Состав и структура рабочей силы

Группы работниковГодыОтчетный год +,- к базисному, п.п.201020112012чел%чел%Чел%Руководители10,6010,6121,320,71Главные специалисты84,8274,29127,953,65Специалисты2213,251911,66106,62-5,03Работники обслуживающие КРС7343,987143,567247,684,12Операторы машинного доения2012,052012,272113,911,64Слесари10,6053,0731,99-1,08Трактористы169,64169,821711,261,44Водители106,0263,6853,31-0,37Другие работники159,041811,0495,96-5,08Итого:166100,00163100,00151100,000,00

Перед КСУП «Ново-Зеньковским» Еще в 2009году была поставлена задача по оптимизации численности рабочей силы. Как показывает таблица 4, в 2012 г., по сравнению с 2011г. среднесписочная численность работников снизилась на 12 чел., за счет снижения численности слесарей на 1,08 п.п., водителей - на 0,37 п.п., других работников - 5,08 п.п.

Таблица 5 - Обеспеченность производства рабочей силой и ее использование

ПоказателиГодыВ среднем за 3 годаТемп роста, %201020112012Среднегодовая численность работников, чел.16616315116092,63в т.ч. трудоспособных16616315116092,63Нагрузка на 1 трудоспособного, га:сельхозземель22,7923,6023,0723,1697,76пахотных4,4215,1414,4311,3395,30Возможный запас рабочего времени, тыс. чел/дн.321250Фактически отработанно, тыс. чел./дн.43,8741,6239,8741,7995,79Процент обеспеченности трудовыми ресурсами100100100100100

Данные таблицы 5 показывают, что среднегодовая численность в 2012г., по сравнению с 2011г., снизилась на 7,37%, нагрузка на 1 трудоспособного также снизилась на 2, 24% и составляет 23,07 га на 1 рабочего. Фактически отработанное время также снизилось на 4,21% и составляет 41,79 тыс. чел. дн.

Виды основных фондовГодыОтчетный год +,- к базисному, п.п.2010г.2011г.2012г.млн. руб.%млн. руб.%млн. руб.%12345458Здания и сооружения1129649,6219 25349,7133 66353,573,86Передаточные устройства1210,531890,492220,35-0,14Машины и оборудование663029,121129029,151482623,59-5,56Транспортные средства260311,4324286,2751428,181,91Рабочие животные21049,24556514,37894214,23-0,14Другие виды основных средств100,0450,01470,070,06И т о г о:227641003873010062 8421000,00

Из таблицы 6 следует, что наибольший удельный вес в составе основных средств в 2012г. занимают здания и сооружения (53,57%), что на 3, 86 п.п. больше, чем в 2011г. Наименьший удельный вес занимают другие виды основных средств (0,07%).

Таблица 7 - Обеспеченность производства основными и оборотными фондами и их использование

ПоказателиГодыТемп роста,%201020112012Фондовооруженность, млн.руб/чел117,82188,63336,33178,30Коэффициент (темп) прироста основных фондов0,280,410,3893,07Фонжооснащенность, млн.руб./100 га с\х земель516,85799,041457,27182,38Фондоотдача основных фондов, руб/руб0,240,200,21106,87Коэфициент оборачиваемости оборотных фондов, раз0,150,190,28148,53Скорость оборота оборотных фондов:лет6,795,313,5767,33дней2444,691910,081285,9967,33

Таблица 7 показывает, на сколько, предприятие обеспеченно основными и оборотными фондами. Так коэффициент прироста основных фондов в 2012 г. составляет 0,38, который по сравнению с 2011г. снизился на 6,93 %. Коэффициент оборачиваемости оборотных фондов в 2012г. составляет 0,28. Скорость оборота составляет 3,5 лет, что является отрицательным фактором в производстве.

Фондовооруженность в 2012г., по сравнению с 2011г. увеличилась на 78,3%, и составляет 336,33 млн.руб/ чел.

Фондооснащенность также увеличилась на 82,38% и составляет 1457,27 млн.руб\100 га с\х земель.

Фондоотдача также увеличилась на 6,87% и составляет 0,21 руб/руб.

Данные показатели показывают, что предприятие обеспеченно оборотными фондами.

Таблица 8 -Урожайность основных культур и продуктивность животных

ПоказателиГодыВ среднем за 3 годаТемп роста, %2010г.2011г.2012 г.123456Урожайность, ц/га:зерновые31,933,224,829,9774,70картофель6079,2046,400,00подсолнечник7,3рапс12,611,311,111,6798,23Удой от одной среднегодовой коровы, кг/гол.4287,464070,6840774145,05100,16Среднесуточный прирост живой массы, г :КРС367,79344,19708473,33205,70

Как видно из таблицы 8 урожайность по основным культурам снизилась: по зерновым - на 25,3% (24,8 ц\га), по рапсу - на 1,77% (11,67 ц\га). Продуктивность животных, наоборот увеличилась: молоко - на 0,16% (4077 кг/гол), среднесуточный прирост ж.м. КРС - на 105,7% (708 г.).

Таблица 9 - Уровень производства, трудоемкости продукции и производительности труда

ПоказателиГодыВ среднем за 3 годаТемп роста, %2010г.2011г.2012 г.123456Уровень производства, ц/100 га с/х земельзерно58,7763,5163,1061,8099,35картофель3,492,680,002,060,00рапс0,481,772,931,72165,62молока74,1070,3578,2874,24111,27прироста ж.м. КРС3,014,426,054,50137,05Трудоемкость производства, чел-час/ц:зерно6336,187339,346893,426856,3193,92картофель376,07309,310,00228,460,00рапс51,28204,20319,75191,75156,58молока7988,608129,138551,728223,15105,20прироста ж.м. КРС324,79510,51661,44498,91129,56Производительность труда:часовая, руб.3612,546795,8013987,468131,93205,83годовая, тыс. руб.1268000,002263000,004462000,002664333,33197,17

Таблица 9 показывает, что уровень производства ц/100 га с/х земель: по зерну - снизился на 0,65%, по рапсу - увеличился на 65,62%, молока - увеличилась на 11,27%, прироста ж.м - увеличилась на 37,05%.

Трудоемкость производства ц на 1 чел. час.: по зерну - снизилась на 6,-02%, по рапсу - увеличилась на 56,58%, по молоку - увеличилась на 5,2%, прироста ж.м. КРС - увеличилась на 29,56%.

Таблица 10 -Себестоимость и рентабельность производства сельскохозяйственной продукции

ПоказателиГодыВ среднем за 3 годаТемп роста, %2010г.2011г.2012 г.123456Себестоимость производства 1 т, тыс.рубЗерно271473987577,00208,67картофель1508198101163,000,00Рапс727169125781665,33152,45Молока2154333526032697,3378,05прироста ж.м. КРС7535217533514353,67154,07Уровень рентабельности (убыточности) производства, (+,-) %Зерно1,795,5610,926,09196,62картофель-37,50-33,330,00-23,610,00Рапс8,119,889,729,2498,44продукции растениеводства0,766,3110,775,95170,61 Молока2,4115,146,688,0844,11ж.м. КРС-43,58-14,48-1,76-19,9412,15продукция животноводства-10,332,664,55-1,04170,69Всего по хозяйству-8,053,115,770,28185,16 Таблица 10 показывает как изменилась себестоимость, рентабельность по основным видам продукции в течении 2010-2012гг. Себестоимость зерна увеличилась на 108,67% и составляет в отчетном году 987 руб.; рапса - увеличилась на 52,45% ( 2578 руб.); прироста ж.м КРС - увеличилась на 54,07% (3351 руб). Себестоимость молока снизилась на 22,95% (2603 руб). Уровень рентабельности производства отрасли растениеводства увеличился на 70,61 п.п., животноводства - на 70,69 п.п.; в общем по хозяйству - увеличился на 85,16 п.п. Таблица 11 - Показатели платежеспособностиПоказателиГодыНорматив2010г.2011г.2012 г.12345Балансовая прибыль (убыток), млн.руб.6598684403-Прибыль (убыток) от реализации, млн.руб.-2521811399-Рентабельность совокупных активов,%3,22,98,7-Рентабельность (убыточность) реализации продукции,-8,043,15,76-в т.ч.-растениеводства0,766,310,77-животноводства-10,32,74,55-Коэффициент обеспеченности собственными оборотными фондами-0,2-0,2-0,4К>=0,2Коэффициент текущей ликвидности2,52,21,8К>=1,5

Данные таблицы 11показывают, что КСУП «Ново-Зеньковский» в неполной мере обеспеченно собственными оборотными средствами, т.к. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами значительно меньше установленного норматива.

КСУП «Ново-Зеньковский» является платежеспособным, т.к. коэффициент текущей ликвидности больше установленного норматива.

Подводя итог, можно заключить, что КСУП «Ново-Зеньковский» обладает возможностями для производства рентабельной продукции, имеет потенциал для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности ее производства.

В соответствии с принятой учетной политикой (приложение 1) предприятия в КСУП «Ново-Зеньковский» Кормянского района Гомельской обл. используется журнально-ордерная форма учета.

Штат бухгалтеров предприятия состоит из шести человек во главе с главным бухгалтером, который разрабатывает перечень служебных обязанностей для всех coтрудников бухгалтерии (приложение 2). Оформление всех первичных документов в хозяйстве выполняется соответственно графику документооборота (приложение 3). Его ведение разрешает повысить ответственность coтрудников при оформлении первичных документов, помогает избежать некоторых недочетов и, кроме того, способствует более аккуратному и корректному оформлению документов.

Внутрихозяйственный контроль является неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления и обособленной стадией, обеспечивающей информационную прозрачность качества на всех иных стадиях. Он обеспечивает эффективность связи между хозяйственной деятельностью и управлением организации.

Как свидетельствует экономическая действительность, в экономической литературе внутрихозяйственный контроль рассматривается как целостная система, с присущей ей конкретными качественными характеристиками и количественными параметрами.

Внутрихозяйственный контроль в организации выполняет непосредственно главный бухгалтер. Он обеспечивает правильную постановку и достоверность учета и отчетности в хозяйстве, контролирует сохранность и правильное расходование денежных средств и материальных ценностей, соблюдение режима экономики и коммерческих расчетов.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю хозяйства, следовательно, руководитель к тому же выполняет внутрихозяйственный контроль за деятельностью предприятия. Все coтрудники, занятые в хозяйстве бухгалтерским учетом и отчетностью, подчиняются по этим вопросам главному бухгалтеру и не могут без его согласия отвлекаться от работы, не связанные с учетом. Распоряжения главного бухгалтера в отношении оформления операций и предоставления требуемых документов и сведений, обязательных для всех coтрудников хозяйства.

В качестве развития я предлагаю создать в организации аудиторскую службу, которая будет непосредственно выполнять внутрихозяйственный контроль для более эффективного контроля организации; создать Положение о внутрихозяйственном контроле.

Организация и методика проверки расчетов с Фондом социальной защиты населения

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, иных платежей, правильным расходованием средств Фонда осуществляют органы Фонда самостоятельно, а также совместно с контролирующими органами.

Проверки организаций проводятся в соответствии с графиками, утверждаемыми приказами начальников областных управлений Фонда.

Проверка одной и той же организации проводится не более одного раза в год, за исключением встречных, целевых проверок и проверок, проводимых по поручению правоохранительных органов и судов.

Общий срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней, проверка организации производится на основании предписания руководителя органа Фонда.

При подготовке к проверке организации проверяющий изучает данные отчетов о средствах Фонда, о суммах выплат, начисленных на них обязательных страховых взносов, расходов средств Фонда и средств, перечисленных организацией в Фонд за проверяемый период, и другие документы, находящиеся в регистрационном деле плательщика.

Перед началом проведения проверки проверяющий обязан предъявить руководителю проверяемой организации служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок.

Проверки проводятся путем изучения организационно-распорядительных и финансово-бухгалтерских документов организации по начислению и уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, а также расходованию средств Фонда.

Проверке подлежат документы за текущий год, включая законченный по данным бухгалтерского учета отчетный период - квартал, и за предшествующий календарный год.

Организации обязаны беспрепятственно предъявлять лицам, производящим проверку, требуемые документы и выделять для участия в проверке своего представителя.

Проверка выполняется по данным активно-пассивного счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Цель проверки операций по расчетам средств ФСЗН заключается в установлении законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций.

Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечисление) причитающихся сумм, правильности отражения в бухгалтерском учете этих операций и составления отчетности.

Исходя из вышеизложенного, на предприятии проверяется:

наличие регистрационных документов в фондах социального страхования;

правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;

правильность применения тарифов страховых взносов;

своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;

правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;

соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» записям в Главной книге и балансе;

правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.

Источниками информации для проверки являются:

Положение об учетной политике КСУП «Ново-Зеньковский», учредительные документы, приказы, распоряжения, унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете операций расчетов по социальному страхованию и обеспечению, учетные регистры, Главная книга и прочее.

В ходе проверки ревизор (аудитор) применяет различные методы и приемы получения доказательств:

проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по расчетам по социальному страхованию и обеспечению и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций в КСУП «Ново-Зеньковский» позволяет ревизору (аудитору) осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда и расчетам по социальному страхованию и обеспечению.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник ревизора (аудитора) при предварительной оценке состояния учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет ревизору (аудитору) убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

Обязательные страховые взносы начисляются на все виды выплат ( в денежном или натуральном выражении), начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Контроль за полным поступлением сумм страховых взносов и расходованием средств по назначению осуществляют местные органы Фонда, которым КСУП «Ново-Зеньковский» ежеквартально (до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляет в двух экземплярах «Отчет по средствам фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», форма 4-Фонд (Минтруда и соцзащиты) (Приложение 9).

Отчет состоит из четырех разделов:

Раздел I. Сведения о численности застрахованных работников.

Раздел II. Сведения о выплатах.

Раздел III. Расчет средств ФСЗН.

Раздел IV. Использование средств ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ.

По строке 001 раздела I отражается среднесписочная численность застрахованных работников.

По строке 003 раздела I отражается средняя численность работников в целом по юридическому лицу, включая обособленные подразделения, и определяется как сумма списочной численности работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, средней численности лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуг по предоставлению, найму работников).

По строке 004 раздела II отражается общая сумма выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленная работникам, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, на которую начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

По строке 006 отражается остаток задолженности плательщика Фонду по состоянию на 1 января отчетного года, который переносится из строки 021 отчета за январь - декабрь предыдущего года и сохраняется без изменения в отчетах отчетного года.

По строке 007 отражается остаток задолженности Фонда плательщику по состоянию на 1 января отчетного года, который переносится из строки 020 отчета за январь - декабрь предыдущего года и сохраняется без изменения в отчетах отчетного года.

По строке 009 отражается сумма доначисленных обязательных страховых взносов из размера применяемой минимальной заработной платы и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы:

по графе 1 - за период с начала отчетного года;

по графе 2 - за отчетный квартал;

по графам 3, 4, 5 - по месяцам отчетного квартала.

По строке 010 отражается сумма доначисленных (излишне начисленных) платежей по актам проверок (обязательных страховых взносов, доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, расходов, не принятых к зачету, и других платежей, предусмотренных законодательством).

По строке 011 отражается сумма частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, вносимая наличными в кассу плательщика.

По строке 012 отражается сумма пени за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов, начисленной по актам проверок плательщика, в том числе по результатам сдачи отчета за предыдущий отчетный период.

По строке 013 отражается сумма средств, подлежащая возмещению Фонду в связи с выплатой пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных за периоды, в течение которых по вине работодателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

По строке 014 отражается сумма средств, перечисленная Фондом плательщику на выплату пособий в случаях превышения фактических расходов над суммой начисленных обязательных страховых взносов, несвоевременной выплаты заработной платы; сумма компенсационных выплат алиментов с последующим возмещением плательщиком Фонду в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; сумма платежей, возвращенная плательщику.

По строке 016 отражаются расходы, произведенные в счет обязательных страховых взносов в Фонд:

по графе 1 - за период с начала отчетного года;

по графе 2 - за отчетный квартал;

по графам 3, 4, 5 - по месяцам отчетного квартала.

Данные по строке 016 в графе 1 должны быть равны данным по строке 200 в графе 3 раздела IV отчета.

По строке 018 отражается сумма списанных платежей плательщику в соответствии с законодательством.

По строкам 023 и 024 отражаются соответственно суммы отсроченных и рассроченных платежей плательщику в соответствии с законодательством.

По строкам 201 - 203 в графе 1 отражается количество дней, за которые начислены пособия; в графе 3 - сумма начисленных пособий за период с начала отчетного года.

По строке 204 в графе 1 отражается количество дней, за которые начислены пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся в дневной форме получения образования в государственных и негосударственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования (аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре); в графе 3 - сумма начисленных пособий указанным лицам за период с начала отчетного года.

По строкам 205 - 208, 210 - 221 в графах 1 и 2 отражается количество пособий соответственно за период с начала отчетного года и за последний месяц отчетного квартала; в графе 3 - сумма начисленных пособий за период с начала отчетного года.

По строке 209 в графах 1 и 2 отражается количество пособий на погребение и возмещение специализированной организации расходов на погребение соответственно за период с начала отчетного года и за последний месяц отчетного квартала; в графе 3 - сумма начисленных пособий на погребение и возмещение расходов на погребение специализированной организации за период с начала отчетного года.

По строке 222 в графах 1 и 2 отражается количество оплачиваемых свободных от работы дней, предоставляемых ежемесячно матерям (отцам, опекунам, попечителям), воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет соответственно за период с начала отчетного года и за последний месяц отчетного квартала; в графе 3 - сумма заработка, сохраняемого за указанные дни.

По строке 223 в графах 1 и 2 отражается количество пенсий прокурорским работникам соответственно за период с начала отчетного года и за последний месяц отчетного квартала; в графе 3 - сумма пенсий за период с начала отчетного года.

По строке 224 в графе 3 отражаются расходы по доставке пенсий прокурорским работникам.

По строке 308 отражается дата (сроки) выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре.

По строке 309 отражаются размеры обязательных страховых взносов в процентах, применяемые плательщиком в соответствии с законодательством.

Отчет подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и лицом, ответственным за составление государственной статистической отчетности.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, составляется акт (приложение 4). Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений, оформляются справкой. Акт (справка) подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером организации и направляется должностному лицу органа Фонда, уполномоченному рассматривать материалы проверки.

Уполномоченное должностное лицо Фонда обязано не позднее 5-дневного срока со дня составления акта проверки рассмотреть полученные материалы и вынести постановление о применении к плательщику финансовых санкций, которое в 5-дневный срок со дня его вынесения должно быть направлено организации и которое может быть обжаловано в вышестоящем органе Фонда в 5-дневный срок со дня его получения.

Уплата начисленных по результатам проверки штрафов и иных финансовых санкций, а также доначисленных сумм платежей и не принятых к зачету расходов производится организацией в течение 10-ти рабочих дней со дня составления акта проверки, а в случае неуплаты эти суммы списываются в бесспорном порядке по распоряжению органа Фонда со счета организации или со счетов дебиторов, которое составляется в двух экземплярах, один из которых прилагается к платежному требованию, представляемому в банк, другой остается в органах Фонда.

В случае недостаточности у плательщика и его дебиторов денежных средств взыскание может быть обращено на имущество плательщика в установленном законодательством порядке.

После проверки правильности определения страховых взносов проверяющие устанавливают полноту и своевременность перечисления причитающихся платежей, и правильность зачета сумм по социальному обеспечению и социальному страхованию. Согласно Положения №40 датой исполнения плательщиком обязательства по уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и других платежей в Фонд является день списания денежных средств с его счета или день внесения (перечисления) денежных средств в банк (организацию Министерства связи и информатизации). Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и других платежей в Фонд (кроме пеней) является недоимкой. На сумму недоимки за ежедневно просрочки (учитывая день уплаты) начисляется пеня в количестве 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и других платежей в Фонд, установленную настоящим Положением.

Наряду с этим выявляется своевременность погашения задолженности органам социального обеспечения и социального страхования путем сверки дат перечисления страховых взносов по платежным поручениям и установленных сроков указанных платежей. По обнаруженным суммам уплаченных пени и штрафов за просрочку указанных платежей выявляются причины и виновные лица, что наводит отражение в общем акте ревизии либо отчете о результатах проверки. Однородные нарушения, связанные с неправильным определением облагаемого фонда заработной платы, исчислением среднего заработка, иcпoльзoвaнием норм возмещения и расчетов по социальным пособиям, систематизируются в специальных ведомостях, прилагаемых к вышеупомянутым обобщающим документам, а в последнем отмечаются лишь итоговые суммы по этим фактам.

В КСУП «Ново-Зеньковский» ревизионная проверка Фондом социальной защиты населения проводилась 2008 году за период с 1 октября 2006г. по 31 марта 2008г.

Согласно акта о результатах проведения проверки (Приложение 4 ) в КСУП «Ново-Зеньковский» было установлено, что в проверяемом периоде применялся тариф страховых взносов - 24%-на пенсионное страхование и 6%- на социальное страхование. Льготный тариф применен правильно, т.к. организация занята производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции.

В организации есть работающий инвалид 2 группы. В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения» от 29.02.1996г №138-XII предприятие не начисляет страховые взносы на пенсионное страхование в размере 24% на выплаты, начисленные в пользу инвалида. Удостоверение на инвалидность предоставлено, тариф применен правильно.

Страховые взносы начислены в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения» от 29.02.1996г №138-XII.

При выборочной проверке раздела 1 формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» за 2007 год по 69 застрахованным лицам выявлено расхождение.

При проверке раздела 2 ПУ-3 «Дополнительные сведения» установлены несоответствия по периоду отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет.

Имеет место несоответствие предоставленных сведеней о начислениях в ПУ-3 данным имеющимся в лицевых счетах.

Изучив ревизию (аудит) расчетов с фондом социальной защиты населения можно сделать вывод, что основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению в КСУП «Ново-Зеньковский» является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операции и составления отчетности.

Проверка выплат пособий за счет средств Фонда социальной защиты населения

Тщательной проверке подлежат исчисление и возмещение социальных пособий, проводимые за счет средств социального страхования. Руководствуются вместе с этим продолжающим действовать на территории РБ постановлением Совета Министров РБ № 1290. К ним относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на детей малообеспеченным семьям и на погребение. Для этого наряду с записями счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» привлекаются для проверки другие документы: карточка учета личного состава coтрудников, карточек персонального учета их доходов, больничные листки о временной нетрудоспособности, расчетно-платежные ведомости.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются в случаях:

Утери трудоспособности в связи с заболеванием либо травмой;

ухода за больным членом семьи;

ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до l8 лет в случае болезни матери или другого лица, практически выполняющего уход за ребенком и др. случаях.

При проверке расчетов по операциям по социальному страхованию следует учитывать, что одновременно не может назначаться более одного пособия, указанного выше, по любoму месту работы. Причем пособия назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов.

При проверке операций по расчетам с Фондом социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь надо установить законности использования средств ФСЗН в организации.

С целью установления законности использования средств ФСЗН в организации и, прежде всего, на выплату пособий по временной нетрудоспособности проводят:

проводится формальная проверка листков о временной нетрудоспособности, в частности наличие в них подписи врачей и печати лечебных учреждений;

сведения о времени нетрудоспособности по листкам о временной нетрудоспособности сверяются с табелями учета использования рабочего времени;

проверяется правильность начисления пособий по временной нетрудоспособности;

проверяется, чтобы максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за календарный месяц не превышал трехкратную величину средней заработной платы рабочих и служащих по Республике в месяце, предшествующем каждому месяцу нетрудоспособности.

При проверке расчетов по социальному страхованию и обеспечению при необходимости иcпoльзуют такие приемы контроля очный опрос отдельных лиц, письменные запросы учреждений здравоохранения, органов социального обеспечения и социальной защиты, чтобы подтвердить реальность каждой операции, связанной с выплатой пособий и, кроме того, правильность определения количества дней нетрудоспособно иcпoльзoвaния соответствующих норм возмещения, исчисления с него заработка и суммы пособий. Как правило, в сельскохозяйственных организациях при плановых ревизиях и проверках контроль счетов по социальному страхованию и обеспечений выполняется выборочным методом, для чего рекомендуется подвергнуть контрольному изучению отдельные виды пособий по выборочной совокупности coтрудников хозяйства. И лишь при выявлении фактов нарушения действующего законодательства правильность начисления и выплат указанных сумм следует проверить сплошным методом.

Начисление и выплата сумм за счет средств ФСЗН производится в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.09.1997 №1290.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 процентов от пособия, исчисленного в соответствии в случаях:

Временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ;

Нарушения режима, установленного врачом или комиссией по назначению пособий;

Наступления временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины.

В соответствии с этим в ходе проверки ревизор уделяет внимание данным обстоятельствам.

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового заработка за дни (часы) по графику работы работницы(с 1 января 2013г. пособие назначается за календарные дни по листку временной нетрудоспособности).

Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц в размере 50 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в каждом месяце отпуска по беременности и родам. Перерасчет пособий по беременности и родах, исчисленных в минимальном размере в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения производится 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября.

Также проверяется максимальный размер пособий, кроме пособий по беременности и родам, за календарный месяц по каждому работнику, который не должен превышать трехкратный размер величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяц, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности. Максимальный размер пособий за неполный месяц устанавливается в размере величины получаемой путем деления трехкратной величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем месяцу временной нетрудоспособности, на количество рабочих дней по графику работы работника в месяц временной нетрудоспособности с последующим умножением полученного результата на количество рабочих дней временной нетрудоспособности в этом месяце.

Кроме всего проверяется сохранность листков нетрудоспособности. Плательщики обязаны обеспечить сохранность листков и других документов, необходимых для назначения пособий (в соответствии со ст.465 Перечня типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 28.04.2004 №4) документы о выплате пособий, пенсий, листков нетрудоспособности по социальному страхованию (копии отчетов, выписки из протоколов, заключения) хранятся три года после проведения проверки).

Что касается вопросов проверки, связанных с работой пенсионеров, работающих по трудовым договорам, то здесь следует учитывать требование ст. 93 Закона № 1596-XII. При приеме на работу пенсионера работодатель должен известить об этом в пятидневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с неосуществлением нанимателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в oчевиднoм порядке с нанимателей - юридических лиц и в судебном порядке с нанимателей - физических лиц.

При проверки пособий за счет средств ФСЗН проверяют правильность начисления пособий семьям, воспитывающим детей.

в связи с рождением ребенка;

женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

на детей старше 3 лет и др.

В ходе проверки пособий на детей до 3-х лет, старше 3-х лет проверяют сформированное дело получателя данного вида пособий. Данное дело формируется из пакета документов(справка о совокупном доходе семьи, свидетельства о рождении ребенка, справка о составе семьи и иные документы). Также проверяется основание на надбавку к государственным пособиям на детей, рожденными женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книги регистрации актов о рождении произведены по указанию матери детей (с 1 января 2013г. данные надбавки отменены).

В ходе проверки в КСУП «Ново-Зеньковский» выборочно проверены 22 пособия по временной нетрудоспособности и 1 пособие по беременности и родам. В ходе проверки выявлены случаи исчисления пособий без соблюдения требований положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2000г. №1290.

Выявлена переплата по пособию по беременности и родам в сумме 12100 рублей;

установлена переплата по 1 листку нетрудоспособности в сумме 2410 рублей и недоплата по 2 листкам нетрудоспособности в сумме 11440;

в результате арифметической ошибки установлена переплата по пособию Шарабуровой О.И. в сумме 4000 рублей.

Из-за неправильного определения периода назначения пособия по непрерывной временной нетрудоспособности установлена недоплата пособия Пантеенко В.В. в сумме 11960 рублей, пособия Жлобо Г.В. - 910 рублей.

Также проверены документы по назначению и выплате пособий семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет , выплачиваемых в 2007 году, проверено 19 пособий. выборочно проверены пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте старше 3-х лет выплаченных в 2008 году, проверенно 30 пособий.

Назначение пособий семьям, воспитывающим детей, пособий в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12 недельного срока беременности, на погребение произведено в соответствии с действующим законодательством, нарушений не установлено.

Заключение

В настоящее время государственное регулирование социальных процессов в условиях рынка выполняется с помощью многих экономических методов и форм. Первостепенное место из них принадлежит социальному обеспечению - системе экономических и социальных мер, направленных на защиту населения. Сегодня функция государства по социальной защите выделена в самостоятельную и выполняется специальной организацией - Фондом социальной защиты населения. Рациональная организация контроля расчетов с ФСЗН позволит своевременно начислять суммы страховых взносов и платежей и, кроме того, контролировать правильность выплат пособий за счет средств ФСЗН.

Исследования по данной теме проводились на базе КСУП «Ново-Зеньковский» Кормянского района Гомельской области.

При проверке операций по расчетам с ФСЗН устанавливается верно ли произведены отчисления в этот фонд, законность их использования и перечисления неиспользованных сумм на счет фонда (правильность выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на санаторно-курортное лечение, пособий на детей, погребение и иные). Проверяется правильность отражения бухгалтерских записей на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и, кроме того, правильность составления отчетности об использовании средств Фонда.

Согласно акта о результатах проведения проверки № 47 от 23 мая 2008г. (Приложение 4) в КСУП «Ново-Зеньковский» был обнаружен ряд неточностей. В соответствии с этим организация должна предпринять все меры по устранению недостатков.

Список использованной литературы

1. Акулич В. Методологические и практические аспекты организации внутреннего контроля на предприятиях жилищного хозяйства / В. Акулич // Бухгалтерский учет и анализ. -2006. -№1. - С23-26.

. Анищенко Н. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев/Н. Анищенко// Главный бухгалтер сельского хозяйства 2004 №1.-С53-57.

. Бондарь Т.Е. Финансы предприятия АПК: учебное пособие/ Т.Е. Бондарь, Н.Е. Заяц.- Минск,2000.-184с.

. Бондарь Т.Е. Налоги и налогооблажение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Т.Е. Бондарь, Н.Е. Заяц.-Мн.,2006.-126с.

. Бондина Н.Н., Бондин И.А., Лаврина О.В. Налоговый учет доходов и расходов при ЕСХН /Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, О.В. Лаврина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций.-2006.-№5.-С28-30.

. Василевская Т.И. Налоги: учебное пособие/ Т. И. Василевская, Н. Е. Заяц.- Минск. 2000.-222с.

. Воронов Д. Финансово - хозяйственный контроль как неотъемлемая доля общенациональной системы контроля: проблемы и пути совершенствования // Бухгалтерский учет и анализ. -2005. -№9. - С.52-56

. Грихутик В. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и страховые платежи по договорам обязательного личного страхования/В. Грихутик//Главный бухгалтер 2007 №48.-С41.

. Гулевич А. Социальное страхование сегодня А. Гулевич Социально ориентированная экономика РБ: проблемы и перспективы совершенствования.- Мн.: БГЭУ, 2006.- С 63-64.

. Евдокимович В. Направления развития внутреннего контроля в районном потребительском обществе // Бухгалтерский учет и анализ. -2005. -№9. - С.33-40

. Евдокимович В. Система внутреннего контроля в потребительской кооперации Республики Беларусь и направления его развития // Бухгалтерский учет и анализ. -2005. -№8. - С.11-17

. Езерская Т., Мурина Н. Страхование в Республике Беларусь : учетный и финансовый аспект / Т. Езерская, Н. Мурина // Бухгалтерский учет и анализ. - 2004. - № 2. -С 40-42.

. Жилан Т. Пути реформирования системы социального страхования в Республике Беларусь / Т. Жилан // Социально-ориентированная экономика РБ: проблемы и перспективы совершенствования. - Мн.: БГЭУ, 2006.- С 67.

. Зайцева М.А. Страховое дело: учебное пособие/М. А. Зайцева, Л. Н. Литвинова; под общей редакцией М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой.- Мн.: БГЭУ, 2001.-10с.

. Мурина Н. Проблемы совершенствования страхового рынка Республики Беларусь Н. Мурина // Организация производства в условиях рынка.- Горки.: БГСХА, 2004.- С104-106.

. Об уплате обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2000г. №318. -61с.

. О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке зачисления на счета, учета и использования средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Постановление правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики от 29 декабря 2007г. №15.-Минск,2008.-48с.

. Лемеш В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экономических специальностей высших и средних специальных учебных заведений. В2 ч. Ч.1/ В.Н. Лемеш.- Минск: Издательство Гревцова, 2007.-247с.

. Погонышева Т. Льготное пенсионное обеспечение / Т. Погонышева // Налоговый и бухгалтерский учет. - 2007. - № 11. - С 55-61.

. Потупчик В.Н. О объемах государственных пособий семьям, воспитывающим детей/В. Н. Потупчик//Главный бухгалтер 2008 №9-С38-39.

. Ханкевич Л.А. Финансы: учебно-методическое пособие/Л. А. Ханкевич.- Мн., 2003.-96с.

. Хорохордин Н. Вопросы методики аудита по циклам производственной деятельности аграрных коммерческих предприятий Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций. - 2006. - №1. - С. 31-33.

. Чепелова А., Сницарева В. Сущность социального страхования / А. Чепелова, В. Сницарева / Научный поиск молодежи XXI века// Выпуск IX. - Мн.: 2008, С87-88.

. Цед Ю. Актуальные проблемы совершенствования страхования в Республике Беларусь / Ю. Цед Социально-ориентированная экономика РБ: проблемы и перспективы совершенствования.- Мн.: БГЭУ, 2006.- С 86-87

. Яшкова Л. Страховые принципы пенсионного обеспечения /Л. Яшкова Налоговый и бухгалтерский учет. - 2007. - № 5. - С 63-69.

. Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь» от 29.02.1996 №138-ХШ.

. Закон Республики Беларусь«О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-ХП.

. Инструкция о порядке организации и проведения проверок плательщиков обязательных страховых взносов и других платежей органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Белюсь от 04.03,2002 №26.

Похожие работы на - Ревизия и аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!