). Очевидно, что алкилирование фенола более высокомолекулярным сырьем обеспечивает большую длину углеводородного радикала в молекуле алкилсалицилата, чем фенолята. Этим во многом объясняется, что диспергирующие и моющие свойства высокощелочных присадок выражены слабее, чем у алкилсалицилатных.
При сравнении сверхщелочного алкилсалицилата «Детерсол-300» и сверхщелочного фената В-7120, видно, что щелочное число первого составляет по факту 300 - 320 мг КОН/г, что в 1,5 раза выше, чем у алкилфенольной присадки.
В 1998 г. освоено промышленное производство сверхщелочной алкилфенольной присадки В-7420, представляющей собой карбонатированный серосодержащий алкилфенолят кальция с щелочным числом более 200 мг КОН/г. эта присадка предназначена прежде всего для применения в моторных маслах высоких серий, а также в маслах для судовых дизельных двигателей, работающих на высокосернистом топливе.
Кроме того, при использовании присадки В-7120 затраты на производство широкого ассортимента моторных масел ниже, чем при использовании даже присадки В-714 (или ВПИИ НП-714), представляющие собой карбонатированный серосодержащий алкилфенолят кальция с щелочным числом М 140 - 170 мг КОН/г.
Сейчас на заводе масел и присадок производятся наиболее эффективные и многофункционального действия присадки:
Детерсол-50 - нейтральный алкилсалицилат кальция
Детерсол-140 - среднещелочной детергент
Детерсол-180 - высоконещелочной детергент
Детерсол-300 - сверхнещелочной детергент
Комплексал-100 или250 - салицилатно-сульфатный
Тетрасал - многофункциональный детергент, обладающий свойствами полута салицилатно-фенатный детергент с улучшенными антикоррозийными свойствами.
Цифры соответствуют величине щелочности присадок в мгКОН/г.
Комплексал-Д - салицилатно-депрессорная присадка
нейтрального сульфоната кальция - присадка для экологически чистых дизельных топлив.
Напросал - эмульгатор для СОЖ.
Производсто алкилсалицилатных присадок ведется на единственной в России установке АСП - 1,2,3 на Новокуйбышевском заводе масел и присадок.
На установках ПМС - 1,2 вырабатываются сульфонатные присадки, используемые в качестве моюще-диспергирующих нейтрализующих компонентов моторных масел.
В состав установки ПМС-1 входит отделение приготовления пакета присадок «Самойл-7311», «Самойл-7321», представляющих собой сбалансированное сочетание присадок различного функционального действия и предназначенный для обеспечения эксплуатационных свойств моторных масел различных групп.
Действие сульфонатных присадок основано на способности нейтролизовать кислые продукты сгорания топлива и окисления масла, препятствовать осаждению на деталях двигателей цилиндро-поршневой группы углеродистых отложений, образующихся в процессе работы двигателя внутреннего сгорания.
В 1989 г. завод приступил к освоению присадок КНД - нефтяной детергент кальция со щелочным числом 120 - 150 мг КОН/г. В 90-х годах были освоены технологии по производству нейтрального сульфоната кальция (НСК), синтетического сульфоната кальция (ССК), нейтрального сульфоната натрия (НСNа). Кроме выпуска хорошо зарекомендовавшей себя присадки КНД, решаются вопросы по производству расширенного ассортимента перспективных сульфонатных присадок. Сюда входят: высокощелочной сульфонат кальция (С-300), высокощелочной сульфонат магния (С-300М) концентрированный нейтральный сульфонат кальция.
На стадии внедрения находится антидымный компонент «Комплексал-Т», являющийся аналогом пакета присадок «Лубризол-8288». Это кальциевая соль алкилсалициловых кислот с уровнем щелочности 300 мг КОН/г. Присадка позволяет существенно снизить загрязнение окружающей среды благодаря снижению дымности отработанных газов, и помимо этого, обладает моющими свойствами. Перспективной является комплексная салицилатно-сульфатная присадка «Комплексал-100», которая прошла испытания и допущена к производству в составе масла М-10ДМ, а также высокощелочная салицилатно-сульфатная присадка «Комплексал-250».
Перспективной позицией является освоение и совершенствование технологий сверхнещелочного детергента Детерсол-300, а также разработка многофункционального пакета присадок «Самойл-7321» на его основе. В 2000 г. на заводе масел и присадок была получена пробная партия. На одной из стадий алкилсалициловые кислоты подвергались доочистке специальным химическим агентом. При этом щелочное число карбонатированного продукта легко достигало уровня 350 - 370 мг КОН/г, что является перспективным направлением в производстве гиперщелочных алкилсалицилатных присадок со щелочным числом 400 - 500 мг КОН/г.
Одним из наиболее перспективных направлений сегодня является разработка и внедрение магнийсодержащих сверхщелочных алкилсалицилатных присадок и создание на их основе полифункциональных пакетов.
Литературный обзор по способам утилизации шламов производства присадок
Рациональное природоиспользование диктует переход к широкому применению вторичных материальных ресурсов - отходов промышленного комплекса. Большинство процессов производства присадок сопровождается образованием поточных продуктов или отходов, не находящих квалифицированного применения. При этом на многих стадиях производства образуется значительное количество высокоминерализованных токсичных сточных вод.
Исходя из химико-минералогического состава и агрегатного состояния, определены основные целевые функции органоминеральных шламов.
Масло- и нефтешламы в виде разбавленных эмульсий эффективны в качестве активаторов наполнителей и заполнителей асфальтобетонов, пропиточных составов щебеночного основания и насыпи автодорог. В виде высококонцентрированных эмульсосуспензий органоминеральные шламы рекомендуются в холодные битумные пасты и мастики. Они положительно влияют на процессы эмульгирования битума, улучшая их реологические и структурно-механические свойства. Масло- и нефтешламы в виде гидрофобных порошков целесообразны в качестве наполнителей горячих мастик, модификаторов битумов различного назначения, улучшающих их смачиваемость, адгезионно-конзионные и упруго-эластичные свойства, замедляющих процессы старения.
Внедрение масло- и нефтешламов по перечисленным направлениям сдерживается отсутствием дифференцированного сбора отходов, усреднение их в процессе хранения, контроля за качеством и однородностью.
Авторами работы [] на основании фундаментальных исследований установлено, что активация таких неблагоприятных грунтов, как суглинки, органоминеральные шламы значительно уменьшают энерго- и трудозатраты на их переработку. Энзиматические сочетания суглинка и ОМШ снижает связанность грунта, облегчает получение рыхлой однородной массы, легко смешивающейся с вяжущими. ОМШ оказывают пролонгированное действие - интенсифицируют процессы структурообразования грунтобетона во времени, повышая их качества и долговечность. В результате база дорожного основания становится прочнее, качество верхних слоев одежды дорожных и аэродромных покрытий - надежнее, а стоимость и материалоемкость снижается на 40 - 60%.
На соотношении между структурой ОМШ и активностью его составляющей построена концепция их укрепления минеральными вяжущими. Направленное формирование в цементном и известешламобетонах каогуляционно-кристаллезационных структур, способных к компенсации внутренних напряжений, возникающих при перепадах температур, позволяет с их применением обходиться в дорожных покрытиях без трещинопрерывающих прослоек. Разработанные составы грунтобетонов рекомендуются для оснований аэродромов и покрытий со слоем износа.
Авторы работы [] проводили исследования в области активации положительно или отрицательно заряженных комплексов. Так как шламы, как продукты, полученные химическим осаждением, обладают комплексом физико-химических свойств: определенным потенциалом ионизации, поверхностной активности, высокой адсорбционной способностью.
Отрицательным кинетическим потенциалом обладают органоминеральные (масло и нефтешламы) и гидроксидные гальваношламы. Положительно заряжены карбонатные и алюминатные шламы. При активации важную роль играет полярное электрическое взаимодействие. С увеличением полярности материала повышается адгезия. Таким образом, прочные адгезионные связи формируются при использовании для модификации поверхности минеральных веществ шламов с противоположным знаком заряда. Это свойство используют в производстве керамзитобетона, что увеличило его прочность в 1,5 раза и снизило расслаиваемость смеси. Используя активацию кварцевого песка карбонатным шламом (наиболее простой способ его активации - совместный помол песка и шлама) можно повысить прочность ячеистых бетонов в 2 раза, морозостойкость в несколько раз.
Одним из возможных направлений использования нефтешламов является его объемная гидрофобизация газобетонов.
С введением одного процента нефтешлама водопоглощение газосиликатных образцов уменьшается в среднем в 2,5 -3 раза.
Результаты исследований, проведенных авторами работы [], показали высокую эффективность нефтешламов в качестве газообразующей добавки в производстве керамзита, и на их основе формирование комплексного воздействия химического состава шихты и каталитических процессов газификации углеводородсодержащих компонентов оказывает влияние гранул. В основу каталитического газогенерирования были положены реакции паро-кислородной конверсии углеводородов органических шламов, позволяющие создать восстановительную среду (СО и Н2) в процессе обжига гранул.
Подбор комплексных добавок позволяет решить две задачи: повысить качество пористых заполнителей и получить материал плотностью 300-400 кг/м3, повысить энергетическую эффективность тепловой схемы агрегатов по производству керамзитового гравия.
Авторами выдвинута концепция гибкой многовариантной экологически безопасной технологии утилизации шламов.
Основным побочным продуктом синтеза ДД-присадок к смазочным маслам являются шламы, получаемые при механической очистке сульфонатных присадок центрифугированием. Шламы поликомпонентны.
Авторы работ [] проводили исследование шламов от очистки присадки ПМС, тремя способами:
- Разделение шлама центрифугированием, и экстракцией хлороформом;
- Отгонка растворителей и экстракция их изопропанолом и толуолом;
- Шлам последовательно экстрагировали изопропанолом и толуолом.
По результатам исследования выявлено, что водная фаза представлена водорастворимыми сульфонатами и собственно водой, углеводородная - бензином, маслом и маслорастворимыми сульфонатами, твердая - карбонатом и гидроксидом кальция. Карбонат кальция характеризуется большой полидисперсностью, различными степенью гидрофобизации и структурой упорядоченности. Низкая седиментационная стабильность шлама обусловлена грубодисперсным состоянием большей части его дисперсной фазы. Однако значительное содержание гидрофобизованного карбоната кальция, углеводородной фазы и водо-маслорастворимых компонентов обеспечивает баланс молекулярных взаимодействий на границе раздела фаз вода-масло-твердая поверхность. Авторы рекомендуют использовать шламы в качестве основы для получения инертных поверхностно-активных систем, обеспечив эффективное вскрытие продуктивных углеводородосодержащих пластов, качественный ремонт и закачивание скважин в нефтегазодобывающей промышленности.
Авторы работы [] предлагают консервационный состав на основе отходов очистки сульфонатной присадки С-150. В процессе очистки сульфонатных присадок от механических примесей образуются шламы, которые состоят их присадки (20-35%), растворителя (30-40%), воды (3-5%) и минеральной части (30-45%).
При подготовке проб для исследования шлам смешивали с 5 об. ч. растворителя, после отстаивания жидкую часть отделяли, растворитель испаряли на часовом стекле. Операцию повторяли до отсутствия на стекле следов органических соединений. Экстракцию органической части из шлама проводили последовательно бензином, четыреххлористым углеродом, ацетоном. Органическая часть полностью извлекается из шлама после 8 ступеней экстракции бензином, четырех ступеней - ССl4 и одноразовой экстракции ацетоном.
Бензином из шламов экстрагируют в основном нефтяные углеводороды-парафина, нафтеновые ароматические и частично-сульфонатная присадка. По анализу спектров обнаружили, что идентичность спектров органической части шлама после экстракции ацетоном и спектров сульфоната кальция подтверждает наличие в шламах адсорбированной на минеральных веществах сульфонатной присадки, тогда как при экстракции ацетоном сульфонатная присадка разрушается до сульфоната кальция.
Таким образом, поверхность минеральных частиц обладает активностью и способностью адсорбировать наиболее полярные поверхностно-активные вещества ПАВ из раствора сульфонатной присадки в масле. По этой причине шлам сульфонатной присадки был использован в качестве компонента консервационного состава для защиты металла от атмосферной коррозии. Органическая часть шлама пригодна в качестве ингибитора коррозии, минеральная часть вместе с абсорбированными на ее поверхности сульфонатами выполняет роль активного наполнителя. По результатам этих исследований, шлам обладает лучшими защитными свойствами, чем присадка и модельная система.
Товарное обозначение разработанного консервационного состава - ВРПС-150, он предназначен для защиты от коррозии металлоизделий, хранящихся в складских помещениях. Это маслянистая жидкость светло-коричневого цвета, вязкость при 20˚С 300 - 450 мм2/с, температура застывания 20˚С. применение ВРПС-150 при расходе 20 г./м2 обеспечивает эффективную защиту от атмосферной коррозии внутренних и наружных поверхностей металлоизделий.
С целью утилизации присадок и обезвреживания твердых отходов производства сотрудники МИНП им. И.М. Губкина [] предложили способ переработки шлама. Отходы экстрагируют бензином «калоша» до полного отделения органической части. Остаток после отгонки растворителя представляет собой присадку МНИ ИП-22к в масле. Твердый остаток состоит из неорганической части: оксида, гидроксида и карбоната кальция, элементной серы и механических примесей. Твердый осадок предлагается обрабатывать 10% раствором соляной кислоты с получением нейтрального водного раствора хлорида кальция.
На основе исследований составов отходов производства присадок [] было выявлено, что вовлечение в битумные составы отходов от очистки нефтяного сульфоната кальция в качестве ингибитора коррозии и активного наполнителя, значительно улучшает защитные свойства покрытий. ИКСТ - кальциевая соль кислого гидроната (сульфонат). С использованием отходов производства присадок КСК и РСК, разработаны на битумной основе и внедрены в промышленное производство пленкообразующий ингибированный нефтяной состав (ПИНС) «ИНГИБИТ-С» []. Твердая фаза отходов мелкодисперсные частицы СаО и СаСО3 выполняют в этом продукте функции активного наполнителя [].
Жидкая фаза отходов - раствор присадок КСК и РСК в непрореагировавшей части масла М-6, вместе с частицами СаО и СаСО3, серо- и серокислородсодержащих продуктами играет в битумном составе роль ингибитора коррозии.
Для промышленного производства ПИНС «ИНГИБИТ-С» полностью использованы отходы производства сульфоната кальция на Рязанском НПЗ.
ПИНС «ИНГИБИТ-С» используется в качестве защитного покрытия подвижного состава железнодорожного транспорта, металлоконструкций, мостов, сооружений.
Эколого-экономическая эффективность достигается за счет повышения качества и экономии природных ресурсов, а так же реабилитации территорий, загрязненных органоминеральными шламами.
2. Проектные исследования по подбору режимов стадии отгонки воды и бензина-растворителя
Целью исследования является получение данных по температуре начала и конца кипения для смеси заданного состава при температурах от 120 до 160˚С и давлениях 380 мм рт. ст. и 480 мм рт. ст. Получение количества и состава паровой и жидкой фазы. При этом оценивалось остаточное количество воды после отгонки основного количества воды и количество масла, уходящего с паровой фазой.
Выбраны наиболее оптимальные условия процесса отгонки воды и бензина для РПИ-1 и РПИ-2. Распечатка состава сырья, паровой и жидкой фазы получены с использованием программы «POSISS».
Распечатка материального баланса по программе «POSISS» дана в таблице 8.
Распечатка материального баланса остальных стадий процесса дана в приложении.
2.1 Анализ возможности вовлечения шламов с установки АСП и ПМС в мазут марки М-100
Усредненный состав шламов, получаемых на комплексах АСП и ПМС
Наименование показателейШлам АСП, % массШлам ПМС, % массСмесь шламов АСП и ПМС (1: 2,25)Массовая доля воды406053,8Массовая доля бензина4,887,0Массовая доля твердой фазы15,22824Массовая доля масляной фазы404,015,2Зольность12,022,419,2
Средние показатели качества товарного мазута марки М-100
Наименование показателейНорма, %Фактически, %Массовая доля водыне более 1отс.Массовая доля механических примесейне более 10,132Массовая доля серы0,5 ÷ 3,52,0Зольностьне более 0,140,05
По приведенным данным, мазут имеет запас качества, что позволяет вводить в его состав определенное количество шламов.
Вариант 1. Анализ возможности вовлечения шлама АСП в мазут марки М-100.
На комплексе АСП получают в среднем 12 т/сетки шлама, что составляет 0,27% от всей выработки товарного мазута марки М-100; за сутки вырабатывается 4500 тонн мазута.
Ограничивающим фактором в шламе является зольность и максимально возможное количество шлама АСП, которое можно добавить в качестве компонента в товарный мазут М-100 составляет 0,75% масс или
(4500 ∕ 99,25) ∙ 0,75 = 34,0 т/сутки.
Минимальное количество мазута, в которое возможно вовлекать весь получаемый на АСП шлам (12 т/сутки), составляет:
(4500 ∕ 34) ∙ 12 = 1588 т/сутки.
Вариант 2. Анализ возможности вовлечения шлама ПМС в мазут марки М-100.
На комплексе ПМС получают в среднем 27 т/сутки шлама, что составляет 0,6% от всей выработки товарного мазута, т.е.
∙ 100 ∕ 4500 = 0,6%.
Ограничивающим фактором в шламе является зольность и максимально возможное количество шлама ПМС, которое можно вовлекать в товарный мазут в качестве компонента составляет 0,4% масс или
(4500 ∕ 99,6) ∙ 0,4 = 18,0 т/сутки,
что составляет (18 ∕ 27) ∙ 100 = 66,6% от всего шлама ПМС. Значит, при вовлечении в мазут только шлама ПМС, максимально возможное количество утилизируемого шлама составит 18 т/сутки, или 66,6% от общей его выработки.
Вариант 3. Анализ возможности вовлечения в мазут М-100 усредненного состава шламов АСП и ПМС в массовом соотношении 1: 2,25.
На комплексах АСП и ПМС получают в среднем суммарно 39 т/сутки шламов, что составляет (39 ∕ 4500) ∙ 100 = 0,87% от всей выработки товарного мазута марки М-100.
Ограничивающим фактором по этому варианту является зольность смеси шламов и максимально возможное их количество, которое можно вовлекать в мазут марки М-100, составляет 0,47% масс, или
(4500 ∕ 99,53) ∙ 0,47 = 21,2 т/сутки,
что составляет (22,2 ∕ 39) ∙ 100 = 54,4% от общего количества шламов АСП и ПМС. Значит, при условии вовлечения смеси шламов в мазут марки М-100, максимально - возможное количество утилизируемых шламов составит 21,2 т/сутки, или 54,4% от общей выработки шламов.
Вариант 4. Анализ возможности вовлечения в мазут марки М-100 всего количества шлама АСП и частично шлама ПМС.
В расчете по варианту 1 видно, что для вовлечения всего шлама АСП (12 т/сутки) мазута необходимо в количестве 1588 т/сутки.
При этом остается (4500 - 1588) = 2912 т/сутки мазута, в которые можно добавлять 0,4% масс шлама ПМС (из расчета по варианту 2), что составляет:
(2912 ∕ 100) ∙ 0,4 = 11,6 т/сутки шлама ПМС.
Тогда суммарное количество шламов АСП и частично ПМС составит:
+ 11,6 = 23,6 т/сутки
или (23,6 ∕ 39) ∙ 100 = 60,5% масс от общего количества шламов АСП и ПМС.
Таким образом, вариант 4 является наиболее приемлемым с точки зрения максимально-возможного количества утилизируемых шламов АСП и ПМС в мазут марки М-100.
Так как качественный состав шламов меняется в зависимости от технологического процесса получения присадок на комплексах АСП - 1,2,3 и ПМС - 1,2, то требуется постоянный анализ и корректировка расчетного количества шламов при загрузке в аппарат.
3. Разработка технологической схемы утилизации шлама присадок АСП и ПМС, расчет материального и теплового балансов и аппаратурного оформления основного оборудования процесса
.1 Состав исходного шлама и получаемого продукта
В качестве сырья используется:
- дистиляторный экстракт селективной очистки по СТП-98 вязкость кинематическая υ = 7 - 8 мм2/с.
- усредненный состав шлама производства присадок АСП и ПМС.
Соотношение шлам - экстракт 1: 1.
Производительность установки по шламу 45 т/сутки.
Исходный состав:
вода - 20%, бензин - 15%, масло - 53%, твердая фаза - 12%.
Добавка к топливу «Седиментал-Т» - продукт, полученный при утилизации маслошламов от очистки присадок «КНД» и «Детерсол».
Состав добавки: карбонат кальция, смесь алкилсалицилата и сульфоната кальция, вода, масло-разбавитель.
По физико-химическим показателям добавка к топливу «Седиментал-Т» должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице
Физико-химические показатели добавки «Седиментал-Т»
Наименование показателяНормаМетод контроля1. Внешний видКоричневая вязкая жидкостьВизуально2. Массовая доля воды, %Не более 5По ГОСТ 24773. ЗольностьНе более 30По ГОСТ 14614. Массовая доля серы, %Не более 20По ГОСТ 14375. Температура вспышки определяемая в открытом пе, ˚СНе ниже 120По ГОСТ 43336. Температура застывания, ˚СНе выше 25По ГОСТ 20287-91Шлам нефтяной образуется в процессе производства сульфонатных и салицилатных присадок в соответствии с технологическими регламентами
По физико-химическим показателям шлам нефтяной должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
Физико-химические показатели шлама, нормы и требования
Наименование показателяНорма для шлама, %Метод контроляс АСП-3с ПМС-2Массовая доля воды, не менее1050По ГОСТ 2474-65Массовая доля бензина, не более2020По СТП 448-98Массовая доля твердой фазы, в пределах20 ÷ 4010 ÷20По СТП 453-2001Массовая доля органической фазы, в пределах30 ÷ 4010 ÷ 20По СТП 471-2001
Химический состав экстракта селективной очистки масел, % масс
Парафино-нафтеновые углеводородыЛегкие углеводородыСредние углеводородыТяжелые углеводородыСмолистые соединенияСера35,425,0415,5542,024,941,8 ÷ 2,5
Физические свойства экстракта УСОМ.
Плотность Г/см3Коэффициент ПреломленияТемпература застывания, оСЗольность % массВязкость Мм2/с0,966-0,9791,5410-1,5440+260,017 - 8
.2 Описание технологического процесса и технологической схемы получения добавки к топливу «Седиментал-Т»
Шлам с установок ПМС-2 и АСП-3 привозится в автобойлерах, из которых насосом Н-2/1 (Н-2/2) расчетное количество шлама закачивается в мешалку М-1.
Экстракт селективной (фенольной) очистки с цеха №23 по трубопроводу закачивается в приемные емкости Е-2 (Е-3, Е-4, Е-5) объемом 46м3 каждая. Уровень экстракта селективной (фенольной) очистки в Е-2 (Е-3, Е-4, Е-5) регистрируется.
Температура в емкостях Е-2 - Е-5 регистрируется.
Расчетное количество экстракта селективной (фенольной) очистки из емкости Е-2 (Е-3, Е-4, Е-5) насосом Н-1/1 (Н-1/2) закачивается в мешалку М-1. Для поддержания температуры в мешалке М-1 в пределах 40-50˚С в рубашку аппарата подается водяной пар.
Температура смеси в мешалке М-1 регистрируется.
Смесь продуктов интенсивно перемешивается в мешалке М-1 в течение 1-2 часов.
Из мешалки М-1 смесь шлама и экстракта насосами Н-3/1 (Н-3/2) перекачивается в промежуточную емкость Е-6. Уровень в емкости Е-6 регистрируется.
Из емкости Е-6 смесь шлама и экстракта подается в подогреватель Т-1, где нагревается до температуры 110-120˚С за счет подачи пара в межтрубное пространство подогревателя Т-1.
Расход смеси продуктов от насоса Н-4/1 (Н-4/2) в подогреватель Т-1 регулируется.
Для предотвращения отстаивания смеси в емкости Е-6 насосом Н-4∕1 (Н-4∕2) осуществляется постоянная ее циркуляция по схеме:
Е-6 → Н-4/1 (Н-4/2) → Е-6
Из подогревателя Т-1 смесь продуктов поступает в роторный испаритель И-1/1 (И-1/2).
Температура смеси продуктов на выходе из подогревателя Т-1 регистрируется. Отгонка паров бензина и воды из смеси продуктов осуществляется в роторных испарителях И-1/1 (И-1/2) при температуре 120-140оС, которая обеспечивается подачей в рубашку аппаратов водяного пара, и при остаточном давлении 250-300 мм. рт. ст. или (60-70%), которое создается вакуум-насосом Н-9/1 (Н-9/2).Снижение глубины вакуума сигнализируется.
Температура и остаточное давление в испарителях И-1/1 (И-1/2) регистрируется.
Пары бензина и воды из роторных испарителях И-1/1 (И-1/2) поступают в конденсаторы Х-2/1 (Х-2/2), охлаждаемые промышленной водой, в которых конденсируются. Сконденсировавшиеся вода и бензин из конденсатора Х-2/1 (Х-2/2) стекают в емкость Е-8/1 (Е-8/2).
Температура конденсата из Х-2/1 (Х-2/2) регистрируется.
Уровень и давление в емкости Е-8/1 (Е-8/2) контролируются приборами.
Из емкости Е-8/1 (Е-8/2) конденсат самотеком поступает в емкость-отстойник Е-9. Водный слой из отстойника Е-9 по уровню раздела фаз выводится в канализацию.
Бензин по уровню в емкости Е-9 насосами Н-7/1 (Н-7/2) откачивается в резервуар Т-101 установки ПМС.
Уровень раздела фаз в емкости Е-9 регулируется прибором, клапан которого установлен на линии слива водного слоя из Е-9 в канализацию.
Уровень бензина в емкости Е-9 регистрируется.
Схемой предусмотрена возможность работы испарителей И-1 (И-2) в две ступени.
При работе в две ступени отгонки смесь шлама и экстракта из испарителя И-1/1 стекает в промежуточную емкость Е-7, из которой насосом Н-5/1 (Н-5/2) смесь в постоянном количестве подается на II ступень отгонки в испаритель И-1/2. Уровень в емкости Е-7 регистрируется. Расход смеси на испаритель И-1/2 регулируется.
Сконцентрированная смесь шлама и экстракта после II ступени отгонки из испарителя И-1/2 с температурой 120-140˚С стекает в мешалку М-2, в рубашку которой подается охлаждающая вода. Перемешивание смеси шлама и экстракта осуществляется пропеллерной мешалкой.
Температура, давление и уровень в мешалке М-2 регистрируются приборами.
В случае полной отгонки бензина и воды из смеси шлама и экстракта в испарителе И-1/1 имеется возможность работы, минуя II ступень отгонки.
При работе на одном испарителе сконцентрированная смесь шлама и экстракта из емкости Е-7 насосом Н-5/1 (Н-5/2) подается в мешалку М-2.
Из мешалки М-2 насосом Н-6/1 (Н-6/2) сконцентрированная смесь шлама и экстракта через холодильник Х-3/1 (Х-3/2) подается в дезинтегратор Д-1/1 (Д-1/2) для измельчения механических примесей и гомогенизации смеси.
Температура смеси на выходе из холодильника Х-3/1 (Х-3/2) регистрируется.
Давление смеси на приеме дезинтегратора Д-1/1 (Д-1/2) регулируется прибором.
Из дезинтегратора Д-1/1 (Д-1/2) готовый продукт - добавка к топливу «Седиментал-Т», самотеком сливается в емкость Е-11 (Е-12, Е-13). Температура и уровень продукта в Е-11 (Е-12, Е-13) регистрируются приборами.
Готовый продукт из Е-11 (Е-12, Е-13) насосом Н-8/1 (Н-8\2) откачивается в резервуар товарного парка цеха №8 Р-4а или в трубопровод вывода шлама с цеха №42.
Газообразная фаза из аппаратов М-1, М-2, Е-6, Е-7 поступает в конденсатор Х-4/1, охлаждаемый оборотной водой, откуда сконденсировавшиеся пары стекают в мешалку М-1.
Потоки12345678910кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.кг/ч% мас.Кг/ч% мас.Экстракт УСОМ2233100223353223370223372223372Шлам, в т.ч.2600100210047618305952859528Бензин648,217648,215200,9156050,550,25Вода865,622,7865,62011,80,58403,80,23,80,1«Сидиментал-Т»Бензин62842,2644996Вода64499,6Отходы (вода+сл. бенз)854100Итого:223310021001004333100148210028511002310028281008541006511002828100
.3 Материальный баланс стадии процесса
На основе расчетов были получены данные, которые легли в основу расчета материального баланса процесса, представленного в таблице.
3.4 Расчет теплофизических свойств компонентов шлама и бензина - растворителя
Целью расчета является получение данных по физико-химическим свойствам компонентов для расчета теплового баланса и оборудования.
Свойства для компонентов бензиновой фракции, которая представлена гептаном и октаном, находятся по справочным данным.
Свойства для компонентов масла представлены в виде суммы трех индивидуальных компонентов - фенантрена, эйкозана, гексадициклопентана, в соотношениях, в которых находятся эти соединения в масле.
Исходные данные для расчета физико-химических свойств индивидуальных компонентов масла
СоединениеМолярная масса, г∕мольТкрит., ККоэффициенты в уравнение для вязкостиVISBVISTOФенантрен178878513,28405,81Эйкозан282,556764811,29401,67ГДЦП294,567791977,42412,29
1.Плотность
Плотность гептана и октана находим по справочным данным. [13]
Плотности компонентов масла рассчитываються по модифицированному уравнению Гольдгаммера. [33]
ρ = ρn + ρ1(1-τ)0,3,
где ρn - плотность пара, [кг/м3];
ρ1 - модифицированный коэффициент, ρ1=1;
τ - условное время контакта, с-1.
lq (ρ ∕ ρn.к.) = 5 (τ -1),
где ρn.к. - плотность парового конденсата, [кг/м3]
ρn.к. = М ∕ 82,06 · Тк; τ = Т ∕ Ткрит.,
где Ткрит. - критическая температура;
Тк - температура кипения, К.
ρ = (1-Т ∕ Ткрит.)0,3, [г/см3].
Расчет плотности индивидуальных компонентов
СоединениеТкрит., Кτс-1´Температура, К303323343363383403423443Гептан537,20,367681660640620605590550520Октан568,80,398702680600650630610600570Фенантрен8780,424880870861852842831821810Эйкозан7640,486860848837825812799786772ГДЦП7910,471865854843831819807794781
Коэффициенты динамической вязкости
СоединениеТемпература, К303323343363383403423443Гептан0,40,30,230,210,180,160,130,12Октан0,550,410,350,280,260,210,180,15Фенантрен2,6282,2761,8381,5201,2531,000,990,98Эйкозан2,892,031,811,431,0991,000,880,79ГДЦиклопентан2,8592,0111,7891,3911,050,950,760,75
2.Вязкость
Вязкость гептана и октана находится по справочным данным [33].
Вязкость компонентов масла рассчитывается по уравнению:
lq μ = VISB[(1 ∕ Т) - VISТО)]∙[сП] [13],
где μ - динамическая вязкость, Па∙с∙103.
3.Теплоемкость
Теплоемкость гептана и октана находим по справочным данным [13]. Теплоемкость компонентов масла рассчитывается по формулам:
- Расчет Ср293 по методу Шоу-Брайта:
Ср293 = (Рсh + В) ∕ (А∙Rр),
где А = 19,8; В = 8.
- Расчет по методу Сегдена:
Рсh - сумма атомных и структурных составляющих.
- Расчет мольной рефракции:
r = [(n2 - 1) ∕ (n2 + 2)]: μ ∕ ρ.
- Определение коэффициента «В» в управлении Ватсона находится по известному или рассчитанному значению Ср293.
Итоговое уравнение:
Ср = В∙ 4180 ∕ (0,1745 - 0,083τ)2,8, [Дж/(кг∙К)] [33]
Теплоемкость индивидуальных компонентов
СоединениеТемпература, К303323343363383403423443Гептан22622346238824302514255525942639Октан21782304234623882430251425552597Фенантрен1276,31322,31372,61426,61492,31559,71603,31667,6Эйкозан22662367246925852740283129633118ГДЦП22032294239825002610273128552991
- Теплопроводность
Теплопроводность гептана и октана находится по справочным данным [32]. Теплопроводность компонентов масла рассчитывается по методу Смита:
λ = 1,29∙Ср∙ρ∙√ρ ∕ μ, [33]
где λ - теплопроводность, Вт/(м∙К)∙104.
Теплопроводность индивидуальных компонентов
СоединениеТемпература, К303323343363383403423443Гептан1226116210981034970906842778Октан12601200114010801020960900840Фенантрен15401504146814321396136013241288Эйкозан22842230217621242069201519641970ГДЦП49404723456343824216406639053766
- Теплота испарения
Теплота испарения индивидуальных компонентов
СоединениеТемпература, К303323343363383403423443Гептан167,6180,3196,3203,8264,8293,1323,4345,7Октан170,1190,4201,2208,4281,9301,2343,7368,1Фенантрен356,6374,2392,8409,7425,6441,3455,6469,1Эйкозан356,6373,9390,2404,4419,6432,6444,6455,2ГДЦП370,4389,4407423437,6452,7465,8477,4
Теплота испарения гептана и октана находится по справочным данным. [32]
Теплота испарения компонентов масла рассчитывается по методу Ватсона:
исп. = Lисп.к.∙[(1 - τ) ∕ (τ - τк)]0,38 [33]
где Lисп. - теплота испарения, [кДж/кг]
Все расчеты приведены в интервале температур Т = 303 ÷ 443 К.
3.5 Тепловой баланс РПИ
Стадия обезвоживания и отгонки бензина
Тепловой баланс стадии
ПриходQ, кВтРасходQ, кВтС насыщенным водяным паром в рубашку903,4На нагрев исходного шлама196,6На испарение воды и углеводородной фракции576,8На нагрев обезвоженного шлама (масло+твердая фаза)130Итого:903,4903,4
Стадия обезвоживания и отгонки бензина
- Определение количества тепла на нагрев исходного шлама до температуры начала кипения 85˚С
Q1 = Gшл∙Cшл ∙ (85 - 20),
где Gшл - массовый расход шлама, кг
Сшл - удельная теплоемкость шлама, кДж/(кг К).
Сшл = Хводы∙Своды + Хбенз∙Сбенз + Хмас∙Смас+ Хтв.ф.∙Ств.ф.,
где Хводы, Хбенз, Хмас - массовые доли компонентов,
Сбенз, Смас, Ств.ф. - удельные теплоемкости компонентов шлама.
С