Анализ современного состояния бюджетного дефицита в Республике Кыргызстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    181,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ современного состояния бюджетного дефицита в Республике Кыргызстан

План

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита

1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита

1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита

1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита

Глава 2. Бюджетный дефицит Кыргызской Республики

2.1 Развитие бюджетного дефицита в Кыргызской Республике

2.2 Дефицит государственного бюджета

Глава 3. Пути решения проблемы бюджетного дефицита в Кыргызской Республике

Заключения

Список использованной литературы

Введение

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета, который в отдельные годы достигал 200 млрд. долларов в год, что составляло 15-20 % всех расходов или 3-6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

бюджетный дефицит кыргызстан финансирование

Как ни печально, идеального решения трилеммы "поступления - расходы - дефицит" не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах - это перманентный диалектический политико-экономический процесс. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

Для Кыргызстана парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из внешних долгов. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще в начале 1992-1995 гг., была с успехом продолжена и в итоге наш внешний долг составляет на современном этапе свыше 2 млрд. долл. США. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на отечественную экономику не работали - по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей.

Цель политики управления внешним долгом - извлечь выгоды из внешнего финансирования и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. Вопросы, связанные с управлением долгом, были глубоко изучены западными учеными, однако, эту проблему необходимо решать, учитывая национальные особенности страны.

Актуальность. На сегодняшний день перед республикой стоят задачи улучшения и дальнейшего поддержания долгосрочных показателей экономического роста страны. Для обеспечения более широкого распространения выгод, раскрываемых реформами, требуется осуществить ряд мер по укреплению экономики, которые включают эффективное управление внешним долгом республики, не только с целью выхода из тяжелой долговой ситуации, но и в целях использования кредитных средств на дальнейший рост экономики республики.

Цель данной курсовой работы заключается в раскрытии сущность и значения бюджетного дефицита и государственного долга в Кыргызской Республике на современном этапе развития.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть теоретические основы бюджетного дефицита;

проанализировать современное состояние бюджетного дефицита в КР;

определить пути совершенствования управления бюджетным дефицитом в КР

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита


1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита


Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году, используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

·   циклический

·   структурный

·   операционный

·   первичный

·   квазифискальный

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка. Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

·        финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

·        накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т. н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

·        отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

Таким образом, бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

При определенном уровне чистого национального продукта бюджет будет сбалансирован. При меньшей величине продукта будет иметь место бюджетный дефицит, то есть превышение государственных расходов над государственными доходами за определенный период. При превышении государственных доходов над расходами появляется бюджетный излишек или профицит.

1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита


Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

·   увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

·   циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

·   дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

·   дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.

·   сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

·   усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

·   повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

·   увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения)

Рис. 1.1 Причины бюджетного дефицита.

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства.

По определению, сумма всех государственных расходов должна равняться сумме всех государственных доходов. Такое равновесие есть баланс бюджета. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Когда доходы бюджета превышают его расходы - это называется профицитом, обратное соотношение расходной и доходной частей принято обозначать как дефицит бюджета.

Каждое из трех перечисленных "состояний" государственного бюджета по-разному сказывается на экономике. Вплоть до начала XX в. теория финансов не допускала возможностей превышения расходов над доходами государства. Однако первая, а затем вторая мировые войны поставили многие страны перед необходимостью изыскивать дополнительные, кроме налоговых, источники доходов государства. В настоящее время бюджетный дефицит стал хроническим явлением, присушим западным странам, а с некоторого времени и странам Восточной и Центральной Европы.

Бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы. Активные государственные заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках приводят к перераспределению национального дохода в пользу его непроизводительного использования.

Бюджетный дефицит, будучи недугом государственных финансов, стимулирует развитие негативных денежных явлений. Это вызвано тем, что основными методами покрытия бюджетных средств служат размещение государственных займов и эмиссия кредитных денег. Выпуск государственных займов, наряду с ростом государственного долга, влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса, приводит к оттоку крупных средств из сферы их производительного использования.

Эмиссия кредитных Денег усиливает инфляционные процессы, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Правительства многих стран предпринимают серьезные усилия с целью уменьшения бюджетных дефицитов. Наиболее радикальным средством является сокращение военных расходов. Однако такая политика встречает сопротивление со стороны военно-промышленного комплекса. Поэтому нередко сокращению подвергаются государственные расходы на социальные цели, что негативно отражается на жизнь простых граждан.

В современных промышленно развитых странах, функционирующих в условиях приемлемых темпов инфляции, главная опасность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита полной занятости вытесняет частные инвестиции в результате увеличения реальной процентной ставки. Скажем проще: чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций. При уменьшении этой суммы реальная процентная ставка должна вырасти таким образом, чтобы сократить спрос на инвестиции до суммы, соответствующей объему предлагаемых средств.

Таким образом, последствиями бюджетного дефицита являются:

) Инфляция.

) Появление и рост государственного долга.

) Снижение деловой активности.

) Ухудшение жизненного уровня населения.

По своей природе бюджетный дефицит, как и любая экономическая категория, имеет специфический интервал развития, который определяется: а) законами возрастания капитала - в данном случае бюджетный дефицит принимает активную форму; б) законами инфляции - это пассивная форма бюджетного дефицита. То есть, с одной стороны бюджетный дефицит обусловлен ростом предельных общественных издержек, а с другой стороны, - необходимостью регулирования социально-экономического развития страны. Мировая практика свидетельствует, что пассивная экономическая форма бюджетного дефицита не должна превышать 5% от суммы расходов бюджета.

1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита


Дефицит госбюджета - показатель "нездоровья" национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения. Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются: реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности; реструктуризация государственного внешнего долга; усиление контроля за расходованием бюджетных средств; сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям; упорядочение действующей системы социальных льгот. Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами: выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция); выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг); финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (см. рис. 1.2.)

Рис. 1.2 Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

В современных условиях практически нет государств, которые в те или иные периоды развития не сталкивалась с проблемами бюджетного дефицита.

Способы финансирования бюджетного дефицита в различных странах представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Способы финансирования бюджетного дефицита

Страна

Вид инструмента и способ эмиссии на внутреннем рынке

Период эмиссии

Бельгия

Облигации и сертификаты выпускаются Центральным банком и правительственными учреждениями при посредничестве банковских консорциумов

Средний срок: облигация - 7-8 лет, сертификаты - 1-2-3-месячные, находятся в ведении Национального банка, а 6-9-12-месячные - в ведении правительственных учреждений

Великобритания

Казначейские боны выпускаются каждую неделю, облигации продаются на аукционах, либо непосредственно Банком Англии

Боны - 91 день, у облигаций - различные

Голландия

Боны и облигации реализуются на валютных биржах ценных бумаг; частные кредиты

Боны - менее 2 лет, облигации - 7-10, кредиты - свыше 10 лет

Ирландия

Казначейские боны продаются на фондовой бирже; облигации - при посредничестве биржи ценных бумаг; средства, сберегаемые населением - по почте

Боны - 3 месяца, облигации - 5-25 лет

Италия

Казначейские боны выпускаются два раза в месяц, казначейские облигации, казначейские сертификаты, сертификаты с опционом в боны

Казначейские боны: первая эмиссия - 6-12 мес. вторая - 3-6-12 месяцев. Казначейские облигации: 3-4 года с постоянным процентом. Казначейские сертификаты: 10 лет с меняющимся процентом. Сертификаты с опционом в боны - 6-7 лет с постоянным процентом в 1год

Испания

Казначейские боны продаются с дисконтом, облигации реализуются на Мадридской фондовой бирже ценных бумаг

Боны - менее 1 года, облигации - 3-10 лет

Дания

Облигации и сертификаты выпускаются Центральным банком и правительственными учреждениями при посредничестве банковских консорциумов

Средний срок облигаций - 7-8 лет; 1-2-3-месячные сертификаты находятся в ведении Национального банка; 6-9-12-месячные - в ведении финансовых учреждений

Люксембург

Облигации приобретаются страховыми компаниями

8 лет

Норвегия

Облигации почти исключительно реализуются страховыми компаниями. Боны доступны всем норвежским гражданам, однако в больших номиналах (1млн. крон). Сертификаты выпускаются под рыночные проценты

Облигации - 5-7 лет, боны - 90 дней, сертификаты - 3 либо 12 месяцев

ФРГ

Главные облигации и сертификаты эмитируются Бундесбанком при посредничестве консорциума, состоящего из немецких и иностранных банков

Облигации - 30 лет, средний срок ценных бумаг составляет 4года

Швейцария

Облигации и кредиты частные

Облигации в обращении у населения - 7-15 лет, другие ценные бумаги имеют более короткие сроки обращения


Монетизация дефицита приводит к инфляции, в результате этого налогоплательщики вносят налоговые платежи обесценившимися деньгами и стараются отодвинуть сроки уплаты налогов, что еще больше увеличивает бюджетный дефицит. Данная зависимость известна как эффект Оливера-Танзи.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

В целом, можно сделать вывод, что правительство каждого государства прилагает усилия для того, чтобы доходная и расходная части были равны. Это равенство называется "балансом дохода".

Под воздействием различных факторов (природных, политических, экономических) возникают ситуации, при которых доходная часть бюджета не может покрыть все предусмотренные расходы. В этом случае можно говорить о бюджетном дефиците. Дефицитом бюджета является превышение расходов над доходами. Но это состояние бюджета нежелательно для страны, оно ведет к инфляции и росту государственного долга. В том случае, когда доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета.

Глава 2. Бюджетный дефицит Кыргызской Республики


2.1 Развитие бюджетного дефицита в Кыргызской Республике


На начало 2013 года социально-экономическая ситуация в Кыргызстане продолжает оставаться неустойчивой, в том числе из-за следующих проблем, требующих скорейшего разрешения. Крайне большой дефицит средств государственного бюджета и низкий уровень жизни, грозящие новыми социальными протестами граждан.

Хронический дефицит средств в бюджете республики и низкий уровень жизни вызваны:

. Уничтоженим в 1990-е годы большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В результате Кыргызстан лишился сотен тысяч рабочих мест, и основных источников пополнения бюджета, которыми являлись эти предприятия: заводов им. Ленина (на котором работало 30 тысяч рабочих), им. Фрунзе (10 тыс. работников), Физприборы/Дастан (8 тыс. рабочих) и многих других предприятий.

. Передачей в 1990-е, в 2003-м и в 2006-м годах крупнейшего кыргызского месторождения золота Кумтор - под контроль канадской компании КАМЕКО и ее преемницы Центерра Голд Инк. В результате в начале 2000-х годов, управляемое канадцами СП "Кумтор" платило в отдельные периоды в бюджет Кыргызстана лишь 0,5% от своих доходов.

В 2006-2007 гг. Кыргызстан мог реально увеличить свою долю в СП с 15% до 61%, как это обещал сделать в СМИ тогдашний министр финансов Акылбек Жапаров, но в последний момент режим Курманбека Бакиева (после длительных переговоров и поездок в Германию "на лечение") согласился на увеличении доли республики в капитале Центерра Голд Инк. лишь до 33%.

В итоге, в настоящее время от продажи добываемого на Кумторе золота ежегодно на более, чем 1 млрд. долларов, Центерра Голд Инк. платит налогов в бюджет Кыргызстана лишь 18%. Зато вырабатываемые Кумтором по 6 млн. тонн в год отходов, содержащих цианиды и еще более токсичные соли тяжелых металлов - на 100% сливаются в Кыргызстане. При этом еще в 2006 году Госгортехнадзор зафиксировал "интенсивную инфильтрацию из хвостохранилища" и постановил построить новое хвостохранилище, но Центерра Голд Инк уже 6-й год игнорирует (!) предложение Госгортехнадзора.

Вывод: Кыргызстану необходимо восстановить контроль над всеми своими месторождениями полезных ископаемых, как это сделали Кувейт, ОАЭ, Катар и другие, которые только после этого смогли самостоятельно формировать свои бюджеты.

. Не установлением кыргызстанскими властями до сих пор (с 1991 по 2013 годы) на границе с Китаем функционирующих таможенных терминалов. В результате контрабанда из КНР достигает 80-90% от объема поставок, так как все товары, ввозимые в Кыргызстан, растаможиваются не по их стоимости, а по их весу (!), и доставляются по киргизской территории только китайскими грузовиками непосредственно до рынков сбыта в Кара-Суу, Дордой, Мадину, Таатан и др.

При этом, сам Китай не допускает кыргызских перевозчиков вглубь своей территории, позволяя им завозить грузы лишь до приграничным таможенных терминалов в Топо и Кызыл-Суу.

В итоге вся выручка от транспортировки товаров, измеряемая ежегодно в десятки миллионов долларов (более 1 млрд. сомов) достается только китайским грузоперевозчикам, в то время как сотни кыргызстанских водителей, несмотря на протесты и временные перекрытия автодорог (Ош-Эркештам), - годами остаются без работы.

Потери бюджета Кыргызстана от невзимания таможенных пошлин с контрабанды китайских товаров - более 1 млрд. долларов в год. Так, по данным китайской таможни в 2009 и 2010 годах в Кыргызстан было поставлено товаров на 9 и 11 млрд. долларов, в то время как киргизская таможня ежегодно регистрирует в 10-12 раз меньшие суммы.

Также большой урон от китайской контрабанды несут отечественные производители Кыргызстана, которые вынуждены нести и официальную налоговую, и неофициальную нагрузки (выплат сотрудникам ГКНС, финполиции, санэпидем и других надзоров), и поэтому не в состоянии выдержать конкуренцию против китайских контрабандных товаров, в том числе на киргизской территории.

Вывод: Кыргызстану необходимо срочно запустить таможенные терминалы на Торугарте и Иркештаме, изменить систему учета импорта и его растаможивания, и прекратить допуск на территорию республики грузовиков Китая и других стран, а также любых грузовиков весом более весом более 40 тонн.

. Навязыванием Кыргызстану очередных неокупаемых проектов, которые увеличениями внешнего долга КР перед МВФ, ВБ и Китаем, лишь усугубляют нагрузку на госбюджет: реконструкции автодороги Бишкек-Балыкчи-Долон (на 200 млн. долларов), сооружения ЛЭП-500 кВ "Датка-Кемин" (340-389 млн. долларов), строительства "трансконтинентальной" ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан и др.

Понятно, что шоссе через Боом в 4 полосы - лучше, чем нынешние 2 полосы, но ведь самое главное в любом кредите - это определение источника его погашения и подтверждения его достаточности, а его - нет. И что строительство еще одной дополнительной ЛЭП "улучшит" энергоснабжение, но и здесь у КР не найден источник погашения кредита.

Так и министерство энергетики не упоминает, что в случае ввода в республике запрета на лампы накаливания (КПД в 4%), как это уже сделано в Таджикистане и России, их замены люминисцентными лампами (КПД в 20%) энергопотребление на освещение снизится в 5 раз, а при замене на светодиодные лампы с КПД в 40% - нагрузки на сети снизятся в 10 раз.

А заем на новую ЛЭП почему-то предполагает ее строительство по крюкообразному маршруту: сначала от Токтогульской ГЭС линия пойдет на юго-восток до почти Жалал-Абада, а затем назад, на север - в восточную часть Токтогульского района. Хотя строительство ЛЭП по прямому маршруту от Токтогульской ГЭС - сразу в восточную часть одноименного района - позволило бы уменьшить затраты на проект, а с ними и сумму займа.

Но так как окупаемость этих кредитов не гарантированная, значит, придется расплачиваться с Китаем другим: передачей ему очередных месторождений минеральных ресурсов и иных активов.

Вывод: Кыргызстану необходимо срочно остановить реализацию реконструкции Китаем автодороги "Бишкек - Иссык-Куль - Долон" и прекратить все переговоры на очередные неокупаемые займы (на ремонты автодорог и иные аналогичные проекты).

Очевидно, что 10% и более кредитов, получаемых Кыргызстаном, разворовываются в виде "откатов" должностными лицами самих министерств. Скандальные отчеты Счетной Палаты о нарушениях при реализации проекта реабилитации указанного шоссе, давно размещены в интернете. Поэтому, если министерства транспорта и энергетики КР так сильно заинтересованы в реализации этих проектов, то пусть исполняют их, однако не за счет увеличения внешнего долга Кыргызстана, а привлечением в проекты средств инвесторов, но не кредиторов из КНР.

Скорее всего, Китай уже крепко "прикормил" киргизских чиновников: в министерстве энергетике, и особенно в минтранспорта, бывший глава которого периодически выступал в СМИ со всё новыми прожектами кредитов от китайского банка:

·        "восстановление автодорог Иссык-Кульского кольца за 500 млн. $" (08.10.2010 г.),

·        "передать Китаю алюминиевые, золото - и железорудные месторождения КР взамен строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан" за 2 млрд. долларов. (выступление от 11.01.2011 г. на заседании фракции "Ата Мекен" в Парламенте).

В том же духе строят "воздушные замки" руководители энергетики, обещая занять за рубежом сотни миллионов долларов для постройки ЛЭП: "Датка-Ходжент" в Таджикистан, Афганистан и в Пакистан, "забывая" при этом уточнить, что в Афганистане уже более 30 лет идет война; а в случае прокладки ЛЭП КР-РТ, Таджикистан по этой ЛЭП выйдет в обратном северном направлении в обход энергосистемы Узбекистана и станет конкурентом Кыргызстана на рынках сбыта электроэнергии в Казахстане и России.

Перечень актуальных проблем Кыргызстана обширный и для решения каждой из них необходимо предпринимать срочные решительные меры. Для экономии времени и экономии сил, предлагаю рассмотреть один проект: строительство интеграционной железной дороги "Север-Юг" внутри Кыргызстана, реализация которого даст мультипликативный эффект для развития всех отраслей экономики Кыргызстана, и позволит одновременно решить множество ключевых проблем республики:

·        Вывод из транспортной железнодорожной изоляции всех регионов Кыргызстана, пока разделенных горными хребтами и территориальными выступами Узбекистана и Таджикистана.

·        Повышение рентабельности в регионах КР производства широкого перечня сельскохозяйственной и промышленной продукции, месторождений полезных ископаемых и запуск их в эксплуатацию.

·        Создание тысяч рабочих мест в регионах КР, где пройдут ж/д линии. Запуск только первого этапа ж/д: производство алюминия, удобрений, соды, цемента в Жумгале из нефелинов Сандык (200 млн. тн) и угля Кара-Кече создаст более 8 тысяч рабочих мест. К проекту проявляли интерес: американская "Алкоа", российские "РусАл", "Ринко" и др.

·        Снижение внутренней миграции из регионов в Чуйскую долину (пока единственного региона Кыргызстана, полностью охваченного ж/д магистралью) и даже обращение вспять данного процесса миграции, ввиду создания в остальных областях республики новых рабочих мест.

·        Устранение дефицита государственного и местных бюджетов за счет их пополнения налогами от создания десятков новых предприятий.

·        И главное - ликвидация риска распада страны за счет соединения ж/д магистралями всех областей и регионов Кыргызстана, ныне разорванных в транспортном отношении географическими и политическими причинами.

2.2 Дефицит государственного бюджета


Согласно ст. ст.24. бюджетного кодекса КР превышение государственных доходов над расходами составляет профицит бюджета, а превышение государственных расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета ежегодно утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Основной формой привлечения средств для покрытия дефицита бюджета является формирование государственной задолженности на основе добровольных займов, носящих возвратный характер, с уплатой соответствующего процента.

По данным министерства финансов КР в области доходов бюджета последние годы отмечены существенным ростом. В период 2010-2012 гг. доходы консолидированного бюджета возросли в 1,5 раза или с 57,4 млрд. сомов (26% ВВП) до 86,8 млрд. сомов (28,5% ВВП).

Главным источником, обеспечившим рост бюджетных доходов, явились налоговые поступления. Объем налоговых сборов за эти годы также увеличился в 1,5 раза, с 39,4 млрд. сомов (17,9% ВВП) до 63,9 млрд. сомов (21% ВВП). Среднегодовой темп роста налоговых доходов составил 121,4 процента. В структуре бюджетных доходов доля налоговых сборов возросла на 5,1 процентных пункта, достигнув отметки 73,7 процентов от общих доходов, в то время как в 2010 году этот показатель составлял 68,6 процента.

Существенное влияние на достижение таких параметров оказало проведение мер по увеличению доходной части бюджета 2011 года, согласно Плану мероприятий Правительства Кыргызской Республики, а также проведение в 2012 году мероприятий по увеличению налоговых сборов на 1% к ВВП. Следует отметить, что фактически рост налоговых доходов по отношению к ВВП в 2012 году составил 2,5 процентных пункта.

Экономический рост, улучшение администрирования налогов, совершенствование законодательства, лицензирование недропользователей и получение бонусов от новых месторождений полезных ископаемых стали основными факторами роста налоговых сборов.

Таблица 2.1.

Доходы, расходы и дефицит государственного бюджета КР в 2009-2013 гг. (тыс. сом)

Наименование

2009

2010

2011

2012

2013

Доходы

55 634 364,9

58 013 219,2

77 880 385,6

87 008 116,1

101 922 664,8

Расходы

58 557 709,3

68 781 197,9

91 544 096,4

107 240 429,4

104 268 787,1

Дефицит (-) / профицит (+)

-2 923 344,4

-10 767 978,7

-13 663 711,1

-20 232 313,4

-2 346 122,3


Как видно из таблицы 2.1 в ресурсную часть государственного бюджета за 2012 год всего поступило 114 461,7 млн. сомов, или 97,3 % к плану в сумме 117 654,5 млн. сомов. Поступления по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличились на 10 896,0 млн. сомов, или на 10,5%. Удельный вес к ВВП составил 37,6 %, что на 0,3 % процентных пункта ниже аналогичного уровня 2011 года.

Совокупные доходы (текущие доходы и поступления от продажи нефинансовых активов) государственного бюджета за 2012 год (с учетом специальных средств и внешних грантов ПГИ) составили 87 008,1 млн. сомов, или 96,7% к плану в сумме 89 992,6 млн. сомов.

Общий объем текущих доходов государственного бюджета за 2012 год составил 86 772,1 млн. сомов или 96,8 % от плана в сумме 89 642,6 млн. сомов. В сравнении с показателем предыдущего года текущие доходы государственного бюджета возросли на 12,1 % или на 9 347,8 млн. сомов.

Объем налоговых доходов за отчетный период составил 63 911,4 млн. сомов, или 96,6% от плана в сумме 66 178,6 млн. сомов. По отношению к уровню прошлого года налоговые доходы выросли на 10 894,0 млн. сомов или на 20,5 %. В объеме ВВП доля налоговых поступлений составила 21,0 % к ВВП и увеличилась на 1,6 процентных пункта.

За отчетный период Государственной налоговой службой собрано доходов в сумме 35 068,6 млн. сомов, или 97,9% к плановому показателю, без учета Кумтор план выполнен на 97,5%. По сравнению с уровнем прошлого года доходы ГНС выросли на 15,7% или на 4 765,9 млн. сомов. Без учета Кумтор поступления выросли на 25,%, или на 6 288,4 млн. сомов.

Налоговые доходы Государственной налоговой службы за отчетный период составили 33 832,2 млн. сомов, плановый показатель исполнен на 97,4% или в бюджет недопоступило 916,3 млн. сомов.

Неналоговые поступления государственного бюджета за рассматриваемый период составили 17 252,4 млн. сомов или 99,6 % от плана. В сравнении с периодом предыдущего года сборы выросли на 10,2% или на 1 597,8 млн. сомов. Рост поступлений в основном связан с увеличением поступлений процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам, прибыли Национального банка КР и государственных предприятий, платы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств, поступлений от оказания платных услуг и прочих неналоговых доходов.

Фондом по управлению государственным имуществом при ПКР обеспечено поступление в бюджет республики доходов от управления государственным имуществом в сумме 2 590,0 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 99,6%. В сравнении с показателем прошлого года поступления от управления государственным имуществом снизились на 19,1%, в основном в связи с тем, что в прошлом году компанией Центерра Голд инк. были перечислены дивиденды в сумме 1,3 млрд. сомов, тогда как в этом году поступления дивидендов от данной компании составили около 128,8 млн. сомов. Поступления официальных грантов составили 5 608,3 млн. сомов с недобором плана на 540,1 млн. сомов, в основном в связи с недопоступлением грантов ПГИ. По отношению к уровню прошлого года поступления грантов снизились на 3 144,0 млн. сом, что в основном обусловлено снижением поступлений программных грантов. Государственной таможенной службой за отчетный период обеспечено налогов и платежей в размере 30 079,2 млн. сомов или 95,7% от плана. В бюджет недопоступило 1 350,8 млн. сомов. Невыполнение планового показателя наблюдается по НДС на импорт - 93,4%, по акцизному налогу - 93,9% и по импортной таможенной пошлине - 84%.

График 2.1 Дефицит государственного бюджета КР в 2009-2013 гг. (тыс. сом)

По данным НСК КР дефицит государственного бюджета в 2013 году 2 346 122,3 тыс. сом. По данным Центрального Казначейства Министерства финансов дефицит государственного бюджета в 2012 году составил 20,2 млрд. сомов или 6,6 процента к ВВП (в 2011 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,7 процента к ВВП). Сложившийся по итогам года уровень дефицита оказался самым высоким за последние годы.

Несмотря на ограниченность ресурсов, были увеличены расходы на текущее потребление. Так, расходы бюджета на оплату труда увеличились на 13,5 процента, составив 30,6 процента от общего объема расходов на операционную деятельность, а расходы на социальные пособия и субсидии увеличились на 16,9 процента (19,0 процента от общего объема расходов). Текущие расходы стимулировали рост внутреннего спроса в стране. По итогам отчетного года реальный прирост внутреннего спроса составил 15,0 процента, в то время как в 2011 году аналогичный показатель составлял 7,7 процента.

В течение года сохранилось неравномерное расходование средств: наибольшая часть осуществлялась в четвертом квартале 2012 года (30,4 процента). Более того, большая часть бюджетных расходов продолжает направляться на потребление и на покрытие текущих расходов, которые не сокращаются в виду наличия структурных проблем, что преимущественно оказывает влияние на изменение наличной составляющей денежного предложения в стране.

На покрытие дефицита бюджета могут быть привлечены внешние источники финансирования в виде кредитов или грантов, предоставляемых Правительству Кыргызской Республики иностранными инвесторами, международными организациями.

Внутренние и внешние источники покрытия дефицита бюджета отражаются за его балансом в разделе "Источники покрытия дефицита бюджета".

Таблица 2.2.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета КР в 2009-2013 гг. (тыс. сом)

Наименование

2009

2010

2011

2013

Общее финансирование

4 326 264,5

13 064 097,0

18 384 194,1

22 215 924,8

7 858 585,0

 1. Внутреннее финансирование

-10 732 493,7

6 424 527,5

8 960 924,6

6 633 994,2

-9 851 134,1

 Государственные ценные бумаги. Основные суммы

1 064 268,0

-166 873,8

4 010 047,2

299 843,2

-1 257 090,1

 Краткосрочные внутренние ценные бумаги, кроме акций

1 009 410,9

28 650,8

1 661 305,0

-589 810,0

538 986,3

 Долгосрочные внутренние ценные бумаги, кроме акций

54 857,1

-195 524,6

2 348 742,2

889 653,2

-1 796 076,4

 Акции и другие формы участия в капитале

-257 093,5

1 076 500,0

-1 074 619,9

153 186,3

-1 551,9

Прочая внутренняя кредиторская задолженность

-369,0

0,0

-

-

-

 Ссуды предприятиям, финансовым учреждениям и населению, ссуды полученные из республиканского бюджета, остатки средств

-11 539 299,2

5 514 901,3

6 025 497,3

6 180 964,7

-8 592 492,1

 Ссуды предприятиям, финансовым учреждениям и населению

-13 264 476,9

4 103 338,6

3 728 014,9

1 288 855,3

-10 581 162,2

 Заимствования от предприятий, организаций, финансовых учреждений

-

0,0

-

-

-

 Остатки средств на начало года

1 725 177,7

1411562,7

2 297 482,4

4892109,4

1 988 670,1

 Остатки бюджетных средств

1 125 611,0

793667,2

3874677,4

941 757,7

 Остатки специальных средств

599566,7

617895,5

625778,3

1017432

1046912,4

2. Внешнее финансирование

15058758,2

6639569,5

9423269,5

15581930,6

17709719,1


Основными причинами бюджетного дефицита в Кыргызстане явились: спад общественного производства, т.е. низкая эффективность общественного производства рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск "пустых" денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; оборот "теневого" капитала в огромных масштабах; возможной причиной бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

Для ликвидации дефицита бюджета необходимо либо сократить расходы, либо увеличить доходы. А для покрытия текущих расходов при дефиците нужно найти источники покрытия этого дефицита.

Источники покрытия бюджетного дефицита:

Инфляционный источник финансирования, т.е. за счет кредитов Национального Банка Кыргызской Республики.

Неинфляционный источник финансирования, т.е. с помощью операций на фондовом рынке.

Наблюдаемую в последние годы негативную ситуацию с финансовой устойчивостью бюджета необходимо изменить в сторону улучшения посредством конкретных мер и действий. Слишком большой объем дефицита бюджета в 2012 году (20,2 млрд. сомов или 6,6% к ВВП) сигнализирует о приближении бюджетной системы к критическому порогу, когда обозначились риски её финансовой неустойчивости.

Следующие проблемы в системе государственных финансов требуют безотлагательного решения:

·        Выпадение по неналоговым доходам за счет закрытия Центра транзитных перевозок, что повлекло снижение поступлений арендной платы и прибыли государственных предприятий за поставляемое топливо для Центра;

·        Недостаточность средств бюджета развития для реализации проектов, способствующих экономическому росту;

·        Увеличение потребной суммы трансфертов Социальному фонду в 2014 году на 3,0 млрд. сомов, в 2015 году на 1,6 млрд. сомов, в 2016 г. на 2,2 млрд. сомов;

·        Постоянное увеличение штатной численности министерств и ведомств вопреки объявленной политике оптимизации и сокращения расходов государственного аппарата;

·        Необходимость сдерживания государственного долга;

·        Хронический недостаток финансирования текущих расходов министерств и ведомств;

Методы борьбы с дефицитом государственного бюджета в Кыргызской Республике:

·        Введение конституционной поправки, законодательно устанавливающей ежегодно сбалансированный бюджет.

·        Требование ежегодного сокращения дефицитов до момента достижения сбалансированного бюджета.

·        Предложение об установлении новых налогов или введение более высоких ставок действующих налогов.

·        Усиление приватизации экономики посредством продажи государственных активов и программ в частный сектор.

Таким образом, бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику нашей страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита в Кыргызской Республике должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Глава 3. Пути решения проблемы бюджетного дефицита в Кыргызской Республике


Вот уже какие годы подряд мы только и слышим о том, что страна нуждается во внешних вливаниях и помощи для решения проблем бюджета. Нам твердят, что существует огромный дефицит бюджета, который мы сможем решить только с помощью новых кредитов и грантов. Но мы должны ясно осознавать, что это не решение проблемы, а просто лишь оттягивание "судного дня", который надвигается все быстрее. Мы не имеем морального права брать новые кредиты и обязательства и оставлять будущие поколения отвечать по ним. Мы также не имеем права унижать достоинство собственного государства, присуждая различные чужестранные имена своим географическим точкам.

Нужно понять, что наша проблема - это не существующая дыра в бюджете, а система, не позволяющая увеличить бюджет, и в особенности, его доходную часть. И проблема состоит в том, что мы живем в стране, где:

. Процветает коррупция и бюджетные деньги воруют все и повсеместно, а не ворует только ленивый.

. Большая часть экономики находится в тени или даже в темноте, что можно заниматься любым видом предпринимательства, оплачивая определенную мзду инспектору мимо бюджета. И предприниматель уходит в тень не по собственному желанию, а из-за существующей контролирующей системы.

. Нет статистики и ни один человек в стране не скажет, сколько же на самом деле производится и потребляется мяса и картофеля, например.

. Уродливая налоговая, таможенная и соц. защитная системы, когда предприятия с миллионными оборотами откупаются от налоговиков покупкой патента на 1000 сом в месяц, а разница в отчетах о внешней торговле с соседними странами превышает десятки раз.

И этот лишь десятая часть того, что нужно было бы перечислить.

Но разговор о другом: что мы видим проблемой? Да, проблемой сегодняшнего дня является дефицит бюджета? Но корень этой проблемы - система, которая призвана управлять денежными потоками и направлять средства на пополнение бюджета, которая на самом деле уводит эти деньги от нее, и чаще всего в карманы руководителей отдельных структур и их приближенных. А теперь и ответ на поставленный вопрос: нужно скорее искоренить сложившуюся систему (исправлять существующее - тяжело вдвойне) и установить новые, прогрессивные рыночные механизмы и правила. И тогда нам не нужно будет задаваться вопросом откуда достать средства для бюджета, как сейчас.

Решим проблему системно, а не разово!

Огромное количество денег несутся с большой скорость не то, чтобы мимо бюджета, а вообще мимо официальной экономики. Огромная денежная масса обслуживает тысячи мелких предпринимателей, коррумпированных чиновников и сотрудников налоговой и таможенной службы, Соц. фонда и Стат. комитета.

Основные направления реформ:

. Исключить любую возможность воровства и коррупции для государственных служащих любого уровня и любого органа. На постоянной основе проводить работу по борьбе с коррупцией. Необходимо провести показательные задержания и судебные слушания людей, подозреваемых в коррупции с широким освещением в СМИ. При этом это не должны быть мелкий подкуп равнозначный хулиганству, а крупное воровство из государственного бюджета.

. Обеспечить максимальную прозрачность бюджета и усовершенствовать процесс составления бюджета. Бюджет должен строиться на основе реальных нужд каждой бюджетной организации без статей "другое", которые могут достигать до 10% бюджета таких организаций. Усовершенствовать процесс и ужесточить ответственность при проведении тендеров и закупок для государственных учреждений.

. Провести эффективную приватизационную программу. Государство должно избавить от "непрофильных" ему активов и передать их эффективным хозяевам. Есть такие предприятия (особенно из числа национализированных), продав которые государство может выручить сотни миллионов сом, но также есть и такие предприятия, которые должны быть отданы за номинальную цену в 1 сом с условием погашения всех долгов предприятия.

. Минимизировать государственное вмешательство в экономику. Это может быть обеспечено только путем постоянного анализа законодательства республики в части регулирования бизнеса. Для этого необходимо наделить всеми полномочиями соответствующий государственный орган, которым может стать Министерство экономического развития, в который должно быть переименовано нынешнее Министерство экономического регулирования. По сути, это министерство должно стать органом по проведению государственной политики по экономическому дерегулированию.

Конечно, реформы - это дело тяжелое и не быстрое. Отвечая на вопрос о том, где достать деньги для покрытия дефицита бюджета можно перечислить следующее:

. Правильно расходовать средства от сдачи в аренду земель для Центра транзитных перевозок и российской авиабазы в г. Кант. А точнее, перечислять эти средства непосредственно на счет в центральном казначействе МФ КР, таким образом эти финансовые средства будут размещены на специальном счете республиканского бюджета и соответственно будут защищены. Это без малого 63 млн. дол. США или 2,961 млрд. сом.

. Приватизировать некоторые предприятия, находящиеся на текущий момент на госбалансе. Например: АО "Хайдарканский ртутный комбинат", АО "Кыргызнефтегаз" и АО "Сулюктакомур". За эти предприятия можно выручить еще 1, 200 млрд. сом. В целом, при честной и активной продаже своей доли в разных предприятиях, государство может выручить до 10 млрд. сом.

. Ликвидировать черные, серые и иные цветные схемы при таможенном оформлении грузов на границе КР с другими государствами, Т.о. увеличить доходы государства из ГТС КР. По данным ГТС, доходы по таможенным платежам составляют 16 млрд. сом при уровне заявленной внешней торговли в 2 млрд. дол. США. В случае, если будут перекрыты все серые и черные схемы и уровень декларируемой внешней торговли вырастет в 10 раз (на основе статистики КНР), то и доходы по таможенным платежам вырастут соответственно и могут составить 160 млр. сом. Чистое увеличение дохода составит 144 млрд. сом.

. Ликвидировать патентную систему и коррупцию, провести легализацию бизнеса посредством упрощения всей налоговой системы в КР и систему социальной защиты - СоцФонд (минимизировать отчетность, уменьшить количество налогов и снизить налоговые ставки). На сегодняшний день средний уровень налогового бремени составляет 45% и доходы бюджета КР от ГНС и Соцфонда составляют 22 млрд. сом. При этом, номинальный уровень ВВП составляет 200 млрд. сом при уровне теневой экономики в 50%. Предположим, что при улучшении налогового администрирования, упрощения налогообложения и отчетности, снижении налогового бремени до уровня 15% и искоренении теневой экономики, уровень официального номинального ВВП вырастет в два раза и составит 400 млрд. сом. В этом случае, размер поступлений в бюджет КР по налоговым сборам и платежам вырастет также в два раза до 44 млрд. сом. Таким образом, дополнительный доход бюджета составит 22 млрд. сом.

. Предположим, воруют и неэффективно используют до 10% бюджета, а в номинальном выражении до 6,8 млрд. сом. При эффективной борьбе с коррупцией и воровством из государственного бюджета, который составляет 68 млрд. сом, можно эти потери. Таким образом, в бюджете остаются еще 7 млрд. сом.

В общем, при реализации вышеперечисленных пунктов в бюджет Кыргызской Республики могут поступить огромные средства, что в десятки раз превышает заявленный уровень дефицита бюджета.

Планирует ли наше государство ограничить рост дефицита бюджета или мы по-прежнему будем проедать большую часть внешних займов? В проекте бюджетного кодекса об этом ни слова. Сможет ли общественность узнать, на что направит правительство средства из бюджета развития, если его сумму трудно проследить: по проекту капиталовложения будут находиться часть в республиканской, а часть в местной казне. И не обрастут ли коррупционными схемами новые полномочия Министерства финансов, предполагаемые проектом: размещать временно свободные бюджетные деньги на счетах в коммерческих банках?

Если процедуры общественных слушаний не закреплены законодательно, станет ли власть открывать информацию народу, прислушиваться к его рекомендациям НПО? Ведь одним из главных положений любого бюджетного законодательства является норма, регулирующая величину дефицита бюджета. Его ограничивают большинство стран мира, и это приносит положительные результаты. А в Кыргызстане предложенный проект бюджетного кодекса законодательно не регулирует размер дефицита народной казны.

Занимай сколько душе угодно, значит, будем продолжать жить в кредит? Учитывая, что отношение государственного внешнего долга к ВВП в Кыргызстане в 2013 году составляло почти 45%, а дефицит республиканского бюджета в 2014 году запланирован на уровне 9,4 млрд. сомов (для сравнения: в 2013 году эта цифра была гораздо меньше: 6,4 млрд. сомов), напрашивается вывод о прямой угрозе экономической безопасности нашей республики.

К примеру, в рамках Соглашения о проведении согласованной макроэкономической политики в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства государственный долг должен оставаться ниже 50-процентного порога объема внутреннего валового продукта страны. Необходимо дефицит бюджета законодательно ограничить.

Напомню, "золотое правило" сбалансированности бюджета гласит: текущие расходы не должны превышать бюджетные доходы, иными словами, дефицит государственного бюджета не должен превышать объема государственных инвестиций. В Кыргызстане только часть казенных денег направляется на строительство инфраструктурных сооружений, стимулирующих работу предпринимателей, что помогает стране развиваться, а львиная доля уходит на покрытие текущих расходов, то есть на каждодневные нужды. Мы элементарно их проедаем, а в будущем придется отдавать, да еще с процентами.

В Кыргызстане, несмотря на дефицит республиканского бюджета на протяжении многих последних лет, до сих пор нет закона о порядке его секвестирования. Об этом ИА "24. kg" сообщила депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Галина Скрипкина.

По ее словам, "это широкое поле деятельности, прежде всего, для экономистов". "В США, например, устанавливается лимит расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать его, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит. И всем гражданам США известно, что процедура работает по мере необходимости. Нам нужно понимать, что нынешнее состояние экономики страны требует сокращения. Но это ни в коем случае не отразится на защищенных статьях бюджета: выплате зарплат, пенсий, социальных пособий.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, способствовали сокращению государственных расходов, например:

·        изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.

·        более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства.

·        резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования;

В мировой практике для снижения бюджетного дефицита используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решаются сразу несколько задач:

·        сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капиталовложений (а значит уменьшается разрыв между доходами и расходами)

·        расширяется база для производства товаров и услуг

·        появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет)


Заключения


Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр", субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности КР. Однако отметим, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.

В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.

В целом ситуация с бюджетным дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.

Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития.

В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта. Расходы бюджета КР должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Таким образом, преодоление тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

Список использованной литературы


1.      Закон КР "Об основных принципах бюджетного права" от 17 февраля 2011 года N 1

2.      НСК КР "Кыргызстан в цифрах" Б., 2013 г.

3.      НСК КР "Государственный бюджет" Б., 2014 г. www.stat. kg

4.      Финансово-экономический бюллетень министерства финансов КР за 2012 г. www.minfin. kg

5.      Среднесрочный прогноз государственного бюджета КР, Минфин КР, Б., 2013 г. www.minfin. kg

6.      Годовой отчет НБКР за 2012 гг. www.nbkr. kg

7.      Данные Центрального казнацейства КР www.kazna.gov. kg <http://www.kazna.gov.kg>

.        Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2002. - 190с. - (КК: Краткий курс)

.        Белозеров С.А., Иванов В.В., Ковалев В.В. Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ под ред. Иванова В.В., Ковалева В.В. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 272с.

.        Кураков Л.П., Рябинина Э.Н., Кураков В.Л. и др. Финансы и анализ: в вопросах и ответах/ Чуваш. гос. университет им. И.Н. Ульянова. - 2-е изд., доп. и испр. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. университета, 2005. - 220с.

.        Нешитой А.С. Финансы: учебник. - Изд.6-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К., 2006. - 512с.

.        Торопова Е.В. Финансы: Учебное пособие/ Е.В. Торопова, Л.В. Кошелева. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. - 144с.

.        Маслова С.О., Опалов О. А: Финансовый рынок; К.; 2003

.        Шелудько В.М. Финансовый рынок; К.; 2002

.        Панчишин С.М. Макроэкономика. - Киев, 2002.

.        Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во киноторг центр "маркетинг", 2002. - 518с.

.        Кыргызстан должен изыскать средства на покрытие дефицита бюджета, иначе нас ждут серьезные последствия, такие как дефолт и гиперинфляция http://www.region. kg <http://www.region.kg>

.        Марат Мусуралиев: Бюджетный дефицит Кыргызстана - 4 вывода и 1 решение <http://www.stanradar.com>

.        Дефицит бюджета, озабоченность правительства, или проедающий заработанное Кыргызстан <http://www.gezitter.org>

.        В Кыргызстане, несмотря на постоянный дефицит республиканского бюджета, нет закона о порядке его секвестирования http://news. mir. kg <http://news.mir.kg>

Похожие работы на - Анализ современного состояния бюджетного дефицита в Республике Кыргызстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!