Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X

Оглавление

Введение

Обзор источников

Обзор историографии

Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X

Королевские грамоты и папские буллы и их значение для истории Португальского университета

Университетские статуты и установления

Заключение

Список Литературы

Введение

В мире Средневековья право играло не менее важную роль в жизни общества, чем теперь. В своей жизни каждый человек эпохи средних веков руководствовался теми или иными правовыми нормами независимо от того, были ли они записаны или нет. Дело в том, что тогда была велика роль обычного права в любой области законотворчества и судопроизводства. Правовые обычаи, как принято называть у юристов правовые нормы, характерные для средневекового права, были важнейшим источником права и основой всей правовой культуры средневековой Европы.

Со временем правовые обычаи записывались и становились неотъемлемой частью правовых документов эпохи: хартий, жалованных грамот, законодательных сводов и т.д. В этих документах сеньорами фиксировались привилегии и обязанности горожан и крестьян, их вассалов. Уже в XI - XII вв. стало складываться городское право, которое было в основном писаным. Согласно специалистам именно оно внесло заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы, в частности в Португалии.

История формирования правовой системы Португалии идет в русле истории права всей Западной Европы и своими корнями уходит в Средневековье. Португальское королевство, признанное официально буллой папы Александра III еще в 1179 г., по мнению исследователей, завершает свое формирование лишь к середине XIII в., когда в результате успешного военного похода короля Афонсу III в состав ее территории входят земли Алгавре. Это событие стало концом португальской Реконкисты, открыв новую страницу истории средневековой Португалии.

Эта страница посвящена событиям португальской истории, превратившим новое пиренейское государство в сильную морскую державу, ставшую локомотивом Великих Географических открытий. Период становления сильного португальского государства занимает XIII - XV вв. и характеризуется серьезными переменами во всех сферах жизни общества по сравнению с предыдущим временем. Эти перемены коснулись и правовой сферы, отразившись в правовых памятниках эпохи. Именно правовые памятники являются, по оценкам историков, главным источником для изучения истории Португалии XIII - XV вв.

Изучение правовых источников средневековой Португалии не потеряло своей актуальности до сих пор. Если такие крупные правовые памятники, как городские форалы и законодательные своды Португалии не раз подвергались изучению историками, то документы, касающиеся истории отдельных корпораций, например истории Португальского университета, редко фигурируют в исторических трудах, особенно отечественных историков. Поэтому вовлечение этих документов в научный оборот и их исследование представляет перспективное направление в историографии.

В рамках этого направления я решала изучить правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета. Таким образом, целью моего исследования является рассмотрение структуры и особенностей правовых памятников Португальского университета за период с XIII по XV вв.

Для достижения этой цели необходимо обозначить задачи исследования:

)выяснить на материале законодательного свода "Семь Партид" Альфонсо X Мудрого то, что понимали под университетом в средневековой Португалии, как его называли, какое значение ему придавали короли пиренейских государств;

2)изучить грамоты португальских королей и папские буллы, данные университету, и понять, какую роль они играли в его истории, а также какое место они занимают в правовой системе Португалии;

)изучить университетские установления и статуты и определить их место в истории средневекового права Португалии.


Мое исследование основывается на материале сборника "Документы по истории Португальского университета (XIII-XV вв.)", представляющего собой объединение всех правовых источников, касающихся каждой вехи истории первого португальского университета с момента его учреждения. Здесь собраны документы, свидетельствующие о привилегиях и вольностях, данных университету королями и папами, а также о его дисциплине и строе. Эти документы имеют свою специфику и, разумеется, не отражают всей полноты средневековой правовой системы Португалии. Однако они удобны для исследования структуры правовых источников средневековой Португалии, так как содержат разные виды этих источников и прекрасно вписываются в исторический контекст эпохи.

Сборник включает, прежде всего, памятники королевского законодательства: извлечение из второй Патриды короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого и грамоты португальских королей. Извлечение из второй Патриды Альфонсо X касается регламентации университетской жизни и самого процесса обучения. Его установления в значительной мере повлияли и на организацию Португальского университета.

Королевские грамоты, а также папские буллы, включенные в сборник, предоставляют важную информацию о той роли, которую сыграли королевская власть и церковь в истории университета.

Иной характер носят статуты и установления Португальского университета, являясь правовыми памятниками университетской корпорации. Они дают ценную информацию о порядке жизни внутри университета, установленном для учащихся и обучающих, а также об университетском строе.

правовая система португалия альфонсо

Обзор историографии

В современной историографии невелик интерес к документам по истории Португальского университета. Они практически не фигурируют в исторических и источниковедческих исследованиях, посвященных правовым памятникам средневековой Португалии. В обобщающем труде А.Д. Люблинской "Источниковедение истории средних веков", освещающем все важнейшие источники по истории стран средневековой Европы, нет ни слова об этих документах. Автор в разделе "Источники по истории Испании и Португалии" обращает внимание лишь на крупные правовые документы, такие как законодательные своды и форалы португальских городов.

Отсутствует какая-либо характеристика правовых источников по истории университета и в общих работах, посвященных средневековой Португалии. В книге португальского историка Ж.Э. Сарайвы "История Португалии", а также в совместной монографии российских медиевистов О.И. Варьяш, А.П. Черных "Португалия: дороги истории" нет никаких ссылок на эти источники даже там, где речь идёт о создании и функционировании университета в Лиссабоне. Однако эти работы имеют определенную ценность для моего исследования, так как позволяют ознакомиться с историей средневековой Португалии и историческими реалиями, в которых создавались памятники средневекового португальского права.

Большой вклад в изучение правовых памятников Португалии внесла О.И. Варьяш. Ее научные интересы касались средневекового права стран Западной Европы, особенно португальского городского права, поэтому она занималась исследованием королевских законодательных сводов и городских форалов. Результаты ее научных исследований были опубликованы в сборнике "Пиренейские тетради: право, общество, власть и человек в средние века". Сборник разделен на четыре тетради: "Средневековое право: путь постижения социального", "Пиренейские странствия", "Дорожные сувениры" и "Путевые заметки". Особый интерес для моего исследования представляет первая тетрадь, посвященная сюжетам правовой истории в контексте португальских реалий. В статьях Варьяш раскрывается суть правовых понятий эпохи, дается анализ правовых памятников Португалии и рассматривается исторический контекст их создания. Я использовала некоторые выводы этой исследовательницы для этой работы.

Для ознакомления с историей средневековых университетов, и в частности с историей Португальского университета, я взяла работы Рэшдэла "The Universities of Europe in the Middle Ages", Н. Суворова "Средневековые университеты", а также статью Н.П. Денисенко "Испанские университеты в XIII-XV вв. ". Рэшдел без какого-либо анализа излагает историю возникновения Лиссабонского университета и рассматривает его сходство с испанскими университетами. Монография Суворова идет дальше в исследовании истории португальского университета, не отделяя ее от истории средневековых университетов всей Европы. Это делает возможным наглядное сравнение и сопоставление португальского университета с другими.

В отличие от работ конца XIX в. статья современного исследователя Денисенко носит менее описательный характер, но она представляет более частное исследование и затрагивает только испанские университеты, пренебрегая высшими учебными заведениями других европейских стран, в частности Португалии. Но это не умаляет важность статьи, позволяющей познакомиться с функционированием испанских университетов, послуживших образцами для образования университета в Лиссабоне.

В истории права правовая система, сложившаяся в средневековых государствах Иберийского полуострова, признается отклонившейся от нормы, поэтому традиционно не рассматривается. В учебнике "История государства и права зарубежных стран", авторами которого являются профессиональные юристы Н. Крашенинникова и О. Жидков, внимание уделяется развитию и особенностям правовых систем Франции, Англии и Германии, не затрагивая вовсе пиренейские государства. Несмотря на эти значительные недостатки, этот учебник содержит интересную информацию об особенностях правовой системы и правовой культуры европейских государств эпохи Средневековья в целом.

Таким образом, я хотела бы сказать, что тема структуры правовых источников средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета почти не обращала на себя внимание историков и представляет собой серьёзный пробел в историографии, который моя работа попытается устранить.

Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X

Интересно, как называли университет и что под ним понимали в средневековой Португалии. Ответы на эти вопросы может дать свод законов короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого "Семь Партид", значение которого для пиренейских государств, в том числе и для Португалии, сложно переоценить. Он был составлен около 1256-1265 гг. и в систематизированном виде излагал основные нормы, заимствованные из фуэрос различных городов, а также из канонического и римского права. Королевская власть, руководствуясь централизаторскими устремлениями, по словам Люблинской, создала "Партиды", чтобы вытеснить из употребления фуэрос и иные законы.

В правовой практике "Партиды" применялись ограничено, но они изучались и комментировались в испанских университетах. В правление Диниша I, который был племенником и воспитанником Альфонсо X Мудрого, существовал своего рода культ этого государя при португальском дворе. Сообразно этому культу португальский король заимствовал законодательный свод своего воспитателя и сделал его руководством для королевского суда. Именно через этот правовой памятник в Португалию проникли первые веяния рецепции римского права, главным из которых было теоретическое обоснование королевской власти, заключавшееся в возвышение роли государя на основе ее осмысления в духе позднего римского права.

Благодаря "Партидам" Альфонсо X в Португалии появилось понятие "генеральная школа" (так называли в средние века университеты). Согласно законам "Генеральная школа" отличалась от обычной наличием магистров по целому ряду "искусств": грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрология, каноническое и гражданское право. Она могла быть основана только по указанию или папы римского, или императора, или короля (II Партида, XXXI, I).

По словам Суворова, такое понимание "генеральной школы" характерно для всех средневековых европейских стран. Тогда, исходя из терминов римского права, университетом называли всякий организованный союз людей, всякую корпорацию. "Генеральная школа" была корпорацией, образовавшейся по научным интересам, и подходила под общее понятие университета, как организованного союза людей. Специфика "генеральной школы" заключалась в том, что она предназначалась для учителей и учащихся всех наций, и приобретенные в ней ученые степени должны были пользоваться общим признанием во всех высших школах Европы.

Ссылаясь на источники, Суворов, на мой взгляд, делает интересный вывод о том, что высокий статус этих университетов, учреждаемых по воле универсальных властей, т.е. папы и императора (в западной Европе короля), был обусловлен тем, что только от универсальной власти может производиться полномочие учить повсеместно.

Прочитав законы Альфонсо Мудрого, я могу уверено сказать, что португальские короли осознавали большое значение университетов для государства и общества, поэтому наделяли эти учреждения привилегиями, а магистров и школяров брали под свою опеку. Выдержки законов из второй Партиды гарантируют защиту жизни и имущества школяров и магистров (II Партида, XXXI, II), обеспечивают труд магистров большой оплатой (II Партида, XXXI, III), а магистры сами наделяются особыми привилегиями и освобождаются от повинностей и налогов. Согласно Закону VIII, став магистром, человек получает рыцарский титул кабальеро и называется "сеньор законов". После же двадцати лет преподавания магистры наделяются "герцогскими почестями". Императоры и короли не должны закрывать перед ними двери, а судьи обязаны признавать их авторитет приветствием (II Партида, XXXI, VIII).

Дарование Альфонсо X особых привилегий магистрам и школярам означало формирование университета как корпорации учащихся и обучающих. По мнению Денисенко, именно во второй половине XIII - первые десятилетия XIV вв. на иберийском полуострове оформляется система льгот и привилегий, очерчивающих границы университетского самоуправления и социально-правовой статус лиц, составлявших университетскую корпорацию. Это прямо относится и к Португалии, в которой в конце XIII в. был образован собственный университет.

Королевские грамоты и папские буллы и их значение для истории Португальского университета

В сборнике правовых источников по истории Португальского университета, в так называемой "Зеленой книге", содержаться документы, относящиеся еще к временам основания университета. Это "Прошение, отправленное папе некоторыми португальскими прелатами, 12 ноября 1288 г.", грамота короля Диниша I и булла папы Николая IV 1290 г.

Согласно тексту "Прошения", составленному аббатом Алкобасы и приорами различных португальских монастырей, "как клириками, так и мирянами королевств Португалии и Алгарви после всестороннего размышления" было решено образовать университет ради блага короны и королевства. По словам прелатов, они довели эту инициативу до сведения короля Диниша I, который ее одобрил и установил, чтобы из прибылей и доходов монастырей и приходов, находящихся под покровительством короля, выплачивались жалования докторам и магистрам (Зеленая книга, II.2.1).

В 1290 г. король Диниш I в своей грамоте, которая получила название "Драгоценного документа", объявил об учреждении "генеральной школы" возле Лиссабона для обогащения королевства и служения справедливости. Он также обязался обеспечивать "личную и имущественную безопасность" магистров и школяров, которые прибудут в учреждаемый университет для обучения науке и вверят себя таким способом "заслуженной благосклонности королевского высочества" (Зеленая книга, III.1). Однако Диниш I ничего не сказал о финансировании "генеральной школы", оставив этот вопрос до официального одобрения папы.

Спустя несколько месяцев папа Николай IV специальной буллой констатирует образование университета в Португалии и выражает полное одобрение всех действий королевской власти. Помимо этого, папа "настойчиво просит" короля, согласно тексту буллы, проследить за тем, чтобы лиссабонские горожане для проживания школяров предоставили свободные дома по соответствующей цене (ее должна рассчитать комиссия из двух клириков и двух мирян), чтобы магистры получали в Лиссабоне доходы со своих личных и должностных бенефициев и чтобы школяры не были подсудны светскому суду без приговора на то церкви. Также Николай IV наделяет лиссабонского епископа правом дарования лиценции школярам, прошедшим испытание на почести магистра права или медицины (Зеленая книга, II.1.2).

Ориентируясь на данные этих документов, я могу говорить о том, что дело образования Португальского университета находилось в ведении двух политических сил - короля и папы. Я согласна с мнением Денисенко в том, что в пиренейских государствах корпоративная автономия университетов сочеталась с жесткой опекой короля и церкви. Король инициировал образование "генеральной школы", а папа своим одобрением, выраженным в специальной булле, утверждал "законность" ее существования.

Грамоты короля Диниша I и буллы папы Климента V свидетельствуют о том, что союз папы, который был не только главой католической церкви, но и сюзереном всего португальского королевства, и короля в деле опеки над португальским университетом был сохранен и в XIV столетии. Папа Климент V в своей булле 1308 г. упоминает о прошении короля Диниша I, в котором тот просил папу разрешить ему перенести "генеральную школу" из Лиссабона в Коимбру по причине раздора между горожанами и представителями университета. В ответ на королевское прошение Климент V разрешает королю брать деньги на содержание университета из доходов приходских церквей, находящихся под королевским патронатом, и информирует короля о том, что он специальной буллой поручил дело переноса университета архиепископу Браги и епископу Коимбры (Зеленая книга, II.1.3).

Официально португальский король заявил о переносе университета в Коимбру в своей грамоте 1309 г., так называемой Carta Magna. Этот документ отражал то значительное влияние, которое оказали правовые нормы Альфонсо X на португальское право. Как и кастильский король, Диниш I подчеркивал важность существования "генеральной школы" для нужд государства, которому особенно нужны были знатоки права. В грамоте отстаивались привилегии школяров, жизни и имуществу которых было запрещено причинять какой-либо ущерб. Горожанам и местным властям под страхом больших штрафов король запретил насильно подвергать школяров светскому правосудию (за исключением убийств, насилия над женщиной, грабежей) и отказывать им в предоставлении жилья. Грамота разрешала школярам учреждать себе ректоров и советников для поддержания лучшего состояния университета, свободно передвигаться по землям королевства, а также освобождала их от уплаты налогов и податей (Зеленая книга, II.4.1).

Кроме того, ради блага университетской корпорации Диниш I учредил институт консервадоров, представлявший собой двух достойных мужей из Коимбры, "которые о славе и о благе университета и студентов неусыпно и заботливо бы пеклись", докладывали бы королю о нуждах студентов и университета, а также "усердно и верно хранили бы вольности" (Зеленая книга, II.4.1).

Однако запреты короля, прописанные в Carta Magna, не соблюдались, а привилегии и права университетской корпорации постоянно нарушались. Об этом свидетельствует целый комплекс грамот, которые Диниш I адресовал местным властям г. Коимбры. Он призывает их соблюдать установленные им привилегии "генеральной школы" (Зеленая книга, II.4.5; 4.13) и выступает защитником университетской корпорации в делах злоупотребления местной власти и горожан, которые подвергают школяров светскому суду (Зеленая книга, II.4.11), причиняют ущерб их имуществу и здоровью (Зеленая книга, II.4.3; 4.31), отказывают в предоставлении жилья (Зеленая книга, II 4.12; 4.14) и не обеспечивают их пропитанием (Зеленая книга, II.4.7; 4.10). Целых две грамоты король адресует консервадорам, поручая им дела защиты привилегий и вольностей университетской корпорации от противоправных действий горожан и властей Коимбры (Зеленая книга, II.4.6; 4.18.1).

Такое упорное противостояние горожан Коимбры и университетской корпорации, по мнению исследователей, можно объяснить лишь тем, что университет зачастую рассматривался горожанами как чужеродная субстанция, корпорация чужеземцев, ведь в университете обучались и обучали люди из различных земель и городов не только Португалии, но и соседних государств.

Согласно грамотам в качестве защитников и опекунов Португальского университета выступали и другие португальские короли. Наследник Диниша I король Афонсу IV сразу после смерти своего отца подтвердил все права и привилегии, дарованные его отцом, а также римскими папами, университету в Коимбре (Зеленая книга, II.4.19). По просьбам магистров "генеральной школы" он переписал и ряд грамот Диниша I, сохранив их для истории (Зеленая книга, II.4.16; 4.17; 4.18).

В 1338 г. король решает перенести университет из Коимбры в Лиссабон по причине серьёзных разногласий и частых ссор школяров и горожан. Это обстоятельство было отражено в грамоте Афонсу IV 17 августа 1338 г. (Зеленая книга, III.4.20). Но уже в 1354 г. король был вынужден вернуть университет обратно в Коимбру из-за недовольства теперь уже горожан Лиссабона, подтвердив без исключения все милости и привилегии университетской корпорации (Зеленая книга, II.4.22).

Афонсу IV не только сохранил полномочия консервадоров (Зеленая книга, II.4.20), но и расширил их. Согласно его грамотам 1339 и 1355 гг. консервадоры "могли выслушивать и выносить решения по всем гражданским и криминальным делам", которые школяры или их слуги имели с горожанами Коимбры. Они также занимались разбирательством дел с любым человеком, который обидел школяра даже по дороге на его родную землю или при возвращении в университет (Зеленая книга, II.4.21; 4.23). Передача в руки консервадоров таких полномочий, по моему мнению, означает, что именно им король вверил фактическую опеку над университетской корпорацией.

Политику Афонсу IV продолжил и король Педру I, подтвердив все привилегии, грамоты, милости и пожалования, которые были даны университету до него (Зеленая книга, II.4.33). Он даже назначил специального устроителя дел университета, нуждающихся, по словам короля, "в заботе и рассмотрении", которым стал представитель королевского дома Лоренсу Эштевиш (Зеленая книга, II.4.25).

Однако, как свидетельствуют источники, противостояние горожан Коимбры и университетской корпорации продолжалось и в правление этого короля. Педру I пришлось особыми грамотами огораживать школяров от причинения им материального и физического ущерба (Зеленая книга, II.4.26), от ущемления привилегий со стороны городской администрации (Зеленая книга, II.4.27) и лишения мест в постоялых дворах (Зеленая книга, II.4.30).

При короле Фердинанду I в истории португальской "генеральной школы" происходят важные изменения. В 1377 г. по его распоряжению университет снова переносят в столичный город Лиссабон, где он отныне и будет находиться вплоть до XVI в. В специальной грамоте Фердинанду I обосновывает свое решение желанием увеличить количество образованных людей, особенно юристов (летрадуш). По его мнению, в связи с тем, что некоторые лекторы не желают ехать ни в какой город, кроме Лиссабона, университет страдает от нехватки магистров и недостаточного количества школяров.

Эта грамота отражает и итоги переговоров представителей "генеральной школы" с короной, которая любезно удовлетворила почти все просьбы руководства университета о благоустройстве корпорации в Лиссабоне. Король дал свое согласие на возвращение университету прежних зданий, которые он занимал до 1354 г., на выбор по решению университета жилья для школяров, на передачу в распоряжение корпорации разных торговых лавок для обеспечения обучающих и обучающихся пропитанием. Были подтверждены все привилегии, вольности и добрые устои и обычаи, принадлежащие университету с момента его создания и бытовавшие в Коимбре, а также судебные и прочие полномочия консервадоров. Фердинанду даже пошёл против своего установления, согласно которому никто не мог становиться адвокатом без королевской грамоты, и разрешил докторам, лиценциатам и бакалаврам канонического и гражданского права становиться адвокатами и оказывать юридические консультации (Зеленая книга, II.5).

Окончательно закрепил все привилегии и, главное, место пребывания за "генеральной школой" уже авишский магистр и будущий король Жуан серией грамот 1384 г. (Зеленая книга, II.6.1; 6.3). Согласно грамоте Жуана I университет окончательно "был укоренён" и определен на вечное нахождение в Лиссабоне (Зеленая книга, II.6.2). Урегулировано было и финансовое обеспечение "генеральной школы", в ведение которой вернули доходы приходов, некогда принадлежащих университету, и поставили их под контроль прокурадоров, покровителей университета, происходивших из королевской семьи (Зеленая книга, II.6.5).

Будучи уже королем в 1390 г., Жуан I ради поддержания финансового благополучия корпорации назначил даже специального нотария, поручив ему дело сбора рент и ведения деловой документации (Зеленая книга, II.7.1; 7.2). Такой поступок короля говорит о том, что опека португальского короля над университетом была абсолютной.

Таким образом, мною в этой главе были рассмотрены такие правовые памятники, как папские буллы и королевские грамоты за столетний период португальской истории (с конца XIII по конец XIV вв.). Проанализировав их и продемонстрировав их содержание, я пришла к определенным выводам:

)королевская законодательная инициатива, воплощенная в форме грамоты, играла роль опеки над португальским университетом, постоянно нуждающимся в подтверждении своих привилегий и защите от враждебной городской среды;

2)папские буллы играли роль документа, официально одобрявшего инициативы португальских королей по вопросам финансирования "генеральной школы". Папа римский официально разрешал выделение средств из доходов монастырей и приходов, находящихся под патронажем королей Португалии, и больше не считал нужным вмешиваться, доверив дело опеки королевской власти.

Университетские статуты и установления

"Зеленая книга" сохранила и памятники университетского корпоративного права. Это установления университета Коимбры, одобренные грамотой короля Диниша I в 1317 г., и университетские статуты 1384 и 1431 гг., приходящиеся уже на период пребывания "генеральной школы" в Лиссабоне.

Установления 1317 г. представляют собой неполную регламентацию университетской дисциплины, предполагающей подчинение докторов и магистров "достойным и благородным ректорам", а школяров и тем и другим. Студентов, предавшихся "пороку, злодеяниям и бесчестным делам" и покрывших университет дурной славой, было решено изгонять из корпорации.

Кроме того, по инициативе ректоров устанавливался штраф в размере пять солду за определённые проступки школяров, например за отсутствие на общих собраниях или на похоронах другого школяра без уважительной причины. Их обязывают платить ежегодно в начале обучения несколько солду и доплачивать отдельно за грамоты корпорации для какого-либо частного дела, за подтверждающие лиценцию грамоты с кожаной или восковой печатью на шнурке (Зеленая книга, II.4.15.1).

Университетские статуты 1384 года, одобренные грамотой будущего короля Жуана I, затрагивали частный вопрос злоупотребления своим положением бакалавров и школяров, которые своевольно занимали места магистров и докторов в общих школах. Это приводило, по мнению руководства университета и всей корпорации, к негативным последствиям, так как ученики таких самопровозглашенных магистров проникались не истинными знаниями, а заблуждениями. Поэтому вся корпорация на общем собрании решила все же допустить бакалавров и школяров к чтению лекций в "публичных школах", но одновременно запретить им учить и наставлять на каком-либо факультете "генеральной школы" до получения соответствующей лиценции. Однократное нарушение этого запрета влекло лишь предупреждение, а неоднократное могло привести к штрафам и даже изгнанию из корпорации (Зеленая книга, II.6.4.1).

Однако, как свидетельствует данные, университет, несмотря на все установления, был не в силах ликвидировать огромное число полуграмотных, невежественных людей, входящих в состав королевской администрации и клира. В первой половине XV в. в письме дона Педру королю Дуарти отмечалось, что неграмотные клирики, занимающие высокие посты творят "великое препятствие" королевской справедливости. По словам дона, зачастую прелатами становятся люди не принятые еще в малый чин и не умеющие говорить на латыни. Такую ужасную ситуацию может исправить только улучшение образовательного процесса в Португальском университете.

Видимо, частичным ответом на поднятую в письме дона Педру проблему были университетские статуты 1431 г. Они призваны упорядочить университетскую обрядность и порядок получения ученых степеней. В них четко регламентировались сроки пребывания в каждой учебной степени, сфера преподавательской деятельности (например, доктора и магистры читают лекции лиценциатам, лиценциаты - бакалаврам, а бакалавры - школярам) и формы получения каждой ученой степени (Зеленая книга, II.3.2.2; 3.2.10). Формы получения степеней усложнялись по мере увеличения важности степени в университетской иерархии. Возрастала сложность экзаменационных испытаний, количество подношений и их стоимость. При получении ученой степени необходимо было произнести слова определенной клятвы, и статуты прописывают эти слова для каждой степени (Зеленая книга, II.3.2.3-10).

Рассмотрев содержание установлений и статутов португальского университета, я хотела бы отметить их высокую ценность как правовых памятников корпоративного права. Они являются важными источниками для изучения внутриуниверситетской жизни и дисциплины, а также самого строя университета, который схож, по мнению исследователей, скорее со строем ремесленных цехов или гильдий.

Кроме того, благодаря установлениям университета я могу с полной уверенностью, опираясь на их данные, сказать о том, что источником права в университете являлось общее собрание ректоров, официалов и школяров "генеральной школы", которое олицетворяло всю университетскую корпорацию и имело полное право устанавливать порядок внутриуниверситетской жизни с согласия своего "опекуна", португальского короля. Таким образом, установления и статуты, олицетворяя законодательную инициативу университетской корпорации, занимали подчиненное по отношению к королевским грамотам и папским буллам положение.

Заключение

Рассмотрев правовые памятники средневековой Португалии на материале документов по истории Португальского университета, я хотела бы подвести некоторые итоги своего исследования.

Во-первых, согласно выдержкам из "Партид" Альфонсо X, которыми руководствовались и португальские короли, в средние века университеты назывались "генеральными школами". "Генеральная школа" была корпорацией, образовавшейся по научным интересам, и отличалась от "ординарной школы" наличием магистров по целому ряду "искусств" (грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрология, каноническое и гражданское право). Она могла быть основана только по указанию папы римского или императора, или короля, т.е. универсальной власти. Португальские короли осознавали большое значение университетов для государства и общества, поэтому наделяли эти учреждения привилегиями, а магистров и школяров брали под свою опеку.

Во-вторых, именно королевская власть, пользуясь своей законодательной инициативой, издавала многочисленные грамоты, в которых давала и подтверждала различные привилегии и вольности университетской корпорации, а также принимала определенные меры для защиты школяров и магистров от враждебных действий местных властей и горожан. Поэтому королевские грамоты, олицетворяя сильную власть верховных правителей, которыми были португальские короли, играли ведущую роль в правовой системе Португалии XIII - XV вв.

В-третьих, особое место в правовой системе заняли папские буллы, выражающие власть папы римского, верховного правителя католической Церкви. Королевские грамоты занимают по отношению к ним подчиненное положение в правовой иерархии в связи с тем, что папа был сюзереном всей Португалии, и, соответственно, ее правителей. Именно папы Николай IV и Климент V в своих буллах выражали одобрение действий португальских королей, направленных на учреждение и поддержание университета, а также разрешали королям в официальном порядке пользоваться доходами монастырей и приходов.

В-четвертых, помимо правовых памятников, представляющих институты королевской и папской власти, до нас дошли университетские установления и статуты, являющиеся памятниками корпоративного права. Они являются ценными источниками по истории внутриуниверситетской жизни, дисциплины, а также строя университета. Эти статуты должны были регулировать отношения между магистрами и школярами, общее собрание которых обладало законодательной инициативой и являлось источников корпоративного права, которое естественно занимало самый низкий уровень в правовой системе средневековой Португалии.

Список Литературы

1.Документы по истории Португальского университета (XIII-XV вв.).

Литература:

1. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. In 2 vol. Oxford, 1895.

. Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. М.: "НАУКА", 1990.141 с.

. Варьяш О.И. Пиренейские тетради: право, общество, власть и человек в средние века. М., 2006.451 с.

. Денисенко Н.П. Испанские университеты в XIII-XV вв. // Университеты Западной Европы. Средние Века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С.95-104.

. Крашенинникова Н., Жидков О. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство "НОРМА", 1996. Ч.1.480 с.

. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л, 1955.

. Сарайва Ж.Э. История Португалии. М.: "Национальная история", 2007.368 с.

. Суворов Н. Средневековые университеты. СПб.1898.245 с.

Похожие работы на - Средневековый университет согласно второй Партиде Альфонсо X

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!