Социальные стандарты жизни

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные стандарты жизни

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ДИНСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА



Контрольная работа по теме:

"Социальные стандарты жизни"



Студентки 1-го курса заочной формы обучения

Руководитель:

Чернов Виталий Вениаминович





Черногория 2014

Оглавление

Введение

1. Понятие и проблемы социальных стандартов

2. Разработка социальных стандартов

3. Необходимость внедрения социальных стандартов

4. Классификация социальных стандартов

Список используемой литературы

Введение

Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Игнорирование социального аспекта на протяжении всего периода реформирования экономики имеет негативные последствия для качества жизни населения: падение реальных доходов, расширение масштабов бедности и нищеты, рост неравенства в доходах, безработица, общее снижение жизненных стандартов; сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры; ухудшение состояния здоровья населения, резкий рост заболеваемости "социальными болезнями", снижение возможностей получения высококвалифицированной медицинской помощи. Это приводит к усилению социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований.

Выход из данной ситуации видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.

1. Понятие и проблемы социальных стандартов

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения.

Таким образом, социальные стандарты - устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др.

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

)минимальный потребительский бюджет (МПБ);

2)бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Минимальный потребительский бюджет - стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях. В Беларуси состав минимальной потребительской корзины пересматривается статистическими органами не реже чем раз в пять лет - обычно он меняется, когда в стране растет уровень жизни, что, соответственно, расширяет перечень доступных для населения товаров и услуг. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум предназначен для:

) обоснования минимального размера заработной платы и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;

) формирования федерального и региональных бюджетов;

) оказания помощи малоимущим гражданам;

) определения минимальных размеров оплаты труда работников организации.

Но необходимо учитывать, что минимальный прожиточный бюджет - это скорее социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, чем собственно бюджет, способный обеспечить рациональный уровень потребления.

Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Таким образом, социальные стандарты представляют собой меру потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Социальная защита населения, здравоохранение и образование - важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах, которые невозможно достичь без выполнения социальных стандартов.

По сути, технические социальные показатели имеют только ограниченные задачи учета. Попытка считать их целями социальной политики является экономическим редукционизмом представлений о социальном или желанием уйти от решения реальных социальных проблем.

Социальные стандарты являются ориентирами при выработке социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами государства перед народом.

2. Разработка социальных стандартов

Измерение благосостояния и бедности населения методически связано с выделением материальной (доход, потребление) и нематериальной (доступность благ транспорта, образования, здравоохранения, культуры и т.д.) компонент. Эти компоненты могут оцениваться как субъективно, т.е. на основе собственных суждений индивидов, так и на основе количественно измеряемых индикаторов и критериев для сравнения в отношении как материальных, так и нематериальных ценностей.

Потребность у современного государства в научно-обоснованных объективных показателях измерения благосостояния населения и обусловлена необходимостью выполнения им принятых на себя функций, зафиксированных в конституциях государств и реализованных в соответствующих законодательных актах.

Выполнение таких функций порождает регулярную необходимость в информации об уровне оказания социальных услуг населению и качестве жизни населения, факторах и закономерностях развития социальной сферы, а также оценке осуществляемой социальной политики в целом.

социальный стандарт жизнь население

Ученые Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития Российской Федерации считают, что в минимальный состав для построения интегрального показателя качества жизни по региону должны быть включены следующие 13 "частных" индикаторов, характеризующих наиболее значимые аспекты качества жизни. В том числе, помимо ключевых показателей уровня безработицы, бедности, преступности, потребления продовольственных и непродовольственных товаров и ряда других, в этот список были отнесены такие значимые показатели, как обеспеченность населения услугами нерыночного характера, предназначенными для индивидуального потребления (услуги образования, здравоохранения, транспорта и связи), обеспеченность населения жильем и уровень благоустройства жилья (отопление, водопровод, канализация).

Соответственно, для того, чтобы обоснованно сравнивать имеющий место уровень качества жизни, необходимо ввести определенные нормы, которые бы указывали на достаточность того или иного блага. Как уже указывалось выше, такие нормы, будучи научно-обоснованными и основанными на больших массивах эмпирических данных, могут стать основой для составления так называемых "социальных стандартов", которые представляют собой модель потребления благ, включающую нормативы обеспеченности населения определенными товарами и услугами и механизмы получения таких товаров и услуг (или льгот и выплат за их отсутствие) при их недостатке.

Разработка социальных стандартов для здравоохранения, образования, социальной зашиты, культуры, средств массовой информации, жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, управления, архивного дела, санэпиднадзора и др. в натуральном и денежном выражении, приходящихся на одного человека, является обязанностью государственной власти.

Стандарты существуют как на национальном, так и на региональном уровне. Это связано с тем, что финансирование расходов на социальную сферу осуществляется как на национальном, так и на региональном, в Казахстане областном уровне.

В соответствии только с этими стандартами могут формироваться бюджеты территорий, объективно обусловленные, понятные, прозрачные, исключающие субъективизм и неравенство. Денежная величина социальных стандартов связана и рассчитывается с учетом финансовых возможностей области и административно-территориальных образований.

Стандарты качества частично определяются нормами законодательства, а также отдельными подзаконными актами Министерства образования РК, Министерства здравоохранения и других, сведение положений которых в едином нормативном акте упрощает процедуры выполнения услуг и контроля качества их предоставления.

Таким образом, наличие социальных стандартов позволяет определить, насколько достаточным является потребление той или иной услуги, обеспечивает формирование механизмов компенсации населению (как правило, бедным) при отсутствии нормального уровня потребления.

3. Необходимость внедрения социальных стандартов

Сложность демографической ситуации, высокая численность граждан пожилого возраста, низкая рождаемость обуславливает старение страны. Бедность даже среди работающего населения, усугубление ситуации мировым финансовым кризисом, низкий жизненный уровень пожилых людей и инвалидов определяют многочисленность контингентов населения, нуждающихся в социальной защите.

Разобщенность общества по доходам, существующая в России находится за чертой бедности.

Существует и семейная бедность, когда на иждивении у мало зарабатывающего человека находятся дети и старики. Эта бедность самая страшная, поскольку производит нищету. Дети в семье помимо радости, - это ещё и серьёзные расходы. Известно, что появление ребёнка приводит к снижению доходов семьи, так как один из родителей вынужден оставить работу.

Сюда нужно отнести и проблемы, которые сопровождают семьи с детьми-инвалидами. В 2007 году было зарегистрировано 533,9 тысяч детей - инвалидов. Это означает, что порядка полумиллиона граждан занимаются уходом за такими детьми и, как правило, дополнительно ко всему, это до полумиллиона малообеспеченных семей. Без помощи государства таким семьям не справиться.

4. Классификация социальных стандартов

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая - это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся:

прожиточный минимум различных категорий населения;

минимальный размер оплаты труда;

ставка первого разряда единой тарифной сетки;

минимальный размер пенсий;

минимальные значения ряда социальных пособий;

нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами;

нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.

Ко второй группе относятся "рациональные" или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. К этой группе стандартов относятся, например:

средняя заработная плата;

средний размер пенсий;

средняя обеспеченность жильем;

средние значения показателей качества жизни.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, физическое существование невозможно. Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающееся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальный размер оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы - по своему значению он изначально ниже. И этот лозунг левых сил и профсоюзов выглядит достаточно кощунственно. Хотя еще более кощунственной является государственная политика в области оплаты труда, которая и не стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к прожиточному минимуму.

Заключение

Конституция определяет, что наивысшей ценностью страны является человек. Создание в стране стройной системы защиты социальных интересов каждого человека и ее последовательная реализация - самая главная задача, которая стоит перед государственной властью.

Особую значимость в настоящее время приобретает социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей. Исключительное внимание уделяется жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности вследствие недостаточного развития социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Основополагающее значение в социальной политике государства отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни. И это не случайно. Ведь без здоровых граждан не может быть эффективной экономики и устойчивого развития общества. В жизни государства и общества велико значение системы образования. В ней заложен потенциал социально-экономического развития и нравственного благополучия нации. Основу реформирования образовательной отрасли, начатого несколько лет назад, определяют задачи ее качественного обновления, а также повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Доступность и высокое качество образования для всех слоев населения - один из приоритетов внутренней государственной политики. Социальная защита населения, здравоохранение и образование - важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах. Другие направления социальной политики - жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт - также динамично развиваются в соответствии с принципами социальной справедливости и интересами простого человека.

Список используемой литературы

1.http://bibliofond.ru/view. aspx? id=475008 <http://bibliofond.ru/view.aspx?id=475008???history=0&sample=0&ref=0>

.http://society. polbu.ru/policy_incomes/ch81_i.html <http://society.polbu.ru/policy_incomes/ch81_i.html???history=0&sample=3&ref=0>

.http://viperson.ru/data/200810/socialxnajpolitika. doc <http://viperson.ru/data/200810/socialxnajpolitika.doc???history=0&sample=21&ref=0>

.http://www.bps-sberbank. by/42256B100047BEC0/iprint/ru. img. ideolog.html/$File/16-06-2005. doc <http://www.bps-sberbank.by/42256B100047BEC0/iprint/ru.img.ideolog.html/$File/16-06-2005.doc???history=0&sample=25&ref=0>

.http://www.rusnauka.com/21_NIEK_2007/Economics/24067. doc. htm <http://www.rusnauka.com/21_NIEK_2007/Economics/24067.doc.htm>

Похожие работы на - Социальные стандарты жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!