Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти с XVIII века по 1917 год

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти с XVIII века по 1917 год

СГЭУ










Предмет: История отечественного государства и права

Курсовая работа

Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти с 18 века по 1917 год











Самара 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Преемство императорского престола

.1 Порядок престолонаследия

.2 Отречение от права на наследование престола

.3 Особенности вступления на престол

Глава 2.Основные права Главы государства

.1 Права в области законодательства и суда

.2 Права в области управления государством, государственными органами и служащими

Глава 3.Личные привилегии монарха

.1 Почетные преимущества

.2 Реальные преимущества

Заключение

Список литературы

наследование престол привилегия монарх


После ликвидации монархии в России и закрепления советским государством республиканской формы правления в качестве официальной и единственно правомерной исследования института верховной власти Российской Империи и его развития почти не проводились.

Монархия, зачастую огульно и примитивно, без всякой аргументации, рассматривалась как менее развитая форма правления по сравнению с республикой. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что монархическая форма правления продолжает жить и развиваться в условиях современности. Отечественная история XX века показала, что выбор принципиально новых путей развития государственности не всегда обусловливает их эффективность и долговечность. При этом их смена неизбежно сопровождается социальными катаклизмами.

Анализ правового положения Императора Российской Империи позволит выявить особенности организации государственного управления дореволюционной России, а также оценить правовую ситуацию, сопровождавшую крушение монархической государственности в феврале 1917 года.

Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти с 18 века по 1917 год» актуальным.

Целью данного исследования - является комплексное изучение правового положения главы государства с 18 века по 1917 год.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:

изучить порядок престолонаследия в рассматриваемый период;

проанализировать процесс отречения от права наследования престола;

описать особенности вступления на престол;

выявить права главы государства с 18 века по 1917 год в области законодательства и суда;

охарактеризовать права Императора в области управления государством, государственными органами и служащими;

описать личные привилегии монарха.

Объектом исследования являются правовые особенности государственной власти в Российской Империи с 18 века по 1917 год.

Предмет исследования составляют изучение титула главы государства, способов передачи власти, права верховной власти с 18 века по 1917 год.

Методами исследования являются: анализ публикаций по данной теме, изучение нормативных актов рассматриваемого периода, исторический метод, логико-юридический и сравнительно-правовой метод.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Преемство императорского престола

.1 Порядок престолонаследия

В XVIII веке титулами российских монархов были «царь», «великий князь», «самодержец». С провозглашением империи в 1721 <#"justify">Глава 2.Основные права Главы государства

.1 Права в области законодательства и суда


.1 Почетные преимущества

Император имел такие преимущества, как право на титул, почетные наименования, герб, печать, регалии, а также преимущества, связанные с исповеданием Православия, и преимущества по военному ведомству.

октября 1721 г., в день торжеств по поводу окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира, от имени Сената и Синода государю подносится титул «Императора Всероссийского» и наименования «Великого» и «Отца Отечества».

Принятие императорского титула содержало в себе важный политико-юридический аспект, имеющий прямое отношение к придворному церемониалу, территориальному статусу государства и его политическому рангу на международной арене.

Императорский титул являлся принадлежностью верховной власти российских монархов как таковой. Другие почетные наименования употреблялись применительно к личности конкретного государя и не могли передаваться в порядке преемства престола.

Помимо титула российскому Императору полагался герб.

До 1857 г. понятия «герб государя» и «герб государства» в российском праве не различались. В 1857 г. для государственного герба, как и для титула, было установлено несколько форм. Кроме того, появилось такое понятие, как личный герб государя.

В отличие от государственного, личный герб Императора имел только одну форму, но содержал все основные элементы российского государственного герба.

К почетным преимуществам отнесена также государственная печать, поскольку на печати изображался государственный герб.

На большой государственной печати было решено изображать большой государственный герб, а по краю печати помещать полный титул Императора. По такому же принципу были построены и другие формы печати. Этот принцип не распространялся на употребление печати и титула в тексте правовых актов.

Кроме титула, герба и печати Император пользовался регалиями, к которым относились трон (престол), корона, скипетр, держава, порфира. Также Император пользовался преимуществами, связанными с исповеданием Православия. В частности, на церковных службах ежедневно провозглашались имена монарха и членов царствующего дома, а иногда по высочайшим указам совершались особые молебствия.

Императору принадлежали почетные преимущества по военному ведомству, в частности право на почетный караул.

.2 Реальные преимущества

Император как носитель самодержавной власти являлся единственным источником законов и властных полномочий всех государственных органов, вследствие чего он был лицом юридически неответственным.

С развитием уголовного законодательства количество составов преступлений, направленных против личности Императора, постепенно увеличивалось. Происходило это в основном за счет дифференциации преступлений, заключающихся в оскорблении государя. До 1906 г. указания на особую уголовную защиту государя содержались только в уголовных законах. С изданием ОГЗ 1906 г. неприкосновенность Императора стала одной из общих характеристик верховной власти.

Среди прочих преимуществ Император имел свой двор. В отличие от других государств с монархической формой правления, где придворная служба не считалась государственной, в Российской Империи придворные пользовались правами государственных служащих и с момента учреждения Министерства Императорского Двора входили в его состав.

В связи с созданием законодательных учреждений права Императора в определении устройства государственных органов были ограничены, однако устройство Министерства Императорского Двора и подведомственных ему учреждений и после издания ОГЗ 1906 г. осталось в исключительном ведении Императора.

В качестве реального преимущества Императору принадлежало также право на ежегодное содержание из государственных средств. Какие суммы требуются для его содержания, монарх определял самостоятельно. Будучи лицом неответственным, государь ни перед кем не отчитывался в своих расходах, и сведения о них не оглашались.

В XIX веке они преимущественно включались в сумму расходов на Министерство Императорского Двора.

Создание в начале XX века законодательных учреждений и утверждение правила о рассмотрении бюджета Государственной Думой и Государственным Советом могло привести к установлению в Российской Империи института «цивильного листа», однако этого не произошло.

На практике расходы на Министерство Императорского Двора с 1906 г. всегда оставались одинаковыми. Тем самым, Император пользовался самостоятельностью в определении размера расходов максимально полно. Расходы на Министерство Императорского Двора с 1906 г. не только не снижались, но и не возрастали.

Бронирование кредитов на расходы министерства можно расценивать как политико-юридическое решение, способствовавшее стабилизации соответствующих расходов.

Дворцовые имущества делились на две категории. К первой категории относились имущества государевы («имущества дворцовые первого рода»), ко второй - личная собственность Императора («имущества дворцовые второго рода»).

Заключение

Порядок преемства престола в Российской Империи с 1722 г. закреплялся законодательно, однако фактически переход власти осуществлялся под воздействием возникавших политических потребностей, в особенности в XVIII веке. С изданием Акта 1797 г. в качестве порядка престолонаследия было восстановлено наследование по закону, существовавшее до 1722 г. в виде правового обычая, но даже подробные формализованные правила преемства престола не исключили влияния на престолонаследие политических факторов. Попытки обоснования преемства престола формировали новую законодательную базу на протяжении всего периода империи.

Принятие Петром I императорского титула само по себе не влияло на объем прав, осуществляемых Императором во внутриполитической сфере, однако содержало в себе важный политико-юридический аспект, имеющий прямое отношение к придворному церемониалу, территориальному статусу государства и его политическому рангу на международной арене.

Права Императора зачастую формировались под влиянием традиции и регулировались обычным правом. Правовые нормы, касающиеся властных полномочий монарха, закрепленные в писаных актах, как правило, не носили системного характера. Обобщение положений о правах Императора произошло только при пересмотре ОГЗ в 1906 г., когда возникла необходимость разграничения сфер законодательства и верховного управления, т.е. сфер, где Император разделял власть с законодательными учреждениями или действовал единолично.

Создание в начале XX века законодательных учреждений повлекло за собой существенное ограничение прав Императора в некоторых областях государственной жизни, в первую очередь - в области законодательства и финансов. Однако, даже с учетом ограничений, права монарха продолжали оставаться исключительно широкими, обеспечивая ему доминирующее положение среди государственных органов практически в любой сфере.

В силу конструкции верховной власти, а именно слияния в одном лице всех нитей управления государством, в дореволюционной России не мог быть реализован принцип разделения властей. Однако тенденция к внедрению схожего механизма, стремление к разделению функций и полномочий между государственными органами по типу разделения властей наблюдались с XVIII века.

Созданная в начале XX века сложная законодательная власть, которую осуществляли три государственных органа (Государственная Дума, Государственный Совет, Император), была выделена из власти управления, которой ранее охватывалась вся совокупность властных полномочий монарха. Из власти управления, однако, не выводилась судебная власть. Принцип разделения властей реализован не был, при этом в системе власти управления возникла дисгармония.

Фигура Императора олицетворяла высшую власть в государстве. Юридически он не мог иметь обязанностей, так как не существовало такого государственного органа, который мог его принудить к их исполнению. Вследствие того, что Император не являлся лицом обязанным, он был «безответствен», т.е. не нес ни перед кем отчета в своих действиях. Безответственность (неответственность) Императора являлась его привилегией.


Список литературы

Александров, К. «Империя российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке» / К. Александров // Новое время. - 2006. - № 16. - С. 34-37.

Андреев, А. История государственной власти в России. Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, духовная, светская, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы государственной власти и управления (чины военные, гражданские и придворные, звания и титулы). IX-XX века / А. Андреев. - М.: Белый волк-Крафт, 1999. - 350 с.

Беккер, С. Миф о русском дворянстве. Nobility and Privilege in Late imperial Russia: дворянство и привилегии последнего периода императорской России / С. Беккер. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 346 с.

Государственность России: словарь-справочник. Должности, чины, звания, титулы и церковные саны России (конец XV века - февраль 1917 года) : В 2 Ч., Ч. 2 : М-Я. Кн. 5. /сост. И.В. Сабенникова, Н. И. Химина.- М.: Наука, 2005. - 508 с.

Ерошкин, Н. П. Российское самодержавие / Н.П. Ерошкин. - М.: РГГУ, 2006. - 495 с.

Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. пособие / И.А.Исаев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 798 с.

История государства и права России: учеб. пособие / под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 2007. - 542 с.

История отечественного государства и права. Ч.1 /под ред. Чистякова О.И. - М., 2009. - 312 с.

Кравец, И. А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ: учебные пособие / И.А. Кравец. - М.: Маркетинг; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2006. - 367 с.

Староверова, Е.В. Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследования престола / Е.В. Староверова // История государства и права. - 2009. - № 5. - С. 14 - 16.

Староверова, Е. В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг. : автореф. дис. … канд. юр. наук. / Е. В. Староверова; науч. рук. В. А. Томсинов. - М., 2009. - 36 с.

Староверова, Е.В. Свойства императорской власти согласно Основным государственным законам Российской Империи 1906 г. / Е.В. Староверова // Вестник Московского университета. Серия «Право». - М. 2009. - № 2. - С. 99 -107.

Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 2008. - 470 с.

Шободоева, А.В. История отечественного государства и права : курс лекций и методические материалы / А. В. Шободоева . - Иркутск : Изд -во БГУЭП , 2009. - 419 с.

Похожие работы на - Титул главы государства, способы передачи власти, права верховной власти с XVIII века по 1917 год

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!