Типология государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типология государства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

Направление подготовки «Юриспруденция»

Кафедра государственного права и процесса

Контрольная работа по дисциплине

«Теория государства и права»

На тему: «Типология государства»


Автор работы:

Студент 1 курса

Группы Ю-13-2

Руководитель работы:

Доц.

Егоров В.А.




Липецк 2013

Cодержание

Введение

Подходы к типологии государства

Классификация государства

Типология государственного строя Российской Федерации

Библиографический список

Введение

Вообще типология - классификация по ключевым признакам. Типология, типы государств - их научная классификация по наиболее ключевым признакам, отражает наиболее общие закономерности их возникновения, развития и функционирования; - это классификация, предназначенная для всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность расширить их социальную сущность. Знания о фактах истории государства, причинах его появления, развития, объясняют сущность данного государства, позволяет наиболее глубоко выявить признаки, свойства. А главное: закономерности развития, структурные изменения, что исключительно помогает прогнозировать дальнейшее существование того или иного общества.

Важность данной темы заключается в том, что государство играет определяющую роль в жизни общества. Государство - совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Тип государства связан с сущностью государства, с его функциями. Грамотная классификация - это крайне важно.

Следовательно, государство непосредственно влияет на нашу жизнь. Знать типологию государств, уметь их классифицировать - необходимо для члена современного общества. Более того, классифицируя государство, определяя его историческое место, зная сущность государства, мы можем определить его функции, прогнозировать дальнейшее его развитие.

Итак, целью данной работы является изучение научных типологий. Определить, являются ли они важным средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Задача данной работы - осветить наиболее общие подходы к проблематике типологии государства, раскрыть её исключительную важность.

Подходы к типологии государства

Тип государства - сумма важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны общества, представленного государством. В настоящее время, относительно типологии государства сложилось два основных подхода. Они отражают основной смысл, относительно всех существовавших когда-либо государств, дабы раскрыть их сущность, как основной механизм социального регулирования общества.

По факту, подходы к типологии государства - есть ни что иное как этапы его развития на протяжении истории. Каждый из подходов даёт возможность раскрыть основную сущность, основные функции государства. Знание и понимание определённых этапов даёт возможность сделать выводы о прошлом государства, о его развитии. Мы можем суммировать знания о государстве, сделать выводы о тех или иных задачах государства.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД - методология изучения государства и права, основывающаяся на марксистском диалектико-материалистическом учении о смене общественно-экономических формаций. Это такой научный подход, который базируется на закономерностях развития государства и права как определенных политических реалиях, сменяемых на определенной стадии развития общества в результате разрешения (революционным способом) существующих антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Соответственно, основанием формационного подхода является учение о смене общественно-экономических формаций.

В соответствии с учениями авторов данного подхода, Карла Маркса, Иосифа Сталина, общество, на протяжении всего своего пути развития имело пять форм, т.н. общественно-политических формаций, в зависимости от преобладавшего в социуме типа производства, типа экономико-социальных отношений. Также определяющим фактором существа формации являлась господствующая форма собственности.

Сам основоположник данной типологии, в своих учениях делал большой упор на экономическую сторону процесса межличностных и межсоциальных отношений. Эту тенденцию мы можем наблюдать и в данном подходе. Форма собственности, форма типа производства - это экономическая сторона жизни общества.

Итак, с точки зрения формационного подхода, экономика формирует тип государства.

Общинно-первобытный - первый этап развития государства, первая формация. В сущности, период продолжался до появления государства. Характерен слабой развитостью экономических отношений: основная задача перед обществом состояла в физическом выживании; отсутствие классов. Из этого вытекает то, что принуждения к труду не существует: не работающий, не вкладывающий свою лепту в жизнь общества погибает. В обществе отсутствует какая-либо политическая власть, государственные институты. Социальные нормы представлены обычаями, традициями, табу и обрядами. Определяющий фактор экономики такого общества - полное отсутствие частной собственности, основные экономические связи в обществе представлены дарственной или бартерной процедурами. С точки зрения формационного подхода, общество перешло на качественно новый уровень развития с появлением государства - формированием нового типа производства, появлением излишков.

Рабовладельческое государство - второй этап развития государства, непосредственно с момента появления последнего. В этот период, с точки зрения формационный теории, в обществе появляются такие слои, как эксплуатируемые и эксплуататоры - рабы и рабовладельцы. Появление государства обозначалось необходимостью обеспечения безопасности, сохранения и развития собственности эксплуататоров. В этой формации появляется серьёзные классовые противоречия.

Феодальное государство - третий этап развития государства, сформировавшийся, преимущественно к средневековью. Первоочередной ценностью становится земля, эксплуататором является феодал, обладающий в собственности землёй. Эксплуатируются зависимые крестьяне, их труд.

Буржуазное государство - это такая формация, где главным действующим звеном экономики является эксплуатация рабоче-крестьянского пролетариата буржуазией. Характерен для государств развитых.

Коммунистическое государство - с точки зрения авторов, является конечной точкой развития общества, апогеем всего социума: бесклассовое общество равноденствия. Коммунизм, а, мн. нет, м. [нем. Kommunismus < лат. commūnis общий]. - Общественно-экономическая формация, которая, по предположению теоретиков марксизма, должна прийти на смену капитализму. (толковый словарь иностранных слов).

Цивилизационный подход в политологии базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динамику развития - развиваются самостоятельно. Соответственно, цивилизационный подход требует при изучении политической организации определенного общества рассматривать в первую очередь цивилизационную, национально-культурную специфику политической жизни.

Зарождение данного подхода связано с работами выдающего русского мыслителя и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского (1822 - 1855). Он впервые в политической науке разработал и теоретически обосновал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), взаимоотношения которых строятся подобно живым организмам. Культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, проходя при этом естественно предопределенные стадии становления, возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Всего Данилевский выделяет 10 существовавших и существующих цивилизаций, имеющих самостоятельную ценность. Каждый культурно-исторический тип формирует собственные идеалы, на основании которых строится политическая система общества. Таким образом, мировая история представляет собой постоянную смену вы цивилизаций и сопутствующих им политических норм.

Изначально было выделено более 100 самостоятельных цивилизаций, но затем их количество было значительно сокращено. В своих трудах Тойнби выделял три этапа развития цивилизации:

Цивилизации локальные, каждая имеет определённую систему социальных институтов, механизмов государства. Это такие древние государства, как Шумерское, Древнеегипетское, Индское, Эгейское.

Особенные цивилизации, с соответствующими, особыми типами государств, существующих в таких формах исключительно в данном государстве. Выделяются индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.

Современные цивилизации, с присущей им государственностью, которая сложилась в настоящее время, характерная для современных государств публично-политическая власть. Основной признак: симбиоз традиционной и мировой политической культуры.

Первоочередным признаком для классификации цивилизации Тойнби называл: а) Религия и способ её организации, б) Территория и территориальная обособленность.

В конечном счёте была выделена 21 цивилизация: Египетская, Шумерская, Древнекитайская, Минойская, Андская, Майянская, Сирийская, Индская, Хеттская, Эллинская, Западная, Дальневосточная, Православная Христианская, Православная Российская, Дальневосточная, Иранская, Арабская, Индуистская, Мексиканская, Юкатанская, Вавилонская.

Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов <#"justify">государство цивилизационный тойнби правление

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская, либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких правовых, равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Конституция закрепила федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21-республики, 1-автономная область, 10-автономные округа и 57-края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Российская Федерация является светским государством. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях:

никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В Росси основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в возрождении России и в праве свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. Форма государства определяется сразу (ст. 1) и довольно четко: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще демократическому политическому режиму), формой государственного устройства является федерация, а форма правления в России - республика. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14-как светское. В статье 13 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Из этого положения выводится утверждение о том, что Российское государство не имеет и не может иметь своей идеологии. Существует также масса альтернативных точек зрений, например, многие политологи склоняются к тому, что Российская Федерация обладает авторитарным политическим режимом. Россия относится к категории аграрно-индустриальных стран. Российская экономика шестая среди стран мира по объёму ВВП по ППС.

Из этого мы можем сделать вывод: России необходимо продолжать укреплять экономику, делать упор на развитие сферы услуг, предпринимать активные действия для того, чтобы являться крупным сырьевым экспортёром. Также необходимо продолжать укреплять принципы федерализма и демократии: предоставлять наиболее прозрачные возможности, для управления государством народу, как прямые, так и непрямые.

Заключение

Определять критерии, грамотно типологизировать государство - важная задача для любого члена общества, а тем более для юриста или любого другого человека, взаимодействующего непосредственно с государством, с его аппаратом и органами.

Типология государства, его научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, помогает определять не только цели общества, настроения, векторы дальнейшего развития государства, но и даёт возможность осознать пути решения этих проблем, наиболее эффективные подходы к ментальности общества, позволяет определить сложность данных проблем, углублённость их, длительность и другие важные факторы.

Более того, именно умение грамотно осуществлять типологию государства является основным путём прослеживания наиболее общих закономерностей появления, развития и функционирования государства, что является прямым и главнейшим предметом Теории государства и права.

Помимо всего прочего в данной работе мною были рассмотрены стороны жизни и аспекты развития Российской Федерации, а именно возможность проследить тип государства по некоторым аспектам даёт такую возможность.

Итак, грамотное определение типов государства - важнейший аспект данной науки, а знания и умения это делать дают исключительно положительные результаты.


. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001.640 с.

. Аксенова Д.А. Основы государства и права: учебное пособие / Д.А. Аксенова. М.: ТК Велби, 2005. 40 с.

. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран / Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 1999.488 с.

. Иванов А.А. Теория государства и права :учеб. для вузов / А.А.Иванов.- 2 е изд., перераб. и доп.М.: Юнити, 2009. 351 с.

. Гринин Л.Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории./ История и современность. М.: ФОРУМ, 2006, 150 с.

. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. М.: Норма. 2002.С. 414.

. Клепицкая Т.А. Теория государства и права: учеб.пособие /Т.А. Клепицкая. М: РИОР, 2006. 92 с.

. Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2004.254 с.

. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. М.: Рольф, 2002.592 с.

. Тойнби А.Дж. Роль личности в истории. / Пер. с англ. М.: Астрель, 2012. 350 с.

. Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии К. Я. Кожурина. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 2006.640 с.

. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма. 1999.410 с.

. Топоронин Б.Н. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. М.: Юристъ, 2001.504 с.

. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права : учеб. для высших учеб. заведений / Под. ред.проф. В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, Омега - Л, 2006. 382 с.

. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях.М.: Проспект. Т. 2011.390 с.

Похожие работы на - Типология государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!