Смертная казнь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Смертная казнь

Введение

Смертная казнь является одним из наиболее древних видов наказания. Феномен такого вида наказания возник в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». В современном цивилизованном обществе смертная казнь во многих юрисдикциях является незаконной, а в других - законным уголовным наказанием за чрезвычайно тяжкие преступления. Тенденция к сокращению применения и полной отмене смертной казни наметилась после Второй мировой войны. Свою роль в этом сыграли нормы ст. 3 и 5 Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которые устанавливают, что каждый человек имеет право на жизнь, и никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению и наказанию. С 1978 по 2007 год 89 стран отменили смертную казнь за все преступления, 10 стран сохранили ее только для отдельных особо тяжких преступлений, 30 стран отменили смертную казнь на практике.

Большинство Стран Юго-Восточной Азии сохраняют этот вид наказания. Однако, согласно данным организации «Международная Амнистия», наибольшее количество смертных казней имеет место быть именно в Китае. Так, в последние десять лет 76% всех зафиксированных в мире казней выпало именно на его долю, и 70% всех смертных приговоров. Таким образом, в то время как во всем мире набирает обороты аболиционистское движение, в Китае такая тенденция не намечается. Несмотря на то, что Китай подписал международный пакт о гражданских и политических правах, он до сих пор не ратифицировал его, не обращая внимания на постоянные призывы ООН, США и Совета Европы.

Я, исходя из тезиса Жан Жака Руссо в его политическом трактате «Об общественном договоре», согласно которому «частые казни - всегда есть признак слабости или бездеятельности правительства», решила рассмотреть проблему смертной казни в Китае более детально. А именно моей целью является рассмотреть эту тему не с моральной точки зрения, не с философской, а с точки зрения политики слабого государства по отношению к своим гражданам.

Тема моего исследования актуальна в силу следующих факторов:

1.Уровень количества смертных казней в Китае имеет беспрецедентный характер;

2.Несмотря на призывы мировой общественности количество смертных приговоров по-прежнему не уменьшается;

Перед собой я ставлю следующие задачи:

.Рассмотреть изменения в Уголовном законодательстве КНР касательно применения смертной казни за последние десятилетия;

2.Выявить, по каким статьям наиболее часто казнят в современном Китае;

.Проследить тенденцию использования высшей меры наказания.

Выбранной мною темой интересовались и интересуются отечественные и зарубежные юристы, криминалисты, философы и психологи. Среди российских исследователей можно выделить В.Е. Квашиса, А.С. Михлина, А.Ф. Костяковского, С.М. Улицкого, Н.Х. Ахметшина и др. Среди зарубежных исследователей наибольший вклад в изучение проблемы смертной казни в Китае сделали К. Филд, Р. Худ, К. Михара и др.

Хронологические рамки моей работы - 1980 - 2011 года.

Новизна данного исследования состоит в том, что я рассмотрю смертную казнь не под философским, моральным, религиозным, правовым и даже не технико-методологическим углом, а с точки зрения сильного политического инструмента воздействия на общество при общей слабости властного аппарата.

Моя работа включает пять глав: введение, основная часть, состоящая из четырёх частей, заключение, список источников и литературы.

1. Уголовный кодекс КНР

Важную роль в обеспечении политики реформ и укрепления правопорядка в КНР играет уголовное законодательство, развитие и обновление которого идет в соответствии с изменениями реалий политической и экономической жизни. Отражением такого реформирования уголовного закона явилось принятие 14 марта 1997 года новой редакции уголовного кодекса КНР, а также принятие постоянным комитетом ВСНП целого ряда поправок и дополнений к новому Уголовному кодексу.

В общей части УК институту смертной казни посвящено четыре статьи (ст. 48-51). Согласно ст. 48, смертная казнь может применяться только к лицам, совершившим тягчайшие преступления и достигшие к моменту совершения преступления 18 лет. Предыдущий Уголовный кодекс предусматривал применение смертной казни также по отношению к несовершеннолетним и женщинам, находящимся к моменту судебного разбирательства в состоянии беременности. Изменения затронули и порядок (способ) приведения смертных приговоров в исполнение. В старом УК указывался расстрел как единственный возможный законный способ приведения наказания в исполнение, однако новое уголовно-процессуальное законодательство КНР добавило к расстрелам введение смертельной инъекции.

Наибольшее число статей, по которым возможно применение высшей меры наказания приходится на главу 3 - преступления против социалистического рыночного экономического порядка (20 статей), далее следует глава 6 - преступления против общественного порядка и порядка управления (13 статей), глава 4 - преступления против прав личности и демократических прав граждан (11 статей), глава 10 - преступления военнослужащих против воинского долга (11 статей), глава против государственной безопасности (9 статей).

Так, например, действующее уголовное законодательство КНР предусматривает возможное применение смертной казни по следующим статьям: государственная измена (ст.102); раскол страны (ст. 103, ч. 1); вооруженный мятеж или беспорядки, а также провоцирование, принуждение, вовлечение, подкуп работников государственных органов к их совершению (ст. 104, ч. 1 и 2); измена и переход на сторону противника (ст. 108); участие в шпионских организациях или указание противнику целей бомбардировки (ст.110); шпионаж (ст. 111); снабжение противника оружием в военное время (ст. 112); причинение особо крупного ущерба государству в особо злостных обстоятельствах (ст. 113, ч. 1); поджег, затопление, взрыв, повлекшие смерть (ст. 115, ч.1); повреждение средств сообщения, повлекшие тяжкие последствия (ст. 119, ч. 1); захват воздушного судна, повлекшее тяжкое телесное повреждение, смерть или повреждение судна (ст. 121); незаконное производство, торговля, перевозка, пересылка, хранение стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а равно незаконная торговля, перевозка ядерного материала при отягчающих обстоятельствах (ст. 125, ч. 1 и 2); кража, грабеж оружия и боеприпасов (ст. 127, ч. 1 и 2); мошенничество в особо крупных размерах (ст. 199) и др.

УК 1997 года сохранил принципиально важную норму ранее действующего законодательства, согласно которой возможна отсрочка исполнения смертной казни сроком на два года, если суд придет к выводу, что нет необходимости немедленно приводить приговор в исполнение. Такая система существует с 1949 года. В период отсрочки исполнение смертного при говора осужденные заняты обязательным трудом, если их поведение в этот период свидетельствует о раскаянии, приговор, согласно ст. 46 УК 1976 года, заменяется лишением свободы на определенный срок.

Ст. 50 УК КНР 1997 года более четко, чем прежде, определяет порядок и основания исполнения приговора после истечения двухлетней отсрочки. Все судебные приговоры подлежат утверждению Верховным народным судом КНР, кроме тех, которые вынес он сам. Обвиняемый имеет право на одну апелляцию, если же он на нее не подает, то закон предусматривает обязательную проверку вышестоящим судом.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что принятые поправки к уголовному законодательству носят больше технический характер и относятся к процессуальной его части. Что же касается спектра применения высшей меры наказания, то он остался по-прежнему очень широким. Таким образом, принятые поправки не имеют реальной силы по снижению уровня смертной казни в стране.

. Кампании борьбы с преступностью и смертная казнь

Идеология и пропаганда воспитательной политики в КНР - весьма существенные факторы воздействия на преступность. Мощнейший аппарат пропаганды позволяет привлекать решению общенациональных проблем широкие массы людей. За последние два десятилетия можно выявить несколько волн по борьбе с преступностью, которые со всей своей мощью и широкомасштабностью разворачиваются на территории республики. Они отличаются своей направленностью, характером и размерами.

Эти кампании являются одной из причины спорадического характера смертных приговоров.

Так, например, одна из крупных кампаний развернулась в начале 90-х годов 20-ого столетия, когда стали особо ощутимы тревожные тенденции в развитии криминальной ситуации.

С 1983 года, когда в КНР было введено законодательство, значительно упрощавшее и ускоряющее процесс расследования и судебного разбирательства по делам о преступлениях, число наказуемых смертной казнью резко выросло. За первые три года действия этих процедур, по данным «Международной Амнистии» было зафиксировано 10 тысяч казней. В 1987-1989 гг. число казней заметно снизилось (по данным на 1987 год подтвердилось 132 казни). Однако тенденция на снижение длилась не долго, уже в середине 90 годов уровень казней заметно возрос. Этот период является наиболее мрачным в истории правосудия КНР. Кампания, которая развернулась в мае 1996 года, получила название «жесткий удар» («strike hard»). Она замышлялась в первую очередь против резко возросших в стране масштабов и распространенности насильственных преступлений, а так же против набравшей силу организованной преступности. Однако в ее сети попало множество людей, виновных в ненасильственных преступлениях, которые заслуживают более мягкого наказания. Кампания сопровождалась массовыми и публичными казнями, которые устраивались как одни из мероприятий по случаю праздников; апелляции осужденных удовлетворялись крайне редко и такие приговоры быстро приводили в исполнение.

В течение последующих пяти лет до конца 2001 года масштабы применения смертной казни, судя по опубликованным данным, стали заметно снижаться. В 1998 году доля смертных приговоров в КНР в общем числе зафиксированных «Международной Амнистией» смертных приговоров во всем мире оказалась минимальной за 1996-2000 годы и составила 42,2 %. По тем же данным число казней в период 1996-2000 снизилось в 4 раза. Однако, даже по самым минимальным оценкам, за 90-е годы было казнено свыше 18 тысяч человек. При всей при этой ясности цифр нельзя не сказать, что правительство Китая не афиширует реальные данные о смертных казнях, которые могут быть в 3-4 раза выше тех, что зафиксированы, а это является прямым нарушением законодательства, где ч.2 ст. 212 УПК КНР гарантируется обязательность оглашения данных о смертных казнях.

Если представить, что данные, которые публикует «Международная Амнистия» правдивы, то тенденции и перспективы применения смертной казни следует связывать не с растущим восприятием аболиционистских идей, а с куда более прагматичными и прежде всего политическими соображениями, которые диктуются не столько изменениями в криминальной ситуации, сколько развитием в экономики страны, ее ролью и местом в мире в период глобальных экономических и политических изменений. Это положение доказывается и многими другими факторами. Так, например, отечественные и зарубежные психологи давно доказали, что для обыденного сознания отдаленная во времени потенциальная угроза смертной казни не является смыслообразующей и лишена реальной побудительной силы, что психологические механизмы устроены так, чтобы не пропускать в сознание неблагоприятную информацию, и тем они нейтрализуют страх перед наказанием. Что же касается до уровня преступности, то уничтожение во всех европейских кодексах смертной казни, отмена ее за большую часть преступлений, редкость применения смертного приговора - все эти важные перемены отнюдь не сопровождались ни увеличением тяжких преступлений, ни уменьшением общественной и частной безопасности. Так, несмотря на резкое усиление репрессий, преступность в стране выросла по сравнению с показателями 1999 года на 50%. Вместе с тем, в публикуемых показателях за этот период прослеживается явное снижение применения смертной казни, что, однако, противоречит логике кампании «жесткого удара» и потому свидетельствует о более эффективных усилиях властей по сокрытию реальной информации.

Эксперты в начале 21 века отметили, что в Китае уголовная политика становится менее противоречивой и более последовательной. Было даже высказано предположение, что «формируется новая юридическая культура, аккумулирующая наследие мировой юридической мысли», а доктрина уголовной политики отходит от шараханий между «замшевой перчаткой» и «железной рукой». Однако динамика смертных приговоров показывает, что эти оценки зарубежных экспертов оказались преувеличенными и преждевременными.

С начала 2001 года были введены дополнительные правила для контроля над доступом в интернет; смертная казнь могла быть назначена тем, кто приносит особо опасный вред путем предоставления государственной тайны иностранным организациям и лицам посредством интернета. В январе 2002 года министр информационной промышленности объявил о новых правилах, по которым компании предоставляющие интернет-услуги должны более тщательно следить за использованием сети их клиентами. В ноябре того же года вступили в силу новые правила министерства культуры, которые еще больше ограничивали доступ в интернет.

3. География смертной казни

При рассмотрении практики применения смертной казни я хочу выделить ее территориальный аспект. Некоторые регионы Китайской Народной Республики являются настоящими болевыми точками, центрами нестабильности. К таким территориям в Китае можно отнести Тибет и Синьцзян-Уйгурский Автономный округ. Борьбе с сепаратизмом китайские лидеры уделяют повышенное внимание, неизменно исходя из принципа сохранения единого многонационального государства.

Действующие из-за рубежа националистически настроенные структуры при скрытой или явной эмоциональной поддержке отдельных официальных лиц неправительственных организаций запада оказывают определенное дестабилизирующее действие на эти регионы.

На 1-ой сессии Собрания народных представителей СУАР 9-ого созыва и на 1-ой сессии Народного политического консультативного совета СУАР 8-ого созыва было решено наряду с экономической реформой и усовершенствованием правовой системы в автономном районе еще более усилить борьбу с «этническим сепаратизмом и нелегальной религиозной деятельностью». В этой связи на этих территориях было развернуто 240 новых полицейских участков, что позволило властям иметь подразделения полиции в каждой волости и тем самым контролировать обстановку почти в каждом населенном пункте и деревне.

Сотни Синьцзян-Уйгурский сепаратистов прошли специальные подготовки в тренировочных лагерях талибов и в организации Усамы бен Ладена Аль-Каиде в Афганистане. То есть, регион испытывает настоящую поддержку извне. Китайские власти постоянно следят за этим регионом и проводят антитеррористические операции. Китай свою борьбу с сепаратистами и экстремистами позиционирует как часть международной компании по борьбе с терроризмом. Так, по информации ИТАР-ТАСС от 3 марта 1999 года, в СУАР были казнены 10 человек, которые являлись членами запрещенных группировок. Они были приговорены к смертной казни за раскольническую деятельность, организацию массовых беспорядков и погромов, совершение убийств, террористических актов и иных особо тяжких преступлений, направленных против территориальной целостности государства. Годом позже, 12 июня 2000 года, газета «Синьцзян Жибао» сообщила о расстреле 6 уйгурских сепаратистов.

В 2001-2002 году прошла еще одна, крупномасштабная антитеррористическая операция. Американские синологи Эндрю Дж. Нэтэн и Брюс Джилли в книге «Новые правители Китая. Секретные файлы», изданной в Лондоне с ссылкой на китайские источники, приводят данные, согласно которым после известных событий 11 сентября в Синьцзяне было арестовано 130 террористов, обученных в Китае.

Таким образом, правительство Китая достаточно жесткими методами искореняет любое инакомыслие в стране: будь то религиозная организация, сепаратистки настроенные группы и т.д.

. Смертная казнь и бизнес

С начала 1980х годов в КНР появилась все большая практика торговли человеческими органами, взятыми у казненных осужденных в целях последующей трансплантации. Западные СМИ приводят ужасающие подробности этой практики, возведенной в ранг все более хорошо организованного, секретного и высокодоходного бизнеса. Международные правоохранительные организации собрали множество свидетельств, говорящих о том, что за последние 30 лет в КНР создана целая индустрия торговли человеческими органами смертников. Так, например, еще 20 лет назад китайские медики часто терпели неудачи в попытках перенять созданные на западе технологии пересадки сердца и других органов. Приговоренных к смертной казни специально подолгу держали в камерах смертников, хорошо кормили, следили за их здоровьем, а вместе с тем подыскивали покупателей на их органы. Однако такие операции требовали высокой квалификации медперсонала. В начале 90х годов получив поддержку от общенациональной программы подготовки хирургов, более 100 китайских больниц предлагали услуги трансплантации органов богатым пациентам со всего мира; в тот же год проводилось более 3 тысяч операций, а казни давали 90% всех имплантов.

Одним из следствий развития трансплантологии стало изменение способа смертной казни. Традиционно казнили выстрелом в затылок стоящему на коленях виновному, а после родственники производили оплату пули и обслуживания. Однако когда выяснилось, что при выстреле в затылок разрушается роговица глаза, у этого метода нашлась масса противников - «гуманистов», поддерживающих метод смертельной инъекции. Как рассказывал бывший служащий шанхайской тюрьмы, прежние правила проведения казни так же нарушались: «Если нужно было сохранить глаза, осужденного убивали выстрелом в сердце. Если же нужно сохранить сердце - в голову».

В 1998 году по прибытии в США в ловушку ФБР угодили двое граждан Китая, один из которых - бывший сотрудник прокуратуры. Они изъявляли готовность поставлять для трансплантации практически любые человеческие органы. За отдельную плату они гарантировали даже выбор донора. В ответ на разоблачение в прессе, официальный представитель Китая эту информацию опроверг, заявив, что торговля человеческими органами в КНР преследуется по закону. Правда тот же представитель признал, что отдельные детали из тел казненных разрешается использовать медицинскими учреждениями при наличии на то согласия самих жертв или их ближайших родственников.

В 2005 году в британской печати сообщалось, что одна из китайских косметических компаний используя кожу казненных смертников, изготовила уникальные косметические препараты для продажи за рубежом.

Эта аморальная сторона смертной казни является лишь подтверждением уже высказанного тезиса, что высшая мера наказания в Китае носит субъективный характер: цели казней и их масштаб не соответствует реальному положению дел в криминальной ситуации.

Заключение

В своей работе я провела комплексный анализ различных аспектов смертной казни. Во-первых, я рассмотрела Уголовный кодекс КНР, из анализа которого можно сделать несколько выводов: загон наиболее жесток по отношению к сепаратистам, разжигателям внутренних конфликтов, государственным изменникам. Это очень интересный по моему мнению факт. Государство более заботится о своем территориальном единстве и полном внутреннем идеологическом единстве, а не о демократических правах и свободах, которые в полной своей мере гарантируются Конституцией Китая, не столь интересуют властей Китая. Другой интересный вывод касается изменения уголовного законодательства. В 1978 году был принят новый Уголовный кодекс, который не сократил количество статей, по которым преступник должен караться смертной, а даже увеличил (опять же, была увеличена часть, касающаяся сепаратистов и террористов). Кроме того, изменения, которые касались процессуального аспекта, должны были сделать процесс вынесения смертного приговора более четким и постепенным. Однако немного после было принято рад поправок, которые в принципе нигилировали эти новые положения, и позволили казнить людей во время очередной кампании в достаточно короткое время в обход досконального судебного разбирательства.

Во-вторых, смертная казнь является неотделимым атрибутом государственной власти. Публичные казни перед праздниками, сотни расстрелянных ежегодно являются своеобразным символом монополии государственной власти на смерть и жизнь поданных. Политические соображения китайских властей даже при самых острых коллизиях с общественным мнением всегда приоритетны, посему, они чаще всего не соответствуют ни криминогенной ситуации, ни научным доктринам, ни общественным умонастроениям.

В-третьих, смертная казнь в Китае является отличным подспорьем для развития бизнеса, а именно транспланталогического бизнеса. Органы смертников, без согласия их самих и их родственников вовсю используются для последующего применения в медицинских целях. К тому же, потребности в органах повлияли и на процедуру проведения казни: расстрел неминуемо ведет к «порче» определенного органа, что является очень сильным недостатком, а нововведённая мера смертельной инъекции убивает преступника без причинения каких-либо «издержек». Этот вопиющий цинизм не терпит никакого оправдания. Однако, как мы рассмотрели выше, китайские власти официально не признают торговлю органами вовсе.

Третий аспект смертной казни меня заинтересовал более всего - борьба в Синьцзян-уйгурском автономном районе с террористами. Созданная обширная сеть в этом регионе полицейских пунктов, неизменный контроль над любой печатью официально имеет цель борьбы с терроризмом как частью международной борьбы. Однако, в ходе моего исследования можно сделать весьма интересные выводы: борьба идет не столько с терроризмом, сколько с сепаратизмом, не с нарушителями общественного порядка в особо злостных масштабах, а с инакомыслящим этническим меньшинством. Этот факт является неоспоримым доказательством, что физическое уничтожение «не согласных» является единственным действенным и возможным способом для властей. Отсюда же и вывод, что издержки реформ решаются весьма кровавыми и жесткими методами.

В своем исследовании я смогла выполнить поставленные перед собой задачи и достигнула своей цели. В каждой главе я шаг за шагом доказала, поставленный еще во введении взятый у Жан-Жака Руссо тезис: «Частые казни - всегда есть признак слабости и бездеятельности правительства».

смертный казнь китай законодательство

Список источников и литературы

Источники

.Уголовный кодекс Китайской Народной Республики // Сщвременное законодательство КНР / Под ред. А. И. Коробеева. Пер с кит. яз., М. - 2001.

Литература

.Ахметшин Н. Х. Основные положения Общей части УК КНР / Н. Х. Ахметшин. - М. : Муравей, 2000. - 156 с.

.Ахметшин Н. Х. Смертная казнь в современном Китае: правовое регулирование и практика применения / Н. Х. Ахметшин. - М. : Юрид. фирма «Частное право» , 2004. - 211 с.

.Гук С. Человеческие «запчасти» на экспорт / С. Гук. - М .: Известия, 1996. - 175 с.

.Гулиев В.Е. Отмена смертной казни - преступное непротивление злу насилием / В.Е. Гулиев // Юридический мир. - 2002. - №1. - 56 с.

.Иванов А.М. Преступление и наказание в странах Юго-Восточной Азии (Общая часть) / А.М. Иванов, А.Г. Корчагин // Правоведение. - 2000. - №2. - С. 24-28.

.Казаков Д.В. Право на смертную казнь: сборник статей / Гл. ред. Казаков Д. В. - М. : Частное право, 2004. - 221 с.

.Карпец И.И. Польза или зло // Смертная казнь: за и против / И.И. Карпец. - М. : Юрид. лит., 1989. - 366.

.Квашис В.Е. Смертная казнь и общественное мнение // Госудасрво и право. - 1997. - №4. - 98 с.

.Квашис В. Е. Смертная казнь: мифы и реалии // Журнал российского права. - 1998. - №12. - 63 с.

.Квашис В.Е. Смертная казнь: глобальные тенденции и перспективы // Уголовное право. - 2000. - №5. - 57 с.

.Квашис В.Е. Смертная казнь. Мировые тенденции, проблемы и перспективы / В.Е. Квашис. - М. : ЮРАЙТ, 2008. - 800 с.

.Квашис В.Е. Преступность как глобальная угроза. XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Юридический мир. - 2005. - № 10. - 107 с.

.Кестлер А. Размышления о смертной казни / А. Кестлер. - М. : Праксис, 2003. - 269.

.Кизилов А.Ю. Смертная казнь: апология. Уголовно-правовой очерк / А. Ю. Кизилов. - М. : Юрист, 2003. - 49 с.

.Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни / А.Ф. Кистяковский. - Тула : Автограф, 2000. - 269 с.

.Коган-Ясный В.В. На пути к отмене смертной казни / В.В. Коган-Ясный. - М. : Галлея-Принт, 2006. - 58 с.

.Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека / Под ред. С. Г. Келиной. - М. : Прогресс , 1989. - 424 с.

.Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая / К.А. Кокарев. - М. : Ин-т Дальн. Востока РАН, 2004. - 320 с.

.Клейменов М.П. Прогнозирование и приоритеты уголовной политики // Проблемы уголовной политики: советский и зарубежный опыт / М.П. Клейменов. - Красноярск : Изд-во красноярского ун-та, 1989. - 138 с.

.Кудрявцева И.А. Противна природе человека // Смертная казнь: за и против / И.А. Кудрявцева. - М. - 1989. - 562 с.

.Лепешкина О.И. Смертная казнь как уголовно-правовой институт: Дис. … канд. юрид. наук. СПб, 2003.

.Лепешкина И.О. Смертная казнь: опыт комплексного исследования / О.И. Лепешкина. - 2-изд., перераб. и доп. - СПб. : Алетейя, 2010. - 224 с.

.Ли Д.А. Преступность в структуре общества / Д.А. Ли. - М. : АПР, 2000. - 214 с.

.Михлин А.С. Смертная казнь: Вчера. Сегодня. Завтра / А.С. Михлин. - М. : Дело, 2000. - 174 с.

.Петрухин И.Л. Еще раз о смертной казни // Юридический мир. - 2002. - №4.

.Печурин И.В. Генеалогия смертной казни / И.В. Печурин. - Новосибирск : Аль-фа-Порте, 2010. - 211 с.

.Смертная казнь в современном мире // Журнал российского права, 1997. - №6

.Яблоков Н.П. Борьба с мафией в Китае / Н. П. Яблоков. - М. : Норма, 2006. - 191 с.

32.Sarat A. Capital punishment / A. Sarat. - Princeton : Princeton university press , 2005. - 352 p.

.Hood R. The death penalty / R. Hood. - Oxford : Oxford university press, 2002. - 316 p.

Похожие работы на - Смертная казнь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!