Дуэль как способ защиты достоинства и чести человека XIX века (на материале литературных произведений)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дуэль как способ защиты достоинства и чести человека XIX века (на материале литературных произведений)















Дуэль как способ защиты достоинства и чести человека 19 века (на материале литературных произведений)

Содержание

Введение

Часть 1. Понятие чести в 19 веке

.1 Что такое честь

.2 Способы защиты чести

Часть 2. Что такое дуэль

.1 Лексическое значение и происхождение слова «дуэль»

.2 Правила и этикет русской дуэли

.3 Участники дуэли

.4 Дуэльный кодекс

.5 Повод к дуэли

.6 Особенности русской дуэли

.7 Законодательные запреты на дуэли

Часть 3. Писатели-дуэлянты

.1 А.С. Пушкин

.2 М.Ю. Лермонтов

.3 А.С. Грибоедов

Часть 4. Литературные дуэли

.1 Онегин и Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

.2 Сильвио и Граф (А.С.Пушкин повесть «Выстрел»)

.3 Печорин и Грушницкий (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

.4 Базаров и Павел Петрович (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

.5 Пьер Безухов и офицер Долохов ( Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Заключение

Использованная литература

Приложение

дуэль литературный честь безухов

Введение

История русской дуэли 19 века - это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести, совести и долга в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание того, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.

Трудно представить себе быт и нравы России двух предреволюционных столетий без такого явления, как дуэль. «Законный» способ убийства, по замыслу ее изобретателей, в XIX веке должен был способствовать улучшению нравов в обществе. Об этом еще много веков будут спорить моралисты, юристы, пушкинисты и лермонтоведы. Актуальность нашего проекта заключается в сущности и неоднозначности дуэли в произведениях русских писателей, а также в неосведомленности современного поколения о данном явлении. Для того чтобы понять возможность такого подхода, необходимо проанализировать различные произведения, освещающие тему дуэли. Целью нашего проекта является: собрать информацию об истории возникновения русской дуэли и её отражение в литературе 19 века. Отсюда вытекает ряд задач:

) Используя различные словари, познакомиться со значением слова «дуэль»;

) Изучить правила и порядок проведения русской дуэли;

) Познакомиться с писателями, участвовавшими в дуэлях;

) На литературном материале проследить роль дуэлей как способа защиты достоинства и чести человека.

Предполагаемым продуктом проекта является проведение опроса среди учащихся 10 классов, викторины и дебатов на тему «Дуэль. Мое отношение к ней.»

Часть 1. Понятие чести в 19 веке

.1 Что такое честь

Честь:

. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

. Целомудрие, непорочность.

. Почёт, уважение.

(По словарю Ожегова).

Честь- совокупность высших морально-этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. (Малый Академический словарь).

.2 Понятие чести и способы её защиты в 19 веке

Честь - это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Чтобы отстоять свою честь в 19 веке люди подвергали свою жизнь смертельной опасности, вызывая друг друга на дуэли. Дуэль представляла собой определенную процедуру по восстановлению чести и достоинства.

Часть 2. Что такое дуэль

Во все времена отношение к такой защите своих прав было противоречиво. Чтобы понять возможность такого подхода, необходимо изучить порядок проведения, правила и этикет дуэли.

.1 Лексическое значение и происхождение слова «дуэль»

Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum - «поединок», «борьба двух») - строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми. Цель дуэли- удовлетворить желание одного из дуэлянтов , ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

.2 Правила и этикет русской дуэли

История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:

цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);

средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);

наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи - позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал - его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач выяснял характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

2.3 Участники дуэли

В дуэли могли принимать участие сами дуэлянты, то есть оскорбитель и оскорблённый, секунданты, врач. Друзья и близкие дуэлянтов также могли присутствовать, хотя не считалось хорошим тоном превращать дуэль в спектакль, собирая на ней зрителей.

Дуэли с родственниками и заинтересованными лицами.

В позднейших дуэльных кодексах содержался прямой запрет вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником.

Замена для лиц, не способных к дуэли

Непосредственными участниками дуэли не могли быть женщины, лица недееспособные, имеющие болезнь или увечье, ставящее их в явно неравное положение с противником, пожилые (обыкновенно, с 60-летнего возраста, хотя при желании и более пожилой мужчина, сохранивший физическое здоровье, мог драться на дуэли сам) или слишком молодые (несовершеннолетние). Если в реальности оскорбление наносило или оскорблённым становилось такое лицо, на дуэли его должен был заменить кто-то из его «естественных покровителей»; считалось, что такой заменяющий принимает на себя тяжесть нанесённого оскорбления и перенимает все полагающиеся заменяемому им лицу права и обязанности участника дуэли. Заменять пожилого, несовершеннолетнего, больного или увечного мужчину должен был кто-то из его ближайших кровных родственников (до дяди и племянника включительно).

Заменять женщину должен был либо мужчина из числа ближайших кровных родственников, либо муж, либо спутник либо любой мужчина, присутствовавший при оскорблении или позже узнавший о нём и считающий для себя необходимым вступиться за данную женщину. При этом необходимым условием, при котором признавалось право женщины на такое заступничество, являлось её безукоризненное, с точки зрения принятых в обществе нравственных норм, поведение. Женщина, известная излишне свободным поведением, права на защиту от оскорбления лишалась.

В том случае, если причиной дуэли становилась супружеская неверность жены, оскорбителем считался любовник жены, его и надлежало вызвать. В случае неверности мужа за честь жены мог вступиться любой из её ближайших родственников либо любой мужчина, считающий это для себя необходимым.

Во всех случаях, когда за оскорблённого, не способного самостоятельно принимать участие в дуэли, изъявляли желание заступиться несколько человек, являющихся его (или её) «естественными покровителями», право на вызов имел только один из них. Для мужчины это обычно был ближайший кровный родственник, для женщины преимущество имел её муж или спутник. Вызовы всех прочих автоматически отклонялись.

Секунданты.

Дуэльные кодексы рекомендовали выбирать секундантов из числа равных по положению людей, не являющихся заинтересованными в исходе дела и ничем не запятнавших свою честь. В соответствии с этими рекомендациями, секундантом нельзя было выбирать близкого родственника, своего или противника, а также одного из тех, кого непосредственно затрагивало нанесённое оскорбление. Дуэлянт должен был во всех подробностях изложить приглашённым секундантам все обстоятельства дела, причём приглашённый, считающий, что обстоятельства не являются достаточно основательными для поединка, имел право отказаться от роли секунданта, ничем не повредив своей чести. Секундантам давались инструкции относительно переговоров о дуэли, и они обязаны были действовать в пределах данных им полномочий. Здесь дуэлянт имел полное право разрешить секундантам действовать либо полностью по своему разумению, либо в пределах определённых границ, либо чётко держаться определённых требований. В последнем случае секунданты превращались в курьеров, передающих требования доверителя и не имеющих право отступать от них.

В своих переговорах секунданты обсуждали возможность примирения , организацию дуэли, технические детали, вид дуэли (до первой крови, до серьёзного ранения, до смерти одного из участников), барьерное расстояние, очерёдность стрельбы. Основной задачей секундантов на этом этапе считалось договориться о таком порядке дуэли, при котором ни одна из сторон не имела бы явного преимущества.

В том случае, если секундантам не удавалось договориться об условиях дуэли между собой, они могли совместно пригласить уважаемого человека выполнить функцию третейского судьи, и в таком случае решение этого приглашённого принималось обеими сторонами без возражений. Для дуэли из числа секундантов избирался распорядитель, которому принадлежала основная роль на месте дуэли. Обычно на дуэль приглашался также врач, для удостоверения тяжести ранений, констатации смерти и оказания безотлагательной помощи раненым.

.4 Дуэльный кодекс

Дуэльный кодекс - неформальный свод правил проведения дуэли.

В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы, в частности:

Дуэль может и должна происходить только между равными.

Основной принцип и назначение дуэли - решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи, не прибегая к посторонней помощи.

Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.

Оскорбление может быть нанесено только равному.

Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.

Поэтому дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.

При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.

Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.

Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.

В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912.

Лишь по мере того, как дворянство начинает приходить в упадок, возникают попытки кодифицировать дуэльные нормы (известен опубликованный в дореволюционной России дуэльный кодекс В. Дурасова, выдержка из которого приведена выше), хотя и в этом случае ни один из опубликованных дуэльных кодексов не носил обязательной силы, а был лишь «рекомендацией».

2.5 Повод к дуэли

Вызов на дуэль обычно следовал в том случае, если одно лицо (оскорблённый) считало, что действия или высказывания другого лица (обидчика) наносят ущерб его чести. Само понятие чести при этом могло трактоваться очень широко и варьироваться в зависимости от социальной общности, к которой принадлежат оскорблённый и обидчик, а также от географических и исторических обстоятельств. Обычно честь понималась как врождённое личное достоинство, требующее соблюдать в отношении лица определённые правила поведения, демонстрирующие уважение к его происхождению и социальному статусу. Ущербом чести считалось всякое отклонение от таковых правил, унижающее лицо в его собственных глазах и глазах общественного мнения. Также могла защищаться посредством дуэли семейная или клановая честь, а в определённых обстоятельствах - и честь посторонних людей, в силу принятых обычаев, оказавшихся под покровительством оскорблённого.

Никакой материальный ущерб не мог стать, сам по себе, поводом для дуэли, подобного рода претензии решались в судебном порядке. Подача официальной жалобы на обидчика властям, начальству или в суд навсегда лишала оскорблённого права вызова обидчика на дуэль из-за этого оскорбления.

Практически поводом к дуэлям в течение веков становились самые различные обстоятельства. Бывали дуэли по крайне серьёзным поводам, таким как месть за убитого родственника или друга, но случалось, что к дуэли приводила неосторожная шутка, принятая кем-то на свой счёт, или неловкий жест. Поскольку во всех случаях факт оскорбления определял сам оскорблённый, никакого эталона оскорбительного или не оскорбительного поведения не существовало. При этом, даже получив вызов по крайне сомнительному поводу, обидчик чаще всего был вынужден принять его, дабы не выглядеть трусом в глазах общества.

Повсеместно считалось, что нанести урон чести человека может только равный ему по положению. Оскорбление, нанесённое низшим по рангу или социальному положению, например, разночинцем - дворянину, являлось нарушением права, но не задевало чести дворянина, поэтому не могло стать поводом к дуэли - вызов от высшего к низшему был исключён, нарушенное право следовало восстанавливать в судебном порядке. Вызов от низшего по рангу к высшему, при определённых обстоятельствах, допускался, так, иногда младший офицер мог вызвать на дуэль оскорбившего его начальника, однако неравное положение вызывающего позволяло вызываемому при желании отклонить такой вызов, не опасаясь за свою репутацию.

Позднейшие дуэльные кодексы классифицировали поводы к дуэли следующим образом:

Обычное, или лёгкое оскорбление (оскорбление первой степени).

Оскорбление словом, направленное, главным образом, против самолюбия оскорблённого и не затрагивающее доброго имени и репутации. Например, таковыми являются оскорбительные или язвительные выражения, затрагивающие малозначительные черты личности, внешний вид, манеру одеваться, незнакомство с каким-либо предметом.

Оскорблённый получал право на выбор оружия, а условия дуэли определялись соглашением, выработанным секундантами.

Тяжкое оскорбление (оскорбление второй степени).

Оскорбление словом или неприличным жестом, затрагивающее честь и репутацию оскорблённого, в том числе обвинение в бесчестных действиях и обвинение во лжи, либо соединённое с нецензурной бранью. «Духовная неверность» супруги также считалась оскорблением второй степени.

Оскорблённый мог выбирать род оружия и вид дуэли (до первой крови, до ранения, до результата).

Оскорбление действием (оскорбление третьей степени).

Реальное агрессивное действие, направленное на оскорблённого. Удар, пощёчина, оскорбительное прикосновение, бросок предмета в оскорбляемого, а также попытка любого подобного действия, если она в данных конкретных условиях могла быть доведена до результата, но не достигла цели по не зависящим от оскорбителя обстоятельствам. К оскорблению действием приравнивалась также телесная неверность супруги.

В случае оскорбления действием оскорблённый имел право на выбор оружия, рода дуэли, барьерной дистанции (если речь шла о дуэли на пистолетах) либо выбора между подвижной и неподвижной дуэлью (при дуэли на шпагах, саблях или рапирах), а также на пользование собственным оружием (в этом случае противник также мог пользоваться собственным оружием).

Иногда между тяжким оскорблением и оскорблением действием разница была чисто формальной. В то же время словесное объявление о нанесении оскорбления действием, считалось оскорблением третьей степени. (Например, заявление: «Я плюю на Вас!»)

Тяжесть оскорбления 2-3 степени, нанесённого женщиной, понижалась до 1 ступени. Тяжесть оскорбления 2-3 ступени, нанесённого недееспособным лицом, понижалась на одну ступень. Тяжесть оскорбления, нанесённого женщине, покойным родственникам или чести рода, повышалась на одну ступень.

.6 Особенности русской дуэли

Западные авторы, описывая «русскую дуэль» XIX века, отмечают её крайнюю жестокость, по сравнению с дуэлью европейской, называют дуэль в России «узаконенным убийством».

Как отмечалось выше, европейские представления о дуэли к первой половине XIX века существенно смягчились, считалось вполне достаточным для восстановления чести просто принудить обидчика к реальному риску для жизни, даже если риск этот был не особенно велик. Поэтому типичная европейская пистолетная дуэль в это время проводилась из неподвижного положения, на 25-35 шагах или даже дальше, стреляли по очереди, определяемой жребием. В таких условиях тяжкий исход был вероятен, но отнюдь не обязателен, большинство дуэлей заканчивались бескровно.

Русские бретёры, вроде Толстого-Американца, называли такие дуэли «опереточными» и откровенно смеялись над ними. В России типичной барьерной дистанцией были 15-20 шагов (примерно 7-10 метров) или меньше, на такой дистанции хороший стрелок даже из неизвестного оружия промахивался редко.

При подвижной дуэли в России почти всегда применяли нехарактерное для Западной Европы правило: дуэлянт, стреляющий вторым, имел право потребовать, чтобы противник подошёл к барьеру ( Именно от того правила происходит известное выражение : «К барьеру!»).

При дуэлях «пистолет ко лбу», «дуло в дуло» или «через платок», практически, избежать смерти одного или обоих дуэлянтов было нереально. Если в Европе обоюдный промах обычно завершал дуэль, и честь участников считалась на том восстановленной, то в России нередко принимались условия боя «до решительного результата», то есть до смерти одного из противников или до момента, когда один из них не потеряет сознание. Если оба соперника выстрелили и никто не был убит или ранен, оружие перезаряжалось, и дуэль продолжалась. Обидчик имел право стрелять в воздух (в сторону), если не желал подвергать противника опасности, но если он так поступал, то оскорблённый был вынужден стрелять на поражение. При обоюдном намеренном промахе дуэль считалась недействительной, поскольку ни один из участников не подвергся опасности.

2.7 Законодательные запреты на дуэли

Поскольку отсутствовало явление, не было и юридических санкций, запрещающих его - впервые закон, запрещающий дуэль, в русском праве появился лишь во времена Петра: 139-й воинский артикул, принятый в 1715 году императором Петром I, строго воспрещал дуэли между офицерами, причём казни через повешение подлежал также и погибший на дуэли: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить». Суровое наказание за дуэль было буквально списано с европейских законов, при этом не зафиксировано ни одного случая применения этих санкций на практике.

Лишь в царствование Екатерины II практика поединков стала получать распространение среди дворянской молодёжи, усваивавшей у иноземных учителей понятия о «дворянской чести» в том виде, как её понимали в Западной Европе, и саму дуэльную традицию. Это побудило императрицу издать в 1787 году «Манифест о поединках», который называл дуэли «чужестранным насаждением» и назначал наказание за организацию дуэли и участие в ней. Участникам (включая секундантов) дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве наказания денежный штраф, а обидчику - пожизненная ссылка в Сибирь; за причинение вреда здоровью и жизни наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Но и эти санкции остались на бумаге, дела дуэлянтов крайне редко доходили до суда, да и в этих случаях многие получали прощение или более мягкое наказание.

В конце XVIII - первой половине XIX века, когда в Европе «дуэльная лихорадка» уже практически прекратилась, в России число дуэлей, напротив, возрастало, несмотря на жестокое официальное наказание. При этом, как и в Западной Европе, отношение к дуэлям развивалось парадоксальным образом: число дуэлей постоянно росло, а официальное законодательство и реальная правоприменительная практика делали дуэли всё менее криминальными. К концу XIX века дошло до того, что дуэли между офицерами были признаны не только законными, но и, в некоторых случаях, обязательными, то есть фактически была официально возрождена практика «судебных поединков».

В настоящее время в большинстве государств мира дуэль на реальном смертоносном оружии является незаконной. При этом в некоторых законодательствах сохранились прямые запреты на дуэли. В других (как, например, в законодательстве России) дуэль не упоминается и прямо не запрещена, но участие в ней попадает под действие уголовного закона и рассматривается, в зависимости от реальных обстоятельств и роли конкретного человека в дуэли, как убийство или нанесение телесных повреждений, покушение на убийство, подстрекательство или пособничество при совершении вышеуказанных преступлений.

Тем не менее, отдельные прецеденты дуэлей случаются до сих пор. Кроме того, иногда демонстративные вызовы на дуэль звучат публично, как правило, от политических деятелей в адрес их оппонентов. До практической реализации такие «вызовы» не доходят, и их следует рассматривать, скорее, как пропагандистские риторические приёмы, чем как реальные попытки следовать дуэльным традициям. Как утверждает «Нескучная Книга» Марка Фалкирка, в Парагвае дуэли официально разрешены, но только если оба дуэлянта являются зарегистрированными донорами.

Часть 3 Писатели-дуэлянты

Многие писатели для того, чтобы отстоять собственную честь и доброе имя принимали участие в дуэлях.

.1 А.С.Пушкин

Удалось установить, что в жизни А. С. Пушкина было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей.

Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым. Хорошо зная дуэльный кодекс, он, видимо, следовал высказанному им устами Моцарта принципу "Гений и злодейство - две вещи несовместные"

Дуэли - это странная черта в Пушкине. Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у прежней полиции такие особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта. Можно, конечно, объяснить это бунтом его вольной натуры, обиженной на безысходную незадачливость судьбы. Но гадание по живой судьбе всегда вещь неблагодарная - лучше тут восстановить обстоятельства этой судьбы, и они, как это всегда бывает, скажут сами за себя. История дуэлей Пушкина - тоже история его жизни. В них предстает весь его характер, в котором все - поспешность, легкомыслие, трагическая случайность, сосредоточенная решимость, высокий порыв, отчаянный вызов.

Дуэль с Дантесом. Накануне дуэли был раут у графини Разумовской. Кто-то говорит Вяземскому: «Пойдите, посмотрите, Пушкин о чем-то объясняется с д'Аршиаком; тут что-нибудь недоброе. Вяземский отправился в ту сторону, где были Пушкин и д'Аршиак; но у них разговор прекратился...

(П. И. Бартенев, со слов кн. В. Ф. Вяземской.)

января 1837 г. К. К. Данзас, проходя по Пантелеймоновской улице, встретил Пушкина в санях. В этой улице жил тогда К. О. Россет: Пушкин, как полагает Данзас, заезжал сначала к Россету, и не застав последнего дома, поехал к нему. Пушкин остановил Данзаса и сказал:

Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французское посольство, где ты будешь свидетелем одного разговора.

Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани, и они поехали на Большую Миллионную. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом, как будто ничего не бывало, совершенно о посторонних вещах. Таким образом доехали они до дома французского посольства, где жил д'Аршиак. После обыкновенного приветствия с хозяином, Пушкин сказал громко, обращаясь к Данзасу: «Теперь я вас введу в сущность дела», и начал рассказывать ему все, что происходило между ним, Дантесом и Геккереном.

Пушкин окончил свое объяснение следующими словами:

Теперь я вам могу сказать только одно: если дело это не закончится сегодня же, то в первый же раз, как я встречу Геккерена, - отца или сына, - я им плюну в физиономию.

Тут он указал на Данзаса и прибавил:

Вот мой секундант.

Потом обратился к Данзасу с вопросом:

Согласны ли вы?

После утвердительного ответа Данзаса Пушкин уехал, предоставив Данзасу, как своему секунданту, условиться с д'Аршиаком о дуэли.

(Аммосов. Последние дни и кончина А. С. Пушкина.)

...Александр Пушкин, вопреки советам своих друзей, пять лет тому назад вступил в брак, женившись на Наталье Гончаровой, совсем юной, без состояния и необыкновенно красивой. С очень выразительной внешностью, с заурядным умом и характером, она с самого начала заняла в свете место, бесспорно принадлежавшее такой красавице. Многие несли к ее ногам дань своего восхищения, но она любила мужа и казалась счастливой в своей семейной жизни. Она веселилась от души и без всякого кокетства, пока одни француз по фамилии Дантес, кавалергардский офицер, усыновленный посланником Геккерном, не начал за ней ухаживать. Он был влюблен в течение года, как это бывает позволительно всякому молодому человеку, живо ею восхищаясь, но ведя себя сдержанно и не бывая у них в доме. Но он постоянно встречал ее в свете и вскоре в тесном дружеском кругу стал более открыто проявлять свою любовь. Одна из сестер госпожи Пушкиной, к несчастью, влюбилась в него, и, быть может, увлеченная своей любовью, забывая о том, что могло из-за этого произойти для ее сестры, эта молодая особа учащала возможности встреч с Дантесом; наконец, все мы видели, как росла и усиливалась эта гибельная гроза. То ли одно тщеславие госпожи Пушкиной было польщено и возбуждено, то ли Дантес действительно тронул и смутил ее сердце, но она не могла больше отвергать или останавливать проявления этой необузданной любви. Вскоре Дантес, забывая всякую деликатность благоразумного человека, вопреки всем светским приличиям, обнаружил на глазах всего общества проявления восхищения, совершенно недопустимые по отношению к замужней женщине. Казалось, что она бледнеет, трепещет под его взглядом, совершенно теряет способность обуздывать этого человека. А он был решителен в намерении довести ее до крайности.

Пушкин совершил тогда большую ошибку, разрешая своей молодой и очень красивой жене выезжать в свет без него. Его доверие к ней было безгранично, тем более, что она давала ему во всем отчет и пересказывала слова Дантеса - большая, ужасная неосторожность! Семейное счастье начало уже нарушаться, когда чья-то рука направила мужу анонимные письма, оскорбительные и ужасные, в которых ему сообщались все дурные слухи и имена его жены и Дантеса были соединены с самой едкой, самой жестокой иронией. Пушкин, глубоко оскорбленный, понял, что, как бы лично он не был уверен и убежден в невинности своей жены, она была виновна в глазах общества, в особенности того общества, которому его имя дорого и ценно. Большой свет видел все и мог считать, что само поведение Дантеса было верным доказательством невинности госпожи Пушкиной, но десяток других петербургских кругов, гораздо более значительных в его глазах, потому что там были его друзья, его сотрудники и, наконец, его читатели, считали ее виновной и бросали в нее каменья... Наконец, на одном балу он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкина было с тех пор принято окончательно... (Д. Ф. Фикельмон. Из дневника.)

...сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту.

На дворцовой набережной они встретили в экипаже г-жу Пушкину. Данзас узнал ее, надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все. Но жена Пушкина была близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону. (А. Аммосов. Последние дни...)

февр. 1837 г.

Все было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться.

Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал:

Мне кажется, что у меня раздроблено бедро (франц.) Секунданты бросились к нему, и когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами:

Подождите, я в силах сделать свой выстрел (франц.) Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потому Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина у Дантеса, куда он ранен, Дантес отвечал:

Мне кажется, что я ранен в грудь (франц.)

Браво! - воскликнул Пушкин и бросил пистолет в сторону... (К. К. Данзас, в записи А. А. Аммосова.)

Его привезли домой; жена и сестра жены, Александрина, были уже в беспокойстве; но одна только Александрина знала о письме его к отцу Геккерна. Он закричал твердым и сильным голосом, чтобы жена не входила в кабинет его, где его положили, и ей сказали, что он ранен в ногу.( А. И. Тургенев - А. И. Нефедьевой. 28 января 1837 г) Что вы думаете о моей ране? Я чувствовал при выстреле сильный удар в бок, и горячо стрельнуло в поясницу, дорогою шло много крови, - скажите мне откровенно, как вы рану находите?

Не могу вам скрывать, что рана опасная.

Скажите мне, - смертельная?

Считаю долгом вам это не скрывать, но услышим мнение Арендта и Саломона, за которыми послано.

Спасибо! Вы поступили со мною как честный человек, - при сем рукою потер он лоб. - Нужно устроить свои домашние дела.

Через несколько минут сказал:

Мне кажется, что много крови идет.

Я осмотрел рану, но нашлось, что мало, и наложил новый компресс.

Не желаете ли вы видеть кого-нибудь из близких приятелей? - Прощайте, друзья, - сказал он, глядя на библиотеку. - Разве вы думали, что час не проживу?

Из записки доктора Шольца. Пушкин, умирая, просил княгиню Долгорукову съездить к Дантесу и сказать ему, что он простил ему. «Я тоже ему прощаю», - отвечал с нахальным смехом негодяй... (Ф. Г. Толь. Записки о Пушкине.)

Данзас сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. - «Нет, нет - ответил Пушкин, - мир, мир... (А. Н. Веневитинова - С. Л. Пушкин.)

.2 М.Ю.Лермонтов

За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 15 июля 1841 года в Пятигорске. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением.

Дуэль с Э. Барантом состоялась в воскресенье 18 февраля 1840 на Парголовской дороге за Черной речкой при секундантах А. А. Столыпине (Монго) и виконте Рауле д\'Англесе. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал грудь противника. Лермонтов сделал выпад, но конец его шпаги переломился. Перешли на пистолеты, Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились. Лермонтов, по словам П. А. Висковатого, прямо с места поединка отправился к А. А. Краевскому, редактору «ОЗ»; по документам цензурного комитета выясняется, что, несмотря на воскресенье, Краевский сумел в этот же день доставить цензору П. А. Корсакову рукопись «Героя нашего времени»; уже назавтра было получено одобрение. Только в начале марта весть о поединке дошла до высшего начальства. 11 марта Лермонтов был арестован и предан военному суду. Барант, как сын французского посла, не был привлечен к судебной ответственности и не был допрошен. Вице-канцлер К. В. Нессельроде от имени царя посоветовал французскому посланнику отправить сына на время суда в Париж. Но Баранты медлили. Виконт д\'Англес, посетивший Петербург после окончания французской северной ученой экспедиции, тотчас после дуэли уехал. А. А. Столыпин сам явился с повинной, был арестован 15 марта и предан суду. Первоначально виновницей дуэли называли жену русского консула в Гамбурге Терезу фон Бахерахт , пользовавшуюся в этот сезон большим успехом в великосветском петербургском кругу. По свидетельству секретаря французского посольства барона д\'Андре, Лермонтов и Барант уже в январе были в «очень натянутых отношениях», встречаясь «слишком часто». Д\'Андре в письме к Баранту-отцу упомянул «известную даму», которая «могла бы не допустить того, что произошло», если бы у нее была хоть «доля ума». Молва признавала, что Бахерахт была виновницей сплетни, поссорившей Баранта с Лермонтовым, но соперничество молодых людей относила к княжне М.А. Щербатовой, за которой Лермонтов открыто ухаживал. Тем не менее, Бахерахт вынуждена была покинуть из-за этой «истории» Россию. (В 40-х гг. она занялась литературной деятельностью, писала на немецком языке под псевдонимом «Therese».) Непосредственно повод к вызову на дуэль известен по официальным показаниям Лермонтова: 16 февраля на балу у графа Лаваль Барант потребовал у Лермонтова объяснений по поводу якобы сказанных им в разговоре с «известной особой» «невыгодных вещей» о нем. Обмен колкостями завершился фразой Баранта: «Если бы я был в своем отечестве, то знал бы, как кончить это дело». Намек на русские законы прозвучал оскорбительно для национального достоинства страны; Лермонтов парировал: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно». Барант вызвал Лермонтова. Ссора явилась как бы отражением эпизода, бывшего во франц. посольстве месяца за два до бала у Лаваль. Посланник, сочтя нужным пригласить на прием русского поэта, вынужден был предварительно осведомиться через А. И. Тургенева, правда ли, что Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» поносит всю французскую нацию, а не одного только убийцу Пушкина. Убедившись в неосновательности этого подозрения, Барант пригласил Лермонтова на бал. Кто восстанавливал посланника против Лермонтова, не выяснено. Петербургское общество приняло сторону Лермонтова .

С горечью вспоминали о гибели Пушкина от руки француза, тоже принадлежавшего к семье иностранного дипломата: «...Дантес убил Пушкина, и Барант, вероятно, точно так же бы убил Лермонтова, если бы не поскользнулся, нанося решительный удар, который таким образом только оцарапал ему грудь» (Корф, в кн.: Воспоминания). Одни утверждали, что поводом к недоразумениям послужил спор о смерти Пушкина (Е. П. Ростопчина); другие слышали, как Лермонтов сравнивал вызывающее поведение Баранта с заносчивостью Дантеса (караульный офицер Горожанский). Военно-судная комиссия установила, что Лермонтов «вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера». Высокопоставленные сановники указывали на предубежденное отношение Николая I к Июльской монархии, а следовательно, и к посланнику короля Луи Филиппа. Современники полагали, что проступок Лермонтова не будет иметь серьезных последствий [письма В. Г. Белинского, П. А. Вяземского, А. О. Смирновой, А. М. Верещагиной - см. Мануйлов (10)]. Находясь под арестом, Лермонтов много читал, написал стихотворение «Воздушный корабль», «Соседка», «Журналист, читатель и писатель» и подготовил к изданию сборник своих стихов (вышел осенью 1840). Но дуэль разрушила планы Барантов, ожидавших назначения сына вторым секретарем посольства в России. Задержавшись в Петербурге, Э. Барант опровергал во всех гостиных официальные показания арестованного Лермонтова. Он счел для себя оскорбительным слух о том, что противник выстрелил в воздух, и обвинял поэта во лжи. 22 марта Лермонтов пригласил Баранта для объяснений на Арсенальную гауптвахту, где еще раз подтвердил правдивость своих показаний и предложил новую дуэль. Барант при двух свидетелях отказался от своих претензий (Шан-Гирей А. П., в кн.: Воспоминания). Несмотря на это, его мать заявила великому князю Михаилу Павловичу, что Лермонтов вызывал Баранта на вторую дуэль. Это осложнило дело. Лермонтов был обвинен не только в повторном вызове, но и в противозаконном свидании с Барантом на гауптвахте. Между тем других посетителей Лермонтов принимал безнаказанно и в Ордонансгаузе, где он содержался с 11 по 17 марта, и на гауптвахте. Знаменитая апрельская беседа с Белинским тоже происходила в Ордонансгаузе, куда Лермонтова перевели обратно после свидания с Барантом. 23 марта Барант уехал в Париж, но родители продолжали хлопотать о его возвращении. Чтобы избежать нового конфликта, они требовали от Лермонтова извинительного письма к сыну с признанием ложности своих показаний. А. Х. Бенкендорф поддерживал эти претензии. 13 апреля Генерал- аудиториат вынес «сентенцию» (мнение) о переводе Лермонтова в один из армейских полков с предварительным трехмесячным содержанием в крепости. Николай I ограничил наказание переводом в армию («высочайший приказ» от 13 апреля), но избрал для Лермонтова Тенгинский пехотный полк, который принимал участие в опасных делах против горцев. А. А. Столыпину, вышедшему в отставку, Николай I «посоветовал» вновь вступить в службу, и тот «добровольно» поехал на Кавказскую войну, зачисленный в Нижегородский полк. Перед отправкой на Кавказ Лермонтов был вызван к Бенкендорфу. Шеф жандармов опять потребовал от него письменного извинения перед Барантом. Лермонтов отказался. Он обратился с объяснительным письмом к великому князю Михаилу Павловичу, прося его заступничества перед царем. Николай I не поддержал требования Бенкендорфа. Лермонтов выехал из Петербурга в первых числах мая. В книжных лавках уже продавалась его первая книга: «Герой нашего времени» вышел из печати, пока Лермонтов находился под арестом. Суровость приговора настроила петербургское общество против французского посланника. Поняв неловкость положения, Баранты намеревались ходатайствовать о смягчении участи поэта, но Бенкендорф отговаривал их, черня Лермонтова. В июне императрица Александра Федоровна хлопотала о прощении Лермонтова, дав прочесть императору «Герой нашего времени». Николай I отозвался отрицательно о романе и напутствовал автора на Кавказ словами: «Счастливый путь, г. Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову...» .Попытки вмешательства Барантов в судьбу Лермонтова прослеживаются по их переписке до декабря 1840, когда они добились согласия французского правительства назначить их сына вторым секретарем посольства в России. Одновременно Лермонтов получил отпуск для свидания с бабушкой. Баранты хлопотали, чтобы поэт не был допущен в столицу, опасаясь нового столкновения. Бенкендорф обещал, что Лермонтов встретится с Е. А. Арсеньевой где-нибудь в средней России. Но царь опять не поддержал Бенкендорфа. Лермонтов провел в столице более двух месяцев. Обстоятельства его срочной высылки обратно на Кавказ в апреле. 1841, по-видимому, не имели отношения к истории с Барантом. Э. Барант все же не получил назначения в посольство в Петербург и продолжал дипломатическую карьеру в др. странах. Причины личной ненависти Бенкендорфа к Лермонтову, ярко проявившейся в конфликте с Барантами, до конца не выяснены.

Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.

Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков:

Однажды на вечере у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали; знаю только, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; "Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах". На что Лермонтов спокойным тоном отвечал: "А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения".

Больше ничего в тот вечер и в последующие дни ,до дуэли , между ними не было, по крайней мере нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы считали эту ссору столь ничтожною и мелочною, что до последней минуты уверены были, что она кончится примирением. Все мы, и в особенности М. П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался равным уважением и дружбою обоих противников, все мы, говорю, истощили в течение трех дней наши миролюбивые усилия без всякого успеха. Хотя формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но всякий согласится, что вышеприведенные слова Лермонтова "потребуйте от меня удовлетворения" заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и затем оставалось решить, кто из двух был зачинщиком и кому следовало сделать первый шаг к примирению.

На этом сокрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не послужила ни к чему, и 15 июля часов в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!"

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.

Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.

Хотя признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению присутствовать на дуэли доктора, к которым мы обращались, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум господам медикам, но подучил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда привезут раненого.

Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.

Столыпин и Глебов уехали в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили при убитом. Как теперь, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Лермонтова продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости гг. докторов, тоже отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался...

Вдруг мы услышали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежало тело, и, чтобы оттащить в сторону, хотели его приподнять от этого движения, как обыкновенно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще жив".

Убийца Лермонтова тоже порывался написать воспоминания о поэте (как-никак он знал его много лет!) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед современниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по нескольку страниц; дальше воспоминаний об учебе в юнкерской школе Мартынов не пошел. Мартынов прожил 60 лет и умер спустя 34 года после дуэли.

.3 А.С.Грибоедов

«Пусть теперь стреляет в других, моя прошла очередь», -так писал Грибоедов о своей дуэли с корнетом Александром Якубовичем, сильно сожалея, что не сумел выстрелить в цель и закончить череду интриг и бретерских «приключений» этого опасного человека.

Александр Сергеевич, в 11 лет поступивший в университет и в 15 его окончивший, в 17 ушедший в добровольческом нерегулярном соединении на отечественную войну, в 23 года получил вызов на эту известную четвертную дуэль от того самого Якубовича.

Летом 1817 года Александр Сергеевич поступает на службу в Коллегию иностранных дел, оставив военную службу по настоянию родственников, до которых доходят слухи о его светских приключениях и очень свободной и независимой жизни в столице.

А осенью того же года случился эпизод, поразивший современников и сказавшийся на дальнейшей судьбе блестящего русского дворянина, поэта, драматурга, дипломата и музыканта Александра Грибоедова.

С одной стороны, это был типичный случай романтической дуэли из-за соперничества - Грибоедов привез свою приятельницу, известную актрису Истомину в дом Завадовского. Никаких отношений, кроме короткого знакомства, между ними не было. А его друг В.Завадовский имел некоторые виды на эту даму. Но у Истоминой был ревнивый поклонник, с которым они, впрочем, пребывали в ссоре и разъезде - кавалергард Шереметев. Последний выследил карету Грибоедова и конечный пункт ее прибытия - в итоге по совету и интриге Якубовича граф Завадовский и получил вызов. Такой же вызов получил и Грибоедов, так и возникла эта коллизия четверной дуэли. Стрелялись и сами дуэлянты, и их секунданты.

Первая дуэль состоялась сразу же в 1817 в Петербурге, вторая - через год в Грузии. Завадовский и Шереметев стрелялись со смертельного расстояния в 12 шагов. Первым использовал свой шанс Шереметев, Завадовский, который был превосходным стрелком, хранил полное спокойствие и невозмутимость, подходя к барьеру. Шереметев выстрелил, не доходя до рубежа, очевидно взбешенный таким поведением противника. Пуля пролетела очень близко и прорвала воротник сюртука графа. Завадовский был рассержен таким выстрелом, ведь пуля была почти у его шеи. Он подозвал Шереметева к барьеру. Раздались крики о помиловании взбалмошного кавалергарда, поскольку кровавая развязка была очевидна при таком раскладе и дуэльном мастерстве Завадовского. Граф сказал, что лишь прострелит ему ногу для науки, но Шереметев в ответ пригрозил повторной расплатой. Тогда Завадовский стрелял по-настоящему. Шереметев получил пулю в живот, что означало в те времена верную смерть. Он упал в снег и стал кататься в нем, истекая кровью. Через пару дней Шереметев умер, предварительно помирившись с Грибоедовым.

Якубовича переводят на Кавказ, Завадовского за границу, а Александр Сергеевич остается ни при чем. Однако эта трагедия молодого юноши, получившего пулю в живот и корчившегося на снегу в страшных муках, случившаяся по его «вине», долго мучила поэта. Формально он спровоцировал эти события, хотя все и могло остаться в рамках обычной банальной истории, которые происходили тогда повсеместно. Тем более никакого «разумного» предлога не было и у второй дуэли. Якубович, придумавший версию об отмщении погибшего друга, по сути, не имел к самой ситуации никакого отношения. Тем более сам Грибоедов его никогда не обижал и на честь не покушался. Но матерому бретеру Якубовичу не достаточно было одной жертвы, и через год он настаивает на продолжении дуэли.

Грибоедов в 1818 году уезжает из Петербурга, став секретарем посольства в Персии. Прямо на ступенях гостиницы в Тифлисе его встречает Якубович, и ситуация повторяется. Вразумить «кавказца» невозможно, дуэль состоялась, но Грибоедов промахивается, пуля проходит рядом с головой Якубовича. Сам же Александр Сергеевич оказывается раненным в левую ладонь первым выстрелом своего яростного противника. Якубович тоже промахнулся, он целил в живот, а повредил Грибоедову мизинец. Александр Сергеевич, как известно, был великолепным пианистом и даже сочинял мелодии, так существуют несколько его очаровательных музыкальных пьес. Так вот после этой дуэли Александр Сергеевич носил на левом пальце специальную накладку, разработал руку до прежней ловкости и играл по-прежнему замечательно. По этому пальцу и было опознано впоследствии его растерзанное фанатиками тело, которое они еще несколько дней таскали по городу, жестоко глумясь над трупом и скинув его в общую яму. В возмещение вины за эту кровавую бойню в Тегеране персидский шах отослал русскому царю в подарок огромный алмаз, украшенный рубинами и изумрудами.

Якубович после событий 14 декабря оказался на каторге, где, по воспоминаниям современников, пересказывал события этой дуэли в духе пушкинского «Выстрела». А безутешная вдова Грибоедова, Нина Чавчавадзе, надела в 17 лет траур, который не снимала 28 лет - до конца своей жизни. При известии о кончине мужа она лишилась ребенка, которого ждала, а на могиле любимого человека написала : «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Часть 4.Литературные дуэли

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Эта тема в русской литературе 19 века занимает важное место. Сцена дуэли выступает как сцена защиты доблести, чистой совести и чести литературных героев.

.1 Онегин и Ленский ( А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Дуэль Онегина и Ленского из шестой главы романа «Евгений Онегин»- загадочный и во многом неясный эпизод. Зачем понадобилось автору сводить друзей в смертельном поединке? Пушкин проверяет своих героев разными способами: любовью, отношением к тем или иным жизненным явлениям. Но для полного раскрытия образов необходимо нечто более весомое. И поэт находит прием: проверка убийством. В истинности дружеских отношений между Ленским и Онегиным сомневаться не приходилось до сцены на балу, на которой Онегин решил от скуки посмеяться над высоким чувствами Ленского. Если бы он только знал, чего будет стоить эта невинная шутка.

Поводом для дуэли послужила ревность Ленского. Она, впрочем, не имела достаточных оснований. Легкий флирт, который позволил себе Онегин, не представляется достаточной. Но у Ленского был "злой гений". Пушкин напрямую не говорит о влиянии Зарецкого на решение Ленского стреляться. Но по некоторым деталям нетрудно догадаться, кто склонил молодого восторженного юношу к подобному поступку. Зарецкий не представлял собой ничего интересного:

…некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный…

...Раз в настоящем упоенье

Он отличился смело в грязь

С коня калмыцкого свалясь

Как зюзя пьяный, и французам

Достался в плен: драгой залог!

Зарецкий, вызывающий улыбку у автора («Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, /Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей»), был большой любитель «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их». Из чего можно сделать вывод, что именно он склонил молодого поэта к дуэли. Получив записку от друга, Онегин чувствует свою вину:

Во-первых, он уж был не прав…

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится; в осьмнадцать лет

Оно простительно.

Так рассуждает главный герой накануне дуэли. Но не отказывается. Почему? Онегиным движет боязнь общественного мнения? Но не он ли с презрением относился к свету и его суждениям? Онегин решает участвовать в этом фарсе.

Дуэль между друзьями и была фарсом. Ведь было много причин остановки или полного отказа от дуэли. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли. Он сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в его прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было, и всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой, французом Гильо, вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.

Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся, так как Евгений опоздал более чем на час. Очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет сходу, с дальней дистанции и под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета.

В сцене дуэли Зарецкий является представителем света. Поэтому можно сказать о символичном значении всего поединка. Евгений, который представлял себя свободным от предрассудков, выказал себя всего лишь как человек своего общества и круга. Его попытка оградиться от стереотипов потерпела крах. Он оказался несвободен от мнения окружающих, побоялся стать объектом провинциальных сплетен. Так Пушкин раскрыл парадоксальность и двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

Трагедия Онегина в его неумении ценить простые и искренние человеческие чувства. Он отвергнул искреннюю любовь Татьяны, а теперь убил своего друга. Можно трактовать всю сцену дуэли и поведение во время нее Онегина как попытку Пушкина сделать его убийцей поневоле. Но у него был шанс остановиться. Сам автор неоднократно спрашивает уже во время поединка:

Не засмеяться ль им пока

Не разойтиться ль полюбовно?…

И отвечает:

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Пушкин называет стыд Онегина «ложным». Это ли не ответ автора? Пушкин еще вынесет приговор своему герою. Финал романа показывает, что оправдан Онегин не будет. Кроме того, он навсегда войдет в историю русской литературы не как герой-идеал, герой-пример, но как «лишний человек» и обладатель холодного сердца и черствой души.

.2 Сильвио и Граф ( А.С. Пушкин повесть «Выстрел»)

Все прекрасно знают, что Пушкин был известным «забиякой» и на дуэлях дрался часто. По такому поводу он даже носил тяжелую трость - руку тренировал, чтобы не дрогнула, если стреляться придется. Может быть, потому и герои его произведений дерутся с большим азартом. То Гринев, то Онегин, то Сильвио. Последний случай, описанный в повести «Выстрел», и взят из жизни автора. Как-то в бытность в Кишиневе Пушкин играл в карты с неким Зубовым, офицером генерального штаба. В генеральных штабах всегда карты передергивают, а когда мечут банк, уж и подавно. Пушкин проигрался, но сказал друзьям, что лично он за такие проигрыши платить бы запретил.

Оскорбительный намек Пушкина дошел до Зубова. Решили стреляться в винограднике за Кишиневом. Пушкин пришел с фуражкой, полной черешен. Пока Зубов суетился, целился, Пушкин завтракал черешнями. Зубову, видать, тоже так захотелось черешен, что он стрельнул мимо. Короче, он бросился к Пушкину. Тот думал, что мириться, но оказалось, за черешнями. Чуть снова дело не дошло до дуэли.

В повести «Выстрел» все происходит драматичнее и фатальнее.

Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио.

Когда-то он служил в гусарах, но потом по неизвестной причине ушел в отставку - его окружала какая-то тайна, несомненно, и она служила причиной его притягательности.

Крутой нрав, злой язык, опытность - все вышеперечисленное давало ему «многие преимущества» перед другими. Жил Сильвио бедно, а единственной роскошью его «бедной мазанки» была богатая коллекция пистолетов.

В первой части повести Сильвио рассказывает офицеру, от лица которого ведется повествование, о дуэли со своим сослуживцем в полку, во всем превосходящим Сильвио. Ум, красота, деньги, храбрость - все заставляло Сильвио испытывать к нему зависть и бешеную злобу. Он стал искать ссоры со своим врагом. Однажды на балу Сильвио сказал своему врагу какую-то грубость, а в ответ получил пощечину. Решено было драться. Первый выстрел достался по жребию врагу Сильвио. Он прицелился и … прострелил лишь фуражку. Очередь была за Сильвио. Сильвио был рад, но его враг не проявлял и тени беспокойства, а равнодушно ел черешню. Это очень разозлило Сильвио, и тогда он предложил ответить выстрелом на выстрел когда-нибудь в другой раз. Теперь, спустя шесть лет, Сильвио получил письмо, в котором говорилось, что его дальнейший враг собирается вступить в брак. Сильвио собирался только теперь завершить некогда начатую дуэль.

Во второй части повести этот офицер-рассказчик случайно встречается с противником Сильвио по дуэли, а ныне графом - своим соседом по имению, и узнает продолжение истории. Зловещее продолжение дуэли с долгожданным выстрелом произошло в имении графа. Сильвио не смог просто стрелять в графа, и потому снова предложил ему выстрелить первым. След от пуль в картине на стене стал результатом этого выстрела. Затем Сильвио хотел было выстрелить в графа, но помешала графиня, которая упала к его ногам. Со словами «предаю тебя твоей совести» Сильвио вышел. После этого граф его никогда не видел. А через некоторое время Сильвио погиб на войне. Вот таков синопсис повести.

4.3 Печорин и Грушницкий (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Главным действующим лицом романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин.

События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Грушницкий - юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект - основное его наслаждение. Цель его жизни - сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего...”

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Но, несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...” Печорин не промахнулся.

Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.

.4 Базаров и Павел Петрович ( И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В романе Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов с самого начала не понравился другу его племянника Базарову. По мнению обоих, они принадлежали к разным сословным группам: Кирсанов даже не пожал руку Базарову, когда они в первый раз встретились. У них были разные взгляды на жизнь, они друг друга не понимали, противостояли друг другу во всём, презирали друг друга. Часто между ними происходили столкновения, ссоры. Через некоторое время общаться, а, следовательно, ссориться они стали меньше, но душевное противостояние оставалось. Бомба была заложена, оставалось только её сдетанировать. Сдетанировал её случай с Фенечкой. Павел Петрович приревновал Фенечку к Базарову, когда увидел их целующимися в беседке, и на следующий день вызвал его на дуэль. Насчёт причины он сказал так: «Полагаю… неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?». Базаров согласился, но назвал дуэль «глупой», «необычайной». Происходит она на следующий же день рано утром. Секундантов у них не было, был только свидетель - Пётр. Пока Базаров отмерял шаги, Павел Петрович заряжал пистолеты. Они разошлись, прицелились, выстрелили. Базаров ранил Павла Петровича в ногу… Хотя они должны были по условию стрелять ещё раз, он подбежал к противнику и перевязал ему рану, послал Петра за дрожками. Приехавшему с Петром Николаю Петровичу решили сказать, что повздорили из-за политики.

Можно ли считать победу Базарова как намёк на то, что передовые люди правы и однажды победят? Я считаю, что нет, с таким же успехом, как победил Базаров, мог победить и Павел Петрович, просто тому не хватило везенья, о том, кто кого победил, можно говорить во время их ссоры, но не на дуэли, когда всё решает теория вероятности. Конечно же, главными виновниками дуэли были они сами: никто их не подстрекал к этому; так это прокомментировал сам Павел Петрович: «Мы немножко повздорили с господином Базаровым, и я за это немножко поплатился».

Автор описывает утреннюю природу, на фоне которой шли Базаров с Петром, как бы показывая, что они, рано встали, разбудили природу и пришли на поляну заниматься «глупостью», зная, что ничем хорошим это не закончится. Также автор показывает особое поведение Павла Петровича перед дуэлью: «Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью», что говорит о том, что он хотел выиграть дуэль, очень надеялся на это, хотел поквитаться, наконец, с «нигилистами»: «Он мне прямо в нос целит, и как щурится старательно, разбойник!» - подумал во время дуэли Базаров. Сцена с дуэлью занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. После неё герои стали хоть немножко, но по-другому относиться друг к другу: либо хорошо относиться, либо вообще никак не относиться.

.5 Пьер Безухов и офицер Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

«При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед... держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад... Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил...» Ответного выстрела не последовало. «...Слышны были торопливые шаги Долохова... Одною рукой он держался за левый бок...» Выстрелив, Долохов промахнулся. Здесь, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену.

Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,- думал Пьер.- Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок. Эта женщина не стоит того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека.

Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен. После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что «Долохов, этот буян, бретер,- Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха». Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает Урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначно и легко решаемым.

Заключение

Дуэль имела важное значение в общественной жизни 19 века как разрешение конфликтов.

В жизни русских писателей, таких как А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, дуэль сыграла роковую роль. Поведение писателей перед, во время и после дуэли может рассказать нам много интересного о личности писателей.

Особое место в произведениях Толстого, Лермонтова, Пушкина, Тургенева занимает сцена дуэли. Именно в этих эпизодах герои раскрываются для читателя с абсолютно разных и противоречивых сторон. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.

Для России поединок чести гораздо больше, чем просто выяснение отношений с исполнением смертоносного оружия. Совесть и честь…Эти два понятия взаимосвязаны, так как «жизнь по чести» помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Недаром слово «честь» перекликается с таким человеческим качеством, как «честность», а также можно назвать слово «почесть»- по чести.

Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. Спасти людей от духовной гибели может религия, собственная совесть и произведения русских писателей, говорящих и пишущих о необходимости сохранения духовно-исторической памяти народа.

Литература

1. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. - М.: Просвещение, 1983.

. Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: роман-исследование. - М.: Советский писатель, 1986.

. Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. - М.: Просвещение, 1980.

. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Проза. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

. Рейфман И. Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе М.: Новое литературное обозрение, 2002.

. Тургенев И.С. Отцы и дети, повести, рассказы, стихотворения в прозе. - М.: АСТ ОЛИМП, 1997.

. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - М.: Правда, 1990.

. Дуэльный кодекс В. Дурасова.

. Материалы из Википедии

.Словарь С.И.Ожегова

.Большой толковый словарь русских существительных

Приложение

Опрос-викторина по теме «Дуэль в русской литературе 19 века»

Сколько было состоявшихся и не состоявшихся дуэлей у А.С. Пушкина?

а) 1

б)11

в)29

. Кто нанес смертельное ранение Лермонтову во время его последней дуэли?

а) Барант

б) Дантес

в) Мартынов

. Умел ли Пьер обращаться с оружием?

а)да

б)нет

в) только с саблей

. Назовите основные причины дуэлей 19 века.

. Запрещены ли дуэли современным законодательством?

а)да

б)нет

в) не везде

6. Был ли заряжен пистолет Печорина?

б)нет

в) неизвестно

. Где содержатся основные правила проведения дуэли?

а) в Дуэльном кодексе

б) в Дуэльном пакте

в) в своде дуэльных законов

. Кто был противником Евгения Базарова на дуэли?

а) П.П. Кирсанов

б) Грушницкий

в) Долохов

. В какое время суток обычно устраивались дуэли?

а) Рано утром

б) Поздно вечером

в) Преимущественно днем

. Между кем может проходить дуэль?

а) Между аристократией

б) Между равными

в) Объявить/принять вызов на дуэль мог кто угодно.

Результаты опроса «В какой последовательности по степени важности ты бы разместил данные понятия?»


Семья-27%

Образование-19%

Любовь-16%

Здоровье-15%

Дружба-13%

Совесть, долг, честь-10%

Похожие работы на - Дуэль как способ защиты достоинства и чести человека XIX века (на материале литературных произведений)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!