Реформы судебной системы и трудового права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реформы судебной системы и трудового права

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. ОГАРЁВА»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История отечественного государства и права











Саранск

1. Судебная система по реформе 1864 г.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась проведением буржуазных реформ в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем.

Виды предпосылок буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.:

социально-экономические;

политические;

идеологические.

Социально-экономические предпосылки: к середине XIX в. стал очевиден упадок феодального уклада производства, на промышленную арену все более открыто выступали буржуазные черты производства, появлялись и широко распространялись капиталистические формы хозяйствования, приходя на смену старым феодальным порядкам производства. Уже к 20-м гг. XIX в. все больше и больше применялись вольнонаемные рабочие, а к 1960-м гг. их число превысило 50 % рабочей силы на фабриках, вотчинная и посессионная мануфактуры прекращали свое существование, уступая место новым буржуазным отношениям. Промышленный переворот 30-40-х гг. XIX в. остро поставил проблему нехватки кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости и не имело возможности отлучиться от своих помещиков. Объективно крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли. Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства. Одновременно мельчало дворянское землевладение, земля начала стремительно переходить в руки других сословий, на этом фоне распространялась практика отходничества крестьян. В среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ, так как все меньше доходов поступало с земель, основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья скорее, наоборот, требовали значительных материальных затрат.

Политические предпосылки: основной предпосылкой реформ 60-70-х гг. XIX в. явилась предреволюционная ситуация, сложившаяся в те годы в России. Политическая обстановка 50-х гг. XIX в. была такова, что постоянно возрастала классовая борьба, разгоравшаяся на фоне противоречий между дворянством и крестьянами. Эта борьба резко обострилась после поражения в Крымской войне 1853-1855 гг., когда уже после застигшего волнения декабристского выступления вновь значительно оживилась деятельность общественно-политических кружков. Феодальные порядки полностью изживали себя, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам, чтобы удержать в силе хотя бы саму абсолютную монархию. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы, так как везде царили взяточничество и беззаконие, резко возрастала преступность в стране.

На фоне такой неблагоприятной обстановки в России немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились собственно либеральные взгляды правившего в те годы Александра II.

Идеологические предпосылки: важнейшим идеологическим толчком к установлению буржуазных порядков во всем мире, в том числе и в России, послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность1).

В России же непосредственно в тот момент сформировались 3 главных идейно-политических силы:

официально-правительственный;

либеральный;

революционный.

Все они одновременно считали необходимым проведение буржуазных реформ, хотя и расходились во мнениях о способе их проведения.

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С. И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. В августе 1864 г. проекты судебных уставов были внесены на обсуждение в Государственный совет, одобрены им и 20 ноября утверждены Александром II. Они были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены следующие документы, составившие в целом судебную реформу:

Учреждения судебных установлений.

Устав уголовного судопроизводства.

Устав гражданского судопроизводства.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В состав судебной системы согласно Учреждениям судебных установлений входили:

общие суды:

а) окружной судья;

б) судебная палата;

в) мировые суды (мировой судья и съезд мировых судей);

специальные суды (например, волостные суды, которые создавались для крестьян и были сугубо сословными, в их компетенцию входило рассмотрение исков до 100 руб. и незначительных уголовных дел);

конституционная и высшая судебная инстанция - Сенат.

Мировой суд являлся первой и низшей судебной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Он рассматривал дела в пределах своего участка: уголовные, штраф за которые предусматривался до 300 руб., и гражданские, цена иска которых была менее 500 руб.

Мировой округ включал уезд и входящие в него города и делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

Все остальные дела относились к компетенции окружных судей.

Каждый окружной судья входил в состав коллегии судебной палаты, которая рассматривала дела по общей подсудности (например, государственные преступления и т. п.), в пределах же своей компетенции окружные судьи рассматривали дела единолично.

Институт присяжных заседателей действовал только в окружных судах в XIX в. в России. Поэтому суд присяжных можно назвать одной из форм окружного суда.

Судебный округ нередко охватывал сразу несколько губерний и делился на судебные участки. Положительная черта окружного судопроизводства заключалась в том, что суд становился выше по рангу губернского начальства.

В тот период времени существовали 2 инстанции для пересмотра судебных решений. Таковыми являлись: апелляционная инстанция; кассационная инстанция.

Апелляционная инстанция для мировых судей - уездный съезд мировых судей. Он действовал 2 раза в год по несколько дней. Решения этого суда могли быть пересмотрены в порядке кассации.

Апелляционной инстанции для пересмотра решений присяжных не было, они пересматривались только в кассационном порядке в судебной палате.

Сенат - высшая судебная инстанция, в состав которой входили:

кассационные департаменты (они рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях);

особые присутствия (они создавались для решения чрезвычайно важных, особых дел).

Реформы 1861 г. устанавливали следующие принципы судопроизводства:

бессословного характера суда;

состязательности судопроизводства;

отделения суда от администрации и разделения судебной и обвинительной властей;

рассмотрения дел присяжными заседателями;

гласность судопроизводства;

выборность суда (это касалось только окружных судов, все остальные назначались, выборными также были мировые судьи на отдельных участках; выборы судьи всегда осуществлялись исходя из высокого имущественного ценза)1).

С момента принятия Учреждения судебных установлений 1864 г. отменялись все специальные сословные суды: для дворян, крестьян, горожан, межевые, совестные суды и т. д.

Устав уголовного судопроизводства был принят в рамках судебной реформы 1864 г.

Устав устанавливал либеральные принципы рассмотрения уголовных дел судами. По Уставу большинство уголовных дел относилось к компетенции окружных судов с участием присяжных заседателей.

В состав окружных судов с участием присяжных входили: во-первых, 3 коронных судьи (они решали вопросы права); во-вторых, 12 присяжных заседателей (решали вопросы факта).

Особенности рассмотрения уголовных дел в окружном суде с участием присяжных:

допустимость отвода судей;

равенство прав судей и присяжных заседателей;

вынесение приговора и определение меры наказания относились к исключительному ведению судов, прокурор не имел права касаться вопроса меры наказания до вынесения вердикта присяжных.

Стадии уголовного процесса:

дознание (проводилось по делам, отнесенным к компетенции полиции);

предварительное следствие (по наименее тяжким преступлениям оно проводилось жандармами полиции, по более тяжким - следователями под надзором прокуроров или членов судебных палат; в предварительном следствии защитники не имели права участвовать);

подготовительные действия к суду (материалы уголовного дела готовили следователи, в компетенцию которых входило предварительное следствие, далее эти материалы должны были быть предъявлены обвиняемому и переданы прокурору, который в свою очередь составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, и только затем палата выносила определение о предании дела суду);

судебное следствие (проводилось в момент рассмотрения дела судом и исследования доказательств в судебном заседании, на котором должны были присутствовать 3 члена суда, секретарь суда и 12 присяжных заседателей; порядок судебного следствия: начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем - произведение допроса обвиняемого, свидетелей и проверка иных доказательств; оканчивалось заключительными прениями - речами прокурора или частного обвинителя и защитника или объяснениями подсудимого);

вынесение приговора (основывалось на предварительно вынесенном вердикте присяжных о виновности или невиновности подсудимого, который принимался большинством голосов; приговор касался меры наказания, ее определял коронный суд в совещательной комнате по выдвинутым требованиям прокурора и возражениям защитника);

пересмотр приговора (обжалование приговоров окружных судов или их опротестование прокурором допускалось только в кассационном порядке в Сенате).

Сенат и Верховный уголовный суд являлись высшими судебными органами. Их приговоры отменялись только в порядке помилования императором.

Поводами для возбуждения уголовного дела (по Уставу) являлись:

жалобы частных лиц;

сообщения полиции, учреждений и должностных лиц;

явка с повинной;

усмотрение следователя или прокурора.

Подведомственность окружных судов определялась по месту совершения преступления.

Устав гражданского судопроизводства - гражданский процессуальный кодекс, различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-административных установлениях - в суде земских начальников и уездных съездов, судопроизводство в общих судебных местах. В Уставе, отразившем основные принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны. Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной - судебная палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями являлся кодексом, в который были выделены из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» менее серьезные преступления, подведомственные мировым судьям. Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень наказаний за преступления, предусмотренные уставами. Главы 2-9 были посвящены мелким преступлениям против общественного и политического строя, проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.

Следует также иметь в виду, что проведение судебной реформы продолжалось до конца XIX века. Первые общие суды открылись только в 1866 году, они распространили свою деятельность лишь на десять губерний центральной России. На остальной же территории страны продолжали действовать старые суды, руководствовавшиеся несколько иным процессуальным законодательством. Административно-территориальное и судебно-территориальное деление империи после реформы не совпадали. Уезды и города были разделены на участки мировых судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько уездов, округа судебных палат - несколько губерний. Окружные суды были судами первой инстанции общих судов, судебные палаты - судами второй инстанции. В начале ХХ века в империи было 106 окружных судов и 14 судебных палат. «Отцы» судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для создания общих судов в каждом уезде. Но сегодня мы видим преимущества такой организации правосудия в большей изоляции судебных и административных органов. При такой структуре все уездное начальство не только по табели о рангах, но и по реальному статусу, было лишено возможности оказывать на судей какое-либо влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от давления на них со стороны губернской бюрократии1).

Еще более значительной гарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленный ст. 243 Учреждения судебных установлений. Согласно этой статье, председатели и члены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены с одной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Все постоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, так называемые коронные судьи, назначались императором по представлению министра юстиции. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы в суде или прокуратуре не менее трех лет, а в звании присяжного поверенного - 10 лет. Для более высоких должностей стаж увеличивался. Это имело большое значение для развития царской империи как правового государства. Судьи были не зависимыми, а процессы открытыми для общественности. Русская юстиция могла тягаться в сравнении с интернациональными масштабами. Большинство судей оказались действительно независимыми.

2. Основные изменения в трудовом праве в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

судебная реформа трудовое право

Великая Отечественная война, оказавшая влияние на все стороны хозяйственно-политической жизни Советского государства, повлекла необходимость внесения серьезных изменений в правовое регулирование труда. Как отмечается в литературе, принятие в этот период чрезвычайных мер в сфере регулирования труда было вынужденным и обусловливалось главным образом необходимостью выполнения задач по защите Отечества и обеспечению функционирования народного хозяйства. Выполнение этих задач потребовало, с одной стороны, существенного увеличения армии, в связи с чем из общественного производства была выведена значительная часть трудоспособного населения, а с другой стороны, широкого развертывания военного производства, для обеспечения которого требовались дополнительные кадры.

С началом военных действий общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны существенно сократилась - с 31,8 млн. человек в первом полугодии 1941 г. до 22,8 млн. человек во втором полугодии. К началу 1942 г. она составила уже немногим более 18 млн. человек. Для обеспечения производства в военное время необходимо было решить две основные задачи: изыскать дополнительные трудовые ресурсы, способные заменить ушедших на фронт рабочих, и не снижать производительность труда1).

Обеспечение народного хозяйства трудовыми ресурсами явилось довольно сложной проблемой. Действовавший в то время Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. предусматривал в качестве общего правила добровольное вступление в трудовые отношения. Трудовая повинность как способ привлечения к труду применялась лишь в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) и на основании специальных постановлений Совета Народных Комиссаров (СНК) или органов, уполномоченных на то СНК. Однако условия войны обусловили необходимость расширения перечня таких случаев.

В связи с этим уже в первые месяцы войны был издан ряд законодательных и подзаконных актов, которые предоставляли военным и гражданским властям дополнительные права в области регулирования труда. Так, Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право: в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей.

На основании названного Указа издано Постановление СНК СССР от 10 августа 1942 г. «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время», которым расширена возможность привлечения граждан к трудовой повинности. Она объявлялась для выполнения оборонных работ и других военных надобностей, для заготовок топлива, выполнения специальных строительных работ и других государственных заданий, борьбы с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, охраны объектов. Лица, привлекаемые к трудовой повинности, могли использоваться как по месту их постоянного жительства, так и вне его. К трудовой повинности привлекались мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины - от 16 до 45 лет. В Постановлении помимо перечня работ, выполняемых в порядке трудовой повинности, определения круга лиц, привлекаемых к трудовой повинности, был установлен срок привлечения к труду и режим рабочего времени, а также перечислены категории лиц, освобожденных от трудовой повинности. Названный Указ регламентировал условия труда и закреплял за привлеченными к трудовой повинности определенные гарантии, в частности сохранение жилой площади.

Для обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами наряду с трудовой повинностью применялась трудовая мобилизация.

В Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. была намечена программа мобилизации сил страны на борьбу с агрессором, определены направление, характер и масштабы практических мероприятий по созданию в короткие сроки быстрорастущего военного хозяйства. С конца 1941 г. осуществлялась поэтапная мобилизация гражданского населения. Первыми были мобилизованы рабочие и служащие предприятий военной промышленности. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, предписано считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

В феврале 1942 г. мобилизации для работы на производстве и строительстве было подвергнуто трудоспособное городское население: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины - от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

В апреле 1942 г. круг мобилизованных лиц был значительно расширен. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» разрешено привлекать в порядке мобилизации для работы на селе трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта. Увеличены возрастные границы лиц, подлежащих мобилизации: мужчины - от 14 до 55 лет, женщины - от 14 до 50 лет. Для работы в колхозах, совхозах и МТС в соответствии с названным Постановлением привлекались ученики 6 - 10 классов неполных средних и средних городских школ, студенты техникумов и вузов.

Указом Президиума ВС СССР от 29 сентября 1942 г. «О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту районах» все рабочие, служащие и инженерно-технические работники мужского и женского пола, работавшие на государственных предприятиях и учреждениях в районах, близких к фронту, переводились на положение мобилизованных и закреплялись за теми предприятиями и учреждениями, в которых они работали.

Подростки начиная с 14-летнего возраста, проживающие на селе, в обязательном порядке стали привлекаться к выполнению сельхозработ в совхозах1).

Законодательные акты периода Великой Отечественной войны предусматривали и срочную мобилизацию местного населения и специалистов для выполнения определенного вида работ, в частности для восстановления железных дорог. В районы, освобожденные от немецко-фашистской оккупации, направлялись мобилизованные специалисты-зоотехники, рабочие и специалисты для работы на складах топлива на железных дорогах, в сельском хозяйстве, угольной и металлургической промышленности, на стройках Главного строительного управления Наркомата станкостроения, Главного управления электрификации сельского хозяйства Наркомзема СССР и др.

В целях обеспечения производства необходимыми кадрами, а также правильного и полного их использования правительство приняло ряд мер, направленных на вовлечение в производство ограниченно трудоспособных граждан. Для таких граждан предусматривались определенные льготы. Так, народные комиссары социального обеспечения были обязаны в трехмесячный срок направить неработающих инвалидов III группы (мужчин в возрасте до 55 лет и женщин до 45 лет) на работу по месту жительства на предприятия и в учреждения с учетом соответствующих заключений ВТЭК. Инвалидам, отказавшимся от работы, прекращалась выплата пенсии.

Постановлением СНК СССР от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» на народных комиссаров социального обеспечения союзных республик возлагалась персональная ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов Отечественной войны, а также за устройство нуждающихся в этом в дома инвалидов. Для работающих инвалидов Отечественной войны устанавливались льготы. В частности, пособия по временной нетрудоспособности выплачивались им в размере 100% заработка независимо от стажа непрерывной работы, за ними в полном объеме сохранялась пенсия независимо от размера заработной платы, а за работающими в колхозах - независимо от размера дохода.

Для привлечения на работу пенсионеров за работающими пенсионерами сохранялась полная пенсия независимо от размеров заработка.

Таким образом, в трудовом законодательстве, несмотря на условия военного времени, сохранялись определенные льготы и гарантии для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, т.е. и в этих условиях государство проявляло заботу о таких гражданах.

Для более эффективного использования трудовых ресурсов и увеличения производительности труда потребовалось изменение норм, регулирующих меру труда (установление продолжительности рабочего времени и времени отдыха, обязательных норм выработки) и его оплату.

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли предоставлялось право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. Очередные и дополнительные отпуска отменялись и заменялись денежной компенсацией за неиспользованный отпуск.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» ученикам 6 - 10 классов неполных средних и средних городских школ, студентам техникумов и вузов, привлеченным для работы в колхозах, совхозах и МТС, была установлена продолжительность рабочего дня от шести до восьми часов в зависимости от их возраста и характера работы.

Увеличение обязательной меры труда работников сельского хозяйства было предусмотрено Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». На время войны для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы повышался обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 120 трудодней для всех остальных районов СССР и до 100 трудодней в перечисленных в Постановлении районах. Совнаркомам союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам предоставлялось право в пределах 20% повышать или понижать для отдельных районов (в зависимости от местных условий) количество трудодней, подлежащих выработке по периодам сельскохозяйственных работ. Для подростков - членов семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет был установлен обязательный минимум трудодней - не менее 50 дней в году. Им стали выдаваться трудовые книжки, в которых отмечались выработанные трудодни.

Для учеников индивидуального и бригадного обучения в возрасте от 14 до 16 лет рабочий день как в период обучения, так и для последующей работы на предприятиях устанавливался продолжительностью шесть часов.

Согласно Постановлению СНК СССР от 10 августа 1942 г. «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время» граждане привлекались к трудовой повинности на срок до двух месяцев с продолжительностью рабочего времени в размере восьми часов в день и трех часов обязательных сверхурочных.

Анализируя правовые акты военного времени, устанавливающие удлинение рабочего времени и увеличение норм выработки, следует отметить, что это было вынужденной мерой, необходимой в сложившихся условиях. Вместе с тем законодательство об охране труда даже в такой сложной ситуации не допускало произвольного превышения администрацией предприятий установленной продолжительности рабочего времени, так как именно соблюдение правил охраны труда являлось предпосылкой высокопроизводительной работы. Учитывая это, главным техническим инспекторам центральных комитетов профсоюзов было предоставлено право подвергать виновных в нарушении правил охраны труда и техники безопасности денежному штрафу, взимаемому в бесспорном порядке из заработной платы, в размере до 500 руб.

Наряду с вышеуказанными мерами государство установило и более жесткие меры, направленные на укрепление трудовой дисциплины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» запрещался самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. За прогул без уважительной причины и за самовольный уход с предприятия, из учреждения предусматривалась уголовная ответственность.

Названный Указ послужил основанием для деления нарушений трудовой дисциплины на трудовые проступки и трудовые преступления, что в дальнейшем нашло отражение в нормативных актах периода Великой Отечественной войны. Так, Указом Президиума ВС СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» самовольный уход рабочих и служащих с предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность, рассматривался как преступление - дезертирство, влекущее более высокую ответственность по сравнению с ответственностью, предусмотренной названным Указом от 26 июня 1940 г. Лица, виновные в самовольном уходе (дезертирстве), карались тюремным заключением на срок от пяти до восьми лет.

Особое внимание в условиях войны было уделено соблюдению дисциплины труда рабочими и служащими транспорта. В целях наведения строгого порядка на железнодорожном транспорте и обуздания недисциплинированных работников Указом Президиума ВС СССР от 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах» предусмотрена ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии. Рабочих и служащих железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению военного трибунала увольняли с работы и направляли на фронт в штрафные роты, если те не подлежали более суровому наказанию. Народный комиссар путей сообщения и начальники железных дорог обязаны были обеспечить неуклонное применение Устава о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, в частности в необходимых случаях налагать административный арест на нарушителей дисциплины сроком до 20 суток.

Подводя итог обзору законодательства о труде в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что принятые государством в годы войны меры, направленные на привлечение к труду в обязательном порядке всех не участвовавших в боевых действиях трудоспособных граждан, перераспределение кадров, усиление централизации управления профессиональным обучением, повышение обязательной меры труда, изменение оплаты труда и укрепление трудовой дисциплины, сыграли огромную роль в усилении военно-хозяйственной мощи СССР. Они способствовали организации прочного тыла в годы Великой Отечественной войны и оказали неоценимую помощь в деле разгрома врага.

Список использованных источников

1 Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 544 с.

Дудкина Л.В. История государства и права России / Л.В. Дудкина. - М.: Аллель-2000, 2011. - 357 с.

Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2006. - 448 с.

Исаев И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2008. - 797с.

История государства и права России / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2000. - 430 с.

История государства и права России / Под ред. С. А. Чибиряева. - М.: «Былина», 2002. - 528с.

История государства и права России: учебник для вузов / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2009. - 564 с.

История государственного управления России / Под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 640 с.

Отечественное законодательство XI - XX веков: Пособие для семинаров: В 2 ч. / Под ред. О.И. Чистякова. - М: Юристъ, 1999. - ч. 1. 464 с.; ч. 2. 352 с.

Реформы в России, ХVI-ХIХ вв.: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. А. Булыгин. - М.: Ин-т рос. истории, 1992. - 222 с.

Реформы и реформаторы в истории России / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Наука, 1996. - 458 с.

Сырых В.М. История государства и права России: Советский и современный периоды / В.М. Сырых. - М.: Юристъ, 2000. - 488 с.

Толстая А.И. История государства и права России: Учебник для вузов / А. И. Толстая. - М.: Юстицинформ, 2005. - 320 с.

Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: ТК Велби, 2002. - 472 с.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X-1917 год) / Под ред. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2001. - 381 с.

Цечоев В.К. История государства и права России XIX-XX века: Учеб. пособие / В.К. Цечоев, Н.Е. Орлова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 480 с.

Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г.: Учеб. пособие / В.К. Цечоев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 480 с.

Похожие работы на - Реформы судебной системы и трудового права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!