Теория разделения властей в современном конституционном праве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория разделения властей в современном конституционном праве

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»








КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Конституционное право

Тема: «Теория разделения властей в современном конституционном праве»









Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теория разделения властей

.1Понятие принципа разделения властей

.2Система разделения властей

Глава 2. Конституционный принцип разделения властей в современном праве

.1Содержание принципа разделения властей

.2Некоторые проблемы принципа разделения властей

Глава 3. Принцип разделения властей в Российской Федерации

.1Принцип разделения властей в теории и практике российского конституционализма

.2Вертикальное и горизонтальное разделение властей в РФ

.3Институт Президентства в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Главной задачей данного принципа является обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью посредством разделения властей на ветви.

Идея разделения властей имеет многовековую историю и ведет еще к временам Древней Греции и Древнего Рима, однако, следует отметить, что разделение властей никогда не являлось самоцелью, а лишь выступало одним из базовых признаков правового государства.

Вышеуказанный принцип был заложен, как один из основополагающих базисов Конституции Российской Федерации 1993 года.

До этого, в годы советской власти, принцип разделения властей отвергался как чуждый и неприемлемый.

В современных условиях становления российского конституционализма данный принцип является одним из важнейших, поэтому целью моего исследования темы «Конституционно-правовые основы принципа разделения властей в Российской Федерации» является рассмотрение и анализ основ принципа разделения властей и его реализация в Российской Федерации.

Для многогранного рассмотрения данной темы необходимо выполнить следующие задачи:

) Изучить суть принципа разделения властей;

) Проанализировать систему разделения властей;

) Ознакомиться с применением принципа разделения властей в условиях российского конституционализма.

1. Принцип разделения властей

1.1Понятие принципа разделения властей и его истоки

конституционализм власть президентство

В современном демократическом обществе одним из важнейших принципов организации государственной власти является принцип разделения властей. Историческая практика реализации данного принципа породила большое количество вариантов разделения полномочий между различными ветвями государственной власти. Одним из наиболее ярких вариантов разделения властей, безусловно, является вариант президентской республики, который возник в США в конце XVIII века.

Величайший мыслитель древности - Аристотель (384-322 г.г. до н. э.) основой «каждого из видов государственного устройства» считал три его отдельные части: «первая - законосовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая должности, третья судебные органы»

Теория разделения властей, как справедливо отмечается в литературе, возникла не на пустом месте. Однако прежде чем оформиться в виде общеизвестной «классической» концепции, она прошла долгий путь становления. Можно с уверенностью сказать, что доктрина разделения властей берет свое начало от идеи ограничения государственной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. В свою очередь, первые воззрения, касающиеся ограничения власти возникли одновременно с появлением государства, так как для любой власти характерно наличие свободомыслия и оппозиции.

Для того чтобы понять, что такое теория разделения властей и как она возникла, прежде всего, надо знать, что такое власть.

Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Ресурсы власти - это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

Особую разновидность власти представляет собой государственная власть.

Государственная власть - это публично - политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Именно государственная власть подвергается разделению.

Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Принцип разделение властей - это идея построения и осуществления государственной власти, основанная на разделении на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей в своём современном виде возник более трехсот лет назад. Его основателями по праву считаются английский философ-материалист Джон Локк и французский философ и правовед Шарль Луи Монтескье.

Свои мысли относительно разделения властей Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748): «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить сосредоточения власти в руках одного органа или ведомства, что неизбежно приведёт к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Подобно другим научным тенденциям и идеям теория разделения властей возникла не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим историческим опытом в организации государственно-правовой жизни общества и государства.

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Джона Локка (1632-1704). Локк был сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности. Однако, не смотря на это, выражал симпатии монархии и считал, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главной угрозой для свободы Локк считает неразделенность власти, ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

«Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства», - констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти».

Локк возлагал полномочия принимать законы (законодательная ветвь власти) на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительна власть) - на монарха и правительства. Все органы власти, по его мнению, должны располагаться в строгой иерархии, возглавляемой законодательной ветвью власти. Остальные ветви должны подчиняться ей, но вместе с тем оказывают на неё воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти, Дж. Локк активно выступает против концепции абсолютизма и неограниченности власти монарха. Он писал: «Абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».

Эту позицию учёный объяснял тем, что человек по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы». Абсолютная же власть не может гарантировать человеку его естественных свобод, так как сама является бесконтрольной, не подчиняется никаким законам, а значит по сути ничего и «не обязана» населению.

По мнению Джона Локка, абсолютная монархия - это постоянная тирания и беззаконие, которое глубоко противоречит природе человека. Публичная власть, построенная на принципе разделения властей, по его мнению, изначально соответствует естественной природе людей.

Обосновывая данный тезис, автор приписывает человеку следующие природные черты:

.способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими;

.способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям;

.способность поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои отношения с другими людьми.

Локк проводил аналогию этих черт с ветвями власти, необходимыми для реализации естественных прав человека. Помимо законодательной, исполнительной и судебной властей, им была выделена ещё федеративная (ведающая международными отношениями), которая вместе с судебной реализовала природную черту человека, связанную с поддержанием отношений с другими людьми.

Аналогичные идеи в дальнейшем рассматривал и Шарль Монтескье.

В каждом государстве, писал Монтескье, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно называть судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства».

Связывая идею политической свободы с гражданской свободой, Монтескье считал необходимым четкое разделение и взаимное сдерживание властей. Эти идеи в 1787 году были реализованы в Конституции США с помощью так называемой «системы сдержек и противовесов». В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

Система сдержек и противовесов - это механизм организации государственной власти, основанный на принципе разделения властей, с помощью которого различные ветви власти сдерживают и уравновешивают друг друга в процессе деятельности государственных органов. Обеспечивают взаимозависимость и взаимоограничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Таким образом, можно сделать вывод, что общество понимало необходимость ограничения власти правителя и разделение его полномочий, власти в целом между различными, контролирующими друг друга органами еще во времена Аристотеля, но «созрело» для воплощения этих идей в жизнь только к XIX веку. Идея разделения властей с самого своего возникновения практически не менялась и воплотилась в жизнь почти в том же виде, в котором видел ее великий древнегреческий мыслитель.

.2 Понятие системы разделения властей

Система разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при котором осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Система разделения властей включает в себя:

А) четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

Б) взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

В) взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть в государстве является представительной. Она носит первичный, верховенствующий характер. Но стоит отметить, что верховенство не должно означать полновластия законодательных органов. Она также имеет ограничения, выраженные в фундаментальном праве - конституции (законы, принимаемые этой ветвью власти, не должны противоречить основному закону страны), и зависима от воли избирателей. Помимо создания законов, у законодательной власти существуют и другие немаловажные функции. Одной из них является финансовая функция. Эта функция реализуется органами законодательной власти в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны.

Также существуют и так называемые «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Помимо этого, законодательная власть вправе давать политическую оценку работе других органов власти, выражать свое недоверие к ним и привлекать на этой основе их к политической ответственности посредством импичмента.

Импичмент - процедура лишения полномочий высших должностных лиц, допустивших грубое нарушение закона.

Таким образом, законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.

Как правило, высшим органом законодательной власти является парламент, состоящий обычно из двух палат: верхней и нижней. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений. Верхняя палата неформально считается более важной, это подтверждает то, что срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждения законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.

Исполнительная власть по своей сути является административной. Она носит вторичный, производный характер.

Все действия исполнительной власти основаны на законах и во исполнение их.

Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Универсальность этой ветви власти выражается в ее непрерывности и всеобъемлющем характере (распространяется на всей территории государства). Другой признак означает, что исполнительная власть опирается на большое количество объектов, использует людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, а также инструмент служебных продвижений и систему поощрений.

Исполнительная власть держит в своих руках своих чиновников, армию, милицию (полицию), администрацию, судей.

Эта ветвь власти имеет иерархичную структуру, что позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.

Таким образом, исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Власть правительства может осуществляться единолично (в президентских республиках) ил коллегиально. В первом случает правительством является группа ближайших соратников президента, полномочия которых зависят от полномочий последнего. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий.

Глава правительства в одних странах называется Председателем правительства, в других - премьер-министром (первым министром), федеральным канцлером, Президентом министром и т.д. Он назначается на должность либо парламентом, с одобрения главы государства, либо, наоборот, главой государства с согласия или одобрения парламента.

Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

К исполнительной ветви власти обычно относят и главу государства (монарха или президента). Он обычно либо возглавляет исполнительную власть, либо делит ее с правительством.

Глава государства имеет ряд функций, отличающих его от других органов исполнительной власти. К таковым относится представительская функция главы государства как внутри страны (награждает от имени государства, присваивает звания), так и на международной арене (ведет международные переговоры, аккредитует при себе послов иностранных государств, назначает послов своего государства). Еще одной отличительной особенностью главы государства является право вето, то есть право не утверждать принятые парламентом законы, а в некоторых станах - распускать парламент и назначать новые выборы.

Исполнительную власть по отраслям олицетворяют министерства и другие ведомства, возглавляемые министрами - членами правительства.

Административная власть осуществляется не только на уровне всего государства, но и на местах. Обычно такие органы исполнительной власти представлены назначаемой центром местной администрацией, либо выборными органами местного самоуправления. Главой местной администрации обычно назначается представитель центральной власти - губернатор или префект.

Система местного самоуправления во многом напоминает систему органов государственной власти. Она включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении.

Среди федеральных органов исполнительной власти можно особо выделить правоохранительные органы, обеспечивающие выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом.

Правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Судебная власть призвана обладать самой высокой степенью независимости, так как является арбитром в спорах о праве. Эта ветвь власти основана на правосудии. «Правосудие есть основа государства (Justitia regnorum fundamentum)», - так гласит латинская пословица.

Правосудие - осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Правосудие осуществляется в особой правовой форма с документальной фиксацией судебных решений, формализованными, строго установленными процедурами.

Органами судебной ветви власти являются суды.

Суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Суды являются одними из главных участников системы сдержек и противовесов, выполняя конституционный контроль за другими частями власти.

Судебная власть обладает такими признаками, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность.

Судебная власть, таким образом, - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Связывая идею политической свободы с гражданской свободой, Шарль Луи Монтескье считал необходимым четкое разделение и взаимное сдерживание властей. Эти идеи в 1787 году были реализованы в Конституции США с помощью так называемой «системы сдержек и противовесов». В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

Система сдержек и противовесов - это механизм организации государственной власти, основанный на принципе разделения властей, с помощью которого различные ветви власти сдерживают и уравновешивают друг друга в процессе деятельности государственных органов. Обеспечивают взаимозависимость и взаимоограничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Рассмотрев особенности трех ветвей власти, можно сделать вывод, что каждая из ветвей имеет свои специфические черты и полномочия, но при этом законодательная, исполнительная и судебная власть равны и обоюдно подконтрольны друг другу.

2. Принцип разделения властей в современном праве

.1 Содержание принципа разделения властей

Разделение властей - конституционный принцип организации управления государственной жизнью, который может проявляться в двух аспектах:

.Разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и разграничение полномочий между ними;

.Разделение властных функций по уровням системы государственных органов, например в условиях Российской Федерации - федеральный уровень, уровень субъектов РФ и уровень местного самоуправления, которое хотя и является негосударственной категорией, но участвует в управлении общественными, а частично, по поручению государства, - и государственными делами.

При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию 1978 года был отражён принцип разделения властей в обоих названных аспектах. Статья 3 в новой редакции гласила, что система государственной власти в Российской Федерации основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими её субъектами и местным самоуправлением.

Конституция РФ 1993 года отражает только первый аспект. Согласно статье 10 «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Правда в Конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации второй аспект также отражён. Так в статье 5 Конституции Республики Удмуртия 1994 года сказано, что государственная власть в Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртии. То же самое записано в статье 7 Конституции Республики Хакасия 1995 г., а в статье 6 Конституции Республики Ингушетия 1994 г., говорится, что здесь государственная власть осуществляется на основе разделения и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения полномочий между республиканскими и местными органами власти.

Как можно видеть из статьи 10 Конституции РФ, принцип разделения властей распространяется лишь на органы государственной власти. В системе местного самоуправления принцип разделения властей официально не применяется, но реально всё равно различают представительные (думы, собрания) и исполнительные органы (в лице главы муниципального образования и местной администрации) местного самоуправления. Если Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. подразумевал только различия, то пришедший ему на смену Федеральный закон 2003 г. не только использует понятие представительного органа, но и прямо называет местную администрацию исполнительно - распорядительным органом.

Главная суть принципа разделения властей проявляется в следующем:

.Каждая ветвь (каждый уровень) власти занимается своими, юридически порученными ей делами.

.Ветви (уровни) власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга.

.Каждая ветвь власти обладает средствами воздействия на другие ветви (уровни) власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности.

2.2 Некоторые проблемы разделения властей

Вопрос о разделении властей в Российской Федерации является непростым. Это сложная проблема со многими аспектами.

В нашей стране почти не поднимается такой вопрос, как разделение функций по управлению государством и обществом, между тем это тоже часть проблемы разделения властей. Такое деление необходимо для того, чтобы не допустить как чрезмерного «увлечения» государства в воздействии на общество, так и подмены общественными структурами государственной власти.

В разделении властей важное значение имеет не только распределение полномочий между властвующими субъектами, но и определение способов и средств их взаимного влияния. Это означает, что с одной стороны, каждый самостоятелен в осуществлении того, что есу поручено, но, с другой стороны, находится под своеобразным контролем окружающих, и они могут высказывать свои оценки.

В ч.1 ст.11 Конституции РФ говорится: государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». При этом упущено, что сам народ тоже осуществляет государственную власть. Как сказано в ст. 3 Конституции РФ, принятие всенародным голосованием Конституции РФ либо закона есть осуществление государственной власти народом.

Кроме того, в России или могут существовать государственные органы, которые строго не вписываются в указанную триаду органов государственной власти. Так для принятия новой Конституции должно быть собрано Конституционное собрание.

Следующий вопрос, который выделяют учёные - государствоведы: К какой ветви власти отнести Президента РФ. Казалось бы, он ближе всего к исполнительной ветви власти, к тому же в прежней конституции он был официально отнесён к этой ветви, а многими положениями Конституции 1993 г. тоже связан с исполнительной властью. Но всё таки по данной Конституции Президент объявляется главой государства и от исполнительной власти официально отделён.

Однако это не всё. О прокуратуре Конституция РФ говорит в главе судебной власти. Но очевидно, что прокуратура не является частью судебной власти, а помещение норм о ней в указанной главе можно считать пробелом в Конституции.

Отделение от общих групп органов со специфическими функциями привела ряд учёных к выделению ещё некоторых ветвей власти. Поэтому не случайно предлагается выделить такие разновидности государственной власти:

.Учредительная (принятие Конституции РФ народом или Конституционным Собранием);

.Народная (принятием народом на референдуме законов или решение других вопросов государственного значения - если речь не идёт о новой Конституции);

.Президентская;

.Законодательная;

.Исполнительная;

.Судебная;

.Прокурорская;

.Избирательная;

.Финансово - банковская;


3. Принцип разделения властей в Российской Федерации

.1 Принцип разделения властей в теории и практике российского конституционализма

Говоря о зачатках принципа разделения властей в современной России, необходимо выделить три основных периода его становления.

Первый период начался в апреле 1985 года с началом заключительного этапа реформ Михаила Сергеевича Горбачева «гласность - перестройка - ускорение» и закончился в сентябре 1993 года, когда вышел Указ Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» №1400. Этот период характеризовался не только формальным закреплением принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации и иных нормативно - правовых актах, но и началом его реального воплощения в жизнь.

«Данный период отличался тем, что шло «постоянное и активное изменение существующих государственной и правовой систем, политической системы общества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, - движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей».

В начале этого этапа государственная власть все еще рассматривалась в лице Советов и представлялась целой и неделимой. Традиционно считалось, что разделению должны подвергаться не сами ветви государственной власти, а лишь ее функции.

Прогресс в отношении принципа разделения властей наметился в конце 80 - начале 90х годов. Об этом свидетельствовало появление института президентства в Российской Федерации и образование Конституционного Суда, а также закрепление в ст.3 Конституции РСФСР положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей».

Второй период становления принципа разделения властей в условиях российского конституционализма очерчен рамками: сентябрь 1993 года - декабрь того же года, то есть день проведения референдума по проекту новой Конституции и выборов 12 декабря 1993 года.

В этот период «было покончено с неприкосновенностью граждан. Покончено не только с двоевластием, но и с троевластием, то есть с конституционным принципом разделения властей».

Это случилось в результате принятия Президентов России, Борисом Николаевичем Ельциным, Указа Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» 21 сентября 1993 года, в результате которого, как отмечали независимые эксперты, было установлено единовластие президента, а исполнительная власть получила верховенство над остальными ветвями власти.

И.Г. Шаблинский считал, что «Президент открыто вышел за рамки Конституции и, более того, объявил некоторые ее важнейшие главы не имеющими юридической силы».

Автор также отмечает, что Президент не имел права на издание данного указа и на издание указов, последовавших за ним, т. е. Указ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации от 9 октября 1993 года, разрушивший систему органов государственной власти, и Указ «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения» от 7 октября 1993 года, который изменил порядок назначения глав администраций, передав эту функцию исполнительной власти.

Помимо этих нормативно - правовых актов, были приняты и иные Указы Президента Российской Федерации, также направленные на сосредоточение властных полномочий в руках президента и исполнительной ветви власти.

Новый этап для принципа разделения властей в России начался с принятием новой Конституции 12 декабря 1993 года и продолжается по сей день.

Статья 10 Конституции России декларирует, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Существует точка зрения, что, помимо привычных нам законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, следует создать четвертую - «избирательную» власть. Под этим термином понимают не единую власть граждан - избирателей, а власть избирательных комиссий, самостоятельных от остальных ветвей власти. «Практическим выражением этой «самостоятельности» избирательных комиссий явился отказ Центральной Избирательной Комиссии в апреле 1996 года подчиниться решению Верховного Суда Российской Федерации, признавшего незаконным отказ в регистрации одного из кандидатов в Президенты Российской Федерации и обязавшего Центризбирком зарегистрировать этого кандидата».

Такие отклонения от принципа разделения властей в Российской Федерации в последние годы стали случаться все чаще. Это увеличивает «разрыв» между Конституцией России и реальными конституционно - правовыми отношениями, существующими в стране.

В итоге, можно сделать вывод, что принцип разделения властей за последние три десятка лет смог стать неотъемлемой частью российского конституционализма: он закреплен в юридической Конституции Российской Федерации, а его фактическая реализация - одна из важнейших задач России на пути к правовому государству.

.2 Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации

Говоря о разделении властей, в первую очередь подразумевают деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, так называемое «горизонтальное» разделение властей. Это деление является основным, но не безусловным.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет «горизонтальное» разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Для федеративных государств, таких, как Россия, помимо горизонтального разделения властей, свойственно и вертикальное деление власти, т.е. деление на двухуровневую систему, в которую входят федеральная власть и власть в субъектах Федерации.

Разделение властей по вертикали - это разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Это положение закреплено в 11 статье Конституции Российской Федерации, которая непосредственно примыкает к 10 статье, частично конкретизируя ее положения о горизонтальном делении властей и определяя основы вертикального разделения властей в Российской Федерации.

Она гласит, что:

« 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

Законодательную власть на федеральном уровне представляет Федеральное Собрание России - парламент Российской Федерации. Ему посвящена 5 глава Конституции Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии со статьей 95 Конституции России, в Федеральное Собрание входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума, в свою очередь, состоит из 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума имеют разную компетенции.

К ведению Совета Федерации Конституция относит:

·изменения границ между Субъектами Российской Федерации;

·утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

·решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;

·назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

·назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Генерального Прокурора Российской Федерации и заместителя Председателя Счетной палаты и освобождение последних от должности.

Государственная Дума, в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

·дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

·решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

·заслушивает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации;

·назначает и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации, Председателя Счетной Палаты и половину ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;

·объявляет амнистию;

·выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Главной функцией Государственной Думы является принятие федеральных законов и передача их на рассмотрение Совету Федерации.

Установление различной для палат компетенции служит своеобразной системой сдержек и противовесов внутри Федерального Собрания. Это необходимо для того, чтобы большинство, в лице Государственной Думы, не смогло сосредоточить всю законодательную власть в своих руках. В этом ее сдерживает Совет Федерации.

На уровне субъектов Федерации законодательные функции исполняют представительные органы государственной власти такие, как Дума Чукотского автономного округа, Государственное Собрание Республики Башкортостан, Парламент Кабардино-Балкарской Республики и другие.

Исполнительную власть в России на федеральном уровне осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации:

·разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет отчет об этом и о результатах своей деятельности;

·обеспечивает проведение единой политике в финансовой сфере, сфере культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения, а также в сфере безопасности и внешней политики;

·осуществляет управление федеральной собственностью;

·осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

На уровне субъектов Федерации также существуют органы исполнительной власти. Они представлены Высшим должностным лицом субъекта Федерации, Правительством субъекта Федерации и территориальными органами исполнительной власти.

·Высшее должностное лицо субъекта Федерации (Мэр, Губернатор, Президент, Глава администрации) выполняет следующие функции:

·формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации;

·разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации;

·участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

·формирует другие органы государственной власти в пределах своих полномочий (министерства, комитеты);

·осуществляет меры по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;

Правительство субъекта Российской Федерации осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации; определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности и подведомственных организаций; разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления и других областях и сферах жизнедеятельности общества.

Структурными элементами системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выступают также отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, комитеты и иные органы исполнительной власти).

Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации подконтрольны в своей деятельности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации и возглавляемому им Правительству субъекта Российской Федерации, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органах.

Судебная власть в России представлена федеральными судами, конституционными (уставными судами) и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.

К Федеральным судам относятся: Конституционный суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела о соответствии Конституции России Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативно - правовых актов. Схожей деятельностью в субъектах Федерации занимаются конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, решающие дела о соответствии законов или иных нормативно - правовых актов субъекта Федерации его конституции или уставу.

Суды общей юрисдикции ведают гражданскими, уголовными, административными и иными делами в пределах своей компетенции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Федерации являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных вопросов, относящихся к юрисдикции системы федеральных арбитражных судов.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Важнейшим условием для осуществления судьями правосудия является их независимость. Согласно Конституции Российской Федерации, судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть, делясь на три ветви, которые, в свою очередь, делятся на два уровня, представляет собой сложную и многообразную систему государственных органов, каждый из которых выполняет определенные функции и взаимодействует с другими государственными органами, одновременно, сдерживая и ограничивая друг друга.

.3 Институт президентства в Российской Федерации

Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти, поскольку не относится ни к одной из трех ее ветвей. Его власть является особым институтом, именуемым «президентская власть». Этот термин получил закрепление в указах Президента о штандарте (флаге) Президента и о знаке Президента. В данных нормативно - правовых актах штандарт и знак Президента определяются как символы президентской власти.

Система сдержек и противовесов через Конституцию России закладывает гарантии, препятствующие сосредоточению власти в руках Президента и превращению его в единоличного правителя. Они выражены в ограничении срока полномочий Президента Российской Федерации - 6 лет, а также в недопустимости занятия поста Президента более чем на два срока. Помимо этого, Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, выдвинутого Государственной Думой, а также подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, определенных в 4 главе Конституции Российской Федерации:

1)назначает, с одобрения Государственной думы <#"justify">Общество понимало необходимость ограничения власти правителя и разделение его полномочий, власти в целом между различными, контролирующими друг друга органами еще во времена Аристотеля, но «созрело» для воплощения этих идей в жизнь только к XIX веку. Идея разделения властей с самого своего возникновения практически не менялась и воплотилась в жизнь почти в том же виде, в котором видел ее великий древнегреческий мыслитель.

Разделение властей - основополагающий принцип функционирования государственного механизма, основанный на «системе сдержек и противовесов», при которой власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют строго в своей компетенции (наборе прав и обязанностей по реализации государственных функций), сдерживают и контролируют деятельность друг друга.

Принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства, в котором народ является единственным и первичным источником власти для государства, суверенным и полновластным в своих решениях.

Система разделения властей уже больше 200 лет плодотворно функционирует в США. В России же данная система стала актуальной на ее современном этапе, поскольку долгое время была под запретом, считалась глупостью и противоречила существующему советскому строю. В Новой России - Российской Федерации, этот принцип стал одним из основных, главных принципов построения правового государства.

Учитывая «молодость» нашей страны, в реализации принципа разделения властей на данном этапе развития конституционализма существуют некоторые проблемы.

Одной из таких проблем является то, что ветви российской государственной власти не всегда сдерживают друг друга. Исполнительная власть, в соответствии со сложившейся еще в советское время традицией, неформально доминирует над законодательной и судебной властями. Это выражается в том, что Президент Российской Федерации, формально не относясь ни к одной из ветвей, имеет наибольший объем полномочий именно в сфере исполнительной власти. Он оказывает влияние на судебную и законодательную власть через формирование кадрового состава судебных органов, возможность роспуска Государственной Думы, назначения в нее выборов, внесения законопроектов, а также через функции по подписанию и обнародованию федеральных законов.

Главной задачей для России в сфере разделения властей остается адаптация системы сдержек и противовесов к условиям российского конституционализма.

Библиографический список

Нормативно - правовые акты:

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.

.Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями).

.Конституция Республики Ингушетия (принята 27 февраля 1994 г.) (с изменениями и дополнениями).

.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

.Закон РФ от 21 апреля 1992 г. N 2708-I "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (прекратил действие)

Учебная литература:

.Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. Пособие: в 2 томах./ С.А. Авакьян. - 4-е изд., перераб. И доп. - М: Норма: ИНФРА - М, 2011.

.Аверьянов Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь / /Ю.И. Аверьянов. М.: Московский коммерческий университет. 1993., 431 с.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / Учебник. М.В. Баглай - 7-е изд., изм. и доп. - Инфра-М.: Норма, РИОР., 2013. - 784 с.

4.Бережнов А.Г.Разделение властей: история и современность / А.Г. Бережнов. М.: МГУ, 1996., 384с.

5.Большая Российская Энциклопедия // Власть. / М.: Терра. Т. 5. 2006., 592 с.

.Демин А.В. Теория государства и права: Курс лекций / А.В. Демин. М.: Инфра-М. 2002., 552 с.

7.Григонис Э.П. Теория государства и права: Курс лекций / Э.П. Григонис. СПб: Питер. 2002., 317 с.

.Витрук Н.В. Перспективы развития современной отечественной науки конституционного права. Электронный ресурс, 2010 г.

.Зиновьев А.В. Конституционное право России. Учебник/ Юридический центр Пресс. 2010 г.

.Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов. М.: Юристъ. 1999., 320 с.

.Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. //учебник. Издательство Проспект. 2013 г.

.Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. / В.М. Корельский. 2-е изд. М.: НОРМА. 2000., 616 с.

.Крутских В.Е.Юридический энциклопедический словарь. 3-е изд./В.Е. Крутских. М.: ИНФА-М. 2000., 450с.

.Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / В.В. Лазарев. 3-е изд. М.: Юристъ. 2000., 520 с.

.Лобов М. Верховный суд США и проблема разделения властей: пределы правового подхода // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - М.: Изд-во Ин-та права и публичной политики, 2004, № 2 (47). - С. 79-89

16.Локк Дж. Сочинения в трех томах / Дж. Локк. Т. 3. М.: Мысль. 1988.

.Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь /

М.Н. Марченко. М.: Проспект. 2008., 640 с.

.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник /

Н.И. Матузов, А.В. Малько. 2-е изд. М.: Юристъ. 2009., 776 с.

.Монтескье Ш.Л. Избранные произведения / Ш.Л. Монтескье. под. ред. М.П. Баскина. М.: гос. изд. Политической литературы. 1955.

.Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. //2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: ТГТУ, 2008. - 392с.

21.Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций. - 3-е издание./ С.И. Некрасов - М.: Юрайт - Издат., - 167 с., 2009 г.

22.Овчинников В.А. Конституционный принцип разделения властей в современной России (проблемы теории и практики): Дисс. … канд. юрид. наук. - СПб.: Северо-Западная академия государственной службы при Президенте РФ, 2002. - 215 с. 12.00.02

.Петухова Н.А., Загорский Г.И. Правоохранительные органы: Учебник / Н.А. Петухова, Г.И. Загорский. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2003., 504 с.

24.Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России // Государство и право. / М.Р. Сафарова. М.: Изд-во Ин-та законодательства и сравн. правоведения. 2000,. №6., 482 с.

.Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия / Г.Ю. Семигин. Т. 2., М.: Мысль. 1999., 704 с.

26.Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Конституционное право: учебник для высших учебных заведений - бакалавриат., Ростов Н/Д. ФЕНИКС, 541 с., 2013 г.

.Тимошина Н. П. Реализация принципа разделения властей в государствах с различной формой правления: сравнительно-правовой анализ / Н. П. Тимошина. - 06/02/2009 // Право и политика. - 2008. - № 09. - с.2078-2082.

28.Шаблинский И.Г.Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989 - 1995гг.) / И.Г. Шаблинский. М.: изд. РЮИД, 1997., 738 с.

.Шведова Н.Ю., Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Н.Ю. Шведова, С.И. Ожегов. 4-е изд., М.: Азъ. 2003., 944 с.

Похожие работы на - Теория разделения властей в современном конституционном праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!