Теперь доставкой, хранением и выдачей лекарств занимается одна государственная компания "Мособлмедсервис". Одна из главных задач унитарного предприятия "Мособлмедсервис" - следить за своевременным поступлением необходимых для льготников медикаментов по торговым точкам. Кроме того, в обязанности новой госкомпании войдет размещение в поликлиниках аптек для льготников, чтобы жители Подмосковья могли получать лекарства сразу после выдачи рецепта от врача.
3.2 Проблема обеспечения доступности лекарственных препаратов для льготных категорий граждан
В условиях действующего правового регулирования организационные проблемы обусловлены как составом и количеством участников программы лекарственного обеспечения, куда входят врачи, лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, органы власти, коммерческие структуры, так и разнородностью отношений по обеспечению населения лекарственными средствами. Вот далеко не полный перечень организационных вопросов, решаемых практически ежедневно: первичный осмотр больного и выписывание рецепта; подготовка сведений в региональный и федеральный регистры; формирование и ведение федерального и регионального регистров; планирование объема необходимых лекарственных средств; подача заявки на приобретение лекарств; организация работ по заключению и исполнению государственных контрактов на поставки лекарственных средств; учет, контроль, хранение, доставка, отпуск медикаментов больным.
Такой сложный механизм требует постоянного управления в «ручном режиме» и ежедневного контроля. Ключевую позицию здесь занимает Министерство здравоохранения Московской области, которое организует работу и взаимодействие всех структур, выполняющих функции по обеспечению лекарствами отдельных категории граждан. В число задач министерства входит:
взаимодействие с федеральными и местными органами здравоохранения, Пенсионным Фондом Российской Федерации; организациями, осуществляющими поставки лекарственных средств;
размещение государственных заказов и заключение государственных контрактов на поставки лекарственных средств;
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр, лекарственными средствами;
утверждение перечня аптечных организаций, лечебно-профилактических учреждений, врачей (фельдшеров), которым разрешается оформление рецептурных бланков; лекарственных средств, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан;
формирование сводной областной заявки на соответствующий период;
формирование и ведение базы лиц по 7 нозологиям;
контроль за учетом и расходованием лекарственных средств;
и другие.
Получение льготного рецепта пациентом детально регламентировано: утверждены специальные формы бланков для льготных лекарств, порядок их выписки и заполнения, система отчетности.
Сложнейший правовой механизм выписки льготных лекарств является причиной образования очередей в поликлиниках, источником негативного мнения граждан в целом о системе льготного лекарственного обеспечения и одним из главных побудительных мотивов в предпочтении денежной компенсации получению лекарств по льготным рецептам.
Отдельным категориям граждан, предоставление мер социальной поддержки при оказании лекарственного обеспечения, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2007 г. № 682 "О централизованной закупке лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов или тканей".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в перечень для бесплатного назначения лекарств вошли 247 международных непатентованных наименований лекарств (МНН) 435 торговых наименований (ТН), из них 146 ТН - препараты отечественного производства.
Страдающие социально значимыми заболеваниями больные, стали гарантированно получать дорогостоящие лекарственные препараты. Выводы внештатных узких специалистов по итогам лекарственного обеспечения больных по жизненным показаниям однозначны: проводимая терапия позволила улучшить качество жизни больных, вести активный образ жизни, уменьшить количество госпитализированных.
Рациональное использование лекарственных средств по определению ВОЗ, - это такое их применение, когда больные получают препараты в соответствии с клинической необходимостью, и в дозах, отвечающих индивидуальным потребностям, на протяжении адекватного периода времени и с наименьшими затратами для себя и общества.
Треть населения мира не имеют доступа к необходимым медикаментам, а более 50% ЛС назначаются, отпускаются или реализуются нецелесообразно, половина больных применяют их не должным образом.
К нерациональному использованию лекарственных средств относятся:
назначение больному большого количества препаратов (полипрагмазия) одновременно;
при не бактериальных инфекциях использование антибактериальных препаратов;
в случаях, когда для лечения более подходят пероральные формы препаратов чрезмерное применение инъекций;
самолечение.
Значительное влияние на уровень заболеваемости и смертности, особенно при лечении детских инфекций и хронических заболеваний, в частности артериальной гипертензии, сахарного диабета, эпилепсии, психических нарушений оказывают или недостаточный доступ к лекарствам или применение их в неадекватных дозах. Необоснованные дополнительные затраты самих больных или чрезмерное использование препаратов, наносит существенный ущерб их здоровью. Повышению устойчивости микроорганизмов способствует излишнее использование антибиотиков, инъекции в нестерильных условиях - к инфицированию гепатитом, ВИЧ/ СПИДом и другими заболеваниями, передающимися кровью. Нерационально назначаются и используются лекарственные препараты, в дозах, не отвечающих их индивидуальным особенностям. Неадекватный спрос больных на определенные медикаменты, приводит к исчерпанию материальных ресурсов и утрате пациентами доверия к системе здравоохранения.
Для нерационального использования лекарств довольно часто существуют вполне определенные причины, такие как недостаток знаний и умений врача, независимой информации, неограниченная доступность препаратов, чрезмерная занятость персонала, неадекватная реклама препаратов, финансовая мотивация их продаж. Для оценки причин нерационального применения лекарств можно использовать применяемые в социологии количественные методики (сфокусированные обсуждения, подробные интервью, структурные наблюдения, специальные анкеты).
Имеется много пробелов в наших знаниях об эффективной политике и стратегии в отношении улучшения использования лекарств, но здесь можно выделить основные направления и мероприятия, способствующие более рациональному применению лекарственных средств:
наличие межведомственного государственного органа, координирующего принципы назначения лекарств;
использование клинических руководств;
на основании стандартов лечения применение перечня необходимых лекарств;
организация работы лекарственных и терапевтических кабинетов в регионах и больницах;
постдипломное медицинское образование - основное требование для лицензирования/аттестации медицинских работников;
независимая информация о лекарствах;
предоставление населению достоверной информации о лекарствах;
достаточное государственное финансирование, обеспечивающее доступность лекарств;
По каждому из направлений разработан комплекс мероприятий, который включает как меры профилактики и пропаганды на популяционном уровне, так и мероприятия по совершенствованию ранней диагностики и качественному лечению больных.
Для областного Министерства здравоохранения 2013 год начался с аврального решения проблем лекарственного обеспечения льготников. В январе-феврале выяснилось: при формировании заказа на закупку лекарств была неверно рассчитана реальная потребность пациентов. Серьезными последствиями обернулись и сбои в работе новой автоматизированной программы по учету льготного лекарственного обеспечения, внедренной с 1 января 2013 года. Такое "наследство" в январе приняла новый министр здравоохранения Подмосковья Нина Суслонова. Андрей Воробьев, тогда еще врио губернатора Московской области, распорядился подписать дополнительные соглашения к контрактам на поставку препаратов, и брешь была закрыта. В марте восстановлена работа прежней Единой региональной информационной системы (ЕРИС). Из бюджетов РФ и Московской области на 2013 год на закупку лекарственных препаратов для льготников Подмосковья было выделено около 5 млрд руб. По сравнению с 2012 годом сумма выросла на 26%, причем в основном за счет средств регионального бюджета. В 2013 году впервые в расходной части бюджета области предусмотрена статья на закупку лекарственных препаратов для пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями - на их лечение требуется 460,2 млн руб.
По решению губернатора дополнительно было направлено 200 млн руб. на закупку лекарств для детей с онкологическими заболеваниями и сахарным диабетом.
В Московской области около 700 тыс. льготников (Приложение 1): более 200 тыс. страдают сахарным диабетом (66 тыс. нуждаются в инсулинотерапии), более 180 тыс.- онкологическими заболеваниями, свыше 6,5 тыс. человек получают лекарственное обеспечение в рамках программы "7 нозологий" (гемофилия, злокачественные заболевания крови, рассеянный склероз, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, пациенты после трансплантации органов и тканей).
Проблема отсутствия лекарственных препаратов для лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, с каждым днем обостряется. Несмотря на поставки в прошлом году в аптечные учреждения области лекарственных препаратов на сумму почти 6 млрд. рублей, в конце года выяснилось, что для обеспечения препаратами льготных категорий населения не хватает ещё 12 млрд. рублей. По оценке Контрольно-счетной палаты Московской области действующая система не в полной мере позволяет обеспечить всех льготников лекарственными препаратами в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
В сложившейся ситуации люди вынуждены самостоятельно приобретать дорогостоящие лекарства за личные средства.
Результаты мониторинга свидетельствуют, что сотни людей не получают необходимые лекарства, и государственная помощь не доходит своевременно до каждого нуждающегося в ней.
Число льготников Подмосковья, отказавшихся от социальных у слуг в пользу денежной компенсации, в последние годы неизбежно растет: если в 2011 году их было 409 567 человек (66,4%), то в 2012-м стало 423 764 (69,5%), а в 2013-м - 467 122 (почти 70%). Эта тенденция характерна для всех регионов России. Но почему больные предпочитают отказаться от государственной помощи в лечении, особенно если учесть, что взамен независимо от заболевания они будут получать всего 638 руб. в месяц. Выдачей лекарств по льготным рецептам в области занимаются 346 аптечных организаций, из них 122 обеспечивают больных по программе "7 нозологий". С начала года по федеральной и региональной льготам выписано более 1,7 млн рецептов, по всем пациенты получили необходимые лекарственные препараты. Однако в отчете управления Росздравнадзора по Москве и Московской области за первое полугодие указано, что по 22 973 рецептам препараты не отпущены, при этом рецепты не зарегистрированы на отсроченном обеспечении. Ведомство ссылается на пояснения областного Минздрава: так случилось "по причине смены льгот или позднего обращения гражданина в аптечную организацию".
Пациенты жалуются на отказы в выписке рецептов со ссылкой на различные причины ("мы такое дорогое и заказывать не будем, все равно не дадут", "нет в списках", чаще всего "препарата нет в аптеке", "препарат имеется в наличии для федеральных льготников, выдать его региональным льготникам аптека не имеет права") или без объяснения таковых. Без рецепта доказать право на льготу и получить компенсацию гораздо сложнее.
Программа ЕРИС, к которой вернулись в марте, в режиме реального времени дает сведения, какими лекарственными средствами обеспечен тот или иной пациент, средства из какого бюджета и в каком объеме затрачены, но она не дает сведений о не полученных пациентом лекарствах.
Уполномоченный по правам пациентов в Московской области Евгений Жаров в своем специальном докладе отмечает, что жалоб на трудности с получением лекарств в первом полугодии 2013 года было больше на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Заметное ухудшение льготного лекарственного обеспечения отмечают страдающие онкозаболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой. Обращения жителей Московской области на телефонную горячую линию "Движения против рака" за 2013 год составили большинство - 22,2% от общего числа звонков со всей России.
Органы местного самоуправления вынуждены выделять деньги из местного бюджета или средств спонсоров, чтобы компенсировать льготникам траты на препараты, купленные за свой счет.
Сумма субвенций региона на обеспечение федеральных льготников определяется по специальной методике исходя из числа пациентов, вошедших в федеральный регистр и не отказавшихся от получения лекарств. На практике же эти деньги приходится тратить и на льготников, выбравших компенсацию. С другой стороны, можно понять, к примеру, инвалида, который отказался от соцпакета, а позднее узнал о новом диагнозе - онкозаболевании. Пациент рассчитывает на помощь государства в обеспечении необходимыми препаратами для лечения этого заболевания.Так происходит и в других регионах. В июле 2013 года на заседании президиума Госсовета РФ, посвященном повышению доступности и качества медицинской помощи в регионах, президент Владимир Путин обратил внимание высших должностных лиц субъектов РФ на то обстоятельство, что в текущем году в 54 регионах дефицит финансирования региональных программ бесплатной медицинской помощи превышает 120 млрд руб.
По итогам первого полугодия 2013 года территориальное управление Росздравнадзора отметило, что средняя стоимость одного рецепта в Московской области составила 2359,28 руб.- в 2,06 раза больше, чем в Москве. Более того, как отмечают эксперты, это самая высокая стоимость в России. Это означает, что область закупает самые дорогие препараты и проблема требует решения.
Более того, отмечается и сокращение аптек Подмосковья, отпускающих наркотические и сильнодействующие препараты: с 82 аптек в 2012 году до 67 - в 2013-м.
В министерстве МО уже разработана и утверждена программа "Здравоохранение Подмосковья на 2014-2020 годы", предусматривающая лекарственное обеспечение всех льготных категорий граждан области. На базе ГУП "Мособлмедсервис" создана одноканальная логистическая структура, которая позволит оптимизировать затраты на хранение, выдачу и отпуск лекарственных препаратов. А решить проблему нехватки ЛС должен помочь план закупок лекарственных препаратов на 2014 год, который составлен на основании заявок главных специалистов по каждой нозологии.
3.3 Проблема информационно-аналитической системы и государственного управления процессом ценообразования лекарственных средств
В здравоохранении Российской Федерации в настоящее время происходят радикальные и масштабные изменения, связанные с переходом на принципиально новую модель организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан. Проделана огромная работа, в том числе и для информационного обеспечения проводимых реформ.
Совместно с территориальными органами социальной защиты населения отделениями Пенсионного фонда России сформирован федеральный регистр граждан, которые имеют право на получение набора социальных услуг в виде обеспечения бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении. Совместно с органами управления здравоохранением, лечебными учреждениями, аптеками, фармацевтическими организациями и страховыми медицинскими организациями территориальными фондами ОМС выполнен большой объем работ по оснащению программно-техническими средствами, организации взаимодействия, подготовке нормативно-методических и распорядительных документов, обучению персонала.
С целью дальнейшего повышения эффективности реализации программы ОНЛС разработан регламент отдела здравоохранения на основе:
рационального использования средств ОНЛС;
снижения затрат на ведение учета и количества технических ошибок, оптимизации учета и контроля выписки рецептов и отпуска лекарственных средств;
управления товарными запасами на основе достоверной информации;
оперативности расчетов за отпущенные лекарства;
гибкого анализа реализации ОНЛС на основе аналитической обработки персонифицированной первичной информации, в разрезе любых информационных показателей и их комбинации;
персонификации, эффективной идентификации и контроле работы ЛПУ и конкретного врача в разрезе каждого пациента и выписанного рецепта на территориальном уровне;
Территориальное отделение ПФР формирует Регистр льготников и передает их в Министерство здравоохранения Московской области, которое в свою очередь, формирует справочник врачей, имеющих право на выписку рецептов, справочник ЛПУ, участвующих в программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, справочник аптечных учреждений, справочник лекарственных средств, составленный по результатам аукциона, актуализированный на текущий период. По мере включения, исключения, изменения данных производится обновление справочников.
В аптечных учреждениях для обеспечения автоматизированной обработки рецептов, на бланках рецептов печатается штрих-код, в котором содержится вся необходимая информация, серия и номер рецепта, код ЛПУ и идентификационный номер врача, выписавшего рецепт, код заболевания, кодовый номер и дозировка лекарственного средства, и прочая информация, имеющаяся на рецепте в текстовом виде.
Программе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан суждено стать первым, весьма сложным и болезненным шагом на пути тех преобразований, которые еще предстоит пройти российскому здравоохранению.
К наиболее ценным информационным ресурсам территориального здравоохранения на сегодняшний день относятся:
базы данных застрахованного населения, фрагментом которых являются данные о льготных категориях граждан;
базы персонифицированных медицинских данных о больных социально значимыми болезнями;
медико-статистические базы персонифицированных данных медицинских услуг, включая услуги амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи, стоматологической помощи;
базы финансово-экономической информации;
базы данных по кадровому составу и материально-техническому оснащению ЛПУ;
базы нормативно-справочной информации.
Применением аппаратно-программных средств обеспечивает сохранность этих информационных ресурсов. Однако результативность внедрения информационно-аналитической системы без комплексного решения проблем создания и формализации единого информационного пространства будет не полноценной.
По несколько раз в месяц больные-льготники вынуждены посещать врача, чтобы получить рецепт на бесплатные препараты, в связи с чем в лечебно-профилактических учреждения ежедневно мы видим огромные очереди. Для того, чтобы снизить ажиотажную потребность и упростить процедуру выдачи льготных рецептов необходимо введение электронного рецепта и электронной карты больного. Но переход на безбумажный документооборот, должен вводиться постепенно, со временем объединив электронные данные о состоянии здоровья россиян в единый массив. Человек сможет получить более квалифицированную помощь обратившись в медицинское учреждение в другом городе (во время командировки или отпуска), поскольку у медперсонала будет доступ к его истории болезни. Данные электронной карты можно будет использовать и в федеральных медицинских центрах для удаленных консультаций, при планировании высокотехнологичного лечения.
Введение электронных медицинских карт позволит пациентам:
подтвердить право на получение лекарственных средств по программе ОНЛС ее держателя;
подтвердить информацию об основных и сопутствующих заболеваниях;
централизованно обрабатывать информацию о выписанных рецептах и полученных по ним лекарственных средств;
между уполномоченными фармацевтическими организациями облегчить организацию взаиморасчетов, формировать и предоставлять отчеты заинтересованным организациям о выписанных и полученных по программе ОНЛС лекарственных средствах.
Основные преимущества после введения электронной карты будут заключаться в:
экономии рабочего времени врача, провизора, фармацевта по поводу выписки рецептов;
контроле ЛПУ лицевых счетов льготных категорий населения;
возможности просмотра лекарственных препаратов, находящихся в наличии в каждой аптечной организации на данный момент, а также текущих остатков товара согласно заявкам ЛПУ;
невозможности отпуска аптечной организацией ЛС по рецептам с истекшим сроком действия;
создании базы данных для конкретного ЛПУ и АО по выписанным и обслуженным рецептам;
контроле Росздравнадзором и другими федеральными органами всех участников системы ОНЛС.
Обработка всей полученной информации будет происходить в центре обработки данных, что позволит осуществлять мониторинг состояния программы ОНЛС, путем формирования отчетов любой сложности, проводить статистическую и аналитическую обработку данных за любой период времени, оперативно получать лечебно-профилактическими учреждениями информацию о застрахованных гражданах, формировать реестры счетов ЛПУ за оказанные медицинские услуги.
У контролирующих органов появится возможность оперативно получать необходимую информацию для эффективного выполнения своих полномочий. Тесное взаимодействие между всеми участниками позволит повысить производительность труда и уровень оказания медицинских услуг.
Изменение многих традиционных подходов к планированию организации льготного лекарственного обеспечения населения, финансирование ее жизнедеятельности, критический пересмотр основных объектов прежнего хозяйственного механизма, переход на экономические методы управления предполагают требования системного подхода.
С точки зрения процессов ценообразования рынок лекарственных средств является одним из наиболее сложных. Составной частью политики государства с одной стороны является порядок формирования цен на лекарственные средства, учитывающей социальные и моральные аспекты, а значит, в установлении этого порядка волевое решение государства, выраженное в нормативном правовом акте, должно быть определяющим. С другой стороны, должны быть учтены экономические интересы производителя и продавцов в определении стоимости лекарственных средств.
Государственное регулирование цен возможно в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, или когда в соответствии с законом такое регулирование допустимо. В этих случаях соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон. Товары должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными государственными органами. Цены, как правило, устанавливаемые или фиксированные, определяются в твердой денежной сумме. При регулировании цена определяется с учетом установления предельного уровня цены или размера коэффициента или уровня рентабельности.
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» одним из видов товаров, в отношении, которого сохраняется государственное регулирование цен, являются лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛП. Это объясняется некоторыми особенностями лекарственных препаратов как товара:
так как здоровье, а иногда и жизнь граждан напрямую зависят от наличия или отсутствия требуемого лекарства, лекарственные средства являются социально значимыми;
так как лекарственный препарат назначается врачом или рекомендуется фармацевтом, решение о приобретении лекарственного средства зачастую не зависит от гражданина. Лечащие врачи при назначении лекарств рекомендуют в первую очередь препараты, имеющие наибольшую клиническую эффективность, безотносительно к уровню их цены. Когда доход аптеки определяется стоимостным объемом проданных препаратов, фармацевтические работники в условиях рыночной экономики заинтересованы в реализации более дорогих лекарств;
потребитель, как правило, не располагает необходимой информацией для сравнительной оценки эффективности лекарственного средства и его соответствия цене;
приобретать дорогостоящие лекарственные средства человека побуждает желание скорее выздороветь.
Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Частью этой политики должно быть формирование цен на лекарственные средства. Поэтому в рамках Российской Федерации вопросы ценообразования должны решаться единообразно.
Согласно ст. 60 «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется посредством утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в такой перечень под международными непатентованными или химическими наименованиями и соответствующих следующим критериям:
применение конкретного лекарственного препарата для диагностики, профилактики, лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации;
преимущество конкретного лекарственного препарата по сравнению с другими лекарственными препаратами при определенных заболевании, синдроме или клинической ситуации;
терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственного препарата лекарственным препаратам со схожим механизмом фармакологического действия;
с правовой точки зрения представляется, что отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан регулируется нормами социального обеспечения.
Для реализации этих социальных гарантий выбран гражданско-правовой механизм. Уполномоченные фармацевтические организации, фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, аптечные организации разных организационно-правовых форм и форм собственности, являются субъектами, участвующими в обеспечении дополнительными лекарственными средствами. За оказанные этими организациями фармацевтические услуги в качестве платы устанавливается предельная торговая надбавка.
Государство пытается регулировать цены на лекарственные средства, предназначенные для граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Но зачастую цены на лекарственные средства, предназначенные для льготной категории граждан и оплачиваемые за счет средств федерального бюджета, зачастую оказываются выше, чем те же лекарственные средства, которые продаются в тех же аптеках в розницу.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» направлен, в первую очередь, на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.
Изменилась и схема лекарственного обеспечения. Переданы полномочия по лекарственному обеспечению в субъект РФ, при этом объем средств не сокращался, а увеличивался. Передача полномочий в субъекты РФ сыграет определенную роль в стабилизации лекарственного обеспечения, значительно снизится доля отсроченного обеспечения.
В то же время в реализации программы ОНЛС возникают проблемы:
нерационального использования лекарственных препаратов;
обеспечения больных редкими «орфанными» заболеваниями;
качества определения потребности в ЛС, а также качества и эффективности проведения аукционных процедур в рамках закупок, производимых субъектами РФ;
связанные с управлением товарными запасами, финансовыми потоками, выпиской ЛС;
информационного взаимодействия участников реализации программы ОНЛС;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на многообразие нормативно-правовых актов разного уровня, принятых в сфере охраны здоровья, проведенное исследование проблем социальной политики в сфере льготного лекарственного обеспечения говорит о том, что по-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства по вопросам организации и функционирования российской системы государственного управления здравоохранением.
Анализ изложенной выше информации позволяет говорить о том, что существующая громоздкая система лекарственного обеспечения не отвечает требованиям времени и не реализует в полной мере права граждан на льготные лекарственные препараты.
Ее характерными негативными чертами являются:
большое количество нормативных правовых актов различного уровня, не обеспечивающих надлежащее регулирование лекарственного обеспечения;
деление граждан на льготные категории федерального и регионального уровня;
сложная система финансирования;
недостаточность денежных средств, обусловленная, в том числе, низким ежемесячным нормативом на каждого льготника;
расходование бюджетных средств на функционирование программы льготного лекарственного обеспечения, сопоставимых с расходами на приобретение лекарств;
большое число участников программы, от которых зависит ее нормальное функционирование;
длительная процедура получения больными людьми рецептов;
неудовлетворительная организация отпуска лекарств в аптечных учреждениях;
отсутствие механизма компенсации гражданам средств, потраченных на приобретение лекарств за личные сбережения;
отсутствие отлаженного взаимодействия министерства здравоохранения с муниципальными органами управления здравоохранением;
планирование потребности в лекарственных препаратах на основе прогнозных параметров, определяемых министерством здравоохранения в ежегодных заявках, без учета реальных потребностей граждан;
несовершенство информационной системы льготного лекарственного обеспечения населения Московской области (ЕРИС).
По результатам проверок надзорных органов, отпуск лекарственных препаратов льготникам организован с многочисленными нарушениями:
не обеспечена доступность аптек по месту жительства;
время выдачи льготных лекарственных препаратов зачастую необоснованно ограничено;
места выдачи лекарственных препаратов не оборудованы надлежащим образом;
здания и помещения, где размещаются аптечные учреждения, не соответствуют требованиям законодательства по площади, наличию необходимых служебных помещений, оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения;
отпуск лекарственных средств осуществляется неквалифицированными сотрудниками, не имеющими порой специального образования.
Снижается число аптек, отпускающих пациентам наркотические и сильнодействующие препараты. Во многих аптеках график работы для льготников значительно укорочен, в выходные дни (суббота и воскресенье) отпуск не производится.
Условия содержания и деятельности аптечных учреждений не соответствуют нормативным. Не соблюдаются требования к площадям и составу помещений. Во многих аптечных организациях отсутствуют санитарные узлы, помещения для приема пищи и отдыха персонала.
Квалификация отдельных сотрудников не соответствует законодательным требованиям. Должности заведующих аптечными организациями занимают лица, не имеющие фармацевтического образования; у многих специалистов руководящего состава квалификационная подготовка не соответствует требуемым нормативам. Непосредственным отпуском лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в аптечных организациях должны заниматься специалисты с высшим и средним образованием, имеющие сертификаты. Эти требования нарушаются.
Недостаточное взаимодействие органов управления здравоохранением муниципальных образований с частными аптечными организациями приводит к тому, что работа аптек остается бесконтрольной.
Создание доступной системы льготного лекарственного обеспечения граждан является велением времени и одной из значимых задач всех уровней власти.
Представляется, что основными мерами по исправлению ситуации должны стать:
перевод льготного лекарственного обеспечения из системы мер государственной социальной поддержки, в разряд оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования без разделения людей на категории региональных и федеральных льготников;
осуществление финансирования в соответствии с фактическими затратами по заболеваниям;
замена процедуры государственных закупок лекарственных средств на компенсацию стоимости лекарств, отпущенных гражданам в аптечных учреждениях по назначению врача;
обеспечение препаратами граждан, страдающих онкологическими и другими заболеваниями через специализированные центры, где пациенты проходят лечение;
упрощение процедуры получения рецептов на льготные лекарства;
совершенствование прогнозирования и контроля расходов в рамках системы лекарственного обеспечения;
подготовка практических врачей по вопросам клинической фармакологии, введение в лечебно-профилактических учреждениях должности клинического фармаколога;
повышение квалификации фармацевтических кадров;
обеспечение своевременного информирования муниципальных органов управления здравоохранением о проведении закупок и сроках поставки лекарственных препаратов в аптечные организации;
восстановление государственной и муниципальной аптечной сети;
государственное регулирование ценообразования лекарственных препаратов;
развитие отечественного производства лекарственных средств.
Так же необходимо открытие новых аптек и аптечных пунктов для того, чтобы пожилые люди не тратили силы и время на поездку в аптеку в другой конец города, аптеки должны быть территориально доступны.
льготный лекарственный препарат категория
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 30.12. 2008 г.) - Российская газета. - 2009. - 21 января.
. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. на 30.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - ст. 424.
. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21ноября 2011 г. N 323-ФЗ (с изм. на 25.06.12 г.) // Российская газета. - 2011. - 23 ноября.
. О государственной социальной помощи : федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изм. на от 25.12.2012 г.) // Российская газета. - 1999. - 19 июля.
. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. на 30.12.2012 г.) // Российская газета. - 2005.- 28 июля.
. Об обращении лекарственных средств : федер. закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ (с изм. на 29.11.2010 г.) // Российская газета. - 2010. - 14 апреля.
. Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации : федер. закон от 23 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с изм. на 25.06.2012 г.) // Российская газета. - 2011. - 23 ноября.
. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : федер. закон от 29 ноября 2011 г. № 326-ФЗ (с изм. на 11.02.2013 г.) // Российская газета. - 2011. - 3 декабря.
. О ветеранах : федер. закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (с изм. на 16.10.2012 г.) // Российская газета. - 1995. - 21 мая.
. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : федер. закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. на 23.07.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2002. №28. Ст. 2791; №30. Ст. 3032; 2003. №2. Ст. 167; 2004. №35. Ст. 3607; 2008.№ 30 (часть II). Ст. 3616.
. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов : федер. закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (с изм. на 21.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №32. Ст. 3198; № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.
. Приоритетный национальный проект «Здоровье», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.) [документ опубликован не был].
. Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2011 г. № 1021-р (с изм. на 28.08.2012 г.) // Собрания законодательства РФ. - 2011. - 15 июля, Ст. 3826
. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 (с изм. на 14.02.2002 г.) // Российская газета. - 1994. - 10 августа.
. О централизованной закупке в 2009 и 2011 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей : постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 года № 682 (с изм. на 30.11.2010 г.) // Российская газета. - 2007. - 01 декабря.
. Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р (с изм. на 08.08.2009 г.) // Сборник Собрания законодательства РФ. - 2008. - 24 ноября, Ст. 3908.
. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года // Российская газета.- 2008.- 6 ноября.
18. О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года № 255 // Российская газета. - 2004. - 28 ноября.
. Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категория граждан : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 (с изм. на 01.06.2007 г.) // Российская газета. - 2005. - 14 января.
. О порядке отпуска лекарственных средств : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 года № 785 (с изм. на 06.08.2007 г.) // Российская газета. - 2006. - 10 января.
. О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 года № 110 (с изм. на 20.01.2011 г.) // Российская газета. - 2011. - 20 января.
22.Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации: приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66.
23. Волгина, Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.: КНОРУС, 2011. - С.8
. Кончугов, А.В. Социальная политика как явление общественной жизни / А.В. Кончугов. - Власть. - 2011. - №4. - С. 96-98.
. Аверин, А.Н. Социальная политика. Теория и методология : учебное пособие / А.Н. Аверин. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - С. 14
. Умерова, А.Р. Организация льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне / А.Р. Умерова, В.В. Дементьева, М.Н. Бастрыкина - М.; Астрахань, 2010. - 106 с.
. Ерохина, Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации / Т.В. Ерохина. - Саратов.: Ай Пи Эр Медиа, 2009. - 137 с.
. Иванова, О.М. Правовое обеспечение охраны здоровья / О.М. Иванова.- М.: Юрист, 2009. - 78 с.
. Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации : учебник / В.А. Козбаненко. - М.: Статус, 2009. - 204 с.
. Курбатова, В.И. Социальная работа / В.И. Кубатова.- Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 380 с.
. Сулейманова, Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование / Г.В. Сулейманова. - М.: Экспертное бюро, 2008. - 346 с.
. Тихомиров, Ю.А. Публично-правовые и частноправовые начала в управлении. Управление на основе права / Ю.А. Тихомиров. - М.: Формула права, 2008. - 62 с.
. Черносвистов, Е.В. Социальная медицина : учебник / Е.В. Черносвистова. М.: Проспект, 2008. - 490 с.
. Буянова, М.О. Право социального обеспечения : учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева; - М.: Юрист, 2008. - 450 с.
. Бевеликова, Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США / Н.М. Бевеликова // Медицинское право. - 2011. - № 3. - С. 7 - 16.
. Бевеликова, Н.М. Совершенствование компетенции органов публичной власти в сфере здравоохранения / Н.М. Бевеликова // Российское право. - 2011. - № 2. - С. 47 - 54.
. Бевеликова, Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения / Н.М. Бевеликова // Законодательство и экономика. - 2010. № 12. - С. 47 - 55.
. Наумова, Н.А. К вопросу о льготном лекарственном обеспечении амбулаторных больных / Н.А. Наумова // Экономический вестник фармации. 2010. - №12. - С. 15-17.
. Каткова, Л.В. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России / Л.В. Каткова // Административное право и процесс. - 2010. № 6. - С. 42 - 44.
. Яблокова, И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения / И.А. Яблокова // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 4. - С. 30 - 32.
. Рожкевич, А.Г. Обеспечение граждан лекарственными средствами / А.Г. Рожкевич // Законность. - 2010. - № 3. - С. 25 - 27.
. Хабриев, Р.У. Правовое регулирование обращения лекарственных средств Р.У. Хабриев // Право и экономика. - 2009. - № 8. - С. 30-32.
. Карягин, Н.Е. Проблемы эффективности форм защиты прав потребителей лекарственных средств // Н.Е. Карягин / Медицинское право. - 2009. № 4. - С. 26 - 30.
. Кушербаев, С.К. Россия нуждается в глобальной реформе медицины / С.К. Кушербаев // Медицинское право. - 2009. - № 4. - С. 6 - 9
. Сергеев, Ю.Д. Системный анализ в сфере медицинского права / Ю.Д. Сергеев // Медицинское право. - 2009. - № 4. - С. 23-25.
. Сергеев, Ю.Д. Системный анализ в сфере медицинского права / Ю.Д. Сергеев // Медицинское право. - 2009. - № 4. - С. 23-25.
. Бевеликова, Н.М. Компетенция Правительства Российской Федерации в сфере здравоохранения / Н.М. Бевеликова // Медицинское право. - 2009. - № 3. - С. 7 - 12.
. Бевеликова, Н.М. Конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь: проблемы реализации / Н.М. Бевеликова // Медицинское право. - 2009. - N 3. - С. 18-20.
. Сергеев, Ю.Д. Системный анализ в сфере медицинского права / Ю.Д. Сергеев // Медицинское право. - 2009. - № 4. - С. 23-25.
. Соловьев, В.Н. Вопросы обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан посредством использования имущества публично-правовых образований / В.Н. Соловьев // Гражданское право. - 2009. - № 3. - С. 29 - 33.
. Шилюк, Т.О. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения / Т.О. Шилюк // Административное право и процесс. - 2009. № 3. - С. 36-37.
. Воробьев, С.М. Региональные законодательные акты в области социальной защиты инвалидов С.М. Воробьева // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2. - С. 19-24.
. Путило, Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении / Н.В. Путило // Российское Право. - 2009. - № 2. - С. 18-20.
. Милушин, М.И. Проблемные вопросы российского законодательства об обращении лекарственных средств / М.И. Милушин // Медицинское право. - 2008. - № 3. - С. 8-11.
. Старцун, В.Н. Правовое регулирование лекарственного обеспечения граждан, проходивших военную службу / В.Н. Старцун // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - № 1. - С. 40-42.,
. Маркетинговые исследования DSM grоup. Аналитика ДЛО. //
57. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2007.- С. 119
. Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. - М.: Финансы и статистика, 2008.- С. 92.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов по льготному лекарственному обеспечению населения Московской области
I. Конституция Российской Федерации
II. Федеральные законы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 274-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2013 год»
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений»
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
III. Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»
Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280 «О федеральной целевой Программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. № 1199 «О предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения»
Постановление Правительства РФ от 01 августа 2011 г. № 637 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»
Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 404 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей»
Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 892 «Об утверждении правил ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 ноября 2007 г. № 727 «Об органе, осуществляющем ведение Федерального регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»
Приказ Министерства здравоохранения России от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации»
Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
V. Законы Московской области
Закон Московской области от 23 марта 2006 г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области»
Закон Московской области от 10 ноября 2012 г. № 166/2012-ОЗ «О бюджете Московской области на 2013 год»
Закон Московской области от 11 ноября 2005 г. № 240/2005-ОЗ «О здравоохранении в Московской области».
VI. Постановления Правительства Московской области
Постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2007 г. № 1064/48 «Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области»
Постановление Правительства Московской области от 14 ноября 2012 г.
№ 1464/35 «О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год». Постановление Правительства Московской области от 12 мая 2010 г. № 326/19 «О мерах по лекарственному обеспечению больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей»
Постановление Правительства Московской области от 4 апреля 2005 г. № 207/7 «Об организации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи».
VII. Приказы Министерства здравоохранения Московской области
Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 30 декабря 2010 г. № 1078 «Об утверждении Перечня наименований лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с заключенными государственными контрактами на их поставку»
Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 04 февраля 2013 г. № 106 «Об утверждении Перечней лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти процентной скидкой со свободных цен». Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 21 февраля 2013 г. № 190 «Об утверждении Перечня аптечных организаций, осуществляющих в 2013 году отпуск отдельным категориям граждан лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов»
Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 28 декабря 2009 г. № 889 «Об утверждении Перечней аптечных организаций, осуществляющих лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи»
Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 6 мая 2009г. № 275 «О мерах по улучшению медицинского и лекарственного обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны»
Приказ Министерства здравоохранения Московской области от 29 декабря 2005 г. № 404 «Об утверждении Перечня торговых наименований лекарственных препаратов для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в части дополнительного лекарственного обеспечения и отнесенных к ответственности Московской области».
Приложение 2
Категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами из средств федерального бюджета:
военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы;
ветераны боевых действий;
члены семей военнослужащих лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Гос. противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов гос. безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы;
члены семей, погибших в Великой отечественной войне;
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;
инвалиды;
инвалиды (I степень);
инвалиды (II степень);
инвалиды (III степень);
дети-инвалиды;
инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности;
граждане, принимавшие в 1986-1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принимавшие участие в 1988-1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; мед. персонал, получивший сверхнормативные дозы облуч. с 26.04.86 по 30.06.86;
граждане, принимавшие участие в 1988-90 гг. в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения;
дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные из зон отчуждения, а также дети, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;
дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, ставшие инвалидами;
граждане, получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
граждане, получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр);
дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получившие суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей;
лица, работавшие в период Великой отечественной войны;
граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболев., включ. в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены возд. радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоакт. отходов в р.Теча;
граждане, ставшие инвалидами в результате воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
дети первого и второго поколения граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 26.11.98 № 175-ФЗ, страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей;
граждане из подразделений особого риска, не имеющие инвалидности;
граждане из подразделений особого риска, имеющие инвалидности;
бывшие несовершеннолетние узники, признанные инвалидами;
рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутр. дел, Гос. противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, ставшие инвалидами;
несовершеннолетние узники концлагерей.
Приложение 3
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных)заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности
. Гемолитикоуремический синдром
. Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели)
. Апластическая анемия неуточненная
. Наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного),(Стюарта-Прауэра)
. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса)
. Дефект в системе комплемента
. Преждевременная половая зрелость центрального происхождения
. Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии)
. Тирозинемия
. Другие виды нарушений обмена аминокислот с разветвленной цепью
. Нарушения обмена жирных кислот
. Гомоцистинурия
. Глютарикацидурия
. Галактоземия
. Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Нимана-Пика
. Мукополисахаридоз, тип I
. Мукополисахаридоз, тип II
. Мукополисахаридоз, тип VI
. Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона)
. Незавершенный остеогенез
. Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная)
24. Юношеский артрит с системным началом