Признак организационного единства юридического лица

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Признак организационного единства юридического лица














Признак организационного единства юридического лица

Введение

Юридические лица как субъекты гражданского права занимают одно из главных мест в имущественном обороте. По этой причине проблема сущности юридического лица и его признаков привлекает, и продолжает привлекать внимание ученых.

В последние годы число работ, связанных с анализом проблем правового регулирования юридических лиц значительно увеличилось. Этому послужило принятие 18 июля 2008 года Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и вынесении на обсуждение Проекта федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в определенные законодательные акты Российской Федерации» содержащие положения регулирования раздела IV «Юридические лица» .

Также в Российской Федерации наблюдается усиление частно-правовых начал в экономике, что приводит к вовлечению в гражданский оборот самых различных субъектов - юридических лиц.

Важность исследования данной темы объясняется и ее малоизученностью в юридической науке. Имеющиеся разработки по этой теме производились задолго до начала экономических, политических, правовых преобразований в России и не отвечают реалиям настоящего времени, и меняющемуся законодательству.

Изложенное свидетельствует об актуальности темы как с теоретической позиции так и с точки зрения совершенствования законодательства.

При написании данной работы были использованы труды таких ученых-юристов как Цирульников В.Н., Збарацкая Л.А., Маньковский И.А., Братусь С.Н., Суханов Е.А., Сергеева А.П. и других ученных.

Предмет исследования - составляют нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере отношений, а также научные исследования и практика применения данных норм в деятельности судебных органов.

Цель работы заключается в получении целостного представления о правовой природе и содержании признака «организационное единство» юридического лица.

Задачи работы:

) проанализировать и обобщить существующие в науке гражданского права подходы к понятию «юридическое лицо» и его признакам;

) исследовать правовую природу признака «организационное единство» юридического лица и его элементы;

) выявить особенности организационного единства отдельных видов коммерческих и некоммерческих организаций.

1. Общая характеристика юридического лица и его организационного единства

.1 Понятие и признаки юридического лица

норма законодательство некоммерческий

Исследование признака «организационное единство» юридического лица, предполагает уточнение сущности самого понятия «юридическое лицо» и анализ его признаков.

Юридическое лицо - субъект гражданского права и гражданин правоотношений, оно действует от своего имени, самостоятельно приобретает гражданские права и создает обязанности, формирует и выражает свою внутреннюю волю, обладает иными качествами участника гражданского оборота.

В действующем российском законодательстве в соответствии со статьей 48 ГК юридическим лицом признается - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Определяя юридическое лицо как организацию, законодатель исходит из того, что организация - некий социальный феномен, который, по существу, охватывает все возможные юридические лица: предприятия, учреждения, организации.

Следует отметить, что многие правовые акты, которые являются источниками иных отраслевых норм вкладывают в термин «организация» несколько значений. Это предусмотрено в п.3 статьи 288 ГК РФ, в статье 2 АПК РФ. В п.1 статьи 48 ГК РФ юридическое лицо называется организацией, и этим термином законодатель охватывает все типы юридических лиц, в том числе предприятия и учреждения.

Для признания организации юридическим лицом, она должна обладать определенными свойствами, которые именуются признаками юридического лица. В цивилистической науке на этот счет счет существуют разные мнения.

Например, Л.А Збарацкая предлагает делить признаки организации на две группы 1) «существенные признаки» которые определяют законодательную конструкцию юридического лица как организации. Такими признаками являются перечисленные в ч.1 статьи 48 ГК РФ признаки. 2) «индивидуализирующие признаки», при помощи которых идентифицируют организацию. К таким признакам относятся: организационно - правовая форма, место нахождения организации, наименование, финансовый механизм деятельности юридического лица.

Весьма оригинальна классификация признаков, предложенная Т.В. Кашаниной: организация, объединение капиталов, социально полезные цели, наличие статуса юридического лица.

Предлагаемый автором признак «организация» делает нецелесообразным выделение в качестве самостоятельного признака «наличие статуса юридического лица», так как отсутствие такового влечет невозможность существования организации. Также тяжело согласиться с тем, что все юридические лица создаются в социально полезных целях.

По мнению О.А. Красавчикова признаки организации нужно делить на материальные и правовые. Материальные признаки, это - внутреннее организационное единство и внешняя автономия; экономическое единство и

обособленность имущества; руководящее единство; функциональное единство. Правовые - законность образования, способность от своего имени участвовать в гражданских отношениях, наличие устава.

В.Н. Цирульников выделяет два главных признака юридического лица. Первый - «имущественная обособленность», является фундаментом, обеспечивающим правовые способности, а второй - «организационное единство», средство реализации способности выступать самостоятельно, быть субъектом гражданских отношений.

Основная группа авторов (Е.А. Суханов, С.Н. Братусь, и др.) придерживается деления существенных признаков юридического лица на организационное единство, имущественную обособленность, выступление в гражданском обороте от собственного имени. Данная классификация представляется наиболее оправданной.

Под признаком юридического лица следует понимать его существенное свойство, позволяющее отличить организацию ее от иных участников гражданского оборота. В связи с этим такие признаки как «организационное единство» и «имущественная обособленность» не характерны для физических, не являющихся предпринимателями, так и лиц, зарегистрированных в качестве таковых. Наименование организации также имеет присущие только ему особенности, поскольку должно содержать указание на организационно- правовую форму.

Что касается других составляющих, указанных в ч.1 статьи 48 ГК РФ, то думается нецелесообразным отнесение их к признакам организации. Поскольку стороной судебного процесса могут быть любые участники гражданских отношений, не является признаком юридического лица «способность быть истцом и ответчиком в суде».

1.2 Место признака «организационное единство» в системе существенных признаков юридического лица

Термин «организационное единство», который не содержится в части 1 статьи 48 ГК РФ, раскрывает понятие юридического лица, традиционно используется в цивилистической науке для обозначения одного из признаков организаций, который следует относить к существенному, наряду с имущественной обособленностью.

Анализируемый признак позволяет провести грань между различными субъектами права: физическими лицами, не участвующими в предпринимательской деятельности, и, соответственно, лицами, которые в соответствии с законом имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, скрывшись под «ширмой» созданной организации.

Как отмечается в юридической литературе, организационное единство организации решает множество иных задач.

По утверждению В.В Долинской, организационное единство обеспечивает стабильное существование юридического лица, формирует и выражает вовне его автономную волю1.

Аналогичного взгляда придерживается И.В. Елисеева, по утверждению которой организационное единство юридического лица проявляется не только в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных и коллегиальных), составляющих его структуру, но и в четкой регламентации отношений между его участниками. Такое понимание организационного единства дает возможность превратить желание многих участников в единую волю юридического лица в целом, а также выразить эту волю вовне.2

С.Н. Братусь также признавал, что юридическое лицо, будучи коллективным субъектом права, характеризуется признаком организационного единства, обеспечивающим деятельность коллективного образования как единого целого (внутренняя структура юридического лица, определение особых задач, компетенция его органов, порядок их деятельности и др.). Организационное единство может быть выражено либо в уставе (положении), либо в законе, определяющем порядок деятельности юридических лиц данного типа или рода1.

По мнению В.Н. Цирульникова, организационное единство обеспечивает решение следующих задач:

)делает доступным для восприятия третьими лицами элементы внутреннего устройства организации, чем обеспечиваются правовые возможности приобретения субъективных прав и создания обязанностей, как через органы юридического лица, так и иным образом;

)обеспечивает механизмы формирования воли юридического лица и способы ее выражения;

)определяет порядок формирования органов юридического лица, их компетенцию, место и роль того или иного элемента их построения;

)является способом обеспечения возможности управления имуществом и трудовым коллективом организации в интересах достижения тех целей, ради которых она создана;

)выступает механизмом согласования интересов лиц, включенных в структуру внутренних организационных связей юридического лица2.

Учитывая изложенное, «организационное единство»:

а) является признаком организации, позволяющим провести грань между различными субъектами права: физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и, лицами, осуществляющими деятельность посредством созданной организации.

б) организационное единство характеризует юридическую личность как единое целое, способное выражать свою волю вовне и определяет систему внутренних организационных связей между элементами, составляющими его конструкцию.

Организационное единство- признак организации, определяющий систему внутренних организационных связей между его элементами и характеризующий юридическую личность как единое целое, способное выражать свою волю вовне.

1.3 Элементная база признака «организационное единство» юридического лица

В отечественной правовой теории принято определять положение юридического лица через совокупность существенных признаков. При этом отмечается, что охарактеризовать правовой статус такого субъекта означает назвать совокупность всех обязательных признаков, раскрыть место, роль, положение и значение, установить элементы, составляющие содержание любого из них.

Изложенные положения о содержании правового статуса юридического лица не вызывают возражений. Однако до настоящего времени нет единого мнения о содержании обязательных элементов каждого из признаков юридического лица. Это характерно и для такого явления, как организационное единство юридического лица.

Согласно взгляду С.Н. Братуся в содержание признака «организационное единство» входят два элемента:

) внутренняя структура юридического лица, со специальными целями и задачами, компетенцией его органов порядком их деятельности, порядком прекращения юридического лица;

) выражение организационного единства в уставе (положений) либо в законе, определяющем порядок деятельности юридических лиц, данного типа или рода.

Наличие в организации внутренних подразделений, находящихся в определенных взаимоотношениях друг с другом, а также с руководящими органами, являются необходимыми элементами организационного единства, по мнению, В.А. Мусина. Благодаря этому, юридическое лицо выступает как единое целое.

В.А.Суханов и И.В.Елисеев также видят проявление организационного единства в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его участниками, а также в наличии учредительных документов юридического лица2.

По мнению Д.А. Колбасина, в состав организационного единства следует включать наличие внутренней структуры организации, системы органов управления, обладающих соответствующей компетенцией, трудового коллектива и внутреннего трудового распорядка, соподчиненных подразделений и структурных единиц.3

Л.А. Збарацкая в содержание признака организационного единства включает такие обязательные элементы как:

воля и волеизъявление юридического лица

формальное выражение внутреннего единства в учредительных документах юридического лица;

органы, формирующие внутреннюю структуру организации;

формы индивидуализации юридического лица, являющиеся его внешним проявлением4.

Интересна позиция на составные элементы организационного единства В.Н. Цирульникова:

а) предоставленные законодателем, в пределах организационно-правовой формы существования юридического лица, возможности построения внутренних правовых связей между элементами, составляющими организационную структуру;

б) реализованное волей участников действительное (реальное) единство всех элементов (составляющих) внутренней конструкции «организационного единства». Определении их места и роли в целях обеспечения единства и возможности реализации качеств субъекта гражданских отношений;

в) выражение действительного (реального) внутреннего единства вовне через соответствующие учредительные документы организации;

г) признание действительного (реального) внутреннего единства государством путем регистрации юридического лица1.

Анализируя приведенные точки зрения можно утверждать, что включение в состав организационного единства учредительных документов; внутренней структуры и органов управления организации, поддерживается всеми авторами. Данные элементы отражают правовые связи внутри организации, а потому могут быть определены как «внутренние» составляющими организационного единства юридического лица. К внешним следует относить форму индивидуализации юридического лица, поскольку именно она делает доступной для восприятия третьими лицами систему внутреннего устройства организации.

Названный набор элементов организационного единства применим к любой организации, независимо от количества ее учредителей. Как заметил И.А. Маньковский, уже по наличию учредительного документа, в том числе обязательного для «компаний одного лица», оформленного в порядке, установленном законом, формально можно судить о том, является ли новое образование организацией, готовой для ее признания самостоятельным субъектом права или же нет, что и происходит на практике при осуществлении государственной регистрации1.


.1 Организационное единство коммерческих организаций (на примере хозяйственных обществ)

В условиях современной рыночной экономики наибольшее распространение получили коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товарищества, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Особенности организационного единства обществ с ограниченной ответственностью.

Структура построения элементов организационного единства обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью носит определенный характер. Возможные конструкции и юридические возможности ограничены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью2.

Данная разновидность объединения капиталов представляет собой хозяйственное общество, характеризующееся, во-первых, разделенным на доли участников уставным капиталом и, во-вторых, отсутствием личной ответственности участников по долгам созданного ими общества (п.1 ст. 87 ГК; п.1 ст. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Признаки общества с ограниченной ответственностью: наличие у участников общества обязательственных прав в отношении имущества, переданного обществу; извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; разделение уставного капитала на доли учредителей (участников); обладание субъективном правом собственности в отношении имущества, созданного за счет вкладов учредителей, а также произведенного и приобретенного им в процессе его деятельности; объединение лиц на договорной основе; учредители общества не отвечают по его обязательствам а несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Важной составляющей организационного единства хозяйственных обществ является наличие учредительных документов. Согласно ст.52 ГК РФ Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Так гласит абз. 2 п.1 ст.52 ГК РФ.

С 01 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 312- ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты»1, призванный привести «привести в жизнь и порядок действия обществ с ограниченной ответственностью простоту, ясность и прозрачность»2, который определил, что учредители заключают договор об учреждении общества, не являющийся учредительным документом, в отличие от существовавшего ранее учредительного договора имеющего статус учредительного документа. Такое решение было продиктовано соображениями практического свойства (необходимостью избежания противоречий между учредительными документами, появлению которых способствовало, в том числе действие различных правил внесения изменений - для учредительного договора более жестких). Примечательно в этой связи выводы, содержащиеся в Концепции развития законодательства о юридических лицах1 (разработанной под эгидой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства): наличие учредительного договора как учредительного документа не вызывается практической необходимостью, ибо учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю на создание и утверждение устава»2. Сейчас функцию «локальной фиксации участников выполняет не учредительный договор, а список участников общества с ограниченной ответственностью (ст. 31.1 Закона об ООО), ведение и хранение которого должно быть обеспечено с момента государственной организации. Положения о данном списке во многом сходны с правилами о реестре акционеров. Но между названными документами имеется принципиальное различие: списку участников общества с ограниченной ответственностью придается исключительно доказательственное, но не правоустанавливающее значение (ср. со ст. 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ « О рынке ценных бумаг»3

Как отмечает Ю.С. Поваров, при возникновении споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридического лиц (ЕГРЮЛ), в свою очередь, последние не имеют приоритета по отношению к данным, вытекающим из договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя или участника права на долю документа. Закон об ООО в редакции от 30 декабря 2008 года №312-ФЗ содержал указание на подтверждение договором или иным документом возникновение права лишь у учредителя (хотя понятно, речь следовало вести о любых участниках общества); это упущение законодателя было устранено Федеральным законом от 19 июля 2009 года №205-ФЗ.

Таким образом, сведения об участниках, а равно принадлежащих им долях подлежат учету в списке участников общества, ответственность за ведение которого лежит на единоличном исполнительном органе или ином органе, предусмотренным уставом и в ЕГРЮЛ (п.8 ст.11 Закона об ООО).

Органы управления обществами с ограниченной ответственностью - коллегиальный (общее собрание участников) и единоличный (генеральный директор).

Высшим органом управления в обществе с ограниченной ответственностью является общее собрание участников. В состав общего собрания участников включаются участники обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью внесшие в уставной капитал организации соответствующий имущественный вклад, размер которого определяет объем имущественных и неимущественных прав требования к юридическому лицу и налагает соответствующие пропорциональные обязанности. Общее собрание, согласно действующему законодательству может обладать как общей, так и исключительной компетенцией. Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенцией, определяется п.3 ст.91 ГК РФ и ст.33 Закона об ООО, а также волей учредителей, выраженной в Уставе Общества.

В действующем законодательстве, регулирующем деятельность обществ с ограниченной ответственностью нет прямого указания на распределение компетенции между отдельными элементами структуры его организационного единства, кроме определения исключительной компетенции. В этой связи, как отмечает В.Н. Цирульников, общее собрание участников вправе принимать к своему рассмотрению и выносить решения по всем вопросам деятельности организации, вмешиваясь в деятельности совета директоров и исполнительных органов юридического лица. Такое возможно только тогда, когда это прямо предусмотрено Уставом. Отсюда, можно говорить об общей компетенции собрания участников.1

Законодатель говорит об «общем собрании» как обязательном элементе построения структуры организационного единства за исключением случаев, когда организация существует в виде «одночленной корпорации». В этом случае единственный участник Общества выступает высшим органом управления юридическим лицом, обладая компетенцией, предусмотренной ГК РФ и Законом об ООО, предусмотренной для общего собрания при множественности участников.

В последнее время все большее количество авторов, считает, что организационное единство не свойственно компаниям «одного лица» а, следовательно, данный признак не может признаваться всеобщим. На практике нередко встречаются как раз общества с ограниченной ответственностью, где функции единоличного исполнительного органа осуществляет участник, владеющий долей в размере 100% уставного капитала Общества.

Некоторые авторы считают, что в компаниях одного лица, хотя структурированность сохраняется и налицо внешние признаки организационного единства, фактически организация отсутствует, поскольку «организовывать» некого.

Эта точка зрения кажется несостоятельной, поскольку рассмотрение органов юридического лица через призму «человечности», в отношении юридического лица как отдельного субъекта гражданско-правовых отношений является слишком зауженной. Органы управления юридического лица вне зависимости от количества человек преследуют одни и те же цели. А юридическое лицо создается с определенными целями. Целью хозяйственных обществ и товариществ, является, во-первых, получение прибыли. Во-вторых, каждая отдельная компания создается еще для выполнения, каких то работ, оказания услуг и т.д., а, следовательно, для определенных целей.

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач1.

Закон об ООО ограничивает число участников общества, которых должно быть не более пятидесяти. Если указанный предел будет превышен, общество обязано в течении года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (пункт 3 статьи 7 Закона об ООО). При невыполнении этого требования и несокращении числа участников в указанный срок общество подлежит ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 61 и статьи 88 Гражданского кодекса Российской Федерации2.

На практике нередко встречается конструкция, так называемая «многоуровневая» система управления организацией, когда функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) на основании решения участников общества передаются управляющей организации (второе обособленное юридическое лицо, которое на основании дополнительных документов ( решения участников о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации и заключенного между управляющей организацией и участниками общества договора передачи полномочий). Этот многоуровневый вид управления обществом все больше и больше получает свое распространение, но не находит должного закрепления в российском законодательстве.

Индивидуализирующие признаки обществ с ограниченной ответственностью.

Нельзя не отметить такой признак организационного единства обществ с ограниченной ответственностью, как возможность действовать и выступать в гражданско-правовом обороте как единое целое. В соответствии со своей волей и нормами действующего законодательства учредители определяют структуру организационного единства. Выступая в качестве самостоятельных субъектов, имеющих определенный объем имущественных прав и требований, они, в тоже время, включаются в структуру организационного единства через общее собрание участников1.

Важно также наличие так называемой организационной связи между учредителями и самим юридическим лицом. Эта связь возникает посредством подписания учредительного договора, договора об учреждении2, протокола или решения при создании Общества, на основании договора купли-продажи долей в уставном капитале ООО, протокола о распределении долей и т.д., порождающими определенные юридические последствия.

Успешное развитие такой организационно-правовой формы предпринимательства как общество с ограниченной ответственностью неразрывно связано с необходимостью совершенствования законодательства и правоприменительной практики, что невозможно без глубокого теоретического и исторического осмысления проблем, возникающих как в процессе создания, так и в результате дальнейшего функционирования3.

Общество с ограниченной ответственностью должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, которое, несомненно, является важным индивидуализирующим признаком его организационного единства. Местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (ст. 54 ГК РФ).

Неуказание в заявлении о государственной регистрации юридического лица, подаваемого в налоговую инспекцию, полного фирменного наименования - основание для отказа в регистрации ООО.

Так, учредителю ООО было отказано в регистрации создаваемого общества по причине того, что в заявлении он не указал полное фирменное наименование ООО.

Суд округа признал такой отказ неправомерным и пояснил следующее.

В силу ГК РФ и Закона об ООО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование. При этом полное фирменное наименование общества должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ООО».

В рассматриваемом случае в уставе ООО его фирменное наименование было определено также, как оно было указано в заявлении на регистрацию (с указанием только аббревиатуры - ООО, а не полных слов). Полное и сокращенное наименование юридического лица в заявлении были указаны. Закон предусматривает, что полное и сокращенное наименование общества являются фирменным наименованием юридического лица. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований для отказа в регистрации ООО1.

Вправе ли ООО иметь наряду с наименованием, зарегистрированным в ЕГРЮЛ, фирменное наименование, отличающееся по содержанию от первого. Этот спор возник в связи с отказом налогового органа внести сведения о фирменном наименовании общества, отличающегося от того наименования, под которым общество зарегистрировано в Реестре.

Как указал суд федерального округа, под фирменным наименованием понимается наименование, закрепляемое за юридическим лицом коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо среди других участников гражданского оборота. При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием в силу п. 4 ст. 54 ГК РФ. Наличие у коммерческой организации исключительного права на фирму означает право выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием и возможность защищать свое право на фирму от любых действий третьих лиц, связанных с ее неправомерным использованием. Вместе с тем общество ранее было зарегистрировано в Реестре под другим наименованием, которое и является его фирменным наименованием. Решений о внесении в него изменений общество не принимало. Таким образом, указание в качестве «фирменного» наименования, отличающегося от полного (сокращенного), внесенного в Реестр, может ввести в заблуждение других лиц. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для внесения в Реестр иного (кроме уже зарегистрированного) наименования общества в качестве «фирменного»1.

Еще одна организация полагала, что другое юридическое лицо незаконно использует ее фирменное наименование. В связи с этим обратилась в суд.

По мнению кассационной инстанции, в иске отказали правомерно.

В соответствии с ГК РФ коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Оно состоит из обязательной и произвольной частей. Первая- организационно-правовая форма. Вторая - собственно наименование. Последнее не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Истцом выступало ОАО «Компрессорный завод». Ответчиком - ООО «Компрессорный завод».

Наименование состоит только из слов, обозначающих род деятельности (компрессорный завод, то есть предприятие по производству компрессорного оборудования или сжатых газов). Поэтому у истца отсутствовало фирменное наименование, которое защищается в силу закона.

Само по себе указание на вид деятельности не может индивидуализировать юридическое лицо. Если запретить ответчику отражать подобные сведения в фирменном наименовании, то это необоснованно ограничит его возможности.

На практике часто встречается ситуация, когда местом нахождения юридического лица признается место постоянного жительства его директора, то есть жилое помещение. Судебная практика по данной проблеме следующая: кассационная инстанция оставила без изменения решение суда, признавшего незаконным отказ в государственной регистрации ООО, Отказ был вызван тем, что в уставе ООО в качестве места нахождения этой организации указывался жилой дом, являющийся собственностью генерального директора ООО.

Согласно пп. «в» п.1 ст. 5 ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому можно связаться с последним. Таким образом, местом нахождения общества может быть место нахождения постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании п. 2 ст. 288 ГК РФ собственник может разместить предприятия, учреждения, организации в принадлежащем ему жилом помещении только после перевода такого помещения в нежилое. Указанная норма запрещает фактическое функционирование организации в жилом помещении. Однако это не препятствует регистрации юридического лица в жилом помещении, где проживает собственник, являющийся единоличным исполнительным органом этого юридического лица1.

1.2 Признак «организационное единство» некоммерческих организаций

За все время действия Гражданского кодекса Российской Федерации появляются все новые и новые разновидности юридических лиц, которые едва ли могут представлять собой самостоятельные организационно-правовые формы2.

Гришаев С.П., понятия «некоммерческая организация» предлагает рассматривать в двух значениях - широком и узком, так как общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица. В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а поэтому, хотя и наделены определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица1.

Некоммерческая организация не распределяет полученную прибыль между участниками и не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Некоммерческие организации создаются для достижения культурных, социальных, благотворительных, образовательных, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

В Российской Федерации существует более тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и ФЗ «О некоммерческих организациях «: ассоциации (союзы); фонды; потребительские кооперативы; общины коренных малочисленных народов; учреждение (в том числе частное) ; казачье общество; автономные некоммерческие организации; государственные компании; некоммерческие партнерства; государственные корпорации.

Данный перечень дополняется организационно-правовыми формами предусмотренными иными федеральными законами:

·Общественное движение, общественный фонд, общественная организация, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности;

·Торгово-промышленная палата1;

·Негосударственный пенсионный фонд2;

·Объединение работодателей3;

·Нотариальная палата субъекта Российской Федерации, Федеральная нотариальная палата4;

·Коллегия адвокатов, адвокатское бюро, палата адвокатов5;

·Центральный банк Российской Федерации6;

·Товарищество собственников жилья7;

·Религиозная организация8.

Не являются самостоятельными организационно-правовыми формами саморегулируемые организации.

Целью создания некоммерческих организаций является достижение каких-либо благ, удовлетворения духовных и иных потребностей граждан. Для определения различий в органах управления коммерческих и некоммерческих организациях, в их учредительных документах, в их организационном единстве, необходимо провести анализ существующей в настоящее время юридической литературы и действующего законодательства.

Так, Е.В. Шаклеина пишет, что под организационно-правовой формой некоммерческой организации следует понимать совокупность таких критериев, как цель деятельности, условие о распределении прибыли, членский характер организации юридического лица, качественная характеристика внутрисубъектного состава, специфический характер гражданско-правовой ответственности1.

В.В. Бараненков, отмечает, что правовое положение конкретного юридического лица определятся его организационно-правовой формой и, определяя особенности организационно-правовых форм структурирует их следующим образом:

·Общие положения;

·Особенности ответственности участников имущества по обязательствам юридического лица;

·Требования к содержанию фирменного наименования;

·Источники правового регулирования;

·Правовой режим имущества, требования к уставному капиталу;

·Требования к субъектному составу;

·Права и обязанности участников;

·Требования к учредительным документам;

·Органы и порядок организации управления;

·Особенности создания, реорганизации и ликвидации юридического лица2.

С.П. Гришаев отмечает, что важным признаком любой некоммерческой

организации является та цель, ради которой она была создана1.

Если не рассматривать цель создания как один из признаков юридического лица рушится структура организационного единства, что коммерческой, что некоммерческой организации. Цель создания организации отличает одну организацию от другой, независимо от получения прибыли.

В юридической литературе существует классификации, в соответствии с которой, некоммерческие организации в зависимости от субъектного состава и их участников следующим образом: все организации с правами юридического лица в зависимости от субъекта собственности условно делятся на государственные и частные2. Также предлагается классификация некоммерческих организаций на те, состав учредителей четко обозначен, и те, где в качестве учредителей могут выступать граждане и юридические лица3.

На основе проведенного Меняевым А.В исследования действующего законодательства относительно субъектного состава участников некоммерческих организаций, можно выделить следующее требования законодателя относительно состава участников:

.Участниками являются только граждане - общественные объединения; дачные, садоводческие, огороднические объединения граждан; территориальное общественное самоуправление;

. Участниками могут одновременно являться и граждане (физические лица) и юридические лица - некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, фонд, общество взаимного страхования;

.Участником является публичный субъект - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления - государственная корпорация;

.Участником является специальный субъект - адвокатская палата, нотариальная палата, саморегулируемые организации, торгово-промышленная палата.

Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 <#"justify">- целесообразно сохранить деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (статья 50 ГК РФ), так как при его отмене различные фонды, учреждения, общественные организации и т.д. получат не обоснованную их правоспособности неограниченную возможность участия в предпринимательской деятельности и законодательно закрепить деление юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпорации и некорпоративные юридические лица (юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства).

Заключение

Проблемы связанные с определением организационного единства как признака юридического лица, многообразны и многогранны. В данной работе исследованы лишь некоторые из них. Проанализированы отдельные, наиболее важные и основные проблемы, которые существуют в определении существенных признаков юридического лица, а также его организационного единства как неотъемлемого и конструктивного элемента.

Под признаком юридического лица следует понимать существенное свойство организации, позволяющее отличать ее от иных участников гражданского оборота (физических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Признаки организационного единства, имущественной обособленности, выступления юридического лица в гражданском обороте от собственного имени взаимообусловлены. Они представляют собой обязательную систему признаков организации, где ни один из них не должен исключать и умалять значение других.

Следует классифицировать элементы организационного единства юридических лиц на внутренние и внешние. К внутренним элементам, отражающим правовые связи внутри организации, надо отнести учредительные документы, наличие внутренней структуры и органов управления организации, а к внешнему элементу - форму индивидуализации юридического лица, делающую доступной для восприятия третьими лицами системы внутреннего устройства организации.

Недопустимо отказываться в цивилистической науке от организационного единства как признака юридического лица, что предлагается некоторыми учеными. Во-первых, организационное единство, не просто характеризует юридическую личность как единое целое, способное выражать свою волю вовне, но и является обязательным условием получения организацией соответствующего статуса в процессе ее государственной регистрации. Следовательно, отказ от признака организационного единства означает фактическую невозможность существования юридической личности в реальности. Во-вторых, особенно значимым в выделении анализируемого признака является то, что он позволяет провести грань между различными субъектами гражданских правоотношений: физическими лицами, не являющимися предпринимателями, индивидуальными предпринимателями и, соответственно лицами, осуществляющими деятельность, посредством созданной организации.

Организационное единство коммерческих и некоммерческих организаций не имеет существенных различий, за исключением особенностей, предусмотренных действующим законодательством для их организационно-правовых форм.

Необходимо сохранить деление юридических лиц в зависимости от целей их деятельности на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Предоставление некоммерческим организациям возможности распределения полученной прибыли между ее участниками будет умалять достижение иных целей (образовательных, культурных, благотворительных и т.д.), ради которых такая организация была создана, а потому предлагаемый в цивилистической науке отказ от сохранения данного критерия и сомнения в целесообразности его существования (Ю.О. Вербицкая) недопустимы.

Список использованной литературы

. Конституция Российской Федерации.

. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

. Налоговый кодекс Российской Федерации.

.Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085-1 // Российская газета. 1997. № 136.

. ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231 ; 1998. № 30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029.

. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. ст. 1.

. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

. Федеральный закон 08.02.1998 № 14-ФЗ « Об Обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 16.02.1988. № 7. Ст. 785. с изм. От 18.07.2011.

. Федеральный закон от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Российская газета № 153-154, 10.08.2001.

. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 312-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» // Российская газета от 31 декабря 2008 г. № 267.

11. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» от 3 апреля 2012 года // URL://www.consultant.ru/law/hotdocs/l 1059.html <URL://www.consultant.ru/law/hotdocs/l%201059.html>

. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 августа 2003 г. по делу А56-3019/03 // Справочно-правовая система ГАРАНТ. Интернет-Версия. URL: <#"center">1.ено н

Похожие работы на - Признак организационного единства юридического лица

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!