Благотворительность в среде белоэмигрантов (1920-1940 гг.)

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Благотворительность в среде белоэмигрантов (1920-1940 гг.)

Москва, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет












Благотворительность в среде белоэмигрантов (1920-1940 гг.)




В.А. Ремезов

Научный руководитель:

преподаватель, Марченко А.В.

белогвардейское движение эмиграция благотворительность

Начало XX века можно назвать наиболее трагичной страницей в истории России: апогей анти самодержавных настроений, падение многовековой монархии, фактическое безвластие и, как следствие - братоубийственная Гражданская война, повлёкшая за собой ужасающие последствия. Одним из последствий её стало в том числе явление, именуемое в отечественной историографии «Белой эмиграцией»: потерпевшее поражение в войне Белое движение, костяк которого составляли привилегированные слои и духовенство бывшей Российской империи, вынуждено было отказаться от активной открытой борьбы и покинуть пределы отечества, провозглашённого большевиками Страной Советов.

Белое движение, представленное широким спектром политических идей (от социалистических и республиканских до самодержавно-монархических)[1], единилось на принципе «Великой, Единой и Неделимой России». Верность этому принципу участники движения продемонстрировали и в эмиграции, в крайне тяжёлых условиях адаптации к новой жизни. Преданность идеалам, надежда на скорый реванш в совокупности с тяжёлыми жизненными обстоятельствами обусловили характерные для Белой эмиграции единение и взаимоответственность, выразившиеся, в частности, во взаимопомощи, а также в благотворительности, распространившейся в среде белоэмигрантов.

Сегодня, в связи с развитием новой для отечественной науки области знаний, социальной работы, особую актуальность приобрели исследования в области её истории. В частности, появляется множество исследований, посвящённых благотворительности[5] - основной форме социальной помощи в дореволюционной России. Однако следует отметить отсутствие должного внимания современных историков, специализирующихся в этой области, к белоэмигрантам как к продолжателям дореволюционной традиции благотворительности. Данная тема заслуживает особого внимания ввиду того, что благотворительная деятельность, которую в тягчайших условиях осуществляли члены белоэмигрантских общин, была обусловлена в первую очередь верностью христианской традиции, искренним чувством ответственности за ближнего. В условиях кризиса культуры милосердия в современном обществе тема благотворительности Белой эмиграции представляется особенно актуальной.

Формирование Белой эмиграции проходило в несколько этапов. Первый этап ознаменовался прибытием первых русских эмигрантов в Варну на пароходе «Витязь» в декабре 1919 года[3], расформированием в январе 1920 года Северо-Западной армии Юденича и бегством сторонников и участников её в новообразованные Эстонскую и Финляндскую республики, а также с поражением генерала Деникина, следствием которого стала печально известная Новороссийская эвакуация в марте 1920 года. Осень того же года ознаменовалась следующей крупной волной эмигрантов, связанной с поражением армии Врангеля и Крымской эвакуацией. Третий этап связан с поражением армии Колчака, разгромом очагов дальневосточного сопротивления в 1920-1921 годах и эмиграцией сторонников и участников Белого движения в Маньчжурию. Именно в Маньчжурии русская община стала наиболее организованной и консолидированной. В Европе же подобные организованность и консолидированность характерны для Белой эмиграции в Балканских странах, наиболее политически расположенных к России и Белому движению, а так же в Эстонии и Финляндии - бывших провинциях Российской империи, где русские составляли значительную часть населения. Единение обусловило явление социальной взаимопомощи и благотворительной деятельности Белой эмиграции в этих странах. В странах Западной Европы всякая организованность белоэмигрантов вызывала негативную реакцию и давление со стороны властей[2].Таким образом, интерес в плане изучения социальной взаимопомощи и благотворительности прежде всего представляют белоэмигрантские общины на Балканах, в Прибалтике и в Маньчжурии. Данная работа посвящена анализу благотворительной деятельности белоэмигрантов в Европе, в частности - в Болгарии.

Как уже было отмечено, появление первых русских эмигрантов на Балканах связано с прибытием в Варну парохода «Витязь» в конце 1919 года. В связи с бедственным положением прибывших в кратчайшие сроки был создан Русско-болгарский общественный комитет, основными задачами которого были сбор средств через благотворительную деятельность, создание пунктов питания, трудоустройство и организация жилья для беженцев. Создание данного комитета было результатом совещания болгарской общественности с прибывшими в числе эмигрантов представителями Всероссийского Земского Союза и Всероссийского Союза Городов, имевшими в распоряжении средства этих организаций. Следует отметить, что «Союзы» впоследствии сыграют значительную роль в благоустройстве белоэмигрантов. Кроме того, посильное участие в деле организации комитета проявил Совет российских послов в Париже, выделив определённые средства[3].

Новые благотворительные общества и организации белоэмигрантов на Балканах появляются после прибытия потерпевшей поражение в Крыму армии Врангеля и её сторонников. Первоначально эмигранты осели в Галлиполи и на близлежащих островах, где уже с 1919 года существовали лагеря для русских беженцев. Пребывание «крымских» белоэмигрантов в Галлиполи, вошедшее в отечественную историографию как «Галлиполийское сидение», охарактеризовалось давлением со стороны контролировавших эти территории Франции и Англии: стремление Врангеля сохранить в среде эмигрантов верность принципам, идеям Белого движения, поддерживать боеспособность армии вызывали недовольство бывших союзников[4]. Основным механизмом такого давления стало вывезенное из Крыма казённое имущество (в т.ч. продовольствие, обмундирование, бельё, обувь), которое, по договорённости Главнокомандующего с Верховным комиссаром Франции на юге России, бралось местными властями под залог в обмен на покровительство эвакуированным со стороны Французской республики[4].Именно поэтому первостепенной задачей Врангель поставил скорейшую переправку эмигрантов в дружественные Болгарию и Сербию. Важнейшей задачей Врангель считал так же и организацию жизнеобеспечения на время пребывания в Галлиполийских лагерях[2].Так, в первую очередь были организованны минимальные блага для раненых, больных и инвалидов: раненые и больные были размещены в Константинопольских госпиталях и больницах, а также в специально организованных плавучих госпиталях, для инвалидов же на пожертвования других эмигрантов, казённые средства и средства, выделенные местными властями, были организованы новые инвалидные дома и санатории. Часть беженцев в результате по взаимной договорённости была сразу переправлена в дружественные славянские страны.

Для оставшихся на благотворительные и казённые средства были организованы общежития. Кроме того, для детей в Галлиполийских лагерях были организованы детские сады и гимназия. Продолжили своё образование юнкера.

Были открыты инженерная, артиллерийская и гимнастическая школы, а так же курсы подготовки командиров батальонов, рот и т.д. Армия продолжало своё существование, несмотря на оказываемое со стороны местных властей: офицерам выдавались посильные денежные пособия, взносы «производились на учебные заведения, информацию, лечебные заведения и хозяйственные надобности частей»[4,с.5].

Следует отметить, что армия существовала на добровольной основе и все желающие покинуть её ряды и перейти на положение обычных беженцев, каковых оказалось ничтожно мало, сделали это по прибытии в Галлиполи.

В начале марта 1921 года местные французские власти, видя нежелание Врангеля отказаться от поддержания боеспособности и дисциплины в армейских частях, предъявляют ультиматум, согласно которому в ответ на очередной отказ от расформирования армии Французские власти прекращают всяческое довольствие[2]. Покинуть ряды армии, несмотря на угрозу прекращения пайка, снова согласились лишь единицы. В связи с этим началось переправление армейских частей и пожелавших остаться с армией гражданских лиц в славянские страны.

В связи с прибытием новой волны эмигрантов в Болгарии был организован Комитет по делам русских беженцев, в задачи которого помимо прочего входило жизнеобеспечение эмигрантов[3]. Источником финансирования жизнеобеспечения служили главным образом средства Совета российских послов в Париже и Главного Командования Русской Добровольческой Армии (до расформирования армии в 1923 году), а также благотворительные взносы и пожертвования, производимые как эмигрантами, так и подданными Болгарии[3].Кроме того, были созданы новые благотворительные организации, сыгравшие значительную роль в деле жизнеобеспечения и оказания социальной поддержки белоэмигрантам. Так, ещё во время пребывания основной массы «крымских» эмигрантов в галлиполийских лагерях по инициативе военных было создано Общество «Галлиполи». Первоначально, в первые дни после прибытия в Болгарию, основной задачей Общества было сохранение единения среди военных и поддержание боевого духа, которая впоследствии, с расформированием армии в 1923 году, сменилась на благотворительную и культурную деятельность. Организованный в 1920 году, т.е. ещё до прибытия основной части «крымских» эмигрантов, Союз русских инвалидов в Болгарии играл значительную роль в ресоциализации эмигрантов-инвалидов, организуя для них столярные, слесарные, сапожные, портняжные, корзиночно-мебельные, полиграфические мастерские, что позволяло инвалидам себя обеспечивать. С середины 20-х годов в целях адаптации инвалидов Союз начинает открытие ресторанов, инвалидных домов, библиотек, общежитий, общественных прачечных, ссудных касс, организует театральные, музыкальные коллективы, симфонический оркестр и многое другое, способствующее адаптации инвалидов[3].Кроме того, в 1923 году Союз становиться одним из учредителей Зарубежного Союза русских инвалидов в Париже. Одним из факторов, способствовавших появлению благотворительных объединений, стала проблема трудоустройства: были организованы, например, Союз бывших русских железнодорожников, Союз русских инженеров, Союз русских ученых, Союз русских врачей, Союз русских судей и множество других союзов по профессиональному признаку. Ими создавались ссудные кассы и биржи труда, устанавливались контракты с работодателем и властями. Болгарский прецедент - создание Союза ветеранов Русско-Турецкой войны 1877-1978гг.: ставшие беженцами ветераны, которых в 1924 году насчитывалось 55 человек, были пожизненно обеспечены пенсией Народного собрания Болгарии, которая составляла значительную сумму. Многие организации посвящали свою деятельность воспитанию детей и молодёжи: например, Общество русских скаутов в Болгарии, Русский сокол, Национальный союз русской молодежи и т.д. Большинство созданных благотворительных организаций помимо оказания различного рода материальной помощи ставили главнейшей своей задачей сохранение православных ценностей среди белоэмигрантов в тяжёлых условиях адаптации к новой жизни.

Таким образом, мы видим, что в среде болгарской белоэмигрантской общины была создана высокоорганизованная и эффективная сеть объединений, организаций и союзов, организовывавших социальную помощь и осуществлявших благотворительную деятельность.

Список источников и литературы

1.Деникин А.И.. Очерки русской смуты. Том 1. - Париж, 1921

.Кьосева Ц. Русские эмигрантские организации в Болгарии (общая характеристика) // Российские и славянские исследования: науч. сб. Вып.2. - Минск : БГУ, 2007

.Русская армия в изгнании. 1920-1923//На правах рукописи. - 1930

.Фирсов М.В. История социальной работы//Учебное пособие. - М.:2009

Похожие работы на - Благотворительность в среде белоэмигрантов (1920-1940 гг.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!