Президент и исполнительная власть

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Президент и исполнительная власть

Министерство образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Открытый юридический институт»








Курсовая работа

по дисциплине: Конституционное право Российской Федерации

на тему: Президент и исполнительная власть

Выполнила студентка

Гаврилова Светлана Юрьевна







Владивосток

Оглавление

Введение

Глава 1. Президент Российской Федерации

.1 Правовой статус Президента Российской Федерации

.2 Виды полномочий Президента Российской Федерации

Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации

.1 Состав и полномочия Правительства Российской Федерации

.2 Структура и система федеральных органов исполнительной власти

Глава 3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти

Заключение

Список использованной литературы

президент исполнительная власть правительство

Введение

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти. Главе государства предоставлено право назначать и освобождать от должности высших руководителей практически всех органов исполнительной власти.

Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что я рассматриваю институт Президентства и его полномочия в сфере исполнительной власти.

Объект курсовой работы - Конституционно-правовой институт Президента РФ.

Предмет - общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнения в сфере исполнительной власти Президентом РФ.

Цель работы - комплексный анализ содержания и направлений осуществления полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Задачами настоящей курсовой работы являются:

охарактеризовать статус Президента РФ, порядок проведения его выборов и полномочия Президента в различных сферах;

рассмотреть состав и полномочия Правительства РФ;

определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;

определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, трёх глав: Президент РФ, исполнительная власть в РФ, взаимодействие Президента с органами исполнительной власти в РФ; заключения и списка использованной литературы. Она написана с использованием учебной юридической литературы, на основе положений Конституции Российской Федерации 1993г. и действующего российского законодательства.

Глава 1. Президент Российской Федерации

.1 Правовой статус Президента Российской Федерации

Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens. В современном значении президент - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов, а институт Президента - это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления.

Институт Президента давно известен мировой государственно-правовой практике - он насчитывает более 200 лет. Впервые его научно обосновали в США: в 1788г. должность Президента была закреплена на конституционном уровне. В начале XIX века примеру Соединенных Штатов последовали, прежде всего, страны Латинской Америки, которые учредили пост Президента. В Европе впервые это было сделано в 1848 году в двух государствах - во Франции и в Швейцарии. Наибольшее распространение институт Президента получил в XX веке. После Первой мировой войны этот пост учреждается в таких европейских странах, как Австрия, Польша, Чехословакия.

Несмотря на значительный опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности института Президента, для России он является новым и, в силу этого, требует специального административно-правового исследования. При этом не следует забывать, что, несмотря на относительную новизну (институт президентства был введен Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР»), особенность состоит в том, что его развитие происходило в специфических условиях становления государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии. Это обстоятельство и обусловило потребность в анализе истории рассматриваемого государственно-правового явления.

Президент РФ в целях разрешения кризиса власти в стране прервал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. И до начала работы нового российского парламента принял на себя соответствующие полномочия. 21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым были прекращены полномочия избранных народом депутатов.

Таким образом, президентский Указ перечеркнул действующую Конституцию РСФСР, Закон о Президенте РСФСР, в ст. 6 которого говорилось, что полномочия Президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, нарушены основополагающие принципы демократии. В результате посредством издания данного Указа был совершен государственный переворот.

После прекращения существования Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ Президент РФ издает Указ от 7 октября 1993 г. №1598 «О правовом регулировании в период проведения поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации». В п. 2 Указа устанавливалось, что правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ вопросам, совпадавшим с вопросами, «предусмотренными Постановлением №1831-1, осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов» Президентом РФ.

Таким образом, данным нормативным Указом Президента РФ произошло закрепление нормативности указов Президента РФ в российском праве. Правовое регулирование Президентом РФ указанных вопросов носило временный характер и осуществлялось до 25 декабря 1993 г., то есть до принятия Конституции РФ всенародным голосованием.

В настоящее время указ Президента РФ представляет собой внешнюю форму выражения правовых норм. Правовой основой для издания указов Президента РФ является Конституция РФ и федеральные законы. В ст. 90 Конституции РФ указывается на подзаконный характер президентских актов управления - они не должны противоречить Конституции РФ и законам.

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. И согласно, действующей Конституции РФ Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 конкретизирует в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются важнейших основ жизнедеятельности государства и общества - незыблемости конституционного строя, независимости и целостности государства.

Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства (ст. 80 Конституции РФ). Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.

Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента - это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции РФ.

Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.

Президент является гарантом Конституции (ст. 80 Конституции РФ). Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.

Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране (ст. 80 Конституции РФ).

В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ).

Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. «Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе».

Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, то есть население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов.

Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, то есть общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. «Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа».

Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов. Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, возможно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ теперь уже шестилетним сроком, порядком всенародных прямых выборов (ст. 81 Конституции), их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Статус Президента Российской Федерации многогранен, сложен и достаточно динамичен. В отличие от предыдущей Конституции России, в которой содержалось прямое упоминание о Президенте как о «главе исполнительной власти в Российской Федерации», действующая Конституция избежала прямого закрепления за Президентом этого статуса. Однако, сказанное не означает ослабления взаимодействия между институтом Президента и исполнительной властью страны. Напротив, целый ряд новых норм, введенных в Конституцию Российской Федерации, значительно расширил возможности Президента по контролю над деятельностью органов исполнительной власти, а ряд наиболее ответственных из них напрямую подчинен главе государства (например, «силовые» министерства).

Таким образом, введение поста Президента в Российской Федерации стало следствием, в целом, весьма прогрессивных демократических процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.

Следовательно, можно констатировать, что развитие института Президента неразрывно связано с развитием государственности и укреплением всей системы государственной власти в Российской Федерации.

.2 Виды полномочий Президента Российской Федерации

Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.

В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган - Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (то есть до 12 июня 1996г.). Однако с декабря 1993г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определялись уже новой Конституцией.

По Конституции РФ Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти.

Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с тремя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.

Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет. В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах как раз выполняет вице-президент.

Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ):

. Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;

. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства;

. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти (ст. 84 Конституции РФ):

. Президент РФ как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.

. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.

. Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.

. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики (ст. 86 Конституции РФ):

. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.

. Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (ст. 87 Конституции РФ):

. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.

. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.

. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.

. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

. Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства (ст. 89 Конституции РФ):

. Решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

. Принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

. Дает разрешение на выход из гражданства;

. Разрешает гражданину РФ иметь двойное гражданство;

. Решает вопросы предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

Иные Полномочия Президента Российской Федерации:

. Президент РФ издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные (ст. 90 Конституции РФ).

. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации (ст. 88 Конституции РФ).

. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими (ст. 89 Конституции РФ).

. Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц (ст. 89 Конституции РФ).

Глава 2. Исполнительная власть в Российской Федерации

.1 Состав и полномочия Правительства Российской Федерации

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ. В случае противоречия постановлений и распоряжений указанным актам они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Одной из гарантий этого является закрепленное ст. 104 Конституции положение о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, вносятся в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ;

) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

) осуществляет управление федеральной собственностью;

) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;

) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

) осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, то есть системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени. Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:

Председатель Правительства РФ;

первый заместитель Председателя Правительства РФ;

заместитель Председателя Правительства РФ - министр обороны;

заместитель Председателя Правительства РФ;

федеральные министры.

Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей.

Согласно п. «д» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Для членов Правительства РФ устанавливаются определенные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в установленном порядке представлять в налоговые органы сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, иных представительных органов; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В Федеральном конституционном законе определяются общие полномочия Правительства РФ, которое:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставляемое ему право законодательной инициативы.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. В заседаниях Правительства вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального Банка и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства Российской Федерации, заседания которого проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Федеральный конституционный закон регулирует вопрос взаимоотношений с Президентом РФ, Федеральным Собранием, органами судебной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

На Правительство Российской Федерации возложена функция координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов.

Основные правила организации деятельности Правительства установлены Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации». Обеспечение деятельности Правительства осуществляется его аппаратом, положение о котором утверждено названным постановлением.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Решение о сложении Правительством своих полномочий и оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе и предусмотренных Конституцией случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству либо отказа в доверии ему Государственной Думы (ст. 117 Конституции РФ).

Правительство имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отношения. Они проявляются в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных решений.

В недавнее время произошли изменения в Конституции РФ касающиеся Правительства, а именно: Совет Федерации 26 ноября 2008 года на заседании внес поправки в Конституцию РФ, которые вводят новую обязанность правительства предоставлять Госдуме ежегодный отчет о своей работе за год.

Нижняя палата парламента наделяется правом рассмотрения ежегодных отчетов правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным депутатами.

Эти изменения в Конституцию, закрепляющие за Госдумой контрольные полномочия в отношении правительства, призваны повысить роль демократических институтов в государственной и общественной жизни страны.

.2 Структура и система федеральных органов исполнительной власти

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство - это не вся система исполнительной власти, а только ее вершина. Россия пошла по пути развитых государств, в которых состав правительства - малочисленный (обычно не более 20 человек). В то же время существует большое количество федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют основной объем работы по осуществлению исполнительной власти, и деятельность которых координируется и контролируется Правительством РФ, однако сами эти органы в состав правительства не входят.

Федеральный орган исполнительной власти - это государственный орган, который осуществляет полномочия Российской Федерации в определенных специальных сферах государственного управления (например, внешняя торговля, юстиция, оборона и др.).

Федеральный орган исполнительной власти осуществляет свои функции на всей территории России и обычно имеет двухступенчатую структуру, которую образуют:

) центральный орган исполнительной власти (например, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и др.);

) территориальные отделения федерального органа исполнительной власти (например, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел (МВД) в краях, областях, районах и т.д.).

В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных органов исполнительной власти, цель которой заключалась в повышении эффективности работы системы государственного управления, исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в централизации управления.

До реформы 2004 г. в России было шесть видов федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства; государственные комитеты; федеральные службы; федеральные агентства; федеральные комиссии; федеральные надзоры.

Особенности старой системы состояли в том, что: она была неупорядочена и не соответствовала мировой практике; полномочия ряда федеральных органов государственной власти дублировались; федеральных органов было более 60, и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ, а некоторые - Президенту РФ). Как следствие этого система была плохо управляема.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 была проведена реформа федеральных органов исполнительной власти. Ее суть заключалась в том, что:

сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти - вместо шести их осталось три: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства;

были укрупнены министерства. Так, например, в результате реформы общее количество министерств сокращено почти вдвое: с более чем 30 до 15-17. Следует отметить, что число министерств периодически меняется. Считается, что структура стала более управляемой;

между федеральными органами исполнительной власти были перераспределены функции и полномочия в целях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Федеральное министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства.

Российская Федерация, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), то есть устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно правовые акты).

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ или Правительством РФ.

В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, главные управления, управления, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положение о которых утверждает Президент (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы:

министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);

министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли).

Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определено, что, во-первых, не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств, во-вторых, одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие - находятся в ведении Правительства РФ.

К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся: государственная фельдъегерская служба РФ, служба внешней разведки РФ, федеральная служба безопасности РФ, федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, федеральная служба охраны РФ.

В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральные агентства - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора.

Президент определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему главное управление специальных программ Президента и Управление делами Президента.

Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию.

И лишь два федеральных агентства: федеральное агентство по атомной энергии и федеральное космическое агентство - являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства. Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.

Глава 3. Взаимодействие Президента Российской Федерации и исполнительной власти

Возникает вопрос, как соотносится институт Президента и исполнительная власть в России. По данному поводу существует многообразие различных точек зрения, которые сводятся, в основном, к двум подходам, а точнее: является ли Президент РФ фактическим главой исполнительной власти или же он имеет особое положение в системе государственной власти в целом?

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении №28-П от 11 декабря 1998 г. обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру.

Таким образом, можно утверждать, что Президент РФ самостоятельно (с соблюдением установленной процедуры) назначает Председателя Правительства России.

Если рассматривать процедуру дальнейшего формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя. Согласно п. «д» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что Президент РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ.

Анализ полномочий Президента РФ, предоставленных ему действующим законодательством, позволяет утверждать, что они характерны именно для главы исполнительной власти. К этому выводу склоняет и нечеткость конституционного положения Правительства РФ, и его Председателя. Формула Конституции России о том, что Правительство нашей страны «осуществляет» исполнительную власть, а его Председатель «определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу» (статьи 110, 113 Конституции РФ), не позволяет судить о том, ограничивается ли исполнительная властная деятельность Правительством РФ и его Председателем или же к ней непосредственно относится и Президент РФ. Однако об этом можно достаточно определенно судить по другим статьям Конституции России, определяющим функции и полномочия Президента.

Часть 1 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в России осуществляют: Президент РФ; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство РФ (без указания на федеральные министерства, службы и агентства); суды РФ.

Не вдаваясь в анализ данного положения с точки зрения юридической техники, отметим, что ветвей государственной власти три, а «субъектов» этой власти четыре. Можно предположить, что к одной из них отнесены сразу два субъекта. Однако противоречие логически следует и из содержания других положений Конституции.

В соответствии со статьей 94 Конституции РФ, законодательным органом России является Федеральное собрание. Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Согласно частям 1 и 2 статьи 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Президент РФ Конституцией ни к одной из ветвей власти не отнесен. Причем, согласно статье 80 Конституции РФ, он не только является главой государства, представляя Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, но и: является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Даже из формально-правового анализа конституционных норм следует, что место Президента в системе органов государственной власти особое. Он не просто не отнесен ни к одной из ветвей власти, но, являясь главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.

Юридически не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

Заключение

Поставленные перед курсовой работой задачи считаю достигнутыми. Мною было проведено полное комплексное структурно-логическое исследование темы: «Президент и исполнительная власть».

Современная российская модель института президентства закреплена в конституционных положениях, содержащихся в главе 1 «Основы конституционного строя» (ст. 11 Конституции РФ), главе 4, полностью посвященной Президенту, а также в главе 5 «Федеральное Собрание», главе 6 «Правительство Российской Федерации» и в главе 7 «Судебная власть», где содержатся отдельные нормы, касающиеся института президентства. Всего же из 137 статей Конституции главе государства так или иначе посвящены более 30.

Крайне важную роль для интерпретации правового статуса Президента РФ играет статья 80 Конституции РФ. Она связывает воедино весь механизм государственной власти, придает ему необходимую скоординированность. Легальная формула части 1 статьи 80 устанавливает, что Президент является главой государства.

Оценку места и роли института президентства в политической системе общества необходимо проводить с учетом анализа: во-первых, конституционных норм, регулирующих правовой статус и объем полномочий института президентства; во-вторых, происходящих в стране политических процессов и расстановки политических сил в системе государственной власти; в-третьих, индивидуальных характеристик лица, занимающего президентский пост. Объем полномочий Президента в системе разделения властей является производным от существующей системы правления.

Президент РФ предстает одновременно и в качестве главы государства, конституционно дистанцированного от всех ветвей власти, но при этом обладающего одновременно значительной частью полномочий каждой из них и не менее эффективными механизмами воздействия на них, и в качестве фактического руководителя федеральных органов исполнительной власти.

Многие ученые-юристы негативно оценивают такое смешение функций главы государства и фактического руководителя Правительства. Но не стоит забывать и то, что Россия всю жизнь тяготела к самодержавию и что концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых формах».

Российская модель института президентства, нашедшая отражение в Конституции РФ 1993 года, конечно, довольно самобытна и не вполне вписывается в традиционные схемы организации президентской власти. И думается, что ее своеобразие объясняется, в том числе, особенностями исторического развития России, ее культуры и даже геополитического положения.

Конституция РФ 1993 года не закрепляет за Президентом статуса главы исполнительной власти, он - глава государства, что, как уже отмечалось выше. Исполнительную власть, согласно статье 110, осуществляет Правительство РФ, которым руководит Председатель Правительства. Но анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в сфере исполнительной власти глава государства обладает весьма широким кругом полномочий, а Правительство попросту находится в зависимом от него положении. На это обращают внимание очень многие ученые-юристы. Кроме того, стоит обратить внимание, что применительно к самому Правительству в Конституции используется глагол «осуществляет», но не «возглавляет» исполнительную власть.

Очень многие статьи Конституции указывают на то, что именно Президент является главой исполнительной власти. Так, согласно пункту «а» статьи 83 и части 1 статьи 111, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой (ч. 2 ст. 111 Конституции РФ). Нижняя палата парламента должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения (ч. 3 ст. 111 Конституции РФ). Если же Государственная Дума троекратно отклонит предложенные Президентом кандидатуры, то он распускает ее, назначает новые выборы и уже самостоятельно решает вопрос о назначении Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).

По сей день не теряет актуальности проблема обеспечения независимости Правительства, которое должно самостоятельно решать социально-экономические вопросы. Анализ президентских указов (особенно периода 90-х годов прошлого века) показывает, что многие из них непосредственно затрагивают сферу экономики, а это, как верно отмечается в правовой литературе, является очевидным ущемлением полномочий Правительства. Для исключения такого рода «дублирования», думается, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», которые более четко регламентировали бы полномочия Правительства в социальной и экономической сферах. Безусловно, Правительство должно работать во взаимодействии с Президентом, его Администрацией, но в то же время оно должно быть свободно от их постоянного и всеобъемлющего «кураторства».

Список использованной литературы

1.Административное право. Учебник /М.Б. Смоленский - Ростов-на-Дону: «Феникс». 2005. - 346с.;

.Административное право. Учебник /Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов - М.: «Юстицинформ». 2007. - 416с.;

.Из истории создания института Президента СССР. Государство и право /Е.Л. Кузнецов - М.: «Наука». 1996. № 5.- С. 95-104;

.Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Учебник /И.Л. Бачило - М.: «Юрист». 2008. - 432с.;

.Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. Учебник/Н.Ю. Хаманева - М.: «Право». 2009. - 200с.;

.Исполнительная власть: организация и взаимодействие. Учебник /Ю.А. Тихомирова - М.: «Юстицинформ». 2008. - 120с.;

.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов /М.В. Баглай - М.: «Норма». 2009. - 800с.;

.Конституционное право России. Учебник /В.Е. Чиркин - М.: «Норма». 2009. - 496с.;

.Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций /А.В. Якушев - М.: «ПРИОР». 2010. - 224с.;

.Основы теории конституционного права. Конституционное право в РФ. Курс лекций /М.П. Авдеенкова - М.: «Весь Мир». 2007. - 384с.;

.Полномочия Президента России в сфере организации деятельности органов исполнительной власти. Книга /Н.Н. Волобуева -Ростов-на-Дону: «Ростиздат». 2008. - 78с.;

.Президент и Правительство (в механизме государственной власти). Журнал российского права /Л.А. Окуньков - 2008. № 2.- С. 10-15;

.Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. Учебник /И.И. Шувалов - М.: «Норма». 2004. - 144с.;

.Становление и развитие института президентства в России. Учебник /Г.В. Дегтев - М.: «Юристъ». 2008. - 237с.;

.Юридический словарь /А.Ю.Никитина - М.: «Юрист». 2006. - 113с.;

.Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, № 7-ФКЗ) //СЗ РФ. 2009. №4.- С. 445;

.Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года №1098-1 «О Президенте РСФСР» (утратил силу) //ВСНД РСФСР. 1991. №17.- С. 512;

.Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 10.01.2003 № 19) //СЗ РФ. 2003. №3.- С. 206;

.Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» (утратил силу) //САПП РФ. 1993. №41.- С. 3919;

.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 03.12.2012 №4-ФКЗ) //СЗ РФ. 2012. №5.- С. 6938;

.Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 года № 604 «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» //СЗ РФ. 1998. №27.- С. 3176;

.Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 22.06.2009 г. №710) //СЗ РФ. 2009. №26.- С. 3167.

Похожие работы на - Президент и исполнительная власть

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!