Анализ финансового положения организации. Здесь рассматриваются показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости
В работе были использованы методы сбора информации и экономического анализа предприятия туристкой деятельности.
1. Общая характеристика предприятия
"Музенидис Тревел" является туристским оператором и официальным представителем греческой компании "MOUYENIDIZ TRАVEL" и управляющей компанией в крупном греческом холдинге "MOUZENIDIS GROUP".Греческая компания была основана в 1995 году и является членом IATA. IATA- это всемирная организация, созданная с целью консолидации регулярных и чартерных авиарейсов по миру. В холдинге объединены следующие проекты:
Музенидис Тревел - ведущий туроператор по Греции
Грекодом - недвижимость в Греции
Отель Bobo Club
Colum-греческий православный паломнический центр
Грекомания - интернет-портал о Греции
Винный погреб Kava Idea
Ellinar-авиакомпания туроператора
обслуживание авиарейсов в аэропортах Греции
путеводитель в мире меховых изделий
корпоративный туризм в Грецию
Ароматный мир вин Музенидис
Медицинский туризм в Греции
Музенидис Интур -реализация въездных туров
Образовательный центр
Частное охранное предприятие
Туроператор "Музенидис Тревел" существует более 18 лет на рынке и обладает широкой сетью филиалов и представительств, как в России, так и за рубежом. Главный офис компании расположен в Греции, в Салониках. На всех курортах Греции функционируют 14 филиалов компании, среди них Асторья, Афины, Крит, Халкидики. Офисы компании работают и в 50 городах России - Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Новосибирск, Ростов-на-Дону. Новокузнецк и многие другие, в двух городах Белоруссии, в Сербии, Чехии и Латвии.
Музенидис Тревел - туроператор, который пользуется высокой репутацией у клиентов и среди партнеров в странах СНГ и Европы. Широкий спектр услуг компании представлен всеми видами туризма в городах и курортах Греции, Чехии и России. Это свадебный, экскурсионный, детский отдых, корпоративный, спортивный, образовательный и многие другие.
Компания имеет свой собственный автобусный парк, который состоит из более 100 автобусов вместимостью более 80 посадочных мест для организации любого вида экскурсий на территории Греции. Еженедельно компанией обслуживается около 100 рейсов из более чем 30 городов России. Компания обладает эксклюзивным правом размещения в отелях различных категорий и собственной квотой мест. Предлагаются также эксклюзивные услуги по обслуживанию VIP-клиентов. Так, в аэропортах Греции работают собственные VIP-залы. Имеются автомобили представительского класса, яхты, самолеты и вертолеты.
Таким образом, компания "Музенидис Тревел" предлагает широкий спектр услуг, вариантов для отдыха и высокий уровень сервиса.
2. Анализ объема производства и реализации услуг
Компания "Музенидис Тревел" предоставляет услуги по следующим направлениям:
организация всех видов туров
корпоративное обслуживание
бронирование и продажа авиабилетов
бронирование гостиниц
аренда автотранспорта
Рассмотрим влияние на прирост объема продаж изменения количества оказываемых услуг (в натуральном выражении), структуры и цен. Для этого используем Таблицу 1.
Таблица 1- Объемы продаж
№ п/пПоказательуслугипрошлый год 2011отчетный год 201212341Количество оказанных услуг1178090002Цена, тыс.руб.301,23113Выручка, тыс.руб.35308642472000
3. Анализ маркетинговой деятельности
Как и любая другая компания "Музенидис Тревел" имеет множество конкурентов. Для увеличения конкурентоспособности услуг предприятия проводятся различные маркетинговые мероприятия:
в представительстве компании создан отдел контроля качества, сотрудники которого следят за реализуемыми услугами, проводят анализ и реагируют на изменения рынка.
-грамотная политика развития франчайзинговой сети компания
-проведение и использование рекламных акции в средствах СМИ, собственный сайт, электронная система бронирования, участие в выставках
-разработка системы дисконтов для туристов
4. Анализ использования основных фондов предприятия
Основные производственные средства создают условия или непосредственно участвуют в процессе реализации услуг. Увеличение их количества обеспечивает организацию дополнительными мощностями, использование которых позволяет реализовывать услуги в большем объеме. Такое развитие производства называется экстенсивным. Показатель интенсивности использования основных средств - это фондоотдача.
Фо=N/ОС,
где N-показатель выручки, а ОС- основные средства (фонды предприятия), т.е. сколько рублей выручки приходится на 1 руб. стоимости основных средств.
Фо(акт)=8243819/1212955= 6,796 (руб) в предыдущем периоде
/1328259= 6,579 (руб.) в отчетном периоде.
За предыдущий год - 0,0023(руб), за отчетный год - 0,0018руб.
В таблице 2 представлены показатели степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств.
Таблица 2.-Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
ПоказательПрошлый годОтчетный годИзменение (+-)объем продаж без НДС (V), руб.82438198738523494704Среднегодовая первонач.стоимость активной части основных средств(Основные активные средства),руб.12129551328259115304Количество дней в году, в течение которых активная часть основных производственных средств находилась в рабочем состоянии (Рабочих дней)2452505Коэффициент работы оборудования 1,51,80,3Средняя продолжительность рабочего дня , ч880Объем продаж, приходящийся на 1тыс.руб.стоимости активной части основных производственных средств за 1 -час работы оборудования , .руб.0,00230,0018-0,0005
Отрицательно повлиял на значение выручки интенсивный фактор - объем услуг, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 час работы на 2 315 533,918руб. Этот показатель является резервом при устранении отрицательного влияния. Причиной такого влияния могут быть разные факторы: 1.Увеличение стоимости нового введенного оборудования в несколько раз выше, чем увеличение его производительности или увеличение стоимости основных средств, при переоценке, без изменения их физических свойств. 2.Увеличение удельного веса фондоемкой продукции в ее общем объеме приводит к снижению фондоотдачи. Кроме того, необходимо проводить работу по выявлению состава оборудования, которое длительное время не будет участвовать в создании продукции. Это оборудование переводить в запас с последующей сдачей его в аренду или продажей, как излишнего и ненужного.
Все это поможет повысить часовую фондоотдачу и повысить выручку.
. Анализ использования материальных ресурсов предприятия
На основе представленных показателей в таблице 2 можно сделать следующий вывод: рациональное использование материальных ресурсов, которые составляют 22,46 % в структуре активов, снижая себестоимость продукции, является фактором роста рентабельности и прибыли. В анализируемой организации темп роста объема продаж опережает темп роста материальных затрат (объем продаж - 106 %, а рост материальных затрат - 103,49 %). Это говорит о вполне рациональном использовании материалов.
6. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
Сотрудники являются самым главным активом предприятия. Штат компании состоит из высококвалифицированных специалистов. Это менеджеры, экскурсоводы, водители и гиды. Возрастная структура варьируется от 20 лет до 45лет.
Организационная структура, как и в большинстве туристских компаний, является линейной. Во главе стоит генеральный директор. К управляющим должностям компании относятся заместитель директора, главный бухгалтер, начальник отделов продаж, маркетинга, безопасности и т д.. Производительность сотрудников компании можно увеличить за счет:
·Внедрения новых технологий
·Улучшения организационного уровня, то есть улучшения организации производства
·Совершенствование организации труда. Повышение квалификации кадров, укрепление трудовой дисциплины, совершенствование системы заработной платы, и личная материальная заинтересованность всех работников
7. Анализ себестоимости услуг, прибыли и рентабельности
Под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Затраты помимо расходов включают стоимость запасов товарно-материальных ценностей - материалов, остатков незавершенного производства и готовой продукции. Поэтому важнейшей задачей любой организации является минимизация запасов, скорейшее превращение затрат в расходы, что означает получение дохода, а следовательно, и прибыли. Затраты становятся расходами в момент получения доходов.
Важным понятием в анализе затрат является себестоимость. Себестоимость - выраженные в денежной форме затраты организации на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Это стоимостная оценка:
·сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов,
·основных средств и другого имущества,
·трудовых ресурсов
·других затрат на изготовление продукции, управление производством и организации в целом, продажу продукции.
Целью анализа затрат предприятия будет выявление возможностей минимизировать затраты.
Проанализируем структуру и динамику данных . Результат представлен в таблице 3.
Таблица3. -Расходы по обычным видам деятельности за прошлый и отчетный годы.
№ п/пСтруктура затрат по обычным видам деятельностиПрошлый годОтчетный годИзменение (+ - )руб%руб%руб.%1Материальные затраты475653064,83492232263,58165792-1,252Затраты на оплату труда154065921,00170327122,001626121,003Отчисления на социальные нужды4005135,464596835,94591700,484Амортизация4741336,464852416,2711108-0,195Прочие затраты1652232,251715622,226339-0,04 ИТОГО73370581007742423100405365
Доля материальных затрат в структуре себестоимости продукции составляет 65 %. Это значит, что основные резервы снижения себестоимости следует искать в рациональном использовании материальных ресурсов. Велика доля затрат на оплату труда 21 % и 22 %. Значит трудовым ресурсам тоже следует уделить внимание. А вот в динамике материальные затраты уменьшились на - 1,25%, это 165 792 руб. Можно сделать вывод что все-таки в текущем году уже были предприняты действия по снижению материальных затрат.
8. Оценка финансового состояния предприятия
Собственный оборотный капитал - это часть собственного капитала организации, финансирующая вложения в оборотные активы.
Собственные оборотные средства увеличились на 299 774 руб. Это увеличение произошло в большей степени за счет добавочного капитала, на 513 788 руб. За счет нераспределенной прибыли - на 90 439 руб. - результат деятельности организации - чистая прибыль.
Таблица 4.-Определение собственных оборотных средств
ПоказательНа начало года, тыс.руб На конец года, тыс.руб. Изменение ( + - )Уставный капитал121 121 0Добавочный капитал17234632237251513788Резервный капитал829614Нераспределенная прибыль25585034628990439Итого по разделу 1.19795162583757604241Займы и кредиты344201217121-127080Итого по разделу 2344201217121-127080Нематериальные активы000Основные средства12476231358764111141Незавершенное строительство29316235883065668Итого по разделу 315407851717594176809 Наличие собственного оборотного капитала7830811082855299774
Определим обеспеченность организации собственными оборотными средствами. Для этого используем оценку излишков или недостатков собственного оборотного капитала для формирования запасов.
Собственный капитал и долгосрочные обязательства не обеспечивают формирование запасов (имеет отрицательный показатель). И только использование всех источников средств (собственного капитала, долгосрочных обязательств и краткосрочных обязательств) имеет положительный показатель.
Ликвидность баланса - степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Сгруппируем средства (статьи баланса) по активу по степени ликвидности в порядке убывания ликвидности, а обязательства по пассиву по срокам их погашения, расположенным в порядке возрастания сроков. Результаты группировки отображены в таблице 5.
Таблица 5.-Группировка активов и пассивов
Актив на начало периода, руб. на конец периода, руб.Пассив на начало периода, руб. на конец периода, руб.Платежный излишек или недостаток, руб.А1145295151365П1786717832546-641422-681181А2468217578973П2159044162775309173416198А311153601347862П33441342170387712261130824А415405281717733П419795052583574-438977-865841
Баланс предприятия отличается от абсолютно ликвидного несоблюдением только первого неравенства, то есть денежных средств и краткосрочных финансовых вложений не хватает, чтобы рассчитаться с кредиторской задолженностью. То есть текущая ликвидность (А1+А2)-(П1+П2) = - 332249 и - 264983 руб. отрицательная., а вот перспективная ликвидность ( А3-П3) положительна = 771226 и 1 130 824 руб.
Рассчитаем относительные показатели ликвидности - коэффициенты (см.Таблицу 6).
Таблица 6 - Коэффициенты ликвидности
Финасовый коэффициентФормулаЗначение на начало периодаЗначение на конец периодаРекомендуемое значениеКоэффициент абсолютной ликвидностиА1/П1+П20,15360,1521больше 0,2Коэффициент критической ликвидностиА1+А2/П1+П20,64870,7338больше 0,8Коэффициент текущей ликвидностиА1+А2+А3+А4/П1+П23,45694,0136 больше 2
Коэффициент абсолютной ликвидности меньше требуемого значения, и на конец периода он уменьшился. Погасить текущую краткосрочную задолженность компания не может. Коэффициент критической ликвидности тоже меньше нормы, но в текущем периоде вырос, хотя текущую краткосрочную задолженность предприятие не сможет погасить и с краткосрочной дебиторской задолженностью, а коэффициент текущей ликвидности больше нормы, то есть погасить текущую краткосрочную задолженность предприятие может, только использовав все активы. Это говорит о том, что баланс можно считать не достаточно ликвидным. Таким образом, предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии.
На основании абсолютных и относительных показателей можно дать краткую оценку финансового положения компании "Музенидис Тревел":
Обеспеченность собственными оборотными средствами не достаточное это говорит о неустойчивом финансовом положении. Если учесть что анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности говорит о том, что в составе кредиторской задолженности большую долю составляет краткосрочная кредиторская задолженность, то можно говорить о финансовом риске организации. Это подтверждает расчеты абсолютных и относительных показателей ликвидности. Предприятие все же сможет рассчитаться по долгам, но за счет неликвидных активов. А благоприятным результатом является превышения темпов роста прибыли над темпом роста расходов. Рост рентабельности производства 0,526 и 0,573 в отчетном году. Выросла рентабельность активов 7,98 и 9,8 % . Но рост рентабельности активов мог быть выше, этому помешало уменьшение коэффициента оборачиваемости. В отчетном году оборот уменьшился на 0,38.
Заключение
Итак, в данной работе был проведен анализ экономической и финансовой деятельности туристского предприятия, а именно туроператора "Музенидис Тревел".Для этой цели были решены поставленные задач, а именно:
·изучена и систематизирована информация по данной теме из разных источников: учебная литература, периодическая печать, интернет - источники;
·дана краткая характеристика предприятия туриндустрии
·исследована тема с практической стороны, то есть, проведен анализ статистических отчетных показателей предприятия.
На основании данного анализа можно сделать следующие выводы:
В отчетном 2012 году увеличились показатели реализации услуг, средней годовой заработной платы и себестоимости.
В компании проводятся необходимые маркетинговые мероприятия с целью повышения объемов продаж и спроса на услуги данной компании.
Обеспеченность собственными оборотными средствами не достаточное это говорит о неустойчивом финансовом положении.
Таким образом, к преимуществам компании можно отнести такие показатели, как наличие необходимых финансовых ресурсов, профессиональный коллектив, обширная клиентская база, широкий спектр предоставляемых услуг, благоприятный имидж компании на рынке туруслуг. Одной из слабых сторон турфирмы "Музенидис Тревел" является текучесть кадров и слабая мотивация сотрудников.
Список использованной литературы
1. Бородин В. В. Экономика туризма. Серия: Высшее образование. М.: Форум, 2011. - 240c.
.Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1999.432 с.
.Соболева, Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы.- М.: Финансы и статистика, 2006-149с.
.Официальный сайт туроператорской компании "Музенидис Тревел" /Адрес доступа: http://www.mouzenidis-travel.ru