Зачем жить?

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Зачем жить?

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики






ЭССЕ

"Зачем жить?"


камю экзистенциализм свобода духовный

Выполнил:

А. Бондаренко Студент группы 272

Преподаватель:

А.Д. Куманьков





Москва, 2014

"Зачем жить?"

Узнав тему эссе, я ни на минуту не сомневался в каком ключе я его напишу. Для начала несколько общих слов: на протяжении многих лет философы всего мира задаются подобными вопросами "В чем смысл жизни?", "Имеет ли жизнь смысл?", "Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить". Несмотря на обилие трудов и мнений, я хотел бы сосредоточиться на конкретном направлении в философии, а именно на экзистенциализме. Наиболее близок из этого направления мне Альбер Камю, хотя сам он и не считал себя экзистенциалистом.

Экзистенциализм - особое направление в философии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F> XX века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>. Возможно называть экзистенциализм направлением изначально неправильно, ведь по определению экзистенция это внутреннее бытие человека, его Я, которое индивидуально и неповторимо. Говоря про суть экзистенциализма стоит отметить ряд понятий, которые его образуют: абсурд, небытие, смерть, одиночество, бунт и так далее. Из абсурдности мира возникает страх перед миром, ведь он непознаваем и является сосредоточение хаоса и абсурда. Сущность человека проявляется в экстремальной ситуации. В минуты тяжелой болезни, на смертном одре и в подобных тяжелых ситуациях. Ведь именно тяжелые ситуации определяют человека. На ум приходит песня Высоцкого "Песня о друге", в которой говорится о такой ситуации, а точнее о походе в горы, в котором познается истинная сущность человека.

Альбер Камю - лауреат Нобелевской премии, писатель и мыслитель. Выходец из бедной семьи из Алжира, живя в бараке, будучи вынужденным побираться, он добивается невероятных высот. Заканчивает престижный институт, знакомится с огромным количеством философских трудов. Нобелевскую премию Камю получает за вклад в глубокое понимание духовной жизни человека, а именно за свои произведения, центральными из которых являются "Миф о Сизифе" и "Чума". При жизни получил нарицательное имя "Совесть Запад". Стоит отметить, что погиб Камю в автомобильной катастрофе, в этом проявляется некий символизм, ведь именно чистая случайность, по-другому говоря абсурд, лишила его жизни.

Как я уже говорил, одним из центральных произведений Камю является "Миф о Сизифе". Сизиф разгневал Богов, из-за чего должен был вечно закатывать камень на гору, откуда тот неизменно катился назад. История Сизифа это символ абсурдности человеческого существования, однако человек должен противостоять хаосу и абсурдности окружающего мира. Сизиф свободен и велик в своей обреченной борьбе. Альбер видит величие в образе Сизифа, неминуемо обреченного на провал. По сути в данном произведении задается вопрос "Стоит ли жизнь труда быть прожитой". Точная цитата Камю: "Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема - это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит - это ответить на основной вопрос философии. "

Следующие два произведения Камю я хочу рассмотреть в связке. А именно "Посторонний" и "Чума". Главные герои произведений - Мерсо и Риэ, оба противостоят миру абсурда и хаоса, Мерсо своим равнодушием, можно вспомнить начало повести "Сегодня умерла мама. А может быть, вчера - не знаю.". Риэ же противопоставляет свое мужество и стоицизм хаосу, творящемуся вокруг (эпидемия чумы). В обоих произведениях у героев есть видимость свободы, ведь они оба поняли, что мир хаос, в котором сложно понять не только людей, но и самого себя.

Камю считал, что жить означает бунтовать против абсурда.

Очень часто между людьми поднимается вопрос "А зачем я собственно живу?", как и Камю, я вижу смысл жизни в противопоставление себя абсурдному миру. Только осознав равнодушие окружающего мира к тебе, а также утратив веру в Бога, начинаешь понимать, что по сути ты сам в некотором смысле Бог и судья для самого себя. Вспомним Сизифа, который осознал всю бесполезность своего вечного труда, но он все равно принимает свою учесть и мужественно переносит труд, который на него наложили Боги. Фактически он свободный человек. По сути ведь история с Сизифом всего лишь метафора, ведь если посмотреть вокруг, то можно найти сотни таких примеров. Например рабочие, которые каждый день выполняют одну и ту же работу. Вот такой вот абсурд.

Давление хаоса можно снизить с помощью мышления. Отречься от бытовых проблем и следовать какой то своей идее, как например это сделал Сизиф. Ярким примером данного направления из мира живописи является Винсент Ван Гог, который с ранних лет предпочитал одиночество всяким социальным контактам, был тих и одинок. "Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы." (<http://www.grandars.ru/college/filosofiya/alber-kamyu.html>)

Я помню, когда был маленьким, мы часто ездили на дачу, у нас там был местный художник, его картины нигде не выставлялись, он был одинок и не контактировал с внешним миром. Однажды отец пригласил его к нам, он хотел заказать семейный портрет, и на вопрос отца, почему же он не пытается добиться успеха, не пробует устроить выставки, художник ответил: "Для меня важен сам процесс создания, успех мне не к чему". Как мне кажется, этот человек обрел в некотором смысле свободу, он не стремится к идеалам которые диктует общество, у него есть свои идеалы, которые он противопоставляет абсурдному миру.

Я хотел бы поделиться стихотворением Зинаиды Гиппиус, которое, как мне кажется, выдержано в духе экзистенциализма:

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Непереносное, ложное, ложное!

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Подводя итог, хотелось бы повториться, что мир представляет собой хаос, с которым человек должен бороться, чтобы обрести свободу, зачастую к обретению этой свободы людей подталкивают какие-то несчастья, но только после обретения свободы можно представить себя по-настоящему счастливым. Для доказательство этой позиции я использовал теорию Камю, позиции экзистенциалистов, а также стихотворение Зинаиды Гиппиус.

Похожие работы на - Зачем жить?

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!