проанализировать даосизм как политико-правовую доктрину.
1. Возникновение даосизма
Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке <#"center">даосизм китайский философский
По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
Даосизм опирался на традиционные древнекитайские воззрения в которых утверждаются понятия природы и дается объяснение им.
Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления.
В центре внимания Лао-цзы - проблема самосовершенствования, не чуждая и предшественникам Лао-цзы. Но до тех пор она была тесно привязана к вопросу об управлении государством и подготовке человека к тому, чтобы занять соответствующий пост.
Лао-цзы призывает не полностью отказаться от желаний, а поддерживать их в равновесии, не допуская ни чрезмерности, ни недостатка, подобно даосам. В этой способности и состоит, по мнению Лао-цзы, отличительная особенность человека по сравнению с любой другой частью Вселенной, благодаря которой человек родственен и Небу, и Земле.
Самосовершенствуясь, человек очищает заложенные в нем небесные принципы и тем самым заслуживает благосклонность Неба. Это положение направлено против даосизма, утверждавшего безразличие Неба к человеку.
Под «личностью» Лао-цзы понимает целостное существо, и духовное, и телесное, способное к деятельности.
Поскольку природа человека воплощена в его сердце, то зло исходить из него не может. Зло появляется в стремлениях и мыслях. Поэтому исправлять надо не сердце, а стремления и мысли. Цель очищения - осознание чистоты и совершенства сердца и правильные деяния. Такая концентрация на внутреннем Я - безусловное влияние буддизма.
Поскольку вещи и люди признаются одинаково пустотными, наблюдаемые различия или даже противоположности между ними считаются иллюзорными, т.е. с точки зрения Лао-цзы относящимися только к видимости.
Согласно этому учению, до тех пор пока человек не осознал единую природу вещей, его точка зрения на них остается ограниченной: он поддается видимости их разнообразия. Постижение истины избавляет его от иллюзий. Он понимает, что пребывал в заблуждении относительно природы вещей вообще и собственной природы в частности.
Чтобы приобрести состояние уравновешенности, человек должен, согласно Лао-цзы, постигнуть Истину. Как этого добиться?
Через осознание собственной природы, тождественной Дао, отведает Лао-цзы:
«Познать свой изначальный дух и значит - узреть изначальную природу. Только просветленный понимает, что изначально между ними нет различия, непросветленные же погружены в бесконечный ряд перерождений». Постижение истины приобретает, таким образом, индивидуальную окраску, но не требует усовершенствования собственной природы. Человеческая природа изначально чиста и не нуждается в улучшении.
В учении Лао-цзы прослеживается идея свободного развития человека. В первую очередь это свобода от насилия, нарушающего порядок. Лао-цзы не отрицает необходимости наказаний, но подчеркивает, что они должны быть правильными, т.е. тоже отвечать древним образцам. Насилие не оправдано, когда выступает в форме произвола и не совпадает с волей Неба.
Значит, свобода - это средство для человека занять свое место в Поднебесной. Лао-цзы считает, что человек должен поступать по воле Неба, но поступать - сам, не рассчитывая, будто Небо выполнит работу за него.
Даосизм почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 <#"justify">Даосизм опирался на традиционные древнекитайские воззрения в которых утверждаются понятия природы и дается объяснение им. В центре внимания Лао-цзы - проблема самосовершенствования, не чуждая и предшественникам Лао-цзы. Но до тех пор она была тесно привязана к вопросу об управлении государством и подготовке человека к тому, чтобы занять соответствующий пост. В учении Лао-цзы прослеживается идея свободного развития человека. В первую очередь это свобода от насилия, нарушающего порядок. Лао-цзы не отрицает необходимости наказаний, но подчеркивает, что они должны быть правильными, т.е. тоже отвечать древним образцам. Насилие не оправдано, когда выступает в форме произвола и не совпадает с волей Неба. Значит, свобода - это средство для человека занять свое место в Поднебесной. Лао-цзы считает, что человек должен поступать по воле Неба, но поступать - сам, не рассчитывая, будто Небо выполнит работу за него.
Список литературы
1.Абаев Н. В. Даосизм и культурно-психологические традиции в Китае Текст]. М.: Наука, 1989. - 258 с.
2.Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия[Текст]: Учебник. М.: Норма, 1996. - 317 с.
.Ахутин, А.В. Тяжба о бытии[Текст]: М.: Наука, 1996. - 305 с.
.Васильев Л.С. История религий Востока Текст]. М., 1988. - 418 с.
.Введение в философию[Текст]: Учебник. / Под ред. Ивашкина И.Т. М.: Норма, 2006. - 307 с.
.Китайская философия Текст]: Энциклопедический словарь /Под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Прогресс, 1994. - 411 с.
.Козин Н.Г. Философия[Текст]: Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 388 с.
.Радугин А.А. Философия[Текст]: курс лекций. М.: РЕПО, 2004. - 270 с.
.Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия) Текст]. - М.: Норма, 1992. - 308 с.
.Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие Текст]. - М.: Юристъ, 1993. - 311 с.
.Маслов А. А. Мистерия Дао Текст]. - М.: Норма, 1996. - 451 с.