Художественное творчество в свадебном действе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Художественное творчество в свадебном действе

Введение

Свадьба. Обряд. Праздник. Творчество.

Русский свадебный обряд - это один из наиболее сложных комплексов традиционной бытовой культуры. В нем отражались социально-правовые отношения, структура семьи, верования, устное поэтическое творчество, многие черты традиционной материальной культуры. Обряд обычно соединял черты далекого и близкого прошлого. Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе.

Старинный русский свадебный обряд представлял собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Лучшие элементы и национальные особенности русского свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. Традиционная свадьба всегда была празднична, разнообразна, удивительно красочна.

Свадебный обряд, как и другие элементы культуры, изменялся в процессе исторического развития - под влиянием социально-экономических преобразований происходит трансформация многих обрядовых действий.

Старинный русский свадебный обряд ушел из жизни в деревне в 30-е годы нашего века, а в городе еще раньше. Коренная ломка традиционного сельского быта была вызвана коллективизацией деревни. Старинный свадебный обряд еще и до недавних пор считали "пережитками прошлого"…

Актуальность исследования:

В настоящее время в российском обществе и культуре происходит переосмысление и переоценка института брака и семьи, а также интенсивно формируются новые символы и ритуалы, в том числе связанные с празднованием важнейших событий личной жизни.

Народная мудрость вложила в понятие обрядность исконное представление о красоте, нравственности человеческих отношений, добропорядочности, справедливости, а также о нормах жизни, регламентируемых, как правило, обычаем. Закономерный процесс взаимодействия традиций и инноваций обеспечивает изменение и сохранение культуры. Во всякой культуре существует динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и инноваций, благодаря которым общество продвигается вперед. Это вполне отчетливо можно проследить на примере эволюции русского свадебного обряда.

Изучение его изменений на разных исторических этапах дает зримое представление о динамике духовных ценностей общества, о соотношении преемственности и разрывов в представлениях о семье и браке, основных принципах их устойчивости, связи свадебных ритуалов с общекультурным опытом, этническими и конфессиональными особенностями народа и их изменениями в социальном процессе.

Для современного общества характерен как кризис многих традиционных моральных ценностей, так и активный поиск новой парадигмы духовного развития, этнокультурной и нравственной самоидентификации в целях успешного осуществления модернизации России. Культура во всей совокупности ее составляющих выступает при этом как важнейший фактор.

Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является ее способность к творчеству. Именно эта способность обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придает инновационный характер в его трудовой и досуговой деятельности. Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия. Творчество определяет потребность личности к мотивационной деятельности, а значит к приоритету ценностных ориентаций, способности к саморазвитию, конструктивности.

На мой взгляд, в современном обществе информационных технологий, высокого ритма жизни наблюдается недостаток реальных эмоций, сфер применения своего творческого потенциала. Вместе с тем, современный период развития общества характеризуется интенсивно возросшим интересом народов к своему историческому и культурному наследию. Например, обрядовые праздники все чаще и чаще проникают в жизнь современного человека. Особенно возникает интерес к возрождению традиций старинной русской свадьбы. Думается, это вызвано не только его эстетическими, этнографическими и другими факторами. Издревле в русском свадебном празднике было заложено игровое начало, в нем есть все элементы театрализованного действа, ведь не зря все русские сказки повествуют о том, как герои «сыграли свадьбу».

Степень разработанности проблемы: Многие исследователи изучали русский свадебный обряд: этнограф в своих работах отображает изменение свадебного ритуала во времени, а так то, как отличается обряд в различных регионах.

Этнограф Зорин Н.В. в работе «Русский свадебный ритуал» подробно рассматривает структуру русского свадебного ритуала Среднего Поволжья. Также в его книге рассматривается значение свадебных «ролей».

Учёный-фольклорист А.В Черных исследовал структуру обряда, его символическую основу.

Большой вклад в изучение свадебной обрядности внес ученый Т.А. Бернштам.

В частности, Т.А. Бернштам в своих исследованиях раскрывает значимость творческих возможностей участников обрядов, которые создают «молодой мир», новые культурные сущности. Исследователь традиционной культуры большое внимание уделяет проблеме народной игры в аспекте игрового поведения детей, подростков, молодежи, которое нацелено на подготовку к жизненным ролям.

К сожалению, в теоретической литературе недостаточно раскрываются вопросы о русском свадебном празднике как: одной из форм творческой деятельности народа, важнейшим условием и способом активизации каждого его участника, наконец, фактора раскрытия творческого потенциала человека. Именно эти стороны старинной русской свадьбы наиболее значительны, именно это определяет ее суть и подлинную востребованность в современной жизни.

Цель данной работы: выделить структуру свадебного обрядового действа, проследить его динамику на протяжении всех основных этапов его развития, определить наиболее характерные черты традиционности и новаций.

Для достижения цели мне предстоит решить следующие задачи:

·изучить общетеоретическую литературу по поднимаемой теме;

·определить специфику свадебного праздника в различных регионах в прошлом и настоящем;

·выявить специфику свадебного праздника как фактора раскрытия творческого потенциала человека;

·на основе изученного материала выработать практические рекомендации к режиссуре свадебного действия;

Объект исследования: русский свадебный обряд.

Предмет исследования: структура и динамика развития русского свадебного обряда.

Метод исследования: анализ общетеоретической литературы; метод беседы.

Практическая значимость: изученный материал может быть использован в области свадебной индустрии, в сфере режиссуры театрализованных представлений и праздников, в качестве методической помощи для начинающих организаторов праздников.

Глава 1. Основные аспекты изучения обрядовых праздников. Свадебный обряд

.1 Определение главных составляющих русского свадебного обряда

Обрядность - составная часть культуры. Она отражает духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.

Историческая смена общественных формаций, жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей, трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.

В толковом словаре под ред. C. И. Ожегова дается вот такое значение понятия: «обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-н. религиозные представления, бытовые традиции».

Термин «обряд» происходит от глагола «обрядить», «обряжать» - украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызывать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается.

Понятие «обряд» не следует путать с более широким понятием «обычай», которое обозначает не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия.

Видно, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить главные события своей жизни, обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов.

В каждый обряд вкладывается свое содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого - выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи. Обряды отражают многообразные связи и взаимоотношения людей в обществе.

Обряд является одним из способов существования традиций.

Традиция - более широкое общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение. Содержание традиций определяется породившими их общественными отношениями, и потому традиции - продукт определенных исторических условий.

Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.

Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.

Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни.

Обычай - более узкое понятие по сравнению с традицией. Это прочно установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни. Исполнение обычая не обеспечено государством. Он соблюдается благодаря своему неоднократному повторению и применению в течение длительного времени.

Праздник - торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.

Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действии, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Ритуал - порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее, их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.

.2Традиции и новации русского свадебного обряда

До самого начала XX столетия в свадебном обряде русских еще прослеживались две резко различные части: церковный обряд «венчания» и собственно свадьба, «веселье» - семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Обе эти части обряда долгое время находились между собой в серьезном противоречии. Православная церковь и государство признавали только брак, освященный церковью. В глазах же крестьян и рядовых горожан брак не считался действительным, если совершался только церковный обряд венчания, а традиционный свадебный пир и предшествующие ему по обычаю обряды по каким-либо причинам не имели места, - молодых после венчания вновь разлучали.

Возможно, что именно эта приверженность народных масс к традиционным свадебым обрядам заставляла даже царей соблюдать наряду с церковным и народный свадебный обряд (например, бракосочетание московского великого князя Василия Ш).век характеризуется стремлением к упорядочению различных сторон частной жизни широких кругов народа, в особенности горожан, к созданию таких форм, которые бы легче контролировались светскими и духовными властями. Таким сводом законов повседневности стал «Домострой», представляющий собой авторитетные рекомендации зажиточному горожанину, как каждому следует строить семейные отношения и содержать в должном порядке свой дом - своеобразная подробная инструкция со строгой регламентацией домашней и семейной жизни.

В Новое время в России свадебный обряд дворянства становится ярким, пышным, «европеизированным». В обряде были объединены черты народного обряда, церковных свадебных нормативов и специфически дворянского быта. Обряд венчания занимает главное место в свадебном торжестве. После церемонии венчания проходит свадебный пир.

В то же время в XVIII веке обряд, несмотря на всю парадность, начинает постепенно угасать. Петровские реформы изменили уклад жизни, но традиционные моменты, характерные для крестьянской свадьбы, по своей сути остались прежними.

В ХIХ веке в процессе социально-экономического развития усилилась противоположность между городом и деревней. Все это отражалось и на свадебном ритуале. В ходе исторического развития в городе, с одной стороны, формировались свои обычаи и обряды, с другой - происходила переработка крестьянских свадебных традиций и приспособление их к условиям быта горожан. При всем многообразии и разнородности свадебных обычаев и обрядов горожан отчетливо выделяются такие, которые встречались у всех социально-сословных групп города и которые можно рассматривать как общегородские. К ним относились обычаи начинать сватовство, смотрины, сговор, а также свадебное застолье с традиционным чаепитием, присылать через посредников невесте в день венчания «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами, ехать к жениху и невесте в церковь разными поездами и порознь, а возвращаться в дом жениха в общем свадебном поезде, забрасывать путь новобрачных от церкви до свадебного поезда цветами, празднично украшать свадебный поезд лишь после венчания, трижды объезжать свадебным поездом город, встречать молодых музыкантами, а также устраивать послесвадебные визитные недели, во время которых происходило дальнейшее поочередное знакомство родственников с новобрачными и вручение молодым «родственных даров». Эти наиболее устойчивые элементы отражали сохранение базовых нравственных и духовных ценностей и представлений о сущности брака и значении семьи, а также народные традиции во многом утратившие первоначальную семантику.

В то же время в связи с социальной дифференциацией общества наряду с общегородскими традициями выделяются и такие, которые наблюдались лишь в ритуале некоторых сословий: например, купеческий «постельный поезд», со строгой регламентацией действующих лиц, установленным порядком в распределении приданого по подводам и обязательной его описью, что отражает социально-экономические особенности этого сословия.

Что касается традиционной свадебной поэзии, то к концу XIX века в среде бедного городского населения, в отличие от крестьянской, лидирующее место занимают частушки. Они пелись обычно с переплясом и под гармонь.

На свадьбах зажиточного мещанства, купечества, интеллигенции пели, главным образом, городские романсы, модные в то время «жестокие романсы», а также песни и романсы на слова русских поэтов. Чрезвычайно популярным было сольное пение в сопровождении гитары. У дворянства, крупного чиновничества, богатого и влиятельного купечества не было принято петь, сидя за свадебным столом. Для танцев и пения отводилось особое время и место. Устраивались специальные свадебные концерты с участием профессиональных артистов, чаще всего певцов и музыкантов.

Таким образом, у социальной верхушки городского общества песенно-музыкальное сопровождение свадебного празднества имело мало общего с народной обрядовой традицией, а сложилось и развивалось под влиянием профессионального искусства в соответствии с нормами общественного поведения и светского этикета.

Во всех социально-сословных группах горожан, независимо от их культурного уровня, сохранялись такие обряды, как скрепление рук жениха и невесты, кормление молодых, пригубливание новобрачными вина из общего сосуда, троектратный обмен рюмками молодых во время свадебного пира, публичные поцелуи новобрачных и гостей и т.д.

Не менее широкое распространение в городской среде получили обряды, направленные на обеспечение материального благополучия и деторождения: к примеру, вместо традиционного осыпания зерном или хмелем, в молодых, возвратившихся от венца, мать жениха, а затем и все участники поздравлений бросали денежную мелочь. В результате такого осыпания» могла собраться довольно значительная сумма денег, которая поступала в личное пользование молодых. В купеческой среде осыпание молодых для свадебных гостей постепенно приобрело престижное значение. Каждый участвующий в обряде стремился бросить больше другого денег на поднос, который специально для этого случая держал стоявший около новобрачных «мальчик-блюдник».

На рубеже XIX и XX вв. у жителей городских окраин и слобод, а также в средних слоях купечества существовал обычай класть под перину яйцо «чтобы у молодых детки водились» (вареное или деревянное расписное). Яйцо находилось под периной новобрачных три ночи. На четвертый день молодая заворачивала деревянное яйцо в венчальную рубаху и хранила его среди своих вещей, а если это было вареное - рубила на мелкие кусочки и кормила домашнюю птицу.

Это свидетельствует о сохранении в сознании горожан очень древнего и общераспространенного представления о яйце как символе плодородия и обновления жизни. По народным поверьям курица, так же, как и яйцо, таила в себе силы, способные оказать положительное влияние на деторождение. Так, в конце XIX века в среде городской бедноты сохранился древний обычай тайного кормления молодых курицей в первую брачную ночь. Считалось, что, съедая мясо курицы, новобрачные приобщаются к ее плодовитости. Такой же смысл приписывался обычаю подавать к свадебному столу жареную или вареную курицу. Следует заметить, что живая курица нередко входила в состав приданого как у крестьян, так и у жителей городов.

В свадебном ритуале горожан большое место занимали обряды «кругового хождения». Такие моменты, как сватовство, смотрины, сговор непременно завершались хождением «круг стола», что свидетельствовало о благополучном исходе начатого дела и общем согласии его участников. Бытовал и другой традиционный обычай, по которому молодых, приехавших от венца, трижды обводили вокруг стола - отголосок древнего обычая обхода вокруг очага с целью приобщения жены к домашнему очагу мужа.

В традиционном крестьянском ритуале большую роль играли обереги, которыми выступали самые различные предметы: лук, чеснок, мак, рыболовная сеть, шерстяные нитки, иголки, колокольчики и т.п. Некоторые из них использовались как обереги и в свадьбах горожан. Так, чтобы уберечь невесту от «дурного глаза», в подол ее венчального платья вкалывали иголки, в дверной косяк дома, в котором происходило свадебное веселье, вкалывали крест-накрест две крупные иголки или таким образом вбивали два гвоздя. В быту городских ремесленников существовали и другие виды оберегов. Например, невеста, одеваясь к венцу, прикалывала к нижней юбке кусочек своей первой вышивки, или невесту опоясывали «учебной пряжей», т.е. тем, что она напряла в первый раз самостоятельно.

Представление о том, что какие-то предметы могут оказывать влияние на судьбу человека, встречалось и в других социально-сословных группах городского населения. Например, амулеты были распространены в дворянском быту. Здесь существовала традиция, по которой в день церковного оглашения (публичного объявления в церкви после литургии о предстоящем браке каких-то лиц) мать передавала дочери без посторонних какой-либо талисман, который обязательно находился при невесте в момент венчания. Ладанки, привески, перстни с печаткой часто становились семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение вместе с легендами об их чудесной силе. Иногда это были очень дорогие ювелирные изделия, и они входили в состав фамильных драгоценностей. Однако, к ним никогда не относились как к украшениям в обычном понимании. Их функции были значительно шире, и даже когда семье угрожало разорение, эти предметы не решались продавать или закладывать на время, а стремились во что бы то ни стало сохранить в семье.

У городского населения встречалось суеверное отношение к некоторым дням недели и числам, что нашло отражение и в свадебных традициях. Например, считалось, что в среду и в пятницу не следует затевать свадебные дела, так как эти дни неблагоприятны для свадьбы. Горожане следили за тем, чтобы день бракосочетания не приходился на тринадцатое число, которое считалось «чертовой дюжиной». К другим нечетным числам такого отрицательного отношения не было. Напротив, у горожан было принято подавать на свадебный стол нечетное количество праздничных кушаний, составляли из нечетного количества цветов свадебные букеты для жениха иневесты, даже число лошадей в свадебном поезде новобрачных могло быть разное, но обязательно нечетное.

Таковы некоторые основные черты русского городского свадебного обряда XIX - XX веков.

Свадебный обряд XX века в период революционых преобразований в России носил название «красной свадьбы». В обряде присутствовал дух того времени, лозунги, портреты руководителей страны, революционные песни, слова-напутствия товарищей.

С середины XX века в органах записи актов гражданского состояния формируется новый свадебный обряд, включающий в себя новые характерные для России того периода ритуалы: торжественная выдача свидетельства о регистрации брака, поздравление молодых ведущим свадебного ритуала, а также представителями органов власти.

Среди молодежи пользовались популярностью «комсомольские свадьбы», свадебный картеж, свадебное веселье без алкогольных напитков, посадка молодого деревца новобрачными.

В 80-х годах XX в. возродились обряды поднесения хлеба-соли, прибытие поезда за невестой, выкуп невесты, веселье ряженых, пение величальных песен. «Скромный» свадебный обряд постепенно преобразовывался в яркое свадебное веселье с элементами народной свадьбы.

Сохранение и некоторое оживление элементов старинных обрядов и старинных песен в современной свадьбе говорит о том, что в конце XX века совершенно новые семейные, в частности, свадебные традиции так и не сложились, практически не было и свадебных песен, которые отражали бы принципиально иной, с точки зрения власти, характер семейных отношений. Попытки создания нового свадебного церемониала сводились, как правило, к модернизации общеизвестных и наиболее важных с точки зрения нравственности ритуалов и обычаев. Немаловажную роль играли и социально-экономические условия жизни людей.

Молодежи XXI века необходимо помочь отобрать и творчески переосмыслить из старого наследства то, что соответствует духу времени, содействует развитию инициативы самой молодежи, вносит в свадебное торжество новую струю и способствует укреплению семейных отношений. Принятый 22 октября 1997 года федеральный закон «Об актах гражданского состояния» говорит о правильности ведения государственной регистрации актов гражданского состояния, записях, полномочиях на государственную регистрацию. В законе не прописан сам ритуал или свадебный обряд торжественной (или не торжественной) регистрации брака, сценарии свадебного ритуала разрабатываются ведущими на местах.

В последнее время благодаря знатокам и энтузиастам, почитателям фольклора и истории, возвращается к новой жизни множество ярких элементов традиционной свадебной обрядности. Современность рождает свои народные действа, качественно новые ритуалы, но они не оторваны от прошлого. Умение сделать многие прекрасные по своему содержанию свадебные обычаи, которыми богат русский народ, достоянием сегодняшнего дня - важная и необходимая актуальная задача современного общества.

Так, свадебный каравай, который испекли накануне родные, подносят молодым родители жениха прямо на ступеньках перед входом в ресторан.

Родители невесты подносят молодым бокалы с красным вином, после чего они разбиваются молодыми о землю «на счастье». Запуск белых голубей и гирлянды из воздушных шаров проходит под аплодисменты и свадебные поздравления друзей. Жених с невестой сами рассаживают гостей за праздничным столом, раздавая веселые свадебные открытки и памятные знаки.

Эпизод поднесения женихом подарка невесте, напоминает ларец, который когда-то жених посылал утром невесте, в день венчания. Жених дарит невесте сувениры: мягкую игрушку, украшение, сладости и т.д.

Вручение друзьями «ключа семейного счастья» стало сегодня важным событием в жизни семьи. Хрустальный ключ вручается жениху и передается на хранение как главе семьи, маленький золотой ключик, конфеты «Золотой ключик» вручаются молодой жене как хранительнице семейного очага и т.п.

Битье горшков на свадьбе женихом и невестой символизирует то, что чем больше осколков, тем больше детишек и гостей в доме молодых. Перед женихом и невестрой зажигают декоративные свечи, молодые произносят «Обет верности». Родители жениха и невесты кланяются друг другу, трижды целуются, обещают быть внимательными по отношению к своим детям и друг другу.

Индивидуальный ритуал торжественного бракосочетания отражает то факт, что современные молодожены часто - достаточно самостоятельные и мыслящие личности.

В свадебном обряде каждого отдельного периода были свои особенности, имевшие для невесты и жениха, для всего общества огромное значение и глубокий смысл (кто первым встанет на ковер в церкви или отломит кусок каравая, взять невесту на руки и внести в дом, переступив через порог и многое-многое другое). Народ и сегодня верит в приметы и суеверия, придерживается определенных обрядов, так же, как наши предки верили в то, что это поможет молодой семье жить счастливо, богато и хорошо.

.3 Языческие и христианские истоки формирования свадебного обряда

Свадебная обрядность прошла сложный путь развития, меняясь вместе с изменением общественных отношений. Однако обрядовые институты, в том числе и свадьба, обладают высокой степенью консервативности, в силу чего в составе обрядового комплекса сохраняются многие пережиточные явления, не соответствующие социально-экономическим условиям настоящего времени.

Русская народная свадьба уходит своими корнями в далекие времена. Не случайно, называлась она еще «свадебная игра». Действительно, это было многоактное, с множеством эпизодов действо, продолжавшееся от трех дней до трех недель, впитавшее в себя многое от язычества и позаимствовавшее новое в обрядах от христианства.

Свадьба - это, прежде всего, ритуал. Ритуал - это совокупность обрядов, символических действий, придающих определенным событиям в жизни человека религиозные значения и смыслы. Последовательность и способы поведения в ходе совершения ритуала инвариантны, воспроизводятся традиционно, в соответствии с обычаем или специально разработанными «сценариями». Последние, как правило, со временем приобретают традиционный характер. Ритуалы представляют собой в большинстве случаев коллективные действия. Обряды различны в разных религиях и культурах. На ранних стадиях истории ритуалы вплетены в магический комплекс (например, обряды инициации, то есть, превращение подростка во взрослого), в развитых культурах и религиях - составляют компонент сложной культовой системы. Ритуалы возвышают над обыденностью, способствуют упрочению связи человека со своими близкими.

Наиболее ранние сведения о русской свадьбе содержатся в летописях, записках иностранцев, посещавших Россию, в дипломатических документах, гражданских и церковных источниках. Начало формирования общеславянской свадебной обрядности принято относить к VI-VII вв. н.э., то есть к периоду, когда патриархальная семья с присущим ей многобрачием (полигамией) переходила к единобрачию (моногамии)…

В Древней Руси пережитки племенных брачных обычаев сохранялись довольно долго. Даже в свадебных обрядах XI-XIII вв. «на простых людях» бытовали умыкание, вено, вождение вокруг дуба или ракиты, «плескание водою» (как способы закрепления брака), многоженство.

В 991 году (конец Х века) на Русь пришло христианство. Оно оказало большое влияние на формирование свадебного обряда. Христианство - письменная религия, приобщившая Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазийских стран. Произошло соединение с культурой Византии, наиболее передовой страны того времени.

С этого времени церковные браки постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный свадебный обряд как его составная часть. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и народная, основывающаяся на старых брачных формах.

Дошедшие до нас описания XVI в. чинов царских и княжеских свадеб помогают составить довольно полное представление об обряде, бытовавшем на Руси в то время. Кроме того, становится очевидно, что этот обряд в основном сформировался уже к середине XIV в.

К XVI в. уже сложилась терминология великорусского свадебного обряда, определилась номенклатура свадебных чинов и их функции, были приняты особая свадебная одежда, пища и атрибутика, определились основные обрядовые этапы свадьбы, существовал свадебный фольклор.

Особый интерес для характеристики обряда XVI в. представляет «чин свадебный», обычно сопровождающий текст «Домостроя», но не включенный в него.

Во второй половине XVI - начале XVII в. народный обряд все еще оставался бытовой нормой. Он по-прежнему содержал множество разнохарактерных в разновременных элементов.

Со второй половины XVII в. церковь более настойчиво борется за введение церковного брака и вместе с тем усиливает противодействие народному обряду.

В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. Вплоть до XIX-начала XX в. в свадебном ритуале сохранялись элементы, характерные для сознания человека, воспитанного на анимистических и магических архетипах. К ним можно отнести, например, множество действий, оберегающих участников свадьбы от враждебных сил или направленных на умиротворение предков (своих родовых и домашних духов). Эти действия должны были способствовать благополучию брачующихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота и т.д. Во время отправки свадебного поезда (или при благословении) нередко стреляли в воздух, расчищали перед молодыми дорогу веником, обметали свадебный поезд, а в определенные моменты громко кричали и шумели. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях или накололась на иголки. Темные силы можно было еще и обмануть, поэтому в разговорах пользовались иносказаниями, намеками.

.4 Народные истоки в современном свадебном действе

Свадьба - довольно традиционное событие. Но современные тенденции в её праздновании способны превратить эту церемонию в уникальную и неповторимую.

Отход от старинных традиций и появление новых - естественный процесс, которого не стоит пугаться. Ведь современная свадьба - это не только день рождения новой семьи, но и возможность самовыражения.

В наше время большинство молодоженов делают свою свадьбу сами и делают ее уникальной. Современная свадьба - это самовыражение.

Всем известно, как было принято играть свадьбы в старину: сватовство, приданое, выкуп, венчание, шумные народные гулянья. Многие традиции сегодня «сошли на нет» или видоизменились. Современная свадьба - праздник двоих людей, который они создают только по своему вкусу.

Канули в лета те времена, когда на свадьбу звали всех родственников, и дальних, и близких, порой даже незнакомых. Современная свадьба - достаточно дорогое удовольствие. Сегодня свадьба - семейное торжество. Если раньше свадьбу планировали и оплачивали, как правило, родители, то в наше время планирование свадьбы личное дело молодоженов. Они же решают: устроить ли большую шумную свадьбу или тихую, уютную, в узком кругу тех людей, с которыми искренне хочется разделить радость.

Раньше считалось правилом приглашать всех родственников и друзей родителей. И чем веселее и ярче пройдет свадьба, тем лучше будет жизнь молодых. Теперь все чаще списки гостей ограничиваются теми людьми, которые спустя десятки лет будут присутствовать в жизни молодой пары. В этой связи все большую популярность приобретает свадьба за границей без гостей или в ограниченном кругу самых близких людей, с последующим фуршетом для всех желающих поздравить молодоженов.

Подход к оформлению свадебных приглашений тоже поменялся. В наше время почтовые пригласительные открытки уступили свое место красиво оформленным свадебным приглашениям по e-mail.

Изменились и свадебные наряды. Если раньше в свадебной одежде использовались красные и белые тона, то нынешние молодожёны не стесняются отходить от традиций и в своих нарядах. Невесты больше не ограничены в выборе оттенками белого. Свадебное платье может быть ярким, бунтарским: даже красный и чёрный цвета, немыслимые прежде, сегодня вполне допустимы. Больше того, платье невесты не обязательно должно уходить в пол. Варианты миди и мини очень популярны, особенно летом. Да и свадебный брючный костюм давно считается допустимым.

Жених так же может экспериментировать с нарядом. Неброская однотонность уже не является единственным вариантом его образа. Современная свадьба допускает неожиданные цветовые сочетания и экстравагантные фасоны.

В свите молодожёнов тоже наметились изменения по западному образцу. Всё чаще на месте традиционных свидетеля и свидетельницы оказываются шафер и подружки невесты. Последние, кстати, обычно одеты в едином стиле - ещё одна свадебная тенденция, подхваченная нами из кино про красивую жизнь.

В оформлении торжества современная свадьба стала гораздо более сдержанной, романтичной и стильной.

Для украшения свадебного торжества используются шары, фейерверки, цветы, необычные представления, дым, конфетти и так далее до бесконечности. Можно использовать различные приемы создания атмосферы посредством корректировки освещения.

Все большую популярность приобретают тематические свадьбы. Они тесно взаимосвязаны с возможностью выездной регистрации брака. Намного красочнее давать клятву верности в цветущем саду или на морском берегу. Это прекрасный шанс отвлечься от будничной волокиты и вкусить удовольствие от праздника в полной мере.

Работника ЗАГСа сегодня можно вызвать практически в любое угодное вам место. Более того, речь ему можно написать самостоятельно - находка для тех, кто хочет органично вплести официальную процедуру в оригинальный сценарий свадьбы.

Существует еще одна свадебная традиция, которой придерживаются до сих пор. Жених не должен видеть невесту накануне свадьбы - считается, что это плохая примета.

Утром перед свадьбой жених с невестой получают благословение своих родителей, приводят себя в порядок, одеваются и собираются.

Так же, жених готовит для своей невесты свадебный букет, который вручит ей по окончании выкупа. Также он может послать невесте «женихову шкатулку» с подарками для нее и ее подружек. Тем временем часть гостей украшают автомобили свадебного кортежа, а подружки невесты готовятся к выкупу.

Свадьба начинается с выкупа невесты: жених, его близкие друзья и родственники должны преодолеть возводимые родственниками невесты препятствия. Традиция выкупа невесты зародилась еще в древние времена. Выкуп невесты проводится от имени жениха, однако главными действующими лицами обычно являются его друзья и родственники. Проходя одно испытание за другим, жених медленно, но верно приближается к своей невесте. Выкуп заканчивается, когда жених прорвется к невесте, и вручит ей свадебный букет.

После выкупа невесты обычно происходит небольшой фуршет, когда гости напутствуют жениха и невесту перед поездкой в ЗАГС, наставляя их, любить и уважать друг друга на протяжение совместной жизни.

В ЗАГС жених и невеста едут на разных машинах. Молодым категорически запрещено было ехать на торжество прямой дорогой. В народе считалось, что нужно обязательно сбить с толку нечистую силу, потому маршрут выбирался сложный и витиеватый.

Еще на Руси в старину было принято, чтобы жених приезжал в церковь раньше невесты и ждал ее у входа. В старые времена жених и невеста ехали в церковь на венчание отдельно друг от друга, а обратно - уже вместе. На выходе из загса молодоженов ожидают родственники и друзья, которые осыпают их рисом, мелкими монетами, лепестками цветов или конфетами. Этой традиции уже много столетий. Когда молодые выходили из церкви, в них горстями кидали зерно или мелкую монету. Немолотое зерно раньше называлось «житом». Считалось, что если обсыпать молодых житом, то они будут жить счастливо и иметь множество здоровых и счастливых деток в семье. Ну а обсыпание деньгами должно было обеспечить их будущее богатство.

Затем свадебная процессия направляется в храм, где жених и невеста совершают таинство венчания, скрепляя тем самым свой брак не только перед людьми, но и перед Богом.

После регистрации молодожены вместе с гостями отправляются на прогулку по самым красивым местам города. По дороге все машины в свадебном кортеже сигналят не переставая. Раньше повозку украшали колокольчиками и красными лентами, и в наше время существует традиция украшать автомобили разноцветными лентами и шарами.

Уходит в прошлое и популярная некогда традиция украшать главный автомобиль свадебного кортежа куклой-невестой. Зато современная свадьба редко обходится без роскошного лимузина.

Не менее эффектный, но более удобный вариант свадебного авто - ретро-жук. А новобрачные, желающие превратить свою свадьбу в настоящую сказку, частенько арендуют карету, запряжённую лошадьми. В конце концов, когда ещё можно позволить себе исполнить мечту, если не в день бракосочетания?

В старину жители деревни, зная маршрут молодых, заранее делали на дороге «заставу»: связывали друг с другом несколько больших платков и получившейся связкой перегораживали дорогу. Повозка с молодыми останавливалась, и они вынуждены были платить «выкуп»: угощать тех, кто закрыл дорогу. Платки убирали, но впереди могло встретиться еще несколько «застав». В некоторых деревнях и по сей день не изжила себя эта традиция. Считалось, что чем больше людей пожелает молодым счастья, тем лучше они будут жить.

Для предприимчивых людей этот обряд открывает поистине безграничные горизонты. Некоторые по старинке навязывают платки и устанавливают засаду у самого ресторана. А когда приедут молодые, не пускают их внутрь.

Существует и совсем новая традиция - отпускать в небо пару белых голубей, что символизирует благополучную и счастливую семейную жизнь.

После свадебной прогулки часто молодожены отправляются в дом родителей мужа, где те принимают их «хлебом-солью». Муж и жена откусывают от каравая кусочек, не касаясь его руками. Кто откусит больший кусок, тот и будет в семье главным.

Затем родители жениха приглашают молодоженов в свой дом. Там происходит небольшой фуршет, где гости снова поздравляют новобрачных с их воссоединением, и произносят напутственные речи. Правда, в последнее время все чаще обряд «хлеб-соль» стали проводить непосредственно в ресторане перед началом свадебного банкета.

Начинается праздничное застолье, во время которого, как известно, молодоженам кричат «Горько!» Эта традиция зародилась очень давно. На Руси во время свадебного пира невеста подходила ко всем гостям с подносом, на котором стояли чарки с водкой. Гость клал на поднос деньги, после чего выпивал напиток и говорил: «Горько!», тем самым подтверждая, что в чарке была действительно водка, и целовал невесту.

Раньше гостей рассаживали и практически весь праздник они общались с соседями по столу. В наше время гости имеют возможность двигаться (перемещаться) и общаться. Все чаще резервируют места рядом с женихом и невестой для самых ключевых гостей, а остальным гостям предоставить право выбора, с кем и где сесть. Создается атмосфера, способствующую общению: неяркое освещение, неформальные столы разной формы и с разным количеством мест, можно использовать не только стулья, но и мягкие пуфики, выделить барную стойку, у которой легко завязываются разговоры.

Если гостей все-таки рассаживают, то обычно для каждого гостя делается индивидуальная табличка, красиво оформленная с именем гостя.

На свадебном банкете гости по очереди поздравляют молодоженов и преподносят подарки для их молодой семьи. Затем наступает время для свадебного танца молодоженов. Во время этого танца к ним плавно присоединяются другие пары. Это знаменует собой начало свадебной дискотеки с зажигательными танцами и веселыми конкурсами.

С Запада к нам пришла традиция, связанная со свадебным букетом, который невеста бросает своим незамужним подругам. Считается, что девушка, поймавшая букет, выйдет замуж следующей. Жених тоже «предсказывает» своим холостым друзьям скорую свадьбу, бросая снятую с ноги невесты подвязку.

По окончанию свадебного вечера веселые и наевшиеся гости отправляются по домам, а молодожены на место проведения своей первой брачной ночи. Это может быть специальный номер в отеле или, чья-нибудь, квартира (не обязательно жениха или невесты).

Мы с рассмотрели основные этапы, из которых состоит традиционная свадьба. Но время не стоит на месте и свадебные обряды трансформируются, изменяются или заменяются в соответствии со вкусом и фантазией молодоженов. Каждая свадьба индивидуальна и не похожа ни на какую другую.

Глава 2. Структура художественного творчества в свадебном действе и особенности его режиссуры

.1 Игровая основа свадебных обрядов в различных регионах России

Свадьбы в Росси в старину старались отпраздновать широко и торжественно. В обрядах свадебного цикла в каждом регионе страны были свои особенности, но в то же время можно выделить и общие черты.

Свадьба - сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. Бытует выражение «сыграть свадьбу». И, действительно, участники свадьбы имели «роли»: князь и княгиня (жених и невеста), сваты, дружка, поезжане, тысяцкий, бояре (большой, средний и малый), вопленицы (на севере), певицы-игрицы (в центральной и южной России) - и т.д. Роль сватов и свах обычно выполняли крестные отец и мать молодых.

В числе свадебных чинов были:

·рожники - родственники невесты;

·дружина, бояре - спутники жениха;

·подголосницы - поющие девушки;

·каравайницы - женщины, которые готовят свадебный каравай;

·стряпуха, куховарка - женщина, готовящая свадебное угощение;

·коробейники, придании (отвозят приданое);

·светилки (держат свечи при венчании);

·вежливей, опасный, клетник - человек, который мог оградить от колдунов и проч.

Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили три цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части.

1.Предвенечный цикл состоял из сватовства - неофициальной части обряда, так как мог быть и отказ. Если сватовство оказывалось удачным, то устраивали оповещение о предстоящей свадьбе, ныне называемое помолвкой. Его народное название - смотрины (гляделки, рукобитье, заплачки и т.д. После сговора к невесте уже никто не мог посвататься. Жених ездил к ней в гости, привозил недорогие подарки, гостинцы.

Время от сговора до венчания могло длиться от нескольких недель до года. Но в последний вечер (накануне свадебного дня) устраивался девичник - обряд прощания невесты с подругами, родственниками, со своим девичеством.

.Кульминационным был день свадьбы, насыщенный многими актами. Это были обряды утра свадебного дня (в доме невесты и в доме жениха); отъезд за невестой и ожидание свадебного поезда (в ее доме); сцены доступа жениха к невесте; благословение; отъезд в церковь; венчание и окручивание (невесте делали женскую прическу и надевали женский головной убор); свадебный (княжий) пир (в доме мужа); постельные обряды.

3.Послесвадебный этап начинался утром с бужения молодых. «Били горшки - честь невестину», рядились в костюмы и маски, подвергали молодую разнообразным «испытаниям»: принести воды, приготовить еду, подмести пол и прочее.

Свадебная поэзия взаимодействовала с обрядовыми действиями и была по отношению к ним вторичной. На русской свадьбе исполняли песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, лирические), причитания, приговоры, драматические сценки, игры (сопровождавшиеся ряжением). Пели внеобрядовые песни, тематически и эмоционально связанные со свадьбой (веселого характера, любовного содержания). На свадьбе часто присутствовали музыканты, но это не считалось обязательным, поскольку преобладало пение.

Народный свадебный обряд не был одинков по всей России. Существовали общие черты и структура, но они специфически разрабатывались в разных местностях. Типические отличия позволили выделить три основных географических ареала русской свадьбы: среднерусский, северорусский и южнорусский.

Хрестоматийным в отечественной науке стало выделение трех типов русской свадьбы: «севернорусского, среднерусского и южнорусского».

Южнорусская свадьба близка к украинской и, по-видимому, к исконной древнеславянской. Ее отличительный признак - отсутствие свадебных причитаний, общий веселый тон.

По-украински «свадьба» - «весшля», по-белорусски - «вясiлле (вяселле)» или «свадьзба». Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы - песни. У русских обряд этого типа локален (донской, кубанский).

Характерные признаки южно-русской свадьбы.

К примеру, сваты, илипозыватки, с жезла-и в руках, называемыми здесь падогами, а на Украине и в Польше - маршалками, созывали гостей на праздничный пир и собирали с приглашенных продукты для этого застолья. Довольно редко, но в юго-нижегородской дне бракосочетания встречается и выпечка караваев в предсвадебный день - эпизод, типологически показательный именно для южно-русского типа. В круг южно-русских традиций входит продажа девицы поезжанам ее младшим братом или каким-нибудь мальчиком. К той же традиции относится и приуроченность различных гуляний к осени.

Северорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр - причитания. Они исполнялись на протяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой завершался девичник.

Во время свадьбы на Руси молодых осыпали хмелем и зернами злаков, эта традиция на Русском Севере сохранилась буквально до наших дней. В северно-русской свадьбе на полу рассыпалась солома, которую новобрачная должна была выметать.

В северно-русской свадьбе сваху, дружек, тысяцкого и других участников свадебного ритуала было принято ругать, обзывать, насмехаться над ними. Очень часты были скабрезные шутки в адрес главных действующих лиц. К примеру, на Онеге, в так называемой свадьбе барина, кто-нибудь из мужчин начинал выкрикивать всевозможные непристойности в адрес девушек, и все остальные дружно это повторяли. Считалось, что это необходимо, чтобы снять всевозможный сглаз, и чтобы молодые жили счастливо.

Однако для русского народа наиболее характерным был Обряд свадебный среднерусского типа. Он охватывал огромный географический ареал, центральная ось которого проходила по линии Москва - Рязань - Нижний Новгород. Свадьбу среднерусского типа играли в Тульской, Тамбовской, Пензенской, Курской, Калужской, Орловской, Симбирской, Самарской и других губерниях. Поэзия среднерусского Обряд свадебный сочетала песни и причитания, но преобладали песни, которые создавали богатую эмоционально-психологическую палитру.

.2 Рекомендации по активизации участников свадебного праздника

В ходе своего исследования я выявила некоторый потенциал славянского свадебного обряда для активизации участников свадьбы и развития их творческих сил и способностей. Теперь рассмотрим каждый возможный элемент поподробнее.

Огромное значение здесь имеют «свадебные роли». Ведь в традиционной русской свадьбе практически все участники свадьбы имели свои «роли». И только те, кому их не хватало (что было редкостью) становились зрителями, при этом не пассивными, а обязательно активно участвовали в действе.

Кроме того, сам обряд является своеобразным театральным действом, что позволяет обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества, а так же раскрыть актерский потенциал его участников. Свадебный обряд изначально сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы.

Устное народное творчество, как правило, не знало разделения на зрителей и исполнителей: участие человека в отправлении обряда делало его одновременно и тем и другим. Обряд собирал и организовывал людей в дни радости или печали для общего выражения своих переживаний в унаследованных от прошлого художественных формах, способствовал совершенствованию этих форм в соответствии с теми изменениями в духовном мире человека, которые были вызваны прогрессом в общественной и личной жизни. И вполне естественно, что в развитии народной обрядности неизбежно наступал период, когда возникала потребность в людях, которые были бы специализированы в организации массовых обрядовых действий, в обучении молодежи песням, танцам, театрализованным представлениям.

У русского народа в середине прошлого века эту роль приняла на себя хороводница - пожилая или средних лет женщина, выделяющаяся своим умением петь, плясать, рассказывать, детальным знанием всех народных обрядов. Сельская хороводница пользовалась глубоким уважением и любовью народа. Во время подготовки ею хороводов, разучивания песен с молодежью отцы девушек безвозмездно, по доброму согласию обрабатывали поле этой женщины, снабжали ее одеждой и обувью. В появлении русской хороводницы - замечательный признак того, что народное художественное творчество естественноисторическим путем перерастало в профессиональное искусство.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) На свадьбе звучали веселые песни и устраивались русские свадебные танцы. Обычно жених отплясывал в присядку, танец же невесты, напротив, был спокойным и нежным. Иногда девушка просто стояла и взмахивала вверх платочком.

В быту русского человека значительное место всегда занимали массовые народные игры. Свадьбу невозможно представить без игры. Свадебные игры постоянно видоизменяются, вводятся новые, но на многих современных свадьбах, особенно в сельской местности, можно увидеть и старинные игры-гадания, хороводы и т.д. Испокон веков свадьба представляла собой игровое действо, организованное по принципу «кто во что горазд».

Даже если не восстанавливать русские традиции в их исконном звучании, возможно приложить мудрость предков к сегодняшней жизни. Даже народный костюм, это желательный, но далеко не обязательный атрибут современной русской свадьбы. Итак, рассмотрим, как можно адаптировать традиционный обряд к современным условиям при этом что бы это не было вычурно, но запомнилось молодоженам и была весело гостям.

Девичник это ещё не сама свадьба, но неотъемлемая её часть. Когда-то давно у славян невеста брала себе мужа. Жених приходил в дом невесты жить и девушка, оставшись в родных покоях, намного спокойнее проживала период начала супружеской жизни. Но пришел патриархат и все перевернулось. И чтоб девушка, выходя за мужа, поскорей привыкла к чужому дому и новым порядкам, придумали девицу как бы хоронить. Так и пошла традиция невесту завтрашнюю наряжать, днём раньше, в белое, как на погост и песни петь грустные прощальные. Вроде как девушка умрёт - женщина замужняя народится, но будет это совсем другой человек. Отсюда и пошёл обряд справлять девичник.

На мальчишник же собираются друзья жениха, но только парни и мужчины. Присутствие женщин на мальчишнике недопустимо! На мальчишнике парни, а особенно свидетель-дружка, жениху помогают вспомнить жизнь холостяцкую, посмаковать. А когда расслабится добрый молодец, головой кивать начнёт, что мол хорошо погулял, вот тут его возьми да и спроси между делом: «А может ну её, свадьбу-то и так ведь неплохо?». А если скажет: «Как это - ну её!». Ему снова вопрос: «А зачем тебе жениться-то?». И так этот вопрос время от времени снова и снова поднимать. Пока не по привычке, а от сердца, от души отвечать не начнёт. А там, уже и за полночь пора отдохнуть перед великим днём. Само собой, молодые в этот день друг друга не видят.

На выкуп надо ехать подготовленным и не только, а скорее не столько в финансовом плане. Выкуп «красоты» это дело очень важное. Красота, это коса из трав и цветов, которую девчушки на девичнике сплели, и в неё все невестины девичьи слёзы, печали и радости за разговорами да песнями вплелись да там и остались.

Подъезжая, посылают вперед гонцов-разведчиков - «засланцев». Чтобы выкуп был виден всем гостям и они не скучали в тесноте лучше всего перенести выкуп жениха на свежий воздух и широкое пространство. Вариантов масса: фонтан в парке и площадка вокруг него, любая широкая лестница парка или ДК, входная группа и вестибюль ресторана, кафе и т.д. Главные условия простор, свет, свежий воздух. Тогда и выкуп пройдёт интересно, и фотографии получаться отличные, и народ скучать не будет.

На выкупе, как правило, парней испытывают на ловкость, смекалистость, задор и хитрость. Препятствия можно придумать какие угодно, все зависит от фантазии. Но всё на самом деле сводится к одному: одни не пускают просто так к невесте, а другие «с боями» продвигаются к цели.

Поскольку невеста после свадьбы, обычно, покидает родительский дом - дочь домой может возвращаться разве что в роли гостьи. Существуют обряды, которые способствуют отделению девушки от родного дома, которые можно использовать и в наше время.

Чтобы не тянуло к маме, к родному дому, мама тарелку дочери «последнюю» из дома выносит и на глазах у молодых разбивает. А ведущая приговаривает: «Попробуй, собери кусочки назад в тарелку ладную - вот так и жизнь прежняя назад не склеится».

Так же существует гадание,чтоб слёзы мамины высушить и гостей на праздник настроить. Говорят по тому, как тарелочка разбилась: «Сколько кусочков, столько сыночков! Сосчитайте-ка!!!». Отец невесты при этом присутствует, а для напутствия может молодым, а лучше жениху лично передать вещицу символичную семейную, что из поколения в поколение передаваться будет - еще один красивый ритуал.

Затем молодых с почестями провожают в «карету свадебную». Лучше заранее составить точный план движения свадебного поезда, с указанием мест и временем остановок. Под конец катания весь эскорт отправляется к месту свадебного пира, а сами молодые немного задерживаются. Тогда гости успеют в порядок себя привести и к встрече подготовиться.

На месте проведения непосредственно свадьбы молодых обычно встречают родители с хлебом, солью. Главное в этих действиях смысловое наполнение происходящего. В день свадьбы всегда приносят жертву богам, раньше готовили ритуальную жертвенную корову, позже хлеб в форме рогов коровы. От сюда и название - свадебный каравай. И угощали им молодых, как богов спустившихся на землю. В этот день отношение к жениху с невестой, как к небожителям.

Получив это посвящение, молодым супругам легче справиться со всеми трудностями жизни, они уже были «богами» и на всё смотрят проще. Дальше можно погадать. Жизнь прожить - не калач разломить. Молодым предлагается разломить хлеб, одной рукой или двумя, солонка предварительно убирается из центра. У кого больше кусок в руке останется тот и глава в семействе или деньгами будет управлять. Куски хлеба передаются свидетелям-дружкам, они всех гостей обносят. Существует поговорка: «кто с тобой от одного хлеба ел, тот с бедой к тебе не придёт». Далее посыпают дорогу молодых. Это лучшие зёрна, которые приносили в подарок и сыпали молодым на землю в то место, где укажут, чтоб в их поместье и проросло зернышко каждого гостя. Позже традиция обросла украшением лепестки роз, хлопушками, серпантином, но смысла изначального не утратила.

Существует такая красивая традиция, что гости проводят молодых по ручейку из ленточек, но без поцелуя дальше одной ленточки не пропускают. Потом эти ленточки гости завязывают на свадебном дереве и на каждый узел загадывают по желанию. Такие узлы называют «наузами». Считается, что они обладают реальной силой, исполнять желания. Молодым же, тем временем, предлагается отпустить в небо голубей, при этом загадать желания.

В современном варианте вместо голубей или вместе с ними можно использовать небесные фонарики, или шары наполненные гелием. На шаре написать девичью фамилию невесты.

Повивальный обряд - обряд сакральный, но в наше время обычно останавливаются лишь на его внешнем проявлении. Молодым повивают (связывают) руки расшитым рушником. Завязывают тремя узлами. Повивают молодых тремя узлами в трёх мирах. Верхний мир - мир богов, средний мир - мир людей, нижний мир - мир духов. А после трижды проводят вокруг повивального дерева, породняя новую чету. После молодых за платок ведут препоясывать и переплетать.

Перепоясывание и обряд переплетения косы это тоже часть повивального обряда. Жениха причесывают, волосы приглаживают, переодевают в ту рубаху, что для него невеста вышивала своими руками, и перепоясывают поясом-кушаком.

А невесту тем временем усаживают на скамью, закрывают платками от чужих глаз, и косу девичью переплетают в две косы женщины. Здесь существует такая примета - косы заплетают: одну женщина со стороны жениха, другую со стороны невесты, кто первый - тот первенец будет - девочка или мальчик. Покрывают голову платком и выводят к гостям показать.

Далее гости встречают молодых хороводом. Жених под песню ходит по кругу собирая родню невесты. Тем самым представляет их всем гостям и приглашает на самые почётные места за столом.

Так же можно встретить величальной песней и поднести чарки, лучше, конечно, с водой ключевой или квасом. Вслед за тем жених приглашает гостей за стол.

Во время различных игр и конкурсов нужно чтобы, по возможности, все гости выли задействованы. Игр, которые можно применить на свадьбе, существует огромное множество. Традиционные игры, как правило, нацелены на то, чтоб девушек поближе познакомить с парнями. Простой пример: девушки встают во внутренний круг хороводом, держаться за руки, а парни наружным кругом, «обережным» стоят к ним спиной. Звучит песня, все под песню движутся в разные стороны, а как ведущий свистнул, так парни к девушкам поворачиваются и целуют. Когда забавы грамотно организованы, то они из одной в другую сами собой перетекают.

Свадьба подходит к концу, но прежде молодые хозяева, благодарные всем гостям, вместе и каждого в отдельности благодарят. Не забудьте отблагодарить особо отличившихся гостей. Подойдет любая мелочь: медаль бумажная, брелок, значок или шарик.

.3 Принципы и формы развития творческой активности участников свадебного праздника

Свадьба - довольно традиционное событие. Но современные тенденции в её праздновании способны превратить эту церемонию в уникальную и неповторимую.

Всем известно, как было принято играть свадьбы в старину: сватовство, приданое, выкуп, венчание, шумные народные гулянья. Многие традиции сегодня сошли на нет или видоизменились. Современная свадьба - праздник двоих людей, который они создают только по своему вкусу.

Канули в лета те времена, когда на свадьбу звали всех родственников, и дальних, и близких, порой даже незнакомых. Современная свадьба - достаточно дорогое удовольствие. Сегодня свадьба - семейное торжество. Если раньше свадьбу планировали и оплачивали, как правило, родители, то в наше время планирование свадьбы личное дело молодоженов. Они же решают: устроить ли большую шумную свадьбу или тихую, уютную, в узком кругу тех людей, с которыми искренне хочется разделить радость.

Раньше считалось правилом приглашать всех родственников и друзей родителей. И чем веселее и ярче пройдет свадьба, тем лучше будет жизнь молодых. В наше время в список приглашенных все чаще включает только тех людей, с которыми молодожены действительно хотят поделиться своей радостью, будь это 20 или 200 человек. Теперь все чаще списки гостей ограничиваются теми людьми, которые спустя десятки лет будут присутствовать в жизни молодой пары. В этой связи все большую популярность приобретает свадьба за границей без гостей или в ограниченном кругу самых близких людей, с последующим фуршетом для всех желающих поздравить молодоженов.

Подход к оформлению свадебных приглашений тоже поменялся. В наше время почтовые пригласительные открытки уступили свое место красиво оформленным свадебным приглашениям по e-mail.

Изменились и свадебные наряды. Если раньше в свадебной одежде использовались красные и белые тона, то нынешние молодожёны не стесняются отходить от традиций и в своих нарядах. Невесты больше не ограничены в выборе оттенками белого. Свадебное платье может быть ярким, бунтарским: даже красный и чёрный цвета, немыслимые прежде, сегодня вполне допустимы. Больше того, платье невесты не обязательно должно уходить в пол. Варианты миди и мини очень популярны, особенно летом. Да и свадебный брючный костюм давно считается допустимым.

Жених так же может экспериментировать с нарядом. Неброская однотонность уже не является единственным вариантом его образа. Современная свадьба допускает неожиданные цветовые сочетания и экстравагантные фасоны.

В свите молодожёнов тоже наметились изменения по западному образцу. Всё чаще на месте традиционных свидетеля и свидетельницы оказываются шафер и подружки невесты. Последние, кстати, обычно одеты в едином стиле - ещё одна свадебная тенденция, подхваченная нами из кино про красивую жизнь.

В оформлении торжества тоже заметен отход от ярмарочных народных обычаев. Современная свадьба стала гораздо более сдержанной, романтичной и стильной.

Для украшения свадебного торжества используются шары, фейерверки, цветы, необычные представления, дым, конфетти и так далее до бесконечности. Можно использовать различные приемы создания атмосферы посредством корректировки освещения.

Все большую популярность приобретают тематические свадьбы. Они тесно взаимосвязаны с возможностью выездной регистрации брака. Намного красочнее давать клятву верности в цветущем саду или на морском берегу. Это прекрасный шанс отвлечься от будничной волокиты и вкусить удовольствие от праздника в полной мере.

Работника ЗАГСа сегодня можно вызвать практически в любое угодное вам место. Более того, речь ему можно написать самостоятельно - находка для тех, кто хочет органично вплести официальную процедуру в оригинальный сценарий свадьбы.

Существует еще одна свадебная традиция, которой придерживаются до сих пор. Жених не должен видеть невесту накануне свадьбы - считается, что это плохая примета.

Утром перед свадьбой жених с невестой получают благословение своих родителей, приводят себя в порядок, одеваются и собираются.

Так же, жених готовит для своей невесты свадебный букет, который вручит ей по окончании выкупа. Также он может послать невесте «женихову шкатулку» с подарками для нее и ее подружек. Тем временем часть гостей украшают автомобили свадебного кортежа, а подружки невесты готовятся к выкупу.

Свадьба начинается с выкупа невесты: жених, его близкие друзья и родственники должны преодолеть возводимые родственниками невесты препятствия. Традиция выкупа невесты зародилась еще в древние времена. Как следует из названия этого обряда, жених тогда в буквальном смысле выкупал невесту у ее родственников с помощью денег. Когда жених со свидетелем подъезжают к дому невесты, они должны громко посигналить. Шум по традиции нацелен не на то, чтобы привлечь внимание, а чтобы отогнать нечистую силу, которая так и вьется вокруг свадьбы. Как правило, родня невесты готовит жениху шуточные задания и конкурсы. А родственники жениха - выкуп (конфеты, цветы, деньги), чтобы помочь ему выкупить невесту из отчего дома. Выкуп невесты проводится от имени жениха, однако главными действующими лицами обычно являются его друзья и родственники. Проходя одно испытание за другим, жених медленно, но верно приближается к своей невесте. Выкуп заканчивается, когда жених прорвется к невесте, и вручит ей свадебный букет.

После выкупа невесты обычно происходит небольшой фуршет, когда гости напутствуют жениха и невесту перед поездкой в ЗАГС, наставляя их, любить и уважать друг друга на протяжение совместной жизни.

В ЗАГС жених и невеста едут на разных машинах. Молодым категорически запрещено было ехать на торжество прямой дорогой. В народе считалось, что нужно обязательно сбить с толку нечистую силу, потому маршрут выбирался сложный и витиеватый.

Затем свадебная процессия направляется в храм, где жених и невеста совершают таинство венчания, скрепляя тем самым свой брак не только перед людьми, но и перед Богом. Конечно, это происходит только в том случае, если венчание запланировано в программе свадебного дня.

После регистрации молодожены вместе с гостями отправляются на прогулку по самым красивым местам города. По дороге все машины в свадебном кортеже сигналят не переставая. Раньше повозку украшали колокольчиками и красными лентами, и в наше время существует традиция украшать автомобили разноцветными лентами и шарами.

Уходит в прошлое и популярная некогда традиция украшать главный автомобиль свадебного кортежа куклой-невестой. Зато современная свадьба редко обходится без роскошного лимузина.

Не менее эффектный, но более удобный вариант свадебного авто - ретро-жук. А новобрачные, желающие превратить свою свадьбу в настоящую сказку, частенько арендуют карету, запряжённую лошадьми. В конце концов, когда ещё можно позволить себе исполнить мечту, если не в день бракосочетания?

В старину жители деревни, зная маршрут молодых, заранее делали на дороге «заставу»: связывали друг с другом несколько больших платков и получившейся связкой перегораживали дорогу. Повозка с молодыми останавливалась, и они вынуждены были платить «выкуп»: угощать тех, кто закрыл дорогу. Платки убирали, но впереди могло встретиться еще несколько «застав». В некоторых деревнях и по сей день не изжила себя эта традиция. Считалось, что чем больше людей пожелает молодым счастья, тем лучше они будут жить.

Для предприимчивых людей этот обряд открывает поистине безграничные горизонты. Некоторые по старинке навязывают платки и устанавливают засаду у самого ресторана. А когда приедут молодые, не пускают их внутрь.

Существует и совсем новая традиция - отпускать в небо пару белых голубей, что символизирует благополучную и счастливую семейную жизнь.

После свадебной прогулки часто молодожены отправляются в дом родителей мужа, где те принимают их «хлебом-солью». Муж и жена откусывают от каравая кусочек, не касаясь его руками. Кто откусит больший кусок, тот и будет в семье главным.

Затем родители жениха приглашают молодоженов в свой дом. Там происходит небольшой фуршет, где гости снова поздравляют новобрачных с их воссоединением, и произносят напутственные речи. Правда, в последнее время все чаще обряд «хлеб-соль» стали проводить непосредственно в ресторане перед началом свадебного банкета.

Начинается праздничное застолье, во время которого, как известно, молодоженам кричат «Горько!» Эта традиция зародилась очень давно. На Руси во время свадебного пира невеста подходила ко всем гостям с подносом, на котором стояли чарки с водкой. Гость клал на поднос деньги, после чего выпивал напиток и говорил: «Горько!», тем самым подтверждая, что в чарке была действительно водка, и целовал невесту.

Раньше гостей рассаживали и практически весь праздник они общались с соседями по столу. В наше время гости имеют возможность двигаться (перемещаться) и общаться. Все чаще резервируют места рядом с женихом и невестой для самых ключевых гостей, а остальным гостям предоставить право выбора, с кем и где сесть. Создается атмосфера, способствующую общению: неяркое освещение, неформальные столы разной формы и с разным количеством мест, можно использовать не только стулья, но и мягкие пуфики, выделить барную стойку, у которой легко завязываются разговоры.

Если гостей все-таки рассаживают, то обычно для каждого гостя делается индивидуальная табличка, красиво оформленная с именем гостя.

На свадебном банкете гости по очереди поздравляют молодоженов и преподносят подарки для их молодой семьи. Затем наступает время для свадебного танца молодоженов. Во время этого танца к ним плавно присоединяются другие пары. Это знаменует собой начало свадебной дискотеки с зажигательными танцами и веселыми конкурсами.

С Запада к нам пришла традиция, связанная со свадебным букетом, который невеста бросает своим незамужним подругам. Считается, что девушка, поймавшая букет, выйдет замуж следующей. Жених тоже «предсказывает» своим холостым друзьям скорую свадьбу, бросая снятую с ноги невесты подвязку.

По окончание свадебного вечера веселые и наевшиеся гости отправляются по домам, а молодожены на место проведения своей первой брачной ночи. Это может быть специальный номер в отеле или, чья-нибудь, квартира (не обязательно жениха или невесты).

На брачное ложе жених должен нести невесту на руках. Раньше считалось, что таким образом можно обезопасить ее от порчи, которую могли нанести у порога спальни недоброжелатели. Есть еще такой обычай: на порог дома кладут открытый замок, который закрывают на ключ сразу после того, как молодожены вошли, и выбрасывают. Подобные манипуляции должны сделать брак крепким и долгим.

На утро, как правило, новоиспеченные муж и жена и их гости отправляются праздновать второй день свадьбы. Там все делятся впечатлениями о прошедшем свадебном дне и поздравляют молодоженов с первым прожитым днем семейной жизни.

Застолье на второй день свадьбы, обычно, длится не долго, и заканчивается вскоре после полудня. Гости разъезжаются, а для молодоженов праздник продолжается - впереди их ждет медовый месяц.

Часто, вскоре после свадьбы молодожены отправляются в свадебное путешествие, чтобы в романтической обстановке насладиться медовым месяцем и друг и другом.

Мы с рассмотрели основные этапы, из которых состоит традиционная свадьба. Но время не стоит на месте и свадебные обряды трансформируются, изменяются или заменяются в соответствии со вкусом и фантазией молодоженов. Каждая свадьба индивидуальна и не похожа ни на какую другую.

Поэтому если молодых не устраивает традиционность, и они желают из своей свадьбы сделать что-то необычное, то не обойтись без экспериментов. Например, в последнее время модной становится выездная регистрация брака - не в стенах ЗАГС, а где-нибудь в лесу или на теплоходе. Такую услугу предоставляют многие свадебные агентства, организующие свадьбу «под ключ».

Есть возможность заказать «Кертенинг» - выездное обслуживание из ресторана, чтобы провести свадебный банкет не в душном городе (летом), а на лесной поляне или на своей даче.

Ну, а если и таких отступлений от традиционной свадьбы мало и душа требует чего-нибудь по-экстремальнее (чтобы запомнилось на долго), то и здесь можно придумать много всего интересного: устроить регистрацию брака в корзине воздушного шара или на морском дне. А можно отпраздновать свадьбу на Северном полюсе или в ресторане быстрого питания.

В настоящее время некоторые авиакомпании начали оказывать экзотическую услугу - свадьба во время полета по стране или по миру. Так можно зарегистрировать свой брак на борту самолета летящего по направлению к Чехии, совершить свадебную прогулку по улицам Праги, отпраздновать свадебный банкет в одном из ресторанов Парижа, а провести первую брачную ночь в отеле Лондона.

Здесь все ограничено только фантазией и финансовыми возможностями.

.4 Особенности режиссуры обрядового действа

В отличии от большинства массовых мероприятий, обряд невозможно заранее отрепетировать. В тоже время, от слаженного, четкого, соответствующего сути обряда поведения всех его участников в решающей мере зависит общий успех или неуспех. Даже незначительные неточности, мелкие отклонения от традиционного распорядка способны скомкать обряд, лишить его торжественности и стройности.

Не смотря на то, что существо и общая сюжетная канва обряда, основной характер и последовательность действий, как правило, известны людям, всегда необходим руководитель обряда, он же цеморимониймейстер, он же режиссер, который безукоризненно знает обрядовый протокол. Режиссер - организатор дает сигнал к началу, часто он произносит краткое вступительное слово, а в дальнейшем не только указывает и распоряжается, сколько действует примером, по принципу «делай, как я». Кроме умения правильно, четко, непринужденно вести торжество, распорядителю необходим и ряд других качеств: личное обаяние, внешняя представительность, задушевность в обращении.

В обрядах используется целая совокупность выразительных средств.

Заключение

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.

Изучив общетеоретическую литературу по поднимаемой теме, я могу сделать вывод что обрядность - составная часть культуры. Она отражает духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.

Свадебная обрядность прошла сложный путь развития, меняясь вместе с изменением общественных отношений. Однако обрядовые институты, в том числе и свадьба, обладают высокой степенью консервативности, в силу чего в составе обрядового комплекса сохраняются многие пережиточные явления, не соответствующие социально-экономическим условиям настоящего времени. Свадебный обряд впитал в себя многое от язычества и позаимствовал новое в обрядах от христианства. В структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. При общем сходстве свадебного обряда на всей территории России существовало несколько основных типов и подтипов свадьбы. Это, прежде всего, южнорусские и средне- и северорусские обряды с четко выраженными и устойчивыми комплексами действий, определенными участниками и разработанным фольклорным циклом. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную. Повсеместно была распространена единая композиция свадебного обряда. В нее входили три цикла: предсвадебный, день свадьбы и послесвадебный. Каждый имел свои внутренние части.

В ходе исследования я выявила огромный потенциал славянского свадебного обряда для активизации участников свадьбы и развития их творческих сил и способностей.

Во-первых: огромное значение здесь имеют «свадебные роли». Ведь в традиционной русской свадьбе практически все участники свадьбы имели свои «чины», исполняющие определенные традицией роли. Их поведение довольно четко регламентировалось, что не исключало импровизации в рамках заданной роли.

Во-вторых: свадебная поэзия, которая отличалась огромным разнообразием. Свадебные песни - самый значительный, наиболее сохранившийся цикл семейной обрядовой поэзии. Каждому эпизоду свадьбы соответствовали свои поэтические приемы.

В-третьих: сами обряды как форма театрализованного действа, которая позволяет раскрыть актерский потенциал. Это творчество, исторически подготовившее появление профессионального искусства, нельзя, разумеется, представлять по аналогии с последним как простую сумму индивидуальных усилий в развитии художественной культуры. Обычаи, традиции, обряды исторически приняли на себя роль организационных форм массового художественного творчества.

В-четвертых: танцы. Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа.

В-пятых: костюмы, где основные образы и элементы сочетались с творческим полетом фантазии каждой рукодельницы. Невеста -«сговоренка» сидела дома и занималась приданым, готовила дары. Шила рубаху и штаны жениху, рубаху свекру, сарафан свекрови, а также что-то деверьям и золовкам, иногда дошивала себе в приданое то, что не успела приготовить заранее. Помогали ей подруги.

Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Все это позволяет реализовать тот творческий потенциал, что заложен в каждом из нас.

Задача режиссера в организации и проведении столь важного события в основном состоит в отслеживании правильного порядка обрядовых действий, свойственного типичной русской свадьбы, в распределении обязанностей по ролям, в подборе художественного материала к оформлению свадебного действа и т.п.

В наше время, почему-то, во время свадеб часто используют пошловатые игры. Намного лучше заменить их русскими традиционными. Их существует огромное множество и всегда подобрать что-то на свой вкус.

В свадебном обряде каждого отдельного периода были свои особенности, имевшие для невесты и жениха, для всего общества огромное значение и глубокий смысл (кто первым встанет на ковер в церкви или отломит кусок каравая, взять невесту на руки и внести в дом, переступив через порог и многое-многое другое). Народ и сегодня верит в приметы и суеверия, придерживается определенных обрядов, так же, как наши предки верили в то, что это поможет молодой семье жить счастливо, богато и хорошо.

Отход от старинных традиций и появление новых - естественный процесс, которого не стоит пугаться. Ведь современная свадьба - это не только день рождения новой семьи, но и возможность самовыражения. В организации такой свадьбы главной заботой режиссера будет нравственное насыщение новых традиций.

«Нужно ли сегодня соблюдать те обряды и традиции, которые были раньше или можно уже делать совершенно иную свадьбу?». В наше время все чаще молодожены хотят свадьбу «не как у всех», «без обрядов». Но как же можно представить себе свадебное торжество без каравая, рушника, без свадебного торта и т.д. А ведь все это является частью традиций, которые складывались веками. Обращение к традиционному русскому свадебному ритуалу помогает провести нерядовое торжество очень интересно. Такая свадьба запоминается, резко выделяется из ряда шаблонных семейных застолий.

Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь в полной мере, многое устарело и безвозвратно ушло в прошлое. Но нельзя совсем вычёркивать и убирать из своей жизни традиции наших предков. Ведь обряды, в том числе и свадебный, - это частичка нашей страны, история нашего народа. И ни в какой другой стране не отмечают так пышно свадьбу, как в России!

свадебный обрядовый художественный режиссура

Список использованных источников и литературы

1..Жирнова, Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем [Текст] / Г.В. Жирнова. - М.: Наука, 1980. - 290с.

..Зорин, Н.В. Русский свадебный ритуал [Текст] / Н.В. Зорин. - М.: Наука, 2001. - 247с.

..Котович, О.В. Золотые правила народной культуры [Текст] / О.В. Котович, И.И. Крук. - 2-е изд., исправ. и доп. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. - 592с.

..Новоселова, Т.А. Лучшие свадьбы: ритуалы, обряды, традиции народов России [Текст] / Т.А. Новоселова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 223с.

..Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа [Текст] / И. Панкеев. - 2-е изд. - М.: Олма-Пресс, 1999. - 542с.

..Перевезенцев, С. Древняя Русь: История рус. народа с I по IX век [Текст] / С. Перевезенцев. - М.: Белый город, 2003.- 408 с.

..Петухов Ю. Д. Тайны древних руссов [Текст] /Ю.Д. Петухов. - Москва: Вече, 2011- 414с.

..Повесть временных лет [Электронный ресурс]. / Древнерусская литература. Антология. Историко-литературный сайт. - Режим доступа: #"justify">..Русские обряды и обычаи: Семейные обычаи. Календарные обряды. Подвижные праздники [Текст] / авт.-сост. Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2005. - 320с.

..Русские традиции и праздники [Текст] / отв. ред. Л. Н. Михеева, М. В. Короткова. - Москва: Дрофа-Плюс, 2007. - 302с.

..Рудко, А.М. Как организовать и провести свадьбу: Сценарии. Тосты. Поздравления [Текст] / А.М. Рудко, Т.М. Гисматулин. - СПб.: Союз, 2003. - 320с.

.Свадебные ритуалы [Текст] / Под ред. О. Беляковой, О.. - М.: Эксмо, 2006. - 127с.

..Свадьба: от традиции к современности [Текст] / сост. К.Г. Берсеньева. - М.: Центрполиграф, 2005. - 240с.

..Сорокина, М.С. Играем свадьбу! [Текст] / М.С. Сорокина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 110с.

.. Русский народный свадебный костюм [Текст] Авторы: С.В. Горожанина, Л.М.Зайцева. - М.: «Культура и традиции», 2003.

.. Я познаю мир. Энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. [Текст] М.: Астрель. Хранитель, 2008. - с.153-193.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!