Цели макроэкономической политики государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели макроэкономической политики государства















КУРСОВАЯ РАБОТА

Цели макроэкономической политики государства

Введение

Процессы глобального развития, охватившие все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

Экономическая политика развития государства должна опираться на практическое осознание перспектив устойчивого развития. По мнению экспертов происходящее в экономике в настоящее время уже можно расценивать как кризис: кризис механизмов роста и кризис механизмов управления экономикой. Основную причину кризиса, помимо сокращения внешнего спроса, они видят в ужесточении кредитно-денежной и бюджетной политики. От своевременного приложения искусных экономических решений, в которых задачи выхода из кризиса видятся сквозь призму точного и ясного видения будущего России, зависит прорывная модернизация, использующая все интеллектуальные возможности общества и наличный научно-производственный потенциал.

В центре внимания любых мероприятий, создающих условия для перехода к росту, должно находиться повышение благосостояния всех слоев населения через оживление массового платежеспособного спроса при наращивании внутреннего производства и его реструктуризации в пользу отраслей, определяющих будущее российской экономики.

Поскольку макроэкономическая политика - это действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции, то для современной России решение основных задач в макроэкономике становится жизненно необходимым. Так по официальным оценкам в Минэкономразвития ожидают увеличения экономики на 3,5% в этом году и постепенного ускорения темпов роста до 4,5% в 2015 году.

Одним из факторов, влияющих на увеличение темпов роста экономики могла бы стать Пенсионная реформа - это важнейший источник и денег для экономики (в т.ч. «длинных»), и стимулов для сбережений.

В данной работе рассматриваются основные аспекты решения основных задач фискальной, монетарной и внешнеэкономической политики.

Основываясь на материалах курса, дополнительной литературе по данной теме, публикациях и научных работах, с уверенностью можно предположить, что решение основных задач макроэкономической политики, позволит государству вывести страну из сырьевой зависимости и увеличить темпы роста экономики.

1. Нормативная теория макроэкономической политики

1.1 Нормативная политика, ее цели и инструменты

Макроэкономическая политика представляет собой такую форму вмешательства государства в экономику, которая направлена на достижение полной занятости, устойчивых темпов экономического роста, стабилизацию уровня цен и внешнего равновесия посредством применения инструментов, корректирующих и дополняющих рыночный механизм.

Решения, принимаемые правительственными органами и определяющие экономическую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и благосостояние граждан в рамках национальной экономики и за ее пределами. В связи с этим возник особый раздел экономической теории - нормативная теория экономической политики.

Нормативный подход наряду с количественными методами исследования позволяет расширять и усиливать аналитические и прогнозные возможности макроэкономической науки. В рамках нормативного подхода исследование объекта (экономической реальности) осуществляется с точки зрения оценочного, нормирующего суждения, прежде всего относительно достижения желаемых целей Нормативная теория экономической политики призвана определять, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов (целей политики).

При нормативном подходе предполагается, что правительственные органы являются субъектом, действующим рационально. Правило рациональности означает, что субъект, принимающий решение, четко осознает свои цели и точно понимает, с помощью каких инструментов он может их достичь.

Поэтому в рамках нормативного подхода рассматриваются следующие проблемы:

  • масштабы вмешательства правительственных органов в экономику;
  • выбор наиболее эффективных способов достижения целей - оптимальные меры экономической политики (инструменты).

В качестве главной цели в самом общем виде выступает максимизация общественного благосостояния. Поскольку понятие общественного благосостояния многогранно, его обеспечение предполагает необходимость достижения целого ряда более конкретно определенных целей, которые могут быть количественно измерены в виде тех или иных целевых показателей. Так, достижение полной занятости является одной из целей, без достижения которой невозможно максимизировать общественное благосостояние.

Классификация основных целей макроэкономической политики:

1.Стратегические (конечные) - параметры, входящие в целевую функцию благосостояния:

a.Устойчивый экономический рост.

b.Полная занятость..Стабильный уровень цен..Равновесие платежного баланса

2.Тактические (промежуточные) - параметры, не входящие в функцию благосостояния:

a.Сбалансированность государственного бюджета.

b.Сглаживание циклических колебаний..Контроль над денежной массой и ставкой процента.

Между различными целями существует неоднозначная система взаимосвязей. Некоторые цели могут дополнять друг друга, такой тип взаимосвязей между двумя целями характеризуется тем, что достижение одной цели способствует достижению другой. Например, экономический рост и полная занятость в условиях экономического спада. Другие цели могут быть взаимозаменяемыми (конфликтными). Достижение одной из конфликтных целей препятствует достижению другой. Так, согласно кривой Филипса, в условиях инфляции достижение цели стабилизации уровня цен в краткосрочном периоде противоречит цели достижения полной занятости, поскольку снижение темпов инфляции в краткосрочном периоде ведет к росту уровня безработицы. Наконец, могут существовать нейтральные цели, не оказывающие влияния друг на друга.

Характер взаимосвязи между целями в процессе экономического развития может изменяться и определяется конкретной экономической ситуацией. В частности, такие цели, как достижение равновесия платежного баланса и экономический рост могут взаимно дополнять друг друга, если имеет место дефицит платежного баланса. Напротив, при избытке платежного баланса эти цели становятся взаимозаменяемыми. Уровень цен и объем выпуска на одних стадиях экономической конъюнктуры могут изменяться однонаправлено (например, в условиях экономического подъема), на других (в условиях стагфляции) - изменяться в противоположном направлении.

Наличие не только взаимодополняющих, но и взаимозаменяемых целей, изменение характера взаимосвязей между различными целями существенно усложняет выбор и проведение макроэкономической политики.

Для достижения поставленных целей государство может использовать набор определенных политических инструментов. Инструментами макроэкономической политики являются те параметры, на которые правительственные органы могут оказывать непосредственное воздействие при проведении той или иной политики. При макроэкономическом анализе в качестве политических инструментов рассматриваются:

  • инструменты фискальной политики (объем государственных закупок и чистые налоги);
  • инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса и номинальная ставка процента).

Конкретный набор инструментов фискальной и денежно-кредитной политики или их сочетание зависит от экономической ситуации в стране, институциональной среды, приоритета выбранных целей и целого ряда других факторов.

Суть нормативного подхода заключается в выборе политических решений, позволяющих максимально возможно приблизить экономику к достижению желаемых целей, т.е. в определении оптимального масштаба применяемых инструментов. Оценивая экономическую ситуацию, государство определяет конечные цели политики и конкретные значения целевых показателей, к достижению которых необходимо стремиться. На основе модели, связывающей целевые показатели, и имеющегося в его распоряжении набора политических инструментов государство определяет те количественные значения инструментов, которые необходимы для получения заданные целевых показателей.

В отличие от нормативного, позитивный подход к макроэкономической политике направлен на определение результатов воздействия на экономику заранее выбранных государством масштабов применяемых политических мер. Таким образом, основной задачей позитивного подхода является оценка последствий принятых правительственных решений. Напротив, при нормативном подходе исследуется вопрос о том, как политикам следует действовать, какие решения им надо принимать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты наилучшим образом и с минимальными издержками для общества.

1.2 Активная и пассивная макроэкономическая политика

Впервые необходимость проведения активной макроэкономической политики была обоснована в кейнсианской теории, акцентировавшей свое внимание на несовершенствах рыночного механизма. Активная политика как раз и есть государственная политика, направленная на улучшение деятельности рынка путем исправления этих несовершенств.

По мнению неоклассиков, проведение активной экономической политики осложняется действием следующих факторов:

  • прежде всего, при ее проведении государство должно выделить приоритетные цели, что часто сложно, или эти цели могут прийти в противоречие с другими целями или социальной политикой государства;
  • во-вторых, при проведении такой политики большое место имеют ошибки, т.к. она требует субъективных решений;
  • в-третьих, проведение каких-либо мер требует длительного периода времени (внутреннего лага), в течение которого происходит подготовка и запуск решений, и зачастую еще более длительного времени для ответной реакции экономических субъектов на проводимые мероприятия.

Выбор между пассивной и активной экономической политикой зависит и от того, какую политику проводило государство в прошлом. Уроки истории, наиболее успешно повлиявшие на экономику страны, служат моделью, которую берут как основу для современных преобразований.

.3 Стабилизационная и антиинфляционная политика в экономике с рациональными ожиданиями

Представители новой классической школы, рассматривающие экономику с рациональными ожиданиями, выдвинули новую интерпретацию теории равновесного цикла. Согласно ей цикличность порождается не монетарными шоками, а реальными факторами: технологическими шоками, структурными изменениями и межвременным выбором экономических субъектов.

В результате информация становится определяющим фактором эффективности макроэкономической политики, и только ее недостаточность (например, неожиданные изменения денежной массы) оказывает влияние на реальные показатели, т.к. при этом наблюдается запаздывание адаптации ожиданий экономических субъектов и запаса капитала к существующим реалиям.

1.4 Взаимосвязь и координация макроэкономической политики на мировом уровне

При выборе макроэкономической политики правительствам необходимо учитывать, какой вид политики выбирают их контрагенты. Если одна страна проводит жесткую политику, а другие - гибкую (политику свободного выбора), то первая рискует больше, т.к. имеет больший лаг времени для корректировки своих действий.

В то же время государство, которое проводит мягкую денежно-кредитную политику (даже в условиях твердой линии поведения), может привести страну к обесценению национальной валюты, если соседи проводят жесткую монетарную политику.

Координация политики двух и более стран сдерживается и экономическими причинами. Прежде всего, возрастает неопределенность экономических процессов. Теперь не только внутренние факторы действуют на экономику, но и факторы, ранее влиявшие только на другую страну. Например, у страны В есть долги, с которыми ей необходимо рассчитаться в три последующие года. В этот период задолженность будет влиять не только на страну В, но и на страну А, если они будут координировать свою политику.

В условиях глобализации экономики требуется координация политики стран-партнеров, поскольку это позволяет получить наибольший выигрыш от проводимой политики и сократить потери при ее реализации. Правда, в процессе координации страны пытаются получить дополнительный выигрыш за счет другой страны, поэтому необходимо правильно выбирать цель, инструменты и формы проводимой политики, ориентируясь не только на внутренние условия своей страны, но и страны - партнеры.

Ввиду того, что решения, принимаемые правительственными органами и определяющие экономическую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и благосостояние граждан в рамках национальной экономики и за ее пределами, принимать такие решения необходимо крайне взвешенно и осторожно.

1.5 Выбор оптимальной макроэкономической политики

Алгоритм выбора можно представить следующим образом:

  • правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, исходя из максимизации общественного благосостояния;
  • определить целевые показатели, к которым необходимо стремиться;
  • оценить политические инструменты, находящиеся в распоряжении правительственных органов;
  • иметь в своем распоряжении модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения;
  • выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.

В реальности же четкого решения относительно целевых показателей нет. Когда общественное благосостояние достигнет своего максимума, когда в экономике будет полная занятость или когда уровень инфляции будет нулевым? Проблемы возникают также при выборе видов макроэкономической политики и инструментов ее реализации. Какая политика является более результативной - фискальная или денежно-кредитная? Следует ли сочетать оба вида политики? На эти и другие подобные вопросы нет однозначного ответа, т.к. правильный выбор зависит от конкретных условий функционирования экономики. Так, при плавающем валютном курсе предложение денег в странах с малой открытой экономикой является эффективным политическим инструментом, а фискальные методы регулирования не приносят желаемых результатов. Напротив, при фиксированном обменном курсе результативна фискальная политика, а денежно-кредитная политика, изменение предложения денег в которой сводится к поддержанию стабильного курса валют, и не может оказывать существенного воздействия на экономическую конъюнктуру.

1.6 Проблема оптимизации макроэкономической политики в условиях неопределенности

На практике выбор рациональной политики осложняется наличием условий неопределенности, когда правительство не может точно знать силу влияния инструментов на целевые показатели, в том числе из-за наличия экзогенных шоков.

Неопределенность связана и с временными параметрами влияния инструмента на целевой показатель.

В самом общем виде выделяют три вида неопределенности, с которыми сталкивается правительство:

аддитивная неопределенность - это неопределенность, связанная с влиянием на результаты решения событий, на которые не могут повлиять государственные органы управления. Примером такого влияния могут служить стихийные бедствия, научные открытия, изменения погодных условий, забастовки и т.п.;

- мультипликативная неопределенность - это неопределенность, связанная с отклонением фактических значений коэффициентов, характеризующих степень влияния инструментов на цели от их среднего значения. Политики могут определить средние значения коэффициентов, но они не могут точно знать, каковы будут эти значения во время проведения политики. Основная особенность мультипликативной неопределенности заключается в том, что ее эффект умножается на эффект влияния политических инструментов;

  • временная неопределенность - это неопределенность, связанная с тем, что достоверно неизвестно, когда во времени проявится результат влияния инструмента на целевой показатель.

В условиях неопределенности перед правительственными органами встает новая задача: снижение неопределенности при принятии решений и уменьшение колебаний целевых показателей.

Политика, направленная на снижение степени случайных отклонений в целевых показателях, называется политикой стабилизации.

2. Макроэкономическая политика: цели и инструменты

2.1 Фискальная политика, как составная часть бюджетно-налоговой политики государства и ее роль в стабилизации экономики. Виды фискальной политики

макроэкономический нормативный политика

Фискальная политика является составной частью бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика объединяет в себе как общее изменение величины налоговых сборов и государственных расходов, так и изменение внутренней структуры налоговой системы и структуры государственных расходов. Фискальная политика охватывает только ту часть бюджетно-налоговой политики, которая касается общей величины доходов и расходов бюджета.

Фискальная политика осуществляется для достижения как конечных, так и промежуточных целей. Конечные цели фискальной политики уже анализировались в предыдущей главе: это достижение полной занятости, стабильности цен, устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса и т.д. Промежуточными целями фискальной политики является достижение таких параметров бюджета, при которых реализовались бы цели конечные. В качестве таких промежуточных целей фискальной политики можно назвать:

  • увеличение или уменьшение бюджета;
  • ликвидацию или создание дефицита бюджета;
  • ликвидацию или наращивание государственного долга.

В качестве основных инструментов достижения целей фискальной политики можно назвать изменение ставки налогообложения, изменение объема государственных расходов, изменение объема трансфертных платежей, образование и обслуживание государственного долга.

В зависимости от характера влияния на совокупный спрос выделяются два основных вида фискальной политики: экспансионистская (стимулирующая) и рестрикционная (сдерживающая) политика. Первая из них направлена на расширение совокупного спроса, вторая - на его снижение.

Таким образом, правительство с помощью экспансионистской и рест-рикционной политики пытается решить противоположные задачи. Экспансионистская фискальная политика осуществляется тогда, когда власти считают экономическую активность недостаточной и стремятся стимулировать рост национального дохода. Рестрикционная политика, наоборот, направлена на погашение чрезмерной предпринимательской активности в целях недопущения перегрева экономики и снижения инфляции.

В зависимости от специфики механизма действия выделяют такие виды фискальной политики, как дискреционная и автоматическая.

Дискреционная политика предполагает необходимость принятия специальных политических решений об изменении масштабов инструментов и проведение этих решений в жизнь. Автоматическая политика таких решений не предполагает, а действует на основе встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - это такие механизмы, которые самостоятельно без специальных политических решений воздействуют на величину инструментов при смене фаз экономического цикла. К встроенным стабилизаторам фискальной политики относятся прогрессивная (или пропорциональная) система налогообложения и пособия по безработице.

С учетом специфики промежуточных целей выделяют три основных вида фискальной политики: политику бюджетного дефицита (ее разновидность - политика дефицита без расходов), политику перераспределения доходов, политику большого равновесного бюджета и политику маленького равновесного бюджета.

2.2 Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике

Все рассмотренные выше виды политики, основанные на специальных правительственных решениях, являются по своей сути различными разновидностями дискреционной фискальной политики. Каждая из них порождает свои проблемы. Чрезмерное усердие в проведении политики бюджетного дефицита и дефицита без расходов может привести к тому, что экономика достигнет полной занятости и дальнейшая стимуляция спроса породит неуправляемую инфляцию. В такой ситуации целесообразно заняться сокращением государственных расходов или повышением налогов с целью устранения избыточного спроса.

Политика перераспределения дохода хороша тем, что при ее осуществлении нет необходимости увеличивать бюджет. Однако ее эффективность может быть резко снижена, если состоятельные слои общества имеют возможность завышать цены на производимые ими товары и услуги. Завышая цены, они снова переложат налоговое бремя на бедных людей. Политика перераспределения дохода тоже может быть использована в борьбе с инфляцией, если использовать ее наоборот: богатым облегчить налоговое бремя, а бедным усилить.

Казалось бы, нет ничего лучше маленького бездефицитного бюджета. Однако маленький бездефицитный бюджет соответствует принципу невмешательства государства в экономику. А это, ведет к недозагрузке производственного аппарата страны, безработице и экономическому спаду.

Как отмечалось, кроме дискреционной, существует автоматическая фискальная политика. Автоматическая фискальная политика основана на действии автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - это любой экономический механизм, сглаживающий колебания национального дохода и не требующий для своего действия специальных правительственных решений. Типичными автоматическими стабилизаторами считаются прогрессивная (или пропорциональная) шкала налогообложения и пособия по безработице. Например, если действует пропорциональное налогообложение и национальный доход сокращается, то сумма налоговых сборов тоже уменьшится. Это автоматически приводит к осуществлению политики дефицита без расходов, а она тормозит падение национального дохода. Точно также рост национального дохода сопровождается сокращением безработицы. А это, в свою очередь, автоматически снижает выплаты пособий. Следовательно, совокупный спрос падает и препятствует чрезмерной деловой активности.

2.3 Денежно-кредитная политика, как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики

В отличие от фискальной политики, имеющей дело с бюджетными переменными, суть денежно-кредитной политики сводится к управлению денежной массой страны.

Конечные цели денежно-кредитной политики такие же, как и фискальной (рост, занятость, цены и т.п.). Промежуточные же цели отличаются. Непосредственными целями денежно-кредитной политики являются:

  • изменение денежной массы на определенную величину;
  • достижение заданной ставки процента;
  • достижение определенных параметров кредитования экономики.
  • Для достижения промежуточных целей имеется три основных инструмента:
  • операции на открытом рынке;
  • изменение учетной ставки процента;
  • изменение нормы минимального резервного покрытия.

Имеются также дополнительные специальные инструменты денежно-кредитной политики типа нормирования кредита.

Операции на открытом рынке сводятся к тому, что центральный банк страны продает или покупает государственные облигации. В результате этих операций в обращение либо поступают дополнительные деньги, либо из обращения изымаются.

Изменение учетной ставки влияет на денежную массу, потому что коммерческие банки для своих кредитных операций сами берут деньги в долг у центрального банка под проценты. Повышая учетную ставку, центральный банк вынуждает и коммерческие банки повышать ставки процента. В результате денежные средства становятся менее доступными.

Изменение нормы минимального резервного покрытия ведет к тому, что коммерческим банкам либо не хватает резервов, либо их слишком много. Отсюда количество денег в обращении либо сокращается, либо увеличивается.

Различают следующие виды денежно-кредитной политики:

а) экспансионистскую и рестрикционную;

б) дискреционную и автоматическую.

Экспансионистская денежно-кредитная политика направлена на увеличение деловой активности и, соответственно, рост национального дохода путем увеличения количества денег в обращении. Почему увеличение количества денег в обращении способствует росту национального дохода, мы выясним позже.

Рестрикционная денежно-кредитная политика, напротив, имеет своей целью сокращение деловой активности и национального дохода путем сокращения количества денег в обращении.

Классификация денежно-кредитной политики по принципу «дискреционная - автоматическая» высвечивает другой аспект. Денежно-кредитная политика, проводимая на основе специальных решений денежных властей, называется дискреционной. Автоматическая денежно-кредитная политика связана с действием встроенных стабилизаторов.

.4 Основные направления макроэкономической политики

Политика, направленная на повышение эффективности рынков. Во-первых, в рамках этой политики может осуществляться конкурентная политика. Частному предпринимателю всегда хочется стать монополистом, поэтому борьба с различного рода монополиями - постоянная забота государства. Кроме того, существуют естественные монополии, которые нельзя ликвидировать, а можно только регулировать.

Во-вторых, политика, направленная на повышение эффективности рынков, связана с более оптимальной организацией потоков информации. Оптимизация потоков информации способствует созданию необходимой инфраструктуры, утверждению обязательных стандартов качества продукции и услуг, изданию законов, вынуждающих выполнять договоры и т.д.

В-третьих, к данному виду политики предложения относится устранение государством отрицательных внешних эффектов и предоставление общественных благ.

Политика регулирования цен. Такая политика проводится либо с целью защиты бедных слоев населения и сокращения социального неравенства, либо с целью сдерживания инфляции предложения. Для достижения первой цели вводятся те или иные ценовые ограничения на рынках благ, труда или финансовых активов: устанавливаются минимальная заработная плата; максимальные цены на товары первой необходимости; ограничения темпов роста цен на услуги ЖКХ и пр. Для достижения второй цели вводятся ограничения на темпы роста на сырье, материалы, процентные ставки и т.д.

Политика в области налогообложения. Правительство может повышать и понижать налоги. Однако если речь идет о стимулировании предложения, то одновременно речь идет о снижении налогов. Но надо иметь в виду, что снижение налогов одновременно может привести к сокращению производства общественных благ.

Промышленная и торговая политика. Производство целого ряда товаров должно осуществляться стабильно и независимо от колебаний рыночной конъюнктуры. Классический пример - оборонная промышленность или стратегические высокие технологии. Для осуществления этих целей правительство создает государственные предприятия и субсидирует некоторые частные. Торговая политика направлена на то, чтобы создать более благоприятные условия для реализации отечественных товаров.

Политика снижения структурной безработицы. Сюда относится политика переподготовки рабочей силы, регулирования трудовых отношений, социальная политика.

В целом политика предложения оказывает противоречивое влияние на функцию предложения. Она может сдвигать функцию предложения и вправо, и влево.

Государство стимулирует рост предложения, если:

  • финансирует научные разработки;
  • способствует демонополизации производства;
  • осуществляет программы переподготовки рабочей силы;
  • стимулирует производство, снижая налоги.
  • Государство тормозит совокупное предложение мероприятиями, увеличивающими затраты на производство:
  • установлением стандартов по экологии;
  • обеспечением безопасности продукции;
  • внедрением требований по охране труда.

3. Стабилизационная политика в открытой экономике

3.1 Внутреннее и внешнее равновесие, как цели стабилизационной политики в открытой экономике. Влияние фискальной и денежно-кредитной политики на состояние платежного баланса страны

Одной из основных проблем открытой экономики является одновременное установление двойного равновесия, как внутреннего, так и внешнего. При этом необходимо учитывать влияние на равновесие как внутренних, так и внешних переменных, а также различные последствия этого влияния, проявляющиеся в долгосрочном периоде.

Внутреннее равновесие отражает соотношение совокупного спроса и предложения в условиях полной занятости при отсутствии инфляции (или постоянно низком ее уровне). Это равновесие формируется на национальных рынках (товарном денежном и рынке труда).

В краткосрочном периоде установление внутреннего равновесия связано с регулированием совокупного спроса методами фискальной и денежной политики.

Внешнее равновесие предполагает поддержание нулевого платежного баланса при определенном валютном режиме и имеющихся (или отсутствующих) ограничениях мобильности капитала.

Задача одновременного достижения равновесия внутри экономической системы и в ее внешнеэкономических связях теоретически объединяет три конечные макроэкономические цели: достижения полной занятости и стабильности цен и равновесия платежного баланса.

Основным инструментом теоретического исследования возможностей и условий достижения как внутреннего, так и внешнего равновесия при макроэкономическом анализе является модель двойного равновесия.

Основные постулаты модели:

. Индекс конкурентоспособности страны на международных рынках, отражающий отношение внешних цен к внутренним.

. Реальный внутренний спрос показывает реакцию внутреннего спроса на изменение цен.

Для того чтобы восстановить внутреннее и внешнее равновесие, как правило, недостаточно использовать только один вид экономической политики.

Проблема достижения внутреннего равновесия актуальна для краткосрочного периода. Она решается с помощью воздействия инструментов фискальной и денежно-кредитной политики на совокупный спрос.

Эти же инструменты государственного регулирования используются и для поддержания внешнего равновесия (равновесие платежного баланса) при заданном режиме валютного курса.

Влияние фискальной политики на состояние платежного баланса осуществляется по двум основным направлениям: через мультипликативное воздействие на объем национального дохода и через воздействие на величину процентной ставки. Допустим, что в стране проводится экспансионистская фискальная политика. Какой бы инструмент ни использовался (увеличение государственных закупок или снижение налогов), в действие приводится эффект мультипликатора и реальный объем национальный дохода растет. Рост дохода, в свою очередь, ведет к увеличению совокупных расходов как на отечественные, так и на импортные товары. Рост импорта ведет к снижению чистого экспорта товаров и услуг, т.е. к ухудшению сальдо счета текущих операций. В то же время при увеличении государственных закупок (или при снижении налогов) нарушается сложившийся баланс доходов и расходов государства и, следовательно, растут государственные заимствования на рынке финансовых активов. Рост этих заимствований сопровождается увеличением процентной ставки. Более высокая ставка процента стимулирует приток иностранного капитала и улучшает баланс счета движения капитала: ЕК|, ZK| = > NKEj.

Поскольку общее изменение сальдо платежного баланса равно разности изменений чистого экспорта товаров и услуг и чистого экспорта капитала (AZB= A NX - ANKE), уменьшение NKE снижает негативное влияние уменьшения NX на сальдо платежного баланса в целом.

Итоговое воздействие фискальной политики на сальдо всего платежного баланса в краткосрочном периоде в значительной степени определяется мобильностью перелива капитала.

Если мобильность капитала высока, то рост процентной ставки может вызвать такой прилив средств, что дефицит текущего баланса будет перекрыт за счет излишка ресурсов на счета движения капитала. При относительно низкой мобильности капитала ресурсов будет недостаточно для покрытия дефицита счета текущих операций.

Однако положительные моменты краткосрочного периода могут обернуться негативными последствиями долгосрочного периода. Издержки будут связаны с выплатами процентов, погашением долгов, что, в свою очередь, спровоцирует отток капитала из страны.

Воздействие денежно-кредитной политики на сальдо платежного баланса также осуществляется по двум направлениям: через изменение процентной ставки и через изменение реального объема национального дохода. Однако, в отличие от фискальной политики, воздействие денежно-кредитной политики на сальдо платежного баланса по обоим направлениям будет однонаправленным.

Допустим, что в стране проводится экспансионистская фискальная политика. В этом случае растет предложение денег. Следствием роста предложения денег явится снижение процентной ставки. Низкая ставка процента приведет к оттоку капитала из страны и, следовательно, ухудшению счета движения капитала чистого экспорта капитала (NKE Т). В то же время рост денежной массы и низкая ставка процента будут стимулировать увеличение совокупных расходов и национального дохода в целом. Это ведет к росту импорта и уменьшению чистого экспорта товаров и услуг, т.е. к ухудшению состояния счета текущих операций. Снижение NX и рост NKE приведут к ухудшению состояния всего платежного баланса в целом (AZB<).

Отсюда можно заключить, что экспансионистская денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способствует возникновению (или росту) дефицита платежного баланса. В долгосрочном периоде это негативное влияние экспансионистской денежно-кредитной политики на состояние платежного баланса может быть нейтрализовано за счет дополнительных доходов от зарубежных инвестиций, поскольку эти доходы, отражаются на счете текущих операций в виде экспорта услуг.

В заключение можно отметить, что экспансионистская политика, как фискальная, так и денежно-кредитная, воздействуя через изменение дохода, обусловливает ухудшению платежного баланса. Её воздействие через процентную ставку может дать различные результаты, что во многом определяется степенью мобильности капитала.

3.2 Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики при фиксированном и плавающем валютных курсах

И фискальная, и денежно-кредитная политика оказывает неодинаковое воздействие на экономическую ситуацию в странах, использующих разные режимы валютного курса.

Фискальная политика при плавающем валютном курсе оказывается неэффективной, а денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе является эффективной.

Фискальная экспансия при фиксированном валютном курсе чрезвычайно эффективна с точки зрения повышения уровня национального дохода: ставка процента не растет и, следовательно, рост государственных закупок не вытесняет частные инвестиции. В то же время, денежно-кредитная политика оказывается неэффективной: она не обеспечивает решение задачи достижения внутреннего равновесия при полной занятости. Этот результат денежной экспансии при фиксированном курсе резко контрастирует с результатом денежной экспансии в малой открытой экономике с плавающим курсом.

Подводя общие итоги проведенного анализа воздействия фискальной и денежно-кредитной политики на платежный баланс и уровень дохода в малой открытой экономике с фиксированным валютным курсом, можно сделать вывод о необходимости разделения полномочий правительства и центрального банка в соответствии с правилом эффективной рыночной классификации. Центральный банк должен регулировать внешнее равновесие, воздействуя на состояние платежного баланса. Правительству следует регулировать внутреннее равновесие, воздействуя на реальный объем выпуска и занятости в экономике через совокупный спрос. Это связано с тем, что денежно-кредитная политика имеет преимущества в регулировании внешнего равновесия, а фискальная - внутреннего.

3.3 Влияние изменения уровня цен на результаты стабилизационной политики в открытой экономике

В данном вопросе будут затронуты проблемы, связанные с гибкими ценами, с особенностями влияния той или иной экономической политики в соответствующих изменившихся условиях.

В ситуации закрытой экономики совокупный спрос зависит от уровня цен. Данная взаимосвязь может быть представлена следующим образом:

Pt => М/Р I => r t => 11 => Ydi.

В открытой экономике эта взаимосвязь усложнится, поскольку на совокупный спрос будут оказывать влияние как внутренние цены (Р), так и цены на импортные товары (Pz).

Влияние внутренних цен может быть охарактеризовано следующей цепочкой связей: Pt => Е - I => Z t => NXnL Влияние цен на импортные товары можно отразить следующим образом: Pz-i => Z Т => NXnL

Следует отметить, что речь идет о росте относительной цены товаров, поскольку при росте внутренних цен и фиксированном валютном курсе эти товары становятся дорогими для зарубежья, а импортные - относительно дешевыми для данной страны.

Итак, рост внутренних цен уменьшает внутренний спрос в результате сокращения инвестиционного спроса, так как растут процентные ставки и за счет уменьшения чистого экспорта. Графически внутренний спрос может быть представлен как убывающая функция от уровня цен.

Для того чтобы ликвидировать дефицит платежного баланса в данных условиях, необходимо сократить внутреннее предложение денег. Валютный запас центрального банка связан с величиной предложения денег, и при дефиците центральный банк вынужден продавать валюту, тем самым уменьшая денежную базу, понижая цены.

В результате сокращения величины совокупного спроса при том же уровне цен безработица увеличится, а вслед за понижением уровня цен уменьшится ставка заработной платы и соответственно снизятся издержки предпринимателей.

Следует отметить, что в условиях недостаточной гибкости цен в сторону их снижения между целями установления внутреннего и внешнего равновесия в рассматриваемом нами случае может существовать противоречие. Так, желание установить внешнее равновесие за счет сокращения дохода и импорта в результате проведения ограничительной политики ведет в этой ситуации к росту безработицы и нарушению внутреннего равновесия.

Достижение двух целей с помощью одного инструмента невозможно. В связи с этим встает проблема поиска новых инструментов, позволяющих определить новые подходы к решению проблем.

В долгосрочном периоде выпуск вновь устанавливается на уровне полной занятости. Пропорции роста номинальной денежной массы, цен и валютного курса равны, поэтому реальная денежная масса и относительные цены возвращаются к своему исходному уровню.

Изменения валютного курса и уровня цен далеко не всегда происходят в одной и той же пропорции.

При проведении денежно-кредитной экспансии происходит снижение процентной ставки, немедленная корректировка валютного курса и постепенное изменение цен.

В краткосрочном периоде цены являются недостаточно гибкими. Они изменяются постепенно до восстановления равновесия на рынке благ и устранения отклонений от реального валютного курса.

Восстановление равновесия осуществляется за счет роста спроса на деньги.

Итак, в коротком периоде из-за жесткости цен увеличение предложения денег может вызвать «перелет» валютного курса за его долгосрочный уровень, т.е. привести к избыточному обесценению валюты. «Перелет» валютных курсов есть результат замедленной корректировки уровня цен в краткосрочном периоде.

В длительном периоде обесценение валюты и изменение цен прямопропорционально темпу роста денежной массы.

Заключение

Одной из основных целей современной макроэкономической политики является удвоение ВВП. Задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению основный отраслей реального сектора экономики, в особенности таких, как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и других. Необходимы существенные изменения в структуре производственных и внешнеэкономических связей. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги.

Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости. Одно из ярких проявлений макроэкономической нестабильности это неполная занятость или большая доля безработных в общей численности населения. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной, а также мировой финансовый кризис обусловливают возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблемы занятости. Эти явления привели к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики и тем самым появлению явной безработицы. Увеличилась и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и др.). В настоящее время в России потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы увеличивается.

Основными целями государственных программ по борьбе с безработицей являются:

обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;

выделение квот для привлечения иностранной рабочей силы;

развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и повышения конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения;

предотвращение неполной занятости и массовой безработицы.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Главными целями макроэкономической политики государства являются соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, прав и свобод его граждан. Государство должно следить за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, отраслей, монополий и частных лиц. Государственное регулирование направляется на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения и гибели природы. Правильное применение экономических инструментов и политических рычагов в управлении государством ведет к стабильности и уравновешенности и процветающему образу жизни ее населения.

Список литературы

  1. Бродская Т.Г., Камышова А.Б., Шустрова Н.В. Макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. канд. экон. наук, проф. Т.Г. Бродской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - С. 98-102.
  2. Миропольский Д.Ю., Тер-Мартиросян И.В. Теория макроэкономической политики: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - С. 6-20.
  3. Тарасевич Л.С, Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 356-357; 390-394
  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - С. 518-526.
  5. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. пособие / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Сидоровича. - М.: Изд-во «Дело иСервис», 2008. - С. 213-225; 240-243; 389-399.
  6. Амосова В.В., Давыдова И.В. Открытая экономика и проблемы ее регулирования. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. - С. 4-41
  7. Шамхалов Ф.И. Формы, особенности и механизмы взаимоотношений экономики и политической власти // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - №3. - С. 4-21
  8. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2005. - С. 270-382

Похожие работы на - Цели макроэкономической политики государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!