Характеристика малого предприятия в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    61,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика малого предприятия в рыночной экономике

Содержание

Введение

. Сущность малых предприятий и их место в экономике России

1.1 Место малого предприятия в рыночной экономике

1.2 Субъекты малых предприятий

.3 Роль малого бизнеса в экономике России

1.4 Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия ООО «ЕСМ», особенности его создания и функционирования

3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем

3.1 Снижение текучести кадров на уровне низшего звена

3.2 Политика стимулирования продаж и продвижения товаров

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Инновационное развитие современной мировой экономики происходит за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Поэтому малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов, особенно в наиболее быстро развивающихся отраслях - информатика, электроника, биомедицинская техника и др.

Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Государство, а также органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.

Целью данной курсовой работы является определение путей развития малого предпринимательства в современных условиях.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

изучение понятия малого предприятия и его место в экономике России;

технико-экономическая характеристика малого предприятия;

выявление проблем развития малого предпринимательства;

анализ основных показателей деятельности малого предприятия;

- выявление преимуществ и проблем предприятия, пути их решения.

Объектом исследования выступает предприятие ООО «ЕСМ».

1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России

.1 Место малого предприятия в рыночной экономике

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики [22, 8с.].

В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. [22, 22с].

Шестой этап (1995 - 1998) характеризуется концентрацией и централизацией капиталов в стране, в связи с этим многие малые предприниматели перестали существовать. В связи с ухудшением экономической ситуации малый бизнес не развивался и не получал поддержки от государства.

Седьмой этап (1998 - настоящее время). С начала этого этапа малое предпринимательство развивалось в сложных экономических, политических и социальных условиях. Для расширения предпринимательской деятельности в России требовалась государственная поддержка на всех уровнях, не смотря на изданные законы, которые не эффективно влияли на развитие. Но в настоящее время малый бизнес получает от правительства достаточную поддержку.

Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Малое предпринимательство имеет свои особенности и следующие преимущества:

А) более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

Б) большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

В) относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

Г) большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

Д) более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;

Е) относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. [19, 35с].

Наряду со всеми своими преимуществами, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями функционирования малого предприятия:

более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;

большая зависимость от крупных компаний;

ошибки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

1.2 Субъекты малых предприятий

Как следует из самого определения, «малое предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;

активы не более 1 500 000 ЭКЮ;

средняя численность занятых - до 50 человек.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 000 000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.

В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 чел. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели:

стадии роста (начальная, выживание, рост);

отраслевая принадлежность;

географическая сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);

специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);

типы проблем, характерные для предприятия (например, их финансирование, управление качеством и др.).

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 чел., в науке и научном обслуживании - 100 чел., в других отраслях производственной сферы - 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - 25 чел., в розничной торговле - 15 чел. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значния которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, а затем Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270. Показатели численности занятых практически не изменились, за исключением непроизводственной сферы, где численность работников не должна превшать 15 чел. Но при этом в соответствии с постановлением Комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие среднесписочную численность Работников: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50 чел.; в сельском хозяйстве и в инновационной деятельности - 30 чел.; в науке и научном обслуживании - 15 чел.; в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15 чел.; в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 чел. Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказаться на результатах статистической отчетности.[2, 33с.].

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; на транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. [1, 28с].

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие в качестве своей основной цели извлечение прибыли, а некоммерческими организациями - не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Рассмотрим пример деятельности структур поддержки малого предпринимательства в таблице 1.1.

Таблица 1 - Примеры деятельности структур поддержки малого бизнеса

Виды деятельности

УСМБ

АПМБ

РФПП

ИАФ

ИФ

Технопарк

БИ

USAID

МП

ТАРП

Проведение инвестиционных конкурсов

++

++

++






++


Разработка общей стратегии и координации деятельности по развитию малого бизнеса

++

++


+







Финансирование образовательных программ


++

++





++



Финансирование мероприятий по защите прав потребителей



++








Функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малого бизнеса


++

++








Финансирование и проведение конференций, симпозиумов



++


++



++



Содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности



++





++



Лизинг



++




++




Сбор и предоставление статистической информации


++


++







Издание методической литературы и рекламы




++



++


++

++

Социологические исследования рынка




++







Маркетинговые исследования рынка




++


++

++

Разработка и экспертиза бизнес-планов




++


++



++

++

Поиск партнёров


++

++

++


++


++



Финансирование инновационной деятельности





++

++





Разработка и внедрение тренинговых программ








++

++



Условные обозначения:

УСМБ - Управление содействию малому бизнесу администрации;

АПМБ - Ассоциация поддержки малого бизнеса;

РФПП - Региональный фонд поддержки предпринимательства;

ИАФ - Информационно-аналитический Фонд;

ИФ - Инновационный Фонд;

БИ - Бизнес-инкубатор;- United States Agency for International Development (Агентство международного развития США);

МП (Морозовский - Российско-американский учебно-деловой центр проект);

ТАРП - Территориальное Агентство развития предпринимательства.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.

В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

1.3 Роль малого бизнеса в экономике России

В последние годы малый бизнес получает большое развитие. Это вызвано двумя обстоятельствами:

1. особенности современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

2.      дифференциация потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Преимущества малых предприятий перед остальными заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, быстрее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный отраслевой переход рабочей силы и капитала. Многочисленность этих предприятий даёт возможность широко развиваться конкуренции.

Роль малых предприятий в экономике России значительна. Их рассматривают как налогооблагаемую базу для бюджетов и как источник создания рабочих мест; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка; они не только быстро заполняют ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаются. И как было сказано выше малый бизнес создаёт здоровую конкуренцию, что хорошо влияет на экономическую и социальную обстановку в стране. Но в отличие от других форм - малые предприятия больше всего зависят от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время государством разрабатываются всевозможные системы поддержки малого предпринимательства (рис. 1), т.к. в данный период развития экономики России их роль особенно важна.[23, 99с].

Рис. 1 Общая схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства.

1.4 Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно происходит совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

В механизме поддержки и развития малого предпринимательства особо важное значение имеют совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, установление целей и принципов государственной политики в области развития малого предпринимательства.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в стране является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом. Впервые в законодательной практике так комплексно установлено содержание государственной политики в области развития малого предпринимательства.

Такая политика была ранее сформулирована в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, в которой говорилось, что Концепция базируется на признании малого предпринимательства сферой экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

• повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;

• повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:

• формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

• финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

• формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

• повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Необходимо осуществить оптимизацию нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства, совершенствовать систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки и совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства и другие меры. Однако федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ на практике мало занимались реализацией Концепции, поэтому в стране не увеличилось число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с указанным Федеральным законом основными целями в области развития малого предпринимательства в стране являются:

• развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;

• обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

• обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

• оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

• увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

• увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

• увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В Федеральном законе сформулированы основные принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства:

• разграничение полномочий по поддержке субъектов малого предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• ответственность федеральных органов государственной власти органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

• участие представителей субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого предпринимательства;

• обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого предпринимательства, региональными программами развития малого предпринимательства и муниципальными программами развития малого предпринимательства.

Впервые в законотворческой деятельности по развитию малого предпринимательства в указанном Федеральном законе установлены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, согласно Федеральному закону к полномочиям органов государственной власти РФ относятся:

) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

) определение принципов, приоритетных направлений, форм видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития РФ;

) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции;

) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;

) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и среднего предпринимательства;

) организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства;

) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в РФ и мерах по его развитию, включающего в себя отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в РФ и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;

) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и на территориях муниципальных образований.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:

• формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

• разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

• содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ;

• содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;

• пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов РФ;

• поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

• сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

• анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ;

• формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности;

• методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

• образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия ООО «ЕСМ», особенности его создания и функционирования

Краткая характеристика деятельности предприятия.

Компания ООО «ЕСМ» (Electro Chemical Machining - электрохимическая обработка) основана в 2009г. с целью производства прецизионных экологически чистых электрохимических станков для изготовления деталей из широкого спектра металлов, сплавов, металлокерамики и наноструктурированных материалов.

Компания ООО «ЕСМ» является правоприемником интеллектуальной собственности компании ООО «ТИТАН-ЕСМ». Создание компании «ЕСМ» стало возможным благодаря 30-летней работе уфимских ученых в области электрохимии, позволившей освоить 12 серийных моделей электрохимических станков и финансовой поддержке фонда «РВТ-инвест» и госкорпорации «Роснанотех». Линия по сборке располагается на 2,6 тысячах квадратных метрах арендуемых площадей завода «Промсвязь». Сейчас на предприятии оборудованы рабочие места для 60 человек, а в будущем их число возрастет до 100.

Цель деятельности ООО «ЕСМ» - получение прибыли и наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных юридических и физических лиц в товарах, работах и услугах, производимых организацией в соответствии с предметом её деятельности.

Организация самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Хозяйственная деятельность организации осуществляется на основе договоров с заказчиками и потребителями.

Прибыль, получаемая организацией в результате ее хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению по действующему законодательству и после выплаты налогов и других платежей используется для создания фондов организации, которые повышают активность деятельности.

Организация осуществляет самостоятельную деятельность по следующим направлениям:

Основными видами деятельности Общества являются:

- производство и продажа электрохимических станков, в том числе станков для наноразмерной обработки деталей;

предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию электрохимических станков, в том числе станков для наноразмерной обработки деталей;

производство и продажа частей и принадлежностей для электрохимических станков, в том числе станков для наноразмерной обработки деталей;

продажа оснастки и обновлений программного обеспечения для электрохимических станков, в том числе станков для наноразмерной обработки деталей;

обработка металлов и нанесение покрытия на металлы, в том числе наностркутурированные;

производство готовых металлических изделий с помощью электрохимических станков, в том числе станков для наноразмерной обработки деталей;

разработка базовых и специальных промышленных технологий и их коммерциализация;

производство и продажа продукции с использованием нанотехнологий и наноматериалов;

производство и обслуживание специализированного программного обеспечения;

обработка композиционных и керамических материалов;

коммерциализация технологий организации экологически безопасного ресурсосберегающего производства;

оказание любых видов услуг, связанных, в частности, с научными исследованиями, изучением общественного мнения, развития и поведения, подготовкой и отбором работников и иного персонала, управлением иными юридическими лицами;

лизинговая деятельность, включая деятельность, связанную с осуществлением всех форм, типов и видов лизинга (финансовой аренды) любого оборудования, а также деятельность по предоставлению связанных с лизингом любых дополнительных услуг;

приобретение, владение, пользование, распоряжение и передача прав на патенты, товарные знаки, авторских прав, а также прав на любые другие объекты интеллектуальной собственности;

участие в любых других компаниях и предприятиях, имеющих аналогичный предмет деятельности.

Все виды деятельности осуществляются организацией на основании соответствующих специальных разрешений, т.е. лицензий.

Финансовый результат - обобщающий показатель анализа эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования.

На начало отчетного периода величина чистой прибыли была равна 34333075 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 43884629 тысячам рублей. За это время она увеличилась на 9551554 тысячи рублей или 21,77 % к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина выручки была равна 108746093 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 142420301 тысяче рублей. За это время она увеличилась на 33674208 тысяч рублей или 23,64 % к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг была равна 51742024 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 67370501 тысяче рублей. За это время она увеличилась на 15628477 тысяч рублей или 23,19% к величине на начало, что является отрицательной динамикой.

На начало отчетного периода величина валовой прибыли была равна 57004069 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 75049800 тысячам рублей. За это время она увеличилась на 18045731 тысячу рублей или 24,05% к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина управленческих расходов была равна 6188844 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 6608071 тысяче рублей. За это время она увеличилась на 419227 тысяч рублей или 6,34% к величине на начало, что является отрицательной динамикой.

На начало отчетного периода величина прибыли от продаж была равна 50133809 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 65762699 тысячам рублей. За это время она увеличилась на 15628890 тысяч рублей или 23,77% к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина процентов к получению была равна 216226 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 163360 тысячам рублей. За это время она уменьшилась на 52866 тысяч рублей или 32,36% к величине на начало, что является отрицательной динамикой.

На начало отчетного периода величина процентов к уплате была равна 810115 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 97069 тысячам рублей. За это время она уменьшилась на 713046 тысяч рублей или 734,58% к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина прочих операционных доходов была равна 23412170 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 15047070 тысячам рублей. За это время она понизилась на 218365100 тысяч рублей или 1451,21% к величине на начало, что является отрицательной динамикой.

На начало отчетного периода величина прочих операционных расходов была равна 2621049 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 17450028 тысячам рублей. За это время она уменьшилась на 8760321 тысячу рублей или 50,2% к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина прибыли от налогообложения была равна 44383859 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 60824161 тысяче рублей. За это время она увеличилась на 16440302 тысячи рублей или 27,03% к величине на начало, что является положительной динамикой.

На начало отчетного периода величина налога на прибыль была равна 9792210 тысячам рублей, а на конец отчетного периода она равна 16055565 тысячам рублей. За это время она увеличилась на 6263355 тысяч рублей или 39,01% к величине на начало, что являлось бы отрицательной динамикой, если бы увеличение налога на прибыль произошло непосредственно из-за увеличения самой прибыли. [24, 113с.]

Анализ рентабельности предприятия.


Таблица 2 - Рентабельность предприятия

№ п/п

Название показателя

Значения



01.01.11

01.01.12


1

Рентабельность продаж

46,17

46,10

-0,07

2

Рентабельность основной деятельности

85,79

85,53

-0,26

3

Рентабельность активов

18,16

120,51

 -102,35

4

Рентабельность собственного капитала

23,43

15,11

-8,32

5

Рентабельность инвестируемого капитала

21,59

14,18

-7,41

 

На начало отчетного периода рентабельность продаж составляла 46,17%, а на конец периода она уменьшилась до 46,1%. Это можно считать отрицательной динамикой. Спрос на продукцию снижается.

На начало отчетного периода рентабельность основной деятельности составляла 85,79%, а на конец периода она уменьшилась до 85,53%. Это можно считать отрицательной динамикой.

За время отчетного периода рентабельность активов увеличилась с 18,16% копеек до 120,51%. Это можно считать положительной динамикой.

За время отчетного периода прибыль на каждый рубль собственного капитала снизилась с 23,43 копеек до 15,11 копеек. Это можно считать отрицательной динамикой.

Столь резкое понижение показателей рентабельности связанно со значительным понижением чистой прибыли.

На основании внутреннего маркетингового аудита и проведенного опроса клиентов были проанализированы преимущества и проблемы ООО «ЕСМ».

Преимущества

. Стабильная репутация предприятия на рынке 2. Известность торговой марки

. Широкий ассортимент и высокое качество товаров

. Надежная и проверенная сеть поставщиков

. Доступ к уникальным ресурсам и технологиям

. Осуществление необходимого уровня контроля руководителем предприятия

. Высокая компетентность и квалификация персонала

. Высокая заинтересованность сотрудников в развитии предприятия

Проблемы

. Текучесть кадров на уровне низшего и среднего звена - около 25% за 2010 год.

. Длительный цикл производства

. Политика стимулирования продаж и продвижения товара не отвечает целям компании и условиям рынка.[3, 145с].

Данные преимущества дают возможность предприятию своевременно принимать управленческие решения, позволяют предприятию производить уникальные товары, тем самым повышать уровень продаж, широкий ассортимент способствует большому удовлетворению потребителей населения, а также высокая квалификация персонала позволяет избежать браков на производстве, и тем самым избежать дополнительных расходов.

Выявленные проблемы могут привести к утечке информации, к росту подготовки и профилированию кадров, непрофессионализму новых работников и уменьшению покупательского спроса на продукцию предприятия.

3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем

Актуальными проблемами развития малого бизнеса в РФ являются:

А) Внешние:

высокий уровень налогообложения;

противоречия и пробелы в правовом поле, в т.ч. беззащитность интеллектуальной собственности;

административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов),

искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;

внешние факторы микро- и макроуровня, которые поддаются слабому влиянию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулирования платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания связанной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер.

Б) Внутренние:

недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих;

слабость регулярного менеджмента;

непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов);

маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику).

Для конкретной территории проблемы развития малого бизнеса требуют детализации с учетом местных условий. То есть помощи через определенные продуктовые или промтоварные магазины.

Приоритеты выбора поддерживаемых предприятий и проектов определяются выработанной стратегией развития МО, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально-экономической эффективностью направлений поддержки. Текущее состояние экономики МО является дополнительным критерием направления поддержки:

А) Удержание и расширение существующих предприятий через:

уменьшение действия факторов, мешающих расширению этих фирм,

стимулирование спроса на их продукцию.

Б) Оказание помощи новым фирмам и разработка программ развития для предпринимателей.

В) Привлечение новых предприятий.

После проведенного, во второй главе, анализа были выявлены следующие слабые стороны:

большой процент текучести кадров на уровне среднего и низшего звена;

политика стимулирования продаж и продвижения товаров не отвечает целям компании и условиям рынка.[23, 174с].

.1 Снижение текучести кадров на уровне низшего звена

Для уменьшения текучести кадров необходимо провести следующие мероприятия:

. Провести исследование заработной платы. Пересмотреть ставки там, где они ниже, и там, где они выше, т.к. переплата также как и недоплата чревата экономическими потерями. Провести аналогичные исследования по иным выплатам (больничным, отпускам, льготам и т.п.).

. Пересмотреть структуру заработной платы, предпочтительно посредством оценки сложности работы и наложенных обязательств, для выявления неадекватных ставок.

. Сравнить условия труда (часы работы, оборудование, эргономику рабочих мест, состояние систем отопления, кондиционирования, освещения) предприятия с условиями труда конкурентов рынка либо компаний, на которые оно равняется. Разработать меры по улучшению условий труда: более гибкий график работы, новая мебель, либо перестановка мебели, улучшение освещения. [11, 135с].

Провести исследование удовлетворенности собственной работой и условиями работы служащих. Тем самым получить полную информацию о том, чем конкретно, какими качествами труда неудовлетворенны сотрудники.

. Каждый управляющий, в особенности управляющий среднего звена обязан быть тщательно подобран на эту должность, обязаны быть оценены его потенциалы и способности. Они обязаны постоянно совершенствоваться в управлении методом обучения и повышения квалификации. Причем, эффективнее, если такое обучение происходит не внутренними тренерами, а внешними специалистами.

Проверить, действует ли на предприятии четкая кадровая политика, и какая, она. При необходимости пересмотреть либо усовершенствовать. Разработать системы корпоративного обучения.

. Для эффективной системы отбора и оценки нужно иметь: четкие критерии отбора и оценки кандидатов, надежные способы оценки кандидатов, обученных профессионалов по отбору и оценке. Проверить наличие этих характеристик, если что, срочно принимать адекватные меры, начиная от найма специалиста по персоналу, заканчивая разработкой и утверждением документов. [12, 7с].

Таблица 3 - Распределение работников по уровню заработной платы и уровню текучести.

Категория персонала

Число работников

Средняя зарплата

Число уволенных

Число принятых

Уровень текучести, %

1.Управленческий

10

16600

2

2

20

2. Инженерно-технический персонал

19

16300

2

1

5,3

3. Рабочие

20

13350

10

9

45

4. Вспомогательный

8

12530

3

3

37,5

Всего

69

8,032

17

14

20,3


Выявленные ошибки и конкретные меры по их решению представлены в табл. 4.

Таблица 4 - Ошибки и меры их устранения.

Выявленные ошибки

Мероприятия

Системы освещения и отопления не соответствуют нормам

Необходимо провести отопление в комнате приема пищи. Для улучшения освещения необходимо дополнительно установить лампы на гибком шланге на каждом рабочем столе.

Расположение и размеры помещений не отвечает специфике работы

Подразделения постоянно контактирующих друг с другом, необходимо разместить рядом; работников и подразделения, в равной мере обслуживающих всех остальных, - на одинаковом расстоянии от них; работников и подразделения, связанные с приемом посетителей (например, отдел кадров), - рядом с входом на первом этаже.  Необходимо увеличить размеры производственных помещений, чтобы рабочим не было тесно для выполнения работы.

Не совсем правильная планировка помещений

Столы необходимо развернуть в одном направлении, так чтобы сотрудники не смотрели в лицо друг другу или в стену, поскольку это утомляет. Положение работника лицом к окну нежелательно, а спиной - недопустимо, так как возникает ослепление или затенение. Поэтому рабочие столы нужно расположить перпендикулярно к окнам на некотором расстоянии от отопительных приборов.

Нехватка мебели

Необходимы основные столы, стулья. Рабочее место необходимо дополнительно снабдить небольшими специальными столиками для технических средств управленческой деятельности - телефонов, компьютера, факсов и т.п.

Неудовлетворенность рабочих графиком работы и оплатой труда

Необходимо повысить мотивацию труда.


Для повышения мотивации труда у рабочих основного и вспомогательного производства могут использоваться параллельно как материальное, так и моральное стимулирование.

Поэтому для снижения текучести кадров в цехе рекомендуются следующие мероприятия, представленные в табл.5.

Таблица 5 - План-график мероприятий по снижению текучести производственных рабочих.

Мероприятия

Ответственный

Сроки выполнения

1. Разработка системы материального стимулирования

Отдел труда и заработной платы

03.2012-06.2012

Отдел развития и подготовки персонала

03.2012-06.2012

3. Положение об адаптации новых сотрудников в цехе

Начальник цеха, линейные руководители

03.2012-06.2012


А. Система материального стимулирования может включать:

1. Повышение уровня постоянной части заработной платы обеспечит уверенность в завтрашнем дне, стабильность работы.

2.      Повышение уровня дополнительных премиальных выплат:

§ Введение системы выплат месячных или ежеквартальных премий, определяемый в процентах от стоимости реализованной продукции - для сотрудников, способных влиять на объем продаж;

§  Выплата ежеквартальных премий за отсутствие сбоев в работе и т.д.;

§  Единовременные выплаты за участие в развитии организации (предложения по внедрению новых систем учета, планирования и т.п.).

§  Выплата бонусов - годовых вознаграждений по результатам работы, с учетом изменения объема продаж.

3. Для повышения качества труда могут быть использованы системы штрафов и отмены премиальных выплат - в целях обеспечения экономической безопасности, возмещения причиненного ущерба предприятию в результате хищений, прогулов.

Б. В качестве системы моральных «стимулов» могут быть применены:

§ Стимулирование свободным временем. То есть по итогам работы каждого работника за определенный период могут быть предоставлены по желанию отгулы, дополнительные выходные.

§  Трудовое стимулирование - предоставление возможности продвижения по службе, повышать роль сотрудников в участии управлением предприятием.

§  Предоставление возможности хорошо проявившим себя в результатах работы сотрудникам возможность дополнительного обучения, повышения квалификации, выплата стипендий «Отличникам».

§  Предоставление качественного медицинского обслуживания, путевок в дома отдыха, как сотрудникам, так и членам их семей, налаживание работы в культурной сфере (проведение вечеров, концертов).

§  Воспитание в сотрудниках духа гордости своим предприятием, стремления трудиться на его благо - путем разработки и внедрения специальных программ.

В. Положение об адаптации новых сотрудников.

Адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд.

Новым работникам нужны знания о месте - функциональных обязанностях и требованиях к выполняемой работе, коллективе - то есть людях, окружающих работника, с которыми он будет вступать в контакт в повседневных делах, политике - то есть задачах компании и ожиданиях ее работников, и продукте - то есть товаре или комплексе услуг, с которыми компания выходит на рынок.

Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:

-    выделение соответствующего подразделения в структуре системы управления персоналом. В настоящее время функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала;

-        распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по производственным подразделениям предприятия при сокращении, координации их деятельности со стороны службы управления персоналом.

         развитие наставничества, которое в последние годы на наших предприятиях незаслуженно забыто.

Таким образом, рекомендованные в мероприятия по улучшению кадровой политики, позволят повысить удовлетворенность сотрудников работой, снизить текучесть кадров.

Для определения величины экономического эффекта от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров на основе системы материального стимулирования рассмотрим следующие положения.

. За счет создания дополнительного фонда материального стимулирования только основного персонала цеха (рабочих) уровень текучести предполагается снизить до среднего по предприятию (12,0%), так как существует обратная зависимость между уровнем оплаты труда и текучестью кадров.

За счет внедрения мероприятий по материальному стимулированию и программы по адаптации происходит снижение следующих потерь:

) Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников:

По = Зоии,

Зо - затраты на обучение и переобучение;

Ди - доля излишнего оборота, текучести;

Ки - коэффициент изменения численности работников в отчетном периоде.

) Затраты по проведению набора персонала в результате текучести:

Зорг = (Зн * Дт) Чизм,

где Зн - затраты на набор;

Чизм. - изменение численности работников;

Дт. - доля текучести.

До внедрения мероприятий по материальному стимулированию годовой ФОТ рабочих составлял:

(13350 + 12530)*1,15*12*28 = 25880*1,15*12*28 = 10000032 тыс. руб.

Создание дополнительного фонда материального стимулирования для рабочих в среднем в 5 % от ФОТ приведет к увеличению годовых затрат на ФОТ на сумму:

(25880 + 5,0%)*12 *1,15*28 = 10500033,6 тыс. руб.

,6 - 10000032 = 500001,6 тыс. руб.

С учетом снижения текучести рабочих до среднего по предприятию, число уволившихся рабочих должно снизиться до 10 чел. Тогда потери от увольнения рабочих уменьшатся на сумму:

*12* (28-10) *0,2 = 496896 тыс. руб.

Затраты на обучение вновь принятого персонала составляют в среднем от 14,0 до 18,0 тыс. руб. на одного работника цеха.

При снижении текучести персонала хотя бы до среднего значения по «ЕСМ» в 12%, снижение затрат на обучение составит:

По = 83 * [(14000 + 18000)/2] * (0,24 - 0,12) = 159360 тыс. руб.

Средние затраты на наем одного сотрудника составляют от 18,0 до 24,0 тыс. руб. Тогда снижение затрат на набор работников цеха вследствие снижения текучести до средней в 12,0% составит:

Зорг = 22,0 * (0,24 - 0,128) *69 = 170016 тыс. руб.

ΣЭ = 496896 +159360 + 170016 = 826272 тыс. руб.

Годовой эффект от мероприятий по снижению текучести кадров цеха составит:

- 500001,6 = +3262700,4 тыс. руб.

3.2 Политика стимулирования продаж и продвижения товаров

Стимулирование означает «привести в движение». Именно такая задача ставилась перед стимулированием продаж во все времена: вдохнуть жизнь в товар, чтобы успешно его продать.

Совершенствование политики стимулирования продаж показано в таблице 6.

Таблица 6 - Мероприятия по совершенствованию политики стимулирования продаж.

Слабые стороны

Мероприятия

Рекламная политика

Предприятию необходимо увеличивать предложение, поэтому в современных условиях необходимо использовать каждую возможность по размещению рекламы в сети Интернет. Использование web-сайта и глобальной компьютерной сети позволит ООО «ЕСМ» в кратчайшие сроки доводить до клиентов всю необходимую информацию. Преимущества web-сервер заключаются в том, что он может работать круглосуточно, без праздников и выходных, причем реализация работы в таком режиме потребует минимальных расходов на автоматизацию и принесет немалые выгоды.

Ценовая политика

Необходимо искать новых потребителей. Для этого предприятию необходимо использовать стратегию проникновения (внедрение) на рынок, т.е. установить значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это даст возможность привлечь максимальное число покупателей и завоевать рынок.

Ассортиментная политика

- обновлять устаревшие образцы и модели; - расширение ассортимента товаров, не производимых на территории Республики Башкортостан;  - установить четкий контроль наличия необходимых материалов на предприятии путем дополнительных проверок кладовщиком; - отработать систему подачи и исполнения заявок на складах (подача заявок на склады 1 раз в неделю); - проводить 100%-ная разбраковка по всем группам материалов; - своевременно предъявлять претензии к поставщикам за поставку некачественных материалов, при необходимости ужесточать меры и применять штрафные санкции; - проверять качество продукции произведенной самой организацией.

Реклама - это двигатель торговли, это означает необходимость проведния рекламной компании.

Похожие работы на - Характеристика малого предприятия в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!