Характеристика малого бизнеса как формы предпринимательской деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    516,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика малого бизнеса как формы предпринимательской деятельности

РЕФЕРАТ

Объектом и предметом исследования является малый бизнес и его особенности в Республике Беларусь.

Цель работы - характеристика малого бизнеса как формы предпринимательской деятельности.

При выполнении работы использованы методы описания, классификции, анализа и прогнозирования.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: охарактеризована сущность малого бизнеса, исследовано состояние малого бизнеса в Республике Беларусь, проанализированы перспективы развития малого предпринимательства.

Элементами научной новизны полученных результатов являются рекомендации по совершенствованию развития малого предпринимательства.

Областью возможного практического применения является изучение курса «Макроэкономика».

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес - бизнес <#"724664.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц, единиц

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 процента [16].

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. - 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц. С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента. Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.

Динамика структуры численности субъектов малого и среднего предпринимательства представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Динамика структуры численности субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц

В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса [11].

2.3 Поддержка малого и среднего предпринимательства

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и и от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.

На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства.

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров и 15 инкубаторов.

На 1 января 2013 г. доля субъектов инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров [15].

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества (98 субъектов инфраструктуры) являются организациями частной формы собственности, 15 % - коммунальной, 6 % - республиканской.

Осуществляют деятельность свыше 10 лет - 19 субъектов инфраструктуры или 19,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет - 19 субъектов инфраструктуры (19,3%), 3-5 лет - 12 субъектов инфраструктуры (12,2 %), 1-3 лет - 38 субъектов инфраструктуры (38,7%), до 1 года - 10 субъектов инфраструктуры (10,5%).

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

В 2012 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 102645 человек (в 2011 году - 82974 человек). По актуальной для предпринимателей тематике проведены 4985 курсов, семинаров (в 2011 году - 2696), в которых приняли участие 52501 человек (47647 человек) [15].

Структура обратившихся в центры за услугами клиентов представлена на рисунке 2.3.

Наиболее актуальными для субъектов предпринимательства темами в 2012 году были организация предпринимательской деятельности в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, в том числе с учетом применение норм Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“.

Рисунок 2.2 - Структура обратившихся в центры за услугами клиентов

В Витебской области 25% клиентов центров осуществляют деятельность в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях.

В Гомельской (ЗАО ”Гомельское региональное агентство экономического развития“, ООО ”Светлогорский деловой партнер“), Минской (ОДО ”Дисконтгрупп“) и Могилевской (УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“) областях центрами совместно с райгорисполкомами проводились выездные семинары по вопросам применения льгот и преференций, предусмотренных указанным Декретом, а также оказывалось содействие субъектам предпринимательства в подготовке документов для их получения, разработаны и изданы информационные материалы о применении норм указанных декретов Президента Республики Беларусь [10].

Во взаимодействии с местными органами власти и советами предпринимателей центрами организована работа по рассмотрению проблемных вопросов предпринимателей, торгующих на рынках и торговых объектах. Так центром ОДО ”Лион“ (Гомельская область, г.Рогачев) (12 встреч).

Еще одним актуальным направлением деятельности центров является развитие производственной кооперации (субконтрактации). В рамках реализации этого направления РУП ”Центр научно-технической и деловой информации“ (г.Гомель) проведена Международная научно-практическая конференция ”Кооперационное и субконтрактационное взаимодействие как механизм развития инновационного предпринимательства“, участие в которой приняли 64 представителя государственных органов управления, общественных объединений предпринимателей, научных, образовательных и других организаций из Республики Беларусь, Российской Федерации и Великобритании. В Могилевской области РУП ”ЦНТИ“ проведена межрегиональная конференция ”Субконтрактация и импортозамещение“ (81 участник), по результатам которой было достигнуто около 15 договоренностей о сотрудничестве, а также заключены между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства (в том числе индивидуальными предпринимателями) соответствующие договоры на изготовление запасных частей к оборудованию на сумму более 400 млн.рублей, внедрение способа очистки сточных вод предприятий молочной, мясной, лесной, нефтехимической отрасли и хозяйственно-бытовых сточных вод, внедрение инновационных композитных решений для дорожного, гражданского и промышленного строительства, поставку пружин и т.д.

С целью вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность центрами областей (г.Минска) проводились семинары, ”круглые столы“, а также конкурсы бизнес-проектов.

В сотрудничестве с ООО ”Стартап технологии“ (г.Минск) Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей проведены два конкурса инвестиционных бизнес-проектов ”Гродненский ИнвестУикенд“, УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“ -областной конкурс бизнес-проектов ”Второй Могилевский Invest Weekend“. Аналогичные мероприятия проведены на базе ОДО ”Витебский бизнес-центр“.

ООО ”Чейнз Актив Групп“ (Минская область, Узденский район, д.Дещенка) в рамках изучения темы ”Знакомство с основами предпринимательства“ для школьников организованы и проведены экскурсии на производственные предприятия.

УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“ для студентов ВУЗов Могилевской области проведен ряд мероприятий (семинаров и ”круглых столов“) на темы ”Молодежное предпринимательство. Инвестиционный имидж Могилева“, ”Развитие молодежного предпринимательства в Могилевской области“, организовано участие студенческих команд области в деловой республиканской игре ”Железный предприниматель“ в онлайн-режиме, организован конкурс студенческих научно-практических работ ”Имидж Могилева как инструмент привлечения инвестиций“.

Центр ЧТИУП ”Бизнес - Агентство Могилев“ (г.Могилев) осуществляет деятельность по формированию инвестиционного имиджа Могилевской области, привлечению инвестиций посредством предоставления инвестиционных консалтинговых услуг инвесторам, желающим инвестировать в экономику региона. Интересен опыт реализации центром ООО ”Центр деловых услуг“ (г.Могилев) совместно с Могилевскими облисполкомом и горисполкомом инициативы ”Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства Могилевской области в экспортной деятельности путем создания постоянно действующей ”Школы экспортера“ при данном центре (проведены 5 семинаров с участием 80 человек).

Для реализации задач, предусмотренных законодательством, действующие в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.

Количество штатных сотрудников центров на 1 января 2013 г. составило 683 человека (на 1 января 2012 г. - 676 человек). Большинство сотрудников центров имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое образование [13].

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

Инкубаторы действуют во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске.

Всего по состоянию на 1 января 2013 г. в республике действовало 16 инкубаторов (Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской - 2, Минской - 3, г.Минске - 7).

Специалисты инкубаторов обеспечивают возможность предоставления арендаторам коллективного пользования оргтехникой, проводят обучающие семинары по вопросам предпринимательской деятельности, оказывают консалтинговые, информационные услуги, содействуют в поиске партнеров и др. Численность работников инкубаторов в 2012 году составила 125 человека (в 2011 году - 124 человека).

Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе, согласно которых приоритетное право на размещение в инкубаторе имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) внедрения новых технологий.

Общая площадь помещений инкубаторов в 2012 году составила 38522 кв.м (в 2011 году - 27266 кв.м), в том числе площади республиканской формы собственности - 11004 кв.м (12318 кв.м), коммунальной - 18496 кв.м (9566 кв.м), частной - 9022 кв.м (5382 кв.м).

Площади помещений, сдаваемых аренду в 2012 году инкубаторами субъектам малого предпринимательства составили 22931 кв.м (в 2011 году - 21037 тыс. кв.м).

Количество арендаторов в инкубаторах на 1 января 2012 г. составило 292 субъекта малого предпринимательства, на конец года - 415 субъектов малого предпринимательства.

Численность работников арендаторов на начало года составила - 2122 человека, на конец года - 2588 человек.

Таким образом, при содействии инкубаторов в течение года создано 466 новых рабочих мест (в 2011 году - 313 новых рабочих мест).

Информация о субъектах малого предпринимательства, действовавших в инкубаторах в 2012 году, представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.3 - Информация о субъектах малого предпринимательства, действовавших в инкубаторах в 2012 году

Государственная финансовая поддержка субъектам инфраструктуры оказывается в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства”, в рамках реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2012 году субъектам инфраструктуры была оказана государственная финансовая поддержка на сумму 5473,5 млн. рублей (в 2011 году - 2133,2 млн.рублей) [15].

Следует отметить, что финансовая поддержка, предоставленная субъектам инфраструктуры, возвращается в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства - арендаторов инкубаторов.

В 2012 году центрами уплачено налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в бюджет на сумму 10,311 млрд. рублей (в 2011 году 4,7 млрд. рублей), инкубаторами - 4,8 млрд. рублей (1,98 млрд. рублей), субъектами малого предпринимательства (арендаторами инкубаторов) - 40 млрд. рублей (27,8 млрд. рублей).

малый предпринимательство экономический зарубежный

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

Во многих зарубежных странах малое предпринимательство играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. Количество малых предприятий во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии - 2,3 млн., в Великобритании - 3,0 млн., в Италии - 5,0 млн., в Японии - 5,7 млн. (99% от общего числа предприятий), в США - 20 млн. В Китае около 3 млн. малых предприятий и более 30 млн. индивидуальных предпринимателей.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что наиболее эффективную государственную поддержку малого предпринимательства можно осуществлять через специализированный правительственный орган, который наделяется широкими полномочиями и имеет значительное влияние и большие ресурсные возможности. Наиболее эффективное решение было найдено в США в форме Администрации малого бизнеса при Президенте США (Small Business Administration - SBA), созданной еще в 1953 г.. Опыт SBA широко используется в европейских странах, Японии и ряде других государств при совершенствовании систем поддержки малого бизнеса.

Одной из основных задач системы поддержки малого предпринимательства (ПМП) в развитых странах является представление и защита интересов и потребностей малого бизнеса на различных уровнях. Активное лоббирование интересов малых предприятий в законодательных и исполнительных органах власти проводится в рамках определенных законодательных процедур и создает благоприятный климат для развития малого предпринимательства. Особенностью этого процесса является ведущая роль основных государственных органов ПМП и их активное взаимодействие с профессиональными, общественными и другими объединениями предпринимателей.

К сожалению, отечественный малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах государственной власти. А органы государственной власти практически не содействуют эффективному функционированию действующих организаций ПМП. Представляется особенно актуальным создание государственных структур, ориентированных не только на развитие малого предпринимательства в целом, но и на вопросы поддержки и развития общественных

В развитых странах правительственные органы ПМП тесно взаимодействуют с общественными организациями инфраструктуры ПМП с целью повышения эффективности реализации правительственных программ ПМП.

Развитие различных общественных организаций ПМП является еще одним важным направлением. По данным исследования, проведенного по инициативе ЮНИДО отмечено, что наиболее активно защищают интересы малого бизнеса торгово-промышленные и ремесленнические палаты, объединения и ассоциации предпринимателей, которые оказывают сильное влияние на законотворческие, правоприменительные и экономические процессы в стране.

Эти организации не только пропагандируют предпринимательские идеи и лоббируют интересы малого бизнеса на различных уровнях власти, но и уделяют особое внимание решению многих проблем развития предпринимательства, оказывают предприятиям информационную и консультационную поддержку.

Особенно интересным в области построения инфраструктуры ПМП является изучение опыта Японии по созданию общенациональной системы поддержки предпринимательства.

Все структуры ПМП Японии при координирующем взаимодействии независимой Организации поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии (Organization for SME and Regional Innovation of Japan) образуют государственную инфраструктуру поддержки предпринимательства.

При координации работы национальной системы ПМП активно используются возможности информационной системы J-Net21. Помимо этого, с помощью данной системы осуществляется мониторинг состояния развития малого предпринимательства, проводятся комплексные исследования, анализ и оценка эффективности мер государственного регулирования и т.п.

Таким образом происходит постоянное совершенствование системы обратной связи государства с предпринимательским сообществом. По мнению авторов, практический опыт Японии по разработке и внедрению комплексных информационных систем для повышения эффективности мер ПМП с успехом может быть использован и в нашей стране.

Еще одним положительным примером использования возможностей национальных комплексных информационных систем является государственная некоммерческая информационная служба China SME Online (CSMEO). Она была открыта в Китае в 2001 году по решению правительства.

Информационная сеть CSMEO поддерживается Национальной комиссией по развитию и реформированию (The National Development and Reform Commission) и обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Сайт этой службы представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

Информационная сеть CSMEO предоставляет оперативную информацию об изменении действующих и введении в действие новых нормативных документов, о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков. Сеть публикует общую информацию о состоянии рынка малого предпринимательства, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую предприятиями.сообщает о потребностях в трудовых ресурсах для малых предприятий в различных регионах и городах страны. Сеть дает информацию о специалистах, ищущих работу, осуществляет онлайн-консультации предпринимателей, оказывает широкий спектр образовательных и технических услуг и т.п.

.2 Перспективы малого бизнеса в Республике Беларусь

Можно выделись основные причины, тормозящие развитие частного бизнеса в нашей стране.

) Высокие налоги. С 1 января 2012 года наша страна вошла в единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном. При этом у нас гораздо выше отчисления в Фонд социальной защиты населения (34% против 26% в России и 11% в Казахстане), выше налог на добавочную стоимость, на прибыль и еще несколько. В таких условиях, если власти законодательно не уравняют цифры налогов с российскими и казахскими, предпринимателю невыгодно будет заниматься бизнесом в Беларуси.

) Семейный бизнес. Согласно законодательству, индивидуальные предприниматели могут нанимать на работу лишь родственников. Естественно, такие кадровые ограничения очень мешают. Причем, в России и Казахстане они отсутствуют.

) Слабая поддержка государства. Опять же по сравнению с Россией и Казахстаном финансовая помощь государства в развитии малого бизнеса очень низкая. До недавнего времени в бюджеты как общереспубликанский, так и местные, не была заложена статья расходов на поддержку предпринимательства. Лишь 4 октября 2011 года М. Мясникович заявил, что теперь такая финансовая помощь оказываться будет. Правда, эти деньги достанутся далеко не всем, а лишь тем предприятиям, которые докажут свою «полезность». При этом форма собственности значения не имеет.

) Неравные условия для государственного и частного бизнеса. То есть, в Конституции РБ записано одно, на деле же госсектор всегда имеет преимущество. Сейчас, к примеру, предприятия не отдают на реализацию частным предпринимателям мясные и молочные продукты, предпочитая работать с государственными торговыми организациями.

) Отсутствие свой собственности у предпринимателей. Абсолютное большинство предпринимателей малого и среднего бизнеса - арендаторы. Не имея своей собственности, такой бизнес не имеет также шансов на инвестиции. В правительстве обещают, что ситуация будет меняться, но как и когда - еще неизвестно.

) Госзаказы достаются только госсектору. В России обязательно минимум 10% госзаказов достается частному сектору, в нашей стране пока квота не установлена, а следовательно и большие деньги, выплачиваемые за госзаказы, проходят мимо малого бизнеса.

) Государство забирает валюту. Как известно, 30% валютной выручки предпринимателей выкупает государство по курсу Нацбанка. Для многих эта цифра критична. Открывать валютные счета за рубежом предпринимателям сегодня запрещено.

) Высокие штрафы. Многие эксперты отмечают, что, несмотря на многочисленные попытки навести порядок в контроле за малым бизнесом, там по-прежнему много неясностей, а штрафы по суммам могут быть настолько высокими, что приводят к разорению [19, c. 71].

Во всем мире усилия по развитию малого частного предпринимательства отражаются в комплексе мер, направленных на упрощение административных процедур, развитие технологий, поддержку внешнеэкономической деятельности. Не остаются без внимания налоговая политика, организация подготовки кадров, совершенствование законодательства и прочие меры по созданию благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства.

Как и везде, развитие малого бизнеса в Республике Беларусь <http://delo.by/news/%7Eshownews/malyj-biznes> является одним из направлений деятельности государственного аппарата управления. На сегодняшний день эту поддержку регламентирует Постановление Совмина Республики Беларусь №1242 от 29.12.2012, которое утверждает Государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства в стране на 2013-2015 годы.

Целями Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 30 процентов и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса;

содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое);

содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;

модернизация инфраструктурных и социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства [5].

Кроме того, в Программе предусматривается решение следующих задач:

развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства;

стимулирование деловой активности отдельных групп населения, участия субъектов предпринимательства в реализации важнейших направлений социально-экономического развития республики;

организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения;

совершенствование работы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

международное сотрудничество и развитие внешнеторговой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы согласно приложению 2 будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах [5].

В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предприятие <http://prprenimatel.ru/keywords/organizaciya_predpriyatiya> - предприятие <http://prprenimatel.ru/keywords/organizaciya_predpriyatiya> с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли <http://prprenimatel.ru/keywords/pribylj>.

Сформулируем основные принципы идеологии малого бизнеса:

1.  Малый бизнес является неотъемлемой чертой жизни современного общества.

2.      Не малый бизнес, а государство нуждается в поддержке предпринимателей.

.        Малый бизнес - не малый, а равноправный партнер в бизнесе.

.        Если между властью и населением нет малого бизнеса, то это может привести к социальным конфликтам.

.        Большой бизнес получает прибыль от роста масштабов производства, малый бизнес получает прибыль за счет роста эффективности.

.        Малый бизнес - не панацея от безработицы, а гарантия социально политической стабильности в обществе.

.        В условиях глобализации малый бизнес более эффективно использует глобальные технологии.

Необходимо выделить наиболее распространенные и положительно себя зарекомендовавшие механизмы стимулирования развития малого предпринимательства:

. Специальные режимы налогообложения для малых предприятий.

. Имущественная поддержка малых предприятий.

. Консультирование и обучение предпринимателей.

. Информационная поддержка малого предпринимательства.

. Финансовая поддержка малых предприятий.

Становление малого бизнеса в рамках современной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:

первый этап (конец 80-х - середина 90-х годов) - быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нормативно-правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпринимательства;

второй этап (после 1996 года и по настоящее время) - переход к более жесткому государственному регулированию экономических процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее экономическое развитие страны.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Проведенный анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства показывает наличие в развитых странах комплексной государственной политики ПМП и необходимость системной поддержки ПМП по многим направлениям. Основными направлениями ПМП, которые активно применяются за рубежом и до настоящего времени не нашли должного применения в нашей стране, являются следующие.

. Создание специализированного государственного органа ПМП в целях повышения эффективности реализации государственных программ.

. Обязательное включение в состав функций этого органа видов деятельности, направленных на создание и развитие организаций ПМП.

. Создание и развитие законодательной базы и экономических условий для совершенствования национальной инфраструктуры ПМП.

. Усиление координационного взаимодействия всех элементов многофункциональной инфраструктуры ПМП.

. Создание национальной системы информационного обслуживания предпринимательства с целью мониторинга и анализа эффективности мер государственного регулирования ПМП.

. Обеспечение представления интересов и потребностей малого предпринимательства на всех уровнях государственной власти.

. Пропаганда среди населения важности и необходимости развития малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем страны, усиление ответственности представителей власти за неэффективные решения проблем развития малого предпринимательства.

Как и везде, развитие малого бизнеса в Республике Беларусь <http://delo.by/news/%7Eshownews/malyj-biznes> является одним из направлений деятельности государственного аппарата управления. На сегодняшний день эту поддержку регламентирует Постановление Совмина Республики Беларусь №1242 от 29.12.2012, которое утверждает Государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства в стране на 2013-2015 годы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика Серия: Университетская серия. -М.: Маркет ДС. 2009. 416 с.

2. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса / М.И. Балашевич. - Минск: БГЭУ, 2005. - 231 с.

4. Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности /
В. Галкин. - М. : Феникс, 2004. - 288 с.

5.      Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы

.        Гриб В. История развития предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси. 1998. №9. С.48 - 51.

.        Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»

8. Макроэкономика /Под ред. Новиковой И.В., Ясинского Ю.М. -М.: Терра Системс. 2010. 384 с.

9. Малый и средний бизнес в Беларуси // Исследовательский центр ИПМ. Исследования.Прогнозы. Мониторинг [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.research.by

10.    Мартышевская, Е.А. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь / Е.А. Мартышевская // Актуальные проблемы науки XXI века : сб. ст. уч. науч.-практ. семинара молодых ученых, Минск, 17 февраля 2011 г. - Минск : Изд-во МИУ, 2011. - С. 78-82.

11.    Морозов В.А. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2002. - № 8 (32). - c. 81-88. - <http://www.creativeconomy.ru/articles/8389/>

12.  О развитии малого и среднего предпринимательства [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb/on-the-development-of-small-business-in-01-02-2010. - Дата доступа: 20.03.2014

13.    Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www.economy.gov.by/nfiles/001146_99629_Proekt_Program.doc. - Дата доступа: 30.04.2013

14.    Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: <http://www.economy.gov.by/>. - Дата доступа: 25.03.2014

.        Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/. - Дата доступа: 24.03.2014

16.  Пелих А.С. Основы предпринимательства / А.С. Пелих. - М. : Феникс, 2004. - 512 с.

17.    Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы: спр.-аналит. материал / Г.П. Бадей, Т.П. Быкова, Н.К. Наумович, Свен-Олаф Невиак, Ж.К. Тарасевич, С.П. Шерснева. - Минск, 2012. - 180 с.

.        Смолбоун Д., Вельтер Ф., Слонимский А.А.Барьеры на пути развития малого предпринимательства в Беларуси // Бел.экон.журнал. 2012. №1. С.71-79.

19.   Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. Серия: Университеты России. -М.: Высшее образование, Юрайт-Издат. 2009. 656 с.

20.    Сухарев О.С., Кожемяко Н.П. Основы макро- и микроэкономики. -М.: Высшая школа. 2009. 392 с.

21. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. №3. - С. 79-86.

22.  Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. - 2010. - № 8. - С. 19-30.

23.  Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Бел.эконом.журнал. 2000. №1. С.80 - 88.

24.    Экономическая теория. Основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений./Под ред. Т.В.Игнатовой. Серия: Зачет и экзамен <http://www.ozon.ru/context/detail/id/1199323/>.- Рн\Д.: Феникс. 2010. 416 с.

Похожие работы на - Характеристика малого бизнеса как формы предпринимательской деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!