Управление запасами предприятия (на примере аптеки)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    456,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление запасами предприятия (на примере аптеки)

Курсовая работа

«Управление запасами предприятия (на примере аптеки)»

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор существующих методов управления запасами

. Сущность и виды материальных запасов

. Цели создания запасов. Необходимость в существовании запасов. Риски создания и поддержания запасов

. Модели управления запасами

. Прогнозирование потребности в управлении запасами

Глава 2. Особенности управления запасами в торговых компаниях на примере ассортимента аптеки

. Особенности фармацевтического рынка и в частности аптек

. Стратегии формирования товарных запасов аптеки

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

В процессе организации коммерческой деятельности перед предприятием стоит ряд вопросов, и в том числе вопрос грамотного управления запасами. Основной задачей управления запасами является инвестирование в них средств таким образом, чтобы достигать стратегических целей бизнеса. Запасы создаются и в промышленности, и в розничной торговле, и в оптовой торговле и в любых других отраслях, на предприятиях любой формы собственности. Без запасов не может обойтись ни одно предприятие, однако их создание сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. В частности происходит «омертвление» части финансовых средств, появляются расходы на содержание складов, постоянный риск порчи, не реализации просроченного товара и т.п. В то же время отсутствие необходимого объема запасов может повлечь за собой потери от простоя производства, упущенную прибыль из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса, потерю потенциальных покупателей и др.

В нашей работе мы рассмотрим методы управления товарными запасами на примере аптеки. Аптечный бизнес <#"724576.files/image001.jpg">

Рис. 1 Классификация запасов по времени

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Гарантийный (страховой, резервный) запас предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; задержки материалов или товаров в пути; непредвиденное возрастание спроса). При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент времени учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Горшкова выделяет следующую классификацию товарных запасов, с точки зрения расчета норматива методом технико-экономических расчетов:

Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:

) рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале;

) запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления товаров.

Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.п.).

Представительный ассортиментный набор - это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все многообразие ассортимента товаров данной товарной группы. Запас в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое каждой партией поставки. Чем выше частота завоза (т.е. меньше интервал между поставками) и комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения.

Рис. 2. Схема «норматив товарного запаса».

Понятие запаса пронизывает все стадии процесса производства и реализации продукции. На схеме представлена классификация запасов по следующим признакам:

·              назначение запасов по отношению к процессу производства (производственные и товарные запасы)

·              назначение запасов по отношению к "сглаживанию" колебаний спроса (запасы текущие, страховые, сезонные запасы);

·              степень готовности "запасаемых" материальных ценностей (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция производственного и потребительского назначения);

·              по отношению к текущему периоду времени (переходящие запасы, запасы в пути);

·              по отношению к возможности использования в производстве / возможности реализации (запасы подготовительные, неликвидные запасы).

В работе Пересветова встречаем систематизированную классификацию запасов:

Рис.3. Классификация запасов.

По месту нахождения запасы делятся на:

• Производственные;

• Товарные.

Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

• сырье и материалы, продовольствие;

• производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;

• готовую продукцию;

• вспомогательные материалы и т.п.

По исполняемым функциям запасы подразделяются на:

Текущие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями-изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

• Подготовительные. Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

Гарантийные (страховые и резервные). Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Сезонные. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

Рекламные. Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

Спекулятивные. Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

По времени запасы подразделяются на:

• Максимальный желательный уровень

• Пороговый уровень

• Текущий уровень

• Гарантийный уровень

Запасы в том или ином виде существуют на всем пути движения товаров <#"724576.files/image004.gif">

Рис. 4. Классификация запасов

. Цели создания запасов. Необходимость в существовании запасов. Риски создания и поддержания запасов

запас управление аптека торговый

В большинстве работ по экономике и управлению логистическими запасами (Стерлиговой А.Н., Дюженковой Н.В., Денисовой А.Л., Пересветова Ю.В.) в качестве основных причин создания запаса на предприятии являются следующие ситуации.

В сфере снабжения:

Необходимость бесперебойного снабжения производства.

Попытка страхования сбоев поставок.

Возможность экономии на транспортировке.

Возможность экономии на получении оптовых скидок при завышении закупаемой партии.

В сфере производства:

Необходимость повышения эффективности производства.

Попытка страхования сбоев производственного графика.

В сфере сбыта:

Необходимость бесперебойного обслуживания потребителей в условиях сезонного колебания спроса, неожиданного роста объёмов продаж.

Возможность экономии на транспортировке.

Потребность в размещении запасов у центров потребления для сокращения времени выполнения заказов.

К отрицательным последствиям наличия запаса в организации относят следующие:

Увеличение текущих затрат, связанных с запасами - очевидное явление как для финансовых, так и планово-экономических и логистических служб предприятий. Запасы в процесс создания и поддержания их уровня создают следующие виды (или статьи) затрат:

затраты на управление запасами:

• на формирование заказа,

• на подачу заказ,

затраты на хранение запаса:

• содержание складского помещения,

• оплата труда сотрудников склада и управленческого персонала,

• оплата технических средств склада,

• затраты на поддержание запаса в нормальном состоянии,

• потери:

стоимость транспортировки запасов при размещении, грузопереработке и доставке до места потребления,

издержки создания спекулятивного запаса,

издержки развития инфраструктуры,

цена закупки, стоимость доставки,

и пр.

Снижение реакции организации на требования потребителей. Это последствие не столь очевидно в повседневной работе, как предыдущее, но с точки зрения стратегического развития организации должно быть поставлено на первое место.

Усложнение процесса управления запасами.

Снижение прибыли на инвестированный капитал - очевидное последствие, связанное с потерями финансовых средств, замороженных в запасах.

Увеличение занимаемых площадей

Перепроизводство - не обязательное, но возможное последствие наличия запаса.

Увеличение стоимости продукции - итоговый результат всех ранее перечисленных отрицательных последствий. Оно влечёт за собой потерю ценовой конкурентоспособности и ослабление положения организации на рынке.

В работах Бродецкого Г.Л. обозначены особенности анализа моделей управления запасами (УЗ), которые с его точки зрения обусловливаются следующими факторами:

·   характером спроса (процесс реализации запаса в общем случае представляет собой случайный процесс);

·   спецификой требований учета длительностей промежутков времени для процедур пополнения запасов (которые также являются, вообще говоря, случайными величинами);

·   выбором возможного подхода к принятию решений о пополнении запасов, в рамках которого будут предопределяться:

1)   объемы приращения запасов,

2)   моменты подачи заказов на такое пополнение (включая и моменты поступления заказов);

·        выбором критерия оптимизации работы системы УЗ (минимизация суммарных годовых затрат или издержек; максимизация показателя экономической рентабельности системы; максимизация суммарного чистого приведенного дохода; максимизация интенсивности потока доходов и т.д.);

·        желаниями или требованиями учета временной стоимости денег в рамках таких моделей (учет временной структуры действующих на рынке процентных ставок);

·        спецификой дополнительных атрибутов, которые требуется учитывать в рамках соответствующей структуризации системы управления запасами.

Риски создания запасов.

Наиболее полно перечень рисков при создании запасов перечислен в работах Стерлиговой А.Н., Дюженковой Н.В., Денисовой А.Л., Пересветова Ю.В.:

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на следующие группы:

− отвлечение части финансовых средств из оборота, их "омертвление". Чрезмерные запасы прекращают движение капитала, нарушают финансовую стабильность, заставляя руководство предприятия в срочном порядке изыскивать необходимые для операционной деятельности денежные средства (как правило, дорогостоящие);

− расходы, возникающие в связи с хранением и владением запасами (аренда и содержание складских помещений, оплата труда специального персонала, расходы по перемещению запасов, страхование имущества и др.);

− расходы, связанные с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования товарно-материальных ценностей и др.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к дополнительным расходам.

. Поддержание непрерывности производственного (торгового) процесса. Запас должен обеспечить время транспортировки, время, которое затрачивается на входной контроль, предпродажную или предпроизводственную подготовку, комплектацию, предотвратить простой производственного (торгового) процесса в случае нарушения установленного графика поставки, изменения спроса и т.д.

. Стоимость отрицательного уровня запасов (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных дополнительных расходов (в порядке увеличения их отрицательного влияния):

− расходы в связи с несвоевременным (запоздалым) выполнением заказа, когда его нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;

− расходы в связи с потерей сбыта, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (измеряются в показателях потерянной выручки);

− расходы в связи с потерей заказчика, когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения.

. Сезонность, так как иногда только в определенный период времени можно доставить продукцию потребителю или произвести ее. В некоторых регионах (районы Крайнего Севера) доставить продукцию потребителю можно только в ограниченный период времени, а потребляется она в течение всего года. Урожай сельскохозяйственных культур собирают летом или осенью, а потребляется и перерабатывается данная продукция весь год.

. Наличие скидок при покупке крупной партии товаров, а также снижение издержек, связанных с размещением и доставкой крупного заказа: постоянных издержек административного характера, связанных с поиском поставщика, переговорами и т.п. и переменных издержек на транспортировку товара, снизить которые можно, сократив количество заказов, т.е. увеличив объем заказываемой партии.

. Инфляция и возможные спекуляции на росте цен. Предприятия, предвидя рост цен, создают запасы, с целью получения прибыли в дальнейшем из-за роста цен.

. Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. При производстве больших партий товара их себестоимость снижается даже, несмотря на возросший запас.

. Упрощение процесса управления производством. Наличие запасов на различных стадиях производственного процесса позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, и, следовательно, издержки на управление этими процессами.

. Модели управления запасами

В работе Морозова О.Б., Стерлиговой А.Н. встречаем три концепции управления запасами, сформировавшиеся исторически:

1.      Концепция максимизации запасов.

Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления. Это одна из самых первых стратегий управления запасами. В 19 веке поставки и распределение становятся более организованными. Развитие экономики постепенно привело к тому, что запасы стали приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда есть возможность их купить. Повторение ситуации необоснованного накопления запасов имело место в эпоху застоя в Советском Союзе. В период 1970-1980г.г. превалирующими были цели: защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке и т.д.

2.      Концепция оптимизации запасов.

Эта концепция широко признана и наиболее часто применяема и на сегодняшний день. Концепция получила развитие в конце 19 века, когда с развитием экономики возникли большие объемы многономенклатурных запасов. В это время начал развиваться научный подход к оптимизации запасов: расчет оптимального уровня запасов при минимальных затратах на его содержание. Сложность состояла в том, что считать оптимальным. Так, порой не принимались во внимания различия между минимизацией затрат и минимизацией уровня запасов. В 1931 году вышла первая специализированная книга. Этот момент считают началом развития концепции оптимизации запасов.

3.      Концепция минимизации запасов

Эта концепция появилась относительно недавно. Многие крупные зарубежные производства (например, Тойота) пришли к выводу, что запасы - проявление расточительства. И корень проблемы нужно искать глубже. Запасы - это ширма, за которой скрываются недостатки производственной деятельности:

·        Низкое качество

·        Неспособность производить продукцию мелкими партиями

·        Неумение правильно планировать

·        Неумение правильно приобретать нужный товар

·        Сбои в производстве

В связи с этим подходом стали появляться логистические технологии/системы, позволяющие значительно снизить уровень запасов.

Ценность концепции максимизации, оптимизации или минимизации запасов для современного предприятия.

Можно ли однозначно оценить ценность концепции максимизации, оптимизации или минимизации запасов для современного предприятия? Очевидно, ответ отрицателен. Выбор уровня запаса - максимальный, оптимальный или минимальный - определяется:

условиями работы фирмы,

особенностями ее организационной культуры,

готовностью руководства (прежде всего высшего уровня управления) к изменениям, которые потребуют введения той или иной концепции управления запасами,

отношениями организации с поставщиками и потребителями,

состоянием логистической инфраструктуры регионов, с которыми связана фирма, и т.п.

В работе Пересветова Ю.В. раскрываются современные логистические концепции и подходы к управлению запасами:

Необходимо отметить, что передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, системы и технологии; среди которых можно выделить следующие:in-time (точно в срок);/Resource planning (планирование потребностей/ ресурсов);Customer Response (эффективная реакция на запросы потребителей);based Logistics (логистика в масштабе реального времени);added Logistics (логистика добавленной стоимости);Supply Chain Management (интегрированное управление цепями поставок).

Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций является концепция Requirements/Resource planning (RP), которая включает две фазы развития:Requirements Planning (MRP-I) - планирование потребностей в материалах;Resource Planning (MRP-II) - планирование ресурсов предприятия.

Логистические системы, разработанные на основе концепции RP, решают следующие задачи: прогнозирование и управление спросом, расчет производственного расписания, расчет плана загрузки мощностей, управление запасами, контроль закупок материальных ресурсов и др.

Не менее популярна концепция Just-in-time (JIT), разработанная японской корпорацией «Тойота». Логистические системы, разработанные на основе концепции JIT, организуют непрерывный производственный поток, способный к быстрой перестройке и практически не требующий страховых запасов материальных ресурсов. Сущность концепции заключается в том, что все производственные подразделения, обеспечивающие технологический процесс, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа следующего звена технологической цепи. Главными условиями успешного функционирования такой логистической системы являются:

надежность поставщиков материальных ресурсов;

тесное сотрудничество поставщиков и потребителей, наличие между ними стабильных долгосрочных отношений;

высокий уровень качества поставляемых материальных ресурсов;

высококвалифицированный и дисциплинированный кадровый состав предприятий;

стабильность рынка.

Бирский В.В. выделяет:

1.      Детерминированные модели управления запасами на предприятии

Модель оптимального или экономичного распределения заказа (EOQ - Economic Order Quantity): суммарные затраты = З. на приобретение + З. на оформление + З. на хранение + потери от дефицита запаса. Данная формула может иметь различные варианты. Причем, каждый вид продукции не зависит от остальных и хранится на складе отдельно.

.        Многопродуктовые модели управления запасами.

На промышленных предприятиях и предприятиях оптовой и розничной торговли условия отдельного хранения\я могут быть нарушены. Бирский рассматривает многопродуктовую модель, учитывающую ограничения на максимальный размер оборотного капитала. Приводится поэтапная схема расчетов: 1. Рассчитываются оптимальные партии поставок по каждому i-му виду продукции. 2. Сравниваются затраты, связанные с хранением сырья, материалов и выделенным для этого оборотным капиталом.

Бирский В.В. также выделяет отдельно Модель многономенклатурных поставок с ограниченными ресурсами.

При расчете многономенклатурных поставок особое значение приобретает учет ограничений, связанных с грузоподъемностью транспортных средств, площадью складских помещений, наличием денежных средств для приобретения всей партии товаров и т.п. Это, в свою очередь может повлиять на срок поставок, например, сделать их чаще.

Бродецкий Г.Л. в своей работе выделяет модели с точки зрения учета временной стоимости денег. Данные методы и подходы дают возможность находить оптимальные параметры стратегий управления запасами, которые существенно отличаются от результатов, получаемых с применением классических рекомендаций теории управления запасами. Благодаря предложенным Бродецким Г.Л. моделям, поток доходов для соответствующего звена цепи поставок - максимизируется.

Рис.5. Схематическое представление моделей УЗ.

.        Одно-номенклатурные модели управления запасами с учетом временной стоимости денег

Доказано, что при использовании заемных средств в моделях управления запасами с постоянным спросом, в рамках которых учитывается временная стоимость денег, на оптимальный размер заказа уже влияют и величина плеча финансового рычага, и значение средней заемной ставки процента, и величина соответствующей ставки наращения..        Простейшие оптимизационные модели одноразовой закупки.  Базовые модели стратегий управления запасами при постоянном и случайном спросе.    Модели учета скидок в системах управления запасами.        Модели планирования дефицита при управлении запасами

.        Многономенклатурные модели управления запасами при общих поставках с учетом временной стоимости денег. Традиционные модели при постоянном спросе.      Модели учета аккумулируемых в запасах денежных средств при оптимизации систем управления запасами..  Многономенклатурные модели при планировании покрываемого поставками дефицита.  Многономенклатурные модели при планировании дефицита без его покрытия при поставках..   Модели учета ограничение на размер капитала при оптимизации систем управления запасами.

Основные типы моделей управления запасами (УЗ)

Однокомпонентные (одно-номенклатурные), - это модели, в которых рассматривается только один вид товара или продукта. Альтернативой им являются соответственно многокомпонентные (многономенклатурные) модели.

Детерменированные, - это модели, в которых все атрибуты или параметры системы определяются как постоянные (без учета факторов случайности); в противном случае, модели - стохастические или вероятностные.

Дискретные (по времени), - это модели, в которых все изменения состояний системы (расход запаса, моменты его пополнения) происходят в случайные моменты времени, являющиеся целочисленными случайными величинами.

Статические (одноразовой закупки), - это модели, применительно к которым соответствующая их специфика предполагает, что возможен только одноразовый заказ на создание запаса. Альтернативой им являются соответственно динамические модели.

Периодические (по стратегии управления), - это модели, в которых заказ пополнения запаса производится в конце каждого периода времени длительности Т; если управление пополнения запасов реализуется по состоянию текущих запасов, то такое управление относят к стратегиям с критическими уровнями.

Планирования дефицита, - это модели, в которых априори планируется дефицит, что может быть обусловлено, например, экономическими или другими соображениями.

Горшкова Л.В. в своей работе отмечает, что при планировании потребности предприятия в товарных ресурсах производится нормирование и планирование товарных запасов.

Расчет нормы товарных запасов в днях - процесс нормирования товарных запасов. При этом расчет норматива товарных запасов производится, как правило, на конец планового периода.

Расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов.

Горшкова Л.В. выделяет следующие методы планирования запасов:

) экономико-статистический;

) удельных приращений;

) экономико-математический с использованием теории управления запасами;

) технико-экономических расчетов.

Наиболее простыми, информационно обеспеченными, а потому и более применимыми являются первые три метода. Они базируются на имеющейся на торговом предприятии информации о фактических товарных запасах и объеме розничного товарооборота.

Метод технико-экономических расчетов наиболее сложен из-за трудностей в сборе необходимой информации, для чего следует проводить специальное обследование предприятия. Поэтому данный метод имеет скорее теоретический характер. Он представляет интерес прежде всего потому, что дает представление об отдельных элементах норматива товарного запаса.

При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней.

Разновидностью экономико-статистического метода расчета норматива товарного запаса является метод удельных приращений.

В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.

В работе Денисовой А.Л., Дюженковой Н.В. выделены следующие методы (модели) оценки оптимальности запасов:

опытно-статистический (метод экспертных оценок),

экономико-математический (модель Уилсона),

технико-экономический (объем товарного запаса по каждой ассортиментной позиции разбивается на отдельные элементы (запас для продажи, текущий запас, гарантийный (страховой) запас и т.д.).

Также выделены системы управления запасами:

.        Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов. Данная система управления запасами подразумевает поступление материалов равными, заранее определенными партиями через различные промежутки времени. Данная система управления запасами требует непрерывного контроля за фактическим уровнем запасов (постоянный ежедневный учет уровня запасов и его краткосрочный прогноз) с тем, чтобы не был упущен момент заказа.

.        Система с фиксированным интервалом между заказами. Систему с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запасов) иногда называют системой с фиксированной периодичностью пополнения запаса до максимального уровня. При работе данной системы через равные промежутки времени R проводится проверка уровня запасов (например, посредством инвентаризации) и, если после предыдущей проверки было реализовано какое-либо количество товаров, подается заказ.

.        Логистическая система управления запасами.

Первые две рассмотренные системы управления запасами (с фиксированным размером заказов, с фиксированным интервалом времени между заказами, с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня и др.) проектируются с целью непрерывного обеспечения предприятия материальными ресурсами. Каждая из них только в определенной степени оптимально реагирует на различные возмущающие воздействия.

4. Прогнозирование потребности в управлении запасами

Денисова А.Л., Дюженкова Н.В. выделяют основные задачи анализа товарных запасов:

− учет товарных запасов в целом, а также в потоварном разрезе, в разрезе товарных групп, по различным субрынкам, фирмам и предприятиям;

− разработка оптимального размера товарных запасов и оптимума товарооборачиваемости;

− установление степени соответствия товарных запасов нормативам по сумме и в днях оборота, выявление причин выявленных отклонений;

− расчет и анализ объема, уровня и структуры товарных запасов, выявление произошедших изменений, установление их причин;

− изучение динамики товарных запасов, выявление тенденций и анализ поведения в условиях сезонности;

− выявление наиболее значимых для коммерческой деятельности предприятия номенклатурных позиций;

− оценка соответствия товарных запасов спросу населения;

− выявление причин образования сверхнормативных товарных запасов и запасов ниже нормы, разработка мероприятий по ликвидации сверхнормативных запасов и пополнения запасов до норматива;

− выявление тенденций и закономерностей процесса товарооборачиваемости;

− расчет влияния основных факторов на изменение и эффективность использования товарных запасов.

Основными источниками информации о товарных запасах являются данные бухгалтерского учета, включая первичные документы, бухгалтерские регистры и бухгалтерскую, статистическую отчетность.

. Важный источник информации о товарных запасах - данные инвентаризации, в которых уточняются учетные записи о состоянии товарных запасов, выявляются товары, не пользующиеся спросом, товары, утратившие свое качество, определяются товарные потери и виновные лица. Инвентаризация, которая основывается на сплошном подсчете всех товаров и чаще всего применяется в ревизионных целях. Преимуществом этого метода является точность полученных результатов. Инвентаризация весьма трудоемка и экономически невыгодна, так как на время ее проведения приходится полностью закрывать предприятие.

. Оперативный учет является более простым. Он отличается от инвентаризации тем, что ведется подсчет не товаров, а товарных мест (ящиков, мешков, рулонов и других видов упаковок). Полученные результаты в дальнейшем пересчитываются по имеющимся нормам с целью получения полного количества товаров, которое затем оценивается в текущих ценах.

. Балансовый метод основан на использовании следующей балансовой формулы:

Зн + П = Зк + ТО + дР;

Зк = Зн + П - ТО - дР,

где Зк, Зн - сумма товарных запасов на конец и начало анализируемого периода соответственно; П - объем поступления товарной массы; ТО - объем товарооборота; дР - сумма документированного расхода, не являющегося продажей (например, возврат товаров на склад).

. Помимо традиционного оперативного учета используются современные информационные технологии, которые позволяют учитывать состояние и движение товаров в режиме реального времени. Такие системы способны давать информацию о состоянии товарных запасов и движении товаров по каждому наименованию, отслеживать остатки и уровень обеспечения товародвижения в любой момент времени. К сожалению, такие системы используются пока не на всех торговых предприятиях. Компьютерный метод, который основан на балансовом методе и может применяться только на тех предприятиях, где ведется компьютерный учет реализации и поступления товаров.

Помимо перечисленных методов учета товарных запасов также используются различного рода статистические обследования.

Полезную информацию для анализа можно получить из материалов по уценке товаров. Уценке подвергают товары устаревших фасонов и моделей, товары, утратившие первоначальный вид, частично потерявшие свое качество, товары сезонного спроса в период окончания сезона их использования. В процессе анализа нужно выявить причины появления товаров, требующих уценки, с целью свести к минимуму операции по вынужденной уценке в будущем.

На основании поставленных задач можно выделить следующие направления анализа запасов:

− расчет и оценка показателей статистики товарных запасов и товарооборачиваемости: показатели обеспеченности товарооборота запасами, оборачиваемости запасов, времени одного оборота и т.п.;

− оценка оптимальности товарных запасов: расчет оптимума запасов и отклонений от него;

− анализ состояния и изменения запасов;

− анализ оборачиваемости запасов;

− АВС-анализ запасов.

Показатели статистики товарных запасов:

1. Объем запасов. Запасы могут измеряться в натуральном, стоимостном выражении или днях оборота. Показатель объема запасов является моментным показателем.

. Структура запасов - это показатели удельного веса объема запасов отдельных товаров, товарных групп в натуральном или стоимостном измерении, в процентах к общему итогу.

Также рассчитывается доля неходовых и залежалых товаров (низкокачественных, потерявших товарный вид, технически устаревших и вышедших из моды) в общем объеме товарных запасов.

. Средние запасы за конкретный период времени. В зависимости от объема информации средние запасы могут быть рассчитаны по формуле простой средней арифметической и среднехронологической.

. Обеспеченность работы предприятия (товарооборота) запасами (уровень запасов в днях).

. Запасоемкость. Данный показатель показывает, сколько запасов приходится на единицу товарооборота.

. Товарооборачиваемость.

. Рентабельность запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине запасов.

К выше перечисленным добавим показатели из работы Пересветова Ю.В.:

1.      Удельный расход - расход материальных ресурсов на единицу произведенной продукции или выполненной работы.

.        Удельный расход на единицу потребительского свойства - расход материальных ресурсов на единицу реализованной продукции.

Полезное использование материальных ресурсов контролируется по следующим показателям:

.        Коэффициент использования характеризует степень использования материальных ресурсов и определяется отношением полезного расхода к общему.

.        Обратной величиной к коэффициенту использования является расходный коэффициент.

.        Коэффициент возвратных отходов - отношение технологических отходов к общему расходу.

Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется следующими показателями:

.        Материалоемкость продукции - отношение стоимости материальных ресурсов, израсходованных на производство продукции, к стоимости продукции.

.        Материалоотдача - величина, обратная материалоемкости продукции.

Швец И.Б., Бондарева И.А. в своей работе отмечают особенности применения показателей системы производственного учета, отражающих фактический расход материальных ресурсов на производство продукции, что позволяет выполнить анализ плановых показателей, выявить резервы улучшения и определить фактическую эффективность использования материалов. Учет материальных ресурсов, использованных в операционной деятельности, выполняется по элементу "Материальные затраты", в которые за исключением стоимости покупных материальных ценностей (топлива и энергии, реализуемых без дополнительной обработки на предприятии), включаются следующие расходы:

Рис 6. Система показателей учета и контроля запасов на промышленном предприятии

Левкин Г.Г., Чуклеева В.Г. в работе подчеркивают важность и необходимость использования для повышения эффективности управления материальными запасами следующих методов:

метод математической статистики

метод экономического анализа (сбор и группировка данных)

АВС и XYZ-анализы

Стерлигова А.Н. считает, что цикл управления запасами в силу характера объекта управления оказывает серьезное воздействие на возможности интеграции деятельности организации на операционном, функциональном, а так же наиболее эффективно на межфункциональном и межорганизационном уровнях.

Рис. 8. Цикл управления запасами

Специфика изученных статей и научных трудов различная, некоторые пишут о запасах в целом, некоторые о товарных запасах, а некоторые рассматривают производственные запасы в контексте логистики. Однако, несмотря на это, все работы несут общую идею о том, что запасами необходимо управлять, так как неправильное управление запасов приводит к увеличению расходов предприятия, дестабилизации производственного процесса, а также в целом к нарушению финансовой устойчивости предприятия. В соответствии с изученными научными публикациями, можно сделать вывод, что задачи финансового менеджера в управлении производственными запасами тесно переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга.

Глава 2. Особенности управления запасами в торговых компаниях на примере ассортимента аптеки.

Особенности фармацевтического рынка и в частности аптек

Управление запасами - важнейшая часть управления аптечным ассортиментом (АА), направленная на бездефектурное обслуживание населения товарами АА при оптимальной товарной массе, требующей минимально возможных финансовых вложений в ее формирование и обслуживание.

Иными словами, искусство управления аптечными запасами заключается, с одной стороны, в обеспечении бесперебойного удовлетворения спроса населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, биологически активных добавках и еще во многом другом, а с другой - в избежании излишней товарной массы, приводящей к затовариванию, выключению из оборота излишних средств, замедлению их оборачиваемости и увеличению издержек по обеспечению обслуживания и хранения товара. Сокращение товарных запасов (ТЗ) может позволить высвободить значительную часть оборотных средств, но при этом нарастает опасность появления дефектуры, снижения удовлетворения спроса населения, т.е. это может привести к ухудшению обслуживания покупателя, потере товарооборота, уменьшению рентабельности предприятия и его имиджа.

Таким образом, при управлении запасами необходимо найти ту золотую середину, при которой решается и задача полного удовлетворения спроса населения, и задача минимизации расходования средств, необходимых для формирования товарной массы и ее обслуживания.

Можно утверждать, что неправильное управление или, еще хуже, его отсутствие - это одна из основных причин неэффективного функционирования аптечного предприятия, это путь к банкротству.

Для оптимизации товарных запасов и сокращения потерь экономика торговли предлагает несколько методов работы с ассортиментом.

Каждый из них не является чем-то незыблимым - в зависимости от текущего спроса ассортиментные стратегии используются комплексно, и к каждой из групп товара применяются именно те способы, которые помогут добиться увеличения продаж.

1.      Метод первый: расширяем аптечный ассортимент

Стратегия расширения ассортимента предполагает ввод новых товарных групп в погоне за увеличением общего товарооборота аптеки. Нетрудно догадаться, что в финансовом плане такие мероприятия затратны, но именно этот метод оправдан на этапе открытия аптечного предприятия, а также при получении аптечным пунктом статуса аптеки.

Если руководство аптеки готово направить полученную прибыль на развитие, то расширение ассортимента - беспроигрышный шаг. Новые товары почти всегда найдут своих покупателей, особенно если это такие популярные группы, как лечебная косметика, детское питание и другие товары для детей, ортопедические изделия, диабетические продукты и т.д.

Для понимания, в каком направлении нужно двигаться для расширения ассортимента аптеки, можно воспользоваться готовыми, озвученными законодательством предложениями. В соответствие с п. 2.5. Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. №80, аптекам, кроме лекарственных средств, разрешен отпуск:

• растительного сырья в заводской упаковке;

• изделий медицинского назначения (предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в т.ч. профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и др.);

• дезинфицирующих средств;

• предметов (средств) личной гигиены (средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и др.);

• оптики (готовых очков, средств по уходу за очками и др.);

• минеральных вод (натуральных и искусственных);

• лечебного, детского и диетического питания (пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и др.);

• косметическую и парфюмерную продукцию.

К сожалению, этот метод не подходит для аптечных учреждений, занимающих ограниченную площадь.

Порой проблемой аптеки является затоваренность и избыточное списание. В таком случае стоит задуматься о сужении ассортимента и ответить на следующие вопросы: все ли товарные группы, представленные в вашем ассортименте, одинаково прибыльны, возможно, стоит задуматься о полном или частичном удалении отдельных товарных групп?

Актуальна стратегия сужения ассортимента в том случае, если денег катастрофически не хватает. Иногда ликвидировать те или иные виды товара в ассортименте приходится под воздействием внешних экономических факторов - таких, как глобальный кризис. Часто сужение ассортимента постепенно приводит к гибели (закрытию) аптеки.

Следует отметить, что есть отдельные категории товаров, которые трогать нельзя: обезболивающие средства, препараты для лечения простуды, сердечнососудистых заболеваний, антигистамины и т.д. Наиболее безболезненно перенесут покупатели отсутствие в аптеке медтехники, лекарственных средств редкого спроса (их можно привозить под заказ) и парафармацевтики.

Стоит помнить о неизбежных последствиях использования этого метода - снижении числа случайных покупок и уменьшении средней стоимости покупки.

3.      Метод третий: углубляем конкретную товарную группу

Стратегия углубления ассортиментной группы - одна из самых благодатных для применения в фармацевтическом бизнесе. Использовать ее можно по-разному: в зависимости от местоположения аптеки, в зависимости от качественного состава клиентуры, в зависимости от сезона и т.д.

Все знают, что летом стоит расширить ассортимент репеллентов и антигистаминных препаратов, а зимой добавить витаминов и противопростудных средств. Но далеко не все следят за появлением на фармацевтическом рынке новинок, особенно в провинции, где работа медицинских представителей по продвижению новых препаратов не всегда налажена.

Есть товарные группы, которые нуждаются в углублении всегда. В первую очередь это безрецептурные препараты для снятия боли, где каждый год появляются новые, более эффективные и безопасные лекарственные средства.

4.      Метод четвертый: прореживаем товар на аптечных полках

Появляются новые лекарственные средства, и старые, уступающие им в эффективности и безопасности, постепенно отмирают. Каждый товар имеет свой жизненный цикл, часто искусственно продлеваемый рекламой. В ситуации падения интереса посетителей уместно использовать стратегию прореживания ассортиментной группы - вывод из ассортимента товаров, которые перестали пользоваться спросом.

Такие товары очень легко выявить по дате поступления товара в аптеку.

Работа с ассортиментом аптеки и дефектурой - вторая по важности задача фармацевта после работы с посетителями. Используя на практике описанные выше методы, аптека работает на товарооборот и повышение продаж.

Автоматизированным аптекам проще отслеживать тенденции спроса - ведь дефектуру фармацевту выдает беспристрастный компьютер, и сотруднику-человеку остается лишь внести свои правки.

2. Стратегии формирования товарных запасов аптеки

Аптечный бизнес - один из самых сложных с точки зрения формирования оптимального товарного запаса и заказа медикаментов. Как работать, чтобы угодить всем? Чтобы план по прибыли был выполнен и перевыполнен, а довольные посетители не уходили без желанных покупок? Для этого нужно научиться заказывать товар грамотно.

Существуют две базовые стратегии формирования товарных запасов аптечного предприятия:

.        стратегия фиксированного объема заказа;

.        стратегия фиксированного интервала заказа.

Каждая из них имеет свои преимущества.

Первая характеризуется тем, что объем заказываемых медикаментов по каждой товарной группе - величина постоянная. Заказ товара осуществляется с периодичностью, зависящей от использования имеющихся товарных запасов.

При использовании второй стратегии постоянной величиной будет интервал времени между заказами товара, а объем заказа рассчитывается исходя из отклонения фактического товарного запаса от требуемого уровня на дату заказа.

Рассмотрим обе стратегии подробнее.

1.      Стратегия фиксированного объема заказа

Эта стратегия широко распространена по всему миру, поскольку является универсальной. Формирование товарного запаса с использованием стратегии фиксации объема заказа требует расчета объема единовременного заказа как постоянной величины. Объем заказа рассчитывается как оптимальная партия поставляемой продукции. При этом учитываются изменения условий поставок продукции в зависимости от изменения объема заказа, оптимизируются транспортные расходы на доставку товара. Объем заказа рассчитывается таким образом, чтобы его величины хватило для достижения требуемого уровня товарного запаса (с учетом времени, которое проходит от момента заказа продукции у поставщика до момента его прихода на склад или непосредственно в аптеку). Использование стратегии фиксации объема заказа требует надежности отношений с поставщиками продукции: расчетное время поставки продукции должно совпадать с фактическим.

Данная стратегия применяется предприятием при необходимости стандартизации партий заказываемой продукции. Например, единовременный заказ на определенную сумму может позволить получить от поставщика продукции более привлекательные условия - ограничение объема заказа снизу; или же возможности транспортировки продукции ограничены и единовременный заказ продукции не может превышать заданную величину - ограничение сверху.

Иногда эту стратегию называют еще стратегией «уровня реагирования», так как заказ товара осуществляется после достижения уровня товарного запаса определенной величины.

Как осуществить это на практике?

Необходимо:

.        определить единовременный объема заказа по каждому типу продукции с учетом ограничений по объемам поставки и с учетом изменений условий поставки товара в зависимости от размеров заказа;

.        определить требуемую величину товарного запаса для обеспечения удовлетворения спроса с учетом колебаний его величины и структуры;

.        определить уровень товарного запаса, при котором осуществляется заказ продукции (с учетом длительности интервала времени от момента заказа продукции до момента ее поставки от поставщика).

Все последующие операции просты и выполняются на протяжении функционирования аптечного предприятия с установленной периодичностью. Нужно постоянно мониторить состояние товарного запаса, чтобы не упустить момент достижения величины уровня товарного запаса, сигнализирующего о необходимости заказа продукции. Например, это выглядит так: ни в коем случае нельзя пропустить момент, когда Фезама осталось ровно 15 упаковок. Все препараты, для которых достигнуто количество Х, должны быть заказаны!

Если аптека уже автоматизирована, то применение стратегии фиксированного объема заказа сводится к тому, чтобы выявить с помощью компьютера все товарные позиции, нуждающиеся в дозаказе, и отправить заявку поставщику.

2.      Стратегия фиксированного интервала заказа

Эту популярную в России стратегию также называют стратегией «периодических оценок». Отмечают, что она менее гибкая, чем первая, и не может на должном уровне применяться к товарам сезонного спроса.

Суть стратегии такова: определяется и фиксируется периодичность проведения оценки товарного запаса предприятия и заказ новых партий продукции. К примеру, аптечный пункт получает товар по вторникам и пятницам. Или один раз в неделю - по средам. Размер единовременного заказа при этом является величиной переменной. При каждой заявке на товар поставщику аптека стремится пополнить свои запасы до требуемой величины так, чтобы товаров хватило для удовлетворения спроса в интервале между заказами. Интервал этот строго фиксирован и, составляя заявку, нужно учитывать необходимость обеспечения аптеки товарами на время поставки (интервал времени между заказом товара и его поставкой в аптеку от поставщика), а также обязательно брать в расчет необходимость поддерживать некоторый «страховой» уровень товарного запаса на предприятии.

Стратегия фиксации интервала заказа удобна и эффективно используется предприятиями для «гашения» колебаний спроса за счет создаваемых товарных запасов. Недостатком же стратегии является вероятность критического снижения уровня товарного запаса внутри интервала заказа.

Товарный запас оценивается с заданной периодичностью, и для того чтобы не исчерпать запасы продукции до момента следующей поставки, необходимо, чтобы период этот не был слишком большим.

Как осуществить это на практике?

Необходимо:

.        определить максимальную требуемую величину товарного запаса по каждому типу продукции - это тот уровень товарного запаса, к достижению которого предприятие стремится при каждом заказе товара;

.        определить оптимальный интервал заказа.

Ежедневное применение этой стратегии более трудоемко: придется постоянно сравнивать фактическую величину товарного запаса с требуемой, а если возникает необходимость в заказе, то рассчитывать число упаковок по каждой позиции с учетом множества факторов:

·              существующего на данный момент времени уровня товарного запаса предприятия

·              длительности периода времени от момента заказа до поставки товара

·              уровня товарного запаса, который должен быть достигнут в результате заказа товара

У применения стратегии фиксации интервала закупок есть ряд существенных плюсов. Аптечный ассортимент состоит из огромного количества товарных позиций, спрос на которые отличается. Не удастся поставить в заказе одинаковое количество упаковок на разные виды лекарственных средств - при применении первой стратегии придется анализировать необходимый товарный запас по каждой позиции. Различается и ритмичность продаж, и спрос по каждому наименованию продукции, и сезонность спроса нужно учесть, и воздействие рекламы по некоторым позициям - факторов очень много и вычислить экономически обоснованное количество товара по каждой позиции под силу далеко не каждому руководителю. При заказе товара с фиксированным интервалом думать практически не нужно - достаточно просто добрать у поставщика определенное количество упаковок по каждой товарной позиции.

Дополнительное преимущество фиксации интервала закупок - снижение риска затоваривания аптеки. Учитывая, что транспортировка в 99% случаев производится силами поставщика, аптечное предприятие ничего не теряет, отправив на склад несколько маленьких заявок с определенной периодичностью, чем одну большую. Иногда оптовые компании предоставляют скидки за крупные разовые заказы, но чаще объем закупок «на скидку» исчисляется совокупно - по месяцам, по кварталам или за год, что позволяет не делать лишних вложений в каждую конкретную закупку.

Есть и существенный минус: при использовании этой стратегии суммарный товарный запас аптечного предприятия должен быть достаточно крупным - намного больше по сравнению со стратегией фиксации объема единовременного заказа. Чтобы обеспечить защиту от преждевременного исчерпания товарного запаса аптеки и избежать отказов покупателям, придется вкладывать больше средств либо уменьшать интервал между заказами - тем более, что большинство крупных и надежных поставщиков готовы доставлять медикаменты ежедневно.

Однако, какую бы стратегию закупок не выбрал руководитель аптеки, самое важное - определить оптимальный размер запаса товара по каждой позиции. Для это проводится анализ ассортимента по ряду показателей.

Чтобы определить оптимальную величину единовременного заказа продукции у поставщика, предприятию необходимо найти компромисс между затратами на хранение товарного запаса (которые увеличиваются с ростом товарного запаса предприятия) и затратами на формирование заказа (которые уменьшаются с ростом товарного запаса предприятия, так как при этом уменьшается число заказов продукции за период времени).

Определить частоту подачи заявок можно только на своем личном опыте - каких-либо нормативов тут не существует. Каждая аптека индивидуальна, и универсальных решений быть не может. Большинство аптечных предприятий работают по принципу «поставки каждый день».

Заключение

Для российского фармацевтического рынка характерно то, что розничные аптечные предприятия имеют широкую свободу выбора времени и периодичности осуществления заказов продукции у поставщиков. Обычно аптека может сократить интервал заказа до одного рабочего дня, что позволяет поддерживать товарный запас на уровне, соответствующем локальному спросу, и при этом не вкладывать денежные средства в создание крупного резервного запаса, предназначенного для своевременного «гашения» колебаний этого спроса.

Современная аптека - высоко мобильная структура; она может и должна функционировать как гибкая экономическая система, оперативно реагирующая на все изменения окружающей среды (в данном случае, изменения величины и структуры спроса) без создания крупных собственных запасов.

Контроль товарного запаса и оптимизация системы заказов каждой из позиций ассортимента аптечного предприятия - трудоемкий и довольно сложный процесс, но он приносит высокие дивиденды. Расчет товарного запаса позволяет обеспечить компромисс между недостатком продукции на складе, вызывающим излишние отказы покупателю, и чрезмерным затовариванием, вызывающим «замораживание» оборотных средств. Таким образом, оценка и оптимизация величины товарного запаса повышает оборачиваемость денежных средств аптечного предприятия и позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Список литературы

1.      Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2.      Биккулов С.Н. Управление запасами на предприятиях, предоставляющих профессиональные сервисные услуги при случайном спросе. - Нефтегазовое дело, 2006, 10с. (по материалам сайта www.ogbus.ru <http://www.ogbus.ru>)

.        Бирский В.В. Модели управления запасами на предприятии - 2012, 11с. (по материалам сайта www.forecyber.narod.ru <http://www.forecyber.narod.ru>)

.        Бородин А.И. Разработка стратегий управления запасами фармацевтической фирмы. Журнал «Фармакоэкономика», 2012, №2, с. 33-36

.        Бродецкий Г.Л. Управление запасами. - Эксмо, 2008, 282с.

.        Бродецкий Г.Л. Проблемы многокритериальной оптимизации запасов с учетом рисков. - журнал «Логистика», 2010, №3, с. 12-15.

.        Горшкова Л.В. Планирование торговли. (учебное пособие), - издательство Дальневосточного университета, 2005г., 89с.

.        Денисова А.Л., Дюженкова Н.В. Организация коммерческой деятельности: управление запасами. - издательство ТГТУ, 2007, 45с.

.        Елецких Т.В. Финансы предприятия.- Минск, 2006, БГУИР, 95с.

.        Зайцева Г.В., Абдрашитова А.Р. Современные технологии управления запасами предприятия. 9с.

.        Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Дашков и К, 2012.

.        Кукукина И.Г. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2009.

.        Левкин Г.Г., Чуклеева В.Г. Постановка системы управления запасами производственного предприятия на примере ОАО «Инмарко». - Аннотация, 9с.

.        Д.В. Лысенко. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.

.        Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. Специальный курс. - СПб.: СПГУ, 2005.

.        Пересветов Ю.В. Управление материальными ресурсами. Логистические принципы. М., 2006, 170с.

.        Стерлигова А.Н. Интеграция уровней деятельности при управлении запасами организации // Логистика и управления цепями поставок. - №4 (21). - 2007. - С. 75-84.

.        Стерлигова А.Н. Роль управления запасами в организации успешного бизнеса. Статья, 24с.

.        Токарева Е.В. Управление запасами в логистических системах производственных предприятий мясоперерабатывающей отрасли. Автореферат диссертации. - М., 2010, 28с.

.        Финансовый менеджмент. Теория и практика / Под ред. С.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2008.

.        Швец И.Б., Бондарева И.А. Управление производственными запасами на предприятии. - Монография / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2003. - 182 с.

.        Шиков В.О. Управление товарными потоками. Планирование запасов. // Логинфо, 2012, № 7,8,9,10. (информация с сайта www.loginfo.ru <http://www.loginfo.ru>)

.        Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами / Джон Шрайбфедер ; Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 304 с.

.        Статья «Индивидуальная ассортиментная стратегия аптеки». Славкина А. - материалы с сайта <http://pharm-business.ru>.

.        Статья «Заказ товара в аптеке». Славкина А. - материалы с сайта <http://pharm-business.ru>.

.        Статья «Эффективность маркетинговых технологий на фармацевтическом рынке.» - Нижегородская государственная медицинская академия. К.ф.н. С.В.Петрова, д.ф.н., к.э.н. Н.Н.Соколова, к.э.н. С.В.Кононова. - //Ремедиум, 2006, N 5 (материалы с сайта http://www.alppp.ru)

.        Статья «Как избавиться от «ненужных» медикаментов». Доктор биологических наук С.Б. Пашутин. // Фармацевтические ведомости, 2004, N 7-8 (материалы с сайта http://www.alppp.ru)

.        Статья «Определите свой ассортимент», Розина Н. // Московские аптеки, 2004, N 4 (материалы с сайта <http://www.alppp.ru>)

.        Статья «Управление товарными категориями», бизнес-консультант Д.Ким // Фармацевтическое обозрение, 2006, N 5 (материалы с сайта <http://www.alppp.ru>)

.        Статья «Формирование торговой и ассортиментной политики аптеки» // Фармацевтические ведомости, 2004, N 7-8

.        Статья «Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети». П. Лисовский. // Справочник экономиста, 2012, №7

.        Статья «Управление ассортиментом аптеки». Славкина А. - материалы с сайта <http://pharm-business.ru>.

.        Статья «Автоматизация управления запасами ЛС в аптеке учреждения здравоохранения». Р.В. Насыров, Д.Ф. Нестерова, Г.Я. Ибрагимова, К.В. Рогачев. // Вестник росздравнадзора. 2011, №5, с 58-65

Похожие работы на - Управление запасами предприятия (на примере аптеки)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!