Право собственности на природные ресурсы
Задание
лес охрана природный экология
Раскрыть право собственности и иных видов прав на природные объекты и ресурсы исходя из действующего законодательства.
Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды.
Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном.
Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.
Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др.
Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:
) право частной собственности;
) право государственной собственности:
а) федеральная собственность;
б) собственность субъектов Федерации;
) право муниципальной собственности.
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.
В связи с этим встает вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами - Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.
В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). По существу, в Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы. Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» предусматривается, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ, действуют положения Конституции. Разграничение права государственной собственности отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Следовательно, применительно к регулированию отношений собственности на природные ресурсы Федеративный договор юридической силы не имеет.
Соответственно к федеральным природным ресурсам могут относиться:
-земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
-земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
-земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
-виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
-виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
-месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
-водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
-иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
К федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории (ст. 6). Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.
Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям, т.е. участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, решены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 21).
На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет:
-суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия;
-исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
-исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ. В соответствии со ст. 36 в федеральной собственности находятся:
-поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;
-подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;
-водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
-водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;
-трансграничные (пограничные) водные объекты;
-внутренние морские воды;
-территориальное море Российской Федерации;
-водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
-водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
-иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий Правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.
В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 37).
Что касается лесов, то они в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.
Чтобы иметь »природные» деньги, вовсе не обязательно владеть и распоряжаться природными богатствами. Независимо от того, является ли тот или иной природный ресурс собственностью Федерации, субъекта Федерации, важно оптимально, справедливо решить вопрос о распределении платежей в определенных долях, поступающих в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ и муниципалитетов.
Представляется, что природные ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации.
Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.
Задача 1
Решение:
Соответствующее Постановление является незаконным, так как рудник не является собственностью края, а согласно ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ только собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться, имеющимся у него имуществом.
Собственником данного рудника может быть, как физическое, так и юридическое лицо, в том числе государственное и муниципальное.
Таким образом, данное решение незаконно и, может быть отменено вышестоящим федеральным органом или решением суда.
Задача 2
Решение:
Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется за:
-выполнением экологических, санитарных и иных требований;
-соблюдением требований к трансграничному перемещению;
-за соблюдением требований пожарной безопасности;
-соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
-выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
-достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах.
Что касается органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования, наделенного полномочиями по осуществлению государственного контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления, то таковым является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Она была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649(4).
Как следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401(5), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления).
Поясните, кто из этих лиц, и к какой ответственности может быть привлечен в связи с совершением данного правонарушения?
Согласно статье 28 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, к ответственности привлекутся должностные лица заводоуправления директор Красильников и главный инженер Федотов.
Отвечая на вопрос, касаемый видов территориальных органов с которыми необходимо согласовывать деятельность производственного контроля юридического лица в области обращения с отходами.
Необходимо отметить следующее:
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года «О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды»
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления:
-Министерства природных ресурсов РФ;
-Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
-Государственного земельного комитета РФ;
-Государственного комитета РФ по рыболовству;
-Федеральной службы геодезии и картографии России;
-- Федеральной службы лесного хозяйства России;
-Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
-Федеральной пограничной службы РФ, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством РФ решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды.
Задача 3
Решение:
В описанной ситуации вырубку леса в санаторно-курортной зоне необходимо признать незаконной вследствие отсутствия должного процессуального порядка. При вырубке 27 деревьев ни владельцами торговых павильонов, ни главой городского округа не был предоставлен отчет об использовании лесов (ст. 49 Лесного Кодекса РФ).
Согласно ст. 102 Лесного Кодекса РФ, данная категория лесов относится к защитным лесам и особо защитным участкам лесов.
Руководствуясь ст. 103. «Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» Лесного Кодекса РФ:
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Причем, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В данной задаче вырубка леса в санаторно-курортной зоне была согласована только с главой городского округа, что также свидетельствует о незаконности вырубки.
Статья 8.28 КоАП РФ - Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на:
граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения продукции незаконного природопользования;
на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования;
на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
В данной задаче глава городского округа - должностное лицо, следовательно, на него может налагаться штраф в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения продукции незаконного природопользования.
Задача 4
Решение:
Согласно ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливаются категории и виды особо охраняемых природных территорий:
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Назовите органы государства, по решению которых должны быть учреждены избранные формы заповедного режима.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.
Управление лесами обеспечивает: государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, разрабатывает основные принципы и стратегию обеспечения комплексного, эффективного и неистощительного использования лесных ресурсов в крае, осуществляет их реализацию в пределах установленных полномочий, организует использование лесов, их охрану, защиту и воспроизводство на землях лесного фонда в рамках полномочий края.
Управление лесами осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и организациями, хозяйствующими субъектами.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции управления:
. Лесной кодекс Российской Федерации;
. Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 03 сентября 2007 г. № 467-р »О создании управления лесами Правительства Хабаровского края»;
. Постановление Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 г. № 185-пр »Об утверждении Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края».
Тесты
. Один из основных принципов государственной политики в сфере экологии:
а) Государственный контроль в сфере экологии;
б) Контроль за техническим развитием;
в) Обеспечение эффективности правового регулирования экологических правоотношений;
г) Организация и развитие системы экологического образования.
Ответ: в)
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р):
. устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
. приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
. справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
. предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
. отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
. природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
. открытость экологической информации;
2. Кто впервые ввел термин «экология» в науку:
а) М. Ломоносов;
б) Э. Геккель;
в) Ф. Энгельс;
г) В. Петров.
Ответ: б)
Впервые в науку понятие «экология» ввел немецкий биолог Э. Геккель (1886). Это понятие первоначально являлось чисто биологическим.
. Как переводится с греческого термин «экология»;
а) Наука об окружающей среде;
б) Наука о месте обитания (жилище);
в) Наука о взаимосвязи между организмами и средой их обитания;
г) Наука об охране окружающей среды и природных ресурсов.
Ответ: б)
В дословном переводе «экология» означает «наука о жилище» и подразумевала изучение взаимоотношений между различными организмами в природных условиях.
. Три самостоятельных понятия об экологическом праве;
а) Отрасль права, научная отрасль, учебная дисциплина;
б) Пользование, владение, распоряжение;
в) Предмет, система, принципы;
г) Охрана, защита, воспроизводство.
Ответ: а)
В научной среде представление об экологическом праве дифференцирует его на три самостоятельных понятия, а именно:Сложившееся в настоящее время в отрасль права; научная отрасль; учебная дисциплина.
. Какой из названных органов является специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы:
а) Министерство сельского хозяйства;
б) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
г) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Ответ: г)
Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области охраны окружающей природной среды, и его территориальные органы (ст. 10 и 13 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Эти органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Такими органами в настоящее время являются Министерство природных ресурсов Российской федерации (Минприроды РФ) и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Ранее эту функцию выполнял Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации (Госкомэкология РФ) и его территориальные органы.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ
. Природные ресурсы континентального шельфа находятся в ведении:
а) Исключительно субъектов Российской Федерации, к территории которых прилегает континентальный шельф;
б) Исключительно Российской Федерации;
в) Совместном Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации;
г) Совместном соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.
Ответ: б)
Природные ресурсы континентального шельфа - по определению ФЗ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 г. «минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - живые ресурсы)». Перечень видов живых организмов, являющихся П.р.к.ш., устанавливается федеральным органом по рыболовству Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении РФ; деятельность по их разведке, разработке (промыслу) и охране входит в компетенцию Правительства РФ.
. Экологическое право как отрасль права представляет собой:
а) Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения взаимодействия общества и природы;
б) Современное экологическое состояние охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;
в) Индивидуализированные явления, обеспечивающие экологическую
безопасность нынешних и будущих поколений;
г) Правовые нормы возникающие, изменяющие, прекращающие право природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Ответ: а)
Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.
Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие, как было показано выше, проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.
Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правовой (диспозитивный), основанный на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием ее предмета.
8. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений может устанавливаться:
а) Только на уровне субъектов Российской Федерации;
б) Только на федеральном уровне;
в) И федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
г) На уровне субъектов Российской Федерации по поручению органов государственной власти Российской Федерации.
Ответ: в)
В соответствии со ст. 1.3. КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
А согласно ст. 1.3.1. КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Следовательно, административная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливаться как на федеральном, так и на уровне субъектов.
9. Специально уполномоченный орган государственного контроля за использование и охраной земель:
а) Министерство экономического развития Российской Федерации;
б) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
в) Министерство природных ресурсов и экологии;
г) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Ответ: г)
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном надзоре» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
10. Недра в границах территории Российской Федерации и содержащиеся в недрах полезные ископаемые являются:
б) Федеральной государственной собственностью;
в) Собственностью соответствующего муниципального образования (муниципальная собственность);
г) Частной собственностью владельца земли.
Ответ: б)
В соответствии со статьей 1.2. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Список литературы
1.Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008) // Парламентская газета 29.01.2009г., № 4.
.Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изм. и доп. от 03.12.2012г.)//СЗ РФ от 05.12.1994г.
3.Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. от 04.03.2013)//Российская газета, № 211-212, 30.10.2001.
.Лесной кодекс Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 (с изм. и доп. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.
.Водный кодекс Российской Федерации № 74-ФЗ от 03.06.2006 (с изм. и доп. от 21.10.2013) // Собрание законодательства РФ», 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
.Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, № 17, ст. 1462.
7.Федеральный закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 (с изм. и доп. от 25.06.2012)// Собрание законодательства РФ», 20.03.1995, № 12, ст. 1024.
.Закон РФ № 2395-1» О недрах» от 21.02.1992 (с изм. и доп. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823.
.Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном надзоре» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 47 ст. 4919
.Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. М.В. Бархатова. - М.: Юрайт-Издат, 2012.
.Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2012.
.Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2002.Боголюбов С.А., Никитин В.В., Устюгова В.В. Земельное право. М.: Норма, 2011.
.Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник для вузов. М.; Право и закон, 2000,Жариков Ю.Г. Земельное право России. - М.: Былина, 2011.
.Крассов О.И. Земельное право. - М.: Юрист, 2010.