Управление затратами предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление затратами предприятия

Содержание

Введение

. Теоретические основы управление затратами на предприятия

.1 Классификация затрат

.2 Этапы разработки системы управления затратами

. Управление затратами на предприятия

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия агрофирма «Проминь»

.2 Динамика и структура затрат на предприятии агрофирма «Проминь»

.Совершенствования механизма управления затратами на предприятия

.1 Мероприятия по снижению затрат на предприятия

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

С переходом экономики Украины на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.

Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия.

Практически на каждом предприятии имеются резервы для снижения затрат до рационального уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата.

В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.

Эффективное управление затратами подразумевает:

управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;

органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;

умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;

организацию системы управления производством, ориентированной на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;

сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;

вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;

оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.

широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Цель работы - изучение техники управления затратами, которая предполагает выполнение следующих задач:

определить этапы разработки системы управления затратами;

изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;

рассмотреть типичные ошибки в управлении затратами.

Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции. Предметом исследования является процесс управления затратами.

Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

.1 Классификация затрат

На любом этапе жизни компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В отличие, например, от вопроса управления компанией, где из года в год возникают новые тенденции (сегодня - инновации, вчера - объединения и поглощения и т.д.), в учете затрат из года в год банально повторяется один вопрос: как правильно их посчитать?

В последнее время многие руководители приходят к выводу, что период получения сверхприбыли без должного контроля затрат завершился. Конкуренция усиливается, все больше предприятий применяют современные технологии и оборудование, совершенствуют качество управления. Получать прибыль, просто увеличивая цены, стало невозможно. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка: улучшение качества продукции, развитие гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставление дополнительных услуг. Именно снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции дает предприятию возможность удержать или даже усилить свои позиции на рынке.

В условиях ограниченности ресурсов, когда предприятие не может постоянно увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда компании не могут бесконечно поднимать цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.

Теоретически существуют 3 варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать затраты. При первом варианте компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. При втором - рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, т.е. оптимизировать затраты - третий вариант. Тем не менее на некоторых вещах, например, рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование сломается, денег не заработать.

Однако снижение затрат не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена сдельная система оплаты труда сотрудников, поставленная в зависимость от процента выполненного объема (ателье, спортклубы, салоны красоты и т.п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать затраты, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.

Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.

. Эффективные и неэффективные затраты. С точки зрения эффективности и влияния на результаты принимаемых решений, затраты делятся на:

эффективные - связанные с получением доходов от реализации продукции, на производство которой они были выделены;

неэффективные - связанные с потерями и отсутствием доходов. К ним относятся все виды потерь: от брака, хищений, порчи, простоев, недостачи.

Разумеется, неэффективные (непроизводительные) затраты необходимо снижать в первую очередь. Для этого нужно определить допустимый уровень технологических потерь и установить ответственность за его превышение.

Определить непроизводительные расходы позволяет нормирование использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для ресурсов, имеющих в структуре затрат предприятия значительный удельный вес, необходимо устанавливать нормы и нормативы их потребления и фиксировать все отклонения от нормативных показателей. На основе детального анализа разрабатываются управленческие решения по устранению причин отклонений. Одним из результатов может стать, в частности, уточнение норм [6, с.193].

Другое возможное направление сокращения затрат - это анализ эффективности вспомогательных работ на предприятии и привлечение сторонних компаний для выполнения отдельных функций. Так, затраты на содержание штата сотрудников, занимающихся обслуживанием (уборщицы, сантехники, электрики и т.п.), или затраты на содержание собственного гаража, парка автотранспортных средств, штата водителей и автомехаников могут оказаться значительно выше, чем оплата услуг сторонних и транспортных компаний. Вообще, привлечение на конкурсной основе сторонних предприятий (например, для оказания ремонтных и транспортных услуг, услуг рекламных агентств, аудита и консалтинга) - реальный путь снижения затрат для средних и крупных организаций. Важно, что компания может выбрать контрагентов с оптимальным для нее соотношением «качество - цена - сроки -прочие условия договора».

В отдельных случаях предприятию, наоборот, выгоднее создать вспомогательные структуры или новые подразделения для снижения затрат на оплату услуг сторонних организаций. Например, в связи со значительным ростом операций по упаковке полиграфической продукции руководитель типографии может принять решение о приобретении собственного упаковочного оборудования. Это решение будет оправданно при двух условиях: текущие расходы на содержание оборудования и собственно на упаковку должны быть ниже затрат на оплату услуг сторонних организаций, а средства, пошедшие на его приобретение, - достаточно быстро окупаться.

. Релевантные и нерелевантные затраты. Руководителю важно понимать, влияют ли принимаемые им управленческие решения на затраты. По принципу зависимости от принимаемого решения затраты делятся на:

релевантные - затраты, на которые принимаемое решение оказывает влияние;

нерелевантные - затраты, которые не зависят от принимаемого решения.

К примеру затраты прошлых периодов являются нерелевантными, поскольку никакие решения уже их не изменяют, а т.н. альтернативные издержки (потери, которые может понести предприятие в случае принятия альтернативного решения) являются релевантными и должны учитываться.

На примере уже описанной выше типографии рассмотрим такую ситуацию. Планируя расширить спектр услуг, типография купила полиграфическое оборудование и выделила помещение для организации нового вида деятельности. Однако ситуация на рынке резко ухудшилась и спрос на эти услуги существенно снизился. Руководителю предприятия нужно принять решение о запуске нового производства (для этого надо приобрести еще оборудование и нанять дополнительный персонал) или отказе от него. В данном случае затраты на станок будут нерелевантными, т.к. предприятие их уже понесло и принятое решение их не изменит. А площади, выделенные под новую деятельность, можно использовать иначе. Например, сдать в аренду. Сумма арендной платы при этом должна рассматриваться в качестве альтернативных, т.е. релевантных издержек (выгода, от которой отказывается типография в случае запуска проекта).

. Постоянные и переменные затраты. В зависимости от изменения объема производства (или продаж) затраты делятся на:

переменные, которые прямо пропорциональны объемам производства;

постоянные, которые не зависят от объема производства;

смешанные, которые содержат в себе как постоянную, так и переменную части.

Это разделение помогает оптимизировать затраты, особенно постоянные, когда определяется их структура, выявляются излишние постоянные затраты. Например, в производственной компании при проведении анализа постоянных затрат было выявлено, что значительные средства тратятся на аренду склада, который большую часть времени не используется даже на 50%. Было принято решение об аренде склада меньшей площади. В практике данная классификация не слишком популярна, что иногда приводит к отрицательным последствиям.

Например, в одной книжной сети, в состав которой входили несколько магазинов и аппарат управления, после распределения значительных по величине постоянных расходов, в которых преобладали затраты на содержание управленческого персонала, ряд магазинов оказывался убыточным. Руководство сети приняло решение о ликвидации убыточных магазинов. Однако постоянные расходы остались прежними и вся их величина после закрытия части магазинов распределилась между оставшимися магазинами. Это, в свою очередь, привело к резкому снижению прибыли и даже к убыточности нескольких магазинов.

Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа «затраты - объем - прибыль», который позволяет находить критический объем продаж, или точку безубыточности, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Точку безубыточности особенно важно знать при неполной загрузке производственных мощностей, поскольку продажи ниже этой точки влекут за собой потери для предприятия.

. Прямые и косвенные затраты. По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на:

прямые - это расходы, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции, работы, услуги. К ним относятся затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих;

косвенные - это расходы, которые не имеют прямой связи с конкретным видом продукции. К косвенным затратам относятся затраты на управление и обслуживание предприятия в целом и его подразделений (если внутри подразделений производится несколько видов продукции).

Если предприятие производит один продукт, то все затраты на его производство и реализацию будут прямыми. Важно понимать, что распределение на прямые и косвенные расходы не соответствует разделению на постоянные и переменные затраты [8, с.255].

С развитием технологий, усложнением организационных структур предприятий, совершенствованием организации управления доля прямых затрат снижается, поэтому приоритетными направлениями учета и управления затратами становятся вопросы правильного отнесения затрат на себестоимость, выбора экономически обоснованных коэффициентов распределения и расчета полной себестоимости отдельных видов продукции.

Для решения принципиальных задач - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносил компании прибыль - необходимо посчитать, во что обходится производство одной единицы продукции, т.е. посчитать ее себестоимость.

Классический расчет себестоимости единицы продукции предполагает прохождение трех шагов:

шаг - определение переменных затрат на производство единицы продукции (сырье, материалы, комплектующие, технологическая энергия, сдельная заработная плата) по нормам расхода. Переменные расходы должны охватывать и налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции.

шаг - выделение в составе общепроизводственных расходов тех затрат, которые могут быть отнесены напрямую на конкретный вид продукции (связанных с производством конкретного вида продукции). Определение затрат на единицу продукции путем деления их абсолютной величины на объем производства данного вида продукции в натуральных единицах измерения.

шаг - суммирование всех прочих расходов, произведенных за период, и отнесение их к конкретным видам продукции (разделение накладных расходов по видам продукции). Классическими представителями таких «прочих расходов» являются расходы на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений, заработная плата административно-управленческого персонала, административные расходы.

.2 Этапы разработки системы управления затратами

Этап 1. Формирование организационных единиц по управлению затратами. Разработка и внедрение системы управления затратами начинается с построения эффективной системы сбора, передачи и обработки данных. На этом этапе должны быть определены:

подразделения предприятия, связанные с осуществлением затрат, отражением их в учете, контролем;

подчиненность этих подразделений;

сфера их ответственности;

взаимосвязь с другими подразделениями;

функциональные обязанности для каждой должности;

документооборот, сопровождающий хозяйственные операции [5, с.321].

Данный этап осуществляется кадровой службой при активном сотрудничестве с производственной и финансово-экономической службами, бухгалтерией, службой снабжения и т.п.

Отдельно финансово-экономической службе поручается разработка элементов, необходимых для функционирования системы:

центров затрат - подразделений, которые осуществляют расходы;

ответственности - в т.ч. материальной;

норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и пр., норм выработки;

образцов первичных документов по списанию сырья, материалов, топлива, запасных частей, по учету рабочего времени и т.п.;

регламента предоставления информации -порядок, сроки, получатели данных.

Этап 2. Информационное обеспечение учета затрат. Это необходимо для своевременного и достоверного сбора информации о затратах. Выполнение этой функции обеспечивается финансово-экономической службой.

Этап 3. Планирование затрат. Планирование затрат, как правило, осуществляется в комплексе с планированием других показателей деятельности предприятия (натуральные показатели деятельности, доходы, инвестиции и др.) в рамках принятой на предприятии системы планирования и бюджетирования. Подразделением, ответственным за формирование плановых показателей затрат, является финансово-экономическая служба.

Этап 4. Оперативный контроль расходов. Оперативный контроль расходов - это функция сотрудников структурных подразделений, в рамках которых осуществляются расходы. Для контроля над затратами необходимо организовать:

фиксирование затрат на рабочих местах в центрах затрат;

сравнение фактических затрат с нормативными (плановыми), выявление отклонений;

своевременную передачу данных в подразделение, занимающееся сбором и обработкой информации о затратах (финансово-экономическую службу).

Этап 5. Учет затрат. Данный этап подразумевает отражение хозяйственных операций в системе управленческого учета и интеграцию этих операций в системе бухгалтерского учета. Этим занимаются финансово-экономическая служба и бухгалтерия.

Этот этап включает также разработку единой методологической базы управленческого учета, разработку системы стимулирования сотрудников и штрафов за несоблюдение технологических, санитарно-гигиенических и других требований.

Этап 6. Анализ затрат. Необходимо сопоставлять нормативные (плановые) и фактические данные, выявлять причины отклонений и проблемные участки на производстве, анализировать структуру и динамику затрат, определять их эффективность. Комплексный анализ затрат осуществляет финансово-экономическая служба. Руководителю предприятия необходимо потребовать лишь итоговый отчет, содержащий анализ существенных отклонений затрат в разрезе обобщенных статей расходов.

Например, если предприятие решает провести «аттестацию» производимой продукции, целесообразно выполнить следующие этапы.

. Начать с маржинального анализа - анализа соотношения цен реализации и переменных затрат на производство продукции. Этот этап позволяет выделить наиболее «полезные» продукты, с точки зрения получения прибыли (наибольший положительный ценовой коэффициент), и приносящие при любых обстоятельствах убыток (отрицательный ценовой коэффициент). Таким образом, продукция ранжируется с точки зрения потенциала получения прибыли. Наиболее выгодной, с точки зрения максимизации прибыли, является реализация продукции с максимальным ценовым коэффициентом [4, с.270].

Безусловно, вопрос формирования «продуктового портфеля» не ограничивается внутренним экономическим расчетом. Также должны учитываться два принципиальных фактора - производственные мощности и рыночный спрос. Например, желание увеличить объемы реализации наиболее прибыльных продуктов может столкнуться с ограничением производственных возможностей либо с ограниченным спросом. Формула идеального продуктового набора - максимальный спрос при максимальном ценовом коэффициенте и отсутствии ограничений по росту объемов производства.

. Затраты, не вошедшие в состав переменных, распределить на разные виды продукции в соответствии со степенью их «участия» при производстве этих видов продукции.

Распределенные затраты прибавляются к переменным, и получается искомая себестоимость. Сравнивая себестоимость с ценой реализации, производится оценка факта - приносит ли конкретное изделие прибыль либо убыток.

В результате появляется возможность сформировать программу действий на будущее. Если продукт на сегодня приносит убыток, но цена покрывает переменные затраты, увеличение объемов продаж позволит в дальнейшем сделать продукцию прибыльной. Если увеличение объемов продаж представляется проблематичным, возможно, придется рассматривать вопрос повышения цены. Если же цена продаж не покрывает даже переменных затрат, возникает особая ситуация: каждая продажа приносит убыток, и увеличение объемов продаж лишь усугубит отрицательный результат. Такой случай требует решительных действий: снижение затрат, повышение цен либо изгнание «паршивой овцы» из рядов производимой продукции.

Этап 7. Разработка управленческих решений. По результатам предыдущего этапа нужно поручить службам, занимающимся учетом, анализом, контролем и планированием затрат, внести рекомендации по изменению финансовой политики в части управления затратами. Рекомендации могут предполагать, например, изменение структуры затрат, пересмотр норм и нормативов, корректировку ценовой политики компании, изменение объемов или диверсификацию производства. Наиболее эффективные и экономически проработанные предложения должны служить основой управленческих решений.

При управлении затратами необходимо придерживаться классификации, принятой в традиционном бухгалтерском учете.

) Производственные (коммерческие) затраты. Расходы, необходимые для реализации товаров, услуг, привязанные к номенклатуре. В основном это переменные расходы, зависящие от объемов реализации: себестоимость товаров, заработная плата производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные затраты, маркетинговые расходы, направленные на продвижение конкретных товаров и услуг (с ожидаемым эффектом в краткосрочной перспективе), командировочные расходы.

Общепроизводственные расходы. Отличаются от производственных тем, что не привязаны к какому-то конкретному виду реализуемой номенклатуры. Они также зависят от объемов реализации и необходимы для ее осуществления. К таким расходам относятся: заработная плата прочего производственного персонала и начисляемые на нее налоги, транспортные расходы (большинство из них входят именно в эту статью затрат) и т.д.

) Управленческие расходы. Содержание управленческого звена, расходы на управление персоналом, имиджевый маркетинг, ведение учета и все остальное, связанное с управлением подразделениями и предприятием в целом.

) Общехозяйственные расходы (электроэнергия, тепло, вода, чай, кофе и пр.).

2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Частное предприятие агрофирма «Проминь» Киевского района Киевской области расположено в Киеве по улице Лебединская 1а. Был основан в 2007 году. Молодая и стремительно развивающаяся группа компаний, производитель высококачественной сельскохозяйственной продукции, широко известной на украинском рынке. «Проминь» выращивает широкий спектр сельскохозяйственных культур: пшеницу, гречиху, рапс, кукурузу, ячмень, лён, люпин, сою, подсолнечник, рожь. В основе производства сельскохозяйственных культур лежит сочетание новейших технологий, современных научных разработок, прогрессивных способов обработки грунта, внедрение элементов точного земледелия и успешное использование высокоэффективных методов интегрированной защиты растений.

«Проминь» успешно объединяет свой сельскохозяйственный опыт и новейшие технологические системы с использованием современного парка сельскохозяйственных машин, для того чтобы поддерживать высокое качество продукции и обеспечивать максимальную эффективность работы компании.

Помимо выращивания сельскохозяйственных культур «Проминь» занимается также приемом, очисткой, сушкой и хранением зерновых и масличных культур.

Таблица 1

Состав и структура товарной продукции предприятия

Виды товарной продукции

2011 год

2012 год


сумма выручки, тыс. грн.

удельный вес продукции в сумме выручки, %

порядковый номер в ранжированном ряду

сумма выручки, тыс. грн.

удельный вес продукции в сумме выручки, %

порядковый номер в ранжированном ряду

1

2

3

4

5

6

7

1. Всего по растениеводству

16162,6

71,19

-

18264,7

65,89

-

1.1. Зерно

5690,3

27,06

3

7781,8

28,07

2

1.2. Подсолнечник

6552,3

29,60

2

104,70

37,78

1

1.3. Соя

708,6

2,63

8

1247,2

3,02

6

1.4 Рапс

1175,3

4,36

6

1773,6

4,3

5

1.5. Овощи открытого грунта

2,9

0,01

14

0,6

0,001

14

1.6. Бахчевые

68,1

0,25

10

2,2

0,005

13

1.4. Другая продукция растениеводства

1965,1

7,28

4

2315,2

5,61

4

2. Всего по животноводству

11135,1

44,68

-

9484,7

34,11

-

2.1. Молоко

8776,5

39,66

1

8084,1

29,16

2

2.2. Мясо КРС

1108,9

5,08

4

352,6

4,20

4

2.3. Мясо свиней

1217,1

4,51

5

983,5

2,38

7

2.4. Мясо овец

21,8

0,08

11

57,1

0,14

10

2.5. Шерсть овец

3,9

0,01

13

4,5

0,01

11

2.6. Другая продукция животноводства

6,9

0,03

12

2,9

0,007

12

3. Услуги в с/х

114,6

0,42

9

136,2

0,33

9

4. Всего по хозяйству

27412,3

100

-

27885,6

100

-


На основе этих данных можно сделать вывод о том, что общий объем реализованной продукции растениеводства увеличилась на 2102,1 тыс. грн. и составила 18264,7тыс. грн., Выручка от продукции животноводства уменьшилась на 1650,4 тыс. грн., и составила,9484,7 тыс. грн. В целом по хозяйству выручка увеличилась на 2102.1 тыс. грн. и составила 27885,6 тыс. грн.

Используя данные таблицы 1, рассчитаем коэффициент специализации, который определяется по удельному весу отдельного вида продукции в общей структуре товарной продукции:

, (1.1) где

удельный вес i-го вида продукции в структуре товарной продукции;

порядковый номер в ранжированном ряду;


Коэффициент специализации в 2011 году составил 0,38 и в 2012 составил 0,45. Можно сказать, что предприятие имеет высокий уровень специализации в 2012 году и средний - в 2011 году.

На экономические показатели предприятия в значительной степени влияет эффективность использования земельных угодий. По данным формы 50 с/х ЧП агрофирма «Проминь» площадь сельскохозяйственных угодий составляет 5830 га в 2012 году. Далее проанализируем состав и структуру земельных угодий, т. к. земля в сельском хозяйстве является основным средством производства, поэтому ее размер и структура оказывают влияние на объемы производства сельскохозяйственной продукции. Земля является средством производства и при правильном использовании, повышается ее плодородие.

Рассмотрим структуру земельных угодий хозяйства в таблице 2.

Таблица 2

Анализ состава, динамики и структуры земельных угодий предприятия

Виды угодий

2011 год

2012 год

Отклонение 2012 г. от уровня 2011 г.


площадь, га

удельный вес, %

площадь, га

удельный вес, %

площадь, га

удельный вес, %

Сельскохозяйственные угодия

5985

96,27

5830

100

-155

-2,59

в т.ч.: пашня

5762

96,27

5830

100

68

1,18

Несельско-хозяйственныеугодия

223

3,73

-

-

-

-

Общая земельная площадь

5985

100

5830

100

-155

-2,59


Исходя из данной таблицы можно сказать, что площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась в отчетном 2012 году на 155 га и составила 5830 га по сравнению с базисным 2011 годом. Отклонение площади отчетного периода от уровня базисного периода составило 155 га или 2,59%. Площадь пашни наоборот увеличилась на 68 га или на 1,18% в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

Одной из главных задач является анализ состава, структуры и динамики трудовых ресурсов. Изменение численности работников предприятия по годам рассматриваемого периода может быть вызвано изменением объема выпускаемой продукции (выполняемых работ), структуры производства, совершенствованием технологии, внедрением новой более прогрессивной техники, совершенствованием организации труда на предприятии и другими факторами. (таблица 3).

Таблица 3

Анализ состава, динамики и структуры трудовых ресурсов предприятия

Категории работников

2011 год

2012 год

Отклонение 2012 г. от уровня 2011 г.


Среднегодовая численность работников, чел.

удельный вес, %

Среднегодовая числен-ность работников, чел.

удельный вес, %

Среднегодовая численность работников, чел.

удельный вес, %

Занятые в сельско-хозяйственном производстве

113

100

137

 100

24

21,24

в т.ч.: работники растениеводства

44

38,94

59

 43,07

15

34,09

работники животноводства

69

61,06

78

 56,92

9

13,03

Занятые в несельскохозяйственном производстве

-

-

-

 -

-

-

Общее количество работников

113

100

137

 100

24

21,24


Проанализировав данную таблицу можно сказать, что предприятие полностью укомплектовано кадрами. Среднесписочная численность работников в 2011 году составила 113 человек, из них работников растениеводства - 44 человека, работников животноводства - 69 человек. В 2012 году число работников составило 137 человек. Т.е. количество рабочих в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 24 человека; из них в области растениеводства в 2012 году составило 59 человек, в области животноводства - 78. Отклонение структуры незначительно, что позволяет сказать о том, что предприятие работает достаточно стабильно

Для эффективного управления финансами фирмы необходимо проводить финансовый анализ. Финансовый анализ предприятия - это изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т.д. [4, c. 12]. Просмотреть показатели эффективности деятельности предприятия можно в таблице 6.

Таблица 6

Анализ экономической эффективности деятельности предприятия

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение 2012 г. от уровня 2011 г.

1

2

3

4

1. Выручка от реализации, тыс. грн.

28527

35436

6909

2. Валовая прибыль, тыс. грн.

6674

7470

796

3. Чистая прибыль, тыс. грн.

9070

10892

1822

4. Себестоимость реализованной продукции, тыс. грн.

17120

22043

4923

5. Себестоимость произведенной продукции, тыс. грн.

16000

20413,1

4413,1

6. Площадь сельскохозяйственных угодий, га

6053,5

6111,5

58

7. Среднегодовая численность работников, чел.

131

130

-1

8. Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. грн.

14496

18463

3967

9. Среднегодовая стоимость активов, тыс. грн.

62166,5

78623

16456,5

Показатели эффективности деятельности

10. Выручка от реализации в расчете на:

100 га с/х угодий, тыс. грн.

471,24

579,82

108,58

1 среднегодового работника, тыс. грн.

317,76

372,58

54,82

1 тыс. грн. основных производственных средств, тыс. грн.

1,27

1,31

0,04

1 тыс. грн. производственных затрат, тыс. грн.

1,78

1,73

-0,05

11. Валовая прибыль в расчете на:

100 га с/х угодий, тыс. грн.

110,25

122,22

11,97

1 среднегодового работника, тыс. грн.

50,95

57.46

6,51

1 тыс. грн. основных производственных средств, тыс. грн.

0,46

0,40

-0,06

1 тыс. грн. производственных затрат, тыс. грн.

0,41

0,37

-0,04

12. Чистая прибыль в расчете на:

100 га с/х угодий, тыс. грн.

149,83

178,22

28,39

1 тыс. грн. основных производственных средств, тыс. грн.

0,62

0,59

-0,03

1 тыс. грн. производственных затрат, тыс. грн.

0,57

0,53

-0,04

13. Уровень рентабельности продаж, %

0,32

0,33

0,01

14. Уровень окупаемости затрат, %

1,67

1,61

-0,06


В ходе проведенного анализа было выявлено, что выручка от реализации в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 6909 тыс. грн. Уровень рентабельности продаж в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшился на 6,08%,что является неблагоприятной тенденцией. Уровень окупаемости затрат снизился также на 6,08%.

Финансовая устойчивость предприятия (организации) характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли. Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам из собственных средств. [5, c. 76]

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ЧП агрофирма «Проминь» представлен в таблице 7.

Таблица 7

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение 2012 г. от уровня 2011 г.

1

2

3

4

Показатели платежеспособности:

коэффициент абсолютной ликвидности;

76,74

84,77

8,03

коэффициент текущей ликвидности;

2,99

7,17

4,18

коэффициент покрытия общей ликвидности

128,83

148,11

19,28

Показатели финансовой устойчивости:

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

0,99

0,99

0

коэффициент автономии;

0,99

0,99

0

коэффициент маневренности собственного капитала

0,79

0,79

0

Из данных таблицы 7, можно сделать вывод что, показатели платежеспособности увеличились в 2012 году по сравнению с 2011 годом, и составили: коэффициент абсолютной ликвидности на 8,03 и составил 84,77, коэффициент текущей ликвидности на 4,18 и составил 7,17, коэффициент покрытия общей ликвидности на 19,28 и составил 148,11. Так же, показатели финансовой устойчивости в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились, и показали: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 0 и составил 0,99, коэффициент автономии соответственно на 0 и составил 0,99, коэффициент маневренности собственного капитала на 0 и составил 0,79.

На основании проведенных исследований следует сделать ряд выводов о финансовом состоянии предприятия ЧП агрофирма «Проминь». ЧП агрофирма «Проминь» - предприятие, специализирующееся на производстве продукции растениеводства (84,43%). В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает зерно (46,17%), на втором месте - подсолнечник (25,32%), на третьем - продажа молока (11,48%). Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 5830 га. Земельные ресурсы представлены в виде пашни. Среднегодовая численность работников составила 137 человек, в том числе: в растениеводстве - 59; в животноводстве - 78. На время сезонных полевых работ привлекается дополнительная рабочая сила.

Анализ состава, динамики и структуры основных средств предприятия показал увеличение их среднегодовой стоимости на 15,11%, благодаря приобретению новых основных средств, проведению ремонта и модернизации. В свою очередь, из анализа экономической эффективности деятельности предприятия, мы видим снижение уровня рентабельности на 6,08%, что отрицательно характеризует коммерческую деятельность предприятия. Для исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования на предприятии, существующую систему контроля затрат.

Анализ прибыли от реализации зерна, подсолнечника и молока

Показатели

Зерно

Подсолнечник

Молоко

1. Количество реализованной продукции, ц.

1.1 в базисном году

46063

30863

9917

1.2 в отчетном году

116289

29890

10771

1.3 отклонение

70226

-973

854

2. Средняя цена реализации 1 ц., грн.

2.1 в базисном году

153,35

311,48

408,8

2.2 в отчетном году

163,79

349,49

439,58

2.3 отклонение

10,44

38,01

30,78

3. Себестоимость 1 ц., грн.

3.1 в базисном году

109,76

218,09

346,41

3.2 в отчетном году

125,25

187,37

405,91

3.3 отклонение

-15,49

30,72

-59,5

4. Сумма прибыли тыс. грн.

4.1 в базисном году

2007,89

2882,3

618,72

4.2 в отчетном году

4481,78

4845,77

362,66

5. Отклонение в сумме прибыли тыс. грн.

5.1 всего

2473,89

1963,47

-256,06

5.2 за счет изменения количества

3061,15

-90,87

53,28

5.3 за счет изменения цены

1214,06

1136,12

331,53

5.4 за счет изменения себестоимости

-1801,32

918,22

-640,87


Анализ изменения прибыли от реализации зерна показал, что отклонение в сумме прибыли в 2012 году по сравнению с 2011 годом составило 2473,89 тыс. грн. На это повлияло: увеличением количества реализованной продукции на 70226 ц, увеличением цены реализации 1 ц на 10,44 грн., увеличением себестоимости, что отрицательно повлияло на прибыль (прибыль уменьшилась на 1801,32 тыс. грн.)

Анализ изменения прибыли от реализации подсолнечника, мы можем сделать вывод, что изменение прибыли (на 1963,47 тыс. грн. в 2012 году по сравнению с 2011 годом) , на это повлияло: снижением количества реализованной продукции на 973 ц, что привело к уменьшению результативного показателя на 90,87 тыс. грн., увеличением цены реализации 1 ц продукции на 38,01 грн., снижением себестоимости на 30,72 грн., что привело к увеличению прибыли на 918,22 тыс. грн.

Анализ изменения финансового результата от реализации молока показал, что прибыль снизилась на 256,06 тыс. грн. На это повлияло: увеличением количества реализованной продукции на 854 ц, увеличением цены реализации 1 ц продукции на 30,78 грн., увеличением себестоимости на 59,5 грн., что привело к снижению прибыли на 640,87 тыс. грн.

.2 Динамика и структура затрат на предприятия

Для продукции растениеводства рассмотрим влияние на изменение себестоимости 1 ц продукции двух факторов: затрат на 1 га и урожайности культур (таблица 11).

Таблица

Анализ влияния на изменение себестоимости 1 ц продукции двух факторов: затрат на 1 га и урожайности культур

Виды продукции

Произведено продукции, ц

Затраты на 1 га, грн.

Себестоимость 1 ц, грн.

Отклонение


всего ц

с 1 га

базис

факт

базис

факт

условно

Всего

в т. ч. за счет изменений



Базис

факт






на 1 ц

на весь объем

урожайности

затрат на 1 га












на 1 ц

на весь объем

на 1 ц

на весь объем

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.1. Зерно

77130

37,4

32,3

3361,9

4649,6

89,89

144,13

104,21

-54,24

-4183531

-14,32

-1104501,6

-39,92

-3079030

1.2. Подсол-нечник

26825

22,4

23,3

3354,1

4177,8

149,74

179,08

143,77

-29,34

-787046

5,97

160145,25

-35,31

-947191

1.3. Соя

2150

8,82

5,32

3016,1

4460,6

341,96

838,47

566,94

-496,51

-1067497

-225

-483707

-271,53

-583790

1.4 Рапс

4875

17,8

15

2157,6

4907,7

120,94

327,18

143,84

-206,24

-1005420

-22,9

-111637,5

-183,34

-893783

1.5. Овощи открытого грунта

14

62,1

14

24286

1800

390,82

128,57

1734,69

262,25

3671,5

-1344

-18814,18

1606,12

22485,68

1.6. Бахчевые

340

53,6

15,5

3314,3

1404,5

61,83

90,91

214,52

-29,08

-9887,2

-152,7

-51914,6

123,61

42027,4

3094

203

238

3797,6

7530,8

18,7

31,64

15,96

-12,94

-40036,4

2,74

8477,56

-15,68

-48513,9



Проанализировав данную таблицу можно сказать, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом снижение урожайности и увеличение затрат на 1 га привело к увеличению себестоимости 1 ц зерна на 54,24 грн. Увеличение себестоимости 1 ц подсолнечника на 29,34 грн. произошло за счет увеличения урожайности и затрат на 1 га. На увеличение себестоимости 1 ц сои на 496,5 грн. повлияло снижение урожайности и увеличение затрат на 1 га. Снижение урожайности и увеличение затрат на 1 га привело к увеличению себестоимости 1 ц рапса на 206,24 грн. Снижение себестоимости 1 ц овощей на 262,25 грн. произошло за счет снижения урожайности и затрат на 1 га. На увеличение себестоимости 1 ц бахчевых на 29,08 грн. повлияло снижение урожайности и затрат. Увеличение урожайности и затрат на 1 га привело к увеличению себестоимости 1 ц корнеплодов на 12,94 грн.

Для продукции животноводства рассмотрим влияние на себестоимость таких факторов как затраты на 1 голову и продуктивность (таблица ).

Таблица

Анализ влияния на изменение себестоимости 1 ц продукции двух факторов: затрат на 1 голову и продуктивности животны

Виды продукции

Произведено продукции, ц

Затраты на 1 гол., грн.

Себестоимость 1 ц, грн.

Отклонение


всего ц

на 1 гол.

Базис

факт

Базис

факт

условно

всего

в т. ч. за счет изменений



базис

факт






на 1 ц

на весь объем

Продуктивности

затрат на 1 гол.












на 1 ц

на весь объем

на 1 ц

на весь объем

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Молоко

11972

54,81

59,27

18009,9

20781,2

328,59

350,62

303,86

-22,03

-263743

24,73

296067,6

-46,76

-559811

Мясо КРС

756

1,91

2,26

6632,45

7271,56

3472,49

3217,5

2934,71

254,99

192772,4

537,78

406561,7

-282,79

-213789

Мясо свиней

697

1,74

1,72

3118,61

3904,93

1792,31

2270,31

1813,15

-478

-333166

-20,84

-14525,5

-457,16

-318641

Мясо овец

453

0,35

3,21

2250

981,56

6428,57

305,78

700,93

6122,8

2773624

5727,64

2594621

395,15

179003



Рассмотрев данную таблицу можно сделать вывод, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличение продуктивности и затрат привело к увеличению себестоимости 1 ц молока ( на 54,24 грн), мяса КРС (на 254,99 грн.). Снижение продуктивности и увеличение затрат на 1 га, повлияло на увеличение себестоимости 1 ц мяса свиней ( на 478 грн.). Увеличение продуктивности и снижение затрат привело к снижению себестоимости 1 ц мяса овец (на 6122,8 грн.).

Для более детального изучения себестоимости продукции по каждой статье затрат, отчетные данные сравним с базисными.

Приведенные данные показывают рост по многим статьям затрат. В особенности выросли расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - на 1,306 грн. Выросли также на 0,026 грн. общехозяйственные расходы, на 0,418 грн. общепроизводственные расходы, на 0,36 грн. потери от брака, на 0,008 грн. прочие производственные расходы и на 0,005 грн. коммерческие расходы. А по другим статьям наблюдается снижение затрат на одно изделие.

Таблица .

Анализ себестоимости продукции по статьям затрат

Статья затрат

Затраты на единицу продукции, грн.

Структура затрат, %


2011

2012

Отклонение

2011

2012

Отклонение

Сырье и основные материалы

96.000

91,035

-4,965

75,932

74,946

-0,986

Топливо и энергия

4,484

4,091

-0,393

3,547

3,368

-0,179

Заработная плата  производственных рабочих

10,25

8,921

-1,329

8,107

7,345

-0,763

Отчисление на  социальные нужды

3,075

2,677

-0,398

2,432

2,204

-0,229

Расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования

5,256

6,562

1,306

4,157

5,402

1,245

Общепроизводственные  расходы

0,568

0,986

0,418

0,449

0,812

0,362

Общехозяйственные расходы

2,936

2,962

0,026

2,322

2,439

0,117

Потери от брака

0

0,36

0,36

0

0,296

0,296

Прочие производственные расходы

1,862

1,87

0,008

1,473

1,54

0,067

Коммерческие расходы

1,998

2,003

0,005

1,58

1,649

0,069

Итого

126,429

121,467

-4,962

100,001

100,001

 

В том числе переменные

113,67

107,009

-6,66

89,908

88,097

-1,811


Снижение статьи затрат по сырью и материалам связано с реконструкцией, проведенной на предприятии. Снижение произошло и по статье заработная плата производственных рабочих, что связано с автоматизированным производством продукции. Это все положительно сказалось на себестоимости продукции.

3. Совершенствования механизма управления затратами на предприятия

.1 Мероприятия по снижению затрат на предприятия

Издержки производства - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности.

Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции.

Снижение издержек производства в настоящее время обеспечивается в основном под влиянием внутрипроизводственных факторов.

Факторы, обусловливающие фактическое снижение издержек производства, можно представить в виде следующего перечня:

. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

Снижение издержек может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании компьютерной техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и т. д.

. Совершенствование организации производства и труда. Снижение издержек может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства, совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально- технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно- технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений в нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования основных фондов снижение издержек производства происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления, уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.

Определенные резервы снижения издержек производства заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т. п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению качества продукции.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут проводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.

. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений; объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

Следовательно, при производстве какого-либо товара необходимо постоянно искать пути снижения издержек и обязательное их планирование.

Большое влияние на издержки предприятия оказывает государство. К примеру, в мясоперерабатывающей промышленности (производство колбас) действуют квоты на ввоз мяса в нашу страну из-за границы.

Выводы и предложения

Подводя итог данной курсовой работы об экономическом состоянии предприятия ЧП агрофирма «Проминь», можно сделать следующие выводы.

ЧП агрофирма «Проминь» хорошо справляется с поставленными задачами поставленными на предприятии, такими как:

производство и продажа сельскохозяйственной товарной продукции, ее переработка путем применения передовых, научно-обоснованных приемов и технологий во всех отраслях;

удовлетворение материальных и культурных потребностей членов предприятия, улучшение бытовых условий жизни;

разностороннее укрепление и развитие хозяйства, повышение производительности труда и эффективности хозяйственной деятельности.

Финансовая устойчивость - одна из характеристик соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные активы и краткосрочные обязательства предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов. Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности коммерческой организации.

Проект является прибыльным и по его окончанию будет получен дополнительный доход, равный 30,001 тыс. грн., согласно заданной ставке дисконта 26,5%. Коэффициент соотношения доходов и расходов проекта равен 1,25, что свидетельствует о том, что доходы проекта превышают расходы по нему. Срок окупаемости проекта (PBP)составляет чуть больше двух лет. Предельная ставка, которую можно заплатить за одолженные средства, составляет 1,18%.

В качестве мероприятий по повышению эффективности функционирования ЧП агрофирма «Проминь» можно предложить:

Повысить рентабельность продаж.

- Пересмотреть использование трудовых ресурсов и фондов предприятия.

- Увеличивать долю чистой прибыли и вкладывать её в собственный капитал, повышая его долю над заёмными средствами.

Повышение эффективности использования основных фондов;

Внедрение мероприятий для снижения себестоимости продукции;

Повышение материальной и моральной заинтересованности работников;

         - Увеличить объём продаж.

рост производительности труда;

- совершенствование управления производством.

Нужно регулярно контролировать состояние расче­тов с покупателями, особенно по отсроченным платежам.

Нужно ориентироваться на наибольшее число по­купателей, чтобы понизить риск неуплаты одним или несколь­кими покупателями.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс Украины: от 23.12.2010 г. № 2856-4 (Электронный ресурс) // Офециальный вестник Украины. - 2010. - № 92. - СТ. 3248.

Господарський кодекс України - К.: ВЕЛЕС, 2004. - 164 с.

Бандурка О.М., Коробов М.Я., Орлов П.І., Петрова К.Я. Фінансо вадіяльність підприємства : Підручник. - К.: Либідь, 2002. - 384 с.

Боголіб Т.М. Система і методи фінансового аналізу фінансово-господарської діяльності ВНЗ / Т.М.Боголіб // Фінанси України: Наук.-теоретич. Та інформ.-практич. Журн. 2006 № 5. - С. 50-62.

Бутинець Ф.Ф. Бухгалтерський та управлінський облік / Ф.Ф. Бутинець. - Житомир, 2002. - 480 с.

Верига Ю.А. Бухгалтерський облік: нормативно- правові документи. Коментар: Навч.пос.(для студ. Вищ.навч.зал.) / Ю.А. Верига, Г.І. Зима - К.: Центр учбовоїлітератури, 2010. - 656 с.

Гадзевич О.І. Основи економічного аналізу і діагностики фінансово-господарської діяльності підприємств: навчальний посібник / О.І.Гадзевич. - К.: Кондор, 2007. - 180 с.

Гетьман О.О. Економічна діагностика: Навч. Посібник / О.О. Гетьман, В.М. Шаповал - К.: ЦНЛ, 2007 - 307 с.

Говоров В.О. Фінансові результат и субєктів малого підприємництва: проблеми формування та відображення // Наук.пр. Кіровоград нац. техн. ун-ту: Сер. «Екон. науки». - Вип. 7 - Ч. 1: Кіровоград, 2005 - С. 375 - 382.

Городня Т.А. Економічна та фінансо ва діагностика: навчальний посібник / Т.А. Городня, І.П. Мойсеєнко. - Львів: Магнолія 2006, 2008 - 284 с.

Похожие работы на - Управление затратами предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!