Территориальная организация промышленности по Тюменской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    619,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Территориальная организация промышленности по Тюменской области

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра Маркетинга и Муниципального Управления






Курсовая работа

По дисциплине: «Исследование социально-экономических и социально-политических процессов»

на тему: «Территориальная организация промышленности по Тюменской области»


Выполнил:

Студент: гр. ГМУб-11-2

Окатетто Кирилл Юрьевич



Тюмень 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕНННОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Сущность и роль промышленной политики в реализации стратегии экономического развития региона

.2 Сущность, цели и задачи региональной промышленной политики

.3 Господдержка промышленных предприятий

. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Особенности организации производства Тюменской области

.2 Экономические регионы Тюменской области

.3 Приоритеты территориального развития Тюменской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых направлений экономической модернизации страны является эффективная промышленная политика. По определению Ю.Г. Павленко, промышленная политика - стратегия, направленная на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения. В широком смысле промышленная политика включает и меры по обеспечению конкуренции, развитию регионов, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. В узком смысле промышленная политика может быть нацелена на поддержку конкретных отраслей, производств и отдельных проектов [5]. Термин «промышленная политика» (industrial policy) пришел в Россию в начале 1990-х гг. для обозначения регулирующей роли государства в промышленно-технологическом развитии страны [6].

В самом общем виде промышленную политику мы определяем как комплекс целенаправленных действий государства по развитию промышленного сектора и совершенствованию его структуры на основе эффективного применения прямых и косвенных инструментов регулирования.

В силу значительного разнообразия и асимметрии социально-экономических условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в решении проблем и достижении стратегических задач развития промышленности принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления.

Формирование долгосрочной стратегии развития России, в основе которой лежит модернизация экономики, делает актуальной постановку задачи выбора принципов формирования и структуры механизма и методов реализации промышленной политики в регионе. Накопленный в мире опыт в области формирования и реализации промышленной политики разнообразен. Каждая экономика развивается по своему сценарию, ориентируясь на свои принципы, стратегические цели, ограничения и конкурентные преимущества.

Выработать промышленную политику - это определить принципы, цель, задачи, приоритетные направления, структуру механизма, инструменты и организационно-экономические методы реализации.

В основе экономического районирования России лежит административно-территориальное устройство. Все субъекты Федерации на территории страны объединены в экономические районы.

Экономический район - это группа нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.

В настоящее время действует официально-признанная схема деления России на 11 экономических районов. Данное районирование используется научными учреждениями и проектными организациями, по нему сводится вся статистика и даже составляются прогнозы погоды.

При написании работы была использована информационно-эмпирическая база: законодательные акты и постановления правительства; статистические данные; научная литература; методическая литература.

Цель курсовой работы состоит в исследовании механизмов формирования региональной производственной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

изучить теоретические аспекты организации производственной стратегии;

проанализировать развитие производственной деятельности в Тюменской области.

Объект исследования курсовой работы - процесс реализации производственной стратегии в региональном аспекте.

Предмет исследования курсовой работы - влияние производственной политики и экономическое развитие региона.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Сущность и роль промышленной политики в реализации стратегии экономического развития региона

Дальнейший ход экономических и социальных преобразований в России и регионах в условиях становления и перехода к подъему экономики во многом определяется направленностью развития промышленности. Происходящие в ее сферах и отраслях перемены выдвигают задачи, связанные не только с решением стоящих проблем, но и поиском путей и направлений развития на ближнюю и отдаленную перспективу.

Такое их понимание следует рассматривать не как простую декларацию, а как требование времени, когда резко возрастает динамизм общественных процессов, происходит поворот от индустриального к информационному (постиндустриальному) и возможно креативному обществу. Здесь нужны неординарные решения и подходы к преобразованиям в промышленности, что требует проведения научно обоснованной политики, исходящей из закономерностей развития современной рыночной экономики и принципов ведения хозяйственной деятельности в условиях рынка.

Одновременно она должна четко и последовательно отражать особенности того или иного региона и специфику производства различных отраслей и комплексов промышленности. Учет особенностей и специфики развития конкретной экономической системы способствует наиболее эффективному использованию имеющихся возможностей и скрытых резервов, как главного условия успешной реализации экономической политики развития промышленности на отдельной территории с определенными условиями (природными, климатическими, географическими, историческими, культурными и др.) хозяйствования.

Поиск способов их выявления и установления предполагает проведение анализа и оценок состояния отраслей и производств промышленного комплекса. Уровень эффективности, достигнутый в ходе функционирования каждого из них, во многом определяет эффективность экономики промышленности в целом, что предопределяет важность системного подхода к разработки промышленной политики региона.

Свое практическое воплощение она находит в программах экономического развития промышленности, отдельных отраслей и комплексов. По своему месту и роли в управлении они выступают в качестве инструмента координации работы всех управленческих структур, заинтересованных в развитии промышленности. По своему же действию такие программы должны обеспечивать целенаправленность развития промышленности, ее сфер, отраслей и отдельных предприятий в масштабе рассматриваемого региона. Этому отвечает решение задач планирования и прогнозирования, функционирования региональных и межрегиональных рынков промышленных товаров и услуг, реализации проблем саморазвития и самообеспечения промышленности региона, регулирования внешнеэкономических связей и др. Вместе с тем, подобные программы должны обеспечивать экологическую безопасность, активное решение проблем рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Разнообразие и многоаспектность задач проведения промышленной политики выдвигают много вопросов, касающихся настоящего и будущего промышленности региона. Среди них наиболее важным и принципиальным следует считать вопрос о характере и прогрессивности промышленности, возникшей и развивающейся в условиях конкретного региона. Ответ на него можно искать с различных точек зрения, но в любом случае он должен исходить из действия объективных законов развития экономики, а также степени соответствия им хода происходящих изменений на определенной территории и в реальном времени. Отправным моментом решения данной задачи следует считать положение о том, что экономика может быть только эффективной или неэффективной, а не какой-либо другой (гуманной или негуманной, плохой или хорошей, человечной или бесчеловечной и т.п.).

Развитие региона представляет собой сложный, многомерный и многоаспектный процесс определенной направленности, исходящей из цели или системы целей. Он включает в себя широкий ряд составляющих: от роста производства и повышения благосостояния населения до перемен в общественном сознании и увеличении свободы людей. Все составляющие находятся в постоянном движении, что на практике проявляется в возникновении прогрессивных изменений, протекающих во времени. Тем самым оно выступает реальным фактором развития, что требует средств его отражения в практической деятельности людей.

Современные темпы изменений и увеличение знаний настолько велики, что становится необходимым разработка плана действий на длительный срок или стратегии развития любого объекта во времени. Она дает основу для принятия верных управленческих решений, помогает находить наиболее подходящие к возможным условиям пути действия предприятий, отраслей и региона в целом. Кроме того, стратегия способствует снижению риска при принятии управленческих решений. С этих позиций стратегия экономического развития должна расширять систему целевых ориентиров и стимулировать перенос акцента на качественные характеристики экономической динамики.

Только при таком подходе к ее разработке можно рассматривать стратегию в качестве основы и дополнения текущей и среднесрочной программы макроэкономической политики, осуществляемой высшими органами региональной власти. На этом уровне формулируются и критерии оценки промежуточных итогов реализации правительственных программ, исходя из стратегических целевых установок экономического развития региона.

Достижение подобного положения возможно при условии, что в основе стратегии находятся высокие и одновременно достижимые долгосрочные цели. В частности, стратегической целью может выступать превращение региона в динамично развивающуюся экономическую систему, опирающуюся на интенсивный труд и деловую инициативу. При этом следует учитывать его специфические природно-климатические и географические условия, как возможность, и достижение среднеевропейских стандартов жизни, как результат реализации стратегии социально-экономического развития.

Реальное действие географического фактора развития экономики региона проявляется, прежде всего, при формировании новой структуры народного хозяйства. Оно может быть осуществлено по следующим направлениям:

расширение и углубление сферы торговой специализации;

укрепление многонаправленности хозяйственных связей в экономическом пространстве;

расширение и углубление использования природно-климатических ресурсов (теплое море, самое большое на Северном Кавказе число солнечных дней, горные пейзажи, экологически чистая сельхозпродукция, минеральные источники и др.);

развитие гидроэнергетики, в т.ч. малых ГЭС.

Первое из них предполагает в качестве приоритета экономического развития выдвигать хозяйственную специализацию на основе организации международной торговли и развития международной финансовой деятельности.

В данном аспекте общий ход действий стратегического характера включает этапы от осуществления простого транзита до реализации концепции «индустриального транзита». При таком подходе в регионе постепенно будут создаваться условия, благоприятствующие развитию нефтехимической, пищевой и легкой промышленности. Данное положение обуславливается сущностью развития торговой специализации, при которой, в конечном счете, движение товаров опосредствуется, в той или иной степени, промышленной переработкой. На это указывает опыт многих стран (Ливан, Гонконг, Нидерланды и др.).

Укрепление многонаправленности хозяйственных связей создает условия, способствующие выбору наиболее конкурентоспособных видов деятельности любыми хозяйственными структурами, в т.ч. промышленными предприятиями. Данное направление действия географического фактора особенно важно для развития крупной промышленности РД (энергетики, машиностроения). Возникновение новых, и, прежде всего, зарубежных экономических связей через Каспий, будет способствовать загрузке производственных мощностей основных предприятий и расширению сбыта товаров, изготовленных промышленностью региона. В результате промышленность становится действительно основой развития его экономики в обозримом период времени. В этом и состоит один из важных моментов разработки стратегии экономического развития региона.

.2 Сущность, цели и задачи региональной промышленной политики

Главные трудности в развитии экономики связаны с неэффективным распределением прав управления ресурсами между собственниками, в том числе государством и менеджерами. Поэтому эффективное управление собственностью выступает сегодня важнейшим условием экономического роста в промышленных регионах.

Принципы разработки промышленной политики региона

Совокупность принципов формирования промышленной политики может отражать определенную территориальную специфику и своеобразие.

Тем не менее, представляется возможным выделение ряда основополагающих принципов, которые должны быть учтены при разработке промышленной политике в любом регионе, а именно:

объективная обусловленность технологической модернизации с учетом тенденций развития отечественной и мировой экономики;

разработка и неукоснительное выполнение критериев выбора объектов государственной поддержки и регулирования;

многообразная интеграция предприятий промышленного комплекса;

учет как особенностей отраслевой и технологической структуры, специфических условий развития промышленности на данной территории, так и системы взаимосвязей регионального хозяйства с экономикой других регионов страны и зарубежных стран;

социальная ориентированность разработанных технологических изменений;

согласованность интересов государства, представляется возможным выделения субъектов хозяйствования, населения территории;

целостность системы государственного регулирования и подчиненность их целям и задачам промышленной политики.

При разработке промышленной политики представляется возможным выделения таких основополагающих принципов и подходов как:

. Комплексность и системный подход.

С одной стороны, промышленная политика должна органично вписываться в общую экономическую стратегию субъекта Федерации, а не противоречить ей. Это обусловлено тем, что промышленность является частью народнохозяйственного комплекса области и находится в функциональном взаимодействии с ним. С другой стороны, промышленная политика должна влиять на общую экономическую стратегию. Необходимо учитывать ее приоритеты, цели и задачи при определении направлений других составляющих экономической политики (налоговой, бюджетной, инвестиционной, внешнеэкономической, социальной и др.). Целесообразность такого подхода обусловлена ведущей ролью промышленности в развитии экономики области.

. Наиболее полная оценка реального состояния промышленного комплекса региона, учет общих тенденций его развития в разные годы.

. Ориентация на формирование на региональном уровне рыночных механизмов регулирования промышленного комплекса в сочетании с полным использованием имеющихся рычагов административного воздействия.

. Активный характер промышленной политики, ее нацеленность на экономический рост и структурные преобразования. Политика должна быть направлена на оценку и максимальное использование всех ресурсов стабилизации и экономического роста промышленности.

. Учет региональных особенностей, в частности территориального размещения промышленного комплекса [1].

Другие исследователи к принципам промышленной политики относят:

поддержку инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам);

предоставление государственных заказов на высокотехнологичную продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен;

предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения экономического законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких как тарифы на услуги естественных монополий);

стимулирование экспорта продукции путем обеспечения доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, и юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции [2].

Другие принципы промышленной политики.

Среди других экономических принципов можно выделить: принцип свободы производственной деятельности.

Свобода производственной деятельности является главным условием достижения сформулированной цели и задач промышленной политики. Данный принцип подразумевает поэтапную отмену правовых норм, направленных на ограничение свободы экономической деятельности по тем или иным основаниям (в частности, на основании технико-экономических особенностей производственных процессов, как в случае правового закрепления понятия «естественная монополия»).

В частности, целью промышленной политики является полный отказ от лицензирования, прямо нарушающего принцип свободы экономической деятельности, и переход к альтернативным методам регулирования.

В соответствии с данным принципом также недопустимо введение государственной монополии на ту или иную деятельность, выделение специально уполномоченных компаний ит.д. [3]

Можно также назвать принцип равноправия форм собственности.

Промышленная политика не должна предоставлять льготы и преференции на основе формы собственности на производственные предприятия. В частности, промышленная политика должна полностью исключать предоставление государственных льгот и преференций тем или иным хозяйствующим субъектам на основании их формы собственности или иных особенностей, в ущерб остальным участникам рынка (как это имеет место, например, в случае государственных и муниципальных унитарных предприятий, получающих дотации из бюджетов различных уровней).

Механизмы и инструменты реализации промышленной политики

Под механизмом реализации промышленной политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечивающих его эффективное функционирование и решение социальных проблем населения территории.

Необходимо определить структуру механизма реализации промышленной политики. Механизм реализации промышленной политики региональной экономики обладает спецификой, обусловленной собственным содержанием, средствами, инструментами.

Своеобразие региональных промышленных комплексов определяет выбор тех или иных инструментов реализации промышленной политики.

Вместе с тем, главное содержание промышленной политики инновационного типа предопределяет всеобщее использование таких инструментов, как формирование инновационной инфраструктуры, а также современных форм промышленно-территориальной организации производства (технопарков, технополисов, кластеров) [5].

Приоритеты промышленного развития регионов.

Приоритетами промышленного развития являются:

) наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, в первую очередь обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;

) поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

) производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;

) поддержка отраслей, характеризующихся техническим отставанием на данном этапе, функционирование которых остается целесообразным в связи с их ориентацией на производство для других отраслей, поставкой продукции на региональный и внутренний рынок.

Таким образом, в региональном масштабе в качестве основополагающих задач, обусловленных приоритетными направлениями развития промышленности области, необходимо выделить [6]:

реструктуризацию отдельных предприятий;

формирование рынка сбыта промышленной продукции;

формирование конкурентной среды, повышение конкурентоспособности продукции;

создание условий для формирования системы государственного регулирования деятельности промышленного комплекса, восстановление управляемости госсобственности, государственное участие в создании корпоративных структур;

формирование новых экономических и технологических связей предприятий различных отраслей и хозяйственных структур;

концентрацию капитала с целью создания структур, основанных на принципах самофинансирования, саморегуляции и саморазвития;

оживление инвестиционной деятельности в промышленности;

сохранение и развитие научнопроизводственного, инновационного потенциала промышленности;

государственную поддержку экспортного сектора (кредитование, субсидирование, налоговые и др. льготы).

.3 Господдержка промышленных предприятий

Государственная поддержка оказывается промышленным предприятиям, имеющим средства производства и зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством в Тюменской области, осуществляющим следующие виды промышленной (экономической) деятельности:

производство машин и оборудования;

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

производство транспортных средств и оборудования;

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;

производство резиновых и пластмассовых изделий;

химическое производство;

производство прочих неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов);

обработка древесины и производство изделий из дерева;

лесозаготовка;

прочие производства (производство мебели);

текстильное и швейное производство;

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность;

производство напитков (дистиллированных алкогольных, этилового спирта из сброженных материалов, виноградного вина, пива, минеральных вод и других безалкогольных напитков);

производство пищевых продуктов;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

При этом промышленное предприятие должно соответствовать следующему условию:

объем промышленной продукции собственного производства должен составлять не менее 50% от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Предоставление государственной поддержки промышленным предприятиям производится в пределах лимитов денежных средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию долгосрочных целевых программ «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области», «Основные направления развития лесного комплекса Тюменской области», Законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Предоставление государственной поддержки осуществляется в отношении затрат, произведенных промышленными предприятиями в период с 1 ноября года, предшествующего текущему финансовому году, до 1 ноября текущего финансового года.

В 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области» на 2013-2015гг. планируется предоставление государственной поддержка промышленным предприятиям в форме субсидии в следующих видах:

. Государственная поддержка промышленным предприятиям в форме возмещения части затрат на оплату процентов по договорам кредита, заключенным с российскими кредитными организациями и субсидирование промышленных предприятий на развитие лизинга оборудования.

Субсидии предоставляются промышленным и лесопромышленным предприятиям, приобретающим оборудование в лизинг и (или) привлекающим заемные средства (кредиты) с целью:

приобретения оборудования, производственных помещений, земельных участков, на которых расположены производственные базы промышленных предприятий;

технического перевооружения, модернизации, реконструкции, строительства новых производственных площадей;

приобретения и освоения новых технологий, выпуска новой продукции;

проведения мероприятий по переносу производств на новые производственные площадки (включая их инженерное обустройство) для предприятий, подлежащих переносу за пределы жилой застройки населенных пунктов, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования.

Государственная поддержка в виде возмещения затрат промышленным и лесопромышленным предприятиям по уплате первого взноса при заключении договора лизинга осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

предметом лизинга является не бывшее в эксплуатации оборудование;

лизингодателем является лизинговая компания, зарегистрированная до 01.01.2008, одним из видов деятельности которой является финансовый лизинг (код по ОКВЭД 65.21) или аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования (код по ОКВЭД 71);

продавец предмета лизинга не выступает в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения;

по одному договору лизинга государственная поддержка в виде возмещения затрат промышленным и лесопромышленным предприятиям по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оказывается только один раз.

. Возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договоров лизинга (далее - субсидии).

Субсидия предоставляется в размере до 25 млн. рублей по каждому договору лизинга. Размер субсидии по возмещению затрат на оплату первого взноса не может превышать 30% первоначальной стоимости предмета лизинга по договору. Стоимость предмета лизинга и сумма первого взноса принимается к возмещению без НДС.

Государственная поддержка не оказывается по договорам лизинга, согласно которым предметом лизинга являются транспортные средства, включая трактора и самоходные машины.

Государственная поддержка не оказывается по договорам лизинга, если заявитель является аффилированным лицом по отношению к лизингодателю (лизинговой компании) или к предыдущему собственнику оборудования, приобретаемого в лизинг.

Государственная поддержка в виде возмещения затрат промышленным и лесопромышленным предприятиям по уплате первого взноса при заключении договора лизинга осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

предметом лизинга является не бывшее в эксплуатации оборудование;

лизингодателем является лизинговая компания, зарегистрированная до 01.01.2010, одним из видов деятельности которой является финансовый лизинг (код по ОКВЭД 65.21) или аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования (код по ОКВЭД 71);

продавец предмета лизинга не выступает в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения;

по одному договору лизинга государственная поддержка в виде возмещения затрат промышленным и лесопромышленным предприятиям по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оказывается только один раз.

Обязательным условием договора на получение государственной поддержки в виде возмещения затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга, по которым предмет лизинга - сложное оборудование, является обязательство предоставить уполномоченному органу заверенную руководителем промышленного предприятия копию акта приема-передачи предмета лизинга в течение 10 рабочих дней с даты его подписания, но не позднее 12 месяцев с даты заключения договора на получение государственной поддержки.

. Возмещение части затрат по инфраструктурно-инженерному обустройству промышленных предприятий (подготовке промышленных площадок).

Инфраструктурно-инженерное обустройство промышленных предприятий (подготовка промышленных площадок) включает в себя строительство (реконструкцию) железнодорожных путей, автомобильных дорог и проездов, сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения до границы и в пределах границ земельного участка.

Решение о размере возмещения части текущей стоимости инфраструктурно-инженерного обустройства (не более 70%), принимается уполномоченным органом с учетом рекомендательного решения Комиссии.

Обязательным условием оказания государственной поддержки является ввод объектов инфраструктуры в эксплуатацию.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Особенности организации производства Тюменской области

По объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4 % объёма промышленного производства области. Значительная часть нефти (64 %) и газа (91 %) страны добывается в Тюменской области. За 2003 год добыто 283 млн тонн нефти и газового конденсата, 564 млрд м³ природного газа.

Переработка углеводородного сырья осуществляется заводами в г. Губкинском, Муравленко, Сургуте; Белозерским и Южно-Балыкским ГПЗ. В Тобольске расположено крупнейшее в России предприятие нефтехимической промышленности - Тобольский нефтехимический комбинат[7]. В его состав входят несколько мощных производств по переработке нефти и газа.

Рисунок № 2.1. Распределение частных видов потенциалов, в % от страны в целом за 2012г.

Коэффициент специализации (душевого производства) по нефти - 30, по газу - 41.

Основная направленность предприятий машиностроения (3,6 %): нефтепромысловое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки. Главные предприятия машиностроения:

·              Тюменский аккумуляторный завод

·              Тюменские моторостроители

·              ОАО «Нефтемаш»

·              Тюменский судостроительный завод - выпускает грузовые теплоходы, баржи, танкеры и другие суда.

В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, полиэтиленовых труб. Производится около трети объёмов сжиженного бытового газа.

Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями промышленности. Значительную часть древесины пока вывозят из подрайона в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Таким образом, имеющиеся в Тюменской области запасы нефти и газа создали предпосылки для развития не только мощной нефтегазовой промышленности, но и определяют развитие других отраслей.

Индекс промышленного производства в Тюменской области (без автономных округов) за январь-декабрь 2012 года составил 118,5% к соответствующему периоду 2011 года. По видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 117,1%, обрабатывающие производства - 122,9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 109,8%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом по обрабатывающим производствам, по полному кругу предприятий за январь-декабрь составил 629 547,1 млн. рублей, или 110,1 % к соответствующему периоду 2011 года.

По сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличен объем отгруженной продукции предприятиями по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (на 38,3 %), производство пищевых продуктов, включая напитки (на 15,2%), производство кокса и нефтепродуктов (на 9,7%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (на 13,4%), производство машин и оборудования (19,5%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 10,4%).

В январе-мае 2013 года индекс промышленного производства в Тюменской области (без автономных округов) составил 117,3% к соответствующему периоду 2012 года. По видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 124,2%, обрабатывающие производства - 117,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 103,1%.

Рисунок № 2.2. Основные отрасли инвестирования за 2012г.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности составил:

всего - 360 453,4 млн. руб. или 112,6% к соответствующему периоду 2012 года;

в том числе:

добыча полезных ископаемых - 38 178,6 млн. руб. или 121,6% к соответствующему периоду 2012 года;

обрабатывающие производства - 301 258,8 млн. рублей, или 111,3 % к соответствующему периоду 2012 года;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21 015,9 млн. руб. или 117,4% к соответствующему периоду 2012 года.

Также за пять месяцев текущего года увеличен объем отгруженной продукции по следующим видам экономической деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (на 21,6 %); производство пищевых продуктов, включая напитки (на 7,4 %); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (на 26,5%); производство машин и оборудования (на 34,8%); производство кокса и нефтепродуктов (на 11,3%); производство готовых металлических изделий (на 31,9%); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (на 15,3 %); производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды (на 17,5%).

Разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области» на 2013 - 2015 годы.

В 2013 году в рамках реализации программы осуществляются следующие мероприятия:

возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита и части стоимости предметов лизинга;

возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования;

возмещение части затрат по инфраструктурно-инженерному обустройству промышленных предприятий (подготовке промышленных площадок);

возмещение нефтяным компаниям части затрат за приобретенное оборудование у тюменских товаропроизводителей;

компенсация части затрат по организации и участию в международных, общероссийских региональных выставках, ярмарках предприятиям-участникам;

возмещение части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг);

возмещение части затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению.

.2 Экономические регионы Тюменской области

Тюменский Юг занимает площадь 161,8 тыс. км2 (11,3 % территории области). Число жителей составляет 1334 тыс. чел. (2003г.), или 40,7% населения области. Эта широтная экономическая зона включает в себя 22 района. Самый северный - Уватский - приравнен к районам Крайнего Севера. Наибольшее развитие здесь получили перерабатывающие отрасли промышленности: машиностроение, деревообработка, промышленность строительных материалов, нефте-газохимия, легкая и пищевая промышленность, а также сельское хозяйство.

Это главная продовольственная база области. В пределах Тюменского Юга можно выделить три внутриобластных экономических района- Тюменский, Тобольский и Ишимский.

Тюменский экономический район сформировался в юго-западной части области. В южной зоне - это наиболее развитый в экономическом отношении регион. Здесь получили развитие все отрасли промышленности и сельского хозяйства, характерные для Тюменского Юга. В пределах района располагается столица нефтяного края - г. Тюмень. Это первый русский город Сибири был основан в 1586 г. Уже в XVIII в. в городе получили развитие кузнечное, кожевенное и мыловаренное производства. Создавались деревообработка и гончарный промысел. Тюмень - родина судостроения в Сибири. После постройки железной дороги в 1885 г. Тюмень стала крупным перевалочным пунктом. Быстрое экономическое развитие города началось с середины XX в., особенно после открытия на Севере месторождений нефти и газа.

Сейчас это экономический, культурный, научный и административный центр области, важный транспортный узел. Ведущую роль в структуре промышленности Тюмени играют машиностроение и металлообработка. Предприятия города производят нефтегазопромысловое оборудование, речные суда, деревообрабатывающие станки, бетоносмесители, автомобильные аккумуляторы, медицинское оборудование, кондиционеры. К числу крупных машиностроительных заводов относятся моторостроительный, нефтемаш, нефтетрансмаш, судо- и станкостроительный, строймаш, медицинского оборудования и инструментов.

Самое крупное предприятие машиностроения расположенное в Тюмени, - АО «Тюменские моторостроители». Оно включает в себя более пятнадцати заводов. Каждый из них имеет свои специализацию и рынок сбыта: авиационный, товаров народного потребления, инструментальный, нефтепромыслового, нестандартного и агропромышленного оборудования.

Акционерное общество входит в состав ассоциации «Сибирь - Дизель -Фермер». Здесь организован выпуск малогабаритных дизельных двигателей по лицензии английской фирмы «Листер-Петтер» для мини тракторов.

Производят двигатели для вертолетов, оборудование для птицефабрик, осуществляют ремонт нефтяного и газового оборудования.

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий области и города - АО «Судостроительный завод». Наиболее известная его продукция - плавучие электростанции «Северное Сияние», которые строились в 60 - 70 годы двадцатого века. Пять таких электростанций, выпущенных заводом, обеспечивают электроэнергией населенные пункты Заполярья. В настоящее время завод изготавливает плавучую буровую установку для ведения работ на шельфе Обской губы.

Старейший станкостроительный завод выпускает деревообрабатывающие станки, работающие практически на всех лесопромышленных предприятиях области, во многих регионах России и в 45 странах мира.

Ни одна стройка Тюменской области не обходится без бетоносмесителей, производимых тюменским заводом строительных машин.

Здесь же выпускают колесные трубоукладчики, сельскохозяйственное оборудование.

Тюменский аккумуляторный завод работает в кооперации с Волжским автомобильным заводом и производит почти пятую часть всех российских автомобильных аккумуляторов.

Тюмень - крупнейший в области центр деревообработки. Действуют один из крупнейших в стране домостроительный комбинат (АО «ДСК-500»).

Основная его продукция - вахтовые комплексы, включающие жилые дома, школы и другие объекты в деревянном исполнении. Завод ДСП 250 - крупнейший в стране по производству древесностружечных плит.

Тюменский фанерокомбинат выпускает особо прочную фанеру, а лесопромышленный комплекс «Тура» - пиломатериалы и паркет.

В городе и расположенных вблизи поселках (Богандинский и Винзили) размещаются предприятия по производству железобетона, блочно- комплектных устройств, деталей крупнопанельного домостроения, стекла и других строительных материалов.

Предприятия легкой промышленности производят шерстяные ткани, обувь, меховые и швейные изделия. Среди этих предприятий выделяется крупнейшая в России Тюменская текстильная корпорация «КРОСНО» Сырье завозят из других районов России, из-за рубежа. Здесь ежегодно выпускают свыше 5 млн. м2 шерстяных тканей и 2 млн. т. шерстяной пряжи.

Большая часть продукции идет на экспорт. В Тюмени широко представлены предприятия пищевой промышленности: булочно-кондитерский и хлебопекарный комбинаты.

Тюмень- крупнейший транспортный узел области. Действуют речной порт, аэропорт, получивший статус международного. Проведена реставрация автовокзального комплекса, ведется расширение пропускной способности и модернизация железнодорожного вокзала. Возведены две тепловые электростанции.

С Тюменью связаны имена многих известных деятелей науки, культуры, образования, общественной жизни и истории страны. В XVIII в. В городе собирал материалы по истории Сибири академик Г. Ф. Миллер. В Тюмени умер исследователь Камчатки Г. В. Стеллер.

Ялуторовск расположен на левом берегу р. Тобол, в 75 км. от Тюмени Основан в 1639 г. на месте городища Явлутура. Статус города получил в 1782 г. С 1829 г. в Ялуторовске стали поселять декабристов, отбывавших срок наказания. Здесь открыт краеведческий Музей памяти декабристов (в доме, где жил Муравьев-Апостол). В городе сохранилось здание, где Якушкин с товарищами создали первую в Сибири женскую школу.

В современном городе расположены лесозавод, мебельная и швейная фабрика. Это крупный центр пищевой промышленности. Действуют молочноконсервный завод, кондитерская фабрика, мясокомбинат, строится предприятие по переработке картофеля.

Открыты медицинское училище и совхоз-техникум, есть филиалы Тюменских вузов.

Заводоуковск получил свое название от винокуренного завода, сооруженного на р. Большой Ук (приток Тобола) в 1792 г. Расположен в 96 км. к Ю.-В.от Тюмени. Это районный центр и железнодорожная станция на линии Тюмень - Омск. В городе действуют машиностроительный завод, выпускающий сельскохозяйственную технику, мебельная фабрика, мясокомбинат. Вблизи Заводоуковска сооружен крупный тепличный комплекс, в котором выращивают овощи с использованием голландских технологий. В окрестностях города обнаружены источники термальных хлоридно-натриевых вод, создана водолечебница.

Ишимский (юго-восточный) экономический район - один из наиболее развитых агропромышленных регионов области.

Центр экономического района - г. Ишим. Расположен на левом берегу р. Ишим (приток Иртыша) в 319 км. к Ю. - В. от Тюмени. Это железнодорожная станция на линии Тюмень - Омск. На его месте в 1670 г. была заложена Коркинская слобода, которая в 1782-м преобразована в город.

В 19 в. - был крупным центром. Действовало 17 предприятий, в том числе: паровая мельница, заводы - пивоваренный, кирпичный, мыловаренный, свечной, 4 кожевенных, 4 салотопенных, 2 маслобойни. Ежегодно в декабре в Ишиме проходила Никольская ярмарка, одна из крупнейших в Западной Сибири, в годы перестройки работа ярмарки возобновилась.

Крупнейшее предприятие Ишима - машиностроительный завод, выпускающий автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы.

Агрегаты для измельчения слежавшихся минеральных удобрений производят на заводе Ишимсельмаш. Действуют мебельная фабрика, деревообрабатывающий комбинат, обувная и швейная фабрики. Освоен выпуск железобетонных изделий. Из предприятий пищевой промышленности работают маслосыркомбинат, винный завод, кондитерская фабрика и крупнейший в области мясокомбинат. Возобновляется ковроткачество.

В 1949 г. открыт учительский (сейчас педагогический) институт. Действуют совхоз-техникум, медицинское училище, работают филиалы Тюменских вузов.

Тобольский экономический район- единственный на юге Тюменской области, где развиваются нефтедобывающая и нефтегазохимическая промышленность. Получили развитие судостроение, деревообрабатывающая, рыбная промышленность. В сельскохозяйственном отношении район развит слабо.

Тобольск основан в 1587 г. отрядом казаков на правом высоком берегу Иртыша. С конца XVI в. до начала XVIII в. был административным центром Сибири.

Главное предприятие города - нефтехимический комбинат. В мае 1974 был заложен первый камень в фундамент этого комбината, а в начале 1985 года отгружены первые тонны продукции. ТНХК стал жемчужиной в российской нефтегазохимической отрасли, постепенно набирая обороты, развивая и совершенствуя новые технологии. Тобольский нефтехимический комбинат - первенец нефтехимии на Тюменской земле - создавался как одно из крупнейших предприятий по комплексной, глубокой переработке углеводородного сырья с месторождений Западной Сибири. Сырьем для комбината является широкая фракция легких углеводородов, получаемая из попутного газа на Нижневартовском, Сургутском, Локосовском, Южно -Балыкском и других газоперерабатывающих заводах Ямала и Югры. Для транспорта ШФЛУ (широкие фракции летучих углеводородов) построены продуктопроводы «Нижневартовск - Южный Балык» и «Южный Балык - Тобольск».

С 1999 года нефтехимкомплекс входит в состав холдинга ОАО «АК СИБУР». Нефтехимкомплекс производит изобутилен,метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), бутадиен. В Тобольске выпускают 50% российского бутадиена самого высокого качества. (Бутадиен - сырье для получения синтетического каучука). Намечено строительство в составе комбината производство пропилена мощностью 200 - 250 тыс. тонн в год и полипропилена мощностью 120 тыс. тонн в год. Полипропилен является одним из перспективных полимерных материалов. Широкий марочный ассортимент полипропилена позволяет использовать его в производстве волокон, пленок, тканевого материала, труб, упаковки, электротоварах и бытовой технике, садового и дачного инвентаря. Создание новых мощностей в составе Тобольского нефтехимического комплекса позволит решить и ряд социальных вопросов: рост уровня занятости населения, как на основном производстве, так и в смежных отраслях, сфере услуг. При этом будет соблюден принцип максимального приближения нефтехимических производств к источникам исходного сырья и топлива.

В Тобольске также действуют деревообрабатывающий завод, мебельная фабрика, рыбозавод, уникальная фабрика художественных косторезных изделий. Развиты судостроение и судоремонт, ковроткачество.

Тобольск - крупный транспортный узел. В городе имеются речной порт, железнодорожный вокзал и аэропорт.

Ближний Север - Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) - имеет площадь 523 тыс. км2, или 36,4 % территории области. Численность населения в начале 2003г. составила 1444 тыс. чел. (43,8 % жителей области). ХМАО - главная нефтедобывающая база страны. Ведутся добыча и переработка попутного газа, развиваются электроэнергетика, нефтегазохимия, лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность. Создана крупная строительная база. Традиционные отрасли хозяйства представлены добычей и переработкой рыбы, пушным промыслом.

В пределах ХМАО можно выделить три экономических района. Средне-Обский, Обско-Кондинский и Березовский. Средне-Обский экономический район включает в себя Нижневартовский, Сургутский и Нефтеюганский административные районы.

Здесь сложился самый мощный на Тюменском Севере территориально-производственный комплекс. Его экономическую основу составляют нефтедобыча, газопереработка, производство электроэнергии, лесозаготовка и деревообработка, промышленность строительных материалов, рыбопереработка. Начинают развиваться нефтегазохимия и автомобилестроение. Между предприятиями экономического района сложились тесные внутренние производственные связи. Сформировались крупные промышленные узлы - Сургутский, Нижневартовский и Нефтеюганский.

Старейший и крупнейший город Тюменского Севера - Сургут. Он основан в 1593 г. Значение Сургута как центра освоения Севера на протяжении его исторического развития менялось. Хорошо об этом написал известный географ Р. М. Кабо: «Город Сургут в эпоху покорения Сибири играл выдающуюся роль, мало сибирских городов могли равняться с Сургутом по размаху и смелости военных подвигов его жителей. С середины XVIII в., после того, как весь север Западной Сибири был прочно закреплен за Московским государством, Сургут быстро обнаружил свою экономическую ненужность как городское поселение в новых условиях исторической жизни. В дальнейший период он влачит жалкое существование реликта давно исчезнувших исторических обстоятельств».

В западной части ХМАО располагается Обско-Кондинский экономический район, включающий в себя Советский, Кондинский, Октябрьский и Ханты-Мансийский административные районы. Занимает около 30% территории автономного округа и дает до 7% промышленной продукции. Это основной лесозаготовительный регион Тюменской области. Здесь получили развитие также деревообработка и нефтяная промышленность, добыча и переработка рыбы.

Ханты-Мансийск - столица одноименного, автономного округа. В 1931 г. в 5 км от с. Самарово началось строительство окружного центра, который с 1932 г. носит название Остяко-Вогульск, а с 1940-го - Ханты-Мансийск. Статус города получил в 1950 г. Расположен в живописной местности- на лесистых холмах, в 16 км от впадения Иртыша в Обь. В городе имеются речной порт и аэропорт, рыбоконсервный комбинат (АО «Аква»), птицефабрика «Югорская».

Березовский экономический район в хозяйственном отношении развит слабо. Он включает в себя Березовский и Белоярский административные районы. Основная отрасль специализации - рыбная промышленность. По территории района проходят магистральные газопроводы из Ямало-Ненецкого автономного округа в европейскую часть страны. Это территория развития традиционных отраслей хозяйствования народностей Севера, коренные жители района сохранили свои самобытные традиции, и национальную культуру.

Дальний Север - Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) -имеет площадь 750,3 тыс. км2, или 52,3 % территории области. Численность населения в начале 2003 г. составила 513 тыс. чел. (15,5 % жителей области).

Экономика округа с освоением крупнейших месторождений газа развивается быстрыми темпами. Здесь сформировался крупнейший газодобывающий район страны. Ведется добыча нефти, конденсата, развиваются газохимия, традиционные отрасли деятельности народов Севера: рыбный и пушнойпромыслы, оленеводство.

На территории округа выделяются три экономических района, различающихся специализацией хозяйства и перспективами развития: Нижнеобско-Ямальский экономический район расположен на западе округа, включает Шурышкарский, Приуральский и Ямальский административные районы, граничит с Республикой Коми по хребтам Приполярного и Полярного Урала. В пределах Полярного Урала обнаружены и разведаны многочисленные месторождения разнообразных полезных ископаемых. Это рудные ископаемые: железные руды (общий ресурс до 1,4млрд. тонн), руды хрома - хромиты (содержание хрома до 68%). Всего известно около 30 месторождений хрома, расположенных в Шурышкарском и Приуральском районах. Из других рудных ископаемых следует отметить: руды молибдена, ниобия и тантала, золота, серебра и другие.

Многие из месторождений детально изучены, готовы к эксплуатации и недалек тот день, когда Полярный Урал станет составной частью металлургического комплекса страны. Нерудные полезные ископаемые (минеральное строительное сырье, строительный и облицовочный камень, поделочные и коллекционные камни и др.) играют важную роль в развитии экономики района и освоении нефтегазовых месторождений. Так комбинат нерудных материалов в поселке Харп производит высококачественный щебень, который используют для отсыпки дорог с твердым покрытием и в крупнопанельном домостроении.

Большое значение для экономики района играет долина Нижней Оби, которая является благоприятным местом для нерестилища рыб ценных пород: осетровых и сиговых. На высоких речных террасах расположены деревни, поселки, жители которых издавна занимаются охотой, рыболовством, разводят крупный рогатый скот, выращивают овощи в закрытом грунте. Русские крестьяне проживают здесь более четырех столетий, они сохранили свои характерные, специфические черты ведения хозяйства.

.3 Приоритеты территориального развития Тюменской области

В состав Тюменской области входят 5 городских округов, 21 муниципальный район и 293 сельских поселения. Административный центр - город Тюмень с населением 588,6 тыс. человек (на 1 января 2008 года). Другие крупные города - Тобольск (104 тыс. человек), Ишим (64 тыс. человек), Ялуторовск (37 тыс. человек), Заводоуковск (25 тыс. человек). Уватский район относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера, поэтому в населенные пункты района осуществляется сезонный завоз товаров.

Экономически активная территория составляет менее трети общей площади области и располагается, в основном, вдоль магистральных линий железных дорог, остальную территорию области составляют леса, водные пространства, болота и заболоченные территории. Последние являются существенным ограничением хозяйственной деятельности и расселения.

Внутрирегиональное, муниципальное развитие имеет столь же важное значение для стратегического развития области, как и отраслевые программы, стратегии фирм и предприятий, расположенных на ее территории. Поэтому одним из стратегических направлений развития Тюменской области должно стать повышение эффективности использования имеющегося потенциала муниципальных образований для достижения высокого уровня социально-экономического развития.

Реализация данного направления должна обеспечить решение ключевой проблемы муниципального развития - снижения существующего высокого уровня дифференциации экономического потенциала и социально-экономического развития муниципальных образований области.

Резкая дифференциация социально-экономического положения области проявляется при сравнительном анализе ряда основных параметров. Так, межмуниципальные среднедушевые различия по объемам отгруженной продукции промышленности достигают 213 раз, продукции сельского хозяйства - 95 раз, по объему работ, выполненных в строительстве - 21,4 раз, обороту розничной торговли - 11,5 раз, объему платных услуг - 13,8 раз, инвестициям в основной капитал за счет всех источников - 50,3 раз.

Это свидетельствует о неравномерности размещения производительных сил по территории области.

промышленный политика стратегия экономический

Таблица 2.1

Оценка основных параметров социально-экономического развития районов и городов Тюменской области за 2011 год

Название района

Среднегодовая численность населения

Объем отгруженной продукции промышленности

Продукция сельского хозяйства

Объем работ, выполненных в строительстве

Оборот розничной торговли

Объем платных услуг

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

Уровень регистрируемой безработицы

Абатский

22,5

352,5

1265,3

204

381,56

87,22

340,7

1,57

Армизонский

10,1

63,0

729,3

86,6

214,05

55,88

122,5

3,54

Аромашевский

13,3

51,5

710,3

41,2

236,52

67,13

291,1

1,26

Бердюжский

12,2

77,1

705,7

183,4

225,42

75,91

271,1

4,56

Вагайский

23,7

54,3

752,8

222,3

334,22

80,20

500,6

1,67

Викуловский

17,7

112,8

1147,5

407,5

404,37

83,72

536

0,92

Голышмановский

28,4

190,9

1401,3

180,9

594,43

124,64

449,3

0,94

Заводоуковский г.о.

45,8

3009,2

2235,8

919,6

1575,39

518,24

1139

1,57

Исетский

25,9

288,9

1608,5

108,9

568,86

125,40

570,7

2,64

Ишимский

32,7

279,2

2854,8

122,5

616,37

158,75

2,51

Казанский

22,4

150,1

1514,0

123,2

464,57

106,44

688,9

2,37

Нижнетавдинский

24

75,4

1390,1

1589,9

434,13

86,99

1972,1

1,16

Омутинский

20,2

783,2

812,4

158,7

424,65

114,43

248,6

2,36

Сладковский

14,4

81,0

862,0

122,9

268,35

70,64

457,6

4,63

Сорокинский

11,3

115,1

575,9

138

203,94

62,11

184,8

7,67

Тобольский

23,0

42,3

1106,0

558,7

429,43

102,13

671,3

4,48

Тюменский

92,5

7389,4

7626,6

3169,8

3348,84

1319,24

4218,2

1,65

Уватский

19,3

7570,0

219,1

548,1

1070,72

172,66

11782

1,77

Упоровский

21,2

99,8

2002,7

137,8

393,05

82,13

842,7

3,9

Юргинский

12,4

95,0

496,0

77,5

217,83

75,81

217,9

6,76

Ялуторовский

15,6

35,5

891,6

54,8

326,99

46,98

240

3,66

Ярковский

24,6

145,6

656,1

180,7

389,56

91,40

1058,4

0,84

г.Тюмень

583,4

48591

580,3

17274

94622,85

24262,36

33496

0,3

г.Тобольск

104,1

8709,3

175,2

3742,2

6414,17

2137,24

2739,9

1,53

г.Ишим

64,2

3847,4

392,9

865,8

3422,14

920,81

1231,9

0,75

г.Ялуторовск

36,9

3615,2

317,9

323,7

1464,57

541,87

1040,5

1,36


Не менее серьезной проблемой является также прогрессирующая дифференциация по большинству из приведенных показателей за период с 2000 по 2007годы.

Таблица 2.2

Оценка степени межрайонной дифференциации по основным параметрам социально-экономического развития районов и городов Тюменской области

Показатель

Степень дифференциации, раз


2000 год

2010год

Объем отгруженной продукции промышленности

88,1

213

Продукция сельского хозяйства

75,9

95

Объем работ, выполненных в строительстве

91,83

21,4

Оборот розничной торговли

9,12

11,5

Объем платных услуг

16,46

13,8

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников

49,33

50,3


Существование значительных контрастов между различными городами и районами области по базовым характеристикам состояния экономики и социальной сферы обусловливает необходимость отвлечения возрастающих объемов финансовых ресурсов на цели сокращения внутрирегиональных различий в доходах населения, межмуниципального выравнивания текущего потребления основных социально-значимых благ и услуг, что сужает возможности финансирования из областного бюджета приоритетных проектов регионального развития, связанных с обеспечением конкурентных позиций области в долгосрочной перспективе.

Основные факторы развития муниципальных районов и городов области.

Главной задачей территориального аспекта Концепции долгосрочного развития Тюменской области является создание в каждом муниципальном образовании устойчивой экономической базы, обеспечивающей снижение межмуниципальных контрастов и достижение достаточно высокого уровня и условий жизни населения во всех городах и районах региона.

Предполагается выделение нескольких внутриобластных «зон опережающего развития», располагающих наилучшим набором предпосылок для развития новых, «прорывных» направлений деятельности, в том числе:

Тюменская зона создания инновационных технологий (г.Тюмень и Тюменский район);

Тобольская нефтегазохимическая зона (г.Тобольск);

Тюменская агропромышленная зона (сельскохозяйственные районы);

Тюменская транспортно-логистическая зона (города Тюмень, Тобольск, Ишим);

Уватская нефтедобывающая зона;

Тюменская туристско-рекреационная зона (г.Тобольск, г.Ялуторовск, г.Тюмень, Исетский, Тобольский, Тюменский и Уватский районы).

Указанные территории могут стать основой для формирования географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний - кластеров.

Зоны опережающего развития Тюменской области

Успешное достижение целей, решение задач социально-экономического развития юга Тюменской области в средне- и долгосрочной перспективе диктует необходимость совершенствования пространственной организации ее производительных сил, которое целесообразно рассматривать как одну из составляющих пространственного развития всего Уральского федерального округа, предполагающую, с одной стороны, повышение гибкости территориальной структуры хозяйства УФО, ослабление ее чрезмерной привязанности к сложившейся энерго-сырьевой базе, а, с другой стороны, преодоление сконцентрированности деловой активности в ограниченном числе региональных торгово-финансовых центров.

Инновационный социально-ориентированный путь развития Уральского федерального округа опирается, таким образом, на многополярное развитие территории. Перспективный каркас территориальной структуры производства и расселения УФО должен быть сформирован с учетом возрастающей роли новых региональных центров инновационного экономического роста, отличающихся федеральным уровнем значимости и обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе - зон (территорий) опережающего развития (ЗОР).

Одним из ключевых инструментов реализации инновационного социально-ориентированного сценария пространственного развития УФО, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, должно стать также развитие имеющих федеральную значимость транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктур, что позволит существенно повысить взаимосвязанность территорий федерального округа.

Различные территории Тюменской области вошли в состав двух крупных зон опережающего развития УФО - «Уральской промышленной» ЗОР и «Южно-Уральской сельскохозяйственной» ЗОР, которые охватывают преимущественно западную, центральную и южную части Тюменской области (без АО), ориентируясь вдоль существующих транспортных магистралей, в частности, Тюмень - Сургут, Транссибирской магистрали (участок от Тюмени до Омска), которые в связи с этим могут обоснованно рассматриваться как полноценные коридоры (оси) роста.

В две вышеуказанные крупные ЗОР Уральского федерального округа вошло шесть региональных ЗОР юга Тюменской области (рисунок № 2.4).

Крупная ЗОР «Уральская промышленная» расположена в западной части Тюменской области и протянулась в меридиональном направлении с юга на север, вдоль железной дороги от Тюмени до Салыма (ХМАО-Югра), в районах сосредоточения промышленных предприятий и предполагаемой реализации наиболее крупных инвестиционных проектов. Основные виды деятельности, намечаемые к развитию в данной ЗОР - нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия, нефтесервис, машиностроение, научно-образовательный комплекс, лесопромышленный комплекс.

В состав этой крупной зоны УФО входят следующие региональные зоны опережающего развития Тюменской области: «Тюменская зона создания инновационных технологий (г.Тюмень и Тюменский район)» (Т-З на рис.2.3), «Уватская нефтедобывающая зона» (Т-1), «Тобольская нефтехимическая зона (г.Тобольск)» (Т-5), «Тюменская транспортно-логистическая зона (г.Тюмень, г.Тобольск, г.Ишим)» (Т-2). На основе существующих культурно-исторических ценностей и природных предпосылок выделена также «Туристско-рекреационная зона» (Т-6).

«Тюменская зона создания инновационных технологий (г.Тюмень и Тюменский район)» (Т-З на рис. 2.3), которая в основном будет специализироваться на инновациях в нефтегазовом секторе экономики, включая все элементы технологической цепочки. Сосредоточение крупных НИИ России в области геологии и геофизики, разведки нефтяных и газовых месторождений, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья в Тюмени явилось существенной предпосылкой для организации подобного технопарка.

На территории указанной региональной ЗОР планируется (или уже реализуется) несколько инвестиционных проектов (часть из них - совместно с иностранными компаниями) в машиностроении - по созданию бурового и нефтепромыслового оборудования, а также в нефтепереработке, предполагающих расширение существующих мощностей НПЗ. Новые направления, не связанные с нефтяной промышленностью, представлены, в частности, строительством металлургического завода по производству сортового проката в Тюмени.

Рисунок № 2.3. Зоны опережающего развития Тюменской области (без автономных округов)

Федеральная значимость региональной ЗОР «Уватская нефтедобывающая зона» (Т-1) определяется наличием существенных запасов углеводородных ресурсов и инвестиционных проектов крупных нефтедобывающих компаний по их освоению, включая «Уватский проект» компании «ТНК-ВР». Данная ЗОР располагается на севере Тюменской области в Уватском районе в относительно малонаселенном районе. Основная специализация зоны - добыча топливно-энергетических ресурсов. В дальнейшем планируется как расширение добычи, так и создание электроэнергетических мощностей, работающих на попутном нефтяном газе. Наряду с нефтяной промышленностью, на территории данной ЗОР перспективно развитие лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств.

Региональная «Тобольская нефтегазохимическая зона (г.Тобольск)» достаточно компактна и охватывает район г.Тобольска, расположенного на железнодорожной линии, соединяющей юг Тюменской области и северные автономные округа. Опережающее развитие данной ЗОР обусловлено намечаемой реализацией масштабных проектов по модернизации и расширению мощностей по первичной переработке широкой фракции легких углеводородов, созданию новых нефтехимических производств глубокой переработки, а также возможным созданием особой экономической зоны.

Основной предпосылкой формирования региональной «Тюменской транспортно-логистической зоны (г. Тюмень, г. Тобольск, г. Ишим)» (Т-2) является ее привязанность к местам пересечения важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток (из Европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток) и с Севера на Юг (связывающих северные автономные округа - крупнейшие районы добычи нефти и газа - с остальными регионами РФ и обеспечивающими выход на страны Центральной Азии). Как ожидается, крупные городские центры - города Тюмень, Тобольск, Ишим - могут стать центрами логистики и предоставления разнообразных транспортных услуг. Для формирования указанной ЗОР необходимы строительство и модернизация транспортной инфраструктуры (в том числе реконструкция федеральных дорог, проходящих по территории региона), строительство в указанных городах области транспортно-логистических центров международного уровня для обслуживания транзитных грузоперевозок, создание условий для развития интермодальных перевозок грузов по национальным и международным транспортным коридорам, создание соответствующей системы информационного обеспечения.

В рамках данной ЗОР предусматривается реализация проектов в сфере логистики, а также проектов, предполагающих развитие транспортной инфраструктуры. Необходимо строительство нескольких логистических комплексов в г.Тюмени, в том числе комплексов класса «А», логистических центров в г.Тобольске и г.Ишиме. С целью развития транспортной инфраструктуры планируется завершить строительство автомобильных дорог «Обход города Тюмени», Тюмень-Нижняя Тавда-Междуреченский, осуществить реконструкцию федеральных автомобильных дорог Тюмень-Ханты-Мансийск, через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск и Тюмень-Ишим-Омск, ряда региональных дорог, осуществить развитие железнодорожной инфраструктуры, инфраструктуры речного транспорта, а также дальнейшее развитие международного аэропорта «Рощино», включая строительство современного пассажирского и грузового терминалов.

Региональная «Туристско-рекреационная зона» (Т-6), хотя и не имеет федеральной значимости, но важна, как с точки зрения реализации туристско-рекреационного потенциала Тюменской области в рамках УФО, так и с позиций обеспечения условий для комфортабельного и доступного отдыха населения области, т.е. в конечном итоге, нацелена на повышение качества жизни в регионе. ЗОР охватывает г.Тобольск, Тобольский район (Абалакский природно-исторический комплекс), г.Тюмень, г.Ялуторовск, Исетский, Тюменский, Уватский районы и предполагает развитие сферы туристско-рекреационных услуг, опирающееся на большое историческое и архитектурное наследие, а также уникальные природные ландшафты области.

Крупная «Южно-Уральская сельскохозяйственная» ЗОР УФО, основной специализацией которой является производство и переработка продукции, ориентированной на массового потребителя крупных городских центров (животноводческой, в т.ч. птицеводства, свиноводства; продукции овощеводства; пищевой промышленности, в т.ч. производство молочной, маслосыродельной продукции, напитков и т.д.), охватывает южную часть Тюменской области.

В состав данной крупной зоны УФО на территории Тюменской области входит региональная ЗОР - «Тюменская агропромышленная зона» (Т4). Предпосылками формирования указанной региональной ЗОР являются высокопродуктивные почвы, в особенности отдельных территорий в Заводоуковском, Упоровском, Исетском и Казанском районах, а основными районами развития АПК являются Заводоуковский, Исетский, Ишимский, Тюменский и Ялуторовский, формирующиеся вблизи крупных центров переработки сельскохозяйственной продукции в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске.

На территории данной зоны планируется реализация целого ряда инвестиционных проектов в АПК. Основная часть проектов предполагает строительство новых, модернизацию и расширение производства на существующих молочных комплексах, а также молокоперерабатывающих предприятиях (города Ялуторовск, Ишим, Омутинский район) и создание свиноводческих комплексов с последующей переработкой сырья (Ишимский район). Предполагается, что на территории указанной ЗОР будет также построен завод по производству семян элитных репродукций (Заводоуковский район), создано производство новых видов композитных смесей для нужд хлебопечения и кондитерской промышленности, реконструирована птицефабрика (Тюменский район).

Таким образом, все региональные зоны опережающего развития Тюменской области в достаточной мере подкреплены заявленными инвестиционными проектами, реализация которых будет способствовать трансформации структуры экономики, повысит уровень ее диверсификации, увеличит устойчивость к внешним факторам воздействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом современных тенденций необходимо сосредоточить усилия региональных органов власти на ключевой задаче в инвестиционной сфере - создание эффективной структуры инвестиционной деятельности, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций, эффективную государственную поддержку инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.

Важным направлением модернизации промышленности региона является обеспечение устойчивого развития предприятий. В сложной, требовательной и постоянно меняющейся внешней среде многие компании мира осуществляют стратегию устойчивого развития, что обеспечиваем им необходимую конкурентоспособность и долгосрочный успех. Данная стратегия предполагает системный подход к управлению различными аспектами деятельности организации, включая инновации. В 2010 г. в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».

Промышленная политика в долгосрочной и среднесрочной перспективе должна формироваться исходя из скоординированности принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития Тюменской области требует синхронизации таких направлений региональной политики, как: стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в муниципальных образованиях на основе конкурентных преимуществ; координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиций предприятий с учетом приоритетов пространственного (и отраслевого) развития и ресурсных ограничений, сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в муниципальных образованиях с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Тюменская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа.

Административный центр - г. Тюмень.

Граничит с Курганской, Свердловской, Омской, Томской областями, Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Красноярским краем, Пермским краем. На юге имеет внешнюю границу с Казахстаном.

По объёму произведенной промышленной продукции Тюменская область занимает 1 место в России. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4 % объёма промышленного производства области. Значительная часть нефти (64 %) и газа (91 %) страны добывается в Тюменской области. Основная направленность предприятий машиностроения региона: нефтепромысловое, геологоразведочное, нефтеперерабатывающее оборудование, тракторные прицепы, деревообрабатывающие станки. В химической и нефтехимической промышленности осуществляется выпуск бутадиена, синтетических смол, полиэтиленовых труб. Производится около трети объемов сжиженного бытового газа. Лесная промышленность представлена в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями. Значительную часть древесины вывозят в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова).

Основой экономики города является нефтегазовая промышленность. В городе расположены штаб-квартиры или представительства крупных добывающих компаний. Также в городе действуют предприятия машиностроения, нефтесервиса, деревообработки, промышленной химии, лёгкой и пищевой промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Велихов Е.П., Бетелин В.Б., Кушниренко А.Г. Промышленность, инновации, образование и наука в России. М.: Наука, 2009. С. 25-26.

. Гайдар Е. Долгое время. Россия и мир: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. С. 97.

. Гельман В. Тупик авторитарной модернизации // Pro et Contra. 2009. № 5-6. С. 56.

. Гринберг Р. Становление новой экономической системы. Общий ход реформы // Рос.экон.журнал. 2009. № 3-4. С. 5.

. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Левада Ю.А. Проблема элиты в сегодняшней России. М., С. 327.

. Заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. URL.

. Клейнер Г. Системная парадигма и экономическая политика // Общ- ственные науки и современность. 2007. № 2. С. 142.

. Колодко Г. Институты, политика, экономический рост // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 47.

. Кузнецов Б., Галиуллина Г. Синергетический менеджмент - пропуск в будущее // Экон.синергетика: сб. науч. тр. Набережные Челны: Изд-во Кам.гос.инж.-экон.акад., 2007. С. 11.

. Лексин В. Либеральная Россия как реальность и как перспектива //Рос. экон. журнал. 2010. № 1. С. 43.

. Лексин В. Россия до, во время и после глобального кризиса // Рос. экон.журнал. 2009. № 7-8. С. 5.

. Лопатина А.Н. От «Вашингтонского консенсуса» к «Пекинскому»// США и Канада: экономика-политика - культура. 2010. № 9. С. 65-69.

. Модернизация России как условие ее успешного развития в XXI веке / отв. ред. А.Н. Аринин. М.: Рос. полит. энциклопедия, 2010. С. 54

. Романова О.А. Промышленная политика с позиции экономической синергетики // Синергетическое управление социально-экономическим развитием: тр. междунар. науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2010.

. Романова О.А. Промышленная политика: эволюция механизма реализации / Совр.конкуренция. 2008. № 6. С. 32-45.

. Россия ХХI века: образ желаемого завтра. М.: Экон - Информ, 2010.

. Стиглиц Дж., Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост-Вашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. № 8.С. 26, 27.

. Татаркин А., Романова О. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход // Экономика региона 2007. № 3. С. 21.

. Травкина Н. 2010: США перед выбором // США и Канада. 2010. № 9. С. 20.

. Язев В.А. Возможности редкоземельной продукции // Промышленная политика в Российской Федерации. 2011. № 1-3. С. 3-5.

. Ясин Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 7. С.6.

22. Яшин С.Н., Мурашова Н.А. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности регионов// ИнВестРегион № 3/ 2010.- С. 3-8

Похожие работы на - Территориальная организация промышленности по Тюменской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!