№ п/п
|
Предприятия
|
Квадрат стратегии
|
Формулировка стратегии
|
1.
|
Стройтрансгаз
|
1
|
Концентрация, вертикальная интеграция, централизованная
диверсификация
|
2.
|
Нефтегаз
|
4
|
Централизованная диверсификация, конгломеративная
диверсификация, совместное предприятие
|
3.
|
Глобалстрой-инжиниринг
|
3
|
Сокращение расходов, диверсификация, сокращение, ликвидация
|
4.
|
Стройгазмонтаж
|
1
|
Концентрация, вертикальная интеграция, централизованная
диверсификация
|
Построение матрицы McKinsey по данным предприятия ООО ИСК "Нефтегаз". Для
построения матрицы рекомендуется выполнить следующие шаги:
Оценить привлекательность отрасли, выполнив следующие процедуры:
А) выбрать существенные критерии оценки (ключевые факторы успеха для
данного отраслевого рынка);
Б) Присвоить вес каждому фактору, который отражает его значимость в свете
корпоративных целей (сумма весов равна единице);
В) дать оценку рынка по каждому из выбранных критериев от единицы (не
привлекательный) до пяти (очень привлекательный);
Г) умножив вес на оценку и просуммировав полученные значения по всем
факторам, получим взвешенную оценку / рейтинг привлекательности рынка данной
Таблица 10.1 - Оценка привлекательности отрасли
Таблица 10.2 - Оценка конкурентной позиции в отрасли
Составляем матрицу "привлекательности отрасли - конкурентной
позиции" для ООО ИСК "Нефтегаз"
Рисунок 3 - Матрица "привлекательность отрасли - конкурентная
позиция"
Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey очевидны: ООО ИСК
"Нефтегаз" попадает в квадрат "Успех" в
высокопривлекательной отрасли с хорошей конкурентной позицией.
Для позиции "успех" характерны наивысшая степень
привлекательности рынка и относительно сильные преимущества на нём.
Предприятие, очевидно, будет одним из лидеров на данном рынке, а угрозой для
него может быть только усиление некоторых позиций отдельных конкурентов.
Поэтому стратегия предприятия, которое пребывает в такой позиции, должна быть
нацелена на защиту своего состояния в большинстве своём с помощью
дополнительных инвестиций.
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта
(управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой
единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях
отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения
людей. Взаимодействие между ними реализуется в управленческих отношениях с
принятием управленческих решений. Для эффективного взаимодействия необходимо,
чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали
самостоятельностью и в то же время были заинтересованы во взаимодействии. В
нашей организации субъекты и объекты управления соотносятся как две части
одного целого.
. Разработка и обоснование оргструктуры предприятия
Субъекты управления в фирме ООО "ИСК Нефтегаз":
· Генеральный директор OOO "ИСК Нефтегаз"
· Помощник генерального директора
· Делопроизводитель
Объекты управления в фирме ООО"ИСК Нефтегаз":
· Заместитель генерального директора по общим вопросам
· Заместитель генерального директора по развитию
· Заместитель генерального директора по производству
· Заместитель генерального директора по вопросам безопасности
· Заместитель генерального директора по экономике и финансам
· Директор по персоналу
· Главный инженер
· Главный бухгалтер
· ОМТС
· Секретарь
· Маркетолог
Руководство текущей деятельностью нашей организации осуществляется
единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором.
Генеральный директор осуществляет следующие функции:
· без доверенности действует от имени фирмы, в том числе
представляет его интересы и совершает сделки;
· выдает доверенности на право представительства от имени
общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
· издает приказы о назначении на должности работников общества,
об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные
взыскания;
· осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или
уставом общества к компетенции участников организации.
Помощник генерального директора принимает участие в переговорах,
деловых встречах, специальных приемах; ведет протоколы и иные документы,
оформляющие ход и результат встреч, переговоров. Так же по поручению
генерального директора он обязан согласовывать отдельные вопросы с работниками
структурных подразделений, доводит до них указания и распоряжения руководителя;
контролирует исполнение указаний и распоряжений. Помощник генерального
директора осуществляет сбор материалов и информации, необходимых генеральному
директору, подготавливает аналитические, информационные, справочные и иные
материалы и представляет их руководителю; ведет делопроизводство, получает
поступающую на рассмотрение генерального директора корреспонденцию, принимает
документы и личные заявления на подпись генерального директора, ведет их учет и
регистрацию, передает руководителю.
Секретарь относится к категории специалистов предприятия, принимается и
увольняется генеральным директором. В своей деятельности секретарь
руководствуется: - законодательными актами РФ; - Уставом предприятия; -
Положением о функциональных службах предприятия; - приказами (указаниями)
руководства предприятия; - нормативно-методическими материалами по организации
делопроизводства; - настоящей должностной инструкцией.
Делопроизводитель в организации принимает и регистрирует корреспонденцию, а
так же направляет ее в структурные подразделения. В соответствии с резолюцией
руководителей предприятия он передает документы на исполнение, оформляет
регистрационные карточки или создает банк данных. Делопроизводитель ведет
картотеку учета прохождения документальных материалов, осуществляет контроль
над их исполнением, выдает необходимые справки по зарегистрированным
документам, отправляет исполненную документацию по адресатам.
В период временного отсутствия генерального директора заместитель
генерального директора по общим вопросам осуществляет его функциональные
обязанности, в том числе имеет право второй первой подписи. Он обеспечивает
соблюдение методических и нормативных материалов других органов, касающихся
деятельности предприятия. Также он определяет профиль, специализацию и
особенности структуры предприятия, формирует перспективы научного,
технического, экономического и социального развития предприятия. Заместитель
генерального директора по общим вопросам определяет кадровые ресурсы
предприятия. В его обязанности также входят определение структуры и содержания
управленческих технологий в процессе оказания юридических и консультативных
услуг предприятием, определение порядка заключения и исполнения хозяйственных и
финансовых договоров, разработка и внедрение научно-технических достижений и
передового опыта в юридической отрасли в практику юриспруденции.
В деятельность заместителя генерального директора по развитию
входят следующие должностные обязанности:
· Организация технического развития общества, обеспечение и
внедрение современных технологий и методов работы, а также совершенствование
работы технических служб общества.
· Руководство разработкой перспективных планов развития
общества, реконструкции и модернизации, мероприятий по предотвращению вредного
воздействия предприятия на окружающую среду и созданию наиболее благоприятных и
безопасных условий труда и повышению культуры предприятия.
· Определение пути реализации комплексных программ по всем
направлениям совершенствования, реконструкции и технического развития общества.
· Организация разработки и выполнения планов внедрения новой
техники и технологии, планов организационно-технических мероприятий, планов
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Сегодня от Директора по персоналу в компании очень многое зависит.
Ведь он не просто руководитель, а проводник изменений, способный создать для
компании дополнительную рыночную ценность через привлечение дефицитных
квалифицированных кадров, оптимизацию деятельности и создание кадрового
резерва. Директор по персоналу всегда находится между двух огней. С одной
стороны, руководство компании, собственники и акционеры, с другой - персонал.
Работодатели хотят получить и приумножить прибыль, сотрудники - увеличить свой
доход и повысить уровень квалификации. Миссия директора по персоналу
заключается в том, чтобы направить эти желания на достижение обоюдовыгодных
целей.
Заместитель генерального директора по производству организует своевременный выпуск
качественной продукции службами предприятия, находящимися в его непосредственном
подчинении, обеспечивает внедрение в производство новейших методов и систем
планирования и организации производства. Он назначается из числа инженеров с
высшим образованием и с большим практическим опытом в области планирования и
организации производства.
Должностные обязанности заместителя генерального директора по
производству:
. Повседневное руководство деятельностью цехов, выпускающих продукцию
предприятия.
. Руководство выполнением отдельных заданий по производству продукции на
экспорт, целевого назначения.
. Организация работы по выпуску продукции народного потребления как из
полноценного сырья и материалов, так и из отходов производства.
. Обеспечение внедрения и соблюдения утвержденных стандартов и
технических условий, а также применения современных средств и методов измерений
и испытаний при производстве продукции, обеспечение контроля за состоянием этих
средств и соблюдения установленного порядка их использования.
. Разработка и осуществление мер по повышению качества продукции,
систематический анализ ее технического уровня. Главный инженер
обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его
постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности
труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), рациональное
использование производственных ресурсов, высокое качество и
конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг, соответствие
выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим
условиям и требованиям технической эстетики, а также их надежность и
долговечность. В соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия на
среднесрочную и долгосрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по
реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия
производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов,
созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры
производства. Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники
и технологии, проведения организационно-технических мероприятий,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Обеспечивает
эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку
производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования,
достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства.
В обязанности заместителя генерального директора по экологической
безопасности входят:
· формирование экологической политики;
· предупреждение проявления антропогенных факторов
экологической опасности;
· минимизация последствий проявления природных факторов
экологической опасности;
· разработка и совершенствование природоохранного
законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.
· определение и оценка комплекса факторов экологической
опасности, проявляющихся данной территории;
· нормирование воздействий на окружающую среду;
· контроль источников воздействия на окружающую среду;
Основные обязанности заместителя генерального директора по экономике и
финансам: - Реструктуризация и оптимизация финансовой структуры. -
Выстраивание единой системы управленческого учета. - Антикризисное управление.
Хеджирование (снижение рисков и потерь). - Бюджетирование и анализ
эффективности выполнения бюджета. - Подготовка ежедневных, ежемесячных,
квартальных и годовых отчетов. - Управление денежными потоками - исполнение
платежного календаря. - Восстановление бухгалтерского и налогового учёта,
приведение их в соответствие с новыми справочниками статей доходов и расходов
для целей автоматизации. - Систематическая подготовка управленческих отчетов по
финансовой деятельности для акционеров.
Главный бухгалтер должен быть способен руководить людьми, ставить задачи перед
коллективом и контролировать их выполнение. Кроме того, такой специалист должен
уметь работать с большим объемом информации, грамотно распределять свое время.
Главный бухгалтер - это работник предприятия, который:
· назначается на должность и освобождается от должности
руководителем предприятия;
· подчиняется непосредственно руководителю предприятия и несет
ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета,
своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;
· обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных
операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением
обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению
хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и
сведений обязательны для всех работников предприятия. Без подписи главного
бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства
считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Организационная структура предприятия представлена в приложении 1.
Функции предприятия:
· строительство объектов нефтегазового комплекса;
· контроль качества продукции;
· полное удовлетворение требований потребителя;
· поддержание конкурентоспособности на рынке трубопроводного
строительства;
· усовершенствование технологий и оборудования;
· контроль качества на всех этапах строительства;
· диагностика технического состояния существующих объектов;
· планирование и прогнозирование деятельности предприятия;
· ведение бюджетного учёта в соответствии с Законодательством
РФ и др. нормативными актами;
· ведение финансовых операций;
· начисление и выплата заработной платы сотрудникам компании;
· ведение делопроизводства, учёт документации;
. Разработка базовых стратегий и стратегии конкурентоспособности
конкурентный стратегия рынок swot
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является
стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания
деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении
стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление
развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы
взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей
среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что
она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на
вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь
своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание
стратегии исключает определенность в поведении организации, так как стратегия,
помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в
изменяющейся ситуации. Стратегии функционирования отражают поведение организации
на рынке в связи с реализацией выпускаемых ею товаров и услуг.
Стратегии функционирования отражают поведение организации на рынке в
связи с реализацией выпускаемых ею товаров и услуг. По мнению американского
исследователя М; Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегий:
лидерства в низких издержках, дифференциации и фокусирования.
На нашем предприятии уместна стратегия функционирования, а именно
лидерства в низких издержках, т.к. она направляет организацию на создание устойчивого преимущества в издержках перед другими
конкурентами и использовании этого преимущества либо предложение более низких
цен и увеличения своей доли рынка за счет конкурентов.
Можно выделить следующие условия для разработки успешной стратегии
развития ООО ИСК "Нефтегаз":
) всегда отдавать предпочтение действиям, которые позволят фирме усилить
свою конкурентную позицию на длительный срок;
) осознавать, что продуманная долгосрочная стратегия создает предприятию
сильные конкурентные позиции и положительную деловую репутацию в отрасли;
) избегать ситуации "застрявшего на полпути", поскольку попытки
найти компромисс между стратегией низких издержек и стратегией дифференциации
ни к чему хорошему не приводят;
) лучшее вложение средств - вложение в создание прочных конкурентных
преимуществ;
) не применять стратегий, успешных только при благоприятных условиях;
) не атаковать сильных конкурентов, не имея "запаса прочности";
) использовать все возможности для углубления дифференциации;
Корпоративная стратегия - это общий план управления компанией, который
направлен на нахождение способов и методов утверждения диверсифицированной
компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также
действий и подходов, способствующих улучшению деятельности групп предприятий, в
которые диверсифицировалась компания.
Разработка корпоративной стратегии определяется следующими действиями:
· действия по достижению диверсификации;
· шаги по оптимизации общих показателей работы в тех отраслях,
где уже действует фирма;
· нахождение путей получения синергического эффекта среди
родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное
преимущество;
· создание инвестиционных приоритетов и мобилизация ресурсов
корпораций в наиболее перспективные области.
Корпоративная
стратегия создается руководителями высшего звена - топ-менеджерами
<#"724299.files/image006.gif">
Рис. 4 Схема реструктуризации компании ООО ИСК
"Нефтегаз"
Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить
проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы
развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в бизнес. При проведении
диагностики осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной
деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также
изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.
Третий этап - разработка стратегии и программы реструктуризации. На этом
этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько
альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются
методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются
возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев
собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или
иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым
разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются
стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные
целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных
ограничений.
Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с
разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в
работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы
программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются
целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных
значений, компания осуществляет корректировку программы.
И, наконец, пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и
оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию
программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей,
анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной
работе.
Целевая стратегическая программа предприятия. Опыт показывает, что
организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем
организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей
планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации,
расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой
специалистов и рабочих.
Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как
основное средство использования экономических законов в процессе
хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.
Рынок, оказывая воздействия на деятельность фирмы, требует не просто
планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку
и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям.
Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется
организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия
рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы
обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.
Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Это
явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному
планированию, отличается от него. Основное отличие - в трактовке будущего. В
системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно
предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций
обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому
при планировании ставятся оптимистические цели.
В системе стратегического планирования не делается предположение, что
будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя сложившиеся
тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное
место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции,
опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в
настоящее время тенденции.
Еще одно отличие состоит в том, что стратегия - это не индикатор времени,
а направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных
идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде.
Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование
которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.
Основной принцип стратегического планирования - адаптивность, что
предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит
организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем
окружении.
Основная задача при стратегическом планировании - адаптация организации к
внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации
к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей,
которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без
концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной
внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять
ситуацию внутри организации, се слабые и сильные стороны и активные силы.
При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения,
которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также
факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для
деятельности организации, а с другой - открывать дополнительные возможности для
нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные,
рыночные, социальные, политические, международные факторы.
При этом с помощью специальных коэффициентов определяется сравнительная
значимость факторов.
Проведя, анализ внешней среды, и получив данные о факторах, представляющих
опасность или открывающих новые возможности, руководство переходит к анализу
внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними
силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут
осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на
управленческом обследовании следующих функциональных зон;
* маркетинг;
* финансы (бухгалтерский учет);
* производство;
* персонал;
* организационная культура и имидж организации, В результате руководство
выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства; те, на которые
можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
После оценки опасностей и возможностей организация с помощью методов
стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии, выявляет
относительное положение каждого альтернативного направления деятельности. Затем
выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив
развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска и
разрабатывает окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы.
На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования
разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.
В завершение определяются предпосылки для формирования новых плановых
программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации
планов и чего - нет.
После формулирования целей деловой активности фирмы необходимо
разработать главные направления их достижения. Основные задачи этапа:
• выдвижение стратегий (выявление возможных вариантов достижения целей);
• выбор стратегии (определение оптимального варианта);
• решение о разработке тактики достижения целей.
Стратегическое планирование является органической составной частью деятельности
организации, неотъемлемым фактором существования предприятия. Оно формирует
основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль
руководства и устанавливает нормы для контроля. Стратегическое планирование
имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией,
когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет
необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна
быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации
фактического плана. На основе стратегического планирования осуществляется связь
между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в
будущем.
Выводы
Самая важная задача для компании - постоянное повышение уровня своей
конкурентоспособности и непрерывное развитие. Постоянно осуществляется активный
поиск новых перспективных заказчиков, не теряя при этом уже налаженных связей.
Компания будет динамично развиваться и занимать устойчивые позиции на рынке строительно-монтажных
услуг России.
В перспективе компания стремиться прочно занять свою нишу на рынке
строительно-монтажных услуг России, ближнего и дальнего зарубежья, обеспечить
строительство объектов нефтегазовой промышленности. ООО
ИСК "Нефтегаз" будет делать все возможное, чтобы установить
долгосрочные партнерские отношения с основными предприятиями нефтегазовой
отрасли рынков России и СНГ. Имя компании должно ассоциироваться только с
высоким качеством, стабильностью и надежностью.
Актуально для ООО ИСК "Нефтегаз" в настоящее время и решение
проблем, связанных с формированием ядра персонала и со снижением
"текучести" кадров.
В этих целях проходят мероприятия по созданию оптимальных условий труда и
быта, мотивации сотрудников, а также по повышению профессиональной квалификации
инженерно-технического и рабочих звеньев.
В компании должна быть внедрена система менеджмента качества, что
подтверждает сертификат соответствия ISO 9001:2000, выданный международной организацией TUV CERT (Германия).
В ближайшее время планируется подтвердить соответствие услуг требованиям
СТО "Газпром" в системе добровольной сертификации
"Газпромсерт". Это повысит конкурентоспособность компании, позволит
оптимизировать систему менеджмента и документооборот, что в свою очередь
положительно скажется на качестве выполняемых работ.
Следующим перспективным этапом развития ООО ИСК
"Нефтегаз" является внедрение и в дальнейшем сертификация
интегрированной системы менеджмента качества, экологии, охраны здоровья и обеспечения безопасности
труда.
Список литературы
1. Виханский
О. С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс:
Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002.
. Виханский
О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.-255с.
. Департамент
консалтинга. Российский рынок нефти 2011, Аналитический обзор, Демонстрационная
версия, Москва, 2011
. Дорофеев
В.Д., Шмелёва А.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. -2006\
. Дятлов
А.Н. Современный менеджмент: Учебное пособие. Вып.3. - М.: ГУ-ВШЭ,2001
. Круглов
М.И. Стратегическое управление компанией. М., 2005
. Макаренко
М. Ф., Махалина О. М. Производственный менеджмент. - М.: Приор, 2003
. Менеджмент
организации: Учебное пособие /З.П. Румянцева, Н.А. Солома- тин, Р.З. Акбердин и
др. - М.: Информ, 2000
. Пригожин
А.И. Современная социология организаций. М., 2004
. Производственный
менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. проф. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000
. Смирнов
Э.А. Теория организации / Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002..
. Стратегический
менеджмент организации: Курс лекций/ Бандурин А.В., Чуб Б.А. Сайт
"Корпоративный менеджмент", 2001
. Стратегический
менеджмент. Учебное пособие. Ю.Т.Шестопал, В.Д.Дорофеев, Н.Ю. Шестопал. Пенза
2005
. Управление
качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под
ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 2005.
. Экономика
предприятия. Учебник. / Под ред. Проф. В.М. Семенова. М., 2000.
. http://bishelp.ru/ekonomika/makro/index.php.
Макроэкономическое регулирование строительства трубопроводов
. http://www.ereport.ru/articles/weconomy/russia.htm.
Экономика России. Основные черты российской экономики
. http://www.casfactor.com/rus/analitic/318.html.
Аналитика транспортной системы регионов России
. http://timesnet.ru/economy/1676/.
Рынок нефти и нефтепродуктов России, Экономический журнал
. http://www.vstoneft.ru/analit.php?number=204.
Эксперты: Правда о российских нефтепроводах
. http://www.ag-t.ru/ctext/b1.htm.
Ситуация с газонефтепроводами в России.
. http://www.frtp.ru/.
Фонд развития трубопроводной промышленности.