умение держать спину и голову во время любых вращений.
II. Упражнения на середине зала.
Наиболее результативными упражнениями для усвоения любого народного танца служат элементы этих танцев.
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
III. Работа над этюдами и танцами.
Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец.
Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.
Каждая часть урока представляет собой педагогическую ситуацию, которая направлена на решение определенных учебно-творческих задач.
Особое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа студентов, тщательно планируемая преподавателем, который ее прогнозирует, контролирует, анализирует и оценивает.
Основные принципы организации педагогического процесса:
системность, последовательность;
развитие от простого к сложному;
распределение физической нагрузки;
выработка правильного дыхания;
перспективность, целенаправленность.
2. Методы, приемы, организационные формы урока и требования к музыкальному оформлению урока
Методы проведения урока народно-сценического танца:
- наглядность (практический показ педагога, а также наиболее успевающих студентов);
словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);
иллюстрации (музыкальные, художественные видеофильмы).
Приемы проведения урока народно-сценического танца:
- Приемы развития музыкальности, координации исполнения движений соло и в паре;
приемы, побуждающие к творческой активности;
приемы, формирующие навыки самостоятельной деятельности и прочее.
Организационные формы урока народно-сценического танца:
групповая,
подгрупповая,
мелкогрупповая,
индивидуальная.
Требования к музыкальному оформлению урока народно - сценического танца:
Музыка на уроке народно-сценического танца - важнейший фактор эстетического и художественного воспитания студентов. Музыка - основа народного танца.
Принципы музыкального оформления урока- - соответствие характера движения, его темпу, ритму, стилю; - подчинение учебно-танцевального материала особенностям народной музыки, ее национальному колориту;
проведение предварительной работы педагога с концертмейстером (значение творческого контакта педагога и концертмейстера очень велико);
подбор музыкальных произведений с учетом задач различных частей урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, этюдная работа);
использование на уроке народно-сценического танца «живого» музыкального сопровождения (фортепиано, баян), а также фонограмм: требования к их звучанию;
воспитание музыкального вкуса обучающегося, развитие музыкальной культуры.
. Содержание, цели и задачи урока первого года обучения
урок музыкальный танец
Тема урока:
Экзерсис народно-сценического танца у станка.
Цели урока:
Воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Ввести детей в мир народно-сценическогого танца, познакомить детей с его основными элементами
Опираясь на основную цель, закономерно конкретизировать блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала.
Задачи урока:
Обучающие
. Учить различать народные танцы, запоминать их названия.
. Формировать общие навыки культуры.
. Научить детей раскрывать художественный образ танца, эмоционально исполнять элементы танца.
Развивающие
. Развивать выносливость, целеустремлённость, самостоятельность, эмоциональность, творческие способности.
. Развивать память, внимание, понятие «амплитуды движения»,
умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
. Через народное творчество формировать интерес к русской танцевальной культуре.
. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: урок - закрепление пройденного материала.
Используемые методы: Словесный, объяснительно-показательный, практический, метод соучастия.
Структурное звено урока:
I. Подготовительная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Ход урока
Виды деятельности учащихсяПервая часть урока (Подготовительная)Поклон Разминка - Простой шаг - Переменный шаг - Переменный шаг с притопом - Шаг на каблук - Припадание - Бег с переступаниемВторая часть урока (Основная)- Demi plie - Battements tendus - Battements tendus jete - Ronds de jambe par terre - Battements fondues - Pu torte - Выстукивание - Flig-fluc - Веревочка - Battements releves lentsТретья часть урока (Заключительная)- Вращение - Растяжка
Описание некоторых шагов:
1. Простой
Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная.
А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.
Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкиеполупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.
2. Переменный.
Движение занимает один такт. И.п. - I свободная.
А) С продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - пауза.
Б) С продвижением назад.
3. Переменный с притопом.
Движение занимает один такт.
А) С продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,
вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.
Б) С продвижением назад.
Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.
Итог урока:
Подводя итоги урока, необходимо закрепить полученные в ходе урока знания;
Отметить лучших и активных детей.
Материально-техническое оснащение выполнения ОП:
·хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами,
·баян, фортепиано), нотный материал,
·аудио-, видеотехника, фонотека,
·помещение для переодевания,
·танцевальная обувь,
·сценические костюмы,
·помещение для хранения костюмов,
·возможность использования сцены для репетиций и выступлений.
Заключение
Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
·целенаправленность учебного процесса,
·систематичность и регулярность занятий,
·постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
·строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
В зависимости от требований современного хореографического искусства
образовательная программа периодически пересматривается и пополняется новыми движениями.
Список литературы:
1.Богаткова Л. Хоровод друзей. - М: Детиздат, 1957.
2.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца - Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М: Владос, 2004.
.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М: Владос, 2005.
.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. - М: Владос, 2004.
.Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения. - СПб, 1999.
.Ткаченко Т.С. Народный танец. - М, 1954.
.Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать» Учебное пособие для студентов учреждениях среднего профессионального образования. Владос, 2004