Теория переходной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория переходной экономики

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан.

В данной курсовой работе раскрываются такие задачи как: теоретические основы переходной экономики; особенности перехода к рыночной экономике Республики Казахстан; реформирование экономики Республики Казахстан в переходный период; решение задач социального развития и макроэкономическая стабилизация страны.

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных проблем переходной экономики в Республике Казахстан, а так же подведение итогов переходного периода и перспектива дальнейшего развития экономики страны.

Объектом является переходная экономика.

Методами исследования являются: поисковый метод; систематизированный метод; метод анализа.

1. Теоретические основы переходной экономики

.1 Теоретические взгляды на объективные предпосылки возникновения переходной экономики

В современной экономической теории самой малоизученной проблемой остается проблема исследования предпосылок перехода от одного типа экономической системы к другой и содержание переходной экономики. Это обусловлено тем, что все страны мирового сообщества находятся на разных уровнях своего развития и характера экономического состояния, поэтому в экономической теории пока еще нет единства взглядов на критерии деления общества по ступеням его развития, а, следовательно, и нет пока единства мнений о содержании перехода общества из одного состояния в другое.

Современная экономическая теория школ Запада в истории человечества выделяет три состояния общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).

Аграрное, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике, сельского и лесного хозяйства, охота и рыболовство. Экономисты относят это общество к традиционному, доиндустриальному состоянию экономики.

Индустриальное общество сформировалось на основе активной индустриализации (промышленной революции 18 века - начало 20 века).

Сложились индустриально развитые страны, в этих странах главным сектором в экономике стал промышленный сектор (промышленность и строительство).

Большое количество различных классификаций членения общества по уровню его развития подталкивает ученных к поиску и разработке единого критерия ступеней в развитии общества. Не смотря на пестроту предлагаемых учеными классификаций членения общества по уровню его развития, в них присутствуют отдельные общие элементы, что позволяет сформировать исходные предпосылки для теории переходной экономики.

Ученые считают, что теория переходной экономики должна исходить из трех крупных основных состояний человеческого общества:

во - первых, традиционной (нерыночной) экономики с примитивными средствами труда. Сюда должны входить первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный способы производства, где товарный обмен носил замкнутый, локальный характер;

во - вторых, рыночной экономики охватывающей индустриальную эпоху развития (капитализма);

в - третьих, экономики постиндустриального общества, следующей за экономикой рыночного типа.

Экономика постиндустриального общества - это информационная экономика. С точки зрения собственности она трактуется как смешанная экономика пострыночного типа.

Если попытаться обобщить теоретические взгляды на деление общества по ступеням его развития, то схематично можно выделить три основных подхода: формационный, цивилизационный и рыночный:

формационный подход предполагает деление общества на формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и постиндустриальную;

цивилизационный подход предполагает деление общества на три эпохи: аграрную, индустриальную, постиндустриальную;

рыночный подход предполагает деление общества на рыночное и нерыночное.

Рыночное общество охватывает:

эпоху капитализма свободной конкуренции, общество с традиционной экономикой, которое продолжает существовать и в настоящее время в 140 странах Азии, Африки и части Латинской Америки, где производство, распределение и обмен основываются на традициях, обычаях, культовых обрядах.

общество со смешанной экономикой, охватывающее в основном индустриально развитые страны.

В структуре общественного производства производительные силы находятся в диалектическом единстве с производственными отношениями. Производственные отношения - это общественная форма, в которой осуществляется производство. Производственные отношения - это социально - экономические отношения собственности.

Производственные отношения в единстве с производительными силами образуют способ производства, то есть экономический строй общества, его экономический базис. Экономические или производственные отношения дополняются семейными, правовыми, культурными, политическими, социальными отношениями, образующими надстройку общества. Базис и надстройка находятся между собой в диалектическом единстве.

Противоречия в базисе между производительными силами и производственными отношениями порождают объективную необходимость к переходу общества в необходимое состояние.

При этом надстройка может либо способствовать переходу общества из одного состояния в другое, либо тормозить данный переход.

На протяжении всей своей истории человеческое общество под влиянием объективно возникающих противоречий между уровнем производительных сил и характером производительных отношений переходило из одного состояния в другое, от одной общественно - экономической формации к другой, от более низкой ступени цивилизации к более высокой. Утверждение новых более прогрессивных производственных отношений связано со сменой форм собственности. Общество, поднимаясь по ступеням человеческой цивилизации, двигалось от общинной (общественной) формы собственности к частной, от частной к общественной (государственной), управляя экономикой либо только рынком, либо только государством. В современных условиях противоречия между производительными силами производственными отношениями устраняются переходом человеческого общества к смешанной экономике, со смешанными формами собственности (частной и государственной), со смешанными методами управления (рынком и государством).

1.2 Переходная экономика: ее типы, характерные черты и задачи

Типы переходной экономики различаются по масштабам и характеру переходных процессов. Различают глобальный и локальный типы переходной экономики. Глобальный - связан с переходом человечества от одной эпохи к другой: от доиндустриальной к индустриальной, или от индустриальной к постиндустриальной; от двух цивилизаций (восточной и западной) к единой мировой цивилизации.

В рамках вышеназванных эпох происходят локальные переходные процессы, в частности, от традиционной экономики к рыночной с ее различными моделями. При этом глобальные процессы перехода активно влияют на локальные черты и типы переходной экономики. В частности, в условиях перехода к рынку проявляются следующие черты экономики:

инерционность экономики. Общество и его экономика не могут изменить свой характер, формы состояние в короткие сроки. Инерционность предполагает сохранение в переходной экономике в течение длительного отрезка времени старых отживших экономических форм. В программе перехода к рынку Республики Казахстан учтена инерционность экономики в переходной период, взят курс на постепенную замену старых административных элементов управления новыми, рыночными отношениями;

неустойчивость переходной экономики. Здесь любые самые новые экономические формы и отношения быстро исчерпываются, поэтому постоянно должен идти поиск новых более зрелых, более эффективных, более динамичных форм рыночных отношений;

наличие в переходной экономике одновременного существования старых и новых экономических элементов, форм, частичек. Здесь одновременно на ряду с уходящей государственной формой собственности появляется и существует частная собственность в различных формах ее проявления, появляются смешанные формы собственности: государственной с частной и так далее;

историчность переходной экономики;

переходная экономика имеет свою специфику, самобытность и особенности, что обусловлено тем, что все страны мирового сообщества находятся на разных ступенях своего развития и применяют неодинаковые модели экономических систем.

Если взять страны, входящие в рыночную систему, то все они различаются по роли государства в рыночной экономике, по доли государственной собственности в общей структуре различных форм собственности, по наличию монопольных и олигопольных рынков и доли свободного рыночного сектора.

Страны с рыночной экономикой постепенно переходят к более современным формам рыночной экономики со смешанными формами собственности и управления, социальной ориентацией.

По своему характеру переходные процессы могут быть естественно - эволюционными и естественно - реформаторскими.

Естественно - эволюционный процесс перехода общества из одного состояния в другое чаще всех наблюдается в рамках глобальных эволюционных процессов, однако в рамках глобальных изменений переходный процесс может иметь и естественно - реформаторский характер. Естественно - реформаторский характер переходного процесса может проявляться и в локальном типе переходной экономики.

Переход Республики Казахстан к социально ориентированной смешанной рыночной экономике носит также как и в других странах СНГ эволюционно - реформаторский характер.

Главными задачами перехода к рыночной экономике Республики Казахстан были:

) Разгосударствление и приватизация государственной собственности. Разгосударствление означает снятие с государства функции прямого государственного управления экономикой. Приватизация собственности в частную.

) Формирование социального слоя казахстанских предпринимателей.

) Формирование рыночной инфраструктуры, включая создание товарных и фондовых бирж и других разновидностей рынка.

) Демонополизация экономики с целью развития конкуренции и предпринимательства.

) Либерализация цен, переход к ценам рыночного характера на основе спроса и предложения.

) Финансово - экономическая стабилизация экономики.

) Обеспечение сильной системы социальной защиты населения в собственность означает преодоление абсолютной монополии государства на собственность. Доля государственной собственности уменьшится и примерно установится в пределах 30 - 40 процентов.

.3 Особенности перехода к рыночной экономике Республики Казахстан

Особенности становления рыночных отношений в Республике Казахстан обусловлены целым рядом факторов:

национального, социально - демографического, научно - технического, организационно - структурного, природно - сырьевого, природно - климатического и географического характера.

Во - первых, особенность перехода экономики заключается в том, что Казахстан осуществлял переход в рамках целостности, суверенитета и своей государственности.

Во - вторых, Казахстан впервые в мировой практике осуществлял данный переход от административно плановой экономической системы с общественной собственностью к рыночной, основанной на частной и смешанных формах собственности.

Ценность мирового опыта перехода к рынку для Казахстана очень велика: Казахстан на десятилетия позже других стран вступил на путь самостоятельного развития, а это как отмечается в Послании Президента народу Казахстана «Казахстан - 2050», дает Казахстану важное преимущество: «мы можем учиться на их опыте, и хорошем, и плохом».

В - третьих, территориально - географическое положение Казахстана, являющимся своеобразным местом, соединяющим западную и восточную цивилизации, оказывает положительное воздействие на экономику переходного периода.

В - четвертых, реформирование экономики Республики Казахстан происходило в условиях затяжного экономического кризиса, осложненного в связи с распадом СССР, разрывом экономических связей с бывшим общесоюзным народнохозяйственным комплексом. Мощный научно - технический, промышленный и сельскохозяйственный потенциал Республики, глубоко интегрированный с общесоюзной экономикой, оказался невостребованным.

В - пятых, государственный сектор в промышленности в основном был представлен крупным горнодобывающими, металлургическими, химическими и нефтехимическими предприятиями.

Практика реформирования показала, что курс, избранный Республикой Казахстан на формирование смешанной социальной ориентированной рыночной экономики, все больше учитывает свои местные национальные условия, свои моделеобразующие факторы и в дальнейшем в ходе последующих реформ Казахстан строил свою модель рыночной экономики, изучая опыт, достижения и слабости переходных экономик других стран.

2. Проблемы переходной экономики в Республики Казахстан

.1 Реформирование экономики Республики Казахстан в переходный период

Развитие Казахстана за период суверенитета характеризуется масштабными и коренными преобразованиями социально - экономической системы страны.

Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения; не были сформированы основы рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для демократизации. В результате распада СССР на постсоветском пространстве усилилась политизация по этнической принадлежности, обострились межнациональные отношения, в стране отсутствовало политическое многообразие, не было многопартийности, независимых СМИ, неправительственных организаций; не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов. В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.

Первый этап охватывает период 1992 - 1993года, то есть от начала коренного реформирования экономики до введения собственной национальной валюты. На этом этапе происходило трансформация собственности путем проведения разгосударствления и приватизации, углубление финансовой дестабилизации (невиданный рост инфляции), имела место гиперинфляция, которая обесценила накопления населения, произошел спад производства во всех отраслях народного хозяйства. В этот период макроэкономическая политика определялась Россией, то есть экономика республики полностью зависела от России.

Второй этап рыночных преобразований охватывает1993 - 1997 года, когда республика ввела национальную валюту и начала формировать собственную макроэкономическую политику. Этот этап характеризуется созданием нормативно - правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, развития рынков и рыночной инфраструктуры.

Главным результатом второго этапа реформы стала принципиально новая экономическая политика в результате которой, процесс трансформации административно - командной экономики в рыночную принял необратимый характер.

Было осуществлено сокращение форм государственной регламентации хозяйственной жизни наряду со все более расширившимся использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг.

За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков. Расширялось и совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производства валового внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.

Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сбалансировать спрос и предложение и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потребительского назначения обеспечено необходимое насыщение.

Если все вышеперечисленное можно отнести к достижениям, то нужно отметить что на втором этапе реформы экономики возникли и проблемы, это:

обострились проблемы в социальной сфере, реальные денежные доходы населения снизились;

произошло значительное расслоение населения по уровню доходов. Разрыв между доходами наиболее и наименее обеспеченных слоев населения колебался, что превышало пороговый показатель, принятый в мировой практике;

обострились проблемы занятости. Численность безработных состоящих на учете в 25 раз превышала потребность в работниках, заявленную в службы занятости страны;

платежный кризис, обусловленный комплексом взаимодействующих факторов, в том числе, и прежде всего, плохим финансовым состоянием предприятий, исчерпавших свои оборотные средства и не имевших возможности получить необходимые им кредитные ресурсы;

углублялись проблемы в инвестиционной сфере.

Все же казахстанские экономисты считают, что, не смотря на наличие существенных проблем второй этап реформирования экономики заложил основу для стабилизации и формирования положительных макроэкономических тенденций на третьем этапе.

Третий этап реформирования экономики начинается с 1997 года по 2000 год. Характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэкономических показателей (увеличение ВВП, объемов промышленного производства, инвестиций). В то же время мировой и российский финансовый кризис оказал негативное влияние на поступательное развитие экономики Казахстана. Вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстанскую продукцию было отмечено снижение ВВП страны. Со всей очевидностью проявилась зависимость экономики республики от колебаний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономической ситуации в других государствах. Актуализировались проблемы развития обрабатывающей промышленности, поддержки отечественных товаропроизводителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориентации хозяйственного комплекса.

Решение данных проблем нашло свое выражение в существенном углублении институциональных преобразований на третьем этапе реформ. Значительно расширилась нормативно-правовая база экономических процессов, был принят ряд программных документов, способствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по приближению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывшего СССР, стали осуществляться структурные преобразования отдельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном плане, сфер экономики:

создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;

переход на рыночные механизмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оплатой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствованием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;

внедрение рыночных механизмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;

совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;

принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения, что позволило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;

углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создание фонда гарантирования вкладов в банках второго уровня, реформы на страховом рынке);

решение о формировании Национального фонда Республики Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков;

создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования инвестиционных проектов;

принятие нового Налогового кодекса, который формирует налоговую систему, направленную на стимулирование отечественных производителей и оживление экономики.

Четвертый этап начинается с 2003 года и характеризуется началом успешного функционирования институтов рыночной экономики. Образован и набирает силы частный сектор экономики, налоговое, торговое и инвестиционное законодательство. Все это обеспечивает свободное продвижение товаров и капитала. В 2003 году ВВП возрос по сравнению с 2000 годом на 13%. Улучшились социально - экономические показатели. Начиная с 2002 года общее развитие мировой экономики осложнилось, так как конъюнктура мировых товарных рынков оказалась неблагоприятной. В современном мире, когда идет процесс интеграции и глобализации, регрессивные тенденции в мире оказывают заметное влияние на ситуацию в республике.

Процесс реформирования экономики продолжается. Экономическая политика Казахстана постепенно акцентируется на поддержку собственных, экономически выгодных отраслей. Программой действий Правительства Республики Казахстан на ближайшую перспективу предусматривается максимальная поддержка отечественных товаропроизводителей, расширение внутренних и внешних рынков сбыта для казахстанских товаров. В настоящее время в республике создана комплексная система регулирования социально-экономических процессов, основанная на сочетании реализации кратко-, средне- и долгосрочных целей в рамках единой Стратегии развития. С повышением эффективности государственного управления в последние годы отмечается значительная положительная макроэкономическая динамика, что свидетельствует о выходе экономики на траекторию устойчивого роста.

В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство стран СНГ в темпах реформирования экономики. Казахстан первым среди стран СНГ предпринял такие меры, как пенсионная реформа, создание системы гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга МВФ по линии Национального банка, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказ от обязательной продажи валютной выручки экспортеров. Мировой опыт свидетельствует, что в переходный период необходимо эффективное участие государства в решении социально - экономических задач.

.2 Решение задач социального развития

Социальная инфраструктура в любой экономической системе выполняет восемь главных функций:

обеспечение соответствия числом работников и рабочих мест, доходами трудящихся и ценами на товары и услуги (государственные органы статистики, социально - экономического мониторинга, макроэкономического регулирования, служба занятости);

обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения (жилищно - коммунальное хозяйство, энергоснабжение, пассажирский транспорт, охрана окружающей среды, служба чрезвычайных ситуаций);

охрана национальной безопасности и правопорядка (армия, полиция, система отбывания наказаний);

здравоохранение, охрана материнства и детства, физкультура;

развитие интеллектуального потенциала народа (образование, культура);

социальное обеспечение нетрудоспособных (пенсии, пособия и специальные учреждения для пожилых людей, инвалидов, лиц , испытывающих трудности в адаптации к социальной среде в связи с выходом из мест заключения, демобилизацией из армии, алкогольно - наркотической зависимостью);

система предупреждения и разрешения социальных конфликтов на основе трехсторонних соглашений между профсоюзами, союзами предпринимателей и органами государственной власти в центре и на местах;

система воспитания молодежи, включая спорт.

Целями развития социальной инфраструктуры являются: повышение качества жизни населения, что считается основой роста национальной экономики, расширение спроса на товары и услуги и улучшение его структуры; развитие трудового потенциала нации применительно к новым условиям и требованиям; упрочнение социальной стабильности в обществе.

В сфере экономики к основным функциям государства относятся: поддержание макроэкономического и структурного равновесия в той части, в которой рыночный механизм оказывается бессильным; формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантирования реализации норм и правил поведения в отношениях экономических агентов; определение стратегических целей и средств развития, создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики (включая социальную поддержку целей и средств реализации национальной стратегии); обеспечение экономической безопасности, нейтрализация угроз и факторов нестабильности.

В социокультурном и экономическом плане в Казахстане сложились два неравных социальных слоя - обеспеченных и бедных. Проблема бедности для республики особо актуализировалась с переходом к рыночным отношениям. В докладе регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ, подготовленном 1998 году, отмечалось, что ни один регион мира не пострадал в 90 - е годы так, как пострадали страны бывшего Советского Союза, Центральной и Восточной Европы. Переход к рыночной экономике оказался для населения этих государств сложным и травматическим процессом. Его следствиями стали падение объемов ВВП, гиперинфляция, резкое снижение национального дохода. Системный экономический кризис на фоне неадаптированности значительной части населения к рыночным отношениям и социального расслоения общества привел к актуализации проблемы бедности.

Процессы перехода к рынку сопровождались такими явлениями, как остановка и закрытие ряда государственных предприятий. Вследствие этого серьезные масштабы приобрела безработица.

В то же время достаточно негативной тенденцией последних лет является увеличение количества безработных, длительное время не имеющих оплачиваемой работы.

При оценке масштабов вынужденной незанятости населения в Республике Казахстан необходимо учитывать, что уровень официально зарегистрированной безработицы исчисляется по факту обращения граждан в государственные службы занятости. В целом безработица в настоящее время представляется одним из основных факторов бедности в Казахстане. В связи с этим решение проблемы занятости населения на данном этапе стало одним из приоритетных направлений борьбы с бедностью.

В Казахстане социальное пространство все больше приобретает черты обществ «третьего мира». Социальные группы обеспеченного населения с модернизационными ценностями находятся в окружении основной массы населения с низким достатком, традиционными ценностными ориентациями, но при этом пока с более высокими, чем в странах «третьего мира», стандартами культуры и потребления. В таких условиях консолидация общества и формирование эффективных механизмов хозяйственных мотиваций остаются крайне проблематичными.

Социальный раскол не только влияет на неустойчивость в обществе, но и блокирует действие мотивационных механизмов. Сегодня это считается одним из главных ограничений мобилизации огромных потенциальных возможностей, заключенных в имеющемся человеческом капитале. Люди не могут, а в значительной части не хотят, обеспечивать достойную жизнь на основе трудовых и предпринимательских усилий.

Государство как одна из сторон социального партнерства выступает связующим звеном между системами государственных планов и бизнес - планов и при этом максимально учитывает требования работников в лице профсоюзов. Именно хозяйствующие субъекты выступают разработчиками огромной по масштабам и невероятной по сложности системы бизнес - планов, охватывающей все стороны хозяйственной жизни посредством контрактов.

В соответствии с «двухполюсной» структурой казахстанского общества сегодня сложились два принципиально различных подхода к роли в нем государства, прежде всего к социальным функциям последнего. Первый подход основан на государственном патернализме, массированной поддержке жизненного уровня малоимущих слоев населения за счет ресурсов государства. Попытка решения проблемы бедности только таким образом не имеет реальной перспективы. Она неизбежно потребует массированного наращивания налоговой нагрузки на товаропроизводителей и по сути приведет к новому периоду застоя казахстанского общества, но в гораздо худших социальных и экономических условиях. Такой застой станет не способом выживания общества и государства, а стратегическим тупиком.

Второй подход - ускоренная реализация модели « субсидиарного государства», основанной на принципе: государство отвечает лишь за обеспечение минимума социальных услуг, остальное граждане должны зарабатывать сами. При этом предполагается перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Такой социальный маневр, по идее, должен был бы снять с государства избыточную социальную нагрузку, обеспечить возможность снижения налогов и создать импульс экономического роста.

В целом ни один из этих двух вариантов не может служить базой для укрепления казахстанской государственности и преодоления системного социально - экономического кризиса. Социальная консолидация, рассматриваемая как фактор укрепления государственности, означает решение ряда взаимосвязанных задач: налаживание механизма партнерства между основными социальными группами; формирования исходя из такого партнерства нормативных рамок поведения групп и механизмов ответственности за нарушение норм; расширение базы социальной поддержки власти на основе ее реальной ответственности за достижение социально значимых целей (рост уровня жизни, безопасность).

Проблема, однако, состоит в том, что в условиях отсутствия массового среднего класса консолидация расколотого общества может быть обеспечена не иначе как при опосредующей роли самого государства. Для того чтобы параллельно запустить взаимообусловленные процессы социальной консолидации и укрепления государства, необходимы следующие условия:

) выбор такой стратегической цели развития страны, которая обладает консолидирующим потенциалом и способна объединить усилия различных социальных групп;

) формирование механизма «социального контракта» между государством (властью), бизнесом и обществом - механизма, на котором, в частности, должны базироваться институты легитимности государства и собственности;

) создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.

Реальная цель развития государства, обладающая мощным консолидирующим потенциалом триедина: повышение уровня жизни, безопасность и достойная жизнь граждан Казахстана. Следовательно, критерием его развития должен стать уровень организации, подготовки и использования всех его сил и ресурсов для достижения этих целей.

Механизм «социального контракта», объединяющего государство, бизнес и общество вокруг главной и корреспондирующих с ней целей, принципиально выглядит следующим образом:

) по отношению к обществу государство берет на себя осознанную ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку;

) по отношению к бизнесу государство выступает гарантом прав собственности, создает благоприятный предпринимательский климат, поддерживает бизнес во внешнем мире, получая при этом поддержку со стороны национального капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил;

) баланс между обществом и капиталом строится по принципу: социально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.

Создание новой системы социального порядка базируется на том что обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более одного из его уровней.

Успешность стратегии развития государства по принципу «благосостояние для большинства» будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Он должен охватить минимум 50 - 55 % населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 10 - 15 %. Государство просто не сможет длительное время соединять полярные сегменты расколотого общества, если не начнется ускоренное становление его естественной социальной опоры - массового слоя людей со средним достатком. Средний класс придаст необходимую устойчивость всей социальной конструкции и послужит основой для преодоления наиболее негативных последствий социального раскола.

Становление среднего класса предполагает новую модель потребления с опорой на казахстанский стандарт благосостояния, отвечающий потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не «потребительском минимуме», а о нормативах потребления, соответствующих достойному уровню жизни, достижимых для основной массы казахстанских граждан и потому являющихся стимулами экономической (трудовой и предпринимательской) активности. Такой стандарт благосостояния включает в себя: качественное жилье, «второе жилище», высокую обеспеченность товарами длительного пользования, автомобиль, доступность качественных услуг здравоохранения и образования и другое. Реализация стратегии «благосостояние для большинства» предполагает, что казахстанский стандарт (экономические и социальные условия его реализации именно как массового стандарта) призван лечь в основу долгосрочного экономического развития.

Реформирование социальной сферы, осуществляемое в рамках стратегии «благосостояние для большинства», должно исходить из следующих общих принципов:

) недопустимости снижения уровня жизни массовых групп населения ни на каком этапе;

) обеспечения всеобщей доступности социальных благ, прежде всего, качественного медицинского обслуживания и образования;

) усиление адресности социальной поддержки в части социальных пособий и других денежных выплат населению;

) постепенности перехода на принцип платности социальных услуг и ликвидации системы перекрестного субсидирования - строго в соответствии с увеличением реальных доходов граждан, оплаты труда занятых в бюджетной сфере и социальных выплат.

Согласно расчетам реализация условий формирования массового среднего класса предполагает, что уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,7 - 1,8 раза. Отсюда ряд конкретных задач, которые предстоит решить:

) добиться поступательного повышения реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%;

) резко снизить масштабы бедности, уменьшив численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

) обеспечить поддержку и развитие социальных институтов , определяющих качество «человеческого капитала» (образование, здравоохранение, культура).

Расходы из бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличивать по сравнению с 2000 годом на 60%.

Необходимость решения данных социальных задач параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается довольно высокой - не ниже 5 - 6% в среднем за год. В такой ситуации ключевое звено обеспечения экономического роста (а, следовательно, и всей стратегии реализации главной цели развития социального государства) в ближайшие десять лет - инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически необходимых компонентов: форсированный рост капиталовложений; структурный инвестиционный маневр в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность казахстанской экономики в мировом хозяйстве; инвестиционная поддержка ряда основных секторов, не обладающих в целом должным инвестиционным потенциалом (сельское хозяйство и электроэнергетика); инновационное наполнение инвестиций.

Следует подчеркнуть, что лишь модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинства населения, сможет реально снять социально - экономический кризис, острота которого маскируется конъюнктурной волной оживления производства. Если же в экономической политике ставка будет сделана на «рост ради роста», обострение социальной обстановки в стране способно похоронить и рост производства, и само государство.

.3 Макроэкономическая стабилизация страны

Либерализация экономики. Есть несомненные сдвиги в налаживании этого важнейшего узла трансформационной системы на основе задействования рыночных регуляторов и сокращения форм государственной регламентации хозяйственной жизни, либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия страны для иностранного капитала, обеспечение относительно стабильного валютного режима. Государство при удовлетворении своих нужд взаимодействует с другими субъектами рынка на равных условиях, развивая биржевую торговлю с использованием форвардных, фьючерсных и тому подобных сделок. Практически реализуются принципы свободного образования цен и формирования их структуры, отвечающей спросу и предложению, с сохранением механизма государственного регулирования по весьма ограниченному кругу продукции, работ и услуг.

Формирование основ многоукладной экономики с преобладанием частного сектора. Меняется общая экономическая среда, создаются условия для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расширения основ многоукладной экономики, формирования эффективных и ответственных собственников. При всех своих издержках завершается в основном процесс широкомасштабной приватизации. Закономерным следствием предшествующих этапов разгосударствления и приватизации, реализации действующей ныне программы приватизации и реструктуризации государственной собственности, реорганизации предприятий и демонополизации должны явиться создание сильного частного сектора в экономике, становление эффективного собственника, ориентированного на рыночные модели поведения, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение базы и необходимых условий для здоровой рыночной конкуренции.

Развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры. Создана и совершенствуется рыночная инфраструктура, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшения хозяйственного риска. Расширяется и углубляется законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово - кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производства валового внутреннего продукта страны, где последовательно растет удельный вес стоимости услуг.

Создание относительно равновесного потребительского рынка. Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сбалансировать спрос и предложение и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. По большинству товаров потребительского назначения предложение стало превышать платежеспособный спрос. Но этот сам по себе положительный факт обусловлен не ростом внутреннего производства. Это следствие интенсивного импорта, благодаря которому прилавки магазинов и торговых рядов заполнились прежде дефицитными товарами, во - вторых, снижения платежеспособности большей части населения из - за обесценения сбережений, остановки производств и обвального повышения потребительских цен.

Финансовая стабилизация. Достигнуты определенные успехи на пути лечения больной экономики и обеспечения финансовой стабилизации. Появились и последовательно наращиваются золотовалютные резервы государства. Относительно стабилизировался валютный курс тенге. Наметилась тенденция стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.

Проводимые в экономике страны преобразования достигаются немалой ценой. Разумеется, возможности и стимулы накопления и последующих инвестиций связаны с финансовой и общей макроэкономической стабилизацией.

Все преобразования связанные с либерализацией экономики, формированием основ ее многоукладности, созданием институтов и запуском механизмов конкуренции и свободного предпринимательства, являются объективно обусловленными и закономерными на пути к развитому рыночному хозяйству. Об этом говорит опыт не только развивающихся или постсоциалистических стран, начавших свое движение к рынку несколько раньше нас, но и самых развитых государств мира, осуществивших в свое время переход от военно - огосударствленной экономики в современную рыночную.

Важно экономическую и финансовую политику построить так, чтобы прохождение очередной фазы не слишком затянулось и, самое главное , привело не только к восстановлению потерянного за годы кризиса и реформирования, сколько к созданию необходимых предпосылок для реконструкции и развития экономики на новой качественной основе.

В Казахстане за прошедшие годы тенденции разрушения производительных сил в решающей степени стали результатом проводившейся макроэкономической политики, обусловившей разрыв основных воспроизводственных контуров и хозяйственных связей. Игнорирование структурных особенностей казахстанской экономики в надежде на автоматическое действие механизмов рыночной самоорганизации спровоцировало процессы дезинтеграции экономики и нарастания хаоса. Попытки использования традиционных для состояния рыночного равновесия методов макроэкономической стабилизации путем ограничения денежной массы не смогли дать адекватного результата в сильно неравновесной ситуации. В условиях характерных для казахстанской экономики диспропорций применение этих методов неизбежно повлекло за собой ее распад.

Экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Первая - сфера обращения капитала - характеризуется сверхвысокими прибылями и высокой скоростью обращения денег, относительно невысокими рисками. Вторая - производственная сфера - определяется низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег, высокими рисками в связи с неопределенностью отношений собственности, сокращением спроса и общей неблагоприятной конъюнктурой рынка.

Огромный научно - производственный потенциал страны не мог быть реализован в рамках проводившейся экономической политики, основанной на догмах радикального либерализма и направленной на искусственное поддержание сверхприбылей на финансовых рынках и в монополизированных отраслях экономики. Возобновление этой политики обречет производительные силы страны на окончательное разложение и обернется установлением иностранного контроля над нашим экономическим пространством, его поглощением в интересах международного капитала.

Преодоление кризиса и переход к росту экономики и благосостояния общества стали возможными только с помощью мобилизации внутренних ресурсов страны, повышения эффективности производства и качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Смысл экономической политики государства заключается в актуализации этих возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики и переходу к устойчивому экономическому росту.

Любое государство имеет специфические и неповторимые черты. Казахстан строит национальное хозяйство, разрабатывая свою модель развития, и вряд ли уместно говорить о неком смешанном типе экономики.

Модернизация экономики требует нового этапа институциональных преобразований, нового подхода к их разработке и реализации. Нужно сместить акценты в подходе к управлению экономическими процессами. В казахстанских условиях недостаточно ограничиваться классическими регулирующими воздействиями на рынки, прежде всего, следует обратить внимание на качество их функционирования.

Целью институциональных реформ на этом этапе призвано стать создание условий для максимально возможной интеграции и кооперации в экономике и в социальной сфере.

Только на этой основе можно добиться усиления согласованности и координации стратегий различных экономических субъектов. Для этого надо решить ряд разнообразных задач, к числу которых относятся следующие:

) Снижение инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков, повышение надежности кооперационных связей.

) Поощрение процессов концентрации капитала на финансовых, страховых и инвестиционных рынках.

) Формирование и подержание в экономике системы доверия.

) Разработка и проведение стратегии развития госсектора.

) Пересмотр налогового режима как элемент стимулирования экономического роста Казахстана.

) Проведение целостной и сбалансированной инвестиционной политики. Государственная инвестиционная политика будет в первую очередь направлена на развитие и поддержку производств, нацеленных на экспорт продукции высокой степени готовности, способной составить конкуренцию импортным товарам и вытеснить их на внутреннем рынке.

Таким образом, государство сформирует эффективный механизм аккумулирования ресурсов внутренних и иностранных инвесторов и их направления на модернизацию экономики.

) Стимулирование развития страхового рынка. В ходе решения этой задачи защищаются имущественные интересы населения и юридических лиц, укрепляются воспроизводственные связи.

Для достижения намеченных целей необходимо использовать весь арсенал оправдавших себя в мировой практике мер осуществления экономической политики с разделением их на экономические и селективные.

Общеэкономические меры (налоговый и таможенный режимы, денежно - кредитная политика и другие) были направлены на создание условий, благоприятствующих развитию реального сектора, формированию экономической и институциональной, организационной и правовой среды активности всех субъектов рынка.

В первую очередь это завершение процесса финансовой стабилизации как базовой предпосылки проведения активной структурной политики.

Внешнеэкономическая политика государства ориентирована на привлечение иностранных инвестиций, главным образом в перерабатывающей отрасли экономики.

Основные механизмы селективной поддержки общеизвестны и уже частично, хотя и ограниченно, реализуются. Они включают в себя осуществление государственных закупок и заказов научно - исследовательских центров, субсидирование отдельных отраслей и науки , предоставление государственных льготных кредитов и гарантий по иностранным займам, формирование с участием государства фондов страхования рисков, предоставление налоговых льгот и преференций.

В целом экономическая политика должна быть направлена на формирование современной высокотехнологичной конкурентоспособной экономики.

Все предпринимаемые меры непосредственно нацелены на преодоление текущих ограничений экономического роста и на повышение устойчивости экономического развития Казахстана. Однако поддержание устойчивого экономического роста в краткосрочной перспективе - обязательное условие достижения стратегических целей развития страны.

В зависимости от горизонта прогнозирования содержание индикативных планов не может не различаться. В годовом цикле прогнозирования индикативное планирование должно включать в себя характеристику всех основных макроэкономических параметров (ВВП, занятость, платежный баланс, инвестиции) и инструментов экономической политики (процентные ставки, налоги, таможенные тарифы, бюджетные расходы, в том числе государственные закупки, нормативы амортизации, регулируемые цены, доходы, государственные инвестиции, приоритеты и нормативы работы институтов развития). Частью технологии индикативного планирования на год является формирование государственного бюджета и составления плана развития государственного сектора.

Пятнадцатилетний цикл прогнозирования связан с ориентацией долгосрочного развития страны на фоне глобальных тенденций научно - технического и экономического развития страны. Главной задачей является поиск стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики в пространстве глобального экономического развития.

В отличие от директив, поступавших в централизованной системе сверху, индикативные планы развития рыночной экономики не содержат обязательных заданий хозяйствующим субъектам. Они разрабатываются с участием и с учетом предложений деловых кругов и научного сообщества. Сама процедура разработки плана преследует задачу достижения общенационального консенсуса в отношении приоритетов социально - экономического развития страны и опирается на работу институтов социального партнерства.

Дополняя действие механизмов рыночной конкуренции, государство тем самым содействует снижению неопределенности и неустойчивости рыночной конъюнктуры, помогает предприятиям ориентироваться в перспективах развития производства и вовремя перераспределять капитал, направляя его на освоение новых технологий и рынков сбыта. Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельных хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства.

.4 Проблемы переходной экономики в постсоветском пространстве

Экономика Республики Казахстан переживает переход от одного состояния в качественно другое состояние. Продолжительность переходного периода определяется как объективными, так и субъективными факторами. Переход, как показывает мировая практика цивилизации, носит преимущественно эволюционный характер, хотя не исключена возможность и революционного пути развития. Казахстан, как и другие республики бывшего Советского Союза, оказался в эпицентре переходной экономики. Если окинуть взором историю развития Казахстана, то он на протяжении жизни одного поколения переживает переход от патриархально-феодальных отношений к государственному социализму и, начиная с середины 80-х годов XX столетия, трансформируется от командно-распределительной системы к свободной рыночной экономике. Для теоретической экономики представляет несомненный интерес переход от патриархально-феодальных производственных отношений с преобладанием кочевого животноводческого хозяйства на значительных просторах Центральной Азии к огосударствленной командной системе. При осуществлении этого процесса в свое время была выдвинута теория перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капиталистическую стадию с помощью победившего пролетариата передовой страны. Реализация этой теории оказалась в конечном счете пагубной для миллионов людей, безвинно пострадавших из-за жесткого насилия, репрессивных методов, осуществленных под благими намерениями индустриализации и коллективизации, а также культурной революции. Революционные, кавалерийские атаки большевиков на мирных жителей привели к огромной потере людских производительных сил, хотя обездоленная часть выжившего населения продолжала трудиться во имя светлого будущего. Казалось, что переходный период, как утверждала официальная наука, закончился еще в середине 30-х годов в течение 10-15 лет. Представляется, что в реальной жизни своеобразный переходный период продолжался до середины 80-х годов и начался новый этап, связанный с теорией перестройки. Итак, Казахстан, став на путь суверенного государства, трансформируется в рыночную систему.

Каковы исходные теоретические и методологические предпосылки этого перехода? Совместимы ли переходные процессы с классическими принципами политической экономии? Переход от государственного социализма к рыночной системе оказался абсолютно несовместимым с марксистским учением об общественно-экономических формациях, перспективах товарно-рыночных отношений и т.д. В первые годы перестроечных отношений было трудно сразу же отказаться от известных постулатов да и никто, по-видимому, этого не хотел в силу устоявшихся представлений о путях дальнейших преобразований советской экономики. Поэтому на начальном этапе перестройки были попытки восстановления ленинских принципов строительства социализма, придание социализму человеческого лица и т.д. В этих чрезвычайно сложных условиях, когда экономика огромной империи все глубже и глубже попадает в тиски кризиса и в то же время попытки реформирования командной системы не дают никаких результатов, делаются первые робкие шаги развертывания рыночных отношений в жестко монополизированной системе на путях развития кооперативного движения, арендных отношений. Вместе с тем получает все большее распространение теория относительно широкой либерализации экономики, её определенной демонополизации при одновременном сохранении некоторых элементов государственного регулирования.

В конце 80-х-начале 90-х годов начинается отход от социалистических советских методов хозяйствования. Широкий простор этому процессу дан в результате распада Советского Союза и других социалистических стран Восточной Европы. Распад Советского Союза явился результатом объективного процесса постепенного крушения некогда сверхмощной империи, основанной на принципах жестко монополизированной, огосударствленной системы, приведшей к огромной потере производительных сил при отсутствии естественных регуляторов рыночных отношений. В этой системе рыночные категории, по существу, были заменены централизованно-распределительными отношениями, что, естественно, тормозило нормальное функционирование экономики. В последней трети XX столетия основные устои командной системы рухнули под давлением прежде всего экономических факторов, обусловленных глубоким кризисом экономики, нежизнеспособностью политических и общественных структур и соответствующих государственных институтов. Создалась ситуация, когда верхи не могли управлять, низы постепенно утрачивали интерес к общественному труду, созданию необходимых предпосылок для обеспечения своей жизнедеятельности. На протяжении десятилетий внедрялось в сознание людей мифическое представление о государстве как неком благодетеле всех членов общества независимо от его места и роли в системе общественного разделения труда.

Социалистические методы хозяйствования в советской модели исполнения оказались чуждыми для предприимчивых людей. Отсутствие необходимой заинтересованности в результатах своего труда, запретные меры в отношении свободы мысли и действий не способствовали росту производительности общественного труда. Экономической основой советской системы хозяйства была общественная, по существу, государственная сверхмонополизированная собственность на главные факторы производства. Так, земля, решающий фактор производства, была национализирована и предоставлялась сельскохозяйственным предприятиям бесплатно и на вечное пользование, что стало первопричиной неэффективного использования земельных ресурсов, постоянного дефицита в продовольственной базе огромной страны, расположенной на одной шестой части земной суши. Более 90 процентов всех основных средств производства находились в государственной собственности. Фабрики и заводы, крупные промышленные объекты, сооружения, производственная и непроизводственная инфраструктура, оптовая и розничная торговля, предприятия легкой и пищевой промышленности, транспортная система, коммуникации связи с соответствующей разветвленной структурой и т.д. тоже были собственностью государства. Таким образом, в руках государства сосредоточилась огромная экономическая власть, которой по своему усмотрению распоряжалась партийно-государственная верхушка (сверху до низу). Разросшийся вне разумных пределов чиновничий аппарат выступал как монстр, ведающий судьбами людей. Жернова могущественного государственного аппарата переламывали миллионы жизней, оказавшихся в орбите советской системы хозяйствования.

Теория советской политэкономической науки утверждала, что только общенародная, по существу, государственная собственность обладает несомненным экономическим преимуществом по сравнению с частной формой собственности. Последняя считалась несовместимой с принципами социалистического (коммунистического) общества, провозглашенного еще в середине XIX века основоположниками марксисткой теории. Каковы главные аргументы теоретиков, защищающих преимущества общественной (государственной) собственности? Социалисты марксистского толка представляли экономику как единую большую фабрику, где в один громадный котел будет стекать все общественное богатство, которое подлежит равномерному распределению в зависимости от количества и качества труда. В экономически менее развитой стране, какой была Россия, в том числе и в Казахстане, до поры до времени концентрация сил и средств в руках государства давала свои результаты. За счет этих возможностей были развиты индустрия, аграрный сектор, произошли крупные изменения в культурном облике страны. Позитивные результаты советской модели хозяйствования не следует отрицать, ибо это самоотверженный труд миллионов людей, принимавших участие в строительстве новой жизни. В этой связи перед наукой встает проблема изучения особенностей пережитого страной переходного этапа с позиции закономерностей теоретической экономики (политэкономии). В конкретных условиях Казахстана происходили социально-экономические перевороты, свойственные для всей территории бывшего Советского Союза. Каково было своеобразие этих переворотов применительно к местным условиям? Во-первых, субъективно-волюнтаристский подход центра не считался с местными условиями, когда население страны в основном вело животноводческое хозяйство преимущественно натурально-потребительское с сохранением кочевого образа жизни без достаточного развития рыночных отношений. В конце XIX столетия и в канун революции 1917 года местное население не было вовлечено в орбиту российского рынка за исключением Севера, где находились очаги скототорговли. На юге Казахстана существовали очаги торговли под воздействием более развитых товарно-денежных отношений в соседних регионах Средней Азии, хотя и здесь преобладал бартерный обмен. Разумеется, нет каких-либо оснований для идеализации сложившихся на протяжении истории производственных отношений на территории Казахстана, как и других регионов бывшего Советского Союза.

Необходимость и неизбежность изменений в структуре производственных отношений вызваны объективными потребностями общественного развития. Экономика дореволюционной России, в том числе ее национальных окраин, нуждалась в коренных преобразованиях, и отмеченная выше потребность выдвинула решение проблемы различными путями. В реальной жизни был избран единственный вариант революционных переворотов всех сторон общественной жизни по заранее намеченной схеме уничтожения частной собственности и утверждения принципов огосударствленного социализма. Трудно определить верный, наиболее оптимальный путь общественного развития, когда политическая власть придерживается только одной линии, заглушая голоса ученых и общественных деятелей. Так было в советское время, когда монополия партии утверждала повсеместно конъюнктурный подход приспособленчества. В этих условиях экономическая теория находилась в плену различных догм, несмотря на их явную несостоятельность. Так, например, в советской экономической науке существовала теория о несовместимости категории рынка, закономерностей товарно-денежных отношений с практикой строительства социализма. Теоретическая догма нашла отражение в экономической политике, всячески тормозившей естественный ход экономического развития.

Это обстоятельство послужило одним из решающих факторов, приведших к неэффективности советской экономики и соответственно к развалу СССР. Анализируя причины развала Советского Союза, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев назвал ряд факторов, содействовавших этому неминуемому процессу. Речь идет, в частности, о гонке вооружений, истощавших материальные ресурсы и отвлекавших значительное число квалифицированных кадров. В конце 80-х годов активная часть основных фондов Советского Союза составляла 40%, а пассивная - 60%. В развитых странах, наоборот, один американский рабочий за одну смену производил столько продукции, сколько двое наших; один американский фермер - столько же, сколько пятеро наших колхозников. В начале 80-х годов примерно 40 млн.человек в СССР были заняты ручным трудом, во второй половине 80-х годов - уже около 50 млн., а в сельском хозяйстве - вообще более 80 процентов. На одно рабочее место в это время в Советском Союзе приходилось примерно около 1 процента компьютерной оснащенности рабочего места в передовых странах. Таким образом, развалу СССР способствовало стратегическое отставание страны от развитых стран мира. В развале советской империи не менее важную роль сыграл просчет в теории и практике национальных отношений. Следовательно, развал Союза, просуществовавшего более чем 70-летний период, не может считаться результатом субъективных действий руководства страны. В общественном сознании до сих пор бытует идея о том, что развал огромной страны предопределен действиями М.Горбачева и его приближенных. То, что Горбачев потерял в последние годы президентства бразды правления страной, - очевидный факт; неумение, отсутствие политической воли, слабость в области теоретических знаний, неумение прислушиваться к голосу крупных ученых не позволили ему удержаться у власти. Поэтому-то власть оказалась в одно время в руках путчистов, пытавшихся свергнуть страну в русло прежних отношений тоталитаризма.

Последующие события развивались по другому сценарию: Россия стала самостоятельным государством, бывшие республики получили суверенитет, и в рамках свободных независимых государств осуществляют демократические преобразования на рыночных принципах. Итак, переход от административной системы к рынку начался во всех республиках бывшего Советского Союза. Иногда возникает вопрос: могли ли раньше предвидеть происходившие за последнее десятилетие события, сопровождаемые неимоверными трудностями и противоречиями, резким падением жизненного уровня населения, безудержным ростом инфляции, дальнейшим углублением глобального кризиса, охватившим все стороны общественной жизни. То, что процесс кризисной ситуации развивается неумолимо, что страна переживает неимоверные трудности, что попытки реформирования советской экономики не дают положительных результатов, было известно и раньше, еще в начале 60-х годов. Однако субъективный фактор - политические руководители того времени, получившее название застойного, не смогли осуществить кардинальные меры по коренной ломке устоявшихся догм, представлений и сложившейся системы производственных отношений, не считавшихся с потребностями социально-экономического развития. Рано или поздно объективные потребности пробивают себе дорогу. И, несмотря на наличие многих противодействующих факторов, началась перестройка, правда, без достаточных теоретических обоснований. В конце 80-х- начале 90-х годов интенсивно шло разрушение традиционных структур; рыночный механизм еще не сформирован; нарастали центробежные силы сепаратизма. Все это вело к тому, что почти полностью потеряна управляемость экономики. События августа 1991 г. коренным образом изменили социально-политическую и экономическую обстановку в стране; бывшие союзные республики стали суверенными, теперь уже изменилось отношение к ним со стороны Российской федерации. Таковы реальные факты жизни, произошедшие за каких-нибудь 5-6 лет после начала перестроечных процессов. Теперь уже стали очевидными, необходимость определенного переходного периода и последовательность его этапов.

Вместе с тем переход должен быть не кратковременной кампанией, а относительно продолжительным периодом, ибо трансформация от одной социально-экономической системы к другой, по сути противоположной, не может быть скоротечной. Отсюда следует, что переход от командной экономики к рыночной требует прохождения неизведанных путей в экономике. Поэтому оказалась чрезвычайно сложной разработка концепции перехода от огосударствленного социализма к рыночной системе. Некоторые авторы пишут о том, что в Казахстане отсутствовала концепция перехода от командной экономики к рыночной. Думается, что подобное утверждение не соответствует действительности, ибо в нашей республике, как и в других постсоветских государствах, были намечены и реализовывались на практике некоторые основные направления перестроечного процесса.

Следует заметить, что заранее невозможно предвидеть все детали перехода, да в этом, думается, и нет надобности, ибо жизнь вносит свои коррективы, и в каждой стране переход совершается с учетом местных особенностей. Кроме того, не всякая сверху данная установка с точностью реализуется на практике, более того, происходит искажение или механическое исполнение директив.

Итак, переходная экономика, как это явствует из практики прошедших лет, предполагает, во-первых, реализацию теории многоукладности экономики, что связано с формированием многообразия форм собственности, обеспечением их равноправия и открытием простора для конкуренции между ними в целях сокращения издержек производства и, соответственно, цен на производимую продукцию. Во-вторых, формирование рыночной инфраструктуры в сочетании с государственным регулированием для координации деятельности участников общественного производства. В-третьих, обеспечение социальной защищенности малоимущих граждан как важнейшая задача государства.

3. Результаты переходного периода в Казахстане

Республика Казахстан - развивающаяся страна

Фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика.

Успехи Казахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение уровня жизни населения общеизвестны и получили признание у мирового сообщества. Подтверждением тому служит включение Казахстана Всемирным банком в список стран с доходами выше среднего уровня. Признанием улучшения экономического положения и инвестиционного климата является также неоднократное повышение суверенного кредитного рейтинга государства ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Результатом реформирования экономики в Казахстане стало построение собственной модели экономического развития, основанной на высоких темпах экономического роста, внешнеэкономической открытости, социальной стабильности, развития малого и среднего бизнеса.

За время независимости Казахстан не только создал благоприятную инвестиционную среду, позволяющую аккумулировать большие потоки иностранных инвестиций, но и превратился в активного инвестора и кредитора.

В стране выстроена эффективная финансовая система, которая является образцом для стран постсоветского пространства.

В период глобального спада экономики Казахстан входит с прочным запасом золотовалютных резервов и Национального фонда. Их общий объем на 2008 год составлял более 47 миллиардов долларов США. Национальный фонд, вокруг создания которого было немало дискуссий, придал большую устойчивость финансовой системе.

Казахстан взвешенно формирует энергетическую политику. Сегодня Казахстан имеет высокий потенциал дальнейшего развития энергетических ресурсов. В стране открываются новые месторождения, многие из которых содержат запасы мирового уровня.

Казахстан делает ставку на качество жизни населения. В Республике создается национальный стандарт качества жизни. Создание основ устойчивого экономического развития позволило Казахстану уделить большое внимание социальным вопросам. Сегодня в стране формируется средний класс - это твердо стоящие на ногах люди. Те, кто имеют постоянный уровень доходов, инвестируют в образование, улучшают жилищные условия, увеличивают вклады в банках и уверенно смотрят в завтрашний день. Наша пенсионная система является наилучшей в СНГ, ее опыт перенимают соседние государства.

В стране сохранилось общедоступное бесплатное среднее образование, расходы на него постоянно увеличиваются. Если на заре независимости на образование тратилось менее 1% от ВВП, то, например, уже в 2008 году расходы на образование составили около 2,9% от ВВП.

Анализ итогов реформирования экономики говорит о том, что сегодня в Казахстане заложены фундаментальные основы для развития инновационной модели экономики.

Стратегия экономического развития Республики Казахстан провозглашает одной из главных задач вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, о чем Президент Н.А. Назарбаев заявил в своем Послании народу в марте 2006 года.

Очевидно, что поставленная руководством Республики Казахстан цель может быть достигнута только на основе глубокой диверсификации экономики страны, путем стимулирования инновационной деятельности, внедрения и развития конкурентоспособных производств, интегрированных в региональные и мировые рынки.

Именно поэтому сегодня все чаще к числу важнейших факторов развития экономики Казахстана относят инновационную деятельность, которая базируется на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом.

На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» и «Программы инновационного развития Республики Казахстан».

Фундаментальным документом, определяющим в настоящее время экономическое развитие Казахстана является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-20015 года. Эта стратегия была утверждена 17 мая 2003 года с целью обеспечения устойчивого, поступательного развития страны, отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей. Реализация стратегии будет служить созданию благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности, формированию конкурентоспособной среды и системы общественных институтов, которые смогут стимулировать частный сектор в создании производств с высокой добавленной стоимостью.

Среди основных задач данной Стратегии следует выделить:

обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;

диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;

В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития реализуется более 600 инвестиционных проектов. Только за 2007 год введено в эксплуатацию 158 инвестиционных проектов за счет всех источников финансирования на сумму почти 180 миллиардов тенге. Создано более 30 000 рабочих мест. Из новой продукции можно выделить производство дизельных двигателей, нефтегазового оборудования, лекарств, одежды, тканей.

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

На первом этапе, в 2003-2005 годы, были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также созданы институты развития, через которые государство осуществляет свое участие в реализации программы.

Второй этап, 2006-2010 годы, Изучались инициатив частного сектора, осуществлялся поиск инвесторов - участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности.

Результатом реализации Программы должно стать изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

В целом экономика Казахстана растет в среднем на 9% в год, что заметно выше темпов роста ряда стран СНГ (Беларусь, Россия, Украина). Это позволит увеличить к 2015 году объем ВВП примерно в 3,5 - 3,8 раза по сравнению с 2000 годом.

Как показывает мировой опыт, развитие инновационной, прорывной экономики невозможно без поддержки со стороны государства и специально созданных институтов развития. В Казахстане важнейшими инструментами реализации Стратегии инновационного развития являются Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд». Все эти институты призваны проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Основной целью созданного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года Национального Инновационного Фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности.

Очевидно, что инновационная экономика для Казахстана - это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений. В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения этой страны на достаточно высокий уровень.

Таким образом, успешная реализация Стратегии инновационного развития должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики Казахстана, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

социальный взгляд рыночный экономика

Заключение

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы. С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.

Сегодня казахстанская модель развития общества, переняв лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших свою эффективность, следует тем путем, который отвечает ее историческим, трудовым и специфическим характеристикам поведения.

Экономическая жизнь, конъюнктура и ситуация на стыке двух тысячелетий изменяются стремительно быстро. Стратегия внутренней и внешней экономической политики основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций с учетом реалий глобализации и кризисности мировой экономики, что уже сегодня позволило создать благоприятный экономический климат путем проведения ряда радикальных экономических реформ; правовую защищенность, открытость и стабильность правовых, регламентирующих рамок; рыночную инфраструктуру; стабильность и конвертируемость национальной валюты - тенге.

За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков. Расширялось и совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обусловило соответствующие сдвиги в структуре производства валового внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.

В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство стран СНГ в темпах реформирования экономики. Казахстан первым среди стран СНГ предпринял такие меры, как пенсионная реформа, создание системы гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга МВФ по линии Национального банка, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказ от обязательной продажи валютной выручки экспортеров.

Казахстан обладает огромным производственным, трудовым и научно-техническим потенциалом, использование которого способствует преодолению экономического спада и создает все условия для превращения страны в одну из ведущих и процветающих держав мира.

Перед Казахстаном стоят высокие задачи - занятие и сохранение лидирующих позиций в мировой экономике. Важно не упустить этот момент времени. Промедление, упущенные два - три года сегодня могут обернуться колоссальными потерями времени, завтра страна может не выйти из состояния догоняющей модернизации, постоянно занимаясь реализацией проектов по реиндустриализации экономики.

Анализ итогов реформирования экономики говорит о том, что сегодня в Казахстане заложены фундаментальные основы для развития инновационной модели экономики.

Сегодня республика пытается найти свою нишу на мировом рынке, прежде всего в сфере высоких технологий. В связи с этим одним из основных приоритетов государственной экономической политики стало сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. В данной курсовой работе был рассмотрен не легкий путь перехода Казахстана к рыночной экономике и ее реформирование. А также итоги и перспективы развития страны.

Список использованных источников

1.Законы Республики Казахстан и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, действу-ющие с 1991 года.

2.Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Астана, 2006.

.Послание Президента РК Казахстанский путь - 2050"

.Бердалиев К.Е. Основы управления экономикой Казахстана, Алматы: экономика, 1998 г. - 148 стр.

5.Гамарник Г.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации: монография. - Алматы: экономика, 2002 г. - 281

6.Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996, с. 725-27.

7.Елемесов Р. Переходная экономика: проблемы методологии и теории. Алматы, 1998.

.Курганбаева Г.А. Экономика Казахстана в XXI веке: методологи, подходы, пути реализации: монография. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2009 г. - 144 стр

.Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1991.-300с.

.Нургалиев К.Р., Нургалиев А.К. Экономика Казахстана: Учебник. - Алматы: «Зият Пресс», 2007 г. - 306 стр.

.Под редакцией М.Б. Кенжегузина. Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решения. - Алматы, 1997 г. - 352 стр.

.Сабденов А. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. Алматы: Казахстан, 1997.

.Шеденов У.К., Байжомартов У.С., Жунусов Б.А., Шеденов И.У.. Общая экономическая теория. - Алматы - Актобе, «А - Полиграфия», 2007 г. - 627

Похожие работы на - Теория переходной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!