Музеи Японии
Министерство
культуры Российской Федерации
Федеральное
государственное учреждение высшего профессионального образования
"Тюменская
государственная академия культуры, искусств и социальных технологий"
Институт
изобразительных искусств и дизайна
Кафедра
истории, искусствоведения и музейного дела
Музеи
Японии
Курсовая
работа
Исполнитель: Чушева А. Г.,
студентка 3-го курса
очного отделения
спец. "Музейное дело и охрана
памятников"
Научный руководитель: Семенова В.
И.,
доктор культурологии, профессор
Тюмень,
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава
I. Домузейное
собирательство и становление первых музеев в Японии
§1.
Традиции собирания и отношение к наследию в Японии до 1868 г.
§2.
Появление в Японии музеев западного образца
Глава
II. Музейная сеть
Японии нач. XX - нач. XXI
вв.
§1.
Музеи Японии в нач. XX
- нач. XXI вв.
§
2. Коллекции корпораций
Заключение
Приложение
Список
источников и литературы
Введение
Японская культура - одна из самых молодых, но
это яркий, поражающий сознание феномен человеческой цивилизации.
К сер. XIX
в. сложившиеся художественные формы полностью исчерпали себя, став тормозом
исторического развития. Реставрация Мэйдзи с последующим открытием страны
повлекла за собой потребность в активном заимствовании из культуры Запада.
Превращая все "чужое" в "свое", Япония все то, что она
узнала от европейцев, преобразовала в соответствии со своими собственными
традициями и историческими потребностями. В русле этих радикальных
преобразований лежат и причины, обусловившие появление первых японских музеев.
По музейному делу Японии публикаций очень мало.
Меня заинтересовал этот вопрос, и я занялась переводом англоязычных источников
- материалов официальных сайтов японских музеев.
Цель данной работы - на основании изученных
источников, охарактеризовать традиции собирания, а также становление и развитие
музейной сети Японии.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать традиции собирания и
отношение к наследию в Японии до 1868 г.;
2. Рассмотреть появление в Японии музеев
западного образца;
3. Рассмотреть развитие музейной сети
Японии в нач. XX-нач. XXI
вв.
В данной курсовой работе были использованы
следующие источники:
) монографии:
Конрад Н.И. Очерк истории и культуры
средневековой Японии. - М.: Искусство, 1980.
Академику Николаю Иосифовичу Конраду принадлежит
целый ряд капитальных работ, посвящённых самым различным аспектам истории
японской культуры. В данной книге автор собрал воедино свои многолетние
исследования и наблюдения, коснувшись почти всех основных явлений духовной
культуры, которые описал с присущей ему энциклопедической широтой взглядов.
Эта книга глубокое и разностороннее исследование
культуры средневековой Японии с древнейшего периода до начала XVI века. В поле
зрения ученого - история и религия, философия и общественная мысль, идеология и
искусство, литература и быт. Автор создает оригинальную концепцию исторического
развития самобытной японской культуры.
Гришелева Л.Д. Формирование японской
национальной культуры (конец 16 - начало 20 века). - М, Наука, 1986.
В книге рассматривается социально-политический
аспект формирования культуры японской буржуазной нации в период ее становления
(конец XVI - начало XX в.) и дается широкая картина культурной жизни страны в
это время: общественно-политическая мысль, религия, просвещение,
книгопечатание, зрелищные искусства и музыка, изобразительное и
декоративно-прикладное искусство, архитектура, бытовая культура (в частности,
чайная церемония и икэбана).
Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI
столетия. - М., Искусство, 1986.
Характеристику XVI столетия как переходной
эпохи, сочетавшей в себе черты традиционные и совершенно новые, автор строит на
анализе трех явлений: чайного культа и так называемой чайной церемонии,
архитектуры феодальных замков и дворцов, жанровой живописи на ширмах.
Сэнсом Дж. Краткая история японской культуры. -
СПб, 1999.
Эта книга, первое издание которой
появилось еще до Второй мировой войны, до сих пор считается одной из лучших
книг о Японии. Искусство, литература, религия, изысканные нравы императорского
двора, кодекс самурая, кровавые междоусобные войны, поэзия - все многообразие
неповторимой цивилизации, "Страны восходящего солнца" - в одной
монографии, скромно названной автором "Краткой историей культуры
Японии".
Главева Д.Г. Традиционная японская культура:
Специфика мировосприятия. - М.: "Восточная литература" РАН, 2003.
В основу исследования, осуществленного на
письменных источниках (исторических хрониках, художественных, в том числе
поэтических, произведениях, буддийских философских трактатах) положено
фундаментальное для культуры Японии понятие "взгляд". Именно взгляд
актуализирует ту систему ценностей, символов и ритуалов, которая наиболее полно
соответствует потребностям японского культурного организма в различные
исторические эпохи.
Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. -
М., - 2006.
Книга известного япониста представляет собой
самое полное в отечественной историографии описание правления императора Мэйдзи
(1852-1912), которого часто сравнивают с великим преобразователем России -
Петром I. Страна, которая стояла в шаге от превращения в колонию, преобразилась
при Мэйдзи в мощное государство, в "полноправного игрока" на карте
мира. За это время сформировались японская нация и японская культура, которую
ценят во всем мире. А. Н. Мещеряков составил летопись событий, позволивших
Японии стать такой, как она есть. За драматической судьбой Мэйдзи стоит
увлекательнейшая история его страны.
) сборники:
Горегляд В. Н. Классическая культура Японии -
очерки духовной жизни.-СПб, 2006.
Книгу "Классическая культура Японии: Очерки
духовной жизни" составили статьи В. Н. Горегляда (1932-2002), написанные
им в разное время и по разным поводам.
В. Н. Горегляд - лидер петербургской школы
японоведения, признанный специалист по истории японской литературы, переводчик
памятников классической японской словесности, знаток скорописи и японской
рукописной традиции, автор 14 книг, кавалер Ордена Восходящего Солнца 4-й
степени на малой ленте, полученного за развитие добрососедских отношений между
Россией и Японией. В сборник вошли статьи по истории, религии, литературе и
культуре Японии. Диапазон затрагиваемых тем - от первых русско-японских
контактов до особенностей японской рукописной книги - отражает широту и
многогранность научных интересов В. Н. Горегляда.
Вещь в японской культуре.Сб.ст. / Сост. Н.Г.
Анарина.-М.: Вост. лит., 2003.
Настоящий труд представляет собой собрание
статей известных японоведов - Л. М. Ермаковой, Е. К. Симоновой-Гудзенко и др.
Книга посвящена активно разрабатываемой в современной науке теме о смысле
"вещей" в пространстве культуры. Статьи размещены в хронологическом
порядке и охватывают обширный временной пласт - от древности до сегодняшнего
дня; написаны на материале археологии, истории, изобразительного искусства,
литературы, театра, музыки и ритуалов. Повышенное внимание к вещи в Японии,
поэтизация, мифологизация и сакрализация мира вещей, многомерный
"язык" взаимодействия вещей между собой и с человеком в ритуалах и
церемониях, вещь как дар или знак отличия в социальном обиходе и как примета
культурно-исторических эпох - таковы концептуальные подходы авторов к этой
интереснейшей теме.
) Электронные ресурсы:
Мною была проведена работа по переводу
англоязычных официальных сайтов музеев.
Таким образом, структура курсовой работы
включает в себя:
Введение, главу I.
Домузейное собирательство и становление первых музеев в Японии, которая состоит
из двух параграфов: § 1. Традиции собирания и отношение к наследию в Японии до
1868 г., § 2. Появление в Японии музеев западного образца, главу II.
Музейная сеть Японии нач. XX
- нач. XXI вв.
Глава I.
Домузейное собирательство и становление первых музеев в Японии
§1. Традиции собирания и отношение к
наследию в Японии до 1868 г.
Важная часть японской культуры - вещепочитание,
ибо вещь рассматривалась в традиционном японском обществе в космоцентрической
перспективе, благодаря чему происходили мифологизация и поэтизация мира вещей.
Вещи суть проявления Дао; как все сущее, они саморождаются, но через посредство
человека. В пространстве музея вещи говорят с человеком на вневербальном языке
символов. Вынос и показ вещей - ярчайшее проявление этого немого языка, это
демонстрация истины, важнейших сущностей (Вещь в японской культуре, 2003. - С.
4).
За пределами Европейского континента первые
музейные учреждения стали создаваться в последней трети XVIII в., при этом в
каждом из регионов мира обстоятельства их появления имели свою специфику и свои
итоги. В Северной Америке и Австралии, где отнятые у коренного населения земли
стали ареалом переселения значительного числа эмигрантов, по сути дела, сложились
очаги европейской цивилизации с присущими ей институтами и культурными формами,
в том числе и музеями.
В странах Востока с давними традициями
коллекционирования развитие музейной сферы тоже началось лишь под влиянием
западной цивилизации, в результате так называемой модернизации неевропейских
стран. Это говорит о том, что коллекционирование само по себе, в силу одних
только внутренних потенций, автоматически не приводит к появлению феномена
музея и для его возникновения необходима совокупность факторов социокультурного
характера. Именно их и не было ни в социальном развитии восточных стран, ни в
философии, психологии и мироощущении населяющих их народов.
Восточной философской мысли были чужды те
просветительские идеи, которые широко распространились в европейской культуре в
конце XVII -XVIII в. и подготовили почву для постепенного превращения закрытых
собраний в публичные музеи. По мнению многих исследователей, для Запада и
Востока характерны также и разные типы мировоззрения. Древнейшие верования
народов Азии изначально формировали в их психологии созерцательное
мироощущение, требующее полного слияния с природой и универсумом. Поэтому
восточный подход к искусству в корне отличался от западного и предполагал, что
полноценное эстетическое наслаждение возможно при рассматривании единовременно
лишь небольшого количества произведений, причем в избранном кругу. Восточным
народам была чужда созданная европейцами "система сочетания произведений,
пожирающих друг друга. Они не соединяли несовместимые единицы наслаждения
применительно к их инвентарным номерам и соответственно отвлеченным
принципам" (Валерии П. Об искусстве, 1993. - С. 230).
Тем не менее, идея публичного музея не только
прижилась в странах Азии, но в ряде случаев даже получила дополнительные
стимулы для своего упрочения. Музеи стали восприниматься как символ
национальной славы и атрибут суверенного государства. Они зарекомендовали себя
как надежные хранилища национального культурного наследия, угроза расхищения и
распыления которого была актуальна для многих стран Востока. Свою роль в их
создании играла и экономическая составляющая, ведь стимулированный ими туризм
приносил реальные доходы в государственные бюджеты многих государств.
В основе появления первых коллекций в странах
Востока лежали религиозные мотивы. В буддийских монастырях исстари хранились и
выставлялись на обозрение драгоценности, произведения искусства, редкие
животные и растения.
Храмовые сокровищницы долгое время были
единственными хранилищами как религиозного, так и светского искусства в Японии.
Всемирную известность снискала сокровищница Сёсоин, созданная в VIII в. в
монастыре Тодайдзи в Наре. Ее основу составили предметы, принадлежавшие
императору Сому (724 -756) и пожертвованные его вдовой будде Вайрочане. Этот
вклад включал оружие, доспехи, облачение монахов, зеркала, ширмы, музыкальные
инструменты - всего около 650 предметов. Для его размещения на территории
монастыря было сооружено специальное деревянное здание, впоследствии
неоднократно обновлявшееся. В XX в. сокровищница превратилась в музей (Конрад
Н.И. Очерк истории…, 1980. - С. 105).
§2. Появление музеев европейского
образца
Японию европейцы открыли для себя в 40-х гг. XVI
в., но уже в конце столетия ее правители, обеспокоенные успехами христианских
миссионеров и усилением позиций католической церкви, решили оградить страну от
западного влияния и запретили въезд в нее иностранцам. Конец этой добровольной
самоизоляции положили в 1854 г. США и европейские державы: отправив к берегам
Японии военную эскадру, они силой вынудили ее открыть порты для иностранных
кораблей (Мировая художественная культура, 2001. - С. 550).
Особенно мощный поток заимствований хлынул в
Японию в последней трети XIX в., когда в результате революционного переворота
1868 г. она вступила в эпоху радикальных преобразований, способствовавших ее
переходу на капиталистический путь развития. Первой среди азиатских стран она
стала в широких масштабах усваивать достижения европейской цивилизации,
сознательно ориентируясь на западные модели при строительстве нового
государства. Перенимался индустриально-технический опыт, перестраивалась
правовая система, заимствовались европейские формы организации государства и
общества, включая принципы конституционной монархии, демократической процедуры,
гражданского общества. Сознательная ориентация на западные стандарты
проводилась и в сфере науки, образования, просвещения. В 1870-е гг. в ряде
городов появились университеты европейского образца, для чтения лекций в
которых приглашались европейские специалисты; немало японской молодежи
отправилось на учебу за границу. Государство стало активно проводить политику
стимулирования научной деятельности (Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи.., 2006. -
С. 87).
В русле этих радикальных преобразований лежат и
причины, обусловившие появление первых японских музеев. В 1871 г. было принято
решение о создании Токийского национального музея, который
рассматривался в ту пору прежде всего как учреждение, призванное способствовать
развитию отечественной промышленности. Его основу составили экспонаты,
возвратившиеся в столицу после закрытия Всемирной парижской выставки 1867 г.,
участие в которой стало для Японии дебютом. Когда в 1872 г. музей открылся для
широкой публики, в его экспозиции демонстрировались также и материалы, собранные
для предстоящего показа на Всемирной выставке в Вене. Министерство образования
организовало в зале конфуцианского храма Сэйдо выставку национальных
художественных ценностей. После закрытия выставки часть вещей оставили для
показа публике в определенные дни. Первоначально собрание было очень
разнородным: предметы изящных искусств, исторические, естественно-научные
коллекции, а также материалы по сельскому и лесному хозяйству, армии и флоту
(#"724194.files/image001.gif">
Токийский национальный музей
Национальный научный музей
Национальный музей Нары
Национальный музей Киото
Национальный музей западного искусства в Токио
Национальный музей современного искусства
Музей Эдо-Токио
Национальный музей современных научных
достижений и инноваций Японии "Мирайкан"
Список источников и литературы
1. 100
великих музеев мира / Автор-сост. Н. А. Ионина. - М.: Вече, 2002. - С. 83-85.
2. Валерии
П. Об искусстве / Изд. подг. В. М. Козовой.-М.: Искусство, 1993. - С. 230.
. Вещь
в японской культуре.Сб.ст. / Сост. Н.Г. Анарина.-М.: Вост. лит., 2003. - С. 4.
. Все
о музеях мира. - СПб: ООО "СЗКЭО", 2008. - С. 155.
. Главева
Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия.-М.:
"Восточная литература" РАН, 2003. - С. 213.
. Горегляд
В. Н. Классическая культура Японии - очерки духовной жизни.-СПб, 2006. - С.
71-78.
. Гришелева
Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец 16 - начало 20 века). -
М, Наука, 1986. - С. 92-96.
. Конрад
Н.И. Очерк истории и культуры средневековой Японии. - М.: Искусство, 1980. - С.
105.
. Кубеев
М.Н. 100 великих музеев мира.-М., 2010.- С. 90-91.
. Мещеряков
А.Н. Император Мэйдзи и его Япония.-М., - 2006. - С. 87-89.
. Мировая
художественная культура: учеб. пособ. / под. ред. Б. А. Эренгросс. - М.: Высш.
шк., 2001. - С. 550-552.
. Сэнсом
Дж. Краткая история японской культуры.-СПб, 1999. - С. 108-112.
. http://www.nihon.ru/culture/museums
- сайт о культуре Японии
14. http://www.tnm.jp/
- Официальный сайт Токийского национального музея
15. http://www.kahaku.go.jp/
- Официальный сайт Национального музея природы и науки
. http://www.narahaku.go.jp/
- Официальный сайт Национального музея Нары
. http://www.kyohaku.go.jp/
- Официальный сайт Национального музея Киото
. http://www.nmwa.go.jp/
- Официальный сайт Национального музея западного искусства
. http://www.momat.go.jp/
- Официальный сайт Национального музея современного искусства
. http://www.edo-tokyo-museum.or.jp/
- Официальный сайт Музея Эдо-Токио
. http://www.miraikan.jst.go.jp/
- Официальный сайт Национального музея науки и инноваций