Стоимость, полезность и ценность в экономической теории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стоимость, полезность и ценность в экономической теории

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

.1 Сущность теории стоимости в экономической теории

.2 Теория предельной полезности

. ПОНЯТИЯ СТОИМОСТИ, ПОЛЕЗНОСТИ, ЦЕННОСТИ

2.1 Потребительская и меновая стоимости  <#"724099.files/image001.gif">

Экономический смысл равенства (5) состоит в том, что, располагая ограниченным бюджетом и потребляя только два блага X и Y, покупатель должен распределять свои средства таким образом, чтобы полезность, полученная от использования последней денежной единицы (доллара, рубля и т.п.), израсходованная на потребление благ X и Y, была одинаковой. Уравнение (5) является основным в концепции потребительского спроса (в рамках теории предельной полезности) и справедливо для любого набора товаров.

Что произойдет, если цена товара Х изменится, предположим, уменьшится до Рx'? Тогда равенство (5) нарушится и превратится в неравенство:


Это означает, что на один рубль, потраченный на приобретение товара Х, покупатель получает более высокий прирост общей полезности, чем он имел, если бы потратил один рубль на покупку товара Y. Поскольку потребитель стремится увеличить общую полезность от потребления благ X и Y, то он предпочтет закупить дополнительные единицы товара Х. Но, в соответствии с законом убывающей предельной полезности, каждая дополнительная единица потребленного блага Х будет снижать предельную полезность этого товара. Наконец, наступит такой момент, когда равенство (5) вновь удовлетворится:


Такой ход рассуждений, естественно, предполагает, что с изменением предельной полезности товара Х предельная полезность товара Y не меняется.

Чтобы применить теорию предельной полезности к изучению спроса индивидуального покупателя А на рынке отдельного товара Х, мы вновь должны мысленно положить на одну чашу весов товар Х, а на другую - все остальные товары. Если предельную полезность всех остальных товаров обозначить MUo, а цену единицы принять за Рo, то можно считать, что при цене товара Х в Рx'. покупатель А предъявит спрос на Qx' единиц товар а Х и образуется равенство:


Пусть цена Рx' снизится до Рx" при прочих равных условиях, т.е. MUо и Ро не изменятся, тогда равенство (5.а) нарушится и его левая часть превысит правую:


Это приведет к тому, что покупатель А будет стремиться расширить потребление товара Х, т.е. QD этого товара возрастет до некоторой величины Q", пока не удовлетворится равенство:


Новое снижение цены Рx до величины Р"' вызовет нарушение данного равенства и вновь покупатель А будет расширять QD товара Х до величины Qx"', пока не появится условие:


Если перенести эти значения Рx и Qx в таблицу, то получим классическую форму табличного представления функции спроса. Построенная по этим значениям кривая D определит кривую спроса покупателя А на товар Х.

Предположение о неизменности MUo и Рo не является строго необходимым. Более того, перемены в закупках товара Х должны сказаться на рынке всех остальных товаров и изменить величины MUo и Рo. Но для качественных товаров процессы установления рыночного равновесия происходят таким образом, что QD товара Х возрастает при понижении цены Рx. Однако когда мы изучаем некачественные или гиффеновские товары, то должны учитывать, что при нарушении равенства (5.а) вследствие изменения цены Рx товара Х, например, ее снижения, неравенство (5.б) будет выравниваться, прежде всего, за счет приобретения новых единиц товара Х и сопутствующего этому снижения MUx. Возросший доход покупателя А вызовет изменение его приоритетов, в результате чего предельная полезность MUx может снизиться, а предельная полезность всех остальных товаров возрастет, и покупатель А пустит часть высвободившихся в результате снижения цены Рx денег на покупку остальных товаров. Чем более неэластичным будет спрос на товар Х по цене, тем в большей степени снизится предельная полезность MUx товара Х при уменьшении цены Рx и тем выше станет предельная полезность MU всех остальных товаров. Когда товар Х абсолютно неэластичен, любые изменения цены Рx товара Х не приводят к нарушению первоначального равенства (5.а), поскольку эффект дохода будет снижать MUx и повышать MUо. Следовательно, покупатель А не станет изменять количество приобретаемых единиц товара Х и кривая спроса примет вертикальное положение.

Для гиффеновских же товаров снижение цены товара Х с величины Рx' до Рx" приводит к обратному неравенству:


Таким образом, чтобы максимизировать общую полезность, покупатель А предъявляет спрос на большее количество всех остальных товаров и снижает запросы на приобретение товара Х. В этом случае кривая спроса примет «восходящий» вид.

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо субъективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы каждого товара. Приобретет он тот товар, который на одну и ту же потраченную сумму денег обеспечит наивысший прирост общей полезности, т.е. будет иметь максимальную предельную полезность.

Точно так же, при изменении цены товара Х, покупатель А будет предъявлять спрос на данный товар до тех пор, пока, по его мнению, прирост общей полезности (предельная полезность) единицы товара Х и единицы всех остальных товаров, вследствие затрат на их приобретение одних и тех же сумм денег, не станет одинаковой.

Сторонники теории предельной полезности ценность или стоимость товаров выводят не из затрат труда, а из полезности. В то же время они делят ее на два вида: во-первых, общую полезность, абстрактную или родовую, под которой понимают способность всех денежных пособий удовлетворять любые потребности людей; и во-вторых, конкретную или субъективную полезность, которая является субъективной оценкой данного экземпляр товара для клиента, потребителя.

Какие факторы определяют эту субъективную, или конкретную, полезность? Первоначальной основы субъективной полезности являются следующие предположения. Во-первых субъективная полезность предполагает редкость блага, ограниченность величины его запаса. «Ценность предполагает весьма ограниченное количество вещей, отсутствие ценностей подразумевает избыток их»1.Во-вторых, субъективная полезность зависит от характера потребления товаров. Эту зависимость полезности блага от процесса его потребления обосновал немецкий экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) в своей книге «Развитие законов социального обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» (1854).

Через четверть века после выхода книги в экономическую науку прочно вошли два постулата Г.Г. Госсена, которые теперь получили названия первый и второй законы Госсена. Первый закон выражают два положения:

• в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает;

• при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Учет двух факторов - ограниченности благ и характера их потребления - позволил на основе первого закона Госсена вывести новое понятие - субъективную предельную полезность.

Сущность и значение второго закона Госсена будут рассмотрены в следующей главе при характеристике поведения потребителя на рынке.

В условиях, когда количество благ ограниченно, ценность данного блага определяется субъективной полезностью последнего, предельного экземпляра, который удовлетворяет наименее настоятельную конкретную, субъективную потребность, занимающую последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом благ данного рода. Иными словами, ценность блага в ее субъективной оценке определяется величиной его предельной полезности.

Классической иллюстрацией этих положений стал пример австрийских экономистов Карла Менгера (1840-1921) и Ейгена Бем-Баверка (1851-1914) с пятью мешками зерна, которые имеет старик-отшельник, проживая в лесу: первый мешок он использует для удовлетворения самых насущных потребностей в пище, второй - для улучшения питания, третий -для откорма домашних птиц, четвертый - идет на изготовление пива, пятый - для забавы (кормление попугая). В субъективной оценке этого отшельника ценность каждого из пяти мешков определяется ценностью предельного, последнего, мешка. Если по какой-либо причине он лишится пятого мешка, то его субъективная оценка каждого из оставшихся четырех будет определяться ценностью четвертого мешка. Однако эту субъективную предельную оценку полезности нельзя путать с общей полезностью всех пяти мешков зерна.

2. ПОНЯТИЯ СТОИМОСТИ, ПОЛЕЗНОСТИ, ЦЕННОСТИ

2.1 Потребительская и меновая стоимости

стоимость полезность экономический потребительский

Вот что писал о потребительной стоимости К. Маркс в своей работе «Капитал»:.

«Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т. п., само есть потребительная стоимость, или благо. Этот его характер не зависит от того много или мало труда стоит человеку присвоение его потребительских свойств. При рассмотрении потребительных стоимостей всегда предполагается их количественная определенность, например дюжина часов, аршин холста, тонна железа и т. п. Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины-товароведения. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма. При той форме общества, которая подлежит нашему рассмотрению, они являются в то же время вещественными носителями меновой стоимости.

Этим общим не могут быть геометрические, физические, химические, или какие-либо иные природные свойства товаров. Их телесные свойства принимаются во внимание вообще лишь постольку, поскольку от них зависит полезность товаров, т. е. поскольку они делают товары потребительными стоимостями.

Очевидно, с другой стороны, что меновое отношение товаров характеризуется как раз отвлечением от их потребительных стоимостей. В пределах менового отношения товаров каждая данная потребительная стоимость значит ровно столько же, как и всякая другая, если только она имеется в надлежащей пропорции. Или, как говорит старик Барбон:

«Один сорт товаров так же хорош, как и другой, если равны их меновые стоимости. Между вещами, имеющими равные меновые стоимости, не существует никакой разницы, или различия».

Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости.

Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид. В самом деле, раз мы отвлеклись от его потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись также от тех составных частей и форм его товарного тела, которые делают его потребительной стоимостью. Теперь это уже не стол, или дом, или пряжа, или какая-либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нем. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра, или плотника, или прядильщика, или вообще какого-либо иного определенного производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду.

Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости.

Итак, потребительная стоимость или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован абстрактно человеческий труд. Как же измерять величину ее стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции». Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определенных долях времени, каковы: час, день и т. д.

Если стоимость товара определяется количеством труда, затраченного в продолжение его производства, то могло бы показаться, что стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара Но тот труд, который образует субстанцию стоимостей есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы. Вся рабочая сила общества выражающаяся в стоимостях товарного мира выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила. хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил.

Каждая из этих индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила, раз она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила, следовательно употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при. наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости, и интенсивности труда. Так, например, в Англии после введения парового ткацкого станка для превращения данного количества пряжи в ткань требовалась, быть может, лишь половина того труда, который затрачивался на это раньше.

Конечно, английский ручной ткач и после того употреблял на это превращение столько же рабочего времени, как прежде, но теперь в продукте его индивидуального рабочего часа была представлена лишь половина общественного рабочего часа, и потому стоимость этого продукта уменьшилась вдвое.

Т.е. К. Маркс утверждает, Потребительная стоимость - это полезность вещи.

Можно констатировать, что К. Маркс утверждает, что Потребительная стоимость - это товар, как предмет потребления, который обменивается в соответствии со Стоимостью. При этом Стоимость - это труд и, следовательно, меновая стоимость данного товара не заключает в себе ни одного атома потребительной стоимости.

Или более кратко, стоимость (меновая стоимость) товара (МС) состоит только из Стоимости (С), т.е. труда.

МС = С

Исследования данного положения проведем на примере производства пшеницы. Для этого выберем два её полных цикла производства. При этом будем предполагать, что плодородие почвы в обоих циклах производства одинаково, засеивается одинаковое количество земли, урожайность в обоих случаях одинакова, соответственно и в обоих циклах производится одинаковое количество пшеницы. Другие природные условия также одинаковы, кроме одного, в первом цикле производства пшеницы, её посевы требуют от человека их полива, а во втором цикле природа сама их полила.

Потребительная стоимость характеризует, как прошедший, так и будущий труд, но это не объясняет различия в стоимости однотипных товаров наблюдаемых повсеместно при производстве их в странах с различными климатическими условиями. А данные различия привели к тому, что в конце ХХ века стала наблюдаться тенденция переноса производства в страны с более благоприятным климатом. При капиталистическом способе производства производитель данную тенденцию объясняет сокращением издержек производства. Основными факторами издержек производства - это стоимость рабочей силы и создание приемлемых условий для труда человек. Стоимость рабочей силы в общем случае складывает из двух частей, это стоимость жизни и стоимость наслаждения. Если величина стоимости наслаждения практически не имеет верхней границы, то величина стоимости жизни имеет определенную минимальную границу и эта граница определяется климатическими условиями проживания человека. При этом и стоимость создания и поддержания приемлемых условий для труда человека, также зависят от климатических условий местности. Так как чем благоприятнее среда обитания для человека, тем меньше необходимо затрачивать средств, а значит и труда, для обеспечения жизни человека.

Следовательно, если абстрагироваться от величины стоимости наслаждения, то объективно можно утверждать, что при одинаковом количестве труда, затраченного на производство однотипного товара, его стоимость (Ст), произведенного в более благоприятных климатических условий, будет меньше чем стоимость того же товара, но произведенного в менее благоприятных климатических условиях. Но так как данные товары обмениваются на одном и том же рынке, то его цена (Ц) объективно будет складываться из стоимости товара (Ст) произведенного в конкретных климатических условиях и дополнительной стоимости (ДС).

Ц = Ст + ДС

При этом величина дополнительной стоимости может иметь, как положительные, так и отрицательные значения, в зависимости от того, где был произведен данный товар и от условий рынка. Условия ранка определяют пропорциональность распределения данной дополнительной стоимости между производителями. Если рыночная цена определяется ценой товара произведенного в наилучших климатических условиях, то дополнительная стоимость для данного производителя будет нулевой, для производителя товара в худших климатических условиях она будет иметь отрицательную величину. Если же рыночная цена определяется ценой товара произведенного в худших климатических условиях, то дополнительная стоимость для данного производителя будет нулевой, для производителя товара в лучших климатических условиях она будет иметь положительную величину. Соответственно, если рыночная цена лежит внутри этого диапазона, то для производителя производящего товар в лучших климатических условиях, дополнительная стоимость будет иметь положительную величину, а для другого производителя отрицательную.

Но условия рынка не являются предметом данного исследования, поэтому можно от них абстрагироваться и предположить, что цена товара определяется стоимостью товара произведенного в лучших климатических условиях. Следовательно, в этом случае дополнительная стоимость для товара, произведенного в данных условиях, будет нулевой, а для товара произведенного в худших условиях будет иметь отрицательную величину.

2.2 Полезность в экономической теории

Потребление блага приносит человеку удовольствие, которое в экономической теории называется полезностью. Это понятие совершенно не связано с пользой для здоровья, а только с субъективным ощущением удовольствия, которое возникает у человека при потреблении некоторого блага. Человек может получать удовольствие и от полезного (для здоровья) яблока, и от вредной (для здоровья) шоколадной конфеты.

Соответственно, неприятные ощущения, которые вызывает потребление антиблаг, называются антиполезностью (или отрицательной полезностью).

Полезность (или антиполезность), которую получает человек от потребления блага (или антиблага), играет серьезную роль в=выборе человеком своего поведения. Подобно тому, как сила гравитации приводит в движение тела в физическом мире, стремление получать удовольствие от потребления благ является силой, которая приводит в движение все хозяйство.

Любопытно, что человек получил способность получать удовольствие в наследство от животного мира, к которому когда-то принадлежал. И именно эта способность получать удовольствие играет ключевую роль в выборе человеком своего потребления.

Каждому человеку потребление одного и того же блага может принести совершенно разную полезность (один человек очень любит огурцы, а другой нет). Отсюда следует, что между благами и антиблагами также нет четкой границы - один и тот же предмет может являться благом для одних людей и антиблагом для других. Некоторые люди, например, не любят цветную капусту, и поэтому, если их заставить съесть этот овощ, они получат отрицательную полезность. Некоторые люди могут получать удовольствие от прогулок под дождем, и поэтому дождь для них является благом, а не злом.

Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность (utility) - это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (totаl utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага <http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/blago.html>. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность (mаrginаl utility) - это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность - это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага

Существуют два основных подхода к решению проблемы соизмерения полезности различных благ и их наборов: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилях (от англ. utility - полезность) - и получил название кардиналистского.

В настоящее время кардиналистский подход к анализу полезности, спроса и потребительского поведения стал заменяться ординалистским подходом, который считается более современным. Он основан на комбинации благ по их предпочтительности. Считается, что предпочтения уже сформировались и потребитель всегда предпочтет большее количество товара меньшему (отвлекаясь от цен и от возможных исключений). Потребитель независим в удовлетворении своих потребностей.

Итак, предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. За относительно короткий промежуток (пока не изменятся вкусы потребителей) предельная полезность каждой дополнительной единицы по мере насыщения потребности в данном продукте будет падать. Данный факт известен в экономике как закон убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага.

Если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то общая суммарная полезность растет замедленными темпами, а предельная полезность падает.

2.3 Ценность в экономической теории

Экономическая ценность (еconomic vаluе) - характеристика объекта, означающая его определенную значимость в системе экономических отношений. В развитой экономике сопоставимость отдельных объектов, проявляющаяся в меновых операциях, достигается путем присвоения экономической ценности денежной оценки, называемой стоимостью. Правила присвоения этой оценки могут быть разными. Например, в централизованно планируемой экономике денежные оценки в основном присваивались государством, причем во внимание принимались обстоятельства не только экономического, но и политического характера. В рыночной экономике величина денежной оценки, выражающая ценность потенциально или фактически торгуемого объекта, определяется рынком.

В теории предельной полезности ценность товаров выводится из субъективной оценки их полезности и редкости, причем ценность товара и, в конечном итоге, его рыночная цена определяется именно предельной полезностью, вытекающей из закона убывающей полезности благ. В итоге было доказано, что для построения стройной теории полезность может служить исходным пунктом анализа, по крайней мере, не менее плодотворным, чем труд.

В развитие теории предельной полезности представителем американской школы Дж. Б. Кларком (1847-1938) была предложена теория предельной производительности факторов производства.

Как известно, в производстве всегда задействовано несколько факторов производства. Об этом, в частности, говорится в теории трех факторов производства, возникшей в первой половине XIX века. Она связывает создание стоимости с функционированием трех факторов производства - капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим факторам соответствуют прибыль, заработная плата и рента. Факториальный подход нашел применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной производительности.

Каждый фактор производства имеет определенную производительность и вносит свой вклад в ценность продукта. Владельцу соответствующего фактора принадлежит вклад этого фактора.

Увеличение любого фактора производства при неизменности остальных дает убывающий прирост продукции (т.е. имеет место убывающая отдача от того фактора, вложение которого увеличивается). Утверждение об убывающей производительности применительно к земле высказывалось Т. Мальтусом, об убывающей производительности капитала и труда писал Иоганн Генрих фон Тюнен (представитель экономико-математического направления). В данном случае возникает проблема взаимозаменяемости факторов производства, проблема оптимальной его организации, т.е. предпринимателю нужно решить, какие факторы и в какой пропорции использовать (с учетом их цен). Новое, что внес Дж. Б. Кларк - это сведение вознаграждения, которое должен получать каждый фактор, к величине его предельного продукта.

Например, чтобы предпринимателю определить, сколько нанять работников, он должен знать рыночную цену их труда и рыночную цену производимого ими продукта. Преследуя цель максимизации прибыли, предприниматель сравнивает эти величины. Наем работником имеет смысл увеличивать до тех пор, пока разница между этими величинами положительна (цена продукта больше цены труда).

Таким образом, согласно теории предельной производительности все факторы производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости (конечного продукта). При этом вся произведенная стоимость готового продукта вменяется тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом. Тем самым в теории предельной производительности дается анализ взаимодействия между производством стоимости и ее распределением между отдельными агентами товарного производства.

Сопоставляя оба подхода, можно заметить, что в рамках трудовой теории стоимости решающая роль принадлежала фактору предложения (принимались во внимание затраты труда, затраченного на производство товаров). В рамках теории предельной полезности, наоборот, основное внимание было уделено потребительским оценкам. Соответственно, двум подходам была присуща ограниченность, т.е. ни один из них не мог претендовать на абсолютную истинность в объяснении реальной хозяйственной практики.

Выход из этого противоречия теоретически обосновал А. Маршалл (1842-1924). Главный его вывод - неправильно отдавать предпочтение в процессе формирования рыночной цены либо предложению, либо спросу, видеть основу стоимости и рыночных цен только в затратах или полезности: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Таким образом, нет смысла искать единый источник стоимости, единое основание цены. В теории К. Маркса таким источником считается труд и только труд. Представители австрийской школы видели такое единое основание в предельной полезности. В теории А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная полезность), так и предложения (издержек производства) товаров. Исходя из этого, ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства. Осуществленный А. Маршаллом синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости открыл путь к созданию общенаучной теории стоимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного можно сделать вывод, что экономический товар включает одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо субъективно оценивает свой бюджет и предельную полезность единицы каждого товара. Приобретет он тот товар, который на одну и ту же потраченную сумму денег обеспечит наивысший прирост общей полезности, т.е. будет иметь максимальную предельную полезность.

Т.е. К. Маркс утверждает, Потребительная стоимость - это полезность вещи. Можно констатировать, что К. Маркс утверждает, что потребительная стоимость - это товар, как предмет потребления, который обменивается в соответствии со Стоимостью.

При этом стоимость - это труд и, следовательно, меновая стоимость данного товара не заключает в себе ни одного атома потребительной стоимости.

Согласно теории предельной производительности все факторы производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости (конечного продукта). При этом вся произведенная стоимость готового продукта вменяется тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом. Тем самым в теории предельной производительности дается анализ взаимодействия между производством стоимости и ее распределением между отдельными агентами товарного производства.

Потребительная стоимость или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован абстрактно человеческий труд.

Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции».

Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определенных долях времени, каковы: час, день и т. д.

Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

Ценность блага сводится к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают тому или другому благу разную ценность для своей жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».

Если стоимость товара определяется количеством труда, затраченного в продолжение его производства, то могло бы показаться, что стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара.

Но тот труд, который образует субстанцию стоимостей есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы. Вся рабочая сила общества выражающаяся в стоимостях товарного мира выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила. хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил.

Вместе с тем среди экономистов общепризнанным является разработанный английскими классиками политической экономии принцип сравнительного преимущества.

Чтобы определить, выгодно ли производить товары в определенной стране или ввозить из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов, в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление одинаковых изделий.

Каждая из этих индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила, раз она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила, следовательно, употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.           Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2010. 528 с.

2.      Арутюнова Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов. Учебник. М.: Международные отношения, 2008. 368 с.

.        Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: РУДН, 2010. 407 с.

.        Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. СПб.: издательство «Питер», 2009. 800 с.

.        Курс экономической теории : учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. - 6-е изд. - Киров : АСА, 2010. - 832 с.

.        Курс экономической теории. Под ред. Киселевой Е.А. -Киров «Аса», 2009. 361 с.

.        Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой , А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008. 561 с.

.        Сломан Дж., Сатклифф М. Экономикс. Пер. с англ., 5-е изд. СПб.: Питер, 2009. 832 с.

.        Соболев А.В., Соловых Н.Н. Экономическая теория. М.: Дашков и К, 2008. 346 с.

.        Экономическая теория (политэкономия) : учеб. / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлёвой. - 4-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 640 с.

.        Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. - 2-е изд. - М. : КНОРУС, 2009. - 464 с.

Похожие работы на - Стоимость, полезность и ценность в экономической теории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!