Полномочия правительства Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Полномочия правительства Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ -СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Совет Министров Республики Беларусь -Правительство Республики Беларусь - центральный орган государственного управления Республики Беларусь

.2 Состав Совета Министров Республики Беларусь

.3 Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Основные полномочия Совета Министров Республики Беларусь

.2 Иные полномочия Совета Министров Республики Беларусь в различных областях жизни общества и государства

. АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Подготовка проектов нормативно - правовых актов Правительства Республики Беларусь - Совета Министров Республики Беларусь

3.2 Юридическая сила, опубликование, вступление в силу актов Совета Министров Республики Беларусь

. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Организация деятельности Правительства Республики Беларусь

4.2 Порядок деятельности Правительства Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

министр правительство беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Сущность Правительства Республики Беларусь заключается, в том, что Совет Министров Республики Беларусь занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без Правительства.

Актуальность курсовой работы на тему «Правительство Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь» обусловлена тем, что в настоящее время в условиях развития независимого белорусского государства, особо остро стоит вопрос о правильном и максимально эффективном строительстве Правительства Республики Беларусь, о составе и порядке формирования Совета Министров Республики Беларусь, компетенции в различных областях жизни общества и государства, руководстве Совета Министров Республики Беларусь деятельностью органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, о деятельности уполномоченного по делам религии и национальностей, а также деятельности исполнительных и распорядительных органов государственного управления, о построении отношений Совета Министров Республики Беларусь с Национальным собранием Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и местными Советами депутатов, об организации и порядке деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а также о развитии и рассмотрении проектов правовых актов Правительства Республики Беларусь.

Целью изучения курсовой работы является овладение основами исследования и анализа проблем формирования Правительства Республики Беларусь с целью их применения в решении вопросов политического характера, взаимодействия с высшими и местными органами государственной власти.

Основными задачами курсовой работы являются:

получение знаний об общих положениях конституционно - правового положения Правительства Республики Беларусь;

изучить полномочия Совета Министров Республики Беларусь;

рассмотреть правовые акты Совета Министров Республики Беларусь;

сформировать научное представление об организации и порядке деятельности Правительства Республики Беларусь.

При изучении данной темы широко применяется сравнительный метод исследования, который заключается в сравнительном изучении органа исполнительной власти с органом законодательной власти Республики Беларусь.

Также использовались следующие методы исследования:

структурный метод, который заключается в изучении в изучении структуры Правительства Республики Беларусь, а именно:

Общие положения конституционно - правового положения Правительства Республики Беларусь - Совета Министров Республики Беларусь;

Полномочия Правительства Республики Беларусь;

Акты Совета Министров Республики Беларусь;

Организация и порядок деятельности Правительства Республики Беларусь.

функциональный, заключается в исследовании и познании основных функциональных возможностей Совета Министров Республики Беларусь как коллегиального центрального органа исполнительной власти Республики Беларусь;

юридический, заключается в изучении конституционно - правового статуса Совета Министров Республики Беларусь на основании основных норм правовых актов Республики Беларусь, таких как:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года. - Мн.: Амалфея, 2004. - 48с.;

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №424 - З.;

О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Министров Республики Беларусь: Постановление совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №1112.

При изучении данной темы была применена следующая нормативная правовая база:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года. - Мн.: Амалфея, 2004. - 48с.

Положение о Министре Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692.

О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Министров Республики Беларусь: Постановление совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №1112.

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №424 - З.

При изучении данной темы была применена следующая теоретическая база:

Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Мн.: Амалфея, 2007. - 528с.

Правотворческий процесс : курс лекций / В.А. Кодавбович, Е.В. Жигалко. - Минск: Амалфея, 2008. - 288с.

Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Мн.: Амалфея, 2007. - 528с.

Правотворческий процесс : курс лекций / В.А. Кодавбович, Е.В. Жигалко. - Минск: Амалфея, 2008. - 288с.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО - ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА - СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь - центральный орган государственного управления Республики Беларусь

Правовое положение Правительства Республики Беларусь и его место в системе органов государственной власти вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Беларусь Правительство Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть. Правительство Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления [1].

Конституционно - правовой статус Правительства Республики Беларусь и порядок его деятельности определяется Конституцией Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.), Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008г. №424 - З «О Совете Министров Республики Беларусь», Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2005г. №1112, Положением «О Министре Республики Беларусь», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001г. №692, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь» от 30 ноября 2001г. №1729 [2, с. 151].

Согласно статье Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008г. № 424 - З «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов [6].

Это определение раскрывает правовую природу Правительства Республики Беларусь, отражает его место в системе разделения властей и органов государственного управления.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь, а также по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности [13, с.210].

Конституционно - правовое положение Правительства республики Беларусь заключается в следующем:

осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь и возглавляет единую систему органов исполнительной власти;

как центральный орган государственного управления, руководит системой подчиненных ему органов государственного управления;

в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь;

в своей деятельности ответственно перед Парламентом Республики Беларусь [8, с. 397].

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции действует на основе самостоятельного решения вопросов, относящихся к его ведению. Совет Министров Республики Беларусь организует исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, осуществляет систематический контроль за их соблюдением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами [10, с. 274].

Таким образом, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь - коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

.1 Состав Совета Министров Республики Беларусь

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности:

Премьер - министр Республики Беларусь;

Заместители Премьер - министра Республики Беларусь;

Полномочный представитель Президента Республики Беларусь - Заместитель Премьер - министра Республики Беларусь;

Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

Председатель Национальной академии наук Беларуси;

Министры;

Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь;

Председатель Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь;

Председатель Государственного комитета по авиации Республики Беларусь;

Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

Председатель Государственного военно - промышленного комитета Республики Беларусь;

Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь;

Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

Иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь [13, с. 210].

Премьер - министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер - министра. В случае двукратного отказа Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в даче согласия на назначение Премьер - министра Республики Беларусь Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер - министра, распустить Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначить новые выборы [12, с. 191].

Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» Премьер - министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

Организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

Подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

Издает распоряжения;

В двухмесячный срок после своего назначения представляет Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течении двух месяцев;

Информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

Распределяет обязанности между заместителями Премьер - министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

Представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

Осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента Республики Беларусь или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

Выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь [6].

Согласно статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер - министра, министров и других членов Правительства Республики Беларусь. Заместители Премьер - министра Республики Беларусь, министры, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Председатель Государственного комитета по авиации Республики Беларусь, Председатель Государственного комитета пограничный войск Республики Беларусь, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, председатели комитетов при Совете Министров Республики Беларусь, заместители Министра внутренних дел Республики Беларусь, Министра обороны Республики Беларусь, Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь, заместители иных министерств и заместитель Председателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь - Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, заместителями председателей комитетов при Совете Министров Республики Беларусь - Советом Министров Республики Беларусь [2, с. 154].

К основным функциям заместителей Премьер - министра Республики Беларусь относятся:

Осуществляют координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, контроль за их работой и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра Республики Беларусь, и по иным вопросам их деятельности;

Предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров Республики Беларусь;

Несут ответственность за состояние дел в отраслях экономики и сферах деятельности;

Исполняют обязанности в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Совете министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008г. №424 - З и иными актами законодательства Республики Беларусь;

Исполнение обязанностей Премьер - министра Республики Беларусь в случае его отсутствия осуществляется Первым заместителем Премьер - министра Республики Беларусь, а в случае отсутствия Премьер -министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер - министра Республики Беларусь - Заместителем Премьер - министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

К основным функциям других членов Совета Министров Республики Беларусь относятся:

Несут ответственность за состояние дел в порученной им сфере деятельности;

Принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь;

Имеют право вносить в Совет Министров Республики Беларусь предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;

Инициируют разработку проектов законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра Республики Беларусь.

Для организационно - технического обеспечения деятельности Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей создается Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основе Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. №1729 «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь» [3].

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь (далее - Аппарат) является учреждением, осуществляющее организационно - техническое обеспечение деятельности Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей в целях совершенствования экономических и правовых процессов управления народным хозяйством, осуществление других мер, способствующих социальному и культурному развитию республики.

Аппарат оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям.

В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», Положением Совета министров Республики Беларусь «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь», Регламентом Совета Министров Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также указаниями и поручениями Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей.

В соответствии со статьей 3 Положения Совета Министров Республики Беларусь «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь» основными задачами Аппарата являются:

организационно - техническое обеспечение деятельности Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей;

оказание консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям;

организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра Республики Беларусь, в том числе осуществление обязательной юридической экспертизы этих проектов, а также организация подготовки проектов декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер - министром Республики Беларусь и его заместителями Президенту Республики Беларусь, Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, и иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам;

организация контроля за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь;

осуществление контроля за исполнением постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра Республики Беларусь, указаний и поручений Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей, а также подготовка предложений по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением выполнения этих решений [3].

Аппарат возглавляет Руководитель Аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Руководитель Аппарата имеет заместителей, в том числе первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности постановление Совета Министров Республики Беларусь.

Структура Аппарата включает структурные единицы (структурные подразделения) (далее - подразделения Аппарата) и утверждается распоряжением Премьер - министра Республики Беларусь.

Подразделения Аппарата в пределах своей компетенции взаимодействуют с соответствующими подразделениями Администрации Президента Республики Беларусь, Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, Национального банка, государственными организациями, местными исполнительными и распорядительными органами.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, смету доходов и расходов, утверждаемую в установленном порядке.

Структуру и штаты Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, размер оплаты труда и условия материально - бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетны Премьер - министру Республики Беларусь, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

.2 Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений Советом Министров Республики Беларусь могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования [13, с. 211].

На основании статьи 9 Закона Республики Беларусь «О Совете министров Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях о порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Совета министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление о сложении полномочий [6].

В случае отставки Совета Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования нового созыва Правительства Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер - министр, каждый член Правительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Правительства Республики Беларусь. Отставка Премьер - министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

Премьер - министр Республики Беларусь может поставить вопрос перед Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь о доверии Правительству Республики по представленной программе или конкретному поводу. Если Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в доверии отказывает, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначении новых выборов депутатов данной Палаты. При отклонении отставки Правительство Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия.

Таким образом, характеризуя самостоятельное положение Правительства Республики Беларусь в системе разделения властей, следует учитывать особенности взаимоотношения Правительства Республики Беларусь и Президента Республики Беларусь. Согласно статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер - министра Республики Беларусь, министров и других членов Правительства Республики Беларусь, принимает решение об отставке Правительства Республики Беларусь и его членов.

Президент Республики Беларусь обладает правом руководить Правительством Республики Беларусь, председательствуя на заседаниях, отменять акты Правительства Республики Беларусь, его указы и декреты обязательны для исполнения Правительством Республики Беларусь.

Главной особенностью можно выделить, что организационно - технического обеспечения деятельности Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей создан Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основе Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. №1729 «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь».

Все это свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно - правового статуса Правительства Республики Беларусь тесно связана с конституционно - правовым статусом Президента Республики Беларусь. В этой связи можно говорить об определенном дуализме исполнительной власти в Республике Беларусь. Основу такого дуализма составляет конституционно - правовая компетенция Правительства Республики Беларусь и Президента Республики Беларусь.

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Основные полномочия Совета Министров Республики Беларусь

Как центральный орган государственного управления Правительство Республики Беларусь наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения.

Основные полномочия Совета Министров Республики Беларусь предусмотрены в Конституции Республики Беларусь:

руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [1].

В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по авиации Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь.

Министерство, государственный комитет - это республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, несут ответственность перед Советом Министров Республики Беларусь за выполнение возложенных на них задач, организацию работы подчиненных им организаций.

Министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, могут подчинятся исключительно Президенту Республики Беларусь [12, с. 188].

Система государственных органов, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006г. №289 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2007г. №565) «О структуре Правительства Республики Беларусь» включает:

Министерства Республики Беларусь:

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь;

Министерство внутренних дел Республики Беларусь;

Министерство жилищно - коммунального хозяйства Республики Беларусь;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь;

Министерство иностранных дел Республики Беларусь;

Министерство информации Республики Беларусь;

Министерство культуры Республики Беларусь;

Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь;

Министерство обороны Республики Беларусь;

Министерство образования Республики Беларусь;

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

Министерство промышленности Республики Беларусь;

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь;

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь;

Министерство торговли Республики Беларусь;

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Министерство финансов Республики Беларусь;

Министерство экономики Республики Беларусь;

Министерство энергетики Республики Беларусь;

Министерство юстиции Республики Беларусь;

Государственные комитеты Республики Беларусь:

Комитет Государственной безопасности Республики Беларусь;

Государственный военно - промышленный комитет Республики Беларусь;

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь;

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь;

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь;

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь:

Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (концерн «Белгоспищепром»);

Белорусский государственный концерн нефти и химии (концерн «Белнефтехим»);

Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»);

Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»);

Белорусский производственно - торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром»);

Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белокоопсоюз);

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно - курортному лечению населения.

Детально компетенция Правительства определяется в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь осуществляются:

в экономической сфере;

в социально - культурной области;

в области обеспечения законности и правопорядка;

в области охраны окружающей среды;

в области внешне - политической деятельности;

в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны;

в области кадровой политики;

иные полномочия возложенные на Правительство Конституцией Республики Беларусь, законами и актами Президента Республики Беларусь[14, с. 218].

.2 Иные полномочия Совета Министров Республики Беларусь в различных областях жизни общества и государства

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере:

обеспечивает проведение единой экономической политики;

регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;

осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;

обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;

принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;

обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;

совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;

выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;

содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;

проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;

обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в экономической сфере кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в финансовой сфере:

обеспечивает проведение единой финансовой политики;

ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении;

осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;

обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;

выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;

определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

Совет Министров Республики Беларусь в финансовой сфере кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области науки, образования:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;

принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;

осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;

осуществляет общее управление системой образования;

принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования;

обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;

принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.

Совет Министров Республики Беларусь в области науки, образования кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области культуры, в сфере архивного дела:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры;

проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;

осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;

создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;

принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий.

Совет Министров Республики Беларусь в области культуры, в сфере архивного дела кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области здравоохранения:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

определяет государственную политику в области обеспечения демографической безопасности и обеспечивает ее проведение;

утверждает прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения;

создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения, принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;

определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;

разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;

принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов;

принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд;

организует разработку и реализацию республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;

устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Совет Министров Республики Беларусь в области социального обеспечения, охраны и оплаты труда кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;

устанавливает лимиты на природопользование;

устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;

устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;

объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;

обеспечивает формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

утверждает Схему государственной сети гидрометеорологических наблюдений;

принимает решения о переносе действующих гидрометеорологических объектов государственной гидрометеорологической службы;

определяет порядок ведения Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации и выдачи свидетельств о регистрации в нем производителей гидрометеорологической информации;

определяет порядок осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечень должностных лиц, осуществляющих этот контроль;

определяет состав государственного гидрометеорологического фонда, а также порядок его ведения и использования.

Совет Министров Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка:

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

определяет основные направления правовой работы в подчиненных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях;

руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан;

руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;

вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства:

принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения;

организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;

определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;

осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военно-обученного резерва;

вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь;

организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;

определяет государственную политику в области обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;

принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;

принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

. В пределах Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь в области кадровой политики:

разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;

координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;

участвует в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;

утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области кадровой политики Республики Беларусь кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь[6].

К основным полномочиям Премьер - министра Республики Беларусь относятся:

осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства;

организует работу Совета Министров, руководит его заседаниями;

подписывает постановления Совета Министров;

издает распоряжения;

информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства, о всех важнейших его решениях;

распределяет обязанности между заместителями Премьер - министра, координирует их деятельность;

представляет Правительство в международных отношениях, проводит переговоры и заключает международные договоры от имени Правительства в пределах своей компетенции;

осуществляет полномочия Президента в случае вакансии его должности или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией республики Беларусь [14, с.226].

Правительство Республики Беларусь активно взаимодействует по ряду вопросов, прежде всего в законодательной сфере, исполнении законов Республики Беларусь с Национальным собранием Республики Беларусь, а также местными Советами депутатов.

Как видим, Конституция Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» содержат перечень полномочий Совета Министров Республики Беларусь в разных областях жизни общества и государства. Правительство Республики Беларусь является органом общей компетенции и руководит практически всеми отраслями хозяйства, социально - культурной, административно - политической деятельностью, охватывая широкий круг полномочий.

3. АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Подготовка проектов нормативно - правовых актов Правительства Республики Беларусь - Совета Министров Республики Беларусь

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2000 г. №355 «О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь» на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть разрешены республиканскими органами государственного управления, другими государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом самостоятельно или совместно.

Для подготовки вопросов межотраслевого, комплексного характера, в том числе подлежащих последующему внесению Советом Министров Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь или Национального Собрания Республики Беларусь, а также для обеспечения выполнения Правительством отдельных поручений Президента Республики Беларусь Премьер - министром Республики Беларусь, как правило, создаются рабочие группы, возглавляемые руководителями республиканских органов государственного управления, заместителями Премьер - министра Республики Беларусь или Премьер - министром Республики Беларусь.

На основании п.4 Регламента Совета Министров Республики Беларусь по каждому вопросу, вносимому на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, как правило, представляется проект постановления Совета Министров Республики Беларусь или проект распоряжения Премьер - министра Республики Беларусь с приложением следующих документов:

сопроводительное письмо;

обоснования необходимости принятия постановления, распоряжения, включая финансово - экономическое обоснование;

справки о согласовании проекта;

экспертных заключений о проекте, если они имеются;

замечаний и предложений, поступивших при согласовании проекта, но не учтенных в нем;

списка лиц, разработавших проект;

иных документов, относящихся к проекту.

Сопроводительное письмо к проекту постановления, распоряжения должно быть подписано, а проект постановления, распоряжения и иные документы завизированы руководителями органов государственного управления, вносящими вопрос, а во время отсутствия этих должностных лиц, - их первые заместителями.

Проекты постановлений, распоряжений вносятся на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь всесторонне подготовленными. При этом персональная ответственность за качество внесенного проекта возлагается на руководителей органов государственного управления, а во время отсутствия этих должностных лиц - на их первых заместителей[5].

Проекты постановлений согласовываются органами государственного управления в трехдневный срок, проекты распоряжений - в однодневный срок со дня их получения (не считая выходных дней и дней, объявленных нерабочими), если иной срок не установлен поручением Совета Министров Республики Беларусь или его Президиума, Премьер - министром Республики Беларусь или заместителями Премьер - министра Республики Беларусь.

Если по проекту имеются разногласия, руководитель органа государственного управления, организующего подготовку проекта, должен обеспечить обсуждение его с руководителями заинтересованных органов государственного управления в целях поиска взаимоприемлемого решения. В случае, если такое решение не найдено, проект может быть направлен в Правительство Республики Беларусь только руководителем органа государственного управления, вносящего проект, с приложением к нему протокола согласительного совещания, перечня разногласий с мотивировками и подлинников замечаний, подписанных руководителями соответствующих органов государственного управления. При наличии по внесенному проекту принимает заместитель Премьер - министра Республики Беларусь, в ведении которого находится соответствующий вопрос, с докладом при необходимости Премьер- министру Республики Беларусь.

Проекты правовых актов представляются в Министерство юстиции после их согласования со всеми заинтересованными органами государственного управления, если иной порядок не предусмотрен Президентом Республики Беларусь. К представленному проекту прилагается справка о неучтенных в процессе согласования замечаниях и предложениях, которым Министерство юстиции дает правовую оценку.

Если Министерством юстиции в ходе согласования проекта правого акта установлена необходимость его согласования с иными органами государственного управления, проект в двухдневный срок возвращается в представивший его орган, если иное не устанавливается Президентом Республики Беларусь или поручениями Совета Министров Республики Беларусь, Премьер - министра Республики Беларусь или заместителей Премьер - министра Республики Беларусь.

Проекты постановлений и распоряжений по вопросам использования финансовых средств, в том числе бюджетных, должны быть согласованы с Министерством финансов.

Проекты постановлений по вопросам, затрагивающим деятельность иностранных инвесторов и созданных с их участием юридических лиц Республики Беларусь, а также резидентов свободных экономических зон, должны быть согласованы с Министерством иностранных дел.

Проекты постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам, связанным с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, согласовывается с Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.

Проекты постановлений об утверждении или изменении ежегодных планов подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления должны быть согласованы с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Совет Министров Республики Беларусь без соблюдения указанных требований, возвращаются представившим их должностным лицам для надлежащего оформления[5].

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер - министра. При отсутствии Премьер - министра заседания проводит Первый заместитель или один из заместителей Премьер - министра. Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров[10, с.287].

Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и контролирует их исполнение. Постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства.

Принимаемые Советом Министров Республики Беларусь иные нормативные правовые акты (положения, уставы, правила и т.д.) утверждаются постановлениями Правительства.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и иными законодательными актами.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть разрешены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами[9, с.129].

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе:

Премьер - министр Республики Беларусь;

Заместителей Премьер - министра Республики Беларусь;

Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь;

Министра экономики Республики Беларусь;

Министра финансов Республики Беларусь;

Министра иностранных дел Республики Беларусь[10, с 189].

Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий[9, с.130].

Распоряжения Премьер - министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в его компетенцию, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятие решений, носящих нормативный характер. Распоряжения Премьер - министра являются ненормативными правовыми актами.

Решения по отдельным вопросам оформляются в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. При этом названные поручения и указания не могут носить нормативный характер[9, с.130].

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер - министра вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является учреждением, осуществляющим организационно - техническое обеспечение деятельности Премьер - министра и его заместителей в целях совершенствования экономических и правовых процессов управления народным хозяйством. Аппарат оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненных Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям.

Основными задачами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь являются:

организационно - техническое обеспечение деятельности Премьер- министра и его заместителей;

организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра;

организация подготовки проектов декретов, указов и распоряжений, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер - министром Республики Беларусь Президенту, Парламенту, иным государственным органам, иностранным государствам и гражданам[10, с.289].

.2 Юридическая сила, опубликование вступление в силу актов Совета Министров Республики Беларусь

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Конституция Республики Беларусь, законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу, чем постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Постановления Правительства Республики Беларусь должны соответствовать не только Конституции Республики Беларусь, законам и декретам, но и указам Президента Республики Беларусь.

Постановление Правительства Республики Беларусь может быть отменено указом Президента Республики Беларусь или признано не имеющим юридической силы полностью или частично Конституционным Судом Республики Беларусь в случае внесения на его рассмотрение предложения о проверке конституционности постановления. Национальное собрание Республики Беларусь правом отмены актов Правительства Республики Беларусь не наделено, но оно может обратиться с соответствующим предложением к Президенту либо в Конституционный Суд Республики Беларусь [7, с. 279].

Совет Министров обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер - министра Республики Беларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Порядок официального опубликования и вступления в силу актов Правительства определен Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998г. №22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»

Официальным опубликованием является доведение постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих изданиях: издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и его электронной версии, газете «Рэспублiка». Правовые акты Правительства должны быть опубликованы в газете «Рэспублiка» не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения. Датой официального опубликования считается дата первоначального выхода в свет издания, в котором помещены акты Правительства. Акты Правительства для официального опубликования направляются аппаратом Совета Министров Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок введения в действие.

Правовые акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлении иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом акты публикуются после включения в их Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь[9, с.131].

В статье 108 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер - министр вправе в пределах своей компетенции издавать распоряжения. Нормативные правовые документы, особенно Регламент Правительства и палат Парламента подробно регламентируют правотворческую деятельность Совета Министров Республики Беларусь и его взаимодействие с Национальным собранием Республики Беларусь. Главной целью актов, принимаемых Советом Министров Республики Беларусь, является, исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, урегулирование общественных отношений, реализация права законодательной инициативы, руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.

Таким образом, органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием и не ограничиваются только исполнением законов. Общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности. Во исполнении законов эти органы издают нормативные правовые или правовые акты, обязательные для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти, а также иными организациями, учреждениями, предприятиями и физическими лицами.

В отличии представительных и судебных органов система органов исполнительной власти представляет собой единую вертикаль, формируемую не путем выборов, а, как правило, вышестоящими государственными органами. Это значит, что нижестоящие органы о должностные лица подчинены вышестоящим и обязаны исполнять не только законы, но и указания вышестоящих органов и должностных лиц. Акты нижестоящих органов исполнительной власти могут быть отменены вышестоящими органами исполнительной власти с точки зрения не только законности, но и целесообразности.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Организация деятельности Правительства Республики Беларусь

Организация и обеспечение деятельности Правительства Республики Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008г. №423-З « О Совете Министров Республики Беларусь», главой 6 «Организация и порядок деятельности Совета Министров Республики Беларусь».

Одной из основных форм работы Правительства Республики Беларусь как коллегиального органа являются заседания.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства. Его заседания проходят под председательством Премьер - министра Республики Беларусь[8, с. 401].

При отсутствии Премьер - министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер - министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер - министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер - министра Республики Беларусь - Заместитель Премьер - министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

вопросы подготовки проектов бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, исполнения бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления внешней и внутренней политики Республики Беларусь;

вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров Республики Беларусь перед Президентом Республики Беларусь[6].

Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства Республики Беларусь, присутствующих на заседаниях. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь[13, с.212].

В состав Президиума Совета Министров Республики Беларусь входят:

Премьер - министр Республики Беларусь;

Заместители Премьер - министра Республики Беларусь;

Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

Председатель Комитета государственного контроля;

Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

Министр экономики Республики Беларусь;

Министр финансов Республики Беларусь;

Министр иностранных дел Республики Беларусь [8, с. 402].

Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер - министра Республики Беларусь, а при его отсутствии - под председательством Первого заместителя Премьер - министра Республики Беларусь. В случае отсутствия Премьер - министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер - министра Республики Беларусь проведение заседаний осуществляется Заместителем Премьер - министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.

Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются, как правило, в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение.

Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Совета Министров Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Совет Министров Республики Беларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Совет Министров Республики Беларусь учреждает Почетную грамоту Совета Министров Республики Беларусь.

Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь награждаются граждане и организации Республики Беларусь и иностранных государств за заслуги в государственной, производственной, социально-культурной деятельности, укреплении обороноспособности Республики Беларусь.

Порядок награждения Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь определяется настоящим Законом и Положением о Почетной грамоте Совета Министров Республики Беларусь, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Решение о награждении Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь оформляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Вопросы организации и порядка деятельности Совета Министров Республики Беларусь, не урегулированные настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь, регулируются Регламентом, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь[6].

.2 Порядок деятельности Правительства Республики Беларусь

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров Республики Беларусь государственным органам и иным государственным организациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей.

В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», Положением Совета министров Республики Беларусь «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь», Регламентом Совета Министров Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также указаниями и поручениями Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей.

Аппарат Совета Министров является юридическим лицом, имеющий самостоятельный баланс, счета в банках, в то числе валютный, смету доходов и расходов, утверждаемую в установленном порядке.

В соответствии со статьей 3 Положения Совета Министров Республики Беларусь «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь» основными задачами Аппарата являются:

организационно - техническое обеспечение деятельности Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей;

оказание консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям;

организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра Республики Беларусь, в том числе осуществление обязательной юридической экспертизы этих проектов, а также организация подготовки проектов декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер - министром Республики Беларусь и его заместителями Президенту Республики Беларусь, Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь, и иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам;

организация контроля за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь;

осуществление контроля за исполнением постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер - министра Республики Беларусь, указаний и поручений Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей, а также подготовка предложений по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением выполнения этих решений [3].

Аппарат возглавляет Руководитель Аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Руководитель Аппарата имеет заместителей, в том числе первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности постановление Совета Министров Республики Беларусь.

Структура и штаты Аппарата Совета Министров, размер оплаты труда и условия материально - бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров в соответствии с законодательством. С работниками аппарата Совета Министров могут заключатся контракты.

Работники Аппарата Совета Министров в своей деятельности подотчетны Премьер - министру, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров, а также для выполнения отдельных поручений Советом Министров могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования[8, с.403].

На основании выше сказанного, можно сделать вывод о том, что, организация и порядок деятельности Совета Министров Республики Беларусь позволяет по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца проводить заседания по решению вопросов входящих в его компетенцию.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета министров Республики Беларусь, действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь.

Для организационно - технического обеспечения деятельности Совета министров республики Беларусь действует Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Данные органы созданные при Совете Министров Республики Беларусь позволяют четко, быстро, оперативно и своевременно решать возникшие вопросы, в целях урегулирования общественных отношений, а также оперативной работы Совета министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь - коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Таким образом, характеризуя самостоятельное положение Правительства Республики Беларусь в системе разделения властей, следует учитывать особенности взаимоотношения Правительства Республики Беларусь и Президента Республики Беларусь. Согласно статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер - министра Республики Беларусь, министров и других членов Правительства Республики Беларусь, принимает решение об отставке Правительства Республики Беларусь и его членов.

Президент Республики Беларусь обладает правом руководить Правительством Республики Беларусь, председательствуя на заседаниях, отменять акты Правительства Республики Беларусь, его указы и декреты обязательны для исполнения Правительством Республики Беларусь.

Главной особенностью можно выделить, что организационно - технического обеспечения деятельности Премьер - министра Республики Беларусь и его заместителей создан Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, действующий на основе Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001г. №1729 «Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь».

Все это свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно - правового статуса Правительства Республики Беларусь тесно связана с конституционно - правовым статусом Президента Республики Беларусь. В этой связи можно говорить об определенном дуализме исполнительной власти в Республике Беларусь. Основу такого дуализма составляет конституционно - правовая компетенция Правительства Республики Беларусь и Президента Республики Беларусь.

Как видим, Конституция Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» содержат перечень полномочий Совета Министров Республики Беларусь в разных областях жизни общества и государства. Правительство Республики Беларусь является органом общей компетенции и руководит практически всеми отраслями хозяйства, социально - культурной, административно - политической деятельностью, охватывая широкий круг полномочий.

Таким образом, органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием и не ограничиваются только исполнением законов. Общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности. Во исполнении законов эти органы издают нормативные правовые или правовые акты, обязательные для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти, а также иными организациями, учреждениями, предприятиями и физическими лицами.

В отличии представительных и судебных органов система органов исполнительной власти представляет собой единую вертикаль, формируемую не путем выборов, а, как правило, вышестоящими государственными органами. Это значит, что нижестоящие органы о должностные лица подчинены вышестоящим и обязаны исполнять не только законы, но и указания вышестоящих органов и должностных лиц. Акты нижестоящих органов исполнительной власти могут быть отменены вышестоящими органами исполнительной власти с точки зрения не только законности, но и целесообразности.

На основании выше сказанного, можно сделать вывод о том, что, организация и порядок деятельности Совета Министров Республики Беларусь позволяет по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца проводить заседания по решению вопросов входящих в его компетенцию.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета министров Республики Беларусь, действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь.

Для организационно - технического обеспечения деятельности Совета министров республики Беларусь действует Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Данные органы созданные при Совете Министров Республики Беларусь позволяют четко, быстро, оперативно и своевременно решать возникшие вопросы, в целях урегулирования общественных отношений, а также оперативной работы Совета министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года. - Мн.: Амалфея, 2004. - 48с.

Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. /Т.С. Масловская. - 2 - е изд., перераб. и доп. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 208с.

Об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30 ноября 2001 г. №1729.

Положение о Министре Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692.

О внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Министров Республики Беларусь: Постановление совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2005 г. №1112.

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №424 - З.

Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. - 2 - е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом, 2009. - 320с.

Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. - Мн.: Амалфея, 2007. - 528с.

Правотворческий процесс : курс лекций / В.А. Кодавбович, Е.В. Жигалко. - Минск: Амалфея, 2008. - 288с.

Конституционное право Республики Беларусь / А.В. Ясинская - Казаченко. - Минск: Амалфея, 2008. - 408с.

Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В.Н. Кивель. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 263с.

Конституционное право Республики Беларусь: курс лекций / А.А. Подупейко; М - во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. - 256с.

Конституционное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: справочное пособие / А.И. Курак, А.П. Жалов. - Мн.: Белтаможсервис, 2006. - 280с.

Конституционное право Республики Беларусь: В понятиях и схемах / Чигринов С.П., Подупейко А.А., Канашевич И.А. и др., Под общ. ред. А.И. Сухарковой. - Мн.: Амалфея, 2002. - 320с.

Конституционное право Республики Беларусь: Монография / К.И. Кунцевич. - Мн.: Молодежное, 2003. - 172с.

Похожие работы на - Полномочия правительства Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!