Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева
Министерство
культуры Забайкальского края ГОУ СПО
«Забайкальский
техникум искусств»
Курсовой
проект
по
дисциплине «Истории изобразительных искусств»
Тема:
Жизнь и творчество Бориса Михайловича Кустодиева
Чита, 2013
Введение
"Художник талантлив, если он умеет
представить новое - привычным, а привычное - новым" - так сказал известный
английский писатель Сэмюель Джонсон. Именно так в своих картинах изображал
людей, животных, природу, предметы утвари замечательный художник Борис Кустодиев.
"Богатырем живописи" назвал Б.М.
Кустодиева его учитель И.Е. Репин. "Большой русский художник - и с русской
душой", - сказал о нем М.В. Нестеров. Кустодиева высоко ценили А.М.
Горький и А.В. Луначарский, восторженно и благодарно вспоминал Ф.И. Шаляпин.
Я выбрала эту тему потому, что мне нравится
творчество художника, хочется узнать для себя новое и интересное в его
жизненном пути. Цель данной работы состоит в попытке исследовать и рассмотреть
жизненный и творческий путь Б. Кустодиева, его огромную роль в истории
искусства. В этой работе была использована литература, посвященная жизни и
творчеству Б. Кустодиева, "Б. Кустодиев" В. Лебедевой; журнал
"Художественная галерея" и др.
Сами названия статей о Кустодиеве -
"Русский Рубенс", "Радость бытия", "В мечтах о радости
земной" и многие другие - говорят об отличительной черте его искусства.
Действительно, трудно назвать другого русского художника, который был бы более
радостен в восприятии и утверждении жизни, так полнокровен и смел в выражении
этого чувства. Бытописатель русской жизни, Кустодиев в основном известен как
автор сцен народных празднеств, ярмарок, гуляний, портретов пышнотелых
"кустодиевских" красавиц, написанных любовно и немного иронично. На
самом деле творчество Кустодиева вместило мир более сложный, чем эти его
прославленные "жанры". Дарование Кустодиева с самого начала
развивалось в общем русле русской передовой демократической культуры. Блестящий
портретист, он создал галерею ярких образов людей своей эпохи. Своеобразно и
проникновенно художник выразил в своем искусстве любовь к природе родной страны
и может быть по праву назван одним из лучших русских пейзажистов. Работы
Кустодиева в театре и в книжной иллюстрации показывают родственность, созвучие
его таланта образам, запечатленным в произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова,
Островского, Лескова, в музыке Мусоргского, Римского-Корсакова, Серова.
1. Исторический фон
.1 Краткая биография Бориса
Кустодиева
кустодиев живопись творчество
картина
Борис Михайлович Кустодиев (см. прил. 5) родился
7 марта (23 февраля - по старому стилю) 1878 года в Астрахани. Его отец служил
преподавателем местной духовной семинарии, но его художник не помнил - тот умер
от чахотки, когда мальчику было чуть больше года. Мать же свою Екатерину
Прохоровну, он нежно любил. Она, оставшись вдовой 25 лет отроду с четырьмя
детьми на руках, всю жизнь свою посвятила им. Семья арендовала флигель в
купеческом доме, жили бедно, но дружно. Екатерина Прохоровна привила детям
любовь к литературе, театру, музыке, живописи - эхо этих детских привязанностей
мы можем обнаружить в зрелом творчестве художника, будь то собственно живопись,
работа в театре или оформление и иллюстрирование книг. Уже в 9 лет Борис твердо
решил стать художником. Но обстоятельства сложились так, что в 1892 году ему
пришлось начать учебу в астраханской духовной семинарии. Одновременно он брал
уроки у местного живописца и педагога А.П. Власова. С его благословения юноша,
по окончании в 1896 году семинарии, отправился в Петербург, где поступил в
Академию художеств. Два года он занимался в общих классах, а в 1898 году был
принят в мастерскую Ильи Репина. Репин сразу приметил Кустодиева: "На
Кустодиева, - писал он, - я возлагаю большие надежды". Молодой художник
много писал с натуры и увлекся портретом, в котором следовал своему учителю -
то есть изображал не столько внешность портретируемого, сколько его внутренний
мир. О нем и заговорили впервые, как о талантливом портретисте. Более того, на
последних курсах Академии Кустодиев стал сотрудником Репина, привлекшего своего
ученика к работе над заказанной ему правительством картиной "Торжественное
заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Для этого
монументального полотна Кустодиев исполнил 27 портретов, написав - под
присмотром наставника - треть холста. Он настолько органично имитировал
репинскую манеру, что тот позже порой путал свои и кустодиевские этюды к этому
произведению. За дипломную работу Кустодиев в 1903 году получил золотую медаль
с правом на заграничную стажировку. В первое свое европейское путешествие
художник поехал уже не один. Его сопровождали жена и недавно родившийся сын.
Тремя годами ранее, во время "ознакомительной" поездки на Волгу,
Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей
"смолянкой". Это была любовь с первого взгляда. В январе 1903 года
они обвенчались в Петербурге. А те места, где художник встретил свою судьбу,
стали его второй родиной. Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году
дом-мастерскую, назвав его "Терем". С "Теремом", где Кустодиев
жил и работал практически каждое лето, у него связывалось то, что принято
называть счастьем. С женой молодому живописцу повезло. Ю.Е. Кустодиева родила
мужу двоих детей, сына и дочь (еще один ребенок умер в младенчестве) и была ему
верной помощницей в тех тяжких испытаниях, что выпали на его долю. Семья стала
и огромной темой в творчестве Кустодиева - самой нежной, интимной и
проникновенной в исполнении. В 1904 году в Париже он написал знаменитое
"Утро", изображающее молодую жену с маленьким сыном. Пять месяцев провел
художник за границей, массу времени отдав посещению в Париже и Мадриде музеев и
выставок, но дольше выдержать на чужбине не мог и возвратился в Россию. До
самого наступления болезни Кустодиев был великим ходоком - ежегодно он
отправлялся либо по родным просторам, набираясь впечатлений, либо за границу,
чтобы смотреть картины старых мастеров и быть в курсе современной
художественной жизни. В годы первой русской революции Кустодиев, соответствуя
критическим общественным настроениям, сотрудничал в сатирических журналах
"Жупел" и "Адская почта", дав волю своему сарказму в
созданных им шаржах и карикатурах на влиятельных сановников. Популярность его
между тем росла. От желающих получить свой портрет, выполненный Кустодиевым, не
было отбоя (кстати, одной из таких заказных работ был портрет Николая II,
созданный в 1915 году). В 1907 году Кустодиев стал членом Союза русских
художников, а когда в 1910 году бывшие "мир искусники", не согласные
с выставочной политикой Союза, вышли из него, оформив "вторую серию"
"Мира искусства", он вошел в это новое художественное объединение.
Картины Кустодиева показывались на отечественных и международных выставках,
неизменно собирая большую прессу. В 1909 году его избрали академиком живописи.
Все было, казалось бы, хорошо, но художника подстерегала тяжелейшая болезнь.
Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году. В 1911 году с диагнозом
"костный туберкулез" он лечился в швейцарской частной клинике
(неподалеку от Лозанны). В 1913 году у него нашли опухоль в спинномозговом канале
и в Берлине сделали ему первую операцию. После повторной операции в 1916 году у
Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Когда врачи
поставили Ю.Е. Кустодиеву перед выбором - что сохранять: руки или ноги? - она
тут же ответила: "Конечно, руки. Он - художник, и без рук жить не
сможет".
С тех пор, по собственным словам Кустодиева,
"его миром стала его комната". Но еще - память, воображение. Он
говорил: "Картины в моей голове сменяются, как кино". Именно в это
время он пишет те праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по
преимуществу и знают. На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь,
праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы. Художник устремленью
творит фантастический и ностальгический мир, который - странным образом -
глядится реальнее окружающей действительности. Революцию Кустодиев встретил с
надеждами. В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины
Октябрьской революции. Тема современности в первые советские годы заняла, чуть
ли не главенствующее место в его творчестве. Он написал несколько
"праздничных действ", придумывал красноармейскую форму, иллюстрировал
ленинские сборники. Однако и к прежде любимым темам художник изредка
возвращался, как бы прощаясь с выпестованным фантазией прекрасным образом
прежней России. Кустодиев много работал в новом театре, оформив несколько
спектаклей (в частности, знаменитую "Блоху", написанную Е. Замятиным
по мотивам "Левши" Н. Лескова). В 1923 году он вступил в Ассоциацию
художников революционной России (АХРР). Впрочем, непонимания хватало. В 1926
году на выставке АХРР его 24 работы попали в двусмысленный отдел
"Формальные искания". А болезнь прогрессировала. Организм был
донельзя ослаблен - ничтожная простуда, повлекшая за собой воспаление легких,
свела Кустодиева в могилу. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой
работой был эскиз задуманного им триптиха "Радость труда и отдыха".
Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское
правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту
поездку деньги.
1.2 Творчество Бориса Кустодиева
В 1905-1907 Кустодиев работал в
сатирических журналах «Жупел
<#"723814.files/image001.jpg">
Приложение 2
«Праздник в деревне»
Приложение 3
«Троицев день»
Приложение 4
«Гуляние на Волге»
Приложение 5
«Автопортрет»