Система информационного обеспечения стратегических решений национальной экономики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система информационного обеспечения стратегических решений национальной экономики

Введение

Актуальность данной темы, заключается в процесс реализации нововведений в управлении и всегда будет связан с использованием компьютерной техники, а также информационно-коммуникационных технологий. В этом проявляется одно из важнейших свойств информатизации - ее универсализм и всепроникающая способность как инструментария, обеспечивающего процессы в деле совершенствования управления и поддержки систем управления на высоком уровне эффективности.

Использование современных информационных технологий в деятельности любой современной организации является необходимым условием повышения эффективности ее работы. Именно сейчас, на современном этапе исторического развития российского общества, использование средств и систем информатизации в управлении является хотя и не единственным, но одним из главных рычагов достижения целей, которые стоят перед организациями. В связи с этим актуальными для изучения представляются вопросы информационно-коммуникационных технологий, используемых в современных организациях, а так же стратегические прогнозы и решения, которые необходимо применять. Выработка, прием, хранение и передача информации позволяет быть максимально результативным процессу управления организацией.

Цель информационного обеспечения любой организации состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких как сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями организации и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, анализ, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д. При современных потоках информации эффективное решение этих задач невозможно без использования средств вычислительной техники и новых информационных технологий.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического управления - значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Объектом изучения курсовой работы выступает национальная экономика, а так же деятельность современных организаций.

Предмет изучения - информационное обеспечение и стратегические решения, принимаемые для управления в современных организаций

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении информационного обеспечения стратегических решений управления национальной экономики

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

рассмотреть понятия "информационное обеспечение управления", "информационная система", "управленческие информационные системы";

выявить роль информационного обеспечения в деятельности современных организаций;

определить перспективы совершенствования информационного обеспечения управления;

выявить основные функции и принципы стратегического прогнозирования;

рассмотреть информационную базу для принятия стратегических решений.

Теоретико-методологическая база исследования. Используется опыт отечественной и зарубежной литературы таких авторов как Аналоуи Ф. "Стратегический менеджмент" и Дмитриев Ю. "Стратегическое управление"

В курсовой работе используются такие методы исследования как, как методы системного анализа метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод экспертных оценок и др.

Структура данной работы состоит из двух разделов. В первом разделе дается обзор литературы по заявленной теме, определяется понятийный аппарат исследования, выделяются основные концепции и точки зрения на проблему, прослеживается эволюция научных взглядов и управленческой практики. Так же даются определение основных понятий и категорий исследования. Затем проводится оценка изученности темы, характеризуются и сравниваются различные подходы к анализу проблемы, рассматриваются проблемные вопросы. Во втором разделе, опираясь на выводы по результатам анализа, предлагаются и обосновываются пути решения выявленных проблем на объекте исследования.

Раздел I. Основные характеристики информационного обеспечения стратегического управления

1.1 Понятие информационного обеспечения стратегического управления

Под термином "информационное обеспечение" понимается, во-первых, органически взаимосвязанная совокупность элементов, взаимодействие которых организовано определенным образом в единую технологию, реализующую правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями управления.

Во-вторых, это сведения, знания, предоставляемые потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей, и соответствующим образом обработанная информация. В-третьих, это одна из составляющих современных автоматизированных систем, рассматриваемая наряду с техническим, программным и иными видами обеспечения. Кроме того, это сложный динамичный комплексный процесс, обеспечивающий удовлетворение информационных потребностей управленцев и выполняющий функции рационализации деятельности аппарата управлении, т.е. процесс предоставления информации отдельным лицам или группам - пользователям информационных систем - в соответствии с их информационными потребностями [6,с. 11].

Таким образом, смысл информационного обеспечения заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.

Существует два подхода к совершенствованию документационного обеспечения управленческой деятельности на основе современных информационных технологий:

.Совершенствование выполнения отдельных видов работ путем применения универсальных информационных технологий. Такой подход проще в реализации. Он может быть реализован как на конкретном компьютере, так и в рамках локальной сети. Он ориентируется на существующую структуру предприятия, связан с минимальной степенью риска, дает возможность сразу оценить эффект от внедрения новых информационных технологий. Он оправдан в малых и средних по размеру организациях, фирмах, при отсутствии возможности и необходимости комплексного подхода к решению проблемы, а также в фирмах, где специфика основной деятельности и ее делопроизводство не дают возможности эффективно использовать типовые решения. Нестабильность ситуации в обществе заставляет малые и средние организации "жить сегодняшним днем" и выбирать именно эту стратегию использования современных информационных технологий в своей системе управления;

.Комплексное внедрение информационных технологий во все сферы документационного обеспечения управления. Этот подход позволяет создать единое информационное пространство в организации. Для его реализации используют специализированные комплексные информационные технологии. Он является наиболее эффективным способом решения проблемы в целом, однако требует наличия больших ресурсов (финансовых, людских и прочих), модернизации организационной структуры организации, продолжительного временного периода реализации. Такая стратегия характерна для крупных организаций. Каждая организация, учреждение, фирма проходит свой собственный путь с целью совершенствования документационного обеспечения управления на базе внедрения новых информационных технологий. Для мелких и средних предприятий целесообразен первый подход. Он является в настоящее время наиболее распространенным. В крупных организациях с устойчивыми бизнес-процессами эффективнее комплексное внедрение информационных технологий [8,с. 6].

В самом широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" даёт следующее определение: "информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств".

По мнению одних авторов, ИС в широком смысле включает в себя персонал, её эксплуатирующий, по мнению других - нет.

В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонент ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы [9,с. 31]..

В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин "информационная система" на практике сливается по смыслу с термином "система баз данных".

Классификация информационных систем по архитектуре.

По степени распределённости отличают:

настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) работают на одном компьютере;

распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на

файл-серверные ИС (ИС с архитектурой "файл-сервер");

клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой "клиент-сервер").

Классификация информационных систем по сфере применения.

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

Экономическая информационная система - информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

Медицинская информационная система - информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении [43,с. 17].

Географическая информационная система - информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

Классификация информационных систем по охвату задач (масштабности).

Персональная информационная система предназначена для решения некоторого круга задач одного человека.

Групповая информационная система ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения.

Корпоративная информационная система в идеале охватывает все информационные процессы целого предприятия, достигая полной согласованности, прозрачности информационных процессов. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

Информация для стратегического планирования

Во многих разветвленных организациях для обеспечения процесса принятия решений и других видов управленческой деятельности разработаны сложные информационные системы. К настоящему времени термин "управленческие информационные системы" (УИС) настолько распространился в литературе, что к ним относят самые разные системы обработки данных, включая и те, которые имеют лишь косвенное отношение к управленческому процессу. Как правило, эти системы, даже если они обеспечивают процесс принятия управленческих решений, ориентированы почти исключительно на выполнение функции контроля оперативной деятельности, и лишь некоторые - непосредственно на функцию планирования и принятия стратегических решений, столь важных для будущего организации.

Повышенное внимание к контролю оперативной деятельности, а не к планированию привело к созданию сложных систем сбора, обработки и распространения внутрифирменной информации для управления в таких областях, как затраты, незавершенное производство и запасы, персонал, в то время как для обработки важнейшей плановой информации используются сравнительно простые системы. Опыт развития УИС во многих фирмах показывает, что разработки начинались с систем контроля затрат и финансового состояния, а затем охватывали все новые виды внутрифирменных данных. Как правило, лишь после достаточно полной проработки внутренних информационных потоков внимание переключалось на систематическое накопление и использование внешней информации. Однако и в этом случае данная функция выполнялась обычно только в узких пределах показателя объема продаж, который далеко не отражает всей полноты информации о внешнем окружении, имеющей важнейшее значение для стратегического планирования [35,с. 21].

Сущность стратегической информации

Конечным результатом процесса стратегического планирования являются стратегические решения. Они должны предусматривать реакцию фирмы на уже происшедшие или ожидаемые изменения внутри организации, во внешнем окружении, в условиях конкурентной борьбы. Эффективные стратегические решения должны базироваться на оценке факторов и сил, действующих как внутри организации, так и вне ее. Иными словами, организация должна располагать своевременной информацией для оценки тех экономических, политических, социальных, юридических и научно-технических факторов, которые могут повлиять на ее конкурентоспособность и экономическое положение в обозримом будущем[36,с. 201].

Организация должна располагать также методами идентификации, сбора и анализа различных видов данных, полезных для определения будущей политики. Кроме того, нужна система передачи информации руководителям, использующим ее в своей деятельности. Вся система должна быть организована таким образом, чтобы своевременно выдавать точную и надежную информацию, являющуюся основой для принятия стратегических решений[44,с. 34].

В качестве примера наиболее важных классов стратегической информации, уже упоминавшихся, можно отметить следующие:

внешнее окружение (политическая, научно-техническая, юридическая, социальная, экономическая информация)

рынок

условия конкуренции

сильные и слабые позиции фирмы

возможные обстоятельства

прошлая деятельность

текущие проблемы и возможности

риски и неопределенности проводимых стратегий.

Стратегические данные и стратегическая информация

Большое значение для понимания систем информации для стратегического планирования имеет разница между стратегическими данными и стратегической информацией. Специалисты в области ЭВМ и обработки информации определяют эту разницу следующим образом. "Данные" - это аналитически необработанные массивы показателей, "информация" - это данные, аналитически обработанные для использования в конкретных целях.

В отношении стратегических данных и стратегической информации конкретные задачи, для которых осуществляется переработка данных в информацию, задаются процессом принятия стратегических решений в организации [49,с. 167].

Таким образом, стратегическая информация представляет собой данные, прошедшие аналитическую обработку и подготовленные для конкретного и определенного использования в процессе стратегического планирования.

Место стратегической информации в процессе стратегического планирования. Процесс преобразования данных в стратегическую информацию представляет собой последовательное просеивание многообразных экономических, культурных, политических и внутриорганизационных показателей, которые могут считаться относящимися к проблеме стратегического выбора, с целью их превращения в массив стратегической информации, прошедший оценку для конкретного и прямого использования в процессе стратегического планирования. Первым шагом в процедуре ограничения круга показателей является определение связей между группами данных и задачами, решаемыми в процессе стратегического планирования [29,с. 89]. Схема взаимосвязей между стадиями процесса стратегического планирования и вопросами, ответы на которые являются стратегической информацией. Левая часть таблицы содержит упрощенное и наиболее общее описание процесса стратегического планирования, включая оценку текущего состояния фирмы, формулирование целей, выявление ограничений и выбор стратегий. В правой части таблицы содержатся основные вопросы, связанные с каждым этапом процесса стратегического планирования. Ответы на эти вопросы в наиболее общей форме отражают потребности организации в стратегической информации. Эффективное осуществление стратегического планирования невозможно без получения четких ответов на все поставленные вопросы.

1.2 Формирование информационной базы для принятия стратегических решений

Внутренняя информационная среда предприятия характеризуется информационными процессами, под которыми понимаются процессы сбора, накопления, хранения, актуализации, обработки, поиска, распространения и приема информации, также предполагается их материальное, организационное, кадровое и финансовое обеспечение.

Формирование информационного обеспечения стратегического управления промышленным предприятием должно осуществляться на основе системного подхода, который позволяет упорядочить и координировать работы по сбору, обработке, хранению и передаче пользователю информации, используя при этом индивидуальные ее свойства, выражающиеся и в многократности использования [12,с. 4].

В предлагаемой системе на входе поступает информация, характеризующая состояние внешней и внутренней среды предприятия. В рамках первого этапа входящая информация проходит оценку значимости сначала на рациональность и ценность, а, далее на необходимый и достаточный объем, затем - на требуемое качество. Поступившая информация подвергается соответствующим оценкам, хранится, непрерывно обновляется, накапливается до необходимого объема в рамках информационной базы, основу которой составляют информационные массивы, включающие в себя учетные и внеучетные виды информации.

После осуществления систематизации значимой информации она формируется в соответствии принятым на предприятии целям управления. После формирования массива информации осуществляется ее отбор, в процессе которого внеучетные и учетные данные подлежат интегрированию и корректировке, приводятся к сопоставимым измерителям, находящимся в специально созданных информационных ячейках.

В результате корректировки данных появляется возможность получения реальных показателей. Далее проводится отбор необходимой информации, она обрабатывается и передается для анализа в виде системы показателей и параметров деятельности. Она служит основой для построения элементов внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения и представляет собой совокупность взаимосвязанных социальных, экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения организационно-экономических, производственных, технологических задач, определяет при этом содержание управленческих документов и массивов [20,с. 204].

Дальнейшая автоматизированная обработка информации позволяет составлять различные сводки, таблицы, ведомости, где она сгруппирована по каким-либо реквизитам. Для выполнения группировок появляется необходимость кодирования этих группировочных реквизитов-признаков условными обозначениями, для чего используются системы классификации и кодирования. Они позволяют представить информацию в форме, удобной для восприятия машиной. Основная цель кодирования состоит в однозначном обозначении объектов, а также в обеспечении необходимой достоверности кодируемой информации.

С помощью кодирования обеспечивается выполнение основных функций, связанных с обработкой экономической информации: минимизация объема информации при вводе ее в вычислительную систему и передаче по каналам связи; сортировка и поиск информации по ключевым признакам; разработка сводных экономических отчетов по различным признакам; декодирование при переходе от кодирования к их наименованиям при печати сводных экономических отчетов. Результатом обработки является создание унифицированной системы управленческой документации, которая включает комплекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления (процесс унификации) [21,с. 231].

На третьем, аналитическом этапе, унифицированная система управленческой документации подвергается комплексному анализу, в рамках которого целесообразно выделить: 1) семантический (предполагает оценку и анализ ее содержательной стороны и методологий построения); 2) прагматический (анализ качества информационного обеспечения); 3) экономический (анализ с позиций затрат, связанных с построением информационных массивов); 4) синтаксический (структурный анализ - выявление закономерностей постепенного агрегирования, усреднения информации и образования документов

Для функционирования информационного обеспечения стратегического управления промышленным предприятием создаются банки и базы данных и знаний. Банк данных - комплекс, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, специальные языки, программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие создание и эксплуатацию системы накопления информации, поступающей от нескольких источников, ее обновление, корректировку и многоаспектное использование в интересах управления, а также прямую связь с пользователем для получения ответов на произвольные, в том числе незапланированные запросы [8,с. 3].

База данных является хранилищем специально организованных и логически связанных данных при наличии такой минимальной избыточности, которая допускает их использование для одного или нескольких приложений. Она состоит из самих данных и их описания. Между данными, находящимися в базе, поддерживаются установленные связи.

Для эффективного функционирования информационной системы стратегического управления предприятием базу данных целесообразно дополнять хранилищем данных, которое является специальной базой предназначенной для накопления временных рядов тех параметров, которые непосредственно используются для принятия решений.

База знаний содержит информацию о накопленном опыте специалистов по управлению, используется при подготовке управленческих решений и является необходимым компонентом экспертных систем, обеспечивающих выработку вариантов решений в автоматизированном режиме.

Заключительным этапом формирования информационного обеспечения является представление результатов анализа собранной информации. Данная информация может быть охарактеризована как консолидированная. При получении доступа к консолидированной информации у управленцев появляется возможность прогнозирования развития ситуации во внешней и внутренней среде организации, а, следовательно, и влияния на эти процессы, что, в свою очередь, позволяет комплексно осуществлять системное управление предприятием, принимать наиболее адекватные управленческие решения, обеспечивая реализацию конкурентных преимуществ.

Итак, формирование информационной базы для принятия стратегических решений в системе управления предприятием необходимо начать с анализа двух взаимодействующих составляющих - внешней и внутренней информационной среды предприятия. При этом следует учитывать особенности системы управления предприятием, которые состоят в том, что исходящие информационные потоки внешнего информационного пространства направлены, прежде всего, не только на предприятия, а в глобальное информационное пространство, включающее множество источников и приемников информации, где каждое предприятие должно самостоятельно выбирать и приобретать необходимые информационные продукты [6,с. 13].

Подсистема информационного обеспечения

Многие неудачи в планировании обусловлены отсутствием необходимой плановой информации ("баз данных", на основе которых можно принять решения). Большая часть информации, обрабатываемой в настоящее время в информационных системах организаций, имеет преимущественно описательно-исторический характер, относящийся к прошлой деятельности ее подразделений. Многое из такой информации устарело и связано лишь с ней самой. Чтобы быть полезной для стратегического планирования, информация должна показывать перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах окружающей среды и конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее организации [10,с. 101].

Для осуществления стратегического планирования крайне важна релевантная (относящаяся к делу и достоверная) информация. Чтобы составить представление о перспективах организации, нужно собирать и анализировать информацию, отражающую важнейшие политические, экономические, научно-технические, социальные и юридические факторы.

Плановой информация благоприятствует усилению потребности в формальной системе сбора и обработки информации и управления этими процессами. Достаточно общее представление о различных видах экономической информации дает, на котором кратко характеризуется содержание базы данных стратегического планирования и показаны ее связи с элементами процесса планирования, а также с различными источниками плановой информации, информационного обеспечения. Сама попытка переработать столь большие объемы разнообразной плановой информации без ее предварительной систематизации была бы совершенным безумием. Никакой отдельно взятый человек или группа не в состоянии осмыслить и тем более рассчитать такое огромное количество данных. Следовательно, любое действие, предпринятое без такой системы, по необходимости осуществляется без достаточного (и вполне возможного) информационного обеспечения. Систематизация плановой информации вовсе не означает необходимости разрабатывать дорогостоящие вычислительные системы.

Она, скорее, означает необходимость получения (и оперативно) ответов на вопросы типа следующих: Что необходимо знать? Где можно получить об этом данные? Кто будет их собирать? Как будут собирать эти данные? Кто их будет анализировать и интерпретировать? Как наиболее экономично хранить собранную информацию, с тем чтобы ее столь же экономично находить и извлекать впоследствии? Как своевременно распределить извлеченную информацию между ее пользователями?

Если необходимая информация не относится к единственной программе или цели и, следовательно, не подготавливается специально, то получение обоснованных ответов на поставленные выше вопросы может потребовать использования вычислительной системы, обеспечивающей эффективное хранение и поиск информации. Информационное обслуживание пользователей этой системы, кроме специальных разовых запросов, можно обеспечить с помощью построения профилей информационных потребностей пользователей и введения этих профилей в ЭВМ [43,с. 32].

Раздел II Сущность социально-экономического прогнозирования национальной экономики

2.1 Информационное обеспечение национальной экономики

Эффективность анализа национальной экономики существенно зависит от информационного обеспечения показателей, характеризующих тенденции экономического развития. Аналитическая работа информационно обеспечивается действующей государственной статистической и бухгалтерской отчетностью, приближенной к мировым стандартам. В случае отсутствия необходимых данных используют результаты опросов, обследований, которые проводятся независимыми социологическими и экономическими службами и центрами [35,с. 19].Все показатели социально-экономического развития можно классифицировать: количественные и качественные; натуральные и стоимостные; абсолютные и относительные.  Количественные показатели характеризуют объемы производства, темпы и пропорции расширенного воспроизводства, т.е. количественные результаты функционирования экономики.

Качественные показатели характеризуют условия развития экономики, ее эффективность. За ними определяются интенсивное использование ресурсов, максимальные конечные результаты на каждую единицу последних, рассчитываются потребности экономики и возможности их обеспечения. К качественным показателям относятся показатели эффективного использования оборудования, сырья, топливно-энергетических ресурсов, трудовых и финансовых ресурсов: фондоотдача; материало-, топливо-, энергоёмкость; производительность труда; рентабельность производства; эффективность использования капиталовложений.

В зависимости от единицы измерения показатели могут быть натуральными и стоимостными.

Натуральные показатели являются основой для определения стоимостных, за ними анализируется материальная структура производства, разрабатываются важнейшие материальные балансы. Натуральные показатели количественно и качественно характеризующих в физических единицах измерения созданный в обществе продукт.

Стоимостные показатели характеризуют результаты расширенного воспроизводства в стоимостных единицах измерения. Динамика экономического развития может определяться только по стоимостным показателям. Последние позволяют анализировать отраслевую и региональную структуры ВВП, осуществлять сопоставление уровня экономического развития страны с уровнем развития других стран.

Абсолютные показатели - это показатели результата прироста в натуральном или стоимостном выражении [17,с. 24].

Они характеризуют размеры социально-экономических явлений.  Относительные показатели - это показатели сравнения, эффективности, темпов экономического развития, удельного веса, т.е. структуры.

Первоисточником всех показателей, анализируются, является отчетность предприятий. Если анализ проводится в масштабах области, то непосредственным источником информации являются статистические данные по области [13,с. 10].

Экономическое положение страны, региона зависит от состояния отдельного рынка товарного, труда, финансового.

Эти рынки и процессы, на которых происходят, характеризуются определенными макроэкономическими показателями - индикаторами.

За последние годы система экономической информации в России претерпела принципиальные изменения: кардинально выросла роль коммерческой информации о платежеспособном спросе, рыночных ценах и тарифах, деловых партнерах.

Вектор движения информационных потоков приобрел в большей степени горизонтальное направление по сравнению с вертикальными информационными связями, характерными для плановой экономики. Заметно возросли ценность и стоимость информации как базы для принятия субъектами рынка коммерческих решений; информационный монополизм органов управления сменился понятием коммерческой тайны отдельных организаций. Вместе с тем опыт показывает, что исключительно на рыночных принципах системы информационного обеспечения не работают ни в одной стране [16,с. 341].

Со стороны государства должна быть организована работа по анализу и развитию действующей нормативной базы с целью выявления и устранения причин, осложняющих распространение информационно -коммуникационных технологий. Решая эти проблемы с позиции комплексного подхода, необходимо провести инвентаризацию действующих информационных систем и оценку их эффективности. На основе проведения этих мероприятий требуется разработать концепцию системной информационной поддержки бизнеса, т.е. фактически концепцию создания единого информационного поля для национального хозяйства [21,с. 217].

По некоторым экспертным оценкам, объем мирового рынка информационных продуктов и услуг в 2005 г. составил около 1,5 трлн. долл. США. Анализ условий функционирования данного сегмента мирового товарного рынка свидетельствует о постоянном усилении и углублении связей между информационными инфраструктурами разных стран, возрастании их взаимозависимости и взаимной дополняемости.

Органы государственного управления выступают аккумуляторами и источниками деловой информации в силу своего положения и выполняемых ими функций по контролю за развитием экономических процессов[7,с. 4]..

К сожалению, сегодня эти базы данных далеко не в полной мере вовлечены в сферу информационного обеспечения бизнеса. В настоящее время недостаточно открыты единые и достоверные реестры хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики и Федеральная налоговая служба эти данные регулярно собирают, но не распространяют. Реальные базы данных с характеристиками отечественных предприятий создаются коммерческими структурами путем самостоятельных опросов, но они весьма недостаточны.

В некоторых организациях ответственность за информационное обеспечение ложится на самих потребителей информации, т.е. подразделения предприятия должны сами определять, какая информация им требуется и, исходя из этого самостоятельно искать пути ее получения. На других предприятиях создаются специализированные службы - информационно-аналитические отделы, которые отвечают за информационное обеспечение других подразделений предприятия.

При использовании любого из этих вариантов предприятия сталкиваются со значительными трудностями, включая разрозненность источников информации и их узкую специализированность. Как показывает практика, предприятия нуждаются в большом количестве самой различной информации. Однако в большинстве своем каждый поставщик информации предлагает какой-то один вид данных [50,с. 254].

Российский рынок информационных услуг отличается рядом особенностей. Так, рынок биржевой и финансовой информации в России получил уже в первые годы перестройки наибольшее развитие в связи с имевшимся высоким спросом у потребителя на данный вид информации. Рынок (предложения) информации о фирмах, предприятиях и организациях в недостаточной степени удовлетворяет нужды российских и зарубежных потребителей. Можно выделить следующие недостатки в обеспечении потребителей информацией о фирмах и организациях:

частота обновления информации, как правило, не чаще одного раза в год;

перечень признаков, по которым накапливаются сведения, крайне ограничен и не отвечает в значительной степени потребностям пользователей;

важнейшие для потребителя сведения о финансовом состоянии предприятий-партнеров, предполагаемых партнеров, конкурентов, заемщиков денежных средств часто отсутствуют, что существенно повышает уровень рисков в кредитной деятельности банков и предпринимательской деятельности предприятий [47,с. 176].

В период реформ создававшаяся в течение многих лет отечественная система отраслевой информации была разрушена. Предпринимаемые в последние годы шаги государства по решению этой проблемы пока носят формальный характер. Трудности финансового характера, возникшие в период реформ, нанесли тяжелый урон системе научно-технической информации. Имеются серьезные проблемы и в получении государственной системой статистики достоверной экономической информации в сфере услуг, в первую очередь в торговле, системе малого бизнеса, фермерстве. Если раньше вся информация для предприятий была бесплатной, то в настоящее время информация является платной.

В настоящее время на рынке информационных ресурсов России действует большое количество информационных структур отраслевого, регионального, местного или локального характера. Однако процесс информатизации развивается недостаточно скоординированно, во многом стихийно, без соответствующего организационного и нормативного начала. Ключевая задача - объединение усилий многочисленных организаций, имеющих сети, с учетом специфики накапливаемой ими информации.

Необходимо уточнить порядок взаимоотношений, технологии использования частными компаниями информации, принадлежащей государству. Следует четко определить, кто отвечает за ее доступность, и какие санкции могут быть применимы к владельцам, если информация не доступна пользователям. Иначе говоря, нужен нормативный документ, определяющий порядок работы с информационными ресурсами и принципы взаимоотношений всех участников этого процесса [46,с. 21]. Целостный многоуровневый механизм системной поддержки национальной информационной сферы, очевидно, должен базироваться на соответствующих системах федерального, регионального, отраслевого, внутрифирменного и межфирменного уровней.

.2 Основные функции и принципы стратегического прогнозирования

Основные функции прогнозирования.

В их числе можно выделить следующие функции. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция [36,с. 291]. информационный стратегический управление экономика

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз - это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде.

При непрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит также непрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, тем самым осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденции развития экономики определяется, насколько принятые решения соответствуют будущему развитию, выявляются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым опытом [41,с. 53].

Основные принципы прогнозирования.

Социально-экономическое прогнозирование основывается на ряде принципов. Рассмотрим важнейшие из них.

) Принцип системности прогнозирования означает, что народное хозяйство рассматривается, с одной стороны как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных объектов или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной субординацией и последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому объекту народного хозяйства. Однако, в условиях переходной экономики построить целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования, очень сложно. В связи с чем необходима унификация блочных моделей, использование вычислительных способов решения, создание информационного банка данных.

) Принцип единства политики и экономики означает, что при рассмотрении вопросов развития экономики, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов хозяйствования и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общегосударственные вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности страны, ее обороноспособности и т.д.).

) Принцип научной обоснованности означает, что в экономическом прогнозировании всех уровней необходим всесторонний учет требований объективных экономических и других законов развития общества, использование научного инструментария, достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

) Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

) Принцип вариантности прогнозирования связан с возможностью развития народного хозяйства и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Источниками возникновения различных вариантов развития народного хозяйства служат возможные качественные сдвиги в условиях воспроизводства при переходе от экстенсивных методов его расширения к интенсиным, при создании новых условий хозяйствования.

) Принцип целенаправленности предполагает активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

) рентабельность (эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку).

Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования [33,с. 6].

.3 Взаимосвязи источников информации при стратегическом планировании

Источниками внешней информации являются газеты, отраслевые журналы, телевидение, радио, публикуемые годовые отчеты, личные контакты с клиентурой, приобретенные необходимые сведения у специализированных организаций, доклады и выступления руководства конкурирующих организаций.

Особое место в системе сбора внешней информации занимает информация о конкурентах, которая помогает выработать стратегию предприятия по отношению к своим конкурентам [42,с.51].


Следует отметить, что с учетом анализа факторов внешней и внутренней среды система информационного обеспечения должна отражать комплексную картину деятельности предприятия, путем интеграции всех ее элементов и системного подхода к формированию. Системный подход позволяет централизовать работы по сбору, обработке, хранению и передаче пользователю информации и использовать при этом индивидуальные ее свойства, выражающиеся в многократности ее использования. Данная информация может быть охарактеризована как "консолидированная" и является пригодной для информационных потребностей менеджеров.

Потребность в информации для стратегического планирования выявляется с учетом выполняемых работниками управленческих служб обязанностей, т.е. принимаемых ими решений. При получении консолидированной информации появляется возможность прогнозирования развития ситуации во внешней и внутренней среде предприятия, следовательно, и влияния управленцев на эти события, а также комплексно проводить стратегическое планирование, принимая наиболее адекватные условиям управленческие решения, обеспечивая устойчивое развитие и создание стратегических преимуществ [34,с. 121].

После осуществления систематизации значимой информации, она формируется по определенным областям, принятым на предприятии для выполнения целей стратегического планирования. Создание и развитие информационных систем, основанных на использовании информации, должно осуществляться в направлении унификации языков описания данных и стандартизации программного обеспечения, решения нерегламентированных задач, формирования управленческих решений.

Распространенной является система электронного документооборота, что позволяет решать типовые задачи при работе с документами, как: регистрация, ввод и поиск документов и обмен ими, создания отчетов, ведение архива, установка прав доступа к отдельным документам и системы в целом.

Поступившая информация подвергается соответствующим оценкам, хранится, непрерывно обновляется, накапливается до необходимого объема в рамках информационной базы, основу которой составляют информационные массивы. Под информационным массивом подразумеваются упорядоченные по определенным признакам виды информации, используемые органами управления для управляющих воздействий в процессе стратегического планирования. Безусловно, выполнение такой ответственной задачи требует наличия автоматизированных систем сбора и представления данных, а также внедрения новейших информационных технологий и информационных сетей.

Цепочка информационной технологии состоит с технических устройств, средств коммуникационной техники, средств организационной техники, программного обеспечения, персонала, соединенных в систему. Но наличие автоматизированной информационной технологии не является гарантией получения эффективных результатов от информационной системы стратегического планирования. Ведь для формирования информационных ресурсов, прежде всего, необходимо привлечь персонал, который будет обеспечивать процесс сбора, обработки, анализа информации и принятия стратегических решений [7,с. 10].

Совершенство построения информационной системы и качество стратегических решений зависит, прежде всего, от компетентности специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих информационную систему. В связи с этим важнейшим фактором, влияющим на информационное обеспечение стратегического планирования, является наличие у персонала предприятия, особенно в ее руководства, стратегического мышления.

Заключение

Стратегический менеджмент (стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегический менеджмент - это разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации - по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

В основе разработки стратегии находится прогноз, т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

В условиях меняющейся среды одним из способов обеспечения развития предприятия становится процесс своевременного определения стратегической информации по характеру изменений, направленных на обеспечение долгосрочного успеха предприятия. Нельзя считать, что вся собранная информация является полезной для предприятия. Именно поэтому создается отдел стратегического планирования, который собирает, контролирует и отсеивает бесполезную информацию. Для усиления информационной поддержки планированию и результативности информационной поддержки процесса развития предложено идентифицировать совокупность информационных ресурсов, базы данных, знаний и способов их организации для обеспечения принятия управленческих решений по определению направлений развития.

Информационное обеспечение стратегического планирования развития предприятия осуществляется по критерию источников образования информации. В соответствии с принципами планирования принято входными данными считать информацию о среде, в которой функционирует и развивается предприятие. В частности, важным моментом является определение содержания исходной информации, которая должна обеспечить все заинтересованные стороны необходимой информацией о предприятии для принятия соответствующих решений сотрудничества.

Динамичность внешней среды обуславливает непрерывное обновление, дифференциацию и увеличение объема информации, что отводит ей особое место в процессе стратегического планирования. В условиях неопределенности и постоянных перемен в деятельности предприятия довольно сложно представить принятие эффективных управленческих решений без системных знаний об объекте управления. Под системой знаний понимается направленность методологии научного познания и социальной практики, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Способность к системному мышлению стала одним из условий работы эффективного руководителя.

Для оценки информационного обеспечения стратегического планирования развития предприятия используется классификация информации по различным признакам, каждый из которых определяет характер использования информации в процессе управления. Информация может быть подразделена по общим функциям управления как планирование, регулирование, организация, мотивация, контроль или по конкретным - управление производством, финансами, персоналом. По назначению информация подразделяется на экономическую, социальную, организационную, техническую. По источникам возникновения информация бывает внутренней и внешней, вместе с тем можно выделить информацию по отношению объектов управления к субъектам - между предприятиями и внешней средой, между подразделениями внутри предприятия по вертикали и горизонтали. А также информация классифицируется по следующим признакам: степень переработки; форма передачи; изменчивость во времени; способ передачи.

Формирование информационной базы для принятия стратегических решений в процессе стратегического планирования в общем виде происходит с этапа анализа двух взаимодействующих составляющих: внешней и внутренней информационной среды промышленного предприятия. Среди источников внутренней информации необходимо выделить: статистическую, финансовую и бухгалтерскую отчетность, акты ревизий и проверок, результаты внутренних исследований и т.п. Руководители предприятий, у которых отлажена система внутренней отчетности, отвечающая современным требованиям, имеют возможность оперативно получить требуемую информацию. Кроме того, такая система дает возможность накапливать и систематизировать весь спектр деловой информации, собирать необходимые данные в определенном разрезе или направлении.

Список использованных источников и литературы

1.Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение/. Риск. - СПб.: Союз,1999 - 336с.

. Аналоуи Ф. [Текст] / Стратегический менеджмент малых и средних предприятий Москва, 2005г., Изд: ЮНИТИ-ДАНА. - 34-97с.

.Асаул А. Н. Стратегическое планирование развития строительной организации [Текст] / А. Н. Асаул, И.Е. Морозов, Н.И. Пасяда, В.И. Фролов; под ред. засл. строителя РФ, кафедра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. - СПб.: ГАСУ. - 2009 - 159с.

.Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 157с.

. Бегун А.С. [Текст] / Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" статья "Современная организация: дерево целей - дерево стратегий". - 2013. - №9. - С. 10-18

. Буров В.Н. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Деловые игры. [Текст] / В. Н. Буров //Вопросы менеджмента. 2007 - №15. - С. 11-23

. Воронова Т. / [Текст] Инвестиционный фактор и рост конкурентоспособности России на мировом рынке // Маркетинг. - 2003. - №5. - С.3-11.

. Воловиков Б. Формирование инновационно-маркетинговой стратегии на основе исследований целевого сегмента [Текст] / Б. Воловиков //Маркетинговое и стратегическое планирование. - 2013. - №1. - С. 1-6.

. Гольдштейн Г.Я. / [Текст] Основы планирования и управления программами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) // Гольдштейн Г.Я. 2012 - 26-35С

. Градов А. П. / [Текст] Национальная экономика. - Спб.: Питер, 2005. - 240 с.

11. Грэттон Линда [Текст] / Живая стратегия: как поместить людей в центр решения корпоративных задач: Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. - 73-98с.

. Гладков В.Н. Платан [Текст] / В.Н.Гладков // БСЭ. -3-е изд. - М., 2008. - Т.20. - С.5.

. Денисов О.Р. [Текст] / Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" статья "Современная организация: дерево целей - дерево стратегий". - 2013. - №12. - С. 11-19

. Дмитриев Ю. Регионализация стратегического управления [Текст] / Ю. Дмитриев, С. Максимов // Стратегического управления. - 2009. - №4. - С. 23-33.

15. Добренькова Е. В.. Стратегическое управление бизнесом. [Текст] / Е.В. Добренькова - М.: Международный институт бизнеса и управления, 2001г. - 66-89с.

16. Дорофеев, В.Д., Шмелева, А.Н., Шестопал, Н.Ю. Менеджмент [Текст] / В.Д. Дорофеев. - М.: Инфра-М, 2008. - 380с.

. Дунайцев П.О. [Текст] / Журнал "Менеджмент в России и за рубежом" статья "Цель предприятия и стратегия ее достижения". - 2011. - №3. - С. 25-32

. Жемчугов А. Проблемы экономики и менеджмента [Текст] / А.Жемчугов, М.Жемчугов// Cистема стратегического управления. - 2013. - №3. - С. 10- 23.

. Жемчугов А. Проблемы экономики и менеджмента [Текст] / А.Жемчугов, М.Жемчугов// Cистема стратегического управления. - 2013. - №6. - С. 8-13.

. Иванов, В.Н. Патрушев, В.И., Социальный менеджмент. [Текст] / В.Н. Иванов - М., 2004г. - 254с.

. Иванова, Т.Ю., Приходько, В.И. Теория организации [Текст] / Т.Ю. Иванова - СПб.: Питер, 2004г. - 272с.

. Картавый, М. А., Нехашкин, А. Н. Методологические принципы.  Формирования российского менеджмента. Менеджмент в России и за рубежом/ М. А. Картавый, А. Н. Нехашкин. - М, 1999. - 301с.

. Кибанов А.Я.,. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. [Текст] / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова - М.: КноРус, 2010. - 93 с.

. Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности. [Текст] / Е.Н. Кишкель - М.: Высш. шк., 2000г. - 307с.

. Ковалёв А.В. [Текст] / Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" статья "Разработка эффективной стратегии и структуры предприятия - практическая пошаговая методика" - 2013. - №5. - С. 9-23.

. Кузнецов А.И., Суров С.Б. / [Текст] Стратег всегда поэт как минимум в душе Учебно-деловой центр "Постгрэдюэйт-РАУ" 2011. - С.25-56.

.Кузнецов П. Механизм управления предприятиями государственного сектора [Текст] / П. Кузнецов, А. Муравьев // Вопросы экономики. - 2011. - №9. - С. 34-39.

. Лапыгина Ю. Н. Инструменты реализации стратегии [Текст] / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. - Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2005г. -.24-90с.

. Ломакин, В.К. Мировая экономика. [Текст] / В.К. Ломакин. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. - 127с.

. Макарова Н.В. / [Текст] Проблемы прогнозирования //Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук. - М. 2012 - 13-41с.

. Маркова В. Стратегический менеджмент. Курс лекций. [Текст] / В. Маркова, С. Кузнецова //Вопросы менеджмента. 2005- №11. - С. 31-43.

. Митясова Е. Тенденции и направления развития постиндустриального стратегического менеджмента [Текст] / Е. Митясова // Вопросы менеджмента. - 2013. - №1. - С. 3-8.

. Наумов В. Стратегические продажи: бизнес-модель и методические аспекты взаимодействия с покупателями [Текст] / В. Наумов //Планирование продаж. Стратегический менеджмент. - 2013. - №1. - С. 1-17.

. Новиков, Д.А. Теория управления организационными системами. [Текст] / Д.А. Новиков - М.: МПСИ, 2005г. - 184с.

. Ованесов А. / [Текст] Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе// А. Ованесов , А. Идрисов -12-е изд. - М.: "Вильямс", 2011г. - 9-29C.

.  Орлов, А.И. Теория принятия решений. [Текст] / А.И. Орлов - М.: 2005г. - 214с.

. Оумэн, К. Основы стратегического менеджмента. [Текст] / К. Оумэн Пер. с англ. М.: Экономика, 2007 г. - 106с.

. Петер Хорват/ [Текст] Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием// БСЭ. -2-е изд. - М., 2004. - Т.20. - С.18.

. Петров В.В. Перспективы экономического планирования [Текст] / В.В. Петров и др.; под общ. ред. П.О. Кунина. - М.: Наука, 2007. - 209 с.

. Печерский А.С. / [Текст] Управление ростом в крупных российских корпорациях: создаются ли в России "великие" компании // М. 2012 - 12-15С.

. Подлесных, В.И. Теория организации [Текст] / В.И. Подлесных - СПб.: Бизнес-пресса, 2003. - 337с.

. Романенко И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: Конспект лекций. / [Текст] И.В. Романенко. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000 г. - 64 с.

. Симонов А. / [Текст] Новые информационные технологии - иллюзии и приоритеты// БСЭ. -2-е изд. - М., 2009. - Т.20. - С.38.

. Сладко В.И. [Текст] / Журнал "Российское предпринимательство" статья "Инновационный подход к сбалансированной системе показателей". - 2010. - №6. - С. 85-91

. Смирнов, Э.А. Теория организации. [Текст] / Э.А. Смирнов - М.: Инфра-М, 2003г. - 208с.

. Тихоновский А. Как определить возможности компании и направления ее развития [Текст] / А. Тихоновский, В. Сенкевич // Рынок ценных бумаг. - 2008 г. - №10. с. 22-23.

. Томпсон-мл. А., Стрикленд А. Дж. ІІІ Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. [Текст] / А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд/ Strategic Management: Concepts and Cases. - 12-е изд. - М.: "Вильямс", 2007г. - 109-289с

48. Фалов Г.С. [Текст] / Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" статья "Современная организация: дерево целей - дерево стратегий". - 2013. - №13. - С. 2-17

49. Ходеев, Ф.П. Менеджмент. [Текст] / Ф.П. Ходеев - Ростов-на-Дону. Изд-во "Феникс", 2002г. - 224с.

. Шипунов, В.Г., Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности. Учебник. - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., [Текст] / В.Г. Шипунов - 2000г. - 304с.

Похожие работы на - Система информационного обеспечения стратегических решений национальной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!