Влияние древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    628,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков

Тема: ВЛИЯНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЭТРУСКОВ

Введение

Эта работа посвящена одной из самых загадочной цивилизации античной Европы - этрускам. Уникальность этого народа привлекает многих ученых и любителей истории. Одним из таких любителей являюсь и я.

Объект исследования Этрусская цивилизация

Предмет исследования Культура этрусков

Цель работы Изучение влияния древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков.

Задачи работы

.Дать общую характеристику этрусской цивилизации.

. Описать достижения древнегреческой культуры.

.Выявить области этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

Гипотеза: древние греки в ходе Великой колонизации оказали влияние на этрусскую культуру.

Актуальность работы

На сегодняшний день существует достаточно много работ, которые посвящены этрускам, например, работа Немировского А.И «Этруски. От мифа к истории» Но тема о влиянии древнегреческой культуры на культуру этрусков в основном описывается лишь косвенно. Отдельной работы на эту тему пока что не существует. Так что у моей работы есть определенный потенциал. Она будет достаточно познавательна для тех, кто только начинает интересоваться историей и культурой этого народа.

Общая характеристика этрусской цивилизации

Этот народ вошел в историю под разными названиями. Греки называли их тирсенами или тирренами, а римляне - тусками или этрусками. Как вы уже поняли, этруски являются достаточно загадочным народам. Главная их загадка заключена в их происхождении. Письменные памятники самих этрусков не могут помочь нам в разгадке этой тайны, так как их язык практически не расшифрован. Поэтому ученым приходится строить различные гипотезы, которые основываются на некоторых археологических находка, а так же на свидетельствах греках и римлян. Все теории о происхождении этрусков (кроме самых неправдоподобных)можно свести к четырем гипотезам.

)Восточная гипотеза - самая древняя из всех гипотез. Она основана на трудах Геродота и некоторых других античных авторов. По их мнению, этруски - выходцы из Малой Азии. Причинами, по которым им пришлось покинуть свою изначальную родину, называют Троянскую войну и походы «народов моря». В пользу этой теории говорят и некоторые черты политического устройства(«федерации» 12 городов, деление на 3или 30 племен) и другие особенности, которые роднят этрусков с народами хетто-лувийской группы. Противники этой теории сомневаются, что целый народ смог бы переселится из Малой Азии в Италию именно в период Троянской войны и походов «народов моря». К тому же, этрусский язык не похож на хеттский или другие родственные ему языки.

)«Теория формирования» По этой теории этруски как этнос сформировался в Италии (или перед непосредственными переселением в неё) из представителей нескольких разных народов. В наше время она наиболее распространена. Её придерживаются, в частности А.И Немировский, А.И Харченко и другие российские ученые.

)Северная гипотеза Согласно ей, этруски пришли в Италию из-за Альп. Основана на сообщении Тита Ливия о сходстве языка этрусков и ретов (народ, живший между Альпами и Дунаем), а так же сходство германских рун с буквами этрусского алфавита. В наши дни она не имеет приверженцев, так как было установлено, что и германские руны, и язык ретов происходят из Этрурии, не никак не наоборот.

)Автохтонная гипотеза: этруски - коренные (доиндоевропейские) жители Италии. Эта теория наиболее популярна у итальянских ученых.

Так или иначе, но этруски стали одним из народов Италии. Первые археологические памятники, связанные с этрусками (датируются концом VIII века до н.э) появились в одном регионе Италии, который назывался Этрурия(кстати современное название этого региона - Тоскана, происходит от одно из названий этрусков - туски)

В сельском хозяйстве у этрусков преобладало земледелье: выращивание зерновых культур и льна. Достаточно важным источником богатства страны была добыча металлов - меди и железа. На ней этруски сколотили огромное состояние, так как металлы нужны были нужны всем. Достаточно больших успехов этруски достигли и в гончарном деле. В VIII-VII веках до н.э этрусские мастера изготовляли очень оригинальную керамикe«буккеро», которая пользовалась большим спросом по всему Средиземью.

Торговые связи этрусков были очень велики. Они торговали практически со всей Европой. Предметы этрусского происхождения находят не только в Италии, но и в Испании, Франции, Греции, Турции и на побережье Северной Африки. В страны Средиземья (особенно в Грецию) этруски вывозили металлы в слитках, металлические изделья(особенно пользовались спросом металлические зеркала с резными рисунками на обороте),керамику, а ввозили они в основном предметы роскоши - изящную греческую керамику, стекло из Египта, пурпурную ткань из Финикии. Народами, что жили за Альпами, этруски продавали вино, оружие и домашнюю утварь, приобретая взамен меха и рабов.

Главной силой в этруском обществе была знать. В ее руках была сосредоточена вся власть в этрусских городах, да и большинство земель так же принадлежала им. Только представители знати могли носить фамилию. Не меньшей властью жрецы. Они были главными хранителями знаний. Так же к ним обращалась, когда нужно было провести гадания(гадали как правило на внутренностях животных) Толкованием результатов гадания тоже занимались жрецы. А с учетом того что этруски были очень суеверным народом и результаты гадания для них были очень важны, жрецы запросто могли истолковать результаты гадания так как им было выгодно. Так что жрецы в какой-то мере обладали даже большей властью, чем знать.

О «среднем классе» этрусского общество нам практически ничего не известно. Каков было его состав, и владели ли представители этого класса землей нам так же неизвестно.

Зависимые люди в этруском обществе делились на 3 категории: лаутни и этэра и рабы. Отношение к рабам в этруском обществе практически не отличалось от того, как к рабам относились в Греции и на Востоке. Они были собственностью своего господина, и не редко их воспринимали не как людей, а как скот. Впрочем, в отличии от греков, этруски не ограничивали возможность раба выкупить себя у хозяина. Категория лаутни по своему положению, немного напоминала спартанских илотов. Они были связаны со своим патроном патриархально-родовыми узами, так как они были частью семьи своего патрона. В основном этак категория комплектовались из вольноотпущенников и тех свободных людей, что попали в долговую кабалу. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в этом сословии. Этэра, в отличии от лаутни были связаны с патронами не патриархально-родовыми узами, а добровольно принесенная клятвой верности. Они получали от своего патрона небольшой участок земли(часть урожая с которого шла патрону) или выступали в качестве ремесленников, делая для своего патрона то что ему необходимо.

Основной политической единицей у этрусков был город- государство. У каждого такого города, как правило, в подчинении было несколько городов, которые пользовались определенной автономией. Во главе города-государства стаял либо царь (лукумон), либо магистраты, которые выбирались из знати.

Пока что неизвестно, обладал ли лукумон реальной властью или она была ограничена советом старейшин. Известно, что лукумон возглавлял войска во время войн и что он был верховным жрецом в своем городе. Его личность считалась священной, он рассматривался как воплощение бога-покровителя данного города. Возможно должность царя была выборочной(правда не известно избирали ли их пожизненно или на определенный срок).

Начиная с VI века до н.э во многих этрусских городах власть лукумонов была ликвидирована, и им на смену пришли выборочные магистраты. Чаще других упоминается зилк, или зилат. Известно, что эту должность могли занимать молодые люди в возрасте до 25 лет, так что полномочия этого магистрата были не велики. Известны названия некоторых других магистратов(marnux, purth), но об их функциях ничего не известно.

Города-государства этрусков объединялись в союзы - двенадцатиградья (число 12 было священным). Всего таких союзов было 3 - собственно в Этрурии (это был главный союз) в долине реки Пад (По) в Северной Италии и в Кампании в Южной Италии. В случае выбытия одного из членов союза, на его место сразу же выбирался другой город-государство (как правило его выбирали из тех городов, которые находились в подчинении у выбывшего из союза города). Каждую весну главы всех городов союза собирались в религиозной столице Этрурии - Вольсиниях, где они выбирали главу союза. Выбранный глава союза судя по всему не обладал реальной властью. Вообще, этрусское двенадцатиградье было лишь религиозным союзом. Единства в своих действиях члены союза добивались крайне редко. В основном они воевали, мирились и заключали свои договора независимо друг от друга.

Это и сгубило этрусков. Их города не могли дать единый отпор врагам. И их ждала печальная судьба. В IV веке до н.э союз этрусских городов в долине Пад был уничтожен кельтами, а союз городов в Кампании покорился грекам. Окончательно этрусская цивилизация была уничтожена римлянами примерно к середине III века до н.э.

Влияние древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков

Перед тем как преступить к непосредственному изучению влияния древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков, нужно узнать и о достижениях древнегреческой культуры.

А эти достижения очень сложно недооценить. Ведь по сути дела древнегреческая культура лежит в основе современной европейской культуры. Практически все искусство Средних Веков, Нового Времени, да и Новейшего Времени имеет в своей основе принципы, которые были заложены древними греками. Без трудов Эвклида, Пифагора, Архимеда не был бы возможен тот уровень наук и техники, который мы сейчас имеем. Без Геродота, Фукидида, Плутарха мы бы многого не знали о прошлом человечества. Идеи Сократа, Пифагора, Аристотеля стали основой для таких великих философов как Гегель, Ницше, Кант. Да и не стоит забывать, что политическая основа современного мира - демократия так же зародилась в Греции…

Список этих достижения можно продолжать очень долго. Но сейчас нам важен не он. Сейчас нам важно то как это воистину великая культура повлияла на развитие культуры такого загадочного народа, как этруски.

Для начала нам надо понять каким образом этруски совершили контакт с греками. А это произошло в эпоху Великой греческой колонизации. Начиная с VIII века до н.э греки стали активно колонизировать побережья Италии, Галлии, Испании и других регионов. Главным образом они это делали для того что бы приобретать и добывать необходимые им ресурсы: зерно, металлы, древесину, Понятное дело, что регионы которые они колонизировали не были необитаемыми. И умные греки стали активно сбывать местным жителям товары своего производства: вино, керамику и оливковое масло. В процессе обмена товарами, стал происходить и культурный обмен. Местные жители стали переменять у греков некоторые их обычаи и их культуру. В некоторых случаях они переменили относительно немногое, и их цивилизации не претерпели сильных изменений (к примеру кельты и иберы). А вот в случае этрусков изменения в культуре были куда более существенные. Но стоит отметить, что эти изменения коснулась только внешних форм. На мировоззрения и менталитет этрусков греки повлиять так и не смогли. Уж слишком сильны были различия между этими двумя культурами.

Письменность является одним из признаков того, что цивилизация развивается. Без неё не возможен технический и научный прогресс. Все- таки невозможно вечно хранить в памяти схемы, формулы и описания определенных устройств и механизмов, так как они крайне сложны. А если будет забыта хоть одна малейшая деталь в конструкции, то тогда механизм не заработает. Письменность так же позволяет не забывать определенные наши мысли , размышления и наш жизненный опыт. А если эти мысли умны и полезны для людей, то их запись позволит сохранить их на века, для того что бы потомки смогли что то почерпнуть для себя из них. Археологических свидетельств о том, что у этрусков была письменность до контактов с греками, нет. Так что вполне возможно утверждать, что первая письменность у этрусков появилась именно благодаря грекам. Предположительно этрусский алфавит появился в VII веке до н.э. Базой для него служил не классический греческий алфавит, который состоит из 24 букв, а его более ранний , эвбейский вариант, в котором присутствуют 26 букв. Древнейшим памятником этрусской письменности являются табличка из Марсилианы.

Назначение этой таблички не совсем понятно археологам. Возможно ее использовали для обучения детей. На ней представлен древний, архаичный вариант этрусского алфавита. Примечательно, что порядок букв в этой табличке идет не слева направо, а справа налево. Со временем, этрусский алфавит претерпел изменения, и к IV веку до н.э в нем осталось только 20 букв. На сегодняшний день известно около десяти тысяч надписей, выполненных с помощью этрусского алфавита. Главным образом они сохранились на надгробных плитах, зеркалах, вазах, статуях и драгоценностях. Достаточно оригинальным было и направления письма. Как я думаю, вам стала понятно из таблички, этруски писали справа налево. Но иногда применялся и другой способ написания: одна строчка писалась слева направо, вторая строчка - справа налево и т. д. Слова в этруском письме не всегда разделялись пробелом. Поэтому иностранцам этрусские надписи были непонятны (у римлян даже была пословица «etruscum non legitur» («этрусское не читается»).

Во все времена люди искали утешения и понимания именно в религии. Иной раз единственное, что оставалось у человека, была вера, в то, что некто или нечто защитит их от бед. Как правила этим «нечто» был какой-то дух или разум, который в человеческом понимании был всемогущ. Некоторым таким всемогущим сущностям люди стали молится, просить их о чем-то и приносить жертвы. И фактически, эти сущности стали богами. Люди наделили их определенным телесным обликам, им придали определенный характер, а с их именем связали разные легенды и некоторые явления природа (например, смену времен года)

Примерно вот так зарождалась религия и у этрусков. Как и практически везде в античном мире, для этрусской религии был характерен политеизм (многобожье) На каждое явление природы, и на каждую сторону человеческой жизни ( рождение, свадьба, сбор урожая и т.д.) у этрусков был свой бог. У древних греков процесс зарождения религии и богов был такой же, как и у этрусков. Но в таком случаи встает вопрос: Каким образом древние греки смогли повлиять на религию этрусков? Ответ прост: Влияние древнегреческой культуры на этрусскую религию свелось лишь к внешнему воздействию (внешний образ богов и их имена) Функционально и сакрально этрусские боги практически не изменились.

Сравнительная таблица некоторых имен этрусских и греческих богов

Греческий бог

Аплу

Аполлон

Артими

Артемида

Турмс

Гермес

Аита

Аид

Ферсифай

Персефона

Хару

Харон

Геркл

Геркулес

Хотя в тезисе о неизменности функциональности этрусских богов есть и исключения. К примеру, до контактов с греками богиня Мнерва считалась только покровителям ремесел и ремесленников, а уже после контактов с греками она стала еще богиней мудрости ( фактически она стала этрусским аналогом Афины) То есть, произошла небольшое функциональное изменение ( хотя правильнее это будет назвать функциональное дополнение)

Скульптура всегда играла важную роль в изобразительном искусстве. Люди с самой древности мечтали делать изображения в объеме. Знать всегда мечтала сохранить свой образ на века, для того что бы потомки видели величие своих предков, а жрецы хотели что бы образ богов внушал обычным смертным покорность и страх. Но плоское изображение не всегда может внушать покорность, страх, да и оно не всегда передает величие прошлого. Все эти проблемы позволяла решить именно скульптура.

До первых контактов с греками, у этрусков практически не было потребностей в создании скульптур. Однако постепенное развитие общества и контакты с греками изменили эту ситуацию. Но стоит заметить, что этруски не целиком копировали греческую скульптуру. Они копировали, усваивали, смешивали различные стили древнегреческой скульптуры, пока эта смесь не стала отдельным стилем.

Одним из первых проявлений скульптуры этрусков были канопы - погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы. Древнейшие найденные урны датируются VII веком до н.э Подобные урны оставались популярны до самого заката этрусской цивилизации. С VI века до н.э начинается усиления греческого влияния на этрусскую скульптуру. Многие скульптуры этого времени выполнены в архаичной форме ионийского стиля. Нам известно лишь одно имя этрусского скульптора той эпохи - Вулка. Его руками была создана знаменитая статуя Аполлона Веийского. Ионийское влияние сказывается в тонкой проработке тела и фактуры самой статуи, а так же не в самой четкой проработки глаз и вытянутом лице. Правда подобные формы были характерны для греческой скульптуры VIII-VII века до н.э , но не для VI века. Но это не умиляет красоту этой статуи. Еще одной известной скульптурой той эпохи является «Саркофаг супругов». На ней изображена пара, которая возлегает на ложе. В этих статуях еще сильнее ощущается ионийское влияние, хотя в ней все еще присутствуют кое какие архаичные черты. Вершиной развития этрусской скульптуры является статуя Химеры из Ареццо, которая датируется V веком до н.э. Джулио Карло Арган (один из крупнейших итальянских искусствоведов) так описывает эту скульптуру: «„Химера из Ареццо“, один из крупнейших шедевров древней бронзовой скульптуры, станет доказательством усилившегося ионийского влияния, переходящего в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности. Выгнутая дугой спина, хвост-змея, напряженный, как пружина, делают форму более замкнутой: твердая и блестящая материя становится живой сущностью образа. Выступающие вены, сухожилия, мышцы и даже завитки гривы служат не столько для передачи анатомического строения тела, сколько для создания впечатления жизненной энергии, исходящей из бронзовой фигуры».

Наибольшее греческое влияние проступает в IV веке до н.э. Одним из самых ярких примеров этого является скульптура на саркофаге из Тарквиния. В ней уже отсутствуют архаичные черты ранних скульптур. Незнающий человек очень легко примет эту скульптуру за греческую или римскую.

Самая древняя этрусская фреска датируется началом VII веком до н. э. Она была найдена в небольшой гробнице Уток в Веийах. По сути дела эта фреска выполнена еще до контактов с греками, так как ее исполнение и тематика слишком архаична. Фрески VI века до н.э. (хотя они и выполнены уже после контактов с греками) все еще являются достаточно архаичными, хотя они и в плане тематики и в плане они намного прогрессивнее чем фреска из Уток. Примером этого прогресса является фреска из гробницы Быков. Сюжет этой фрески - Ахилл поджидает в засаде сына царя Трои Приама. Такой сюжет так же указывает нам на начало усиления греческого влияния. Конец VI и весь V век до н.э. является эпохой наивысшего расцвета этрусской живописи. Этот период совпадает с эпохой расцвета всей этрусской цивилизации. Все более начинает сказывается греческое влияние: контуры фигур утончатся, цвета становятся менее жесткими и разнообразными, движения фигур - более свободными. Самыми известными фресками того периода являются музыканты из гробницы Триклиния и сцена пира в гробнице Леопардов. С первого взгляда их легко можно перепутать с греческими фресками. В IV веке до н.э. сюжет фресок изменился. Сцены пиров и веселья исчисли, лица людей на фресках становятся более скорбными. Это связано с началом упадка этрусской цивилизации. Примером таких изменений является фреска из гробницы Тифона. Отчетливо видно что тела людей напряжены, а на их лицах нету улыбки и веселья.

Как я уже говорил, в VII веке до н.э. этрусские мастера разработали оригинальную керамику стиля «буккеро». Это была керамика черно-угольного цвета. Узоры на ней были крайне немногочисленны, но если они и были, то в основном это были различные животные и геометрические узоры. В VI веке до н.э. греки познакомили этрусков с чернофигурной керамикой, а в V веке в Этрурии появилась и краснофигурная керамика. По исполнению, сюжету и форме этрусские вазы не сильно отличаются от греческих.

Заключение

Целью данной работы было изучения влияния древнегреческой культуры на культуру этрусков. В ходе работы мною была дана основная характеристика этрусской цивилизации, были показана основные достижений древнегреческой культуры, а так же были выявлены основные области культуры этрусков, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

Мы прослеживаем влияние греческой культуры в письменности, религии, скульптуре, живописи, керамике.

Это естественно, так как в ходе греческой колонизации произошли контакты греков и этрусков. Думаю, что, например, изучение письменности этрусков, опираясь на древнегреческую письменность, поможет ученым найти «ключик» и прочитать этрусские письмена.

Однако хочу подчеркнуть, что влияние древнегреческой культуры коснулось лишь внешних форм и проявлений культуры этрусков. На их мировоззрение и менталитет, древние греки не смогли повлиять. Уж слишком было разное мировоззрение у обеих культур.

этрусский цивилизация древнегреческий культура

Библиография

Арган Дж. К. История итальянского искусства. 2000.

История древнего мира. Под ред. Дьяконова.И.М.,Нерновой. В.Д., Свиницкой. И.С. В 3-х томах. Москва. 1983.

Макнамара. Э. Этруски. Быт, религия, культура. 2006.

Мосиножик.Л.А. Антропология цивилизаций. Кишинев.2006.

Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. Москва.1983

Робер Ж.-Н. Этруски.2007.

Приложение

. Вазы стиля «буккеро»


2. Этрусское металлическое зеркало


3. Сравнительная таблица греческого и этрусского алфавита


4. Каноп

5. Аполлон Веийский


6. «Саркофаг Супругов»



7. Химера из Ареццо


8. Саркофаг из Тарквиния

Похожие работы на - Влияние древнегреческой культуры на развитие культуры этрусков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!