Система национальных счетов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система национальных счетов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ?

. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СНС

.1 Виды деятельности и операции

.2 Институциональные секторы экономики

. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СНС

.1 Мониторинг развития экономики

.2 Макроэкономический анализ

.3 Международные сопоставления

. СНС КАК ОСНОВА ДЛЯ КООРДИНАЦИИ СТАТИСТИКИ

.1 Гармонизация различных статистических систем

.2 Использование микроданных для разработки макроэкономических показателей

. РАСШИРЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ, ОХВАТЫВАЕМЫХ СНС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Система национальных счетов 2008 года (СНС-2008) представляет собой адаптированную версию Системы национальных счетов 1993 года (СНС-1993). И она пятая версия СНС, первая из которых была опубликована более пятидесяти лет тому назад. На своей тридцать третьей сессии в 2003 году Статистическая комиссия ООН приняла решение обновить СНС-1993 с целью приведения концептуальной основы СНС в соответствие с потребностями пользователей данных. Это решение было обусловлено тем, что экономика во многих странах претерпела существенные изменения по сравнению с началом 1990-х годов, когда была разработана СНС-1993; к тому же результаты исследований в области методологии в течение прошлого десятилетия позволили улучшить методы измерения некоторых наиболее сложных компонентов счетов.

В соответствии с мандатом, данным Комиссией, СНС-2008 не содержит рекомендаций о внесении фундаментальных и всеохватывающих изменений, которые затруднили бы плавный переход от более ранних версий СНС, включая СНС-1968, которая все еще используется в ряде стран в качестве концептуальной основы. Кроме того, важным фактором в принятии решения об обновлении СНС было понимание необходимости обеспечения согласованности с соответствующими руководствами по статистике, такими как руководства по платежному балансу, статистике государственных финансов, денежно-кредитной и финансовой статистике.

СНС-2008 была подготовлена под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам (МСРГНС), которая состоит из пяти организаций:

Международного валютного фонда (МВФ),

Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),

Статистического отдела Организации Объединенных Наций

Региональных комиссий Секретариата Организации Объединенных Наций и Всемирного банка.

СНС-2008 опубликована совместно пятью организациями.

1. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ?

Система национальных счетов (СНС) - это согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории. Эти рекомендации сформулированы в форме системы концепций, определений, классификаций и правил ведения счетов, которые составляют согласованный на международном уровне стандарт исчисления таких показателей, как валовой внутренний продукт (ВВП) - наиболее часто используемый индикатор результатов экономической деятельности. Концептуальная основа СНС позволяет исчислять и представлять экономические показатели в фор-мате, разработанном для целей экономического анализа, принятия решений и разработки экономической политики. Сами счета содержат в обобщенном виде большой объем подробной информации, организованной в соответствии с принципами экономической теории и представлениями о функционировании экономики. Они обеспечивают всеохватывающий и детальный отчет о сложной экономической деятельности, осуществляемой в стране, а также о взаимодействии между различными экономическими субъектами и группами субъектов, которое осуществляется на рынках или вне рынков. Концептуальная основа СНС содержит счета, которые являются:. всеохватывающими в отношении всех видов деятельности и их последствий для всех экономических субъектов;. взаимно согласованными, поскольку для выявления влияния одного действия на все участвующие в экономическом процессе стороны используются идентичные величины и одни и те же правила ведения счетов;. интегрированными, поскольку все последствия одного действия одного субъекта обязательно отражаются в результирующих счетах, включая баланс активов и пассивов, в котором отражается влияние действий субъектов на измерение богатства.

Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток ин-формации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром.

В рамках СНС определены некоторые ключевые статистические агрегаты, такие как ВВП, которые широко используются как показатели экономической деятельности на уровне всей экономики в целом, однако исчисление таких агрегатов давно перестало быть главной целью составления соответствующих счетов. Чтобы понимать, как функционирует экономика, важно иметь возможность наблюдать и анализировать экономическое взаимодействие между раз-личными секторами экономики. СНС предназначена для применения на различных уровнях агрегирования: на уровне отдельных экономических субъектов, или, как они называются в СНС, институциональных единиц; групп таких единиц, или институциональных секторов; или на уровне экономики в целом.

СНС предназначена для экономического анализа, принятия решений и разработки экономической политики независимо от отраслевой структуры экономики или уровня экономического развития страны. Основные концепции и определения СНС основаны на экономической теории и принципах, имеющих универсальный характер, и не зависят от конкретных экономических условий, в которых они применяются. Классификации и правила ведения счетов также являются универсальными. Например, нет никаких оснований стремиться определять некоторые разделы СНС различным образом для менее развитых экономик и для более развитых экономик; или для крупных относительно закрытых экономик и для небольших открытых экономик; или для экономик с высокой инфляцией и для экономик с низкой инфляцией. Некоторые определения или правила ведения счетов, сформулированные в СНС, при определенных обстоятельствах могут оказаться избыточными (например, если инфляция отсутствует), но, тем не менее, общая система должна включать определения и правила, охватывающие максимально широкий диапазон возможных условий и обстоятельств.

Некоторые страны, особенно на начальной стадии, могут составлять только небольшой набор счетов и таблиц для экономики в целом с минимальной дезагрегацией по секторам или вообще без нее, но сокращенный набор счетов или таблиц не представляет собой альтернативную систему. Нецелесообразно попытаться выработать общие приоритеты сбора данных в экономических условиях, которые могут существенно различаться от страны к стране. На практике приоритеты определяются для каждой страны экономистами-аналитиками или лицами, ответственными за принятие решений по вопросам формирования экономической политики, знакомыми с конкретной экономической ситуацией, потребностями и проблемами конкретных стран, о которых идет речь. Например, не имеет смысла пытаться определить общие приоритеты для развивающихся стран, поскольку они включают очень неоднородные страны. Приоритеты в сборе данных могут различаться как от одной развивающейся страны к другой, так и между развивающимися и развитыми странами или даже между двумя развитыми странами

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СНС

СНС измеряет, что произошло в экономике, с участием каких субъектов и для каких целей. В центре СНС - измерение производства товаров и услуг. Они могут быть использованы для потребления в том же периоде, к которому относятся счета, или могут накапливаться для использования в последующем периоде. Другими словами, величина добавленной стоимости, созданной в процессе производства, представляет собой ВВП. Доход, соответствующий ВВП, распределяется между различными субъектами или группами субъектов, и именно процесс распределения и перераспределения доходов позволяет одному субъекту потреблять товары и услуги, произведенные другим субъектом, или приобретать товары и услуги для последующего потребления. Общий подход к отражению этих типов экономических потоков в СНС состоит в том, чтобы идентифицировать соответствующие виды деятельности с помощью идентификации институциональных единиц экономики и определения структуры счетов, отражающих различные операции на разных стадиях экономического процесса, с помощью которых произведенные товары и услуги, в конечном счете, потребляются.

.1 Виды деятельности и операции

СНС разработана для обеспечения информацией в форме, удобной для анализа поведения институциональных единиц и видов деятельности, в которых они заняты, а именно, производства, потребления и накопления активов. Это достигается путем отражения обмена товарами, услугами и активами между институциональными единицами в форме операций. В то же время отражаются и другие операции, имеющие форму платежа за обмен товарами, услугами или активами равной стоимости, но часто в каких-либо формах финансовых требований, включая банкноты и монеты.

Информация об операциях является основным источником данных, на основании которых формируется оценка различных элементов счетов. Использование информации об операциях обеспечивает важные преимущества.

Первое из них заключается в том, что цены, по которым товары и услуги обмениваются на рынке в операциях между продавцами и покупателями, содержат информацию, необходимую для оценки всех статей счетов. Во-вторых, операции между двумя различными институциональными единицами должны отражаться обеими сторонами, и поэтому обычно дважды отражаются в системе макроэкономических счетов. Это дает возможность устанавливать в СНС важные взаимосвязи. Например, объем выпуска получают путем суммирования продаж, поставок по бартеру или товаров, переданных другим единицам в качестве трансфертов, плюс изменение запасов готовых продуктов. По существу, стоимость выпуска определяется путем суммирования данных о различных видах его использования, отражаемых в данных об операциях. Таким образом, в экономической системе можно проследить потоки товаров и услуг от их производителей до конечных потребителей. Некоторые операции являются внутренними, отражаемыми только в бухгалтерском учете; они возникают, когда одна единица осуществляет два вида деятельности, таких как производство и потребление одного и того же товара или услуги, но подавляющее большинство операций осуществляется на рынках между различными

.2 Институциональные секторы экономики

В СНС различают два основных вида институциональных единиц, или субъектов хозяйственной деятельности - домашние хозяйства и юридические лица. Юридические лица представляют собой либо единицы, созданные для целей производства, в основном, корпорации и некоммерческие организации (НКО), либо единицы, учрежденные в результате политических процессов, а именно, единицы сектора государственного управления. Определяющей характеристикой институциональной единицы является ее способность владеть товарами и активами, принимать на себя обязательства, а также участвовать в экономической деятельности и в операциях с другими единицами от своего имени.

В СНС институциональные единицы, являющиеся резидентами данной страны, группируются в пять взаимоисключающих секторов, состоящих из единиц следующих видов:

финансовые корпорации;

органы государственного управления, включая фонды социального обеспечения;

НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ);

домашние хозяйства.

В совокупности эти пять секторов составляют всю экономику страны. Каждый сектор можно далее подразделить на подсекторы, например, для секторов нефинансовых и финансовых корпораций в отдельные подсекторы выделяются корпорации, контролируемые органами государственного управления, и корпорации, контролируемые иностранными единицами. СНС обеспечивает возможность составления полной последовательности счетов потоков и балансов активов и пассивов для каждого сектора и, при необходимости, для каждого подсектора, а также для всей экономики в целом. Поэтому общее число составляемых счетов в зависимости от требуемого и практически осуществимого уровня дезагрегирования может быть весьма велико. Только дезагрегирование на секторы и подсекторы позволяет наблюдать взаимодействие между различными частями экономики, измерение и анализ которого необходимы для разработки соответствующей экономической политики.

Институциональные единицы, являющиеся резидентами за рубежом, образуют сектор остального мира. СНС не требует составления счетов в отношении экономической деятельности, осуществляемой в остальном мире, но для получения полного представления об экономическом поведении единиц-резидентов должны учитываться все операции между единицами-резидентами и единицами-нерезидентами. Операции между резидентами и нерезидентами отражаются в особом счете, называемом счетом остального мира.

3. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СНС

Основная цель СНС состоит в том, чтобы обеспечить всеохватывающую концептуальную основу и структуру счетов, которые могут использоваться для формирования базы макроэкономических показателей, пригодных для анализа и оценки результатов развития экономики. Существование такой базы данных является необходимой предпосылкой для информированного, рационального формирования экономической политики и принятия решений. Некоторые более узкие области применения СНС описаны ниже.

.1 Мониторинг развития экономики

Ряд ключевых агрегатов СНС, такие как ВВП и ВВП на душу населения, стали общеизвестными и широко используются аналитиками, политическими деятелями, прессой, бизнес-сообществом и обществом в целом как обобщающие, глобальные индикаторы экономической деятельности и благосостояния. Данные о динамике таких агрегатов и связанных с ними показателей цен и объема используют для обобщенной оценки результатов экономической деятельности и, следовательно, для оценки относительных успехов или неудач проводимой правительствами экономической политики.

Национальные счета предоставляют информацию, охватывающую как различные виды экономической деятельности, так и различные секторы экономики. Это дает возможность наблюдать за динамикой таких основных экономических потоков, как производство, потребление домашних хозяйств, потребление органов государственного управления, накопление капитала, экспорт, импорт и т.п., как с помощью показателей в текущих ценах, так и показателей в постоянных ценах. Более того, предоставляется информация о некоторых ключевых балансирующих статьях и соотношениях, которые могут быть определены и измерены только в рамках системы счетов, например, профицит или дефицит бюджета, доля дохода, которая сберегается или инвестируется, как в отдельных секторах экономики, так и в экономике в целом, сальдо внешней торговли и т.д. СНС также содержит данные, которые обеспечивают основу для оценки и интерпретации динамики таких краткосрочных показателей, как месячные индексы промышленного производства, индексы потребительских цен и цен производителей. Мониторинг развития экономики можно осуществлять существенно лучше, если, по крайней мере, некоторые основные агрегаты СНС будут исчисляться как ежегодно, так и ежеквартально, хотя многие счета, таблицы и балансы активов и пассивов СНС обычно составляются не чаще, чем один раз в год.

международный счет учет показатель

3.2 Макроэкономический анализ

Национальные счета также используют для изучения факторов, определяющих развитие экономики страны. Такой анализ обычно заключается в оценке параметров функциональных взаимосвязей между различными экономическими переменными путем применения методов эконометрики к временным рядам показателей стоимости и объема, сформированных в рамках системы национальных счетов. Виды используемых для таких исследований макроэкономических моделей могут различаться в зависимости от школы экономической мысли, к которой принадлежит соответствующий исследователь, а также от целей анализа, но СНС является достаточно гибкой, чтобы удовлетворять требованиям различных экономических теорий и моделей при единственном условии, что они принимают основные концепции производства, потребления, дохода и т.п., которые лежат в основе СНС.

Экономическая политика на краткосрочную перспективу формулируется на основе оценки последних тенденций и текущего состояния экономики, а также предположения или точного прогноза о вероятных изменениях в будущем. Краткосрочные прогнозы, как правило, составляются с использованием вышеупомянутых эконометрических моделей. В средне- и долгосрочной перспективе экономическая политика должна формулироваться в контексте общей экономической стратегии.

Разработка экономической политики и принятие решений происходят на всех уровнях государственного управления, а также в рамках государственных и частных корпораций. У крупных корпораций, например, многонациональных, есть возможность создавать собственные макроэкономические модели с учетом своих потребностей, для чего им необходимы данные национальных счетов. Инвестиционные программы крупных корпораций должны основываться на ожиданиях в отношении долгосрочного экономического развития в будущем, для чего требуются данные национальных счетов. Кроме того, существуют специализированные агентства, составляющие за вознаграждение прогнозы для отдельных клиентов. Таким агентствам, как правило, необходимы весьма детальные данные национальных счетов.

.3 Международные сопоставления

СНС используется для представления в международные организации данных национальных счетов, которые соответствуют стандартным, принятым на международном уровне концепциям, определениям и классификациям. Полученные в результате данные широко применяются для международных сопоставлений таких основных агрегатов, как ВВП или ВВП на душу населения, а также для сопоставлений структурных статистических показателей, таких как отношение инвестиций, налогов или государственных расходов к ВВП. Результаты таких сопоставлений используют экономисты, представители прессы, другие аналитики для оценки эффективности функционирования экономики той или иной страны в сравнении со странами аналогичного уровня экономического развития. Они могут влиять на общественное и политическое мнение об относительной эффективности экономических программ точно так же, как данные о динамике развития экономики отдельно взятой страны. Кроме того, базы данных, включающие наборы национальных счетов по группам стран, могут быть использованы для целей эконометрического анализа, при котором временные ряды данных и данные перекрестных классификаций объединяются, что обеспечивает более широкий диапазон наблюдений для оценки функциональных взаимосвязей.

Международные организации также используют показатели уровня ВВП либо валового национального дохода (ВНД) на душу населения в различных странах, чтобы определить, имеют ли эти страны право на получение займов, помощи или иных средств, и для определения условий предоставления таких займов, помощи или иных средств.

Если задача состоит в сопоставлении объемов производства или потребления товаров или услуг на душу населения, данные в национальных валютах должны пересчитываться в одну валюту по паритетам покупательной способности, а не по обменным курсам. Хорошо известно, что в целом ни рыночные, ни фиксированные обменные курсы не отражают относительную внутреннюю покупательную способность различных валют. Если для пересчета ВВП или иных статистических данных в одну валюту используют обменные курсы, то цены, по которым оцениваются товары и услуги в странах с более высоким доходом оказываются, как правило, относительно более высокими, чем в странах с относительно низким уровнем дохода, преувеличивая тем самым различия между их реальными доходами. Поэтому рассчитанные с использованием обменных курсов данные нельзя использовать в качестве показателей относительных объемов соответствующих товаров и услуг. Данные об уровнях ВВП или ВВП на душу населения различных стран используют, кроме того, чтобы определить, полностью или частично, размеры взносов государств-членов в бюджет той или иной международной организации для финансирования ее деятельности.



4. СНС КАК ОСНОВА ДЛЯ КООРДИНАЦИИ СТАТИСТИКИ

.1 Гармонизация различных статистических систем

СНС выполняет важную статистическую функцию, являясь инструментом гармонизации экономической статистики в двух различных направлениях. Во-первых,

СНС рассматривается как концептуальная основа для обеспечения согласованности определений и классификаций, используемых в различных, но смежных областях статистики. Во-вторых, СНС функционирует как структура счетов, которая обеспечивает арифметическую согласованность данных, полученных из таких различных источников, как данные предприятий, обследования домашних хозяйств, статистика внешней торговли, данные об уплате НДС и другие административные источники.

Согласованность различных статистических систем увеличивает аналитическую ценность всех соответствующих статистических данных. СНС всегда занимала центральное место в экономической статистике, поскольку данные из таких более специализированных источников, как платежный баланс или статистика труда, обычно приходится использовать в сочетании с данными национальных cчетов. Необходимость гармонизации СНС и таких смежных статистических систем, как финансовая статистика или статистика платежного баланса, влечет за собой пересмотр других статистических систем параллельно или в тесной координации с работой по пересмотру СНС. Такая координация устраняет концептуальные различия между ними за исключением немногочисленных отклонений, которые могут быть обоснованы, имея в виду специфические характеристики различных видов информации или особые потребности различных категорий пользователей. Гармонизация СНС и других крупных систем статистических показателей была проведена, в основном, эффективно путем внесения изменений как в СНС, так и в другие системы.

.2 Использование микроданных для разработки макроэкономических показателей

Последовательность счетов и балансов активов и пассивов СНС можно было бы, в принципе, составлять на любом уровне агрегирования, даже на уровне отдельной институциональной единицы. Поэтому может показаться целесообразным составлять макроэкономические счета для секторов или экономики в целом путем агрегирования соответствующих данных отдельных единиц. Наличие баз микроданных, полностью совместимых с соответствующими макроэкономическими счетами для секторов и экономики в целом, принесло бы существенную пользу для анализа.

Агрегированные или усредненные данные, как правило, не дают представления о большом объеме полезной информации об изменениях, происходящих в рамках совокупностей, к которым они относятся. Например, в соответствии с экономической теорией можно ожидать, что изменения в структуре распределения доходов повлияют на совокупное потребление в большей степени, чем изменения в общем уровне доходов.

Информация об отдельных единицах может быть необходима не только, чтобы лучше понимать, как функционирует экономика, но и для мониторинга влияния мер государственной политики или иных событий на отдельные виды единиц, которым уделяется особое внимание, например, домашние хозяйства с очень низким доходом. Кроме того, системы микроданных позволяют наблюдать поведение отдельных единиц во времени. Благодаря продолжающемуся прогрессу компьютерной техники и средств связи управление и анализ весьма крупных баз микроданных становятся существенно проще. Данные могут быть получены из самых разнообразных источников, таких как административные источники и данные бухгалтерского учета, а также из материалов специально проводимых переписей и обследований.

На практике, однако, в большинстве случаев макроэкономические счета не могут быть сформированы путем простого агрегирования соответствующих микро-данных. Даже если отдельные единицы ведут счета или учет, концепции, необходимые или целесообразные для применения на микроуровне, могут быть непригодны для применения на макроуровне. Отдельные единицы могут быть обязаны использовать концепции, предназначенные для других целей, например, для целей налогообложения.

Используемые на микроуровне правила бухгалтерского учета и методы оценки отличаются от тех, которые необходимы для целей СНС. Например, широкое распространение учета по исторической стоимости означает, что счета отдельных предприятий могут существенно отличаться от счетов СНС. Расчет амортизации для целей налогообложения может быть весьма условным и неприемлемым с экономической точки зрения в качестве показателя потребления основного капитала. В таких ситуациях нецелесообразно попытаться скорректировать данные индивидуальных счетов тысяч предприятий перед тем, как агрегировать эти данные. Вместо этого данные следует корректировать на определенной стадии их агрегирования.

Конечно, нецелесообразно агрегировать нескорректированные данные на уровне экономики в целом или даже на уровне отдельных секторов или отраслей; вероятно, более эффективно производить корректировки на уровне более мелких и однородных групп единиц. Для этого может потребоваться формирование так называемых промежуточных систем счетов.

На каком бы уровне агрегирования не проводились корректировки, их неизбежным следствием является то, что полученные в результате макроэкономические показатели не являются простой суммой агрегированных микроданных, на основе которых они исчислены. Если микроданные получены не из бухгалтерского учета или административных источников, а из материалов статистических переписей или обследований, проводимых для статистических целей, используемые концепции должны быть возможно близкими тем, которые требуются, но результаты могут все еще требовать корректировок на макроуровне вследствие неполного охвата (например, при обследовании только предприятий, превышающих определенный размер) и влияния ошибочных ответов.

Большинство домашних хозяйств вряд ли ведут учет такого типа, который необходим для целей СНС. Источником микроданных о домашних хозяйствах обычно являются выборочные обследования, которые могут содержать существенные ошибки в ответах и ошибки при представлении данных. Особенно трудным может быть получение надежных и содержательных данных о деятельности мелких некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам. Агрегированные данные, сформированные по результатам обследований домашних хозяйств, необходимо скорректировать с учетом некоторых типичных искажений, таких как занижение данных о некоторых видах расходов (на табак, алкоголь, азартные игры и т.п.), а также согласовывать их с макроэкономическими данными, полученными из других источников, такими как данные об им-порте. Кроме того, систематическое использование микро-данных может быть ограничено растущей озабоченностью вопросами конфиденциальности и возможными злоупотреблениями в использовании таких баз данных.

Следовательно, можно сделать вывод, что на практике по различным причинам может быть сложно, если не невозможно, достичь полного соответствия баз микроданных с макроэкономическими счетами. Тем не менее, для облегчения согласования между данными этих двух видов следует стремиться (в качестве общей цели) к использованию в учете на микро- и макроуровнях как можно более близких концепций, определений и классификаций.

5. РАСШИРЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ, ОХВАТЫВАЕМЫХ СНС

СНС имеет достаточно широкий характер, что дает отдельным странам, независимо от их экономической структуры, институциональной организации или уровня развития, возможность выбирать из СНС те ее части, которые они считают наиболее подходящими и полезными для применения с учетом их собственных потребностей и возможностей. СНС разработана для гибкого применения, и представленные в этом издании счета и таблицы, классификации и деление на секторы не следует рассматривать как нечто незыблемое. Например, возможно гибкое применение классификации институциональных единиц, операций и активов с помощью дальнейшего агрегирования или дезагрегирования, чтобы адаптировать их к возможности получения данных и конкретным обстоятельствам в различных странах. Гибкое использование классификаций не означает отхода от основополагающих концепций и определений СНС.

В некоторых случаях СНС прямо рекомендует гибкое применение ее положений, например, в главе 4 предлагаются два различных способа подразделения сектора государственного управления на подсекторы, и ни один из них не рассматривается в качестве приоритетного. Аналогичным образом, хотя в СНС предлагается подразделять сектор домашних хозяйств на подсекторы в соответствии с основным источником их доходов, в то же время подчеркивается, что это только один из возможных критериев такого подразделения. В некоторых случаях может быть более целесообразным выделять подсекторы на основе социально-экономических критериев или типа местности, где находятся домашние хозяйства, или даже осуществлять дальнейшее дезагрегирование сектора домашних хозяйств, используя два или более критериев вместе иерархическим образом.

Конкретные способы возможной адаптации СНС к различным обстоятельствам и потребностям рассмотрены в главах с 18 по 29. В главе 29 пояснено, как можно гибко применять СНС путем разработки сателлитных счетов, в которых не обязательно должны применяться те же самые концепции и которые не обязательно должны быть ограничены данными в денежном выражении. Сателлитные счета предназначены для специальных целей, таких как мониторинг состояния здоровья населения или состояния окружающей среды. Кроме того, такие счета можно использовать для апробации новой методологии и разработки новых процедур учета, которые после их окончательной апробации со временем могут быть включены в состав основной структуры счетов СНС подобно тому, как была, например, интегрирована в СНС таблица «затраты-выпуск».

Другим возможным способом гибкого применения СНС является представление данных, первоначально отраженных в традиционных счетах, в форме матрицы счетов для анализа социальных процессов с целью более полного удовлетворения особых потребностей анализа и разработки экономической политики. Такие матрицы следует рассматривать не как части других систем, а как альтернативные способы представления содержащегося в СНС массива информации, которые могут быть более информативными и полезными для некоторых потребителей данных и аналитиков, как для мониторинга, так и для моделирования социального и экономического развития.


Современная система национальных счетов - одна из основных, фундаментальных основ макроэкономического анализа, который, в свою очередь, позволяет адекватно оценить состояние экономики и выработать рекомендации по её гармоничному развитию. С 30-х годов прошлого столетия человечество знает, что возможности саморегуляции рыночной экономики небезграничны. Правильное понимание происходящих экономических процессов, их регулирование позволяют избегать или смягчать последствия экономических кризисов. Если бы Клифф разработал первую СНС к 1930 году, возможно США удалось бы избежать «Великой депрессии». Но верно и обратное - кризисные явления в экономике побудили экономистов уделить больше внимания макроэкономическому анализу, разработать систему, способную отразить все значимые экономические процессы в стране. И именно СНС помогает решать проблему устойчивого экономического роста - главную проблему современной экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова Ю.Н. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа, учебное пособие / Ю.Н. Иванова - М.: Финстат информ.

2. www.imf.org/external/russian/pubs/ft/eds/guide/guider.pdf <http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/eds/guide/guider.pdf>

. <http://wcoomdpublications.org/nomenklatura-garmonizirovannoj-sistemy.html>

. <http://siteresources.worldbank.org/ICPINT/Resources/icp-final.pdf>

. www.unece.org/stats/publications/NOE2003.pdf

. www.unece.org/stats/publications/NOE1993.pdf

Похожие работы на - Система национальных счетов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!