Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности предприятия
Рекомендации по
совершенствованию конкурентоспособности предприятия
1.
Теоретические аспекты конкурентоспособности
1.1 Понятие
и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Понятие конкуренции и конкурентоспособности - одно из
центральных в современной теории и практике стратегического управления.
Конкуренция-это процесс борьбы организаций друг с другом за
потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура
рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры входа на рынок низки и
все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это
совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке,
то это олигополистическая конкуренция. Эти два вида конкуренции сильно
отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все
определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях
олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание
барьеров входа, ограничение доступа к информации и производства. Большинство
практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу.
В последнее время во всем мире, в том числе и в России, все
чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид
конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной
практике.
Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а
конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют
конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у
конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности.
Понятие «конкурентоспособность» в процессе развития мировой
экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями
товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а
проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой,
управленческой, экономической и политической жизни.
Методологические основы конкурентоспособности как категории
заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф.
Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к
определению конкуренции.
А. Смит (1723-1790) - один из первых исследователей
конкуренции в экономической теории - шотландский экономист, чьи труды
сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция
в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т.е. в основных и
простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту, - это, прежде всего,
способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и
соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене. [30, C. 116]
Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных
преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772-1823) - английский экономист,
заложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал международный аспект
конкурентных преимуществ. Предметом его исследований были условия, при которых
странам становиться выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д.
Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные
преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение
издержек производства товаров внутри стран. [21, C. 83]
По мере развития экономической науки, в трактовку данного
понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения.
Углубили понимание конкурентоспособности и расширили о ней
представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые старательно изучали опыт работы
многих образцовых компаний, однако мир меняется так быстро, что данное понятие
эволюционирует вместе с развитием форм и видов современного бизнеса также с
высокой скоростью. Развитию теоретических основ конкурентоспособности посвящены
также работы Дж. Грейсона и К. О'Делла («Американский менеджмент на пороге ХХ
века») [4, C.
203]. В настоящее время зарубежных работ по данной теме великое множество, но
все они, так или иначе, основываются на методологии, заложенной вышеупомянутыми
авторами.
В современном мире конкурентоспособность стала одним из ключевых
понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке,
однако современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой
общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и
единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.
В российскую экономику понятие «конкурентоспособность» пришло
вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие «социалистическое
соревнование», использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной
борьбы. Одной из первых книг на тему конкурентоспособности была книга
«Конкурентоспособность российской промышленности», выпущенная Экспертным
институтом и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году. С
тех пор слово конкурентоспособность можно видеть и слышать каждый день в
средствах массовой информации, на конференциях, симпозиумах, совещаниях.
Исследованию сущности категории «конкурентоспособность»
посвящены работы таких современных авторов, как Г.Н. Бобровников, М.Г.
Долинская, Соловьев Н.А., В.Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В.М.
Мишин, А.В. Кочетков.
В настоящее время понятие «конкурентоспособность» чаще всего
используется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на
достижение конкурентных преимуществ. Из зарубежных авторов к классикам данного
направления можно отнести, прежде всего, П. Дракера, Ф. Котлера, Дж. Эванса, и
Б. Бермана. Российскую научную школу в настоящее время представляет достаточно
много авторов, исследующих наиболее глубоко аспекты конкурентоспособности в
маркетинговой деятельности, из которых можно отметить работы Г.Г. Абрамишвили,
И.Н. Герчиковой, Е.Н. Голубковой, В.Д. Секерина, Н.Е. Капустиной, А.Н.
Яровикова и других [19, C. 20].
С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать
следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это комплексная
характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент
времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также
адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.
Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина,
наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких
критериев конкурентоспособности.
На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд
факторов:
динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или
уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений
по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем
долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса
наоборот вызывает отток предприятий;
динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой
причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов
сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли
является ключевой движущей силой - влияет на методы производства, эффективные
масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;
технологические инновации. Частые технологические новшества в
методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта
жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в
требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;
маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку
свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить
покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу
продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют
условия конкуренции и позиции фирм соперников;
динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее
крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей
и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка;
диффузия достижений. Если новая технология становится
известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются
барьеры для вхождения в отрасль;
динамика эффективности. При появлении в отрасли новых
эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу
продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям
«фиксированного роста»;
покупательские предпочтения. Зачастую растущее число
покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне
удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими
ценами, дающие возможность выбора;
государственное регулирование рынка. Действия государства
через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также
изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные
условия;
рост детерминации. Означает уменьшение неопределенности и
риска. Новые отрасли характеризуются большой неопределенностью сведений о
потенциальных возможностях рынка.
Голубков Е.П. предлагает для проведения оценки
конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов ее
результативной деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов,
уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса,
мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность
производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет
факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой
деятельности [4, C. 180].
В работе всю совокупность факторов, влияющих на
конкурентоспособность предприятия, предлагается разделить на три группы:
цели, которые ставит перед собой предприятие;
ресурсы, которыми располагает предприятие;
факторы внешней среды.
В свою очередь в работе констатируется, что
конкурентоспособность предприятия определяется качеством продукции,
относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой
сети.
Предлагается также учитывать в качестве критериев,
определяющих конкурентоспособность организации следующие:
критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения
потребителя;
временной критерий эффективности производства;
в качестве полезного эффекта продукции часто используются
комплексные показатели ее качества;
итоговым критерием оценки конкурентоспособности как
продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной
продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели.
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного
появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов:
барьеры для входа;
ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.
М. Портер отмечает существование следующих основных барьеров
для входа:
эффективный масштаб производства;
эффект жизненного цикла продукции (иногда достижение низких
затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных
за время освоения товара;
предпочтения и преданность потребителей к определенным
торговым маркам;
потребность в капитале (чем больше величина требуемых
инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти
на этот рынок);
препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с
доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и <ноу-хау>, опыт
производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с
инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т.п.;
доступ к каналам распределения;
государственные меры и политика (здесь имеются в виду
законодательные правила и ограничения, применяемые на данном рынке) [17, C. 284].
Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль
будет более агрессивной, если:
существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая
свои рыночные позиции;
существующие предприятия владеют важнейшими финансовыми
средствами;
существующие предприятия имеют прочные связи с каналами
распределения;
существующие предприятия хотят и могут использовать политику
уменьшения цен для сохранения своей доли на рынке;
спрос на товар и / или услугу растет медленно;
для существующих предприятий уход с рынка гораздо дороже, чем
борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с
профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).
Индикатором реакции предприятия является и ориентированность
высшего кадрового эшелона предприятий-конкурентов, их внимание к научным
исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе
и о своем бизнесе.
Следует добавить, что угроза входа на рынок новых предприятий
имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще.
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом
зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для
покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую
долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается).
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие
факторы:
затраты на производство играют важную роль для покупателя;
поставщики представляют собой несколько крупных предприятий,
не скованных интенсивной конкуренцией;
продукция поставщиков дифференцирована настолько, что
покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому;
покупатели не являются важными клиентами для
предприятий-поставщиков, т.е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
поставщики не конкурируют с производителями заменителей в
других отраслях;
со стороны одного или нескольких поставщиков существует
реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.
предприятия-покупатели не проявляют склонности к интеграции в
рынки поставщиков.
Сила влияния на производителей товаров / услуг и их
способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
потребители значимы и их немного, они покупают товар в
большом количестве;
объем потребления представляет собой значительную часть от
всех продаж в отрасли;
отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого
числа относительно некрупных продавцов;
товары, предлагаемые на продажу разными продавцами,
относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти
альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу
практически равна нулю;
покупаемые изделия не являются важной составляющей
комплектующих изделий покупателя;
экономически выгодной для потребителя является практика
приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением
к одному продавцу [33, C. 39].
При оценке возможностей предприятия в сравнении с
конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные
возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента,
также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок
службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы
и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике
управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению
к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти,
инвесторов, наличие спонсоров и т.д.
Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые
места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть
справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры
коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.
1.2
Методы оценки конкурентоспособности организации
Организации придают большое значение анализу своих сильных и
слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и
разработке мер и средств, за счёт которых организация могла бы повысить конкурентоспособность
и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки
конкурентоспособности организации пользуются некоторыми численными
показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения
организации, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и
обеспечивающую организации получение намеченных и стабильных конечных
результатов.
Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки
конкурентоспособности товара и организации можно разделить на две группы
аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки
конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности организации
достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект
исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и
организация представлена на рисунке 1.1. Факторы, определяющие
конкурентоспособность организации, для различных отраслей варьируются.
Конкурентоспособность предприятия (организации) может
достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии. Стратегия (от
греч. «стратогос» - войско, «эгос» - веду) - это абстрактно-нормативное
представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее
миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее
основные этапы пути прихода к цели.
Рисунок 1.1 - Иерархия методов оценки конкурентоспособности
Успешная стратегия - это:
- знание направления движения компании
- понимание пути, который ведет в желаемое будущее.
Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения
конкурентоспособности включает:
определение конкурентоспособного стратегического положения
предприятия на рынке;
оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;
определение стратегических альтернатив поведения предприятия
на рынке и его развития;
выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей
сложившейся ситуации и целям предприятия.
Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в
сопоставлении компании и ее окружения. На рисунке 1.2 представлены 5 сил
конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера).
Пять конкурентных сил - угроза вхождения на рынок новых
участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная
власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами - отражают
тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих
игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это
«конкуренты» для компаний отрасли, которые могут быть более или менее
влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком
широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.
Рисунок 1.2 - Модель Портера
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность
отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы
приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.
Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения
лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить
следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:
) Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые
низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);
) Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой
продукции от продукции конкурентов);
) Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём
рынке; стратегия фокуса, или ниши). [18, C. 301]
Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке
1.3.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ЦЕЛЬ
|
|
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
|
|
|
Уникальность
продукта, воспринимаемая потребителем
|
Позиция низкого
уровня издержек
|
|
В рамках всей
отрасли
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
|
АБСОЛЮТНОЕ
ЛИДЕРСТВО В ИЗДЕРЖКАХ
|
|
|
|
|
|
В рамках
отдельного сегмента
|
|
|
|
|
ФОКУСИРОВАНИЕ
|
|
|
|
|
Рисунок 1.3 - Три базовых варианта стратегии [8, 7]
Принятие решения об использовании той или иной конкурентной
стратегии может базироваться на модели Портера.
На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации.
Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко
концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной
«нише», даже если её общая доля на рынке незначительна.
Компания, имеющая большую долю на рынке, может осуществлять
успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим
издержкам или стратегии фокуса. Три базовых варианта стратегии различаются не
только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы
успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме
того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные
условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха,
как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как
задаче первостепенной важности.
1.3
Стратегия развития, основанная на ключевых компетенциях конкурентоспособности
организации
Компетентность компании - совокупность характеристик
компании, которая делает ее профессиональной на уровне конкурентов.
Компетентность состоит из отдельных компетенций и в целом базируется на
конкурентных и лидирующих технологиях. Каждая из компетенций - элемент общей
компетентности.
Термин «компетенция» ввел в оборот В. Макелвил в 1982 году.
По Макелвилу, компетенция - круг проблем, сфера деятельности, в которой данный
человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей
должностного лица, общественной организации. [34, C. 147]
Компетенция компании (бизнес-компетенция) - набор
взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий компании
эффективное решение определенных задач, ситуаций. Стандартная компетенция
компании - набор преимуществ, технологий, способностей, знаний и умений,
позволяющий компании решать типичные для данного сегмента рынка задачи,
осуществлять операционные процессы на уровне, принятом как стандарт.
Поскольку стандартными компетенциями обладает большинство
конкурентов, отсутствие стандартной компетенции ведет к скорому исчезновению
компании с рынка.
Многие стандартные компетенции подтверждаются лицензиями,
сертификатами.
Иногда компетенциями ошибочно называют ресурсы компании.
Многочисленные исследования последних лет в области
стратегического менеджмента показывают, что успех корпораций в конкурентной
борьбе зависит от трех базовых групп факторов:
· Внутренние компетенции
· Внешние компетенции
· Динамические способности.
Именно низкие динамические способности (низкий инновационный
потенциал, неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и
управлять знаниями) являются одной из наиболее значимых причин слабой
конкурентной позиции российских компаний. Для успеха в конкурентной борьбе, не
столь важно какими активами обладает Ваша компания в данный момент времени.
Важно то, с какой скоростью она способна создавать необходимые активы и
развивать их.
Под внутренними и внешними компетенциями следует понимать
только такие факторы, которые обеспечивают корпорации существенные, пороговые
конкурентные преимущества. Как правило, это такие факторы, для создания которых
требуется значительный период времени и опыт работы в определенной отрасли.
Например, к внутренним компетенциям можно отнести следующие:
· НИОКР (НОУ-ХАУ, технологии, способность
создавать конкурентоспособную продукцию);
· Наличие отработанных и эффективных
бизнес-процессов (управление проектами, логистика, сбыт, маркетинг,
планирование, бюджетирование, мотивация персонала…);
· Наличие уникальных технологий, которые
недоступны конкурентам;
· Наличие квалифицированного персонала,
который не легко может быть найден на рынке и на подготовку которого требуется
значительное время.
К внешним компетенциям относятся:
· Связи с поставщиками и потребителями
(агентами, дилерами и дистрибьюторами);
· Возможности лоббирования (связи с органами
государственного управления);
· Способность обеспечивать финансирование в
требуемом объеме, в кратчайшие сроки и по приемлемой стоимости (связи с
финансовыми институтами и инвесторами).
· Наличие раскрученной торговой марки (товарный
знак), широта охвата и устойчивые связи с клиентами и т.п. [14, C. 76]
Таким образом, стратегия развития корпорации, нацеленная на
достижение лидерства на рынке, должна представлять собой набор мер,
направленных на усиление ключевых компетенций, развитие динамических
способностей и нейтрализацию слабых сторон деятельности предприятия.
Отдельно остановимся на вопросах интеграции участников рынка
и созданию интегрированных структур. Создание работоспособной интегрированной
структуры - сложный процесс, представляющий собой совершенно определенную
последовательность действий, включая:
· тщательный анализ сильных и слабых сторон
компаний - потенциальных участников объединения;
· разработку стратегии развития объединения;
· выбор наиболее приемлемой модели образования
объединения, соответствующей стратегии объединения;
· определение справедливого долевого участия
сторон;
· формирование организационной структуры и
ключевых бизнес-процессов, позволяющих реализовать стратегию наилучшим образом;
· разработка принципов и механизмов
управления объединением.
Пренебрежение этими вопросами приводит к тому, что
объединения так и не становятся едиными корпорациями, с общим видением
будущего, целями, разграниченными полномочиями и ответственностью, четкими
принципами управления и эффективными бизнес-процессами, а также
сбалансированными интересами всех заинтересованных сторон.
Таким образом, непродуманные действия могут привести не к
усилению, а к ослаблению конкурентоспособности предприятий и, как следствие, к
возможному разрушению всей интегрированной системы.
Ключевая компетенция - способность привлечь финансирование.
Обеспечить развитие предприятия без привлечения
дополнительного финансирования невозможно. Даже если компания сегодня
прибыльна, время, требуемое для формирования необходимого объема капитала, за
счет исключительно собственных средств, не оставляет шансов ей сохранять
конкурентоспособность в стремительно меняющемся мире.
Фактически сейчас у отечественных производителей и
дистрибьюторов есть две возможности для выживания и развития:
Первая возможность - интегрироваться с крупными западными
компаниями, (т.е. фактически найти стратегического инвестора), использовать их
ноу-хау, технологии и финансирование, но при этом потерять самостоятельность,
превратившись в зависимый сегмент сложной цепочки создания стоимости, ядро
которой находится за пределами России.
Вторая возможность - это привлечение финансового инвестора.
Финансовые инвесторы рассматривают объект для инвестиций как бизнес, имеющий (в
отличие от стратегических инвесторов) самостоятельную стоимость.
Для российских компаний, которые хотят сохранить
самостоятельность, а собственники - контроль за собственным бизнесом, наиболее
оптимальным решением является выход именно на финансовых инвесторов [31, C. 55].
Если посмотреть на требования, которые предъявляют финансовые
инвесторы к объектам для инвестирования, то помимо финансовых показателей,
таких как рентабельность инвестирования капитала и сроки окупаемости проекта,
большое внимание уделяется наличию грамотной управленческой команды, а именно
ее способности не только разработать, но и реализовать проект. Еще одним важным
требованием финансового инвестора является наличие продуманной стратегии выхода
- т.е. возможности для инвестора выйти через определенный промежуток времени из
данного проекта.
Эти фонды приняли российские риски и им не надо рассказывать
о том, что в России медведи не ходят по Красной площади. Эти фонды находятся в
Москве, они ищут объекты для инвестиций и, к сожалению, пока находят их в недостаточном
количестве. Часто даже при наличии привлекательного проекта эффективного
взаимодействия с инвесторами не получается. Дело в том, что российские
директора и собственники практически не знают об особенностях инвестиционных
процессов (например, грамотное оформление инвестиционных документов, подготовка
к встрече с инвесторами и т.п.). В мире существуют четкие правила и процедуры
взаимодействия с инвесторами, несоблюдение которых не позволяет получить
финансирование, даже если у Вас действительно очень привлекательный проект.
Здесь уместным будет упомянуть о главной составляющей
инвестиционной привлекательности любого предприятия. Первое, что необходимо
Компании для взаимодействия с финансовым инвестором, - это наличие четкой
стратегии развития бизнеса. Стратегия развития - это не абстрактные слова, -
это четкое понимание того, как компания собирается на этом конкурентном рынке
усиливать свою конкурентную позицию.
Добиться роста объемов продаж компания может только за счет
двух факторов - за счет роста емкости самого рынка, либо за счет увеличения
доли на рынке за счет доли конкурентов. А для этого необходимо четко понимать,
почему компания лучше других на этом очень рынке, какова ее доля на рынке, в
чем ее конкурентные преимущества. Именно это и создает добавленную стоимость по
отношению к тем финансовым и материальным активам, которые существуют у данного
конкретного предприятия.
Повышение конкурентоспособности организации - один из самых
актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные социально -
экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и
применение инструментов экономики - сущности и механизма действия экономических
законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов и моделей
управления.
Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие и
сущность конкурентоспособности, ее виды, а также определены факторы,
оказывающие на нее влияние, критерии оценки конкурентоспособности применительно
к различным объектам. Рассматривались методы оценки конкурентоспособности
предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой очень
сложную работу, так как: во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все
показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям
жизненного цикла объектов; во-вторых, в настоящее время отсутствуют
международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по
оценке конкурентоспособности различных объектов; в-третьих, например, в России
техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентирована на
обеспечение конкурентоспособности различных объектов.
2. Оценка конкурентоспособности ООО Ачинского
завода железобетонных конструкций
2.1
Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО «Ачинский завод ЖБК» введен в эксплуатацию в декабре 1983
г.
Предприятие стоит в ряду крупнейших предприятий строительной
индустрии Красноярского края. Более 18% изделий из сборного железобетона в
регионе изготавливается на нашем предприятии.
На заводе выпускается свыше двухсот наименований и
типоразмеров изделий из сборного железобетона.
Проектная мощность завода 75 тыс. м³ сборного железобетона в год, а на конец 2008 года, с вводом в
эксплуатацию новой линии по плитам пустотного настила проектная мощность
составляет 97,5 тыс. м³ сборного железобетона.
«Пиком» по выпуску сборного железобетона был 1991 год - 87,4 тыс. м³ при двухсменной работе предприятия.
С 1992 года начался резкий спад объемов, который продолжался
в течение семи лет.
Рост объемов производства впервые после долгих лет спада был
отмечен в 1999 году, когда объем продукции в сопоставимых ценах увеличился
против предыдущего года на 19% и было изготовлено 14,0 тыс. м³. сборного железобетона. И все последующие годы предприятие
неуклонно увеличивало объемы производства вплоть до 2009 г.
В 2006 г. освоена новая серия - плиты и колонны «куб - 2,5».
год оказался лучшим после спада 1998 года - было изготовлено
-58,2 тыс. м³ (77,6% мощности завода).
В 2007 году начато строительство автоматизированного
бетонного завода с использованием двух бетоносмесителей и автоматики немецкой
фирмы «TEKO» производительностью 120 м³/час с адресной подачей
бетона. В 2008 объект введен в эксплуатацию.
В 2008 г. закончена реконструкция 1 пролета производственного
цеха под выпуск плит пустотного настила по бельгийской технологии фирмы «Weiller» производительностью
22,5 тыс. м³ в год.
В 2011 году изготовлено сборного железобетона 45,2 тыс. м³, что на 14,7 тыс. м³ (48,3%) больше, чем в
прошлом году. В настоящее время предприятие старается сохранить завоеванные
позиции, расширяя ассортимент (номенклатуру) выпускаемой продукции и географию
перевозок (Новосибирская, Кемеровская область), а так же появились новые
направления - Ханты-мансийский АО, Иркутская область.
Основным направлением деятельности ОАО «Ачинский завод ЖБК»
является производство изделий из бетона для использования в строительстве (код
ОКВЭД 26.61).
Завод выпускает следующие виды продукции: сборный
железобетон, товарный бетон, стеновые материалы (бетонные блоки), товарную
арматуру. Прочими видами деятельности являются: отпуск теплоэнергии сторонним
потребителям («Тепловым сетям» и ООО «Сибпромжелдортранс»), транзит
электроэнергии через собственную ГПП, выполнение услуг производственного
характера (испытание образцов бетонных смесей и др.)
По характеру деятельности ОАО «Ачинский завод ЖБК» является
коммерческой организацией, так как за выполненные работы предприятие получает
деньги, которые идут на оплату текущих потребностей завода, выплату заработной
платы, а также на дальнейшее развитие производственной базы.
Форма собственности ОАО «Ачинский завод ЖБК» - открытое
акционерное общество.
ОАО «Ачинский завод ЖБК», является самостоятельным
хозяйствующим субъектом на рынке, имеющим право вести свою коммерческую
деятельность от собственного лица.
Завод ориентирован на выпуск железобетона для промышленного и
гражданского строительства.
Номенклатура выпускаемых изделий включает в себя стропильные
и подстропильные фермы, подкрановые, стропильные балки, колонны, ригели
основных промышленных серий, плиты перекрытий и покрытий, трубы напорные и
безнапорные диаметром 500-1400 мм, дорожные плиты, лотки и плиты теплотрасс и
другие элементы инженерных сооружений, плиты пустотного настила, прогоны,
перемычки, элементы ограды, товарные бетоны и растворы.
В 2008 г. на предприятии запущена в эксплуатацию и
производилась отладка новой линии по изготовлению плит пустотного настила по
бельгийской технологии фирмы «Weiller» производительностью 22,5 тыс. м³ в год. В 2009 году отладка новой линии была завершена.
Основные технологические процессы, применяемые на
производстве - стендовый, поточно-агрегатный и центрифугирование.
Основной вид деятельности предприятия - производство изделий
из бетона для использования в строительстве.
Основные виды выпускаемой продукции:
железобетонные изделия;
бетонные блоки, бортовой камень, бортовой камень;
товарный бетон, товарная арматура;
Прочий выпуск: пар товарный (для отпуска «Тепловым сетям);
вода на сторону, прием стоков («Сибжелдортранс»);
транзит электроэнергии;
услуги производственного характера (лаборатории, РМЦ);
Кроме производства пара в прочем выпуске незначительную долю
имеет транзит эл-ии через заводскую ГПП, отпуск воды и прием стоков от
«Сибжелдортранс», расположенной на территории завода.
Объем выпуска продукции в натуральных показателях представлен
в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Объем выпуска продукции в натуральных
показателях
№
|
Наименование
продукции
|
ед. изм. в
натур. выражении
|
2011 г.
|
2010 г.
|
Отклонение 2011
г. к 2010 г.,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
абсолютное (+-)
|
относительное,
%(+-)
|
1
|
Сборный
железобетон
|
м³
|
45 187
|
30 477
|
14 710
|
48,3
|
2
|
Бетонные блоки
|
м³
|
3 387
|
2 512
|
874
|
34,8
|
3
|
Товарный бетон
|
м³
|
8 437
|
6 870
|
1 566
|
22,8
|
4
|
Бортовой камень
|
м³
|
45
|
70
|
- 25
|
-36,0
|
5
|
Товарная
арматура
|
тн
|
46
|
7
|
39
|
559,0
|
7
|
Пар товарный
|
тн
|
26 056
|
27 872
|
- 1 816
|
-6,5
|
8
|
Хим.
подготовленная вода
|
м³
|
5 163
|
3 294
|
1 869
|
56,7
|
9
|
Вода на сторону
|
м³
|
1 077
|
1 269
|
- 192
|
-15,1
|
10
|
Транзит
э/энергии
|
т. Квт.час.
|
2 600
|
1 070
|
1 530
|
142,9
|
11
|
Стоки
|
м³
|
725
|
551
|
174
|
31,6
|
13
|
Малые
архитектурные формы
|
м³
|
-
|
0,3
|
- 0
|
-100,0
|
14
|
Элементы
благоустройства
|
м³
|
0,2
|
14,0
|
- 14
|
-98,9
|
В 2011 году в соответствии с заказами потребителей
произведено 45.2 тыс. м³ сборного железобетона,
что выше уровня 2010 г. на 48.3%. Увеличен выпуск бетонных блоков на 874 тыс. м³ или на 34.8%. Произведено труб -1.27 тыс. м³ - на 25.7% выше уровня прошлого года. Производство прочего
выпуска (транзит э/энергии, прием стоков) немного увеличилось. Производство
пара имеет сезонный характер. Зимой в объеме товарной продукции прочая
продукция (пар товарный, вода на сторону, транзит электроэнергии, прием стоков)
составляет 5-14% (в 2010 году-4-17%) от общего объема, летом (май-сентябрь)
-1-2%. За 12 месяцев объем товарной продукции по прочей деятельности составил
3%. (в 2010 г. - 5%). Объемы пара, отпускаемого для сторонних потребителей
(БППЖДТ «Сибпромжелдортранс», МП «Тепловые сети») в 2011 г. уменьшились (на
6.5%), объемы отпускаемой воды также незначительно снизились.
2.2 Анализ основных экономических показателей ОАО
«Ачинский завод ЖБК»
Проанализируем финансовое состояние деятельности ОАО
«Ачинский завод ЖБК». В таблице 2.2 представлена динамика прибыли ОАО «Ачинский
завод ЖБК».
Таблица 2.2 - Динамика прибыли ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Наименование
показателя
|
2009
|
2010
|
2011
|
Отклонение
|
|
|
|
|
в абсолютной
величине
|
%
|
Валовая прибыль
|
4127
|
5 791
|
7 288
|
1 497
|
125,85
|
Прибыль
(убыток) от продаж
|
2049
|
3 867
|
4 504
|
637
|
116,47
|
Прибыль от
налогооблажения
|
764
|
1 004
|
4 417
|
3 413
|
439,94
|
Чистая прибыль
|
764
|
1 004
|
4 417
|
3 413
|
439.94
|
Предприятие получило прибыль в размере 7 288 тыс. руб. то
есть прибыль выросла на - 14,78%. Это позволяет говорить о эффективной работе
предприятия.
В таблице 2.3 представлена группировка статей актива баланса
ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Таблица 2.3 - Аналитическая группировка статей актива баланса
Группировки
статей баланса
|
Условные
обозначения
|
2010
|
2011
|
Горизонтальный
анализ
|
|
|
|
|
Абсолют.
отклон. (гр. 2 - гр. 1)
|
Относит.
отклон. (гр. 2 / гр. 1х100)
|
1.
|
Имущество
предприятия (валюта баланса)
|
ВБ
|
15 003
|
17 606
|
2 603
|
117,35
|
1.1
|
Иммобизизованные
активы (основной капитал)
|
ИА=А1
|
8 901
|
8 982
|
81
|
100,91
|
1.2
|
Оборотный
капитал (мобильный капитал)
|
ОК=А2
|
6 102
|
8 624
|
2 522
|
141,33
|
1.2.1
|
Запасы
|
6 089
|
1 972
|
147,90
|
1.2.2
|
Дебиторская
задолженность и прочие активы
|
ДЗ
|
1 731
|
2 129
|
398
|
122,99
|
1.2.3
|
Денежные
средства и краткосрочные ценные бумаги
|
ДС
|
254
|
406
|
152
|
159,84
|
Имущество предприятия на начало и конец года соответственно
составило 15 003 тыс. руб. и 17 606 тыс. руб. Увеличение имущества произошло на
117,35%. В основном это было вызвано уменьшением иммобилизованных активов
(основного капитала) с 8 901 на начало года до 8 982 тыс. руб. на конец года,
также изменилась их доля в общей стоимости имущества предприятия и составила
100,91%
Таблица 2.4 - Динамика состояния текущих активов и их
классификация по категориям риска
Степень риска
|
Группы текущих
активов
|
Доля группы в
общем объеме текущих активов
|
Отклонение
(+/-)
|
|
|
2010
|
2011
|
|
минимальная
|
наличные
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
|
0,017
|
0,02
|
0,01
|
малая
|
дебиторская
задолженность (до года), запасы, готовая продукция
|
0,35
|
0,40
|
0,06
|
средняя
|
незавершенное
производство, расходы будущих периодов
|
0,002
|
0,003
|
0,0004
|
высокая
|
дебиторская
задолженность (более года), залежалые запасы, готовая продукция, не
пользующаяся спросом
|
0,03
|
0,04
|
0,01
|
В изучаемом периоде возрос показатель дебиторской
задолженности более года (залежалые запасы, готовая продукция, не пользующаяся
спросом), что свидетельствует о неосмотрительной кредитной политике предприятия
по отношению к покупателям, о неплатежеспособности и банкротстве части
покупателей.
Увеличение показателя за период не очень значительное,
изменение доли в общем объеме текущих активов произошло с 0,03 до 0,04 причем,
произошло так же произошло увеличение дебиторской задолженности до года, с 0,35
до 0,40, следовательно, произошел переход из долгосрочной задолженности в
краткосрочную. Эти изменения положительно сказываются на деятельности
предприятия.
Таблица 2.5 - Анализ структуры оборотных активов (оборотного
капитала)
Виды средств
|
2010
|
2011
|
Прирост
|
|
тыс. руб.
|
доля, %
|
тыс. руб.
|
доля, %
|
тыс. руб.
|
доля, %
|
Запасы
|
5 285
|
28,96
|
9 714
|
29,69
|
4429,00
|
30,61
|
Дебиторская
задолженность
|
10 511
|
57,60
|
22 358
|
68,34
|
11847
|
81,88
|
Денежные
средства и краткосрочные бумаги
|
2 452
|
13,44
|
643
|
1,97
|
-1809
|
12,49
|
Итого
|
18248
|
100,00
|
32715
|
100,00
|
14467
|
100
|
Проведенные расчеты показывают, что в структуре оборотных
активов довольно большой удельный вес имеет дебиторская задолженность
соответственно на начало и конец года 57,60% и 68,34%. Большое влияние на
оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на
финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение
дебиторской задолженности. Искусство управления дебиторской задолженностью
заключается в оптимизации общего ее размера и своевременной инкассации.
Таблица 2.6 - Анализ структуры пассивов предприятия
Группировки
статей баланса
|
2010
|
2011
|
Горизонтальный
анализ
|
Вертикальный
анализ
|
|
|
|
Абсол. отклон.
(гр. 2 - гр. 1)
|
Относит.
отклон. (гр. 2 / гр. 1х100)
|
На начало
отчетн. периода
|
На конец
отчетн. периода
|
Источники
формирования имущества (валюта баланса)
|
15 003
|
17 606
|
2 603
|
117,35
|
100
|
100
|
Собственный
капитал
|
10 955
|
13 317
|
2 362
|
121,56
|
73,02
|
75,64
|
Заемный капитал
|
4 048
|
4 289
|
241
|
105,95
|
26,98
|
24,36
|
Долгосрочные
пассивы (кредиты и займы)
|
0
|
0
|
0
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Краткосрочные
пассивы
|
1 244
|
1 405
|
161
|
112,94
|
30,73
|
7,98
|
Кредиторская
задолженность
|
2 804
|
2 884
|
80
|
102,85
|
69,27
|
16,38
|
Произошли значительные изменения стоимостей:
а) собственного капитала с 10 995 тыс. руб., до 13317 тыс.
руб.;
б) менее значительны изменения заемного капитала с 4048 тыс.
руб. до 4289 тыс. руб.;
в) кредиторская задолженность не значительно увеличилась с
2804 тыс. руб., до 2884 тыс. руб.;
г) величился размер и краткосрочных пассивов с 1244 тыс.
руб., до 1405 тыс. руб.
Показатели финансовой устойчивости ОАО «Ачинский завод ЖБК»
приведены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Классификация типа финансового состояния
предприятия ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Показатели
|
Способ расчета
|
2010
|
2011
|
1. Общая
величина запасов и затрат (ЗЗ)
|
|
4 209
|
6 462
|
2. Наличие
собственных оборотных средств (СОС)
|
СОС= капиталы и
резервы - внеоборотные активы - убытки.
|
2 054
|
4 334
|
3. Наличие
собственных заемных источников формирования запасов и затрат или
функционированный капитал (КФ)
|
КФ= (капиталы и
резервы + долгосрочные пассивы) - внеоборотные активы
|
2 054
|
4 334
|
4. Общая
величина источников формирования запасов и затрат (ВИ)
|
ВИ = капиталы и
резервы + долгосрочные пассивы + краткосрочные кредиты и займы - внеоборотные
активы
|
3 221
|
5 628
|
5. Излишек (+)
или недостаток (-) собственных оборотных средств (±ФС)
|
± ФС = СОС - ЗЗ
|
-2 155
|
-2 128
|
6. Излишек (+)
или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования
запасов и затрат (±ФТ):
|
±ФТ= КФ - ЗЗ
|
-2 155
|
-2 128
|
7. Излишек (+)
или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и
затрат (±ФО):
|
±ФО=ВИ - ЗЗ
|
-988
|
-834
|
8.
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации
|
S={…, …., …}
|
{1, 1,1}
|
{1, 1,1}
|
Основываясь на проведенных расчетах, строим трехкомпонентный
показатель типа финансовой устойчивости. Полученные значения (1,1,1) на начало
и (1,1,1) на конец периода позволяют сделать вывод об устойчивом финансовом
положении предприятия, хотя необходимо отметить снижение показателей на конец
периода.
Кроме абсолютных показателей финансовую устойчивость
характеризует и относительные коэффициенты (табл. 2.8).
Таблица 2.8 - Показатели рыночной устойчивости
Наименование
показателя
|
Условные
обозначения
|
Нормальное
ограничение
|
2010
|
2011
|
Коэффициент
соотношения заемных и собственных средств
|
U1
|
U1<=1
|
0,37
|
0,32
|
Коэффициент
обеспеченности собственными источниками финансирования
|
U2
|
U2>=0,6:0,8
|
1,80
|
1,54
|
Коэффициент
финансовой независимости
|
U3
|
U3>=0,5
|
0,73
|
0,76
|
Коэффициент
финансирования
|
U4
|
U4>=1
|
2,71
|
3,10
|
Коэффициент финансовой
устойчивости
|
U5
|
оптимальное -
0,8:0,9 тревожное - ниже 0,75
|
0,73
|
0,76
|
Значение коэффициента финансовой независимости на начало и
конец года составило 0,73 и 0,76 при нормативном критерии 0,5. Это говорит о
том, что предприятие на начало периода находилось в тревожном состоянии, но на
конец периода обеспечило себя собственными средствами.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.
Наиболее четко зависимость предприятия от заемных средств
выражается в коэффициенте соотношения заемных и собственных средств. Чем больше
коэффициент превышает единицу, тем больше предприятие зависит от займов.
В наших расчетах соотношения заемных и собственных средств
составило 0,37 и 0,32 (соответственно на начало и конец года).
Соответствует нормативному значению, но на конец года
увеличился с 2,71 до 3,10, это позволяет сделать вывод о незначительном
увеличении финансирования предприятия сторонними организациями.
Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в
условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничениях и необходимостью
оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса определяется как
степень покрытия его активами, срок превращения которых в денежную форму
соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина,
обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные
средства.
Проведенный анализ ликвидности баланса позволил нам получить
следующие неравенства:
А1<П1
|
А1<П1
|
А2>П2
|
А2>П2
|
А3>П3
|
А3>П3
|
А4<П4
|
А4<П4
|
Это позволяет говорить о том, что:
Наиболее ликвидных активов (денежных средств), как на начало,
так и конец периода было недостаточно, что бы погасить наиболее срочные
обязательства. К тому же, если на начало периода недостаток денежных средств
составлял 2550 тыс. руб., то на конец года недостаток денежных средств
уменьшился и стал составлять 2478 тыс. руб.
Соотношение краткосрочных пассивов предприятие и быстро
реализуемых активов. На начало периода наблюдается излишек быстрореализуемых
активов.
Суммы по медленно реализуемым активам значительно превышают
суммы по долгосрочным пассивам, то есть тоже имеется излишек средств.
Постоянные пассивы перекрывают стоимость труднореализуемых
активов, то есть существует излишек средств, который составляет 2054 тыс. руб.
на начало периода и 4334 тыс. руб. на конец. Превышение постоянных пассивов над
трудно реализуемыми активами свидетельствует о выполнении минимального условия
финансовой устойчивости предприятия.
В целом предприятие обладает достаточной ликвидностью.
По результатам расчетов коэффициент срочной ликвидности
составил на начало и конец года соответственно 0,48 и 0,52.
Это свидетельствует о том, что для погашения краткосрочных
долгов ликвидных активов достаточно.
Рассчитанные показатели ликвидности свидетельствуют о
положении сложившемся в управлении предприятия.
Значение общего показателя ликвидности на начало периода
составляло 0,68, к концу периода данный показатель увеличился до 0,90, что
говорит об увеличении платежеспособности предприятия.
Наиболее общей характеристикой результативности
финансово-хозяйственной деятельности предприятия принято считать оборот, то
есть объём продаж продукции за определённый период времени. Деловая активность
в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота его средств. От скорости
оборота зависит годовой размер оборота предприятия. Анализ деловой активности
заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых
коэффициентов - показателей оборачиваемости.
Основным показателем, характеризующим оборачиваемость
активов, являются оборачиваемость актива и период оборота актива.
Расчет показателей деловой активности и их динамика
представлены в таблице 2.9. Выручка от реализации по сравнению с предшествующим
периодом увеличилась на 13627 тыс. руб. или на 161,06%. Производительность
труда соответственно на начало и конец периода составила 371,98 тыс. руб. и
599,10 тыс. руб. на одного человека, то есть возросла на 227,1 тыс. руб. или на
161,06%.
Таблица 2.9 - Оценка деловой активности
Наименование
показателя
|
2009
|
2010
|
2011
|
Изменение (+/-)
|
% к предш. году
|
Выручка от
реализации
|
19166
|
22 319
|
35 946
|
13 627
|
161,06
|
Чистая прибыль
|
3915
|
4 417
|
1 004
|
-3 413
|
22,73
|
Производительность
труда
|
324,17
|
371,98
|
599,10
|
227,1
|
161,06
|
Фондоотдача
|
4,82
|
5,54
|
9,46
|
3,9
|
170,67
|
Оборачиваемость
запасов (в оборотах)
|
4,52
|
5,42
|
4,17
|
-1,3
|
76,89
|
Оборачиваемость
запасов (в днях)
|
60,9
|
66,4
|
86,4
|
0,4
|
130,06
|
Оборачиваемость
собственного капитала
|
2,17
|
2,04
|
2,40
|
0,4
|
117,60
|
Оборачиваемость
совокупного капитала
|
1,03
|
1,49
|
2,04
|
0,6
|
137,24
|
Коэффициент
устойчивого экономического роста
|
10,2
|
11,04
|
2,51
|
-8,53
|
22,73
|
Это вполне объясняется увеличением валовой выручки и
уменьшением численности персонала. Увеличение фондоотдачи с 5,54 тыс. руб. до
9,46 тыс. руб. также как и производительность труда обусловлено увеличением
валовой выручки. Это положительная тенденция, так как один рубль вложенных
средств приносит большую величину прибыли. За прошедший период произошло
уменьшение количества оборачиваемости запасов, так если в предшествующем
периоде запасы совершали 5,42 оборота со скоростью 66,4 дней, то в отчетном
периоде количество оборотов запасов составило 4,17 со скоростью 86,4 дня.
Снижение показателя не является значительным.
Увеличение скорости оборота собственного капитала позволяет
говорить о положительных тенденциях в деятельности предприятия. Повышение
оборачиваемости совокупного капитала говорит о быстром развитии кругооборота
средств организации. Коэффициент экономического роста в отчетном периоде
понижается с 21,64 до 18,44, следовательно, наблюдается понижение уровня
экономического роста на 3,20 с начала периода.
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Ачинский завод
ЖБК» ведет грамотную кредитую политику. Сокращение дебиторской задолженности
является положительным фактором. Анализ показателя чистых активов данного
предприятия показал, что за отчетный период величина чистых активов
незначительно увеличилась, но это свидетельствует об улучшении финансового
положения предприятия. При анализе собственного оборотного капитала получили
его увеличение за отчетный период. За анализируемый период собственные
оборотные средства увеличились на 311,00 тыс. руб.
2.3
Анализ конкурентоспособности ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Мы предполагаем заострить внимание на анализе внешней среды,
который призван дать ответы на вопросы:
Каково положение предприятия на рынке в настоящее время?
Какое положение предприятия желаемо для его руководства?
Какие меры необходимо принять для того, чтобы предприятие
заняло желаемое для руководства положение?
Произведем анализ степени влияния компонентов макросреды на
ОАО «Ачинский завод ЖБК». Результаты представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Анализ среды макроокружения
Компоненты
макроокружения
|
Факторы
макроокружения
|
Возможные
последствия воздействия данных факторов на деятельность организации
|
Экономическая
|
Уровень
занятости, платежный баланс, темпы экономического роста, инфляция,
налогообложение.
|
Необходим
тщательный анализ ее функционирования в рыночной среде в соответствии с
категориями теории макроэкономики.
|
Правовая
|
Юридические
рамки, которые регулируют поведение компании и разрешают конфликты с точки
зрения общественного блага.
|
Потребители
энергии и наемная рабочая сила защищены целым сводом законов, руководствуясь
которыми компания получает возможность уверенно функционировать в постоянно
изменяющейся среде.
|
Политическая
|
Государственные
предприятия и учреждения, здравоохранение, социальная защита населения,
образование, жилье, вопросы обороноспособности и национальной безопасности.
|
Электроэнергетика
в настоящее время является государственной, где государство выступает с
регулирующими функциями, как через тарифную политику, так и посредством
законодательных актов и иных нормативных документов.
|
Социальная
|
Население
региона, его структурный и численный состав, темпы роста, возраст.
|
Формирование
потенциального рынка потребителей энергии и рынок труда.
|
Технико-технологическая
|
Состояние рынка
электроэнергии.
|
Насыщение
компании современными информационными технологиями,
|
К основным категориям макросреды можно отнести следующие:
социально-демографическая среда - это население региона, его структурный и
численный состав, темпы роста, возраст, которые формируют потенциальный рынок
потребителей энергии и рынок труда.
Изучение всего многообразия социальных факторов, учет и
приспособление к их постоянному изменению сулит энергокомпании повышение ее
конкурентоспособности. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в
деятельности субъектов, снабжающих организацию своей продукцией, от которых
зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого
организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они
обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень
высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и
всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь
построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум
силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от
следующих факторов: уровень специализированности поставщика; величина стоимости
для поставщика переключения на других клиентов; степень специализированности
покупателя в приобретении определенных ресурсов; концентрированность поставщика
на работе с конкретными клиентами; важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую
очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
стоимость поставляемого товара; гарантия качества поставляемого товара;
временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения
условий поставки товара.
Компания ОАО «Ачинский завод ЖБК» перешла на новый вид
профиля «Green line», который выпускается концерном KBE (Германия), фасадные
системы «Luxalon» (Голландия) и «Аврора» (Россия). Быстрый и качественный
монтаж.
Поставщики предприятия специализируются на данном виде
строительной продукции. Весьма важно хорошее качество поставляемой продукции и
регулярность поставок. Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить
слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию
конкурентной борьбы. К основным конкурентам относятся: ООО «Стройдеталь»; ОАО
«НзЖБИ-1»; ООО «КПД».
Сравнительная оценка фирм-конкурентов
представлена в табл. 2.11.
Таблица 2.11 - Сравнительные характеристики фирм-конкурентов
Показатели
|
ОАО «Ачинский
завод ЖБК»
|
ОАО «НзЖБИ-1»
|
ООО
«Стройдеталь»
|
Качество
|
Высокое
|
Приемлемое
|
Низкое
|
Услуги
|
Весь спектр
услуг от консультирования клиентов до гарантийного и пост гарантийного
обслуживания
|
Слабый технический
информационный сервис, гарантийное обслуживание
|
Низкий уровень
информационного и гарантийного обслуживания. Отсутствие консультирования
клиентов.
|
Постоянная с
использованием всех видов носителей
|
Периодическая
(радио, печатные СМИ, телевидение)
|
Периодическая с
использованием всех видов носителей
|
Менеджмент
|
Достаточно
гибкая структура управления, высокий профессионализм менеджеров
|
Структура
управления неоправданно усложнена, высокий профессионализм менеджеров
|
Не эффективная
(громоздкая) структура управления, замедленное принятие решений, низкий
профессионализм менеджеров.
|
Цены
|
Цены
соответствуют качеству продукции и услуг, индивидуальный подход к клиенту в
области ценообразования, высока доля транспортных расходов в себестоимости
|
Самые низкие цены
в регионе, ценовая политика не достаточно гибкая из-за неэффективной
структуры принятия решений
|
Неоправданно
высокие цены. Отсутствие гибкости в ценообразовании.
|
Имидж
|
Наибольшее
качество обслуживания и продукции
|
Средние цены
при умеренном качестве
|
Негативный
|
- анализ не является общим для всех организаций, так как для
каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов. PEST - анализ для
ОАО «Ачинский завод ЖБК» приведен в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - PEST-анализ ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Политика
|
Р
|
Экономика
|
Е
|
1
|
Изменение
законодательства РФ
|
|
1
|
Инфляция
|
|
2
|
Государственное
регулирование в отрасли
|
|
2
|
Динамика
занятости
|
|
3
|
Государственное
регулирование конкуренции
|
|
3
|
Платежеспособный
спрос
|
|
|
|
|
4
|
Затраты
предприятия
|
|
|
|
|
5
|
Затраты на
энергетику предприятия
|
|
|
|
|
6
|
Затраты на
сырье предприятия
|
|
|
|
|
7
|
Затраты на
коммуникации
|
|
Социум
|
S
|
Технология
|
T
|
1
|
Изменения в
базовых ценностях
|
|
1
|
Новые продукты
|
|
2
|
Изменения в
стиле и уровне жизни
|
|
2
|
Развитие
технологий
|
|
3
|
Отношение к
труду и отдыху
|
|
|
|
|
4
|
Демографические
изменения
|
|
|
|
|
5
|
Религиозные
факторы
|
|
|
|
|
6
|
Влияние СМИ
|
|
|
|
|
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и
угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная
возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот,
удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные
возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Для проведения SWOT - анализа необходимо,
прежде всего, оценить возможности и угрозы с точки зрения вероятности их
реализации и степени влияния на организацию. Для этих целей были построены
матрицы возможностей и угроз, в которых представлены наиболее важные с моей
точки зрения возможности и угрозы (табл. 2.13, 2.14).
Таблица 2.13 - Матрица возможностей
Вероятность
использования возможности
|
Влияние
реализации возможностей на деятельность предприятия
|
|
сильное
|
умеренное
|
малое
|
Высокая
|
Получение
беспроцентных кредитов или под низкие проценты
|
Снижение
налогового бремени на предприятия
|
|
Средняя
|
|
Покупка
современного, но более дешевого оборудования
|
|
Низкая
|
|
|
|
Таблица 2.14 - Матрица угроз
Вероятность
реализации угрозы
|
Возможные
последствия
|
|
разрушение
|
критическое
|
тяжелое
|
«легкие ушибы»
|
Высокая
|
|
Усиление
конкурентной борьбы
|
1. Рост цен на
электроэнергию и материалы, рост тарифов на грузовые перевозки 2. Перебои в
поставке материалов
|
|
Средняя
|
|
|
|
|
Низкая
|
|
|
|
|
Таблица 2.15 - SWOT-анализ ОАО «Ачинский завод ЖБК»
|
Возможности:
Получение беспроцентных кредитов или под низкие проценты Снижение налогового
бремени на малые предприятия Появление прогрессивного оборудования, но более
дешевого, чем импортное,
|
Угрозы:
инфляция усиление конкурентной борьбы перебои в поставке материалов
|
Сильные
стороны: использование современных ресурсосберегающих технологий в процессе
производства высокая оборачиваемость капитала низкая цена на продукцию
уникальность дизайна
|
- Наращивание
прибыли за счет использования заемного капитала - Сохранение
конкурентоспособного уровня цены - Совершенствование технологий и
приобретение дополнительного оборудования
|
- поддержание
низкого уровня себестоимости продукции за счет перехода на самообеспечение
материалом - стратегия развития товара - поддержание цены на низком уровне
|
Слабые стороны:
большинство оборудования морально устарело
|
- стабилизация
финансового положения предприятия - приобретение нового, современного
оборудования
|
- стратегия
развития рынка - экономия материала
|
В данной работе с целью изучения конкурентоспособности был
проведен опрос клиентов ОАО «Ачинский завод ЖБК». Информация, полученная в ходе опроса,
легла в основу мультиатрибутивной модели отношения. Эта модель позволяет
оценить конкурентоспособность организации по основным параметрам ее
деятельности и вывести интегральную оценку.
Размер выборки - 50 человек, метод сбора информации - опрос,
инструмент сбора информации - анкета.
В ходе исследования были выявлены наиболее важные
характеристики (атрибуты) предприятия-производителя железобетонных изделий,
которые являются важными для клиентов.
В ходе исследования выявилось, что наиболее важными
характеристиками являются: качество продукции, уровень цен, широта
ассортимента, оформление заказа и качество обслуживания, удобство оплаты,
сервисные услуги, известность фирмы, гарантии.
Далее респондентам необходимо было проранжировать по степень
важности атрибуты по 8 балльной шкале, где 1 балл - «менее важен», 8 баллов -
«очень важен».
Таблица 2.16 - Распределение атрибутов по степени важности
Показатели
|
Степень
важности
|
|
в% соотношении
|
в долях
|
Уровень цен
|
26,3
|
0,26
|
Широта
ассортимента
|
21,7
|
0,21
|
Качество
продукции
|
16,3
|
0,16
|
Известность
фирмы
|
10,8
|
0,11
|
Оформление
заказа и качество обслуживания
|
9,6
|
0,1
|
Удобство оплаты
|
7,9
|
0,08
|
Сервисные
услуги
|
4,3
|
0,04
|
Гарантии
|
3,1
|
0,03
|
ИТОГО
|
100
|
1
|
Графически степень важности характеристик, определяющих выбор
предприятия, представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Распределение критериев при выборе
производителя на рынке железобетонных изделий
Для клиентов ОАО «Ачинский завод ЖБК» самыми значимыми
характеристиками предприятия-производителя железобетонных изделий являются:
уровень цен (0,26 баллов), широта предлагаемого ассортимента (0,22 балла),
качество продукции (0,16 баллов). Одними из наименее значимых характеристик
является возможность предоставления сервисных услуг (0,04 балла), гарантии
предприятия (0,03 балла).
После того, в ходе исследования была определена степень
известности предприятия-производителя железобетонных изделий. Наибольшей
степенью известностью обладают: ООО «Железобетон», ООО «Стройдеталь», ОАО
«Ачинский завод ЖБК», ООО «НзЖБИ-1», ООО «КПД».
Большая часть опрошенных пользуется услугами следующих
предприятий-производителей железобетонных изделий: ООО «НзЖБИ-1», ООО
«Стройдеталь», ОАО «Ачинский завод ЖБК».
С целью определения степени выраженности, насколько каждая
характеристика присутствует в исследуемых объектах, клиентов попросили
воспользоваться 10-ти балльной шкалой, где 10 баллов - «ярко выражен», 1 балл -
«не выражен». Результаты сведены в таблицу 2.17.
Таблица 2.17 - Мультиатрибутивная модель отношения
Атрибуты фирмы
|
Уровень цен
|
Широта
ассортимента
|
Качество
продукции
|
Известность
фирмы
|
Оформление
заказа и качество обслуживания
|
Удобство оплаты
|
Сервисные
услуги
|
Гарантии
|
Среднее
значение
|
Общая
полезность
|
Балл с
корреляцией
|
ОАО «Ачинский
завод ЖБК»
|
6,2
|
7,0
|
7,6
|
5,3
|
5,5
|
7,3
|
6,3
|
8,3
|
6,7
|
6,6
|
6,4
|
ООО «НзЖБИ-1»
|
8,0
|
6,9
|
7,2
|
9,3
|
8,6
|
6,8
|
7,2
|
5,9
|
7,5
|
7,6
|
7,6
|
ООО
«Стройдеталь»
|
5,2
|
6,2
|
7,0
|
7,0
|
9,2
|
7,5
|
6,9
|
7,6
|
7,1
|
6,6
|
6,7
|
Среднее
значение
|
6,6
|
6,7
|
7,3
|
7,2
|
7,8
|
7,2
|
6,8
|
7,3
|
-
|
-
|
-
|
Важность
|
0,26
|
0,22
|
0,16
|
0,11
|
0,1
|
0,08
|
0,04
|
0,03
|
1
|
1
|
1
|
Диф-ция
|
1,42
|
1,73
|
1,73
|
1,7
|
1,73
|
1,69
|
1,38
|
1,33
|
-
|
-
|
-
|
Харак-ть
|
0,37
|
0,38
|
0,28
|
0,19
|
0,17
|
0,14
|
0,06
|
0,04
|
-
|
-
|
-
|
Норм. харак-ть
|
0,23
|
0,23
|
0,17
|
0,12
|
0,1
|
0,09
|
0,04
|
0,02
|
1
|
1
|
1
|
Анализ атрибутов, на которые клиент обращает внимание при
покупке железобетонных изделий, позволяет наглядно оценить, какие производители
по каким атрибутам наиболее полно отвечают запросам, а какие позиции являются
слабыми, по сравнению с конкурентами. Так же анализ позволяет выявить
конкурентное преимущество ОАО «Ачинский завод ЖБК».
Средний балл показывает нам рейтинги производителей рынке
железобетонных изделий: явное преимущество имеет ООО «НзЖБИ-1» (7,5), на вторую
позицию выходит ООО «Стройдеталь» (7,1) и на третьем месте располагается ОАО
«Ачинский завод ЖБК». (6,7)
Анализ оценок по наиболее важным критериям в глазах
респондентов выявил следующую ситуацию. По критерию уровень цен лидером
выступает «Нз ЖБИ-1» (8,0), за ним ОАО «Ачинский завод ЖБК» (6,2) и с отрывам ООО
«Стройдеталь». (5,2)
По мнению респондентов широта ассортимента в наилучшем виде
представлена у ОАО «Ачинский завод ЖБК» (7,0), за ним ООО «Стройдеталь» (6,9),
и на последнем месте ООО «НзЖБИ-1» (6,2).
По мнению опрашиваемых, наиболее высокое качество продукции у
производителя ОАО «Ачинский завод ЖБК» (7,6), второе место у ООО «Стройдеталь» (7,2),
и третье место занимает ООО «НзЖБИ-1». (7,0)
Учитывая полученные средние баллы по каждому из атрибутов,
был построен многоугольник конкурентоспособности. Многоугольник
конкурентоспособности, представляет собой графическое соединение оценок
положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям
деятельности. Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных
предприятии друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного
предприятия по отношению к другому.
Таким образом, ООО «НзЖБИ-1» на рынке железобетонных изделий
обладает наиболее высоким уровнем конкурентоспособности по важным атрибутам.
Меньшей конкурентоспособностью обладает ОАО «Ачинский завод ЖБК» но, не уступая
лидеру по характеристикам «качество» и «широта ассортимента». Среди самых
значимых из выделенных атрибутов на первом месте оказались уровень цен, широта
ассортимента предлагаемых железобетонных изделий и, конечно же, качество
продукции. Критериями средней значимости стали известность фирмы, оформление
заявок и качество обслуживания. Наименьшую значимость для клиентов представляет
факторы такие, как сервисные услуги и гарантии.
Рисунок 2.2 - Многоугольник конкурентоспособности
Таким образом, по результатам анализа
видно, что руководству предприятия следует обратить внимание на усиление
конкурентных позиций, а также можно предложить рекомендации по развитию
дилерской сети на внешнем рынке, т.е. расширять географию рынка сбыта.
В заключение можно сделать вывод, что ОАО «Ачинский завод
ЖБК» ведет грамотную кредитую политику. Сокращение дебиторской задолженности
является положительным фактором. Анализ показателя чистых активов данного
предприятия показал, что за отчетный период величина чистых активов
незначительно увеличилась, но это свидетельствует об улучшении финансового
положения предприятия. При анализе собственного оборотного капитала получили
его увеличение за отчетный период. За анализируемый период собственные
оборотные средства увеличились на 311,00 тыс. руб. Рост этого показателя
является свидетельством улучшения финансовой устойчивости и улучшения степени
ликвидности предприятия. На данный период времени предприятие является платежеспособным,
находится в нормальном финансовом состоянии. Значение общего показателя
ликвидности говорит об увеличении платежеспособности предприятия. Анализ
ликвидности показал, что у предприятия на начало и на конец периода наблюдается
излишек быстрореализуемых активов. Суммы по медленно реализуемым активам
значительно превышают суммы по долгосрочным пассивам, то есть тоже имеется
излишек средств. В целом предприятие обладает достаточной ликвидностью.
3. Разработка мероприятий по повышению
конкурентоспособности ОАО «Ачинский завод ЖБК»
3.1
Выбор направлений повышения конкурентоспособности
По результатам проведённого исследования слабыми сторонами
предприятия были выявлены: имидж предприятия, уровень информационных
технологий, уровень квалификации рабочих, рекламная деятельность, известность
фирмы, оформление заказа и качество обслуживания, организация работы с
клиентами, эффективность маркетинговых коммуникаций, высокий уровень цен по
отношению к конкурентам.
Для устранения слабых сторон нами была разработана программа
повышения конкурентоспособности ОАО «Ачинский завод ЖБК», которая нацелена на
решение вышеперечисленных проблем с помощью реализации мероприятий, исполнение
которых приведет к укреплению конкурентных позиций предприятия на рынке
железобетонных изделий.
Таблица 3.1 - Проект программы повышения
конкурентоспособности ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Элементы
программы
|
Содержание
|
Основание для
разработки
|
Низкий уровень
конкурентоспособности предприятия по отдельным направлениям
|
Основная цель
|
Повышение конкурентоспособности
организации
|
Задачи
программы
|
1. Укрепление
имиджа предприятия 2. Совершенствование рекламной деятельности 3. Разработка
мероприятий по стимулированию сбыта 4. Повышение уровня информационной
обеспеченности деятельности предприятия 5. Повышение квалификации рабочих 6.
Оптимизация ценовой политики
|
Исполнитель
|
Руководители
функциональных отделов
|
Основные
источники финансирования
|
Собственные
финансовые ресурсы организации. Заемные финансовые средства (банковские
кредиты)
|
Ожидаемые конечные
результаты
|
Повышение
конкурентоспособности предприятия, укрепление имиджа и увеличение прибыли.
|
Контроль за
реализацией проекта
|
Генеральный
директор ОАО «Ачинский завод ЖБК»
|
Программа повышения конкурентоспособности ориентирована на
наиболее важные аспекты развития организации, на те сферы деятельности, которые
наиболее значимы для предприятия в конкурентной борьбе.
Цель программы - ликвидировать слабые стороны организации и
разработать мероприятия для развития сильных сторон.
Предприятие ОАО «Ачинский завод ЖБК» должно обеспечить
привлекательность своих товаров и услуг с помощью различных механизмов,
способствующих росту конкурентных преимуществ по сравнению с предприятиями,
выпускающими аналогичную продукцию.
Программа направлена на создание образа ОАО «Ачинский завод
ЖБК» как процветающего, динамично развивающегося, перспективного и сильного
конкурента для остальных предприятий на рынке железобетонных изделий и в сфере
строительства жилых домов.
Для обеспечения стабильного и поступательного развития
организации одним из непременных условий является постоянное исследование
рынка, на котором работает предприятие, и непрерывное совершенствование всех
элементов деятельности предприятия.
1. Укрепление имиджа предприятия.
Цель - создание благоприятного имиджа.
Задачи:
. Создать благоприятный образ организации в глазах
администрации города Новоалтайска.
. Наладить отношения с общественностью города Ачинска.
. Сформировать имидж надежного партнер в глазах клиентов.
Таблица 3.2 - Мероприятия по укреплению имиджа предприятия
Мероприятия
|
Срок реализации
|
Финансовая
потребность, руб.
|
Исполнитель
|
Спонсорская
помощь деятельности подшефному детскому дому
|
01.2013-2015
года
|
90 000
|
Отдел
маркетинга и рекламы Профком
|
Оказание помощи
пенсионерам ОАО «Ачинский завод ЖБК» (подарки на их юбилейные дни рождения,
на Новый Год, а также материальная помощь при острой необходимости, например,
в случаи болезни на медикаменты или операцию)
|
2013-2015 года
|
100 000
|
Отдел
маркетинга и рекламы Профком
|
Создание
должности PR-менеджера
|
03. 2013 года
|
25 200
|
Отдел
маркетинга и рекламы
|
Публикация всех
достижений организации, таких как, например, новая продукция или услуга в
местных газетах, а также на информационном портале в Интернете Написание
имиджевых статей руководителей и ведущих специалистов о деятельности ОАО
«Ачинский завод ЖБК»
|
2013-2014 года
|
30 000
|
PR-менеджер
|
Рассылка
клиентам поздравлений с праздниками. Поздравления руководителей крупных
организаций-клиентов с личными праздниками, достижениями, успехами.
|
2013-2015 г.
|
10 000
|
|
Регулярные
краткие обзоры рынка железобетонных изделий и других смежных рынков
(сотрудники ОАО «Ачинский завод ЖБК» выступают экспертами)
|
2013-2015 г.
|
-
|
|
Издание
фирменного проспекта: история развития, значимые достижения, руководители,
перспективы
|
Весна 2013 года
|
40 000
|
|
Организация и
размещение имидж-ролика на ТВ
|
Лето 2013 года
|
50 000
|
|
Изготовление
сувенирной и представительской продукции (для крупных клиентов и партнеров)
|
2013-2015 года
|
50 000
|
|
Участие в
городских мероприятиях (субботник, Сабан Туй, праздник цветов)
|
2013-2015 года
|
60 000
|
|
. Совершенствование рекламной деятельности.
Цель - создание благоприятных условий для продвижения и сбыта
товаров и услуг ОАО «Ачинский завод ЖБК» формирование у потребителя определённого
уровня знаний о данной железобетонной продукции, побуждение потребителя
обратиться к предприятию ОАО «Ачинский завод ЖБК», побуждение к приобретению
именно железобетонных изделий у предприятия ОАО «Ачинский завод ЖБК»,
стимулирование сбыта продукции, ускорение товарооборота.
Задачи:
. Повысить имидж и известность предприятия
. Увеличить уровень продаж посредством продвижения продукции
с помощью рекламы.
Рекламные мероприятия представлены ниже в таблице 3.3.
Таблица 3.3 - Мероприятия по совершенствованию рекламной
деятельности ОАО «Ачинский завод ЖБК»
Мероприятия
|
Срок реализации
|
Исполнитель
|
Финансовая
потребность, руб.
|
Аренда билборда
(3 шт.)
|
2013-2014
|
Отдел
маркетинга и рекламы
|
144 000
|
Изготовление
билборда+макет
|
02.2013
|
|
12 000
|
Участие в
выставках в регионе
|
2013-2015
|
Выпуск
полиграфической продукции, сувениров
|
2013-2015
|
|
60 000
|