Рынок труда, занятость, безработица

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда, занятость, безработица

Введение.

Рынок трудa как экономическая категория долгoе время рассматривался кaк явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Функционально-организационная структура рынка тpудa включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

Нa рынке труда встречаются продавец и покупатель, кaк при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), a покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе c тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Цель данного исследования - изучение современного развития рынка труда.

Выведем основные задачи:

. Рынок труда, занятость, безработица.

. Влияние кризиса на уровень и качество жизни.

. Страх безработицы.

. Трудовая миграция в России.

. Поисковые теории рынка.

Объектом нашего исследования является рынок труда Российской Федерации.

Рынок труда, занятость, безработица

Рынок труда - это категория рыночного хозяйства. Основными элементами рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силой и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от всех других видов производительных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не только разновидность цены за разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи. Следовательно, при анализе категорий рынка труда необходимо учитывать существование «человеческих» элементов, за которыми стоят живые люди.

Рынок труда - это система экономических методов, механизмов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически активного населения, трудоспособных граждан в народнохозяйственный оборот и использование их рабочей силы как товара, равновесная цена спроса и предложения.

Агенты рынка в лице предпринимателей и трудоспособного населения вступают на рынке труда в определенные взаимоотношения. Поэтому рынок труда - это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд - важнейший производительный ресурс. А соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда. Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников. Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении и использовании труда. Рынок труда выполняет ряд стимулирующих функций, способствующих развертыванию конкурентоспособности между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышении квалификации и перемены профессии.

Рынок труда характеризуется совершенной конкуренцией, реализуемой через механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм групп работников, а определяются общей конъюнктурной системой, т.е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса. Цена спроса на труд, т.е. ставка реальной заработной платы, зависит от предельной производительности труда, т.е. прироста продукции, полученного в результате найма дополнительной единицы труда. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос предпринимателей на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение ставки номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возрастав нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния.

Предложение труда, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается.

Как спрос на труд, так и предложение труда формируется под воздействием различных факторов: сложившегося уровня цен, издержек, заработной платы, производительности труда, численности населения, квалификационно - профессионального состава работников, кредитно - финансовой, налоговой, законодательной системы, деятельности профсоюзов, культурных, религиозных и др.

Наличие на рынке труда устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рыке труда неконкурентых факторов, способствующих устойчивому храрактеру отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке может воздействовать на интересы предпринимателей работников и регулировать условия и уровень оплаты труда.

Другим фактором является деятельность профсоюзов. Рынок труда может характеризоваться высокой степенью юнионизации, обусловленной значительной силой и активностью профсоюзов, выступающих в качестве представителей интересов наемных работников. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты их труда, улучшение условий и охраны труда на предприятии или в отросли. Через систему заключения генеральных соглашений и коллективных договоров профсоюзы требуют от предпринимателей более высокого уровня оплаты труда для членов профсоюза. В этом случае отдельные отряды работников, организованные в профсоюзы, в процессе коллективных действий и заключения выгодных для себя коллективных договоров с работодателями добиваются превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем. Это приводит в ряде случаев к негативным изменениям на рынке труда.

Рынок труда может характеризоваться монопсонией. В этом случае сторона предложения представлена множеством работников, а сторона спроса единственной фирмой - работодателем. Ставки заработной платы в этом случае в большой степени зависят от решений данной фирмы - монопсониста.

В большинстве развитых стран законодательно установлен минимум заработной платы. Введение минимума заработной платы направлено на снижение уровня бедности и поддержание благосостояния наименее квалифицированных работников. Однако это оказывает неоднозначное и противоречивое влияние на состояние рынка труда и занятости в целом.

Необходимо различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это денежная сумма, выплаченная работнику, а реальная - это то количество товаров, которое этот работник может приобрести на денежную сумму выплаченной ему заработной платы при данном уровне уен на товары. Реальная зарплата равна номинальной зарплате, выплаченной работнику в рублях, деленной на уровень цен.

Рынок труда - это конкурентный рынок. В силу чрезвычайной сложности его структурно - функциональной организации всегда существует определенное несоответствие между рабочими местами и трудовыми ресурсами. Часть рабочих мест, требующих для своего замещения высокой квалификации, остается не занятой, а часть лиц, не имеющих необходимой специальной подготовки, не могут найти работу. В такой ситуации конкуренция возникает не только между безработными за то, чтобы получить хоть какую - нибудь работу, но и между высококвалифицированными работниками и специалистами за более выгодное приложение своего труда с более высокими заработкам.

Между предпринимателями также наблюдается конкуренция за привлечение в фирму наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов. Их привлекают путем установления более высокой труда, воздействуя тем самым на спрос рабочей силы.

Влияние кризиса на уровень и качество жизни

Прямым и, как правило, пролонгированным следствием экономического кризиса всегда становятся кризисные процессы на рынке труда. Их в значительной степени смягчила поддержка занятости экономически активного населения за счет развертывания общественных работ на предприятиях и для безработных, опережающего переобучения работников и безработных, содействия самозанятости и других мер активной политики на рынке труда. В 2009 г. государственная программа противодействия кризису на рынке труда охватила 3,7% экономически активного населения. Относительная величина предоставляемой поддержки в среднем по стране составила примерно 20% средней заработной платы. В совокупности с мерами по повышению минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 марта 2009 г. с 2300 до 4330 руб., т.е. почти в 2 раза, это привело к снижению доли наименее оплачиваемых работников с заработной платой ниже БПМ на 1,6%. Однако само наличие работников с заработной платой ниже бюджета прожиточного минимума нельзя признать нормальным явлением, поскольку в Трудовом кодексе имеется специальная норма, предусматривающая, что этого не должно быть.

Основная масса занятых получала низкую и ниже среднего уровня заработную плату и в этих случаях ситуация ухудшилась. Доля работающих с заработной платой от 1 до 3 БПМ выросла на 2,8%, 3-7 БПМ - на 2,6%, а средне- и высокооплачиваемых работников снизилась на 3,8%.

Таким образом, в целом у наемных работников материальное положение ухудшилось. Недостаточный для жизни по средним стандартам уровень реальной заработной платы более чем у 90% занятых не позволяет этому основному источнику дохода в необходимых размерах наполнять государственные и добровольные страховые системы и обуславливает низкий уровень большинства социальных гарантий. Увеличивается нагрузка на государственный бюджет для обеспечения социальной защиты населения.

Еще одна достаточно заметная социальная группа работающего населения - получила доход от предпринимательской деятельности - 9,7% общего объема денежных доходов. Их материальное положение было значительно лучше, чем у наемных работников.

Доходы ниже БПМ получали всего 2,1% ведущих собственное дело предпринимателей, от 1 до 3 БПМ - 15,3%, от 3 до 7 БПМ - 28,7%. Средние слои представляли 17,6%, а высокообеспеченные - 36,3% предпринимателей.

Кризис не обошел стороной предпринимательские слои. Доля наиболее нуждающихся в их составе выросла за год на 0,3%, низкообеспеченных - на 1,1, обеспеченных ниже среднего уровня - на 0,5%. Наоборот предпринимательство средних по доходам предпринимательских слоев сократилось на 0,2%, а высокооплачиваемых - на 1,7%.Поэтому в этой социальной группе населения благосостояние, так же как и у получателей заработной платы, снизилось. У получателей доходов от собственности удельный вес в общем объеме денежных доходов за год сократился с 6,2 до 4,3%. Однако благосостояние этих слоев определялось не их доходами, а состояниями, которые многие из них нарастили даже в период кризиса. Общий капитал 10 самых богатых россиян миллиардеров за год вырос в 2 раза - с 76 млрд. до 139 млрд. долл.

Вторую после получения заработной платы долю в общем объеме денежных доходов (14,6%), составили получатели социальных выплат: пособий по безработице, временной нетрудоспособности, пенсий, пособий по материнству и детству и др. В 2009 г. с 4,8 млн. до 6,3 млн. человек (на 31,3%) увеличилась общая численность безработных. Их зарегистрированная численность выросла с 1,5 млн. до 2,1 млн. человек, что составило 41,1%. Это уменьшило реальные доходы в семьях, имеющих в своем составе эти социальные группы экономически активного населения. Безработица привела к смене источника доходов у этой части рабочей силы. У получателей пособий по безработицы их размер был повышен по сравнению с 2008 г.: минимального - на 9%, максимального - почти на 60%, что значительно выше уровня инфляции в 2009 г. Однако не это являлось главным при оценке положения людей, оказавшихся на рынке труда. Потеря рабочих мест лишила их возможности удовлетворения одной из основных потребностей - в труде. Это означает, что в обществе расширилось представительство социальных групп с более низким, чем у занятого населения, качеством жизни. Кроме того, размеры выплат по безработице, установленные в диапазоне от 850 руб. до 4900 руб., не могли обеспечить безработным приемлемый и даже очень низкий уровень жизни.

В прошедшем году заметной оказалась положительная динамика социальных выплат у основного контингента пенсионеров - получателей трудовых пенсий по старости.

В результате принятых мер за год удельный вес пенсионеров по старости с размерами пенсий ниже БПМ снизился на 5,9%. Однако подавляющая их часть переместилась хотя и в более высокую, но также низкодоходную группу с размерами трудовых пенсий по старости от 1 до 3 бюджетов прожиточного минимума. Вследствие низких уровней первичных доходов, и прежде всего заработной платы, в этом основном контингенте получателей страховых выплат сохранилась неблагоприятная структура распределения трудовых пенсий по старости.

Сложившееся неблагоприятное распределение реальных пенсий не может быть кардинально изменено только трансформацией самой пенсионной системы и ее взаимоотношений с государственным бюджетом без крупных мер по повышению реальной заработной платы и увязки трудовых пенсий по старости с ее размерами. До получателей других социальных выплат, например пособий по материнству и детству, временной потере трудоспособности, они дошли проиндексированными в основном в соответствии с уровнем инфляции: максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при усыновлении ребенка - на 8,5%, единовременное пособие при рождении ребенка, минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком - на 13%, а следовательно, их реальное содержание не уменьшилось.

Распределение домохозяйств по группам с разным уровнем материального достатка в 2008-2009 гг. являлось, с одной стороны, результатом уровня и динамики основных источников доходов, численности и состава домохозяйств, с другой - на его влияли нестандартные условия формирования потребительских расходов в кризисный период.

В результате принятых мер правительству удалось удержать докризисное состояние населения по доходам. Это означает, что у социальных групп населения в целом сохранились условия для воспроизводства прежнего уровня и качества жизни. Заметных ухудшений в правительстве социальных слоев с разным уровнем материального достатка в целом по стране не произошло. При этом распределении численности населения по уровню материального достатка сохранило все негативные характеристики докризисного состояния с низким удельным весом в общей численности населения его средне- и высокодоходных групп. Их доля составила менее 9% общей численности россиян.

Для нашей страны с высоким межрегиональным неравенством качества и уровня жизни важной является пространственная составляющая социальных последствий экономического кризиса, поскольку за средними российскими тенденциями скрываются различные социальные последствия экономического кризиса для населения, проживающего в разных ее частях. Проследим это на примере показателей покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения и зарегистрированной безработицы. В 2009 г. по сравнению с предыдущим покупательная способность среднедушевых денежных доходов снизилась в 66 регионах. При этом снижение наблюдалось как в регионах, имевших в 2008 г. ухудшение значения покупательной способности, так и в регионах, в которых были отмечены самые высокие значения этого показателя. В первом случае это относится к республикам Ингушетия и Калмыкия, во втором случае - к Ненецкому автономному округу и Тюменской области. Это обозначает, что в большинстве случаев субъектов Федерации возможности для потребления в среднем ухудшились.

Региональные рынки труда в 2009г. также очень по- разному среагировали на финансово - экономический кризис. Согласно данным Государственной службы занятости РФ за 2009 г. число регионов, где наблюдался рост численности безработных, составило 74, или 89% всех субъектов РФ. Это свидетельствует об ухудшении уровня и качества жизни этого ранее занятого социального слоя населения, а также его семей.

Межрегиональные различия в темпах увеличения численности безработных были высокими. Несмотря на кризис в 9 субъектах РФ уровень зарегистрированной безработицы снизился.

Судя по составу этих регионов, причины снижения уровня безработицы были различными. В Чеченской республике, республике Дагестан, Тыва, Адыгея, Кабардино - Балкарской это снижение произошло в результате направления дополнительных средств на социальную поддержку безработных на фоне высоких показателей зарегистрированной безработицы. В Тюменской и Липецкой областях с высоким промышленным потенциалом, видимо, больше сказались меры общеэкономического порядка.

Разнонаправленные тенденции на региональных рынках труда и большие различия в глубине изменений доли зарегистрированных безработных так же, как и в случае с покупательной способностью денежных доходов, свидетельствуют о необходимости анализа социальных последствий кризиса не только в целом по стране, но и в региональном измерении. Это позволит выявить причины этих различий, кроящихся не только в разном влиянии кризиса н6а разные регионы страны, но и в общем состоянии и условиях пространственного развития России.

Закончившийся кризисный год заложил «мины» замедленного действия. Резко упало жилищное строительство. Ввод жилья сократился с 64,1 млн.м2 общей площади до 53 млн.м2, в то время как планом предусматривалось ввести 73 млн.м2. Населением за счет собственных и заемных средств построено 47,8% общего объема введенного в 2007 г. и 2008 г. эта доля составляла около 43%. В условиях сокращения платежеспособного спроса населения можно было ожидать, что именно государство поддержит жилищно - строительный комплекс за счет увеличения государственного заказа. Но этого не было сделано, что поставило многие строительные организации в критическое положение и замедлило реализацию федеральных программ по решению жилищной проблемы путем предоставления бесплатного или на льготных условиях жилья отдельным категориям граждан.

Экономический спад ощутимо проявился в ухудшении условий для развития образования, здравоохранения и других отраслей социальной инфраструктуры. По сравнению с предшествующим годом ввод общеобразовательных школ составил 87,4%, амбулаторно-поликлинических учреждений - 70,6, больничных учреждений - 65,1, дошкольных образовательных учреждений - 63,8. Сокращение ввода дошкольных образовательных учреждений в условиях их строгого дефицита в большинстве регионов и необходимости обеспечения работой женщин в условиях снижения доходов многих семей показало ведомственный подход к выработке антикризисных мер. С одной стороны, выделялись немалые средства на антикризисные меры на рынке труда по линии органов по труду и занятости, а с другой - сокращались возможности женщин участвовать в занятости из-за необеспеченности строительным комплексом запланированного ввода детских садов. В 2009 г. не было также введено ни одного дома ребенка, хотя материальная база многих из них уже соответствует современным представлениям и задачам обеспечения полноценной жизни и воспитания детей и требует замены.

Кроме того, в российских условиях не всегда экономия на заработной плате как увольняемых, так и остающихся работников, особенно низшего и среднего звена, была способна сыграть значительную роль в преодолении финансовых затруднений. Дело в том, что для затрат на рабочую силу в ВВП в стране относительно невелика. Если в развитых странах затраты на рабочую силу нередко превышают 60% стоимости производимого продукта, то в России соответствующая макроэкономическая пропорция составляет от 34 до 46%. Это означает, что у российского работодателя сравнительно с европейским меньше выгоды от экономии затрат на рабочую силу. В то же время доля прибыли в стоимости созданной продукции в России в целом значительно выше, чем в развитых странах, и это также потенциальный источник экономии у работодателей.

Надо также сказать, что вследствие быстрого экономического роста в России в канун кризиса сложился относительно низкий уровень безработицы к численности экономически активного населения. В 1999 г. он составил 13%, а в 2007 г. - 5,6%. Из этого вытекает, что рост безработицы до 8,4% не имел катастрофических последствий. Высвобождение рабочей силы в реальном секторе экономики, а также в ее общественном секторе в целом не приобрело значительных масштабов. Безусловно, сказались и антикризисные меры по снижению напряженности на рынке труда, а также повышение минимального размера оплаты труда и социальная поддержка уязвимых категорий населения.

Расширить спрос на рынке в масштабах, более адекватных расширению его предложения вследствие роста безработицы. Можно только путем восстановления объемов производства или создания новых производств, продукция которых может быть реализована с приемлемой в кризисных обстоятельствах рентабельностью на реальном рынке товаров и услуг.

Однако в первом случае возможности функционирующего производства практически полностью определяется условиями реального рынка, на котором государство лишь в весьма ограниченной степени может выступать в качестве контрагента. Во втором - объективно ограниченными являются его возможности как инвестора.

Кроме того, ограничителем эффективности и самой возможности реализации мер по повышению уровня занятости в организованной экономике путем создания новых рабочих мест или перемещения рабочей силы на другие функционирующие производства является неблагоприятная профессионально-квалификационная, в том числе территориальная, структура предложения при низкой мобильности рабочей силы и высокой затратности ее организационного перемещения на территориально-обширном экономическом пространстве страны. Конкретное влияние государства на изменения структуры предложения на рынке труда, и тем самым территориальной структуры занятости, может стать более заметным, например, по линии подготовки и переподготовки кадров, информационного обеспечения рынка труда, некоторой административной и в меньшей мере экономической поддержки легального предпринимательства, сохраняющего или создающего рабочие места. Здесь набор масштабы фактически предоставляемых возможностей могут быть с учетом накопленного опыта шире, чем набор и масштабы мер, реально востребованных и практически реализованных в 2009 г. Это показывает практика регистрации безработных и предложения им рабочих мест.

Обесценение труда, произошедшее в стране в 1990-е гг. и не восстановленное до сих пор, не имело прецедента в какой-либо переходной экономике. Расширенное воспроизводство аномально высокой дифференциации заработной платы, особенно ее ничем неоправданно высокий уровень у лиц, не производящих реальные товарно-материальные ценности и услуги производству и населению, и явно заниженный в отраслях, воспроизводящих человеческий потенциал - в науке, образовании, культуре, здравоохранении, является результатом исключительно монетаристского, олигархически - плутократического сценария развития российской экономики. На рынке труда наблюдаются огромные перекосы, выраженные в оправданно высоких теневых доходах и неформальной занятости.

Без решения этих проблем и создания мотивационного механизма к реализации имеющегося человеческого потенциала его умножению модернизационные планы могут оказаться «маниловщиной», а у народов России не будет в обозримом будущем возможности жить по стандартам достойного уровня и качества жизни.

Страх безработицы

Глобальный экономический кризис 2008 - 2009 гг. во всем мире вызвал рост безработицы и как следствие вновь привлек внимание к ситуации на рынке труда. Потеря работы угрожает семейному благополучию, поэтому люди боятся безработицы и зачастую готовы многим пожертвовать, что бы снизить ее риск. Страх безработицы - это индикатор общего ощущения незащищенности на рынке труда. Он оказывает отрицательное влияние на многие аспекты жизни людей.

С теоретической точки зрения влияние страха безработицы на заработную плату неоднозначно. Согласно теории компенсирующих различий, в условиях конкурентного рынка труда неблагоприятные характеристики должны компенсироваться более высокой заработной платой. Если рынок труда неконкурентный и работники получают своего рода ренту, то более сильному страху должна соответствовать пониженная заработная плата.

Уровень образования снижает страх безработицы, что отражает обратную зависимость между наличием человеческого капитала и уровнем фактической безработицы. В России различия в уровне страха между обладателями третичного образования и теми, у кого его нет, практически отсутствуют. Это девальвирует ценность третичного образования как надежного «щита» от рисков рынка труда.

Государственный сектор обычно воспринимается работниками как «тихая гавань», надежно защищенная от рыночных рисков. В России боятся безработицы почти 54% работников государственного сектора против 46% - частного. Во-первых, государственный сектор может служить пристанищем для наименее конкурентных работников; во-вторых, здесь могут концентрироваться наименее эффективные предприятия, сохранение которых их работникам не кажется очевидным.

Трудовая миграция в России

На состояние сферы занятости региона оказывают воздействие различные категории мигрантов: трудовые, сезонные, прибывающие на постоянное место жительства и т.д. Эффективное управление миграционными процессами предполагает сбалансированность спроса и предложения на региональных рынках труда. Если спрос на труд формируется территориально локализированным производством, то предложение труда определяется характером и условиями расселениями, численностью и возрастной структурой населения, особенностями его территориального движения, т.е. миграцией.

Трудовая миграция в странах ЕврАзЭС приобрела массовый характер, что приводит к существенным изменениям в социально-экономической области. Можно выделить два разнонаправленных потока мигрантов: въезд иностранных граждан на работу в данные государства (трудовая иммиграция); выезд собственных граждан на работу за пределы своих стран (трудовая эмиграция). Причем каждый из потоков включает легальную (зарегистрированную официальными службами) и нелегальную (незарегистрированную) составляющие.

Россия принимает большую часть легальных трудовых иммигрантов благодаря быстрому развитию экономики и емкому рынку труда. В 2007 г. Численность трудовых иммигрантов в нашей стране увеличилась и составила 1717 тыс. человек.

Между сведениями ФМС России и реальными масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. Численность незаконных, или, точнее, незарегистрированных, мигрантов в России, по нашим оценкам, может достигнуть 3,7 млн. человек. Большинство из них граждане стран СНГ, которые имеют полное право приехать в Россию без визы, но затем не получают регистрацию по месту пребывания или разрешения на работу.

В российской экономике сложились специфические ниши на рынке труда, которые заполняют исключительно иностранные трудовые мигранты: подсобные рабочие в строительстве, уборщики улиц, водители городского транспорта, ремонтные рабочие, торговцы на рынках. Большинство трудовых мигрантов в России - это мужчины в возрасте 30-39 лет.

Главным экономическим эффектом для стран выезда трудовых мигрантов является сокращение безработицы и дефицита платежных балансов за счет поступления денежных переводов. По данным МОТ, около половины опрошенных трудовых мигрантов в России посылают часть заработанных денег на родину. В среднем эта сумма составляет около 100 долл. в месяц на человека. Главные страны получатели - переводов - Узбекистан, Таджикистан, Украина и др. Большинство неофициальных денежных переводов из России осуществляются в виде вывоза наличной валюты самими мигрантами или доверенными лицами. С учетом общей суммы вывозимых трудовыми мигрантами средств при абсолютной прозрачности денежных переводов это могло бы давать 4,5 млд долл. Налоговых отчислений для российской экономики.

Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом экономической интеграции («народной интеграции»). Вместе с тем трудовая миграция имеет ряд негативных аспектов, в том числе стимулирование роста теневой экономики, демпинг заработной платы, усиление межнациональной напряженности.

В настоящее время в российском обществе сложились два основных подхода к оценке роли трудовой миграции и ее регулированию.

Первый подход - консервативный, связывающий трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Его сторонники выступают за закрытие страны от трудовых мигрантов и депортацию нелегальных мигрантов.

Второй подход - либеральный. Он исходит из того, что Россия обречена на использование и привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина - недостаток трудовых ресурсов внутри страны в условиях экономического роста. По мнению сторонников этого подхода, рабочие руки Россия может получить исключительно за счет трудовых мигрантов из стран ближнего окружения, в том числе Китая и других стран Азии.

В настоящее время работодателям выгодно нанимать иностранных работников, поскольку трудовые мигранты нередко работают без официального оформления. Они находятся в сильной зависимости от работодателя, на них можно экономить (платить меньше или вообще не платить), их легче держать в подчинении и запугивать отсутствием регистрации, разрешения на работу или невыплатой заработной платы. В то же время при повышении зарплаты в секторах, где концентрируются иностранные работники , часть рабочих мест может быть занята местным населением. По мнению некоторых работодателей, лучше нанимать работника, располагающего в городе жильем, обустроенного и связывающего свою жизнь с ним на долгосрочную перспективу, имеющего здесь семью и детей. Но в этом случае надо повышать зарплату и соблюдать трудовое законодательство. К этому пока готовы не все работодатели, поскольку очень велик соблазн существенно сэкономить на оплате труда.

Поисковые теории рынка

В 2010 г. Нобелевской премии по экономике были удостоены Питер Даймонд из Массачусетского технологического института, Дейл Мортенсен из Северо-западного университета и Кристофер Писсаридес из Лондонской школы экономике за «анализ рынков с поисковыми трениями», в том числе за анализ труда. Эти экономисты создали новую методологию исследования .

Даймонд, Мортенсен и Писсаридес положили начало потоковому подходу к исследованию рынка труда. Это означает, что их анализ сфокусирован на потоковых переменных, измеряющих потоки занятости, а не переменных типа запаса, измеряемых в определенный момент (уровень безработицы, число занятых и т.д.). Сколько (какой процент) безработных нашли работу в течении месяца/квартал/года? Сколько занятых было уволено? Сколько работающих сменило место работы? Другим отличием методологии нобелевских лауреатов 2010 г. Было моделирование «трений» в процессе поиска нового места работы потенциальными работниками и новых сотрудников - фирмами. Поскольку в реальной экономике поиск нового места работы, как и нового сотрудника, требует затрат, то предложение о трениях на рынке труда реалистичное.

Поисковые модели рынка труда примечательны тем, что сочетают относительную компактность и элегантность с реалистичностью. Именно «поисковая революция» позволила объяснить ряд эмпирических фактов, выходящих за рамки традиционного вальрасовского подхода к анализу рынков труда.

Традиционный анализ рынка труда состоит в моделировании его как любого товарного рынка. Кривая спроса на труд описывает зависимость между занятостью и предельной производительностью труда, а кривая предложения труда выводится из оптимального распределения времени между трудом и досугом с учетом реальных цен на потребительские товары. Точка пересечения этих двух кривых и определяет равновесие на рынке труда, то есть равновесную заработную плату и занятость.

В экономике труда модель Мортенсена - Писсаридеса стала стандартным инструментом изучения безработицы и создания вакансий. Модель относительно реалистично описывает процесс поиска работы и персонала, при этом она имеет аналитическое решение и позволяет проводить интуитивный анализ сравнительной статистики. С ее помощью исследуются прикладные задачи экономической политики по регулированию трудовых рынков: оптимальность размера и сроков выплаты по безработице, ограничения на увольнения, выплата компенсаций и т.п. Одним из главных направлений современных исследований стала калибровка модели Мортенсена - Писсаридеса и «встраивание» ее в динамическую модель реальных деловых циклов. Начало этому направлению исследований положил Р.Шаймер в работе 2005 г. «Циклическое поведение безработицы и вакансий в равновесии». В ней он исследует проблему, которую Писсакридес назвал «загадкой волатильности безработицы».

миграция кризис спрос циклический

Заключение

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Литература

1.Вопросы экономики: журнал - М. : , 2011. - С. 65-88.

2.Вопросы экономики: журнал - М. : , 2010. - С. 117-138.

.Вопросы экономики: журнал - М. : , 2008. - С. 110-129.

.Вопросы экономики: журнал - М. : , 2008. - С. 71-83.

.Экономист: журнал - М.:, 2010. - С. 32-41

.Экономист: журнал - М.:, 2010. - С. 66-78.

.Деньги: журнал - М.:, 2009. - С. 17.

.Деньги: журнал - М.:, 2009. - С. 14.

.Эксперт: журнал - М.:, 2008. - С. 8.

.Общественно-политический журнал Федерального собрания - парламента РФ Российская федерация сегодня: журнал - М.:, 2008. - С. 21-22.

.Общественно-политический журнал Федерального собрания - парламента РФ Российская федерация сегодня: журнал - М.:, 2009. - С. 40.

Похожие работы на - Рынок труда, занятость, безработица

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!