Античная культура
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу "История мировой культуры"
на тему: "Античная культура"
Выполнил студент группы 52-13
Петров Иван Алексеевич
Проверил доцент кафедры ГоиС
Мустафина Зульфия Талгатовна
Альметьевск, 2014
Содержание
Введение
. Древнегреческая мифология и религия
2. Этапы развития культуры Древней Греции
2.1 Крито-микенский период
2.2 Гомеровский (царский) период
2.3 Архаический период
2.4 Классический период
.5 Эллинистический период
. Типологические черты древнеримской культуры
.1 Царский период
3.2 Республиканский период
.3 Период империи
4. Особенности культуры Римской империи
Заключение
Список литературы
мифология религия культура греция
Введение
Античный период сыграл важную роль во многовековой истории развития общества, а именно его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности равнозначно с понятием "цивилизация"
Существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.
Культура - это процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.
Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие: дикость -"период преимущественно присвоения готовых продуктов природы";варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия; цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда.
1. Древнегреческая мифология и религия
Греческая религия была связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Мифы были проекцией человеческой жизни на мир богов, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами. Богам усвоялись все телесные и духовные свойства человеческой природы, не исключая слабостей и нравственных недостатков. Различие между людьми и богами заключалось только в степени величия. Даже бессмертие богов было не абсолютным: как и люди, они нуждались в пище и воде.
К особенностям древнегреческой религии можно отнести:
·Обоготворение природы и ее явлений.
У греков божественное значение приписывалось рекам и источникам, которые олицетворялись в образе нимф; из нимф впоследствии выродились музы, которые у греков первоначально считались покровительницами пения
Фетишизм.
Фетишизм проявлялся, например, в поклонении камням. С течением времени священные камни стали подвергаться обработке: отсюда возникли гермы - четырехугольные столбики с вырезанной человеческой головой наверху, ставившиеся в честь бога Гермеса при дорогах и домах.
Культ животных.
Почитание священных змей в Олимпии, Саламине и Афинах. Символом Афины считалась сова; Дионис изображался в виде быка или с бычьими рогами; Пан представлялся в образе козы. Зевс при своих любовных похождениях превращался то в быка, то в лебедя, то в муравья.
·Вера в духов, демонов, через которых боги оказывают свое воздействие на мир и человека.
Греки верили, что у каждого человека существует свой демон, который определяет общий характер человека и созидает его счастье или несчастье и верили, что зловредное влияние демонов может быть парализовано магическими действиями и заклинаниями.
·Под богами греки понимали сущность вещи или явления.
В VII в. главным богом становится Зевс Громовержец. Ему подчиняются все другие божества. Место пребывания богов - гора Олимп. Другие боги: Артемида - богиня охоты, Афина Паллада - богиня законной войны и мудрости, Арес - бог войны ради войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня и кузнечного дела, Гермес - вестник богов и покровитель предпринимателей, Деметра - богиня земледелия, Гестия - богиня домашнего очага, Дионис - бог сил природы;
Греки верили в судьбу, которая царит не только над людьми, но и над богами. Олицетворенными проявлениями Мойры(судьбы) в человеческой жизни у греков были три богини: Клато, прядущая нити человеческой жизни, Лахеза, распределяющая эти нити, и Атропа, перерезающая их.
К основным религиозным празднествам древних греков можно отнести:
·Олимпийские игры. Проводились в Олимпии в честь Зевса. На время игр заключался мир между воюющими государствами.
·Немейские - в честь Зевса. Их участники состязались как в физических упражнениях, так и в чтении стихов, игре на музыкальных инструментах.
·Великие Панафинеи - важные празднества, посвященные Афине Палладе, на которых отправлялся культ богини-девы.
·Дионисии - аттический праздник в честь бога Диониса. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей, а сам Дионис почитался как бог виноградства и виноделия, особенно в сельской местности.
2. Этапы развития культуры Древней Греции
Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:
) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.
Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.
) Гомеровский (царский) период (XI - VIII вв. ) Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по поэмам - "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны - ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII -XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.
) Архаический период (VII -VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них - Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов.
В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.
) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.
Первый трагик мировой литературы Эсхил воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.
Другой великий трагик Софокл создал 120 трагедий. Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.
Младший из классических трагиков - Еврипид. Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами.
Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души - очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.
В V в. формируется комедия, которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени дошли только комедии Аристофана: "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".
Скульптура и архитектура
"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками. Особое внимание уделялось пластике тела. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый".
Идеал человека был воплощен великим Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.
Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон, передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").
Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.
Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до н.э. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя , его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.
Наука. Философия.
В V-IV вв. до н.э. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.
Демокрит ввел в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи.
В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения - риторика. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий, речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ .В 391 г. до н.э.. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением.
На протяжении V в. до н.э. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" - искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.
) Эллинистический период (III -I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э.. - год военной победы Македонии э\над Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до н.э., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.
Эллинистическая культура - это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социально-культурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.
Скульптура и архитектура.
Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Изображение борьбы богов и титанов - гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.
Построенный в сер. IV в. до н.э. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним - заупокойный храм.
3. Типологические черты древнеримской культуры
Древнеримская культура стала одним из важных этапов социокультурного развития европейских народов. Культура Древнего Рима развивалась в ходе масштабного культурного синтеза, оформилась в процессе взаимодействия с другими культурами древнего мира: учителями римлян были этруски, принесшиT на Апеннины значительные культурные инновации и впоследствии растворившийся среди других этносов Италии; древнегреческая и ближневосточная культуры - в эллинистический период. Синтез культурных достижений античности и цивилизаций Древнего Ближнего Востока стал своеобразной почвой для формирующегося христианства, которое подарило миру новую систему ценностей.
Рим был основан 21 апреля 753 г. до н.э.. Традиционно римская история подразделяется на следующие периоды:
.1 Царский (VIII - VI в. до н.э.)
На этом рубеже складывается так называемый "город четырех кварталов", населенный латинянами, сабинянами и этрусками. При царе Сервии Туллии Рим был обнесен крепостной стеной и скоро завоевал ведущее положение в Лации, где до этого первенствовал город латинян Альба Лонга. Известны имена древних царей Рима: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. В 509 г. до н.э. был изгнан последний царь Тарквиний Гордый. В этот период наблюдается влияние этрусской культуры на римскую.
3.2 Республиканский период (510-509 до н.э. - 27 г. до н.э.)
С установлением республиканского строя высшая оказалась в руках двух ежегодно избираемых консулов. В результате успешной войны с Карфагеном Рим превратился в первую державу Средиземноморья. Это классический период в развитии древнеримской культуры. Рим - мощное государство, диктующее свою политическую волю. Восприятие и освоение римлянами ценностей и достижений греческой и ближневосточной культур.
3.3 Период империи (27 до н.э. - 476 от н.э.)
После периода гражданских войн в 31 г. до н.э.. единовластным правителем римского государства оказался Октавиан .Он не принял титул царя или диктатора, а довольствовался положением принцепса, т.е. первого среди граждан.
Римская религия
Римская религия - это преимущественно ритуал, объединяющий человека с хранителями его рода и силами природы в контрактном, деловом отношении. Жертвоприношение - плата за услугу. Культ сух и формализирован. Римские боги функциональны и многочисленны. 43 бога ведали детством, 12 богов присматривали за вспашкой поля. Каждый мужчина имел божественного покровителя, женщина - покровительницу. Домашние боги насчитывались тысячами. Были боги ситуаций и состояний страха, ожидания, верности и т.д. Практичный и здравомыслящий римлянин был суеверным. Особое место в культуре римлян занимали вещие знаки и гадания. Главными богами считались Юпитер - бог неба, Марс - бог войны.
Преобладание магии над мифологией. Главное для человека - точно знать, с какими словами следует обращаться к богу и какие при этом действия выполнять. Жрецы следили за точностью обряда, занимались летоисчислением и составлением календаря. Они же и обладали большой властью в правовой сфере. Римское право было фактически частью религии: договор римлянина с богом был прототипом договоров, заключаемых между людьми, где также малейшая неточность вела к проигрышу в суде.
Общая характеристика древнеримской культуры
Развитие римской культуры связано с завоевательными походами. Еще в III в. до н.э. в Риме искусство не было в почете. Римляне считали, что искусство есть роскошь, подрывающая традиционные устои римской общины. Существовал римский "шовинизм" - сознание того, что Рим есть неповторимое замкнутое целое, отделенное от остального окружающего мира, народы которого неполноценны. Поэтому римская культура была вторичной, у ее истоков стоят, в первую очередь, греки. Например, в качестве пленника прибыл в Рим грек Андроник. Выпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял имя Тит Ливий Андроник и в 240 г. до н.э. впервые вынес на суд слушателей собственные латинские переводы греческих трагедий (Софокла, Еврипида и др.). Андроник создал также свой перевод "Одиссеи", разработав латинский поэтический язык.
Мировосприятие римлян было более практичным и трезвым, чем мировосприятие греков. Утилитарность мышления отразилась в архитектуре. Римляне строили прежде всего дороги и акведуки (от лат. aqua - "вода", duco - "веду") - подземные и надземные каналы для снабжения водой. Открытие бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. В храмовом строительстве римляне использовали тип греческого периптера, модифицированного в псевдопериптер. Такой храм располагался на высоком подиуме с лестницей, а колонны превращались в полуколонны. Был также распространен тип ротонды: круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами.
Типологическими чертами древнеримской культуры являются:
·Доминанта государственно-политического измерения, развитие общественно-политической мысли.
"Римский миф" о значении Рима как города, предназначенного богами к мировому господству. Пафос гражданственности и патриотизма пронизывает классическую культуру Рима. В римском национальном характере проявились громадная целеустремленность, дисциплинированность, организационные способности. Отправляясь в поход, римляне пересекали границу Рима, и это символизировало их превращение из законопослушных граждан в беспощадных воинов. После похода воин должен был, как бы снова войти в состояние мирного гражданина и очиститься от привычек войны. Возвращаясь из похода, римляне проходили под балкой между двумя опорами рядом с алтарем Януса. Первоначально все триумфальные арки и ворота, через которые проходила армия после похода, имели очистительный смысл.
·Право явилось важным структурообразующим элементом древнеримской культуры.
Государственное устройство республиканского Рима называлось - "дисциплина общего дела". Римляне создали государственно-юридическую систему, оказавшую влияние на все дальнейшее развитие цивилизации. Законы рассматривались римлянами как упорядочивающие не только земную, государственную, но и космическую, небесную сферу.
·Моральные ценности.
Нравственные добродетели: мужество, верность долгу, почитание богов и родины, согласие римского народа, свобода, почет. В эпоху империи отчетливо проявляется тенденция к апологии честной жизни, стремление к наслаждению. Идеалом становится удаление от дел, бесстрастное отношение ко всему.
·Интерес к индивидуальности, психологии человека, особенно в период зрелости и завершения древнеримской культуры.
Если скульпторы классической Греции стремились воссоздать телесную красоту, идеальные пропорции человеческого тела, то зрелое древнеримское искусство, а также философия, мораль были направлены на передачу индивидуальности, неповторимости личности.
4. Особенности культуры Римской империи. Возникновение христианства
В период империи (27 до н.э. - 476 от н.э.) древнеримская культура приобретает черты утонченности, создаются литературные и философские шедевры, выдающиеся скульптурные произведения, памятники архитектуры, первые энциклопедии.
В первые века Империи возник интерес к греческой философии, особенно к этике. Образованных римлян привлекал стоицизм. В I в. от н.э. приверженцы стоицизма обычно находились в оппозиции к императору. Из-за этого учитель Нерона философ и драматург Луций Анней Сенека покончил жизнь самоубийством. Суицид совершил и поэт-стоик Марк Анней Лукан. Лишь с восшествием на престол Траяна в начале II в. отношение к стоикам изменилось.
Времена императора Октавиана Августа стали "золотым веком" латинской литературы, прежде всего поэзии. Публий Вергилий Марон верил в то, что старые римские обычаи должны привести к возрождению римской нации. Вергилию принадлежат национальная эпопея "Энеида" и поэмы "Георгики", "Буколики".
Квинт Гораций Флакк - лирический философствующий поэт,выдвинул требование умеренности в жизни, "золотой середины", видел бессмертие в поэтическом творчестве.
Новый жанр популярный в эпоху Империи - реалистический роман. Латинский роман "Сатирикон" Гая Петрония, одного из приближенных Нерона представлял собой пародию на современный ему греческий роман. Здесь действуют не идиллические влюбленные, а бродяги, бедняки, авантюристы.
Архитектура
При Октавиане Августе началось крупное строительство в Риме. Самый крупный храм - Пантеон (храм всех богов) - первое большое здание типа ротонды с купольным перекрытием стал прообразом константинопольской Софии.
Сама архитектура здания воспринималась в Риме как стилистически нейтральная, эстетическая программа выражалась в облицовках. Дворец Нерона в центре Рима был известен тем, что фасад здания был покрыт позолотой. Сочетание консервативных строительных форм с облицовкой, выполненной в соответствии с модой, было национальным принципом римского зодчества II в. от н.э. называют "золотым веком Антонинов".Это последний расцвет Римской империи. Со смертью императора Коммода начались войны между претендентами на престол. Одержавший победу Септимий Север опирался на поддержку войск. Политику отца продолжил Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г. предоставлял права римского гражданства всему свободному населению империи - Римское государство стало универсальной космополитической империей. Император Аврелиан стал называть себя "государем и богом" Но в 275 г. он был убит заговорщиками. Вновь возникший хаос удалось сдержать реформам Диоклетиана. При нем императорская власть приобрела характер абсолютной монархии, император считался одним из богов - перед ним требовалось преклонять колени.
В административном отношении Империя была разделена на две части - Восточную и Западную. Диоклетиан взял себе Восточную часть с центром в Никомидии на северо-западном побережье Малой Азии, Западную поручил своему соправителю Максимиану, имевшему резиденцию в Медиолане в Северной Италии. Диоклетиан и Максимиан приняли титул "август" и взяли себе помощников-заместителей с титулом "цезарь".
Одновременно к культуре императорского Рима проявляются черты деградации, угасают гражданско-демократические ценности свободы и достоинства. Большое распространение получают мистические культы, интерес к астрологии, магии. В Рим пришли культы Исиды, Митры, сирийского бога Ваала и др. Распространение получил культ фригийской богини Кибеллы - Великой Матери богов, каппадокийской богини Маа. Жрецы этой богини наносили друг другу раны, поэтому римляне называли их "фанатиками".
Возникновение христианства
Первое упоминание о христианах мы находим у римского историка Тацита, в "Анналах" которого мельком описывается расправа над ранними христианами, обвиненными императором Нероном в поджоге Рима. При Нероне мученическую смерть приняли святые апостолы Петр и Павел. Своего апогея гонения на христиан достигли при императорах Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине, который в 235 г. издал указ казнить всех христианских служителей культа, Валериане, Диоклетиане.
Действовал призыв "Христиан - ко львам", христианство было объявлено вне закона.
Причины гонения на христиан в императорском Риме:
·Естественная ненависть толпы ко всему духовно значимому;
·Языческий мир был в состоянии кризиса и разложения;
·Рим не рассматривал религию как частное дело граждан, для римлян она была государственным делом;
·Для римлян была важна давность, древность религии. Потому, например, иудейство как национальная религия, религия целого народа имела право на существование, как и религии других народов в империи. Христианство воспринималось как секта внутри иудейства. Христианство являлось новой религией, но рано вышло за пределы иудейства;
Христианство - единственная религия, имеющая беспрецедентный факт мученичества в своей истории. "Кровь мучеников - это семя Церкви", - писал религиозный мыслитель Тертуллиан. Мученичество свидетельствовало реальность Боговоплощения, смерти и победы над смертью Христа, торжества вечной жизни в Небесном Царстве. Годовщину смерти мучеников стали праздновать как их день рождения.
Итак, сломить приверженцев христианства не удалось. В 311 г. при императоре Константине Великом прекращаются гонения на христиан. Мать императора Елена в 326 г. совершила паломничество в Святую Землю, где обрела крест, на котором был распят Иисус Христос. Одну из сестер Константина звали Анастасия. Константин был провозглашен римским императором в 306 году; с 325 г. после многочисленных войн он восстановил единоличное управление Римской империей и перенес столицу в Константинополь. В 313 году в Милане им был издан особый Эдикт о веротерпимости, означавший официальное признание христианства и прекращение гонений; за ним последовал ряд законов, способствовавших возвышению христиан и упрочению их положения. Император Константин также председательствовал на I Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). Перед смертью он принял святое крещение. Христианские историки особо выделяют так называемое "видение Константина": перед одной из решающих битв с его противником в борьбе за власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с монограммой Христа и надписью "Сим победиши". Константин и мать его Елена причислены к лику святых равноапостольных, Церковь празднует их память 21 мая.
Смерть Константина в 337 г. повлекла за собой междоусобные войны его преемников, после чего власть захватил его сын Констанций. Ему на смену пришел его двоюродный брат Флавий Клавдий Юлиан, прозванный Отступником. В течение двух лет своего царствования (361-363) он пытался восстановить господствующее положение язычества и отменил привилегии христианской церкви, дарованные Медиоланским эдиктом 313 г. Юлиан погиб в стычке 26 июля 363 г., получив три ранения:. Собрав свою кровь в пригоршню, Юлиан бросил ее в солнце с криком "Будь удовлетворен!". Армия провозгласила императором Иовиана, который был христианином. В 392 г. император Феодосий I официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией.
Заключение
Античная культура является вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры. Она построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Список использованной литературы
1. Культурология для технических вузов. Москва: Феникс, 2009.
. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 2003. С. 171).
. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2007.
.Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 2007.