Российский рынок информации и информационных услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российский рынок информации и информационных услуг

Содержание

Введение

Глава 1. Теория информационного развития экономики

.1 Экономическая сущность мирового рынка информаций

.2 Экзогенные и эндогенные переменные, выделенные на формирования

информационной экономики в условиях глобализации

.3 Современное состояние информационного капитала, как форма

существования информации и знаний

Глава 2. Российский рынок информации и информационных услуг

.1 Анализ основных тенденций развития мирового рынка информации

.2 Анализ особенностей структуры российского рынка информации

.3 Анализ ограничений и барьеров на рынке информаций

Глава 3. Перспективы развития российского рынка информации

.1 Основные направления развития российского рынка информации

.2 Промышленная модель развития информационной экономики в РФ в

условиях глобализации

Выводы и предложения

Список использованных источников

российский рынок информация

Введение

Определяя информационное общество как новую социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные изменения, которые внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому в определении информационного общества чаще всего выделяют несколько аспектов (или критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.

Технологический аспект информационного общества связан с радикальными технологическими инновациями в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли благодаря росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и как следствие распространению практически во всех сферах человеческой жизни.

Экономический аспект информационного общества обусловлен процессом «информационной экономики» или информационного сектора экономики. К этому сектору Фриц Махлуп в 1962 г. отнес следующие отрасли: образование, средства массовой информации, производство электронной техники, информационные услуги и другие виды деятельности, связанные с информацией, например научные исследования и конструкторские разработки. По его подсчетам, информационный сектор экономики США в 1958 г. составлял 29% ВВП, но спустя 30 лет его доля в ВВП была уже не меньше 60%.

Профессиональный аспект информационного общества тесно связан с экономическим, поскольку подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.

Пространственный аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления о взаимодействии между людьми в пространстве и времени.

Культурный аспект информационного общества - это изменение повседневной жизни людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения информационных технологий. Образ жизни современных людей предполагает в качестве естественных компонентов возможность надомной работы, проживание в «электронном коттедже», круглосуточный доступ к банковским услугам и совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.

В этой связи с теоретической и практической точек зрения актуальным является исследование сущности и природы рынка информации, его роли и места в общественном производстве, а также возможных способов стимулирования развития этого рынка в современной экономике России.

Теоретической основой анализа рынка информации и информационных технологий, их влияния на развитие экономики и общества стали работы зарубежных ученых: Дж.Акерлофа, Д.Белла, П.Ф.Друкера, М.Кастельса, Ф.Котлера, Ф.Махлупа, М.Маклюэна, Й.Масуды, М.Пората, М.Портера, Д.С.Робертсо-на, Дж.Стиглера, Дж.Стиглица, Д.Таппскотта, Э.Тоффлера, Ф.Уэбстера, М.Уотерса, К.Эрроу, а также российских ученых: О.В.Голосова, А.Д.Елякова, К.К.Колина, М.И.Ломакина, С.И.Майорова, Н.Н.Моисеева, Р.М.Нижегородцева, А.Д.Урсула, А.А.Чертопо-лоха.

Ряд основополагающих проблем воздействия информационно-коммуникационных технологий на глобализацию и на бизнес, на структурные сдвиги в мировой экономике и на мировую торговлю был исследован в работах таких российских ученых, как Е.Ф.Авдокушин, Е.В.Вавилова, И.Д.Делягин, С.Г.Ерохин, В.И.Иноземцев, В.С.Касьянов, Э.Г.Кочетов, Л.И.Кочурова, В.Г.Маюров, А.Г.Мовсесян, И.В.Минченкова, Ю.М.Осипов, В.В.Покровская, Е.В.Сапир, В.С.Сизов, Б.М.Смитиенко, И.А.Стрелец, И.А.Стрелкова, А.А.Стриженко, Е.Д.Халевинская.

Объектом исследования является мировой рынок информаций на современном этапе его развития.

Предметом исследования является структура, механизм функционирования мирового и российского рынка информаций и его развитие в условиях глобализации.

Целью исследования является определение роли рынка информации в современной экономической системе и выявление его положения в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

определить место информации в экономической системе;

охарактеризовать информацию как экономическую категорию;

исследовать проблему формирования рынка информации в условиях российской экономики;

определить пути и перспективы развития российского рынка информации.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава «Теория информационного развития экономики» содержит определение экономической сущности рынка информаций, описание экзогенных и эндогенных переменных выделенных на формирования информационной экономики в условиях глобализации, а также анализ современного состояния информационного капитала.

Вторая глава «Российский рынок информации и информационных услуг» посвящена анализу основных тенденций развития мирового рынка информации, анализу особенностей структуры российского рынка информации и анализу ограничений и барьеров на рынке информаций.

В третьей главе «Перспективы развития российского рынка информации» нами выявлены основные направления развития российского рынка информации, а также представлена промышленная модель развития информационной экономики в РФ в условиях глобализации.

Глава 1 Теория информационного развития экономики

1.1    Экономическая сущность

Прежде чем приступить к непосредственному раскрытию заявленной темы, необходимо определиться с используемыми терминами.

Отметим, что понятия знание и информация являются сложными философскими категориями, применяемыми в различных научных сферах. И понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них рассматривается с разных сторон.

В 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения.

В федеральном законе «Об информации информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее подходящим является следующее определение информации: информация - это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем [3].

Чтобы объяснить другое важное понятие - рынок информации, обратимся к определению понятия рынок, с точки зрения экономики: рынок - это абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага, а также способ этого взаимодействия. В данном случае в качестве блага выступает информация в различных её формах.

Кроме этого рассмотрим понятия информатизация и информационная технология.

Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [6].

Информационная технология - это совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, а также преобразования, распространения и использования этой информации.

Информационная экономика - термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика - это экономическая теория информационного общества.

Стадии развития информационной экономики:

проникновение информационных технологий в производство;

массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем;

превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями;

переход к преобладающему производству информации и знаний [9].

Информационные ресурсы предприятия представлены в документах массивов информации ИС на машинных носителях, архивах, фондах, библиотеках. Информационные ресурсы, частью которых является и информационные технологии, имеют в данном определении четкую структуру в соответствии с методикой их создания, оценки и инвентаризации. Более того, исходя из определения структуры ИР, возможен учет статических и динамических составляющих ИР.

Законы деградации и обновления позволяют определить положение ИР на рынке ИТ с помощью соответствующей методики. В методику входит оценка технических (точность, достоверность и т.д.) и экономических характеристик (стоимость получения зарегистрированной информации и т.д.). Оценка ИР в целом для данного момента времени делается уже после его создания, в том числе для определения закона деградации (новизны), обновления (возможности поддержания на заданном уровне и развития) и базируется на оценке востребованности ИР.

В системах организационного управления выделяют экономическую (связанную с управлением коллективами людей, занятых производством продукции, работ и услуг) и техническую (связанную с управлением техническими объектами) информацию.

Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, связана с общественным производством, поэтому ее также называют производственной. Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, применением логических операций и выполнением относительно несложных математических расчетов.

Экономическая информация имеет определенную структуру, минимальной структурной единицей экономической информации является показатель. Показатель обладает законченным смысловым содержанием и потребительской значимостью для целей управления, его нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения смысла. Показатель состоит из совокупности реквизитов. Реквизит - логически неделимый элемент, отражающий определенные свойства объекта или хозяйственного процесса. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное свойство (масса, стоимость, норма времени и т.д.), а реквизиты-признаки - качественные свойства объекта или хозяйственного процесса, определяют смысловое содержание.

1.2 Экзогенные и эндогенные переменные, выделенные на формирования информационной экономики в условиях глобализации

В настоящее время глобализация экономики - это одна из важнейших тенденций мирового развития. Взаимозависимость региональных экономик необычайно возросла по сравнению с предыдущим процессом - интеграцией. Эта тенденция связана с неизбежным формированием нового информационно-экономического пространства, где отраслевая структура, широкий обмен технологиями и информацией, а также география размещения производительных сил определяются с учетом международной конъюнктуры, при этом экономические спады и подъемы приобретают планетарные масштабы.

Таким образом, глобализация экономики - это сложный противоречивый процесс. С одной стороны, глобализация значительно упрощает хозяйственное взаимодействие между странами, создает хорошие условия для доступа различных государств к новейшим достижениям человечества, обеспечивает всемерную экономию ресурсов, стимулирует прогресс человечества. С другой стороны, глобализация несет с собой и негативные последствия, например, потерю своих ресурсов и снижение уровня жизни в слаборазвитых странах, постепенное, но неуклонное разорение малого и среднего бизнеса и др. Поэтому среди задач, стоящих перед мировым сообществом - доступность плодов глобализации для наибольшего числа стран мира [8].

Отраслевая структура внешней торговли - это совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц с особыми сходными условиями производства в системе общественного разделения труда, играющих собственную специфическую роль в процессе воспроизводства.

Характеристика экономики с точки зрения отраслевой структуры позволяет увидеть вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи, проанализировать распределение и перераспределение доходов и инвестиций.

Конец XX - начало XXI вв. - время заметных отраслевых сдвигов в структуре мирового хозяйства.

В промышленно развитых странах наступает этап постиндустриального развития, существенно возрастает доля сферы услуг и уменьшается доля первичного и вторичного секторов.

Рисунок 1.


макроэкономический анализ ex ante - прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических концепций. Его цель - установить закономерности формирования макроэкономических параметров. Так, вся система рынков в макроэкономике изучается с помощью моделей, которые представляют собой формализованные (таблично, графически, алгебраически) описания различных экономических явлений, процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Модель - это упрощенное, абстрактное отражение реальности, так как все детали не могут быть одновременно учтены при исследовании. Величины, которые находятся вне модели, принято называть экзогенными (основные инструменты бюджетно-налоговой политики правительства и кредитно-денежной политики Центрального банка - изменения в величинах государственных расходов, налогов, денежной массы и т.д.), а те, которые определяются с помощью модели, - эндогенными (объем выпуска, уровень занятости, уровень цен, ставка заработной платы и ставка процента и т.д.).

Любая модель увязывает те или иные экзогенные и эндогенные параметры. Она позволяет показать, как изменение экзогенных переменных влияет на изменение величины эндогенных переменных. В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной. Исключение составляют переменные государственного управления (политические переменные), которые, как правило, в макроэкономических моделях являются экзогенными: государственные закупки товаров и услуг, аккордные налоги, налоговые ставки, величина трансфертов, учетная ставка процента, норма обязательных резервов, денежная масса.

Так, например, в модели (функции) потребления С=C(Yd) потребительские расходы (С) выступают в качестве эндогенной (зависимой) величины, а в модели совокупного спроса AD=C+I+G+NX потребительские расходы (С) являются экзогенной (независимой) величиной, т.е. переменной, определяющей величину совокупного выпуска и совокупного дохода.

Основным макроэкономическим показателем рыночной экономики, безусловно, является ВВП.

ВВП - является основной эндогенной экономической переменной. В списке стран по ВВП Россия в 2011 году занимает 3 место и эта зависимость не случайна. Все показатели взаимосвязаны друг с другом. И, как известно на ВВП страны влияет очень много факторов. Также ВВП тесно связан и с экзогенными переменными.

Другим важным каналом воздействия внешней торговли на экономику страны является платежный баланс. Традиционно российский торговый баланс последних лет был положительным, чему способствовали экспорт сырьевых ресурсов и сохранение высоких мировых цен на энергоресурсы. Ключевое воздействие торгового баланса в современных российских условиях на динамику платежного баланса и состояние золотовалютных резервов экономики может привести к смене текущей модели функционирования российской финансовой системы. Такое развитие событий потребует выработки углубленных решений в области управления экономикой <#"723495.files/image002.gif"> Рисунок 2 - Государственные расходы на ИКТ в 2010г., млрд. $

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.

Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли в среднем на 10 процентов в год, при среднем темпе роста экономики 3-4 процента, что привело к увеличению доли отрасли в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста, около 9 процентов в год, сохранятся и в течение следующих пяти лет.

Особенности отрасли информационных технологий позволяют перенести в другие страны не только разработку программного обеспечения, но и поддержку продуктов, а также ряд вспомогательных процессов. Большое количество международных ИТ-компаний, начиная со второй половины 90-х годов, открыло свои подразделения в Индии и Китае и перенесло выполнение части функций или целые бизнес-процессы в эти подразделения. Параллельно ИТ-компании развивающихся стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью удаленного доступа.

Развитие телекоммуникаций и многократное снижение стоимости передачи данных стало критическим фактором, обеспечивающим рост рынка экспортируемых услуг. Наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентным ценам является необходимым фактором для того, чтобы страна могла претендовать на лидерские позиции на этом рынке.

Таким образом, рынок информационных технологий трансформируется в сторону ориентации на ИТ-услуги, при этом значительная часть этих услуг будет оказываться из развивающихся стран. В отличие от производственных отраслей, где международное разделение труда уже сложилось, географическое распределение отрасли ИТ еще не закончено, и у России есть шанс значительно увеличить свою долю на глобальном рынке.

Из этого следует, что общая картина инвестирования государства в человеческий капитал достаточно неблагоприятна. Особенно для страны, выбравшей путь модернизации экономики.

Поскольку качество человеческого капитала зависит от состояния образования, здравоохранения и культуры, постольку необходимо изменить подход государства к финансированию отраслей социальной сферы, с учётом мировых стандартов. Необходимо, наконец, осуществить кардинальное повышение цены труда данных категорий работников. Хотя только лишь повышение финансирования и увеличение заработной платы работникам образования, здравоохранения, науки сами по себе не могут быть исчерпывающими условиями качественных изменений в жизнедеятельности общества.

Наличие, составление и изучение экономических показателей дает возможность рассчитывать все альтернативные варианты направления макроэкономической политики, оптимизировать сочетание их инструментов для достижения устойчивого экономического роста.

2. Российский рынок информации и информационных услуг

.1 Анализ основных тенденций развития мирового рынка информации

В соответствии с целью и задачами, указанными во введении, в курсовой <#"723495.files/image003.gif"> , (2)

где N - количество стран, n - страна в соответствующих индексах [9].

В курсовой работе уточнено, что количество стран в каждом из композитных индексов в составе глобального индекса информационного прогресса различно, а показатели движения индекса по годам определяют вектор развития информатизации стран в мире. Методика расчета глобального индекса информационного прогресса связана с получением среднеарифметических показателей по каждому индексу с последующим определением ИИПглоб как среднегеометрической величины.

Таким образом, анализ основных тенденций развития мирового рынка информации в курсовой работе показал, что результатом современной информационной революции стала массовая компьютеризация и информатизация, изменившие экономику, быт людей и общество, которая отразилась на широком использовании ИТ для обработки информации на основных площадках мировых товарных и финансовых рынков и развитии мирового рынка информационных услуг. Кроме того, увеличилась ценность нематериальных благ, появились сетевые организации и сложились сетевые взаимоотношения внутри предприятий и между ними, изменилось содержание труда, который стал информационно насыщенным, сформировалась информационная индустрия, производящая технологии для производства информационных продуктов, используемых для управления бизнес- процессами и создания новых знаний. Изменяющийся капитализм привел к преодолению границ времени и пространства: в конце XX - начале XXI вв. мировая экономика усилила глобальность благодаря инфраструктуре, построенной на ИКТ. В настоящее время современная мировая экономика представляет собой единую глобальную систему способную работать в режиме реального времени в масштабе всей планеты

Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста экономики 3-4%, что привело к увеличению доли сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста - около 9% - сохранятся и в течение следующих пяти лет.

.2 Анализ основных особенностей структуры российского рынка

Информации

Для анализа структуры рынка в курсовой работе используются макроэкономические показатели, которые могут быть, представлены как абсолютные и относительные. Абсолютные показатели измеряются в денежном (стоимостном) выражении (совокупный выпуск, национальный доход, совокупные потребительские расходы, совокупные инвестиционные расходы, налоговые поступления и др.) или в количестве человек (численность рабочей силы, общая численность безработных и др.). Относительные показатели измеряются в процентах или долях единицы (общий уровень цен, уровень безработицы, темп инфляции, темп экономического роста, ставка процента, ставка налога и т.п.).

 Абсолютные показатели являются базовыми. Любые статистические операции (расчет относительных и средних величин, индексов или коэффициентов, построение статистических рядов или установление корреляций) основываются на абсолютных величинах.

 Таблица 3. Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях

 

2006

2007

2008

2009

2010

Абсолютное отклонение

Число обследованных организаций - всего

161523

170035

169880

174137

176684

 

 из них использовали:


 

 


 

 

 персональные компьютеры

150694

158706

159158

163237

165809

 6288

 ЭВМ других типов

18318

22182

24660

27929

32070

 7038

 локальные вычислительные сети

92127

95882

100668

105268

120825

 17871

 электронную почту

102699

117549

126309

144741

 19146

 глобальные информационные сети

100891

116790

126979

138057

147311

 21305

 из них Интернет

99051

115257

125165

136287

145509

 21255

 в том числе широкополосный доступ

-

52668

66600

82392

100220

 24750

 Интранет

13843

15870

18415

20628

23143

 4763

 Экстранет

4374

5316

6383

7830

9452

 2781

 имели веб-сайты в Интернете

34104

33626

38812

41951

50324

 10560


Проведенный анализ показателей использования информационных и коммуникационных технологий в российских организациях показывает, что за период с 2006 по 2010 годы наиболее увеличилось использование организациями Интернета в общем показателе с 100 891 единиц до 147 311 единиц и в абсолютном показателе это составило 21305 единиц. [29]

 Таблица 4. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам

 



(в процентах к итогу)

 

2006

2007

2008

2009

2010

Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии - всего

100

100

100

100

100

 в том числе затраты:

 

 

 

 

 

 на приобретение вычислительной техники

33,7

31,2

27,5

21,9

 на приобретение программных средств

11,3

14,7

15,9

16,4

15,7

 на оплату услуг связи

31,4

29,4

31,4

33,8

32,6

 из них оплата доступа к Интернету1)

5,7

6

6,6

7,9

7,6

 на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий

0,8

0,7

0,8

1,2

0,7

 на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг связи и обучения)

15,2

16,5

17,5

19

19,2

 прочие затраты

7,6

7,5

6,9

9,2

9,9

1) Обследуются с 2006г.







Если посмотреть в процентном отношении (табл. 4), то можно сделать вывод, что как и выше в приведенной (табл. 3) больший процент распределения затрат на IT-технологии приходиться на оплату услуг связи в том числе оплата доступа в Интернет и другие средства связи на 2010 год это составило 32,6%. А вот приобретение персональных компьютеров с 2006 года по 2010 год снизилось (табл.4) соответственно с 33,7 до 21.9%.

Таблица 5 - Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности в 2006-2010 гг.

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Затраты на информационные и коммуникационные технологии в организациях по видам экономической деятельности, млн. руб.

252029,7

299389,4

372733,4

421377,8

442580,2

84958, 10

75,6

на приобретение вычислительной техники, млн. руб.

84908,7

93366,9

102514,6

85663,8

87876,2

2989,84

3,5

на приобретение программных средств, млн. руб.

28451,5

44173,7

59339,3

69059,4

71521,1

151,4

на оплату услуг связи, млн. руб.

79286,9

87912,9

116968,6

142564,3

157813,1

40903,9

99,0

оплата доступа к сети Интернет, млн. руб.

14451,8

18007,9

24447,7

33161,7

36417,2

11119,9

151,9

на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий, млн. руб.

2025,4

2176,8

2948,3

5226,1

5479,3

1908,12

170,5

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг связи и обучения), млн. руб.

38235,2

49329,6

65120,2

79991,9

83491,3

20257,66

118,4

Число персональных компьютеров в обследованных организациях - всего, тыс. шт.

6684,0

7528,4

8267,3

8743,7

9216,3

1128,36

37,9


Проведенный анализ затрат российских организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности в период 2006 - 2010 годов (табл. 5) с расчетом абсолютных и относительных отклонений, позволяет сделать следующие выводы. Затраты на информационные и коммуникационные технологии в организациях по видам экономической деятельности в рассматриваемый период увеличились с 252029,7 млн. руб. до 442580,2 млн. руб., т.е. на 75,6%. В том числе наибольший процент увеличения имели затраты на приобретение программных средств; на оплату доступа к сети Интернет; на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий; на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям, т.е. на 151,4; 151,9; 170,5; 118,4 процентов соответственно. Наименьший процент изменений за пятилетний период 2006 - 2010 гг. претерпели затраты на приобретение вычислительной техники: положительная динамика на 3,5%. [24]

Кроме этого, в результате усилившихся процессов глобализации, основным на российском рынке информационных услуг становится сектор деловой и коммерческой информации. Коммерческая информация, которая, несмотря на важность в условиях формирования рыночных отношений, не покрывала всех информационных потребностей предприятий, первой в России приобрела товарный характер. В 1990-е гг. в РФ были созданы независимые коммерческие информационные агентства и фирмы по предоставлению деловой и коммерческой информации (Интерфакс, Slon.ru <#"723495.files/image004.gif"> 

Рисунок 3 - Динамика объема российского рынка компьютеров и периферии

Центральным звеном массового рабочего места являются, конечно, компьютеры. Данный сегмент в первом полугодии* в целом показал неплохой рост (24%) и достаточно интересную внутреннюю технологическую динамику.

Настольные ПК вполне предсказуемо продолжают терять рыночную долю, но не столь быстро, как предполагалось ранее. Если в аналогичный период прошлого года их доля равнялась ровно половине сегмента, сейчас этот показатель уменьшился до 42%. Потребительская основа здесь - это бизнес-сегмент, массовое рабочее место в офисе. В домашнем секторе позиции десктопов гораздо слабее, сказывается сильное воздействие мобильных компьютеров.

Влияние ноутбуков на рынок сегодня двояко: часть объема продаж ноутбуков работает на увеличение инсталлированной базы компьютеров в целом, а другая часть формирует рынок замены в сегменте настольных ПК. И особенно ярко это проявляется в домашнем секторе.

С точки зрения потенциала расширения рынка компьютеров важно отметить, что за первую половину года фактически оформился еще один подсегмент - планшетные ПК. По данным компании ITResearch, в Россию за полугодие было поставлено около 390 тыс. «таблеток». Таким образом, этот новый класс устройств сразу занял около 8% компьютерного рынка, да и дальнейшая динамика его развития, прямо скажем, впечатляет.

.2 Промышленная модель развития информационной экономики в РФ

К перспективным относятся направления, в которых российские компании могут эффективно использовать свои конкурентные преимущества: относительно недорогие трудовые ресурсы, наличие высококвалифицированных специалистов с опытом решения сложных нестандартных задач, близость к ряду экспортных рынков, вступление России в ВТО, уровень государственной поддержки (схема, рис. 3).

Исходя из этих преимуществ, наиболее перспективным направлением является предоставление информационных услуг на экспорт в сегменте разработки заказного программного обеспечения.

Перспективным направлением является также разработка встроенного программного обеспечения и дизайн оборудования на базе собственных центров зарубежных информационных компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы у прикладных и развлекательных программных приложений для населения и мелкого бизнеса, где размер компании и барьеры для входа на рынок не играют большой роли.

Рисунок 4 - Направления развития информационной экономики в РФ

В развитии экспорта информационных товаров и услуг у России нет значительных конкурентных преимуществ на мировом рынке. Кроме того, в этом сегменте пришлось бы конкурировать с одной стороны, с крупными западными компаниями, а с другой - с дешевыми производствами в Юго-Восточной Азии.

Расходы федерального бюджета на реализацию программы на период 2011-2020 гг. запланированы на уровне 1,288 трлн рублей. В их число входят расходы на реализацию программы - 88 млрд рублей, мероприятий по использованию ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти - 1,2 трлн рублей. В консолидированном бюджете предусмотрено еще 500 млрд рублей. Кроме того, предполагается использовать 2 трлн рублей из внебюджетных источников . Таким образом, общий объем финансирования программы на период до 2020 г. составит 3,788 трлн рублей или 126-140 млрд долларов США (при курсе 1 ам. доллар - 30-27 рублей), что с разбивкой на десятилетний период означает 13-14 млрд. долларов в год. [25]

В контексте анализа международных индексов Программа ставит перед экономикой России задачи, которые трудно выполнить. Так, в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу к 2020 г. страна должна занять место в первой двадцатке ведущих стран, по индексу развития ИТ войти в первую десятку стран, а по индексу развития электронного правительства оказаться в числе 20 ведущих стран мира. Объем российского экспорта товаров, связанных с ИТ, в 2020 г. должен достичь 8,1 млрд долл. Более того, увеличение ресурсного уровня национального рынка информационных услуг в соответствии с Программой определяется тем, что к 2020 г. доля электронных каталогов в общем объеме каталогов музейного фонда страны должна составить 100%, доля патентов, выданных в сфере информационных технологий, в общем числе выданных патентов - 30%, доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенные в электронную форму - не менее 50%, доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 75%.

Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Задачи Программы - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе.

Выводы и предложения

1. Экономическая сущность информации состоит в том, что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность характеризуется стоимостью, трудоемкостью, истинностью. Наряду с этим, экономическая информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование данных, не все сведения несут информационную нагрузку.

. Определение информации как ресурса было сделано с точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления. Как экономическая категория информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства. Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией.

3. Анализ основных тенденций развития мирового рынка информации в курсовой работе показал, что результатом современной информационной революции стала массовая компьютеризация и информатизация, изменившие экономику, быт людей и общество, которая отразилась на широком использовании ИТ для обработки информации на основных площадках мировых товарных и финансовых рынков и развитии мирового рынка информационных услуг. Кроме того, увеличилась ценность нематериальных благ, появились сетевые организации и сложились сетевые взаимоотношения внутри предприятий и между ними, изменилось содержание труда, который стал информационно насыщенным, сформировалась информационная индустрия, производящая технологии для производства информационных продуктов, используемых для управления бизнес- процессами и создания новых знаний.

4. Проведенный анализ затрат российских организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности в период 2006 - 2010 годов с расчетом абсолютных и относительных отклонений, позволяет сделать следующие выводы. Затраты на информационные и коммуникационные технологии в организациях по видам экономической деятельности в рассматриваемый период увеличились с 252029,7 млн. руб. до 442580,2 млн. руб., т.е. на 75,6%. В том числе наибольший процент увеличения имели затраты на приобретение программных средств; на оплату доступа к сети Интернет; на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий; на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям, наименьший процент изменений за пятилетний период 2006 - 2010 гг. претерпели затраты на приобретение вычислительной техники: положительная динамика на 3,5%.

. Проведенный анализ направлений развития внешней торговли России компьютерными информационными услугами позволяет сделать вывод о том, что при условии сохранения существующих темпов развития отрасли Россия может в последующие 10-15 лет стать одним из лидеров мирового рынка данного вида услуг, успешно конкурируя на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

. Анализ ограничений и барьеров на рынке информации в реальной жизни выявил, что распространение информации наталкивается на определенные информационные барьеры, преодоление которых выступает важнейшей функцией маркетинга научно-технической информации. Таким образом, на распространение информации оказывают наибольшее влияние пять разновидностей информационных барьеров: технический, экономический, законодательный, культурно-исторический, психологический.

. У России имеются перспективные направления развития на мировом рынке информации, такие как разработка встроенного программного обеспечения и дизайн оборудования на базе собственных центров зарубежных информационных компаний в России. Кроме того, есть некоторые перспективы у прикладных и развлекательных программных приложений для населения и мелкого бизнеса, где размер компании и барьеры для входа на рынок не играют большой роли.

. Мощным рычагом воздействия на внедрение ИТ является государство. При значительной доле государственного спроса на рынке ИТ в России, спрос этот раздроблен и в основном приходится на оборудование. Необходимо централизовать государственные закупки средств ИТ как для консолидации заказов, так и для осуществления межведомственных проектов создания информационных систем.

,Помимо мер, направленных на улучшение бизнес-климата, государство может увеличить спрос предприятий на ИТ, способствуя увеличению числа специалистов по ИТ, общему повышению компьютерной грамотности, а также повышая доступность оборудования за счет снижения импортных пошлин и уменьшения сроков амортизации компьютерной техники.

.Параллельно с мерами по стимуляции спроса необходимо устранять проблемы, мешающие расширить предложение ИТ. Основными из них, являются недостаток специалистов по ИТ, высокая налоговая нагрузка на предприятия отрасли ИТ и административные проблемы.

Список использованных источников

. Абрамова А.В. Россия на мировом рынке информационных технологий // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля; Рос.ассоциация междунар. исследований. - М. : МГИМО-Университет, 2007.

. Антипина О. Н. "Новая макроэкономика" информационной эпохи / О. Н. Антипина // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2009. - № 3.

. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. - СПб: Питер, 2007. - 288с.

5.Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 504с.

. Глухов В. В. и др. Экономика знаний. - СПб.: Питер, 2010. - 528 с.

. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Изд. Логос, 2007.

. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // НАУКА И ЖИЗНЬ. - 2010 - №4.

. Карпова Н.Н., Азгальдов Г.Г., Базанчук Е.А., Шаранова Н.А. Практика оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: ФА при Правительстве РФ, 2010. - 128c.

. Кастельс М. Информационная эпоха. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2008.

. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С. 151-155.

. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2011.

. Козырев А. Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. - М., 2008. - 48 с.

. Колядин А.П. Структурные элементы человеческого капитала //Экономический вестник Ростовского государственного университета - 2009 Том 4 № 2.

. Лазарев А.Н. Международные индексы для оценки развития информационного общества: новые показатели [текст]/А.Н. Лазарев //Открытое образование. - 2011.

. Лазарев А.Н. Методы и модели страновых сопоставлений и проблема определения уровня конкурентоспособности и информационного развития стран в условиях глобализации [текст]/А.Н. Лазарев // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2009.

. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с.Международное экономическое сотрудничество в глобальном мире под ред. Н. Н. Ливенцева. - 140

. Моргунов Е.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2008. - №7, с. 11-12.

. Луман Н. Решения в информационном обществе.«Бестселлеры IТ-рынка» №4. 2011

. Пресс-релиз от 19 февраля 2009 г. International Data Corporation. Режим доступа: http://www.idcrussia.com/about/press/pressRelease-33-RU-ru_RU.jsp

21. Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. 2009. № 2.

. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //Философские науки. 2010, №5

. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

. http//referent.mubint.ru/securite/8/1562/1

. www.coolreferent.com/ Структура_информационных_ресурсов России.

26. Globalteka.ru/order/7878

. www.inform-info.ucoz.ru/forum/

. Wоrld Investment Repоrt 2009, UN Transnatiоnal Соrpоratiоns, Agriсultural Prоduсtiоn and Develоpment UNСTAD, UN. - New Yоrk, Geneva, 2009.

Похожие работы на - Российский рынок информации и информационных услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!