Применение информационных систем на предприятии общественного питания на примере ООО 'ЯМС-ФУС-2' ресторан 'Осака Н'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,67 Мб
  • Опубликовано:
    2014-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение информационных систем на предприятии общественного питания на примере ООО 'ЯМС-ФУС-2' ресторан 'Осака Н'

Введение

информационный автоматизация ресторан продукция

Эффективность деятельности предприятия в рыночных условиях напрямую зависит от оперативной работы всех его подразделений, скорости качества выполнения заказов, расчетов с контрагентами.

Решение этих задач связано с необходимостью обработки значительных объемов информации в короткие сроки, организации деятель- многих людей, работающих с единым набором данных. Эффективным решением подобных задач является применение информационных систем масштаба предприятия. Однако многие предприятия имеют разветвленную структуру и выходят за пределы одного офиса, имеют у множество филиалов, располагающихся в пределах города или области.

При введении системы автоматизации повышается уровень и скорость обслуживания, исключаются ошибки и неточности при выполнении заказа и расчете посетителя, продукция на складе и производстве полностью учитывается, а менеджеры и руководитель предприятия получают возможность в любой момент проанализировать работу всего заведения.

В данной работе представлена разработка распределенной информационной системы, построенной на клиент-серверной архитектуре, ориентированной на автоматизацию рабочих мест обслуживающего персонала предприятия общественного питания, автоматизации процессов, связанных с учётом поставок продукции в сети общественного питания ресторана "Осака Н"

Тема была предложена ООО "ЯМС-ФУС-2" ресторан "Осака Н", ведущего свою деятельность в сфере ресторанного бизнеса.


1. Анализ объекта автоматизации - ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н"

.1 Анализ деятельности предприятия

Ресторанный бизнес - один из наиболее популярных видов бизнеса в настоящее стоящее время. В большинстве предприятий общественного питания сотрудники пользуются "бумажными" технологиями, что затрудняет учёт продукции на складах, приготовление и отпуск блюд, точный и правильный расчет потребления.

В Российской Федерации создание и функционирование предприятий общественного питания основывается на Постановлении Правительства РФ "Правил оказания услуг общественного питания" (от 15.08.12 №1036), "Правила продажи отдельных видов продукции" (от 19.01.12 №55), "Правила розничной торговли алкогольной продукцией" (от - 08.11 № 987) и на основании Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30.03.12 №52-ФЗ).

В соответствии с законом, ресторан действует как универсальное предприятие общественного питания, предоставляющее населению широкий спектр услуг. Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и в других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Исполнитель (ресторан) обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать:

-          перечень услуг и условия их оказания;

-          цены и условия оплаты услуг;

-          фирменное наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

-          сведения о весе (объеме) порций готовых блюд, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;

-          обозначение нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

-          сведения о сертификации услуг.

Целями функционирования ресторана являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Предметом деятельности ООО "ЯМС-ФУДС-2" являются:

-          организация питания населения в собственном кафе, баре;

-          осуществление строительства, реконструкции, а также капитального ремонта основных фондов;

-          проведение работы по материально-техническому обеспечению своей         деятельности в уставном порядке и в соответствии с действующими нормативами;

-          производство и реализация продукции, сырья, полуфабрикатов, товаров народного потребления;

-          приобретение оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений и других материально-технических ценностей и государственных организаций, частных юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, путем закупок в оптовой, мелкооптовой, розничной комиссионной и коммерческой торговле;

-          продажа транспортных средств;

-          продажа предприятиям, гражданам, организациям, в том числе и иностранным, продукции, товаров и услуг, как собственных, так и в качестве посредника;

-          благотворительная деятельность;

-          организация и проведение выставок, ярмарок, аукционов, лотерей, продукции и товаров, как собственного производства, так и приобретенных у других предприятий, организаций и частных лиц в России и за ее пределами;

-          привлечение иностранных инвестиций для осуществления деятельности предприятия;

-          осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с целями и направлениями;

-          удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, предприятий сферы обслуживания и торговли;

-          посредническая и коммерческая деятельность;

-          закупка сельскохозяйственной продукции у населения, закупка продуктов питания с последующей их реализацией;

-          приобретение и реализация ГСМ;

-          оказание посреднических рекламных, информационных (маркетинг) и иных услуг юридическим лицам и гражданам;

-          торгово-закупочная деятельность;

-          внешнеэкономическая деятельность;

-          складские услуги;

-          организация складов и других мест хранения товаров, продуктов, ГСМ и т.д.

.2 Организационная структура предприятия

По способу формирования уставного капитала ресторан "Осака Н" является обществом с ограниченной ответственностью. Имущество общества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов ;пи других законных источников. В соответствии учредительным договором уставной капитал разделяется на доли, принадлежащие каждому из участников.

Денежная оценка не денежных вкладов в уставной капитал, вносимых участниками общества и принимаемыми в обществе третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников принимаемым всеми участниками единогласно.

Уставной капитал общества может формироваться за счет прибыли от его деятельности. При необходимости уставной капитал может быть увеличен за счет дополнительных взносов участников, за счет прибыли от деятельности общества и за счет имущества общества.

Организационное устройство ООО "ЯМС-ФУДС-2" соответствует общепринятой схеме управления обществом с ограниченной ответственностью. Непосредственное руководство деятельностью ООО "ЯМС-ФУДС-2" осуществляет генеральный директор, согласно уставу предприятия совместно с правлением.

В организационной структуре ресторана созданы функциональные подразделения:

-          производство (кухня, бар);

-          бухгалтерия;

-          ресторан (зал, подсобные помещения);

На рисунке 1.1 представлена организационная структура общества с ограниченной ответственностью "Гранд-Н" в рамках подразделений, реализующих основную деятельность.

Рисунок 1.1 - Укрупненная организационная структура ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н".

Ресторан как подразделение общественного питания обслуживает гостей согласно меню, которое является основой любой ресторанной концепции, независимо, к какому типу данное предприятие питания относится. Большую роль при этом играет профессионализм метрдотелей и официантов, находящихся в непосредственном контакте с клиентами.

Барное обслуживание заключается в основном в обеспечении клиентов спиртными напитками. В барах могут также готовиться напитки для их употребления в ресторане. Такой бар носит название сервисного ("servicebar"). Кухня является производственным центром. Заказы на производство конкретной продукции поступают из ресторана от официантов (на основе составленного и предлагаемого клиентам меню), а также из банкетного зала, работающего по предварительному заказу. Повара готовят необходимые блюда, а главной обязанностью руководства в этом секторе является лишь контроль над ценой и качеством конечного продукта. При этом основным лицом, в ведении которого находится производство питания, как правило, является шеф-повар, получивший специальное образование, квалифицирующее его как профессионального повара. Отдел бухгалтерского учета тесно связан и с линейными службами и с персоналом всего ресторана. В его обязанности входит осуществление денежных переводов, подготовка различных финансовых отчетов от кассиров каждой торговой точки предприятия, своевременное информирование руководства о финансовых результатах деятельности фирмы, также выплата работникам жалованья, контроль и учет издержек. Служба безопасности выполняет функции поддержания порядка и безопасности в ресторанном комплексе, поскольку ресторан несет ответственность за обеспечение разумной безопасности своих клиентов. При этом предприятие может поручить выполнение этих обязанностей, как собственной службе, так и привлечь стороннюю организацию. Более детально организационная структура представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Организационная структура ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н"

.3 Функциональная структура предприятия

В процессе анализа деятельности фирмы были выявлены основные функции по управлению и принятию решений, распределенные между должностью лицами согласно документу "Должностные обязанности".

Условно функции можно разбить на две категории:

управленческие (руководящие), т. е. принятие решений, работы с разнородными и неповторяющимися ситуациями;

рутинные, т. е. выполнение одних и тех же или аналогичных функций требующее принятия собственных решений.

Функции, отнесенные к первой категории, распределены между ш лицами, занимающими три первых уровня иерархии. Остальные возложены на работников, находящихся на четвертом уровне организационной структуры предприятия.

Функциональная структура приведена на рисунке 1.3.

Основные функции ведущих подразделений можно сформулировать следующим образом.


1.3.1 Производство

Функции производства:

Разработка, приготовление и подача их в зал; хранение продуктов и полуфабрикатов.

.3.2 Ресторан

Функции ресторана: поддержание в надлежащем виде помещений ресторана, обслуживание клиентов, а именно: принятие, подача заказа, составление акта реализации продукции - счета, с последующим предоставлением клиенту, фескализация счета с помощью контрольно-кассовых машин (ККМ).

В конце рабочей смены сдача наличных средств в бухгалтерию согласно суточному фискальному отчету.

.3.3 Бухгалтерия

Функции бухгалтерии:

Проведение приходных документов (накладные, авансовые отчеты) , актов списания, ведение кассы, а именно: приход денег (счета клиентов), расход денег (выдача под отчет, оплата поставщикам), операции с банковским счетом (сдача денежных средств на р/с, снятие и перевод денег с р/с). Составление калькуляций блюд (совместно с шеф-поваром). Составление бухгалтерской отчётности, экономического баланса предприятия.


Рисунок 1.3 - Функциональная структура ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н"

.4 Организация учета в ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н"

.4.1 Общие функции учета в ресторане "Осака Н"

Основными функциями учета, осуществляемого в ресторанном бизнесе являются:

         открытие заказа; сохранение заказа; распечатка заказа повару выписка счетов;

         оплата заказа;

         контроль действий персонала;

         формирование отчетов по выручке; отчетов по заказам; отчётов по дисконтным картам и т.д.; контроль остатков; анализ работы персонала;

         ведение количественно-суммового учета продуктов и блюд в резерве мест хранения;

         ведение справочника рецептур блюд, составление калькуляций.

         составление акта проработки для создания фирменного блюда, автоматический подсчет выхода готового блюда;

         ведение списка взаимозаменяемых ингредиентов и его автоматическое использование при списании продуктов;

         возможность использования схемы "блюдо в блюде" с неограниченным количеством уровней вложенности.

         печать плановой калькуляционной карточки;

-        формирование технологических карт;

         учет товаров и блюд как по себестоимости, так и по розничной цене, с использованием торговой наценки;

         получение аналитических, оперативных и учетных отчетов.

.4.2 Описание документооборота

На рисунке 1.4 представлена схема документооборота ресторана.

Агент по снабжению формирует заявку на продукцию поставщику. Поставщик формирует заказ и поставляет его в ресторан на склад, предъявляет накладные, счет - фактуры, которые передаются в бухгалтерию ресторана. На складе принимается товар, сверятся соответствие накладным, и передается на производство. Производство - кухня, бар, где готовится продаваемая продукция. Кухня и бар являются также складами, где хранятся продукты и полуфабрикаты. После принятия товара точные данные о принятом товаре передаются в бухгалтерию, где вносятся в базу данных. Заказ клиента поступает через фронт официанта как заказ в производство, в кухню или на бар. При приготовлении заказа информация "заказ выполнен" поступает к официанту по средствам печати на принтер официанта.

При желании клиента оплатить счет, официант формирует счет клиента и передает его кассиру, который предоставляет счет клиенту и получает деньги. В конце смены кассир формирует отчет о выручке смены и передает его и деньги в кассу бухгалтерии.


Рисунок 1.4 - Документооборот ресторана "Осака Н"

.5 Уровень автоматизации ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н"

Функционирующий в ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н" в настоящее время программный комплекс разработан на базе "1С Предприятие".

Среди недостатков системы можно выделить следующие:

-          не ведется контроль отрицательных остатков, что делает невозможным точный учет остатков продукции на складе;

-          низкая безопасность программы: отсутствует разграничение прав доступа, в связи с этим существует возможность мошенничества персонала, а именно отмена заказов, изменение оплаченных заказов и т.д.;

-          низкий уровень программного кода - низкое быстродействие;

-          несовместимость с другими программными продуктами 1С;

-          отсутствие технической документации по эксплуатации;

-          отсутствие таблиц аналогов продуктов, нет взаимозаменяемости продуктов;

-          нестандартный план счетов, что усложняет сдачу бухгалтерской отчетности;

-          недостаточное количество отчетов, отсутствие аналитической информации для анализа управленческого учета;

Система управления базой данных построена на технологии клиент-сервер. При этом программа может работать как с локальной, так и с сетевой базой данных. При технологии файл-сервер база данных хранится на сервере, а СУБД - на клиентской станции, поэтому клиентская станция должна быть достаточно мощной для обработки полученных данных сервера и проведения необходимых манипуляций с данными. При обращении к одной записи базы данных считывается запись, что не сказывается на времени обработки. Работа ведётся в локальной сети.

Основным недостатком таких СУБД является то, что только данные конкретная программа способна правильно производить изменения в базе данных, сохраняя их целостность. Любое стороннее вмешательство в данных может привести к полному разрушению данных и потере информации.

Для перевода программы на современную технологию клиент- сервер. необходимо почти полностью переработать базу данных (учитывая все положительные и отрицательные стороны старой программы). Необходимо создать удобный пользовательский интерфейс под операционную систему Windows семейства 7. Предусмотреть гибкую систему помощи, подсказок и отчетности, возможность экспорта/импорта данных.

В состав имеющегося торгового оборудования входят:

-          фискальный регистратор Штрих-мини-К 00091527;

-          чековый принтер STAR SP 298 office;

-          однодверный контроллер доступа поддерживает считыватели со стандартным протоколом Wiegand Rosslare АС-015;

-          Proximity-считыватель AY-KR-12 ROS SALARE ENT.


1.6 Анализ существующего рынка программных средств задач по автоматизации ресторанного бизнеса

Для ресторанного бизнеса на рынке представлено около десятка программных продуктов как отечественного, так и импортного производства. Главный минус зарубежных систем автоматизации в том, что у них более слабый механизм контроля. Они, в основном, ориентированы на глубокую справочную информацию и сложную аналитику, а в наших условиях на первом месте должен стоять жесткий контроль над заведением. Кроме того, западные системы не знакомы с характерными экономическими схемами, которые применяются в российских ресторанах.

.6.1 "R-Кеерег"

R-Кеерег - это наиболее полный, грамотный, устойчивый к неполадкам компьютерных сетей и неправильным действиям персонала комплекс, простой в использовании, с интуитивно понятным интерфейсом, легко наращиваемый, с хорошо защищенным хранением данных [1]. Он позволяет грамотно организовать бизнес-ланчи, шведский стол, банкеты. назначать скидки, а также имеет мощный аналитический инструмент для полноценного управления заведением. Система R-Кеерег жестко дописывает роли всего персонала. Ее установка позволяет если не исключит, то существенно минимизировать различные махинации персонала.

Стоимость комплексной автоматизации небольшого заведения системой R-Кеерег определяется в $ 5-15 тыс. (в зависимости от необходимого количества рабочих мест).

1.6.2 "1С-Рарус:Ресторан+Бар+Кафе"

Конфигурация "1СРарус:Ресторан + Бар + Кафе" 2.0 (разработчик фирма "1С-Рарус") представляет собой типовое решение по автоматизации предприятий общественного питания.

Данный программный продукт разработан на основе базовых объектов системы "1С:Предприятие", может использоваться с компонентами "Бухгалтерский учет", "Оперативный учет", "Расчет", и представляет собой готовое решение для автоматизации процессов розничной продажи на предприятиях общественного питания с использованием торгового оборудования.

Это типовое решение позволяет значительно упростить работу:

         администратора автоматизированной системы управления торговым процессом;

         менеджера смены;

         кассира;

         официанта;

         бармена.

Для создания автоматизированных рабочих мест в типовом решении применяются специализированные эргономичные интерфейсы, в том числе, которые позволяют реализовать все необходимые действия.

Система управления торговым оборудованием позволяет использовать устройства, подключенные к различным компьютерам сети с произвольного рабочего места.

В качестве минусов, присущих системе можно отметить следующее:

-          программный продукт защищен аппаратным ключом защиты , в связи с чем имеет фрагменты кода, недоступные для модификации;

-          "1С-Рарус:Ресторан + Бар + Кафе" 2.0 не является самостоятельным продуктом и должна использоваться вместе с компонентой

-          бухгалтерский учет" "1С: Предприятия" 8.


Таблица 1.1 - Стоимость программного обеспечения предлагаемого фирмой 1С.

 Наименование продукта

Стоимость, у.е.

1С-Рарус: Обмен данными между - Бухгалтерия 8." и "R-Кеерег StoreНоше"

450

1С-Рарус: Общепит, редакция 8, стандартный вариант, локальная поставка

350

1С-Рарус: Общепит, редакция 8, стандартный вариант, сетевая поставка

350

1С-Рарус: Общепит, редакция 6, профессиональный вариант, сетевая поставка

650

1С-Рарус: Общепит, редакция 8, УСН, локальная поставка

500

1С-Рарус: Общепит, редакция 8, УСН, сетевая поставка

550

1С-Рарус: Ресторан+Бар+Кафе 2.0, сетевая подставка

1300

Лицензия для 1С-Рарус: Ресторан+Бар+Кафе 2.0, сетевая

150


.6.3 "Магия-ресторан"

"Магия-ресторан" компании ИВС - это система, разработанная для автоматизации учета и управления на предприятиях общественного питания. Является единственным пакетом прикладных программ для автоматизации ресторанов, полностью построенным на платформе Microsoft SQL и использующим Windows 7 и Windows ХР, что позволяют использовать самое современное электронное оборудование с максимальной эффективностью [2]. Система является масштабируемой, и поэтому с одинаковым успехом используется на различных предприятиях - от фаст-фудов и небольших баров до крупных ресторанов и многопрофильных развлекательных центров и клубов.

Подсистема "Back-Office" работает в режиме "On-Line" и позволяет:

-          конфигурировать автоматизированные рабочие места, г производить администрирование персонала;

-          формировать отчеты и выводить их на экран или печать;

-          оказывает помощь в анализе работы и управлении предприятием;

-          осуществляет экспорт или импорт данных из других систем, будь то бухгалтерская система учета или электронная таблица;

-          консолидирует данные с нескольких точек, обеспечивая работу сети кафе.

Для обеспечения полноценной автоматизации в системе предусмотрена возможность обмена данными с различными внешними бухгалтерскими складскими программами учета. Специализированные модули обеспечивают двухстороннюю связь с такими программами как, 1С: Бухгалтерия, 1С-РАРУС Ресторан.

Связь с автоматизированной системой учета "СИМФОНИЯ" позволяет вести полный учет в сети предприятий общественного питания с возможностью автоматической синхронизации справочников и автоматизации документооборота.

Стоимость системы автоматизации ресторана (на примере автоматизированной системы управления для ресторанов, баров, кафе, фаст-фудов "Магия"):

-          программное обеспечение Front-office 400-1200 у. е.; у.е.;

-          Back-office 500-3000 у.е.;

-          Принтер для кухни (печать заказов) от 350 у.е.;

-          Принтер для бара от 350 у.е.;

-          Принтер для печати гостевых счетов (фирменных бланков) от 500 у.е.;

-          Фискальный принтер в среднем 700 у.е.;

-          Сенсорный монитор (Touch Screen) в среднем 1500 у.е.;

-          Пусконаладочные работы (от стоимости проекта) 10-15%.

.6.4 "Эксперт Лайт"

Эксперт - это программно-аппаратный комплекс автоматизации, предназначенный для ведения учета и контроля на предприятиях общественного питания. Разработчик комплекса - компания АВЕРС технологии - существует на российском рынке автоматизации индустрии питания более 5-ти лет [3].

Основные задачи комплекса:

-          Обеспечение учета товаров на складах, производствах и барах;

-          Ведение жесткого контроля за действиями персонала;

-          Отслеживание случаев злоупотребления (воровства);

-          Формирование отчетов о результативности работы предприятия и его сотрудников.

Основные преимущества:

-          Точность. Ведется протокол действий персонала с точностью до минимума, что позволяет быстро решать спорные вопросы.

-          Гибкость. Совершенная система разрешения прав доступа.

-          Надёжность. Бесплатное гарантийное обслуживание в течении

-          1 года, круглосуточная поддержка.

Основные недостатки:

-          Минимальная стоимость контракта - от 3500 у.е.;

-          Ресторан, использующий ЭКСПЕРТ Лайт, рассчитан на 20- 100 посадочных мест, имеет не более двух залов общей площадью не более 150 кв. м и не более 8 одновременно занятых в зале официантов;

-          Основными функциями является организация работы торгового зала и аналитика по продажам, складской учет осуществляется посредствам поставляемого модуля ЭКСПЕРТ: Калькуляция и Склад предназначенного для ведения складского учета и автоматизации работы калькуляции на предприятии общепита.

.7 Формализованная постановка задачи дипломного проектирования

Исходя из вышеизложенного, было принято решение о разработке автоматизированной системы "Ресторан" ООО "ЯМС-ФУДС-2".

Данная система должна включать в свой состав автоматизированная персонала предприятия общественного питания (официант, администратор, бармен) и удовлетворять следующим требования:

         простота освоения программы и работы с ней;

         стандартизация интерфейса, т.е. сходства с существующими стандартами типа IBM WINDOWS;

         организация удобного диалога и пользователя;

         открытость для модификации и дополнений последующими версиями и разработками;

         контроль доступа и разграничения прав.

         Набор автоматизируемых функций учета:

         авторизованное разделение прав доступа функций, исполняемых различными классами персонала ресторана. Персонал получает доступ в систему после авторизации специальных магнитных карт, которые являются уникальными для каждого программного много продукта;

         автоматизация работы официанта: открытие заказа; сохранение заказа; распечатка заказа повару; выписка счетов.

         автоматизация работы менеджера в зале: контроль действий персонала.

         автоматизация работы управляющего: отчет по выручке; отчёт по выручке, отчет по дисконтным картам; контроль остатков; анализ работы персонала; прочие отчеты о деятельности ресторана.

         ведение количественно-суммового учета продуктов и блюд в резерве мест хранения;

         ведение справочника рецептур блюд, составление калькуляции:

         составление акта проработки для создания фирменного блюда, автоматический подсчет выхода готового блюда;

         ведение списка взаимозаменяемых ингредиентов и его автоматическое использование при списании продуктов;

         возможность использования схемы "блюдо в блюде" с неограниченным количеством уровней вложенности.

         печать плановой калькуляционной карточки;

         формирование технологических карт;

         учет товаров и блюд как по себестоимости так и по розничной стоимости, с использованием торговой наценки;

         возможность работы с отрицательными остатками;

         получение аналитических, оперативных и учетных отчетов.


2. Разработка системы учета в ресторане "Осака Н" на базе локальной вычислительной сети

.1 Выбор архитектуры сети

При проектировании автоматизированной информационной системы необходимо, в первую очередь принять решение о выборе архитектуры, а затем уже приступать к покупке необходимых комплектующих. При построении своей ЛВС, было решено использовать беспроводную сеть.

Сегодня беспроводные сети позволяют предоставить подключение пользователей там, где затруднено кабельное подключение или необходима полная мобильность. При этом беспроводные сети без проблем взаимодействуют с проводными сетями.

Для подключения к беспроводной сети Wi-Fi достаточно обладать ноутбуком или карманным персональным компьютером (КПК) с подключенным Wi-Fi адаптером.

Любой беспроводной Wi-Fi адаптер должен соответствовать нескольким требованиям:

1.      необходима совместимость со стандартами;

2.      работа в диапазоне частот 2,4 ГГц - 2,435 ГГц (или 5 ГГц);

.        поддерживать протоколы WEP и желательно WPA;

.        поддерживать два типа соединения "точка-точка", и "компьютер сервер";

.        поддерживать функцию роуминга.

Существует три основных разновидности Wi-Fi адаптеров, различаемых по типу подключения:

Подключаемые к USB порту компьютера. Такие адаптеры компактны, их легко настраивать, а USB интерфейс обеспечивает функцию "горячего подключения";

Подключаемые через PCMCIA слот (CardBus) компьютера. Такие устройства располагаются внутри компьютера (ноутбука) и поддерживают любые стандарты, позволяющие передавать информацию со скоростью до 108 Мбит/с;

Устройства, интегрированные непосредственно в материнскую плату компьютера. Самый перспективный вариант. Такие адаптеры устанавливаются на ноутбуки серии Intel Centrino. И, в настоящее время используются на подавляющем большинстве мобильных компьютеров. Все виды беспроводных адаптеров.

Проект по внедрению беспроводной ЛВС базируется на оборудовании c поддержкой стандарта 802.11n, получившим сертификат Wi-Fi. Wi-Fi покрывает всю территорию офиса ресторана обьединяет всех пользователей в единую сеть с доступом в интернет. Сеть осуществляется установленными по всей территории офиса ресторана беспроводными унифицированными точками доступа, управляемыми беспроводным коммутатором.

.2 Выбор аппаратного обеспечения

Link DWL-8600AP - унифицированная беспроводная точка доступа следующего поколения, соответствующая стандарту IEEE 802.11n. Гибкая в управлении и мощная, данная точка доступа предназначена для развертывания сетей в режиме автономной беспроводной точки доступа или в режиме управляемой точки доступа, управление которой осуществляется при подключении к беспроводному коммутатору. Предприятия могут начать работу с организации сети с помощью одной интеллектуальной точки доступа DWL-8600AP, предоставляющей ряд расширенных функций LAN, а затем в любое время перейти к централизованной системе управления после подключения аналогичной точки доступа DWL-8600AP к унифицированному проводному/беспроводному коммутатору D-Link.

Стандарт 802.11n увеличивает пропускную способность в 6 раз больше по сравнению с сетями стандарта 802.11a/g. Точка доступа DWL-8600AP является обратно совместимой с устройствами стандарта 802.1a/b/g и позволяет настройку 2x2:2* в обоих направлениях Tx/Rx. Технология Multiple In Multiple Out (MIMO) и каналы с увеличенной пропускной способностью увеличивают физическую скорость передачи данных при использовании стандарта 802.11n. MIMO обеспечивает одновременную передачу нескольких сигналов с помощью нескольких антенн вместо одной. Использование DWL-8600AP на предприятии подготавливает платформу для будущего поколения беспроводных устройств и мобильных приложений.AP поддерживает функцию APSD (Автоматический переход в режим сохранения энергии) по расписанию и вне расписания. Выполняемая вне расписания функция APSD (U-APSD) является более эффективным методом управления питанием по сравнению с функцией Power Save Polling 802.11. Основным преимуществом функции U-APSD является возможность синхронизации передачи и получения голосовых фреймов с точкой доступа, таким образом, устройство может переходить в режим сохранения энергии в случае, когда не выполняется отправка или прием пакетов. DWL-8600AP является полностью совместимой с устройствами стандарта 802.3af даже в режиме максимально потребляемой мощности. В отличие от точки доступа стандарта 802.11n других производителей, которым требуется PoE или 802.3at при работе обеих частот, DWL-8600AP обеспечивает непрерывную поддержку энергосберегающей технологии D-Link Green. Вид DWL-8600AP представлен на рисунке 20.

Рисунок 2.1 - беспроводная точка доступа DWL-8600AP


Комплекс технических средств (КТС) проектируемой системы должен включать в свой состав средства для обеспечения связи между удалёнными компьютерами, технические средства для организации рабочих серверов, а также специализированное торговое оборудование.

В качестве рабочих станций следует использовать персональные компьютеры с характеристиками не ниже следующих:

·        Объём ОЗУ - 2048 Мb;

·        Объём жесткого диска-512 Гб;

·        Процессор - Inter(R) Core(TM)2 Quad CPU 2.50 GHz.

Для машин, выполняющих функции сервера, необходимо соблюдение следующих минимальных требований: съем

·        Объём ОЗУ - 2048 Мb;

·        Объём жесткого диска-512 Гб;

·        Процессор - Inter(R) Core(TM)2 Quad CPU 2.50 GHz.

Существующая инфраструктура предприятия уже включат комплекс технических средств для взаимодействия в приделах беспроводной сети (до 150 Мбит/с).

Для обеспечения связи с рабочими станциями, находящимися за пределами сети, необходимо применение модемов типа DWL-8600AP для возможности работы в Internet.

2.3 Выбор сетевой операционной системы

Разработанная система автоматизации ресторана "Осака Н" в качестве операционной системы предполагает использование ОС семейства Windows Server 2012, так как ее совместимость с торговым оборудованием является наиболее оптимально и выполняет одно из требований, оговоренных в постановке задачи.


2.4 Выбор торгового оборудования

.4.1 Оборудование рабочего места официанта

Успешность заведения во многом определяют отличный сервис и оперативная работа персонала - достичь этого поможет автоматизация ресторана. Для небольшого ресторана с одним или двумя залами обслуживания, для оформления заказов оптимально использование выделенного терминала официанта. Рабочим местом кассира является XPos-система на базе фискального регистратора, возможно использование как сенсорных мониторов (Touch-screen), так и программируемой клавиатуры. В качестве станции официанта предпочтительно использовать сенсорный терминал это позволяет ускорить ввод и редактирование заказов.

Дополнительно терминал официанта можно оснастить принтером печати счета. На кухне и в баре устанавливаются принтеры печати заказов.

Возможные варианты комплектации приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Варианты комплектации рабочих мест персонала ресторана.

Внешний вид

 Состав оборудования

Pos-система сенсорная вариант 1. Состав: Системный блок "mini" Монитор Touch-screen Aegis 12" Дисплей покупателя Фискальный регистратор "ПРИМ 88-ТК"

Pos-система сенсорная вариант 2. Состав: Системный блок "midi" Монитор Touch-screen Aegis 12" Считыватель магнитных карт Фискальный регистратор "ПРИМ 88-ТК"

Pos-система клавиатурная вариант 1. Состав: Системный блок "mini" Монитор монохромный MVGA 9" Программируемая клавиатура 84 клавиши Дисплей покупателя Фискальный регистратор "ПРИМ 88-ТК"

 

Pos-система клавиатурная вариант 2. Состав: Системный блок "midi" Монитор монохромный MVGA 9" Программируемая клавиатура 84 клавиши Дисплей покупателя Фискальный регистратор "Штрих ФР-К"

 

Терминал официанта сенсорный. Состав:   Системный блок "midi" Монитор Touch-screen Aegis 12" Считыватель магнитных карт


На рисунке 2.1 схематично представлено размещение оборудование в соответствии с рабочими местами персонала.

Рисунок 2.1 - Схема типовой автоматизации ресторана.

2.4.2 Картридеры

На сегодняшний момент в сфере торговли, услуг и общественного питания наибольшее распространение получили персональные карты с магнитной полосой или штрих-кодом. Данные карты предназначены для. -использования в компьютерно-кассовых системах и могут использоваться для автоматизации процессов предоставления скидок, учета покупок, сделанных покупателями или учета услуг, оказанных владельцу карты.

Вся информация о клиентах, скидках, истории покупок и услуг хранится в компьютерной базе данных системы учета предприятия, а пластиковая карта с соответствующим идентификатором является средством доступа к такой базе данных.

Пластиковые карты могут использоваться для идентификации личности человека в системах контроля доступа в помещения или компьютерные базы данных.

Пластиковые карты можно использовать в платежных системах предприятий понятий для предоставления кредита посетителям предприятий торговли общественного питания и услуг и последующего контроля расходования денежных средств клиентом.

На рисунке 2.2 показана локальная вычислительная сеть ресторана "Осака Н", спроектированная с учетом описанных в данной главе решений.


3. Проектирование информационного обеспечения разрабатываемой подсистемы

Информационное обеспечение подсистемы АСУ (информационная база- АСУ) - это совокупность показателей, документов, словарей, массивов информации, необходимых для работы системы. Кроме того, в состав информационного обеспечения входят методы организации, хранения и контроля информации, обеспечивающие взаимосвязанное решение задач, реализуемых АСУ.

Для эффективного функционирования любой АСУ вся информация, используемая при решении задач, должна быть четко систематизирована. Сущность создания информационного обеспечения АСУ как раз и стоит в обеспечении данного условия, необходимого для нормальной работы системы.

В условиях АСУ вся информация системы должна храниться на магнитном диске в файлах баз данных. База данных может иметь реляционную структуру. При проектировании реляционной базы данных решаются вопросы о наиболее эффективной структуре данных. При этом

преследуются цели:

-        обеспечить быстрый доступ к данным в таблицах;

         исключить дублирование данных, которое может являться причиной ошибок при вводе и нерационального использования дискового пространства в процессе работы;

-        обеспечить целостность данных таким образом, чтобы при изменении одних объектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ними объектов.

Для обеспечения этих требований были произведены следующие этапы построения баз данных.


3.1 Разработка концептуальной модели данных

Концептуальная модель баз данных (БД) разрабатывалась на основе анализа всей предметной области и строилась на базе одной из теоретических моделей, используемых для концептуального проектирования БД. К таким моделям, прежде всего, относятся модели "сущность-связь", "объект-зависимость", семантические сети. В данном дипломном проекте использована модель "сущность-связь".

В результате анализа предметной области и потоков данных выделены следующие основные сущности:

Сущность "Блюда". Включает в себя атрибуты, описывающие ассортимент изготавливаемых блюд.

Сущность "Меню". Включает в себя атрибуты, описывающие ассортимент подаваемых блюд.

Сущность "Калькуляция". Данная сущность содержит атрибуты, описывающие стоимостные и рецептурные характеристики блюда.

Сущность "Посетитель". Отражает информацию о гостях ресторана.

Сущность "Увлечения". Отражает увлечения посетителей с целью дальнейшего учета и возможности приглашения постоянных посетителей на тематические мероприятия и акции.

Сущность "Заказ". Содержит атрибуты, отражающие заказы посетителей на приобретение блюд.

Сущность "Счет". Содержит атрибуты, отражающие стоимостное выражение заказов посетителей, предоставляемое к оплате.

Сущность "Контрагент". Отражает характеристики контрагента.

Сущность "Приходная накладная". Отражает информацию приходных накладных.

Сущность "Расходная накладная". Отражает информацию расходных накладных.

Сущность "Сотрудники". Содержит информацию о персональных данных сотрудников.

Сущность "Пароли". Данная сущность предусматривает хранение информации о регистрации пользователей в системе.

Сущность "Журнал доступа". Содержит атрибуты, позволяющие вести протоколы работы сотрудников с системой.

Сущность "Права". Содержит атрибуты, позволяющие вести поддержку профилей работы сотрудников с системой.

Сущность "Инвентаризация". Содержит атрибуты, присущие акту инвентаризационного учета.

Сущность "Акт списания". Содержит поля, описывающие документ списания товара.

Сущность "Акт оприходования". Хранит информацию документов оприходования товаров.

Сущность "Акт переоценки". Содержит атрибуты, отражающие данные документов переоценки товаров.

Сущность "Склады". Описывает характеристики объектов хранения. Сущность "Товар". Включает в себя атрибуты, описывающие номенклатуру товаров.

Сущность "Прайс-лист". Содержит атрибуты, характеризующие ценовую политику.

Сущность "Банки". Включает атрибуты, описывающие информацию о банках.

Более подробная информация об атрибутах сущностей представлена концептуальной модели данных.

Приведенные выше сущности находятся друг с другом в отношениях, основные из которых могут быть описаны следующим образом. Каждый посетитель может стать источником множества заказов, однако каждый заказ связан с одним конкретным посетителем. Каждый заказ, является основанием для составления счета, и каждому счету соответствует только один заказ. Поэтому между сущностями "Посетитель" -"Заказ" существует отношение 1:N, а между сущностями "Заказ" и "Счет" - 1:1.

Записи сущностей первичных документов имеют атрибут автор документа, который связан с записью сущности "Сотрудник". Каждый документ имеет только одного автора, однако каждый сотрудник может создавать несколько разнообразных документов. Поэтому между сущностями документов и сущностью "Сотрудники" существует отношение 1:N.

Все сущности, описывающие операции с товарами связаны с сущностью "Товар", отражающей существующую номенклатуру и сущности Прайс-лист". При этом каждой записи табличной части этих сущностей соответствует только одна запись номенклатуры и прайс-листа. Поэтому между ними существует отношение 1:1.

Каждый прайс-лист создается на основании акта переоценки, и каждый акт порождает только один новый лист. Поэтому отношения между записями сущностей "Прайс-лист" и "Акт переоценки" описывается соотношением 1:1.

Все сущности, описывающие операции с блюдами связаны с сущностью "Блюдо", отражающей существующий ассортимент блюд и сущностью "Меню". При этом каждой записи табличной части этих сущностей соответствует только одна запись ассортимента и меню. Поэтому между ними существует отношение 1:1.

Каждое блюдо оценивается согласно выполненной калькуляции, которая устанавливает строгое соответствие между блюдом, его ценой рецептурой. Поэтому между сущностями "Блюдо" и "Калькуляция" существует отношение 1:1.

Процесс проведения инвентаризации порождает создание новой записи в сущности "Инвентаризация", которая является основанием для создания записей сущностей "Акт списания", "Акт оприходования" в случае обнаружения неточностей складского учета. Отношение между сущностями "Инвентаризация" - "Акт списания" и "Инвентаризация" -"Акт оприходования" 1:1.

Каждый посетитель ресторана обладает рядом увлечений, которое также могут разделять и другие гости. Поэтому между сущностями "Посетители" и "Увлечения" существует отношение M:N.

Схематично концептуальная модель отражена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Концептуальная модель данных

.2 Проектирование логической модели данных

Исходными данными для выполнения логической модели представления данных является концептуальная модель. Задача проектирования логической структуры баз данных заключается в последовательнее выполнении процедур нормализации отношений.

Для исключения аномалий ведения БД была проведена нормализация отношений.

Реляционная модель данных может находиться в 5- и нормальных формах (НФ). Каждая следующая нормальная форма обладает лучшими свойствами, чем предыдущая. Первая НФ характеризуется тем, что значение атрибутов отношения атомарны. Во второй НФ отношение находится, когда каждый не ключевой атрибут полностью зависит от составного ключа. Отношение в третьей НФ не содержит транзитивных зависимостей не ключевых атрибутов от элементов составного ключа. Отношение находиться в форме Бойса-Кодда, если отсутствуют зависимость элементов составного ключа от не ключевых атрибутов, которые в свою очередь находятся в полной функциональной зависимости от составного ключа. Четвертая НФ исключает наличие в отношении более одной многозадачной зависимости. Способом перехода к НФ является декомпозиция исходного отношения на несколько новых [8].

В результате анализа концептуальной модели атрибут "Адрес" был разбит на несколько атрибутов, содержащих данные о стране, регионе, городе, улице и т.д. В целях возможности порционного и зонального учета сущности, отражающие перечень товаров были атрибутами склад, зона.

В результате перехода к реляционной модели данных и ее нормализации были получены следующие сущности:

-          справочник "Вид кухни";

-          справочник "Вид блюда";

справочник "Единицы измерения";

-          справочник "Статус посетителя";

-          справочник "Вид увлечения";

-          справочник "Склад";

-          справочник "Разрешения доступа";

-          справочник "Категория меню";

-          справочник "Страны";

-          справочник "Регионы";

-          справочник "Города"; справочник "Улицы".

Для устранения избыточности данных сущности "Калькуляция",

"Меню", "Акт списания", "Акт оприходования", "Заказ", "Инвентаризация", "Прайс-лист", "Приходная накладная", "Расходная накладная", содержащие перечень блюд и товаров, были разбиты на две таблицы: табличные часть и часть заголовка. Схематично логическая структура, созданная посредством ER Win - 7.2 представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 - Логическая модель данных.

3.3 Проектирование физической модели БД

На этапе физического проектирования:

         определяется метод доступа к БД;

         задаются размеры полей;

-        определяются первичные ключи и вторичные индексы;

         устанавливаются механизмы поддержания целостности данных.

Физическая модель включает в себя следующие таблицы:

Таблица 3.1 - Описание таблицы "Единицы измерения".

Тип

Размер

Назначение

COD

Integer

-

Код

NAME

Char

15

Наименование

Таблица 3.2 - Описание таблицы "Склады".

Назначение

Тип

Размер

Назначение

COD

Integer

-

Код

ADRESS

Char

100

Адрес

TELEPHOONE

Char

10

Телефон

ZAVED

Integer

-

Заведующий



Таблица 3.3 - Описание таблицы "Сотрудники".

Назначение

Тип

Размер

Назначение

COD

Integer

-

Код

FAMILIYA

Char

15

Фамилия

NAME

Char

15

Имя

FATHERNAME

Char

15

Отчество

PASSPORT

Char

100

Паспортные данные

ADRESS

Char

100

Адрес

TELEPHOONE

Char

10

Телефон

ZAVED

Integer

-

Заведующий


Таблица 3.4 - Описание справочника "Пароль".

Название

Тип

 Размер

Назначение

KOD

Integer

-

Код

NAME

Char

30

Имя учётной записи

DOLGNOST

Char

15

Должность

PAROL

Char

10

Пароль

[id_sotr]

[int]

-

Код сотрудника

[id_prava]

[int]

-

Вид прав


Таблица 3.5 - Описание справочника "Доступ".

 Назначение

Тип

 Размер

Наименование

KOD

Integer

-

Код

DATE

DateTime

-

Фамилия

ID_PAROL

Integer

-

Номер учётной записи

TIMEBEGIN

DateTime

-

Время начала сеанса

TIMEEND

DateTime

-

Время окончание сеанса

[Profil]

[char]

30

Профиль


Таблица 3.6 - Описание справочника "Права".

 Название

Тип

Размер

 Назначение

Cod

int

-

Код

Name

char

-

Наименование




Таблица 3.7 - Описание справочника "Вид кухни".

 НазваниеТипРазмерНазначение




Cod

int

-

Код

Name

char

-

Наименование


Таблица 3.8 - Описание справочника "Категория меню".

 НазваниеТипРазмер Назначение




Cod

int

-

Код

Name

char

-

Наименование


Таблица 3.9 - Описание справочника "Вид блюд".

Название

Тип

Размер

 Назначение

Cod

int

-

Код

Name

char

-

Наименование


Таблица 3.10 - Описание справочника "Вид увлечений".

НазваниеТипРазмер Назначение




Cod

int

-

Код

Name

char

-

Наименование


Таблица 3.11 - Описание справочника "Статус гостя".

 Название

Тип

Размер

 Назначение

Cod

int

-

Код

Name

char

25

Наименование


Таблица 3.12 - Описание справочника "Разрешение доступа".

 Название

 Тип

Размер

Назначение

[Cod]

 [int]

-

Код

[ID_Pravo]

 [int]

-

Код разрешения

[ARM_NAME]

 [char]

-

Наименование доступного автоматизированного рабочего места




Таблица 3.13 - Описание справочника "Блюд".

Название

Тип

 Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[Name]

[char]

-

Наименование

[Id_vid]

[int]

-

Вид блюд

[Id_kuhnya]

[int]

-

Вид кухни



 

Продолжение таблицы 3.13




[id_ei]

[int]

-

Единица измерения

[massa]

[float]

-

Масса

[opisanie]

[char]

-

Описание

[foto]

[char]

-

Фото


Таблица 3.14 - Описание справочника "Скидка".

Название

Тип

Размер

 Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[id_Status]

[int]

-

Статус

[Procent]

[char]

-

Процент


Таблица 3.15 - Описание таблицы "Меню" (заглавная часть).

Название

Тип

Размер

 Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[Name]

[char]

-

Наименование

[Id_kategoriya]

[int]

-

Категория

[id_avtor]

[int]

-

Автор

[date]

[datetime]

-

Дата


Таблица 3.16 -Описание "Меню" (табличная часть).

 Название

Тип

Размер

 Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[Id_menu]

[int]

-

Номер меню

[id_Bludo]

[int]

-

Код блюда

[cena]

[float]

-

Цена




Таблица 3.17 - Описание справочника "Город".

Название

Тип

Размер

 Назначение

COD

Integer

-

Код города

NAME

Char

30

Наименование


Таблица 3.18 - Описание справочника "Улица".

Название

Тип

 Размер

Назначение

COD

Integer

-

Код улицы

NAME

Char

30

Наименование улицы


Таблица 3.19 - Описание справочника "Регион".

Название

Тип

Размер

Назначение

COD

Integer

-

Код города

NAME

30

Наименование


Таблица 3.20 - Описание таблицы "Банки".

 Название

Тип

 Размер

Назначение

BIK

 Integer

-

Банковский код

PROCENT

Real

-

Процент

NAME

 Integer

-

Название

MFO

 Integer

-

Дата открытия

ID_COUNTRY

 Integer

-

Код страны

ID_REGION

 Integer

-

Код региона

ID_CITY

 Integer

-

Код города

ID_STREET

 Integer

-

Код улицы

TELEPHOONE

 Char

 10

Телефон

INFO

 Char

 150

Дополнительная информация


Таблица 3.21 - Описание таблицы "Расходная накладная", "Приходная накладная" (общая часть).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Код

ID_KLIENT1

 Integer

-

Отправитель

ID_KLIENT2

 Integer

-

Фирма доставки

DATE

 Date

-

Дата

ID_AVTOR

 Integer

-

Код сотрудника

SUMMA

 Real

-

Сумма

BASE

 Integer

-

Основание

TARA

 char

 10

Тара

OTKLONENIE

 real

-

Отклонение в весе


Таблица 3.22 - Описание таблицы "Расходная накладная", "Приходная накладная" (табличная часть).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Код

ID_ZAYAVKA

 Integer

-

Код клиента

ID_TOVAR

 Integer

-

Код товара

KOL

 Real

-

Количество

SUMMA

 Real

-

Сумма

CENA

 Real

-

Цена за единицу товара

ID_SKLAD

 Integer

-

Код склада

ZONA

 Integer

-

Зона склада

PARTIYA

 Integer

-

Номер партии

CENA

 Real

-

Цена за единицу товара

ZONA

 Integer

-

Зона склада

PARTIYA

 Integer

-

Номер партии

OSTATOK

 Real

-

Остаток товара


Таблица 3.23 - Описание таблицы "Инвентаризация" (общая часть).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Номер отчёта

DATE

 Date

-

Дата проведения

ID_AVTOR

 Integer

-

Код сотрудника

ID_OBJECT

 Integer

-

Объект инвентаризации

BASE

 Integer

-

Основание


Таблица 3.24 - Описание таблицы "Инвентаризация" (табличная часть).

Название

 Тип

Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Код

ID_INV

 Integer

-

Код отчёта инвентаризации

ID_TOVAR

 Integer

-

Код товара

KOL

 Real

-

Количество

SUMMA

 Real

-

Сумма

ID_EI

 Integer

-

Единица измерения

CENA

 Real

-

Цена за единицу товара

ZONA

 Integer

-

Зона склада

PARTIYA

 Integer

-

Номер партии


Таблица 3.25 - Описание таблицы "Акт оприходования", "Акт списания" (общая часть).

Название

Тип

 Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Номер отчёта

DATE

 Date

-

Дата проведения

ID_AVTOR

 Integer

-

Код сотрудника

BASE

 Integer

-

Основание


Таблица 3.26 - Описание таблицы "Акт оприходования", "Акт списания" (табличная часть).

Название

Тип

 Размер

Назначение

KOD

Integer

-

Код

ID_ACT

Integer

-

Код акта

ID_TOVAR

Integer

-

Код товара

KOL

Real

-

Количество

SUMMA

Real

-

Сумма

ID_EI

Integer

-

Единица измерения

CENA

Real

-

Цена за единицу товара

ZONA

Integer

-

Зона склада

PARTIYA

Integer

-

Номер партии

OSTATOK

Real

-

Остаток товара


Таблица 3.27 - Описание таблицы "Акт переоценки" (общая часть).

Название

Тип

 Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Номер отчёта

DATE

 Date

-

Дата проведения

ID_AVTOR

 Integer

-

Код сотрудника

BASE

 Integer

-

Основание

DATE_VST

 Date

-

Дата вступления в силу


Таблица 3.28 - Описание таблицы "Акт переоценки" (табличная часть).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Код

ID_ACT

 Integer

-

Код акта

ID_TOVAR

 Integer

-

Код товара

OLD_R

 Real

-

Старая розничная цена

NEW_R

 Real

-

Новая розничная цена

Продолжение таблицы 3.28


 

OLD_OPT

 Real

-

Старая оптовая цена

NEW_OPT

 Real

-

Новая оптовая цена

OLD_MOPT

 Real

-

Старая мелкооптовая цена

NEW_MOPT

 Real

-

Новая мелкооптовая цена


Таблица 3.29 - Описание таблицы "Прайс-лист" (общая часть).

Название

Тип

 Размер

Назначение

KOD

-

Номер отчёта

DATE

 Date

-

Дата проведения

ID_AVTOR

 Integer

-

Код сотрудника

DATE_VST

 Date

-

Дата вступления в силу


Таблица 3.30 - Описание таблицы "Прайс-лист" (табличная часть).

Название

 Тип

Размер

Назначение

KOD

 Integer

-

Код

ID_PRLIST

 Integer

-

Код прайс-листа

ID_TOVAR

 Integer

-

Код товара

R

 Real

-

Розничная цена

OPT

 Real

-

Оптовая цена

MOPT

 Real

-

Мелкооптовая цена

ID_EI

 Integer

-

Единица измерения


Таблица 3.31 - Описание таблицы "Товар" (Продукт).

Название

Тип

Размер

Назначение

COD

 Integer

-

Код

NAME

 Char

64

Наименование

SHTRIH-KOD

 Integer

-

Штрих-код


Таблица 3.32 - Описание таблицы "Блюда".

Название

Тип

Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[Name]

[char]

50

Название

[Id_vid]

[int]

-

Вид блюда

[Id_kuhnya]

[int]

-

Кухня

[id_ei]

[int]

-

Единица измерения

[massa]

[float]

-

Масса

[opisanie]

[char]

200

Описание

[foto]

[blob]

-

Фото


Таблица 3.33 - Описание таблицы "Посетители".

Название

Тип

 Размер

Назначение

[Cod]

 [int]

-

Код

[F]

 [char]

15

Фамилия

[I]

 [char]

15

Имя

[O]

 [char]

15

Отчество

[BateBorn]

[datetime]

-

Дата рождения

[Bissenes]

 [char]

50

Род занятий

[Id_status]

 [int]

-

Статус

[Coment]

 [char]

100

Комментарий

[Pol]

 [char]

1

Пол

[Mail]

 [char]

20

Адрес эл.почты

[Ntk]

 [char]

10

Телефон

[Skidka]

 [int]

-

Скидка


Таблица 3.34 - Описание таблицы "Клиент".

 Название

 Тип

Размер

Назначение

KOD

Integer

-

Код

NAME

Char

 20

Наименование

ID_COUNTRY

Integer

-

Код страны

ID_REGION

Integer

-

Код региона

ID_CITY

Integer

-

Код города

ID_STREET

Integer

-

Код улицы

HOUSE

Char

3

Дом

OFICCE

Integer

-

Квартира

TELEPHOONE

Char

 10

Телефон

DOCUMENT_INFO

Char

 150

Инф.основополагающего документа


Таблица 3.35 - Описание таблицы "Калькуляция" (заголовок).

Название

 Тип

Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[id_bludo]

[int]

-

Блюдо

[cena_seb]

[float]

-

Цена на себестоимость

[nacenka]

[float]

-

Наценка

[date]

[datetime]

-

Дата

[id_avtor]

[int]

-

Автор


Таблица 3.36 - Описание таблицы "Калькуляция" (Таблица).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[id_Calculyaciya]

[int]

-

Номер калькуляционного листа

[id_tovar]

[int]

-

Код товара

[id_bludo]

[int]

-

Код продукта

Продолжение таблицы 3.36

 

[massa]

[int]

-

Масса

[id_priseTableCod]

[float]

-

Цена по прайсу

[id_KalkTableCod]

[int]

-

Цена по калькуляции


Таблица 3.37 - Описание таблицы "Хобби посетителей".

Название

 Тип

 Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[Id_Posetitel]

[int]

-

Посетитель

[Id_Hobby]

[int]

-

Вид увлечений

[Comment]

[Char]

 100

Комментарий


Таблица 3.38 - Описание таблицы "Заказ" (заголовок).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[id_Posetitel]

[int]

-

Посетители

[Stol]

[int]

-

Номер столика

[Mesto]

[int]

-

Номер места

[id_menu]

[int]

-

Код меню

[Zona]

[int]

-

Зона обслуживания


Таблица 3.39 - Описание таблицы "Заказ" (таблицы).

Название

 Тип

 Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[id_Zakaz]

[int]

-

Номер заказа

[id_bludo]

[int]

-

Блюдо

[kol]

[int]

-

Количество порций

[date_timeZ]

[datetime]

-

Время заказа

[date_timePodach]

[datetime]

-

Время подачи блюда к столу


Таблица 3.40 - Описание таблицы "Счёт".

Название

Тип

Размер

Назначение

[Cod]

[int]

-

Код

[int]

-

Номер заказа

[Summa]

[float]

-

Сумма

[ID_Skidka]

[int]

-

Код скидки

[Itogo]

[float]

-

Итоговая сумма


.4 Требования по обеспечению целостности данных

Под требованиями по обеспечению целостности данных подразумевается наличие средств, позволяющих удостовериться, что информация в базе данных всегда остается корректной и полной. Должны быть установлены правила целостности, и они должны храниться вместе с базой данных соблюдаться на глобальном уровне. Целостность данных должна обеспечиваться независимо от того, каким образом данные заносятся в память (в интерактивном режиме, посредством специальной программы).

К средствам обеспечения целостности данных на уровне СУБД относятся:

         встроенные средства для назначения первичного ключа, в том числе средства для работы с типом полей с автоматическим приращением, когда СУБД самостоятельно присваивает новое уникальное значение;

-        средства поддержания ссылочной целостности, которые обеспечивают запись информации о связях таблиц и автоматически пресекают любую операцию, приводящую к нарушению ссылочной целостности;

-        механизмы блокировки транзакций.

В СУБД блокировки используются для гарантированного обеспечения, что в любое произвольное время не более одной транзакции модифицирует любой заданный набор данных, это - механизм, который позволяет работать в условиях конкурентного доступа; например, без какой-либо модели блокирования, запрещающей одновременное обновление одной и той же строки, многопользовательский доступ к базе данных будет невозможным. Однако если блокировки используются слишком часто или неправильно, они могут фактически запретить конкурентный доступ. Если СУБД заблокирует ненужные данные, то некоторые пользователи не смогут параллельно выполнять свои операции.

Кроме того, целостность данных обеспечивается такими механизмами как использование хранимых процедур, триггеров, текст которых приведён в приложении Б.

.5 Выбор сетевой СУБД

Принцип централизации хранения и обработки данных является базовым принципом архитектуры "клиент-сервер". Для его реализации используется так называемый сервер баз данных, выполненный как приложение или сервис операционной системы, манипулирующее файлами, в которых хранятся данные.

Сервер баз данных осуществляет целый комплекс действий по управлению данными. Основными его обязанностями являются:

-        выполнение пользовательских запросов на выбор и модификацию данных и метаданных, получаемых от клиентских приложений;

         поддержка ссылочной целостности данных согласно определённым в базе данных правилам;

-        обеспечение авторизованного доступа к данным на основе прав и привилегий пользователей;

         протоколирование операций и ведение журнала транзакций.

Анализ документооборота, существующего в ООО "ЯМС-ФУДС-2" ресторан "Осака Н", задач, подлежащих автоматизации, и их специфики позволил сделать выводы о нагрузке на проектируемую систему и объеме

циркулирующих в ней потоков данных. Это позволило сформулировать основные требования к СУБД и выделить наиболее оптимальный вариант.

Были рассмотрены следующие варианты СУБД.

3.5.1 MS SQL Server2012SQL Server 2012 - основная СУБД Microsoft. Является сaмой надежной реляционной системой управления базами данных для Windows, СУБД SQL Server предназначена для широкого круга корпоративных пользователей и независимых поставщиков программного обеспечения, создающих бизнес-приложения. Существенные усовершенствования продукта, в соответствии с требованиями пользователей, касаются удобства использования, надежности и масштабируемости, а также организации хранилищ данных.

Это база данных, обеспечивает преимущества в бизнесе и улучшающая принятие решений на всех уровнях организации благодаря возможностям масштабируемых решений, технологии информационных хранилищ и интеграции с Microsoft Office.

Клюевыми возможностями являются:

1)      Масштабируемые бизнес-решения:

-           одна кодовая платформа базы данных;

-           поддержка тысяч пользователей и терабайтов данных; динамическая стыковка;

-           Unicode;

-           управление множеством узлов; динамическое самоуправление;

-           настройка выполнения для не-администраторов баз данных.

2)      Хранение данных

-           платформа хранения открытых данных;

-           сервис преобразования данных;

-           быстрый, эффективный анализ данных;

-           интегрирует все элементы хранения данных;

-           VLDB точки разрыва выполнения;

-           расширения процессора запроса;

-           параллельные запросы;

-           легкость в использовании;

-           союз технологии информационных хранилищ Microsoft.

          3) Интеграция с платформой Microsoft

-           интегрирован с Office;

-           MSDE в Access;

-           средства OLAP в Excel;

-           репликация слияния.

)        Интеграция с Windows Seven

-           SNA (Системная сетевая архитектура);

-           Systems Management Server;

-           инструментальные средства разработчика; поддержка консультативных услуг Microsoft 24 часа в сутки,7 дней в неделю;

-           коннектор Internet;

-           помощник Web;

-           репликация Internet.

.5.2 Oracle

СУБД Oracle реализует следующие возможности:

-           обеспечивает масштабируемость, независимость от используемых компонент;

-           позволяет организовать непрерывный доступ к данным, практически исключая запланированные и аварийные задержки;

-           СУБД Oracle функционирует на большинстве платформ, и в том числе на больших ЭВМ, UNIX-серверах, персональных компьютерах и т.д.:

-           СУБД Oracle в одинаковой степени оптимизирована и для приложений оперативной обработки транзакций, и для аналитических приложений;

-           возможность хранения и обработки различных типов данных;

-           архитектура Oracle позволяет переносить прикладные системы, реализованные на одной платформе, на другие платформы без изменений как в структурах баз данных, так и кодов приложений.

СУБД Oracle является одним из наиболее оптимальных решений при работке масштабных проектов, требующих значительного количества ресурсов, использования высокотехнологичных продуктов (таких как java и базы данных Oracle или Informix) - ОС Solaris и платформа SUN - оптимальный выбор. Однако, в этом случае сумма расходов по проекту может увеличиться вдвое, а то и втрое по сравнению с вариантами использования свободно распространяемых операционных систем.

3.5.3 MY SQL

СУБД MYSQL обладает следующими особенностями [6]:

-           многопоточность. Поддержка нескольких одновременных запросов.

-           оптимизация связей с присоединением многих данных за один проход.

-           записи фиксированной и переменной длины.

-           ODBC драйвер в комплекте с исходником,

-           гибкая система привилегий и паролей.

-           до 16 ключей в таблице. Каждый ключ может иметь до 15 полей.

-           поддержка ключевых полей и специальных полей в операторе CREАТЕ.

-           поддержка чисел длинной от 1 до 4 байт (ints, float, double, fixed), строк переменной длины и меток времени.

-           интерфейс с языками С и perl,

-           основанная на потоках,

-           быстрая система памяти,

-           утилита проверки и ремонта таблицы,

-           все данные хранятся в формате IS08859_1.

-           все операции работы со строками не обращают внимания на регистр символов в обрабатываемых строках.

-           псевдонимы применимы как к таблицам, так и к отдельным колонкам в таблице.

-           все поля имеют значение по умолчанию. INSERT можно использовать на любом подмножестве полей.

-           легкость управления таблицей, включая добавление и удалениями ключей и полей.

Однако, существенным недостатком данной СУБД является невозможность создания триггеров, хранимых процедур и сложных запросов.

В качестве СУБД предлагается использование Microsoft SQL Server 2012. Выбор обусловлен тем, что его возможности предоставляют средства реализации не только сегодняшних задач, но и дают возможность расширения круга, что является наиболее вероятной перспективой развития схемы, связанной с ростом предприятия, не накладывая на фирму существенных материальных затрат.


4. Разработка программного обеспечения

.1 Структура специального программного обеспечения

Разработанная система условно разделена на два глобальных модуля: фронт-офис и бек-офис. Фронт-офис состоит из станции официанта и станции кассира. Это та часть системы, которая размещена прямо в зале ресторана или бара. С ее помощью официанты, бармены и кассиры обслуживают посетителей.

Бек-офис - часть системы, с которой работают администраторы, менеджеры и бухгалтеры ресторана.

4.1.1 АРМ официанта (бармена)

На автоматизированном рабочем месте (АРМ) официанта/бармена выполняются все действия, связанные с обслуживанием клиентов. Главное из них - внесение нового или изменение сделанного заказа, которые распечатываются на специальных принтерах, встречные ленты - на кухне и в баре. В них содержится информация для поваров и барменов о том, какие блюда и напитки необходимо приготовить, или от чего отказался клиент. С этого рабочего места можно также распечатать счет на бланке с логотипами ресторана.

Главное отличие станции кассира от станции официанта - в возможности закрыть заказ и провести расчет с клиентом. После выполнения этой процедуры клиент получает чек, а система регистрирует факт расчета клиента.

4.1.2 АРМ кладовщика

Важнейший и наиболее сложный модуль - складского учёта. В этой программе осуществляется весь учёт товара ресторана. В базе данных фиксируются приход товаров на склад, перемещение из одного подразделения в другое (со склада в бар или на кухню), списание проданных продуктов. Основываясь на данных этого модуля, можно легко и быстро провести инвентаризацию и в конкретном подразделении, и по всем складам. Кроме того, в любое время можно получить необходимую информацию о наличии продуктов на складах и в случае необходимости г закупать их.

4.1.3 АРМ бухгалтера-калькулятора

Функциями данного модуля является оставление, расчет и занесение базу данных калькуляционных карточек блюд, ведение сопутствующих им справочников.

4.1.4 АРМ менеджера

Модуль отчетов - основной инструмент менеджера. Он собирает, структурирует и в простой и удобной для анализа форме выдает информацию о работе всего комплекса в целом, а также полезные статистические данные за определенный период времени. Использование этой информации позволяет руководителю вовремя реагировать на изменение ситуации и выявлять слабые и сильные стороны в работе ресторана.

Схематично реализуемые системой функции с учетом их разбиения по АРМ, бек- и фронт-офису приведены на рисунке 4.1

Рисунок 4.1 - Диаграмма функций автоматизированной системы "Ресторан"

4.2 Описание программных модулей

.2.1 Алгоритм работы модулей АРМ "Официант"

Работа строится по следующей схеме:

1)      Регистрация в системе.

Регистрация производится при помощи магнитной карты, зарегистрированной на работника. В момент регистрации система определяет должность сотрудника и открывает ему доступ к разрешенным функцией.

2)      Ввод заказа.

Официант выбирает нужный столик и место на схеме зала. При этом место принимает статус "занято", а столик "не свободен". В случае, когда занимаются все четыре места статус столика устанавливается в значение "занят".

Сотрудник набирает заказ посетителя, используя заранее настроенный прейскурант. Система автоматически рассчитывает стоимость заказа, учитывая различные условия действия скидок и специальных предложений, и печатает заказы на производство и в бар, где установлены принтеры сервис-печати. В момент подачи блюда клиенту делаются соответствующие отметки.

3)      Изменение заказа, дозаказ.

До тех пор, пока посетитель не попросил счет, его заказ доступен к внесению изменений: при наличии соответствующих прав официант может сделать дозаказ, ввести идентификатор посетителя (дисконтную карту), сделать перенос, разделение счета или отмену.

4)      Создание и печать счета.

По нажатию кнопки система печатает счет, на котором указана вся информацию о заказе посетителя, о действующих скидках и специальных предложениях, а также времени и обслуживающем сотруднике. При этом заказ становится закрытым для изменений.

5) Расчет, подтверждение оплаты, закрытие счета.

После получения денег, официант (или кассир) вводит информацию об оплате в систему, выбирает тип платежа (наличные, кредитные карты и т.д.) и подтверждает получение оплаты. При этом счет закрывается и столик принимает статус "свободный". Если к системе подключено фискальное устройство, печатается фискальный чек.

Время открытия и закрытия кассового дня (смены) может быть выбрано произвольно (при подключенном фискальном устройстве продолжительностью кассового дня не может превышать 24 часов). При закрытии кассового дня печатается Z-отчет.

.2.2 Алгоритм работы модулей АРМ "Кладовщик"

Работа АРМ основана на следующей схеме:

1)      Регистрация в системе.

Регистрация производится при помощи магнитной карты, зарегистрированной на работника. В момент регистрации система определяет должность сотрудника и открывает ему доступ к разрешенным функциям.

2)      Осуществляется выбор производимой операции: учет поставки, проведение инвентаризации и т.д.

)        Производится заполнение необходимой документации путем работы с соответствующими журналами документов. При необходимости корректируется содержимое информационных справочников системы.

)        При необходимости составляется отчет, содержащий произведенные изменения.

При заказе блюда автоматически анализируется наличие входящих в него ингредиентов и их количества на складе "Кухня". В случае недостачи формируется соответствующее сообщение, после чего необходимо сформировать и реализовать акт перемещения со склада "Основной" на склад "Кухня". Если на требуемые продукты (товары) отсутствуют на всех складах предприятия, производится автоматическая блокировка выбора данного блюда меню для последующих заказов.

В случае продажи какого-либо блюда посетителю производится автоматическое списывание товаров со склада "Кухня", согласно действующего для данного блюда калькуляции.

.2.3 Алгоритм работы модулей АРМ "Бухгалтер- калькулятор"

Работа модулей АРМ "Бухгалтер-калькулятор" строится по следующей схеме:

1)      Регистрация в системе.

Регистрация производится при помощи магнитной карты, зарегистрированной на работника. В момент регистрации система определяет должность сотрудника и открывает ему доступ к разрешенным функциям.

2)      В режиме "Журнал калькуляций" осуществляется доступ к необходимым документам.

)        Производится их коррекция путем добавления, удаления, изменения состава и количества ингредиентов.

)        Результат калькуляции рассчитывается автоматически согласно списку используемых продуктов и действующих на них цен.

4.2.4 Алгоритм работы модулей АРМ "Менеджер"

Работа АРМ основана ориентирована на предоставление отчетов и их визуальное представление, поддержание информационных таблиц,

связанных с гостями ресторана, формирование меню, просмотра текущей загруженности ресторана. Составление отчетов осуществляется путем выбора пункта меню, удовлетворяющего информационному запросу.

.2.5 Алгоритм работы модулей АРМ "Администратор системы"

Работа администратора системы заключается в следующем:

1)      Регистрация в системе.

)        Регистрация сотрудников, имеющих доступ к системе.

)        Формирования разрешений доступа, соответствующих занимаемой должности.

)        Регистрация учетных записей, их соотнесение с правами доступа.

)        Анализ журнала отступа персонала к системе.

Описание функций описанных модулей на уровне программной реализации приведено в таблице 4.1.

Таблица 4.1 - Описание программных модулей.

Наименование

Выполняемые функции

DataModule.pas

Обеспечивает связь с БД

InPut.pas

Обеспечивает процесс идентификации пользователя

KalkulaciyaEdit.pas

Редактирует заглавную часть калькуляции

KalkulaciyaTableEdit.pas

Редактирует табличную часть калькуляции

KalkulaciyaView.pas

Организует просмотр журнала калькуляций

MainMenuAdmibistrator.pas

Поддерживает главное окно APM администратора системы

MainMenuBarMan.pas

Поддерживает главное окно APM бармена

MainMenuCalculyator.pas

Поддерживает главное окно APM бухгалтера-калькулятора

MainMenuManager.pas

Поддерживает главное окно APM менеджера

MainMenuOfficiant.pas

Поддерживает главное окно APM официанта

MainMenuSklad.pas

Поддерживает главное окно APM кладовщика

MenuEdit.pas

Редактирует заглавную часть меню

MenuTableEdit.pas

Редактирует табличную часть меню

MenuView.pas

Организует просмотр журнала меню

PlanRazm.pas

Организует поддержку визуального режима просмотра размещения клиентов

PosetitlPredp.pas

Организует взаимодействие с информационными таблицами, отражающими предпочтения посетителей

ReportKassa.pas

Составление обобщённого отчёта о выручке с рубрикацией по подразделениям ресторана

ReportPikNagruzka.pas

Составление обобщённого отчёта описания нагрузки

ReportPopBludo.pas

Составление обобщённого отчёта о популярности блюд

ReportPosetitel.pas

Составление обобщённого отчёта об активности постоянных посетителей

ReportProtokolWork.pas

Составление обобщённого отчёта о работе персонала и активности официантов

ReportSkidka.pas

Составление обобщённого отчёта о предоставленных скидках

SPEIView.pas

Взаимодействие со справочником "Единицы измерения"

SpHobbyView.pas

Взаимодействие со справочником "Хобби посетителей"

SPKatMenuView.pas

Взаимодействие со справочником "Категория меню"

SpKuchnyaView.pas

Взаимодействие со справочником "Вид кухни"

SpPosetitelStatus.pas

Взаимодействие со справочником "Статус посетителя"

SPSkidkiView.pas

Взаимодействие со справочником "Скидки"

SPVidBludo.pas

Взаимодействие со справочником "Вид блюда"

TBludaEdit.pas

Организация работы с ассортиментом блюд

TKlientView.pas

Организация работы со списком контрагентов

TPosetitelView.pas

Организация работы со списком посетителей

TTovarView.pas

Организация работы с ассортиментом товаров (продуктов)

ZakazEdit.pas

Редактирует заглавную часть заказа

ZakazTableEdit.pas

Редактирует табличную часть заказа

ZakazView.pas

Организует просмотр журнала заказов

PriceListEdit.pas

Редактирует заглавную часть прайс-листа

PriceListTableEdit.pas

Редактирует табличную часть прайс-листа

PriceListView.pas

Организует просмотр журнала прайс-листов

RegistrTInventarizaciyaView.pas

Организует просмотр журнала инвентаризации

RegistrTOtgruzkaEdit.pas

Организует работу с документами, регистрируемыми при отгрузке

RegistrTPeremesheniyaView.pas

Организует просмотр журнала перемещений

TActOprihodovaniyaView.pas

Организует просмотр журнала оприходования

TActPeremesheniyaView.pas TActPeremesheniyaView.pas

Организует работу с документами, регистрируемые при перемещении

TActSpisaniyaView.pas

Организует просмотр журнала списаний

TBludaView.pas

Организует просмотр журнала ассортимента блюд

TInvActTableEdit.pas TIntAndActEdit.pas

Организует работу с документами, регистрируемыми при инвентаризации

TKlientEdit.pas TKlientView.pas

Организует работу с документами регистрирующими контрагентов

TovarInTableEdit.pas

Организует процесс добавления строк табличные части документов

TRegistrPostavkaEdit.pas TRegistrPostavkaView.pas

Организует работу с документами, регистрирующими поставку

DostupGurnal.pas

Ведение журнала доступа к системе

SotrudnikSpisok.pas TSotrudnikEdit.pas

Ведение списка сотрудников

SPDolgnostView/pas

Взаимодействие со справочником "Должности"

SpParolEdit.pas SpParolView.pas

Взаимодействие со справочником "Пароли"

SPPravaView.pas

Взаимодействие с таблицей "Права"

SpSkladView.pas

Взаимодействие со справочником "Склады"

TRegistrOtgruzkaView.pas

Организует работу с журналом отгрузки



Визуальное представление взаимодействия модулей в рамках выделенных автоматизированных рабочих мест показано на рисунке 4.2.

Рисунок 4.2 - Взаимодействие программных модулей

.3 Описание основных алгоритмов работы с информационными таблицами

.3.1 Алгоритм процедуры продажи блюда

Автоматизированный процесс продажи блюда в своей работе производится обращения к следующим информационным таблицам:

-           Блюдо;

-           Меню;

-           Заказ;

-           Калькуляция.

В результате полученных из этих таблиц данных формируется запрос таблицам содержащим данные об остатках продукции на складах (кухней и основном складе):

-          Склады;

-          Приходная накладная;

-          Расходная накладная;

-          Акт списания;

-          Акт перемещения;

-          Акт оприходования.

Результаты запроса отражают данные об остатках требуемых ингредиентов на складах, и предоставляют персоналу возможность оценить время приготовления блюда, необходимость перемещения продуктов, заказов и т.д.

Схема алгоритма продажи блюда представлена на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 - Схема алгоритма продажи блюда.


4.3.2 Алгоритм оформления перемещения товаров при продаже блюда

Перемещение продуктов в процессе продажи блюда осуществляется в случаях, когда на основном производстве (кухне) иссякает запас каких-либо продуктов. Такая ситуация выявляется или непосредственно во время заказа или в результате периодического анализа состояния складов. При необходимости выполнения конкретного заказа не производится автоматического формирования акта списания. Т.к. это может привести к потере контроля над ситуацией и потребует составления актов перемещения при каждом новом заказе на ингредиенты, количество которых по калькуляции чаще всего измеряется в граммах.

Схема алгоритма перемещения товаров (ингредиентов) при продаже блюда представлена на рисунке 4.4.

Рисунок 4.4 - Схема алгоритма перемещения товаров (ингредиентов) при продаже блюда.



5. Технологическая часть

.1 Проектирование пользовательского интерфейса

Проектирование и разработка пользовательского интерфейса строили согласно общепринятым подходам, применяемым для программных продуктов, функционирующих в среде Windows.

Режимы работы и доступные функции оформлены в виде древовидного меню, структура которого, с учетом разбиения по АРМ представлена на рисунке 5.1.

Повторение отдельных функций и режимов работы со справочниками и таблицами связано со спецификой деятельности данных групп персонала.

В ряде случаев, например, в одном АРМ осуществляется поддержка и ведение информационных таблиц, а в других доступен только их просмотр.

Структура меню включает следующие основные пункты:

Режимы работы с одноименными справочниками:

-          Категория меню;

-          Национальная кухня;

-          Предпочтения посетителей;

-          Список VIP посетителей;

-          Статус посетителя;

-          Хобби;

-          Скидки;

-          Товары;

-          Склады;

-          Банки;

-          Поставщики;

-          Вид блюда;

-          Продукты и ингредиенты.

Рисунок 5.1 - Структура меню.

На рисунке 5.1 показан пример представления справочника "Вид ". Работа по изменению данных осуществляется с помощью навигационного меню, размещенного в верхней части окна, выбор записи для внесения в различные документы - выбором строки контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши.

Режимы работы с первичными документами:

-           Поставка;

-           Отгрузка;

-           Инвентаризация;

-           Списание;

-           Перемещение.

Работа в этих режимах сводится к заполнению полей экранных форм с клавиатуры или из справочников.

Похожие работы на - Применение информационных систем на предприятии общественного питания на примере ООО 'ЯМС-ФУС-2' ресторан 'Осака Н'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!