Тема: Применение MS Excel для решения прикладных задач в экономике

  • Вид работы:
    Учебное пособие
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    361,09 Кб
Применение MS Excel для решения прикладных задач в экономике
Применение MS Excel для решения прикладных задач в экономике
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"




Учебно-методическое пособие

ПРИМЕНЕНИЕ MS EXCEL ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ

В ЭКОНОМИКЕ


Д.А. РЕПКИН








Киров 2012

Рекомендовано к изданию методическим советом факультета ПМТ ФГБОУ ВПО "ВятГУ"

Допущено редакционно-издательской комиссией методического совета ФГБОУ ВПО "ВятГУ" в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки 080100 "Экономика" всех профилей подготовки заочной и заочно-вечерней форм обучения.

Рецензент:

кандидат технических наук, зав. кафедрой бизнес-информатики ФГБОУ ВПО "ВятГУ" Голованов А А.

Репкин Д.А.

Применение MS EXCEL для решения прикладных задач в экономике: учебное пособие для студентов направления 080100 "Экономика" всех профилей подготовки, всех форм обучения/ Д.А. Репкин. - Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО "ВятГУ", 2012. - xxx c.

В издании представлены практические и теоретические основы изучения дисциплины "Информатика". Теоретическая часть курса изложена в форме вопросов и подробных ответов на экзаменационные вопросы по курсу "Информатика". В практическую часть вошли задания на лабораторные работы.

Содержание

Введение

1. Основные теоретические сведения по курсу "Информационные технологии в экономике"

1.1 Предмет информационных технологий. Понятие информации

1.2 История развития IT-сферы. Технические средства информатизации

1.3 Типовая структура хранения данных. Уровни изучения информации

1.4 Области приложения информационных технологий в экономике

1.5 Универсальное программное обеспечение

1.6. Обзор финансово-экономических пакетов программ

2. Задания к лабораторным работам

2.1 Лабораторная работа № 1. Визуализация экономической информации в табличном и графическом виде

2.2 Лабораторная работа № 2. Достижение требуемых экономических показателей средствами MS Excel

2.3 Лабораторная работа № 3. Многовариантный анализ экономической информации

2.4 Лабораторная работа № 4. Решение оптимизационных задач

2.5 Лабораторная работа № 5. Решение транспортной задачи

Приложения

Введение

Цель настоящего пособия - помощь студентам в изучении курса "Информационные технологии в экономике", предусмотренного федеральным государственным образовательным стандартом специальности "Экономика и управление на предприятии (машиностроение)".

Первая часть пособия содержит основные теоретические сведения, рассматриваемые в лекционном курсе и используемые при подготовке к зачёту. Второй раздел содержит методические указания к лабораторным работам.

Изучение дисциплины "Информационные технологии в экономике" базируется на информации, полученной в ходе изучения курса "Информатика". Знания, умения и навыки, полученные при изучении настоящего пособия, могут быть применены при решении прикладных профессиональных задач по дисциплинам "Логистика", "Управление проектами", "Экономическая оценка инвестиций", "Управление производством" и других.

1. Основные теоретические сведения по курсу "Информационные технологии в экономике"

1.1 Предмет информационных технологий. Понятие информации

За всю историю своего развития промышленное производство пережило две кардинальных перестройки. Первая - механизация - замена труда человека машинным трудом в рабочих операциях - началась в XVII веке с появлением вододействующих и паровых двигателей и в целом завершилась к середине XX века. Вторая - автоматизация - замена труда человека машинным трудом в операциях управления - продолжается до настоящего времени. Устройством, заменившим или облегчившим ручной труд в операциях управления как техническими объектами, так и экономическими, социальными, живыми системами, в большинстве случаев стал компьютер - устройство для обработки информации (лат.compute - считать). Применение информационных технологий на всех уровнях управления производством называется информатизацией и является одним из этапов автоматизации.

Предметом информационных технологий является информация. Информация - одно из первичных понятий окружающего мира, поэтому точного определения не имеет. Однако в технических науках информацию определяют как результат моделирования реального мира или его исследуемой части. То есть информация - это описание чего-либо или реально существующего, или представимого, т.е. проекты, фантастика также являются информацией. Изучением информации занимается инженерная дисциплина "Теория информации и кодирования".

Информация обладает следующими свойствами: нематериальностью, проявимостью в виде материальных носителей (знаков, функций времени), распознаваемостью и новизной. Для существования информации не нужны материальные носители, однако храниться и передаваться информация может только с их помощью. Примерами материальных носителей являются наскальные рисунки, книги, магнитные и оптические диски ("винчестеры", СD-, DVD-диски), электронные микросхемы памяти (flash). Сведения, не понятые получателем, например представленные на незнакомом языке, также информацией не являются, так как получатель не способен сопоставить их с реальными объектами или их отношениями. Если сведения, передаваемые получателю, новы для него, т.е. получатель, принимая их, уменьшает свое незнание об окружающем мире, то они являются информацией, если же принимаемые сведения являются уже известными получателю фактами, то их принято называть данными, по аналогии с задачами из любых дисциплин: исходные сведения называются исходными данными, а искомый, пока ещё не известный результат будет являться информацией.

Со степенью новизны для получателя связаны единицы измерения информации. Базовой единицей измерения информации является бит - один двоичный разряд. Получаемое количество информации в битах можно оценить по следующему соотношению

, (1.1.1)

где N - число возможных равновероятных исходов. Например, узнав результат бросания монеты, имеющий два возможных исхода, получатель получает один бит информации. Угадать результат бросания одновременно двух монет, в котором четыре возможных исхода, сложнее в два раза, поэтому и количество получаемой информации будет вдвое больше - 2 бита. Производными от бита единицами изменения информации являются

1 Байт = 8 бит

КБайт = 1024 Байт

MБайт = 1024 КБайт = 10242 Байт

ГБайт = 1024 МБайт = 10242 КБайт=10243 Байт

Базовыми операциями над информацией (данными) являются хранение, передача, обработка.

Технология - набор методов обработки, преобразования, изменения состояния. Информационные технологии (IT-information technologies) - технологии переработки информации, т.е. получения из данных информации.

1.2 История развития IT-сферы. Технические средства информатизации

Исторически сфера информационных технологий (создание новой информации) развивалась следующим образом: в 1880 году в сфере IT работало 5 % населения и создавалось примерно 5 % ВВП, в 1946 году - 25 %, в 1980 году - 45 %, в 2010 году - 55 %. К работникам сферы IT относятся все инженерные и экономические специальности, все уровни управления обществом, образовательная деятельность. Часть человеческого общества, не относящаяся к IT-сфере, создаёт материальные ценности либо работает в сфере услуг. Приведённые статистические данные являются усредненными по всему населению Земли и могут существенно отличаться в разных странах. Момент, когда ВВП поровну формировался из материальных и информационных ресурсов, принято называть информационной революцией.

Развитие информационных технологий невозможно без устройств автоматической обработки информации - компьютеров. В настоящее время подавляющая часть аппаратуры является электронной, т.е. использует для хранения, передачи и обработки информации электрические сигналы, электромагнитные волны и пучки света. Исторически электрические и электронные устройства для обработки и передачи информации появлялись в следующем порядке:

1875 г. - изобретение телефона - устройства для передачи речевой информации на большие расстояния по проводным каналам связи;

информатизация программное обеспечение экономика

-1895 г. - изобретение радио - передача информации стала возможна по беспроводным каналам связи с помощью электромагнитных волн;

-1922 г. - изобретение иконоскопа сделало возможным создание телевидения - передачи видеозвуковой информации на большие расстояния. Иконоскоп - прообраз электронно-лучевой трубки - мог работать и для приёма информации, как видеокамера, и для передачи - как электронно-лучевая трубка;

30.06.1945 г. - Джоном фон Нейманом были опубликованы основные принципы работы ЭВМ. Первый принцип - двоичная система обработки информации, второй - принцип хранимой программы (принцип программного управления). Двоичная система счисления, работающая всего лишь с двумя цифрами - 0 и 1, оказалась наиболее удобна как с точки зрения помехозащищённости электронных устройств, так как электрические уровни этих цифр оказались максимально разнесены друг от друга, так и с точки зрения стоимости и принципа действия электронных приборов, ввиду того что значения 0 и 1 сопоставили самым устойчивым состояниям - "выключено" и "включено" соответственно. Принцип хранимой программы, записанной заранее в память ЭВМ, является основным отличием ЭВМ от других счётных устройств, например, калькулятора, и позволяет существенно уменьшить время решения задач за счёт многократного запуска одной и той же программы с различными исходными данными. Принцип хранимой программы можно распространить на ввод исходных данных и вывод результатов: исходные данные могут быть заранее представлены в виде файла или получены с разнообразных устройств ввода информации, вывод результатов также возможен в файл или на одно из устройств вывода. Принципы фон Неймана не устарели до настоящего времени, используются и будут использоваться в обозримом будущем в персональных и офисных ЭВМ. Архитектура (устройство) таких машин является классической и называется фон-неймановской;

1956 г. - появление вычислительных компьютерных сетей. Вычислительная сеть - способ объединения нескольких компьютеров для наращивания вычислительных ресурсов с целью ускорения решения прикладных задач. Исторически сети связи (телефон, телеграф, телекс, радио и телевидение) развивались независимо от чисто компьютерных (вычислительных) сетей. С середины 1990 годов сети связи и вычислительные сети интегрируются в единые инфотелекоммуникационные системы и сети, способные передавать любой тип информации: изображение, данные, звук и т.д.;

1979 г. - создание персонального компьютера (ПК, PC). До конца 1970-х годов компьютеры были малочисленными, энергоёмкими, дорогостоящими, имели значительные габаритные размеры и принадлежали в основном крупным организациям и государственным структурам, для их обслуживания требовался штат квалифицированных специалистов. Персональный компьютер изначально разрабатывался как доступный и по цене, и по простоте освоения для всех слоёв населения вне зависимости от уровня доходов и образования, поэтому самыми удачными определениями ПК являются следующие:

1) ПК - компьютер, цена которого не превышает $1000 (Указанная сумма актуальна для всего периода с 1979 года по настоящее время);

2) ПК - ЭВМ, предназначенная для широкого круга пользователей, не разбирающихся в вычислительной технике. Доступности работы с персональным компьютером способствовали появление операционных систем (ОС) PC DOS (1979 г., с 1981 г. - MS DOS), а позднее и линейки ОС Windows. Таким образом, массогабаритные характеристики персонального компьютера не являются определяющими это понятие, т.е. персональным является и настольный компьютер (Laptop), и мобильный (так называемый notebook), и планшетный, и даже коммуникатор.

Для выполнения базовых операций над информацией необходим ограниченный набор электронных устройств, совокупность которых необходима и достаточна для создания ЭВМ. Это так называемые устройства ядра вычислительной системы: процессор, основная память (оперативная и BIOS) и системная шина. Все остальные устройства ЭВМ не являются необходимыми, поэтому получили название внешних, или периферийных. Для персонального компьютера как дружественного пользователю устройства функциональные возможности, в том числе возможности общения с человеком, определяют именно периферийные устройства. Стоимость общепринятого набора периферийных устройств современного ПК составляет от 50 до 80 % его стоимости. К периферийным устройствам относят устройства связи с внешней средой и внешнюю память.

Все технические средства информационных технологий (аппаратуру) функционально делят на 4 класса устройств:

1.Вычислители, или процессоры. Выполняют математические расчёты и управляют передачей информации между всеми модулями ЭВМ. Однако даже при настоящем высоком уровне производительности процессоров следует отметить отсутствие у них каких-либо интеллектуальных способностей: процессор умеет выполнять только некоторое количество простейших операций, а все результаты его работы определяется последовательностью таких операций, называемой программой. Программы способен писать только человек, поэтому все интеллектуальные возможности в современный ПК заложены человеком; лишённый программ процессор справедливо называют "камнем" (во-первых, создан из кремния, во-вторых - сопоставимый с камнем по интеллекту), а всю аппаратную часть ЭВМ - "железом". Основная характеристика процессора - производительность - количество операций, выполняемых в единицу времени. Операции с целыми числами менее трудоёмкие, чем операции с дробными числами, поэтому производительность одного процессора может измеряться в разных единицах измерения - IPS (Integer per Second - целочисленных операций в секунду) или FLOPS (Floating points per second - операций с плавающей точкой (с дробными числами) в секунду).

2.Устройства памяти, или накопители информации. Виды, устройство, характеристики и принцип действия накопителей рассматриваются в дисциплине "Информатика". Главный параметр любого накопителя - ёмкость. Она измеряется в байтах или их производных, характеризует способность накопителя хранить определённое количество информации.

3.Средства связи. Основной параметр средств связи - скорость передачи информации. Она измеряется в битах в секунду или байтах в секунду, характеризует способность устройства безошибочно или с заданной минимальной вероятностью ошибки получать или передавать некоторое количество информации в единицу времени. По расстоянию, на которое передаётся информация, средства связи можно разделить на три группы:

-системные шины - имеют длину порядка 10 см, не выходят за пределы системного блока, обладают наивысшей пропускной способностью (скоростью передачи информации). Примеры - процессорная шина FSB, системные шины AGP, PCI-Express;

-внешние интерфейсы - имеют длину до 10м, соединяют системный блок с внешними устройствами, вынесенными за его пределы: принтером, модемом, flash-памятью. Управляющим узлом в этих интерфейсах является единственной и необходимый управляющий компьютер (Master), внешние устройства выступают в роли подчинённых (Slave). Примеры внешних интерфейсов - USB (универсальный), SATA (для накопителей), DVI (для монитора), RS-232 (или COM-порт - для технологического оборудования);

4.Устройства ввода и вывода информации. Виды, устройство, характеристики и принцип действия данных периферийных устройств рассматриваются в дисциплине "Информатика".

1.3 Типовая структура хранения данных. Уровни изучения информации

С увеличением объёмов накопленной человечеством информации практически во всех прикладных задачах появилась задача эффективной структуризации данных. Наиболее универсальной является следующая иерархическая система хранения информации: "реквизит - запись - таблица - база данных" (рис. 1.1). Эта система подходит для хранения любого объёма информации в произвольной прикладной области, в том числе в сфере управления предприятием.

Рис. 1.1 Типовая иерархическая структура представления информации

Преобразование информации является предметом множества инженерных и естественнонаучных дисциплин, поэтому целесообразно ограничить область изучения дисциплины "Информационные технологии в экономике".

Различают три уровня изучения информации:

-физический уровень - рассматривает принцип действия устройств ЭВМ и принципы программирования. На базовом уровне это изучается в дисциплине "Информатика";

-логический уровень - изучает алгоритмы преобразования информации различного вида (чисел, текста, изображений) без привязки к конкретной прикладной области. Основными критериями качества алгоритмов являются обычно взаимноисключающие критерии - скорость работы и точность результата. Логический уровень изучения информации является предметом таких дисциплин, как "Математика", "Алгоритмизация", "Методы оптимизации";

прикладной уровень изучения информации - использование прикладных программ для решения конкретных профессиональных задач.

Таким образом, предметов дисциплины "Информационные технологии в экономике" является не создание алгоритмов решения задач и создание программ, а лишь освоение универсального и специализированного программного обеспечения, позволяющего более эффективно решать прикладные экономические задачи. Именно поэтому для лабораторных работ был выбран табличный процессор MS Excel из пакета MS Office как доступная и известная среда с широкими возможностями по обработке и представлению экономической информации.

1.4 Области приложения информационных технологий в экономике

Информация, получаемая посредством применения информационных технологий, используется для управления производством, обществом, техническими объектами. Система, состоящая из объекта управления (ОУ) и устройства управления (УУ), называется системой управления (СУ) (рис.1.2). Согласно основным положениям теории управления, лучшими качественными характеристиками обладает система управления с обратной связью, позволяющая корректировать принятые решения в зависимости от полученного результата. В итоге выходная величина такой системы с течением времени достигает заданного значения, а основными критериями качества системы становятся точность и быстродействие.

Рис. 1.2 Типовая структура системы управления

В настоящее время в качестве управляющего устройства СУ во всех прикладных областях используют ЭВМ. Различают для типа систем управления - автоматические (САУ) и автоматизированные (АСУ). Система автоматического управления не включает в контур управления человека, сама принимает решения и является полностью автономной. САУ применяются обычно при управлении техническими системами - станками, механизмами, технологическими линиями. Автоматизированная система управления в отличие от САУ включает в свой состав человека, или лицо, принимающее решение. Управляющее устройство (ЭВМ) в данном случае выступает в роли советчика, подсказчика, помощника в обработке больших объёмов информации, но окончательное решение принимает человек. АСУ применяют в более ответственных областях, чем САУ: при управлении финансами, предприятиями, социальными группами.

Таким образом, система управления предприятием является человекомашинной (автоматизированной) системой, использующей информационные технологии для управления производством.

При управления предприятием информационные технологии могут быть использованы по меньшей мере в следующих областях:

-управление производством;

-управление финансами;

управление кадрами;

управление качеством;

управление запасами, транспортом и сбытом (логистика);

сфера учёта и отчётности;

планирование и прогнозирование.

Приведённый перечень областей приложения информационных технологий в экономике фактически повторяет перечень дисциплин специальности "Экономика и управление на предприятии".

Для успешного внедрения информационных технологий как части системы управления на предприятии необходимо наличие следующих видов обеспечения:

математическое обеспечение - даёт необходимые расчётные алгоритмы для решения прикладных задач;

-программное обеспечение - оформляет математические алгоритмы и расчётные формулы в виде прикладных программ с дружественным пользователю интерфейсом и профессиональной терминологией пользователя;

аппаратное обеспечение - все технические средства информационных технологий, в первую очередь реализующее прикладное программное обеспечение;

информационное обеспечение - отвечает за структуризацию, надёжное и безопасное хранение информации;

организационно-правовое обеспечение - перечень нормативно-правовых актов, легализующих использование средств вычислительной техники, программного обеспечения и заложенных в них алгоритмов в деятельности конкретных специалистов.

1.5 Универсальное программное обеспечение

Всё программное обеспечение (ПО), выполняемое устройствами вычислительной техники, делится на прикладное и системное. Системное ПО призвано сделать аппаратуру ЭВМ доступной пользователю и с повседневной работе конкретного пользователя в явном виде не применяется. К системному ПО относят операционные системы (DOS, Windows, Linux, …), служебные программы - утилиты (программы для тестирования и настройки аппаратуры CheckDisk, Defrag, антивирусы DrWeb, AVP,.), а также языки программирования (Basic, Си, SQL, …). С прикладными программами непосредственно работает пользователь; они предназначены для решения личных, производственных (офисных) или научных задач.

Универсальные офисные прикладные программы обычно подразделяют на следующие группы.

1.Текстовые процессоры. Позволяют выполнить подготовку текстового документа с любыми нетекстовыми вставками: таблицами, рисунками, формулами, видеофрагрентами и т.д. Отличаются от простейших текстовых редакторов (Блокнот) развитыми средствами форматирования документа и способностью самостоятельного решения некоторых задач: составление содержание, реферата, перечней терминов и сокращений, функцией проверки орфографии. Примеры текстовых процессоров - MS Office Word, OpenOffice Word, Lexicon.

2.Настольные издательские системы. Предназначены для подготовки серийных печатных изданий - листовок, газетной и книжной продукции. Обладают большими возможностями оформления, в том числе графического, чем текстовые процессоры, работают с любыми форматами конечной продукции, имеют возможность вывода результата как в файл, так и непосредственно на типографское оборудование. Пример такого программного продукта - Page Maker.

3.Табличные процессоры. Обладают развитыми средствами создания, хранения, представления и обработки таблично представленной информации. Допускают работу с текстовой, графической, цифровой информацией и взаимную их конвертацию. Однако при всей своей многофункциональности табличные процессоры не предназначены для профессиональной работы с базами данных. Примеры табличных процессоров - MS Office Excel, OpenOffice Calc, Lotus.

4.Графические редакторы. В зависимости от типа обрабатываемых графических изображений подразделяются на векторные (типовой формат файла wmf - windows metafile) и растровые (типовой формат файла bmp - bit map). Примерами таких пакетов программ являются соответственно CorelDraw и Photoshop. По разнообразию инструментов для обработки изображений эти редакторы целесообразно также называть процессорами.

5.Пакеты демонстрационной графики (редакторы презентаций). Предназначены для создания, редактирования и воспроизведения информации в виде презентаций (последовательности кадров). Типичным представителем таких программ является MS PowerPoint из пакета MS Office.

6.Системы мультимедиа. Мультимедиа - дословно "многосредовость", возможность одновременной выдачи информации одновременно в нескольких формах, в основном аудио и визуальной. Возможности программ, работающих по принципу мультимедиа, должны обеспечиваться поддержкой со стороны аппаратуры компьютера (ёмкие сменные накопители, устройства вывода звука) и операционной системы (многозадачность). По выполняемым с мультимедиа-информацией операциям программы мультимедиа условно разделяют на просмотрщики (браузеры, вьюверы, плейеры - от соответствующих англ. глаголов browse - просматривать, view - видеть, play - проигрывать) и редакторы. Примеры просмотрщиков - Windows Media Player, Winamp, RealPlayer, ACDSee, редакторов - Adobe Premier. Аудиовидеоинформация, особенно качественная, занимает достаточно большой объём памяти. Для уменьшения занимаемого места практически вся мультимедиа-информация архивируется (сжимается, упаковывается, кодируется). Примеры сжатых форматов: Mp3 для звука и Mpeg4 для видео. Для декодирования сжатых мультимедиа-файлов в состав операционной системы должны входить драйверы-декодеры, а для упаковки после редактирования - драйверы-кодеры. Стандартные пакеты, способные выполнять обе названные операции, получили название кодеков (КОдер + ДЕКодер).

7.Организаторы работ. Предназначены для автоматизации процедур планирования различных ресурсов: времени, денег, материалов, работников различных специальностей. Используются в повседневной практике обычного человека в форме электронных ежедневников, органайзеров, более сложные применяются в управлении распредёленными во времени проектами (поэтапная модернизация предприятия, строительство, производство сложной продукции). Примерами организаторов работ являются программы MS Project, Time Line

8.Системы управления базами данных (СУБД) - предназначены для организации процедур хранения, выборки и защиты структурированных данных. Большинство СУБД целесообразно отнести к системному ПО, так как непосредственно пользователь с СУБД не работает: это системы InterBase, Oracle, MySQL. Примером прикладной, пользовательской СУБД может являться СУБД MS Access из пакета MS Office. Обращения к СУБД обычно выполняются на специализированном языке структурированных запросов SQL (Structure Query Language), абстрагированном от любой прикладной области. Примерами операторов языка SQL являются команды создания и удаление таблицы данных, создания и удаления записи, выборка данных по указанным критериям, команды назначения прав доступа.

9.Системы автоматизированного проектирования (САПР). Примерами таких систем служат AutoCAD, MathCAD, PCAD, MS Visio, Компас График и другие. В отличие от векторных графических редакторов, помимо развитой графической подсистемы, позволяющей получить чертежи любой степени сложности, САПР позволяют выполнить математическое моделирование проектируемого объекта, рассчитать его характеристики, подобрать материалы и инструменты для реализации, оформить полный пакет технической документации, а при необходимости организовать вывод результатов не только в виде твердой или электронной копии, но и непосредственно на технологическое оборудование, используемое при производстве конкретной продукции. В области экономики наиболее широко применяется пакет Visio, входящий в последние версии MS Office.

10.Программы распознавания символов. (OCR-программы - Optical Character Recognition). Наиболее распространённой в России OCR-программой является ABBYY FineReader. Программа распознавания символов преобразует растровое изображение, полученное из файла, сканера или фотокамеры, в текстовый документ, доступный для редактирования (FineReader Hardprint). Типовыми этапами процесса распознавания являются получение изображения; его сегментирование (с целью разделения областей текста, таблиц, формул, рисунков, нераспознаваемых областей), непосредственно процесс распознавания, проверка полученного файла на наличие орфографических ошибок, уточнение неуверенно распознанных символов и окончательное сохранение документа в формате текстового документа (*. txt), документа MS Word (*. doc), документа Adobe Acrobat (*. pdf) или в другом формате. Возможна передача всего или части распознанного документа через буфер обмена. Современный уровень развития ПО и компьютерной техники позволяет распознавание рукописного текста. Распознаванию рукописного текста предшествует процесс обучения OCR-программы почерку конкретного человека. Разновидностью OCR-программ является анализатор бланков (FineReader Forms): он предназначен для распознавания большого количества однотипных бланков, например результатов анкетирования, ЕГЭ, бюллетеней для голосования, с целью получения результирующей таблицы, базы данных или набора статистических данных, при этом в бланках распознаются только определённые, заранее заданные поля.

.Экономические, математические, аналитико-статистические и другие программы. К этому классу условно можно отнести все программные продукты, не вошедшие в предыдущие группы.

Данная классификация не претендует на полноту и универсальность и непрерывно корректируется в связи с увеличением числа задач, решаемых с использованием вычислительной техники.

1.6. Обзор финансово-экономических пакетов программ

Финансово-экономические пакеты программ являются профессиональными средствами экономистов, поэтому будут рассмотрены подробнее.

Рынок финансово-экономических программ в целом сложился к середине 90-х годов XX века и сейчас является труднодоступным для входа на него. Создание сложной прикладной программы требует больших начальных вложений: создания коллектива авторов, продвижения товара на рынке, длительного процесса доработки программы в соответствии с запросами пользователей. Особенностью российского рынка финансово-аналитических программ является преобладание программных продуктов отечественной разработки, что объяснимо в том числе и несовместимостью национальной и международной систем бухгалтерского учёта и отчётности.

Финансово-экономические программы могут быть классифицированы по следующим признакам.

.По операционной системе. Большинство программных продуктов используют одну из двух платформ: платную и хорошо известную Windows или бесплатную, открытую и надёжную Unix. Открытость программного кода Unix даёт возможность её самостоятельной модификации, в том числе с целью исправления допущенных ранее ошибок, однако для обслуживания таких систем требуются более квалифицированные, а значит, и высокооплачиваемые технические специалисты. В целом, можно сформулировать следующие предпочтения: для малых предприятий без штатного технического персонала, обслуживающего вычислительную технику и сопровождающего ПО, целесообразно использование платформы Windows, для крупных организаций с большим числом пользователей и системой обслуживания "клиент-сервер" - ОС Unix.

2.По степени специализации: узкоспециализированные, специализированные, универсальные. Узкоспециализированные программы обычно создают под заказ, они подходят только одному конкретному предприятию; специализированные могут использоваться на различных предприятиях одной сферы деятельности (отрасли); универсальные могут быть сравнительно легко приспособлены под любое предприятие независимо от сферы деятельности.

.По типу организации: бюджетная или коммерческая. Различие заключается в форматах учёта и отчётности.

.По числу пользователей: автономные и сетевые. В настоящее время целесообразно выбирать сетевые версии ПО, так как увеличение цены таких продуктов по сравнению с автономными минимально, но возможности развития существенно выше.

.По масштабу предприятия: малое, среднее или крупное. Пропорционально численности работников обычно меняется и численность управленческого персонала, что сказывается на масштабах программного обеспечения.

.По способности к адаптации: монолитные и с макроязыком. Макроязык, поддерживаемый прикладной программой, позволяет изменять некоторые алгоритмы расчёта, менять входные и выходные формы под нужды конкретного пользователя, не обращаясь к разработчику программы. Создание программ с макроязыком сложнее, а стоимость - выше, чем у монолитных, однако в период эксплуатации данные затраты оправдываются за счёт возможности адаптации программы к меняющимся внешним условиям силами эксплуатирующей организации.

Обычно выделяют следующие классы финансово-экономического программного обеспечения.

1.Мини-бухгалтерии. Предназначены для малых и средних предприятий с числом пользователей 1 - 3 человека, без разграничения областей учёта между пользователями. Предназначены только для финансового учёта, управленческая (аналитическая) составляющая отсутствует. Примеры таких пакетов - 1С: Мини-бухгалтерия, Бухгалтерия малого предприятия. Ввиду относительной простоты таких программ можно найти бесплатные версии.

2.Интегрированные бухгалтерские системы. Предназначены для малых и средних предприятий с числом пользователей ПО от двух до пяти, с обособлением функций между работниками. Примеры систем: Парус, Инотек.

3.Бухгалтерские конструкторы. Это универсальное программное обеспечение с макроязыком, позволяющим занести пользовательские алгоритмы учёта и пользовательские выходные формы, не обращаясь к разработчику. Примеры ПО - 1С: Бухгалтерия, Аквилон.

4.Бухгалтерские комплексы - наборы практически независимых программ для отдельных секторов учёта. Такие системы применялись в период перехода с бумажного на электронный учёт, документооборот и внедрялись поэтапно, отдельными модулями - программами. Каждый модуль мог работать независимо от других, но при полном внедрении всех модулей появлялась возможность их совместной работы с общими данными. Пример системы - Интеллект-сервис.

5.Бухгалтерия-офис. Эти комплексные планово-финансовые и бухгалтерские программы применяются в основном на малых семейных предприятиях, где функции бухгалтера и управляющего обычно выполняет один человек. Пример комплекса - ФинЭко.

6.ЭккаунтКутюр - индивидуальные системы на базе стандартного ядра. Это узкоспециализированные программы, выполненные под заказ, но из-за того, что базовые финансовые операции на всех предприятиях одинаковы, основа системы - ядро - выбирается готовым, стандартным, что уменьшает время разработки и снижает стоимость программного продукта. Пример такого базового ядра - система БиТ.

7.Отраслевые системы, называемые часто АРМ (автоматизированное рабочее место), совмещают функции финансовой программы и профессиональную часть, например АРМ Торговля, АРМ Страхование, АРМ Аудит, RS Bank (банковская деятельность) и другие.

8.Финансово-аналитические системы, в отличие от программ бухгалтерского учёта, используются финансовыми менеджерами. Их задача - на основании грамотно введённых исходных данных - показателей деятельности предприятия и стандартных и нестандартных методик разработать один или несколько вариантов бизнес-планов.

9.Программы учёта в международных стандартах позволяют вести обработку данных в двух или более системах бухгалтерского учёта, например в отечественной и международной. Применяются в основном на совместных предприятиях и предприятиях, чьи акции торгуются на международных биржах.

10.Правовые системы и базы данных - достаточно известные и популярные базы данных, содержащие различного рода нормативные документы. Помимо собственно информации (базы данных), содержат собственную поисковую систему, позволяющую получить быстрый поиск необходимой информации. Примеры правовых систем - Консультант Плюс, Гарант, Кодекс. Многие из современных систем в настоящее время предлагают онлайн-поиск и доставку необходимой информации через сети InterNet. В случае покупки подобной системы можно выбрать необходимый комплект поставки, содержащий только необходимые (отраслевые) документы, например, Консультант-Бухгалтер. Подобные "усечённые" версии, как правило, существенно дешевле полных.

11.Корпоративные системы управления - комплексы взаимосвязанных программ, охватывающих все сферы деятельности предприятия. Они создаются исторически собственным отделом АСУ или под заказ по долгосрочному договору. В состав данных систем могут входить как программные продукты собственной разработки, так и стандартные, приобретённые у сторонних разработчиков.

2. Задания к лабораторным работам


Цель работы: изучение возможностей MS Ехсеl по отображению экономической информации: создание сводных таблиц и диаграмм.

Сводные таблицы и диаграммы являются мощным средством работы с большими массивами данных. Они полезны как для анализа, так и для обобщения информации, хранящейся в базе данных, на рабочих листах, во внешних файлах. Сводные таблицы являются динамическими объектами, позволяющими выводить информацию с различной степенью детализации. В лабораторной работе рассматриваются две экономических задачи, в первой (обработка данных о банковских вкладах) исходные данные представлены одной таблицей, во второй (анализ объёмов продаж сотрудниками фирмы) - несколькими однотипными таблицами, нуждающимися в консолидации.

Задача 1. Изучение технологии создания сводных таблиц по одной таблице данных

Исходные данные - перечень банковских вкладов физических лиц - приведены на рис. 2.1.1.

АBCDE1ФамилияТип вклРазмерОтделениеПримечание2ТронинаТекущий914091СеверноеВыехал3ЮговаДепозит281312Северное 4ЗолотухинаТекущий128379Центральное 5ИвановТекущий18237219Западное 6КлюкинТекущий1238982Северное 7КазаковДепозит1221345Центральное 8РябовДепозит9797333Центральное 9ПоповДепозит328479Западное 10ОгородовТекущий324325Северное 11СухихДепозит3423874СеверноеПеревел в др. отд12ПанфиловаТекущий3284992Северное 13КоряковаТекущий2387998Северное 14ГончароваТекущий3252357Центральное 15КорсаковаДепозит3432423ЦентральноеСменил адрес16РусскихДепозит3250212Центральное 17ЖевлаковТекущий1209807Западное 18ПинегинТекущий128798793Центральное 19КрасовскийДепозит34798379Центральное 20ПотанинТекущий3247983Центральное Рис. 2.1.1 Исходные данные для задачи 1

Порядок выполнения задания

1. Введите исходные данные на рабочем листе во вновь созданном файле MS Excel. Присвойте данному листу имя "Вклады" (на ярлыке листа Excel, находящемуся внизу окна рабочей книги, выполните двойной щелчок мышью, после чего старое имя листа замените на требуемое).

. Определение количества вкладов, хранящихся в различных отделениях банка (первый способ построения сводных таблиц).

.1 Запустите Мастер сводных таблиц командой Данные®Сводная таблица. В появляющихся последовательно трёх диалоговых окнах выберите следующие настройки (рис.2.1.2). В последнем диалоговом окне Шаг 3 из 3 нажмите кнопку "Макет".



Рис. 2.1.2 Последовательность настроек для создания сводной таблицы

.2 В окне Макета справа в виде кнопок представлены заголовки полей исходной базы данных (заголовки столбцов исходной таблицы), по центру - "заготовка" сводной таблицы, которая путём перетаскивания кнопок приобретает необходимую структуру, в данном случае кнопку "Отделение" перетащите в поле строк, а кнопку "Размер вклада" - в поле Данные макета сводной таблицы.

.3 В поле данных после перетаскивания появляется кнопка Сумма по полю раз, нажатием на которую можно выбрать способ обработки данных для сводного отчёта, в данном случае Кол-во значений по полю Размер.

.4 После выхода из окна Макет и завершения работы Мастера сводных таблиц (кнопка "Готово") в окне MS Excel появляется сводная таблица, изображённая на рис. 2.1.3.

Кол-во значений по полю Размер ОтделениеВсегоЗападное3Северное7Центральное9Общий итог19Рис. 2.1.3 Результаты отображения количества вкладов по отделениям банка

. Определение суммарного размера по каждому виду вкладов по отделениям банка (второй способ построения сводных таблиц).

.1 Запустите заново Мастер создания сводных таблиц. На предложение Excel создать новый отчёт на основе уже существующего ответьте "Нет", т.е. создайте независимый отчёт. Окно Макет не открывайте, а сразу завершите диалог Мастера сводных таблиц командой Готово. При этом на рабочем столе появится новый пустой макет сводной таблицы, а в панели инструментов "Сводные таблицы" будет выведен список полей таблицы исходных данных (рис.2.1.4).

Рис. 2.1.4 Режим интерактивного заполнения сводной таблицы

.2 Заполнение сводной таблицы выполняется аналогично первому способу перетаскиванием кнопок из панели "Сводные таблицы" в соответствующие поля заготовки таблицы на листе Excel. Преимуществом данного способа является интерактивное заполнение сводной таблицы, которое можно интерактивно откорректировать (перетаскиванием полей сводной таблицы на другие поля или, для удаления поля, на любое свободное от заготовки таблицы место на рабочем листе). В одно поле сводной таблицы могут быть при необходимости перемещены несколько полей из таблицы исходных данных (см. рис.2.1.5 - поля "Отделение" и "Тип вклада" вместе размещены в поле строк сводной таблицы). Кроме того, Excel не требует заполнять все поля заготовки сводной таблицы, необходимо лишь наличие двух полей, одно из которых - поле Данных.

.3 Результатом работы по п.3 должны быть таблица, изображённая на рис. 2.1.5.

Рис. 2.1.5 Результат отображения объёма различных типов вкладов по отделениям банка

. Измените структуру сводной таблицы, полученной в п.3, так, как это показано на рис. 2.1.6. Допускается как создание новой сводной таблицы по любому из изученных алгоритмов, так и корректировка формы отображения сводной таблицы, полученной в п.3.

Рис. 2.1.6. Результат отображения объёма различных типов вкладов по отделениям банка

.1 Двойной щелчок по ячейке сводной таблице вызывает автоматическое создание новой сводной таблицы, обобщающей сведения о данной ячейке. Ознакомьтесь с данной функцией Excel.

.2 При изменении таблицы исходных данных Excel не гарантирует автоматическое обновление сводных таблиц и диаграмм. Для актуализации данных сводных таблиц выберите в контекстном меню сводной таблицы или на панели инструментов "Сводные таблицы" функцию "Обновить данные". Проверьте работоспособность данной функции.

Задача 2. Изучение технологии создания сводных таблиц

по нескольким однотипным таблицам исходных данных

Исходные данные - сведения об объёмах продаж распространителей-работников торговой фирмы за 3 месяца. Структура таблицы с месячным объёмом продаж изображена на рис. 2.1.7.

ЧингисхановБатыевУзбековТимуровТохтамышевПарфюмерияБыт. ТоварыПродовольствиеТопливоРасх. Мат-лыЭлектроника Рис.2.1.7 Структура таблицы исходных данных

Порядок выполнения задания

1. Создайте на новом листе структуру таблицы продаж по образцу (рис. 2.1.7). Оформите таблицу по своему усмотрению.

. Присвойте рабочему листу с таблицей имя "Продажи январь".

. Скопируйте лист "Продажи январь" два раза, назовите полученные листы "Продажи февраль" и "Продажи март". Щёлкните правой кнопкой мыши по ярлычку "Продажи январь". В контекстном меню выберите команду Переместить/Скопировать. В открывшемся диалоге установите флажок Создать копию и нажмите кнопку ОК. В рабочей книге появится копия листа "Продажи январь" с названием "Продажи январь (2)".

. Заполните таблицы рабочих листов "Продажи январь", "Продажи февраль", "Продажи март" числовыми значениями по своему усмотрению. Желательно выбирать численные значения одного порядка, значения объёмов продаж на соседних листах должны различаться.

. Создайте общую сводную таблицу по рабочим листам "Продажи январь", "Продажи февраль", "Продажи март". Выполните команду Данные ® Сводная таблица. В первом диалоговом окне укажите, что таблица создаётся на основе данных, расположенных в нескольких диапазонах консолидации, а вид создаваемого отчёта - сводная таблица. Во втором диалоговом окне укажите, что необходимо создать одно поле сводной таблицы. В следующем диалоговом окне укажите диапазоны ячеек, где находятся исходные данные для таблицы: выделите мышью диапазон ячеек А1: F7 на листе "Продажи январь" и щёлкните кнопку Добавить. Такие же диапазоны с листов "Продажи февраль" и "Продажи март" добавьте в список диапазонов исходных данных аналогично. В последнем диалоговом окне Мастера создания сводных таблиц поставьте переключатель в положение, соответствующее созданию сводной таблицы на новом листе. Здесь же дайте этому листу имя "Сводная таблица". Структура получившейся сводной таблицы должна быть такой же, как на рис.2.1.8.

Страница1 (Все) Сумма по полю ЗначениеСтолбец СтрокаБатыевТимуровТохтамышевУзбековЧингисхановОбщий итогБыт. Товары59441174558323Парфюмерия42100673737283Продовольствие10167692773337Расх. Мат-лы1851173832156Топливо3958656932263Электроника7141513477274 (пусто) 2624202318111Общий итог3563854062733271747Рис. 2.1.8 Структура сводной таблицы для задачи № 2

. Поменяйте местами методом перетаскивания заголовки Строка и Страница 1 в полученной сводной таблице (ячейки А1 и А4), при этом в ячейках А6 - А8 появятся надписи Объект1, Объект2 и Объект3. Вручную в строке формул переименуйте их в названия месяцев, по которым составлялась сводная таблица, в соответствии с численными значениями объёмов продаж, расположенными в соответствующих строках.

. Переименуйте заголовки в сводной таблице: имена заголовков столбцов, строк и страниц выберите в соответствии с их содержимым самостоятельно.

. Постройте сводную диаграмму по Вашей сводной таблице. Для этого однократно щёлкните левой кнопкой мыши по любой из ячеек данных сводной таблицы и выполните команду Вставка ® Диаграмма.

. Покажите полученную рабочую книгу MS Excel преподавателю.

2.2 Лабораторная работа № 2. Достижение требуемых экономических показателей средствами MS Excel

Цель работы: изучение надстройки "Подбор параметра" в среде MS Ехсеl.

При решении экономических задач достаточно часто возникает проблема подбора параметра. Так, в экономических расчётах применяются стандартные алгоритмы расчёта стоимости товара, расчёта фонда заработной платы, прибыли от деятельности предприятия, которые, в свою очередь, зависят от множества факторов, которые условно можно разделить на изменяемые и неизменяемые. К первым относятся оклад работника, отпускная или закупочная цена товара, доля расходов на рекламу, страхование и т.д., ко вторым - ставки налогов и сборов. Для получения требуемых экономических показателей деятельности предприятия должны быть либо подобраны, либо рассчитаны некоторые изменяемые параметры. Так как стандартные расчётные алгоритмы весьма сложные, преобразование алгоритма относительно изменяемого параметра является трудоёмкой математической задачей, часто с неоднозначным результатом, а подбор параметром вручную требует длительного времени (а в нелинейных расчётных соотношениях - ещё и удачи). Поэтому оптимальным во многих случаях представляется автоматический подбор численного значения параметра, выполняемый с помощью программного обеспечения ЭВМ, например табличного процессора MS Excel.

Постановка задачи. Деятельность торговой организации зачастую включает в себя взятие кредита на покупку партии товара. Требуется обосновать рациональность использования кредитных средств под 20 % годовых для закупки сахарного песка по цене 15000 руб. за тонну с целью его дальнейшей реализации. Для упрощения работы не учитывается налогообложение кредита.

Основные расчётные соотношения следующие:

; (2.2.1)

; (2.2.2)

; (2.2.3)

(2.2.4)

(2.2.5)

. (2.2.6)

Порядок решения задачи

1. Подготовка шаблона для решения задачи

Фрагмент рабочего листа MS Excel с введёнными исходными данными и формулами изображён на рис. 2.2.1.

АBC1Технико-экономическое обоснование торговой операции2 3Закупка4 5тип товарасахар 6Ед. измерениятонны 7Цена за единицу, руб. 15000 8Размер партии1000 9Цена всей партии, руб. =B7*B8 10 11Кредит12 13% по кредиту в год0.2 14Срок кредита, мес. 3 15Страховка кредита0.1=B16* (1+B13/12*B14) *B1516Необходимая сумма кредита, руб. = (B9+B21+B22+C24+C25+C26+C27) / (1- (B15+B23) - B13/12*B14* (B15+B23)) 17% по кредиту в месяц, руб. =B16*B13/12 18 19Накладные расходы20 21Транспортные расходы2000000 22Непредвиденные расходы100000 23Страхование в пути0.02=B23*B924Акциз0.1=B24*B925НДС0.1=B25* (B9+C23+C24+C26+C27) 26Таможенный сбор0.01=B26*B927Таможенный налог0.15=B27*B928 29Реализация товара и возврат кредита30 31Цена реализации за ед., руб. 25000 32Цена реализации за партию, руб. =B31*B8 33Возврат кредита с %, руб. =B16+B17*B14 34Прибыль до вычёта налогов, руб. =B32-B33 Рис. 2.2.1 Шаблон MS Excel для решения задачи

2. Использование надстройки MS Excel "Подбор параметра"

2.1 С заданными исходными данными значение прибыли до вычета налогов, рассчитанное в ячейке B34, является отрицательным. Если нужно обеспечить безубыточность операции, т.е. нулевое значение прибыли, меняют цену реализации (цену реализации в ячейке В31 измените на 27000 и убедитесь, что значение прибыли (убытка) в В34 изменилось). Можно изменять значение в ячейке В31 вручную, значение прибыли в ячейке В34 будет меняться, но такой вариант требует значительных затрат времени, не точен, а следовательно, неэффективен.

Значение цены реализации подбирают автоматически. Для этого вызовите надстройку Подбор параметра командой Сервис ® Подбор параметра и заполните в открывшемся окне поля так, как изображено на рис.2.2.2 После нажатия на кнопку ОК убедитесь (по сообщению в открывшемся окне), что решение найдено.

Рис. 2.2.2 Пример заполнения окна Подбор параметра

.2 Решите по аналогии с п.2.1 следующую задачу: получите прибыль X руб. за счёт изменения параметра Y. Номер варианта задания выберите в соответствии с номером компьютера. Варианты заданий приведены в табл. 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Варианты заданий для самостоятельного решения к лабораторной работе № 2

Номер вариантаЗначение прибыли X, руб. Название варьируемого параметра Y110 000 000Закупочная цена (B7) 23 000 000% по кредиту (В13) 3500 000Страхование в пути (В23) 42 000 000Акциз (В24) 52 500 000НДС (В25) 6300 000Таможенный налог (В27) 78 000 000Срок кредита (В14) 8800 000Страхование кредита (В15) 92 500 000Транспортные расходы (В21) 10200 000Непредвиденные расходы (В22) 111 750 000Таможенный сбор (В26)

Покажите полученную рабочую книгу MS Excel преподавателю.


Цель работы: изучение технологий автоматизации процедур анализа многовариантных решений на примере анализа чувствительности экономических показателей проекта.

Постановка задачи. Анализ чувствительности - оценка влияния одного или нескольких аргументов в формуле на значение функции. Он позволяет получить ответ на вопрос типа "как (на какое значение? в какую сторону?) будет изменяться результат проекта, если изменять один или несколько исходных параметров в некоторых пределах (обычно линейно-арифметической прогрессией, логарифмически - геометрической, или из списка).

В лабораторной работе рассматривается инвестиционный проект, связанный с выпуском продукции. Основные показатели проекта приведены в табл. 2.3.1.

Таблица 2.3.1

Основные показатели проекта и диапазон их изменения

Наименование показателяОбозначениеОжидаемое наихудшее значениеНаиболее вероятное значениеОжидаемое наилучшее значение12345Объём выпуска изделий, шт. Q150200300Цена одного изделия, руб. P355055Переменные затраты, руб. V403025Постоянные затраты, руб. F400500600Амортизация, руб. A100100100Налог на прибыль, %T60%60%30%Норма дисконта, %R8%10%15%Срок проекта, летN557Остаточная стоимость, руб. S50200500Начальные инвестиции, руб. I200020002000

Необходимо выполнить анализ чувствительности чистой современной стоимости проекта (NPV) к изменению ключевых показателей. Чистая современная стоимость проекта NPV определяется следующим аналитическим выражением:

. (2.3.1)

Порядок решения задачи

1. Подготовка исходных данных

Для автоматизации процедуры оценки чувствительности NPV создайте шаблон в MS Excel (рис.2.3.1). Присвойте листу имя "Анализ чувствительности NPV".

ABCD1Анализ чувствительности NPV2Количество0.00Начальные инвестиции0.003Цена0.00Постоянные расходы0.004Переменные расходы0.00Амортизация0.005Норма дисконта0.00Остаточная стоимость0.006Срок реализации0.00Налог на прибыль0.00789Чистые платежи0.00значение NPV10варьир. параметр0.00Рис. 2.3.1 Шаблон MS Excel для решения задачи анализа чувствительности

Значения параметров в шаблоне заполните наиболее вероятными значениями, взятыми из табл. 2.3.1.

Ячейкам, в которых располагаются параметры проекта, для улучшения визуализации формул, а также для оптимизации условий их копирования-перемещения присвойте символьные имена. Например, ячейка B2 должна именоваться не адресом на листе "Анализ чувствительности NPV" B2, а символьным именем "Количество". Последовательность присвоения имени: выделите ячейку B2, выполните команду Вставка ® Имя ® Присвоить, согласитесь с именем, предлагаемым MS Excel - нажмите кнопку OK. Если имя, предлагаемое MS Excel по умолчанию, Вас не устраивает, введите имя с клавиатуры; при этом не должно появиться совпадающих имен, а также имя ячейки не должно содержать пробелов. Символьные имена для ячеек, а которых располагаются параметры проекта, приведены в табл. 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Символьные имена для ячеек в шаблоне MS Excel

Адрес ячейкиИмя переменной (ячейки) Адрес ячейкиИмя переменной (ячейки) В2КоличествоD2Начальные_инвестицииВ3ЦенаD3Постоянные_расходыВ4Переменные_расходыD4АмортизацияВ5Норма_дисконтаD5Остаточная_стоимостьВ6Срок_РеализацииD6Налог_на_прибыльB9Чистые_платежиD10NPV

В ячейки B9 и B10 вводятся следующие формулы:

(2.3.2)

(2.3.3)

где ПС (ставка; кпер; выплата; бз; тип) - финансовая функция MS Excel, возвращающая текущий объём вклада. Текущий объём - это общая сумма, которую составят будущие платежи. Например, когда деньги берутся взаймы, заимствованная сумма и есть текущий объём для заимодавца. Более подробную информацию об аргументах функции можно получить в справочной системе MS Eхcel. В пакете MS Office 2000 эта функция носит имя ПЗ.

Аргументы в формуле следует указывать выделением соответствующих ячеек мышью, а не набирать с клавиатуры, так как ошибка в любом символе приведёт в ошибке в формуле.

После ввода формул (2.3.2) и (2.3.3) ячейки B9 и D10 должны принять значения 1460 и 3658 руб. соответственно. Формат ячеек Денежный при желании можно задать соответствующей командой (Формат ячейки ® Число).

2. Однопараметрический анализ чувствительности

Пусть значение цены изделия будет меняться в диапазоне от 55 руб. до 35 руб. с шагом 5 руб. (см. табл. 2.3.1). Требуется определить функцию NPV при данных значениях цены:

-ячейки С11: С15 заполните значениями цены изделия 55, 50, 45, 40, 35 соответственно;

-выделите диапазон ячеек С10: D15;

-вызовите команду Данные ® Таблица подстановки. В появившемся окне (рис. 2.3.2) укажите, что по строкам выделенного диапазона располагаются значения цены изделия B3;

-после нажатия на кнопку ОК ячейки D11: D15 заполните значениями функции NPV, формула которой взята из ячейки D10, при различных значениях цены изделия, размещённой в ячейках С11: С15.

-

Рис. 2.3.2 Окно настроек команды Таблица подстановки

3. Двухпараметрический анализ чувствительности

Пусть одновременно будут изменяться значение цены в диапазоне от 55 руб. до 35 руб. с шагом 5 руб. и значение объёма выпуска изделий со 150 шт. до 300 шт. с шагом 50 шт. (см. табл.2.3.1). Требуется определить функцию NPV при любых комбинациях этих двух параметров:

-формулу для NPV переместите из ячейки D10 в ячейку С10 (Команды Копировать и Вставить выполняются для выделенной формулы в строке формул соответствующих ячеек);

-ячейки D10: Н10 заполните значениями объёма выпуска изделия 300, 250, 200, 150, 100 соответственно;

-выделите диапазон ячеек С10: H15;

-вызовите команду Данные ® Таблица подстановки. В открывшемся окне укажите, что по строкам выделенного диапазона располагаются значения цены изделия B3, а по столбцам - значения объёма выпуска B2, после чего нажмите кнопку ОК.

. Построение диаграммы

По результатам анализа чувствительности функции NPV к значению параметров Цена изделия и Объём выпуска изделий строится объёмная гистограмма:

-выделите диапазон ячеек D11: H15;

-вызовите команду Вставка ® Диаграмма. В открывшемся окне последовательно выберите Объёмную гистограмму: во вкладке Ряд окна Исходные данные в поле "Подписи оси Х" внесите диапазон ячеек D10: H10 (выделите диапазон мышью); в окне

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!