Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    149,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Содержание

Введение

Глава 1. Правовое регулирование системы ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

.1 Принципы и задачи ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, круг лиц, подлежащих данному виду страхования

.2 Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Учет несчастных случаев на производстве

.3 Субъекты, имеющие право на выплаты по данному виду страхования

Глава 2. Обеспечение по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

.1 Виды обеспечения по страхованию. Размеры выплат

.2 Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат

.3 Права и обязанности застрахованного

.4 Назначение и выплата обеспечения по страхованию

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Возрастающий риск причинения вреда здоровью работающих, в том числе существенное пропорциональное увеличение профессиональных рисков одного работающего требует от государства своевременных и адекватных мер, поддерживающих и увеличивающих социальную защищенность работающих граждан в системе обязательного социального страхования (прежде всего организации социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Государство является основным субъектом организации социальной защиты работающих граждан в отношении их жизни и здоровья. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп, в первую очередь, работающего человека и всего населения в целом, имеют общегосударственное значение. От их решения зависит социальное благополучие работающих. Основная цель курсовой работы направлена на определение правовых основ системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как основной формы организации социальной защиты работающего населения в России. Передо мной стоят задачи, такие как:

1. Изучение системы правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

. Раскрытие принципов и задач социального страхования.

. Освоение основ обеспечения по социальному страхованию.

. Определение выплат и назначение по страхованию.

Немало важно выделить предмет моей курсовой работы изучение государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Глава 1. Правовое регулирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Правовые основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний заложены Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации.

Обязательное страхование отражает общественную (общегосударственную) потребность в страховании. Это может быть потребность в оказании полной и своевременной материальной помощи пострадавшим. Для этих целей государство в законодательном порядке устанавливает обязательность страхования (например, ответственности предприятий - источников повышенной опасности за вред, причиненный третьим лицам, а также окружающей природной среде). Результатом этого становится принятие соответствующего закона об обязательном страховании. Таким образом, обязательное страхование - это страхование в силу закона.

Обязательное страхование как форма организации страхования имеет такую важную особенность, как всеобщность. Она позволяет включать в сферу страхования всех субъектов, у которых потенциально имеются определенные страховые потребности, при этом не обязательно, чтобы субъект осознавал наличие своего страхового интереса. Кроме того, способ обязательного страхования позволяет обеспечить и страховую защиту конкретного общественного страхового интереса.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года, которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Если говорить о возникновении Обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, то нужно отметить, что этот вид страхования самый молодой вид обязательного социального страхования в современном российском законодательстве. В то же время он имеет более длительную историю на протяжении всего периода развития России по сравнению с обязательным пенсионным или медицинским страхованием. В советский период истории развития России государство являлось главным собственником средств производства и доходов от их использования и потому в условиях, когда оно играло роль главного работодателя, а все социальные выплаты производились из государственного бюджета, не имело значения то, кто производит эти выплаты и какой механизм возмещения вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве используется.

Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно, впервые оно появилось в Германии, где за период с 1888 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие этого института по всему миру.

В России, как и в других странах, появлению обязательного социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а также введение личного страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование от несчастных случаев на производстве. Показательна в этом отношении деятельность страхового общества «Россия», появившегося в 1888 году. Позже возникли и другие аналогичные общества. Страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, которая предусматривалась законодательным актом 1901 года о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России.

Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и палых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности их обеспечения, эти законы учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. Ведущая роль в организации страховых касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - Страховые присутствия.

1.1 Принципы и задачи ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, круг лиц, подлежащих данному виду страхования

Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

) обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

) обеспечение надзора и общественного контроля;

) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Основные задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления застрахованному необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

.2 Понятие несчастного случая на производстве

Несчастный случай на производстве - событие, результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Учет несчастных случаев на производстве

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

Один экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом вместе с копиями материалов расследования, включая копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего, председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая) в трехдневный срок после представления работодателю направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о данном несчастном случае. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай. Копии указанного акта вместе с копиями материалов расследования направляются: в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, - по несчастным случаям на производстве, происшедшим в организациях или на объектах, подконтрольных этому органу, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), закончившихся смертью, вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и соответствующее территориальное объединение организаций профессиональных союзов для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике. По окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.

Рассмотрение разногласий по вопроса расследования, оформления и учета несчастных случаев

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастного случая, отказа от расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего, а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве, с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, решения которых могут быть обжалованы в суде.

В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Обязанности работодателя при несчастном случае

При несчастном случае работодатель обязан:

) немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинское учреждение

) принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации

) сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц.

) немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации.

Исходя из судебной практики Верховного Суда РФ видно, что у индивидуального предпринимателя, использующего труд наёмных работников и уплачивающего за них страховые взносы, право на получение страховых выплат в случае его временной нетрудоспособности возникает только тогда, когда он добровольно вступает в отношения по социальному страхованию при условии оплаты за себя страховых взносов.

Рассмотрим на примере индивидуального предпринимателя.

Михайлов, являясь индивидуальным предпринимателем, обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об обязанности ответчика признать несчастный случай страховым и выплатить страховое обеспечение.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции, заявление Михайлова удовлетворено.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления и приняла по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Михайлова требований по следующим основаниям.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявления, суд исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Михайлов является стороной по договору социального страхования от несчастных случаев на производстве, так как наряду со своим работником он выполнял трудовые функции, на основании чего имеет право на получение страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве. При этом суд указал, что Михайлов не требуется самостоятельного добровольного вступления в отношения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с отделением Фонда социального страхования, поскольку указанный Федеральный закон не содержит такого требования. Самостоятельное добровольное заключение договора страхования предусмотрено только для индивидуальных предпринимателей, не использующих труд наёмных работников.

Согласно извещению регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Михайлов на основании заявления был зарегистрирован в качестве страхователя - физического лица, заключившего трудовой договор от 22 июня 2009 г. Следовательно, в силу ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ Михайлов с момента регистрации является страхователем, а его работник - застрахованным.

В соответствии с чч.3 и 4 ст.3 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой указанной статьи.

Порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с основаниями, установленными в названном Федеральном законе, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2003 г. № 144 (действовавшим на момент возникновения спорных отношений) утверждён «Порядок добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» которым предусмотрено, что индивидуальные предприниматели путем подачи соответствующего заявления могут добровольно вступить в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с Фондом социального страхования Российской Федерации и выплачивать за себя страховые взносы. При этом выплата пособий по обязательному социальному страхованию начинает осуществляться при условии уплаты ими в течение шести месяцев страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающим страховые взносы, выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как видно из дела, данных о том, что предприниматель подавал в отношении себя как индивидуального предпринимателя заявление о добровольном вступлении в отношения по обязательному страхованию в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, не имеется. Михайлов не является застрахованным по обязательному социальному страхованию.

Между тем право на получение обеспечения по страхованию в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ, имеют лица, застрахованные в Фонде социального страхования Российской Федерации, в связи с выводом суда о том, что обязательное социальное страхование работника предусматривает страхование и самого индивидуального предпринимателя, противоречит требованиям названного Федерального закона.

Учитывая, что нормы действующего законодательства не предусматривают возможность назначения и выплаты индивидуальным предпринимателям сумм возмещения вреда здоровью при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, у Фонда социального страхования правовых оснований для выплаты Михайлову страховых сумм в связи с несчастным случаем на производстве не имеется.

Также следует отметить субъектов по данному виду страхования:

.3 Субъекты по данному виду страхования

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях

. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;

физические лица, осужденные к лишению свободу и привлекаемые к труду страхователем.

физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

. Действие Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Также следует отметить субъектов по данному виду страхования:

1.      Застрахованный - физическое лицо <#"723218.files/image001.gif">

) Работнику ООО «Пассив» А.Н. Иванову - 17 лет. Иванов поступил на работу 1 апреля. 5 августа Иванов получил производственную травму.

По результатам медико-социальной экспертизы было установлено, что Иванов утратил трудоспособность на 30%.

Расчетный период для исчисления ежемесячной страховой выплаты составляет 4 месяца (с апреля по июль).

Общая сумма выплат, начисленных Иванову в этом периоде, составила 4800 руб.

Среднемесячный заработок работника составит:

руб. : 4 мес. = 1200 руб.

Допустим, что прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством РФ в III квартале данного года, равен 2700 руб. Он превышает среднемесячный заработок Иванова (1200 руб.).

Поэтому сумма ежемесячной страховой выплаты рассчитывается исходя из величины прожиточного минимума (2700 руб.).

Сумма ежемесячной страховой выплаты Иванову составит:

руб. Ч 30% = 810 руб.

Размер ежемесячной выплаты рассчитывают по формуле:


Среднемесячный заработок для расчета выплаты определяют так:


Освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

Переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится в установленные этим учреждением сроки. Переосвидетельствование застрахованного может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика и страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы указанное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в суд.

Уклонение застрахованного от переосвидетельствования без уважительных причин в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки влечет утрату права на обеспечение по страхованию до прохождения им переосвидетельствования.

2.2 Учет вины застрахованного лица при определении размера ежемесячных страховых выплат


Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.

Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий):

акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;

справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом;

заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

заключения учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного, а также копии трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;

свидетельства о смерти застрахованного;

справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;

извещения лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

заключения центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;

документа, подтверждающего, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;

справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;

документов, подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

заключения учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;

программы реабилитации пострадавшего.

Решение о назначении или об отказе в назначении ежемесячных страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного - не позднее 2 дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.

.3 Права и обязанности застрахованного

1.      Застрахованный имеет право на:

.        обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

.        участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;

.        обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;

.        защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде;

.        бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;

.        самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;

.        обращение в профсоюзные или иные уполномоченные застрахованными представительные органы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

.        получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

.        Застрахованный обязан:

.        соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда;

.        извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств;

Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональном заболеванием

Пособие по временной нетрудоспособности в связи несчастным случаем на производстве и профессиональном заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

.4 Назначение и выплата обеспечения по страхованию

.        Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному страхованию.

.        Днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления на получение обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления.

Застрахованный, его доверительное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат. Вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

.        Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждение медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной трудоспособности.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

При наступлении обстоятельств, влекущих перерасчет суммы страховой выплаты, такой перерасчет производится с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

.        Назначения обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователей (застрахованным) следующих документов (их заверены копий):

акты о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;

справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом;

заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

гражданско-правового договоры, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного, а также копии трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;

свидетельство о смерти застрахованного;

справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семье умершего застрахованного;

извещение лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительно диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;

документа, подтверждающего, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего, заняты уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста четырнадцати лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;

справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;

документов, подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

заключение учреждения медико-социальной экспертизы в связи со смертью пострадавшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении или установлении права на получение содержания;

программы реабилитации пострадавшего.

Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая.

Решение о назначении или об отказе назначения страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного - не позднее двух дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.

Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения о назначении либо об отказе в назначении страховых выплат рассматривается как отказ назначении страховых выплат.

Заявление на получение обеспечения по страхованию и документы (их заверенные копии), на основании которых назначено обеспечение по страхованию, хранятся у страховщика.

.        Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или) необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом.

.        В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.

.        Выплата обеспечения по страхованию застрахованному, за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, и оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которые производятся страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов, производится страховщиком.

Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они зачислены.

.        При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

.        При задержке страхователем производимых им выплат, пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, более чем на 1 календарный месяц. указанные выплаты по заявлению застрахованного производится страховщиком.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.

Обязательное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обязательное социальное страхование подразумевает под своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

В данной работе рассмотрены актуальные вопросы правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных вопросов в общественной жизни России.

В курсовой работе была изучена правовая система обязательного социального страхования, раскрыто понятие обязательного социального страхования как организационно - правовой формы, ее целей, принципов и задач; дано определение выплат и назначений по страхованию; рассмотрены основы обеспечения социального страхования на случай несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

социальный страхование право профессиональный

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Гражданский Кодекс, часть вторая. Главы 1064, 1079-1101.

. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 6 октября 2006 г.)//Российская газета», 2006.

. Федеральный закон «Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июня 1998 г. №125-ФЗ. (с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2013 г).

. ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов», п1/»Юрайт», 2013 г.

. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. «Правила возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей». - «Российская газета», 2007.

. Постановление Правительства от 16.10.2005 г. №789»Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний СЗ РФ,№ 43, ст. 4247/ « Юрайт», 2005.

. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (признан не нуждающимся в государственной регистрации) «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» от 24.02.2005 г, № 160/Собрание законодательства РФ, 2005 г.

. Положение «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2004 №73/ Издательство «Проспект», 2005 г.

. Положение «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве» от 24.12.2002 № 653/ Издательство «НЦ ЭНАС», 2003 г.

. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно - правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования./ Омск, 2006.

. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования. - М., 2004.

. Шихов, А.К. Страхование: учеб. пособие для вузов. М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-431 с.

. Теория и практика страхования: учебное пособие. - М.: Анкил, 2006. - 430 с.

. Страховое право: учебник для вузов / под ред. профессора В.В. Шахова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

. Мамедов, A.A. Правовое регулирование страхования и теория страхового фонда // Страховое дело. 2008. - №10. - С. 24-29. 17. Страховое право: учебник для вузов / под ред. профессора В.В. Шахова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

. Буянова М.О. Право социального обеспечения//учебное пособие- М.: 2008. - 441с.

. Комментарий к Федеральному закону "Об обязательном социально страховании"/Под ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2008.

. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146660/

. http://kommentarii.org/strax_vznos/page3.html

. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149063/

Похожие работы на - Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!