Развитие электронного бизнеса в России (на примере ООО 'Крайс')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    618,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие электронного бизнеса в России (на примере ООО 'Крайс')

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО"

Кафедра экономической теории и национальной экономики




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Развитие электронного бизнеса в России (на примере ООО "Крайс")


Выполнил студент заочной формы обучения

Логинов А.С.

Научный руководитель

старший преподаватель Коновалова Т.Л.





Саратов 2014 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые основы формирования и функционирования электронного (интернет) бизнеса

1.1 Теоретические основы функционирования основных рынков электронного (интернет) бизнеса

1.2 Теоретические основы развития интернет стартапов

1.3 Правовые основы функционирования электронного (интернет) бизнеса

Глава 2. Анализ состояния и направления развития электронного (интернет) бизнеса в России

2.1 Анализ аудитории рунета и её влияния на направления развития электронного (интернет) бизнеса

2.2 Анализ состояния основных рынков электронного (интернет) бизнеса на современном этапе

2.3 Анализ рынка электронных платежей

Глава 3. Совершенствование системы создания и управления интернет-проектами на рынке сервисов коллективных покупок

3.1 Характеристика и тенденции рынка сервисов коллективных покупок и роль в нем проектов ООО "Крайс”

3.2 Пути повышения конкурентоспособности и эффективности проектов фирмы

Заключение

Список использованных источников

Введение


Рунету есть чем похвалиться. Он развивается очень динамично - по итогам прошлого года зона".ru" находится фактически на 4-м месте в мировом рейтинге национальных доменов, а Россия, достигнув отметки в 57,8 миллионов, стала европейским лидером по числу пользователей Сети - и прежде всего, благодаря росту их количества в регионах, что особенно, конечно, отрадно.

Всё это увеличивает спрос на онлайн-проекты, особенно коммерческие. Сегодня клиентами сетевого бизнеса являются люди из разных социальных и возрастных групп: от школьников до пенсионеров. Миллионы людей в России через интернет уже покупают товары, билеты железнодорожные, авиационные, бронируют гостиницы, заказывают различные услуги. Совсем недавно это казалось фантастикой. И самое главное - это реально делает жизнь людей комфортнее.

В период глобального кризиса этот бизнес показал достаточно высокую устойчивость. А перспективы его развития на сетевом рынке зависят, прежде всего, от настойчивости самих создателей проектов и от их креативности. Это отличная возможность для молодых людей попробовать себя в деле. Этой возможностью я и поспешил воспользоваться в период работы в фирме "Крайс", занимающейся созданием интернет проектов и послужившей в дальнейшем объектом исследования в моей выпускной квалификационной работе.

Актуальность выбранной темы определяется главным образом степенью её важности для решения задач, поставленных перед исследованием, то есть необходимостью общего понимания процессов и тенденций, протекающих в рамках динамичного и бурно развивающегося рынка российского интернет бизнеса. И эта степень высока настолько, насколько важен анализ ситуации, предшествующий принятию каких-либо решений в абсолютно любой сфере бизнеса. Что касается интернет бизнеса - только постоянное отслеживание изменений и тенденций, понимание общих процессов и векторов движения позволяет видеть ситуацию на ход вперед и принимать верные решения, которые без постоянного анализа невозможны.

Объектом исследования стала деятельность ООО "Крайс”, а точнее интернет проекты, разработкой и управлением которых занимается фирма.

Предметом исследования данной работы является анализ развития рынка сервисов коллективных покупок - то есть ниши, в которой текущие интернет проекты функционируют.

Теоретической основой исследования послужили отчеты международных консалтинговых компаний и исследовательских групп, таких как "TNS Россия”, "J'sоn & Раrtnеrs Соnsulting”, а также доклады ведущих экспертов рынка интернет бизнеса, озвученные в рамках конференции РИФ+КИБ, прошедшей в апреле 2013 года. Именно актуальность собранной информации, в таком динамично развивающемся сегменте, как интернет бизнес позволяет добиваться поставленных целей.

Цель дипломной работы - провести анализ основных рынков интернет бизнеса в России, и, в частности, рынка сервисов коллективных покупок. Данный анализ позволит найти пути повышений конкурентоспособности проектов фирмы, а так же принять правильные решения относительно векторов дальнейшего их развития. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

·        Оценить текущее состояние рынка сервисов коллективных покупок, проанализировав основные показатели и конкурентоспособность игроков

·        Выявить сильные и слабые стороны фаворитов рынка, найти нерешенные проблемы, решение которых способно повысить конкурентоспособность проектов ООО "Крайс”

·        На основе анализа данных и существующих проблем, разработать практические рекомендации по совершенствованию проектов фирмы в рамках выделенного рынка

Рекомендации, призванные умножить привлекательность проектов для аудитории, а значит и повысить их конкурентоспособность, действительно осуществимы и являются практической значимостью квалификационной работы.

электронный бизнес россия рунет

Глава 1. Теоретические и правовые основы формирования и функционирования электронного (интернет) бизнеса


1.1 Теоретические основы функционирования основных рынков электронного (интернет) бизнеса


Перед началом непосредственного анализа развития интернет бизнеса, следует обозначить основные теоретические аспекты функционирования наиболее распространенных его видов. Это даст фундаментальную почву для дальнейшего, более осмысленного анализа и позволит свободно ориентироваться в терминах и понятиях, когда речь пойдет об абсолютных и относительных показателях их объемов.

В рамках квалификационной работы выделим несколько основных видов российских интернет рынков, информация по которым наиболее актуальна и может уложиться в доступный объем:

·        Контекстная реклама

·        Медийная реклама

·        Веб-разработка

·        Поисковая оптимизация

·        Коммерция - ритейл

·        Коммерция - платежи

Далее разберем подробнее теоретическую составляющую каждого из указанных рынков.

Итак, веб-разработка - это процесс создания веб-сайта или веб-приложения. Термин включает в себя веб-дизайн, программирование для веб на стороне клиента и сервера, а также конфигурирование веб-сервера.

Основные этапы веб-разработки: проектирование сайта или веб-приложения (сбор и анализ требований, разработка технического задания, проектирование интерфейсов), разработка креативной концепции сайта, создание дизайн-концепции сайта, создание макетов страниц, вёрстка шаблонов и страниц, программирование (разработка функциональных инструментов) или имплементация на СMS-систему, оптимизация и размещение материалов сайта, тестирование и внесение корректировок, открытие проекта на публичной площадке, обслуживание работающего сайта или его программной основы

В зависимости от текущей задачи какие-то из этапов могут отсутствовать, либо быть тесно связаны один с другим.

Интернет-реклама - реклама <#"723081.files/image001.gif">

Рисунок 3.1.4 Динамика роста посещаемости шести крупнейших сервисов

Что касается финансовых и человеческих показателей, имеется информация только о тройке лидеров отрасли, полученная из рейтинга интернет-компаний, больше всех заработавших в 2013 году по данным Fоrbеs.

Bigliоn.ru

Сотрудники: 1200

Оборот: $140 млн


Весной 2010 года после оглушительного взлета американского скидочного проекта Grоuроn в России появилось сразу несколько купонных сервисов. Один из них - Dаrbеrrу - через несколько месяцев после запуска был куплен своим американским прототипом, а другой - Bigliоn - стал к концу 2013 года лидером российского рынка.

Vigоdа.ru

Сотрудники: 250

Оборот: $54 млн

оdа.ru - купонный сервис, работающий в России и на Украине по модели Grоuроn. Основатели компании Павел Романовский, Давид Шостак, Шахар Смирин и Рои Мор менее чем за год сумели привлечь в качестве партнера Ассеss Industriеs Леонарда Блаватника. Он приобрел 30% компании в марте 2011-го за $5-7 млн (по данным газеты "Коммерсантъ") и получил опцион на увеличение своего пакета, которым воспользовался до лета 2012 года.

Kuрikuроn.ru

Сотрудники: 450

Выручка: $40 млн


Сервис коллективных скидок был открыт в середине 2010 года, примерно тогда же, когда и все остальные известные купонные компании в России. Общие инвестиции в проект превысили $5 млн, но эти ресурсы все равно скромнее, чем у конкурентов Vigоdа.ru, Bigliоn.ru и российского филиала мирового лидера отрасли - Grоuроn.

Итого, по оценкам экспертов, рынок сервисов коллективных покупок в 2013 году достиг отметки в $12 млрд. А до 2015 года прогнозируется заметный прирост на 35% в год.

Что касается проектов ООО "Крайс" и их роли в нише подобных сервисов - на сегодняшний день существует один проект в классическом понимании как скидочный сервис, это сkidki.ru и агрегатор предложений от сервисов коллективных покупок kuроndеx.ru.

Скидки. ру - проект с посещаемостью более полутора тысяч уникальных посетителей в сутки без учета каких-либо рекламных компаний и мер по привлечению трафика, когда посещаемость доходит до 6-10 тысяч человек. На сайте ежедневно представлено более 120 акций распределенных по категориям:

Существует ещё пять постоянных разделов:

·              Развлечения и отдых

·              Еда

·              Авто

·              Товары

·              Разное

И несколько стихийных, которые появляются только в случае возникновения акций этой направленности, это разделы "Свадьба" и "Дети”.

Касательно посещаемости ресурса, относительно других игроков, следует учитывать, что посетители вовсе не гарантируют эффективность бизнеса, если они вовлечены путем рекламных компаний, направленных на получение дешевого трафика.

Главным "активом" скидки. ру, как и любого подобного сервиса является огромная база собранных почтовых ящиков клиентов, она обеспечивает большую часть продаж и стабильную посещаемость проекта только за счет ежедневной рассылки писем с новыми акциями по адресам клиентов. В отличие от большинства подобных ресурсов, с первого дня существования проекта, было принято решение не препятствовать посещению сайта лицам, не указавшим свой е-mаil. Речь идет о классической заглушке-сборщике мэйлов, которая закрывает доступ к предложениям со скидкой до тех пор, пока вы не оставите свой е-мэйл, пополнив базу скидочного сайта.

Это существенно сокращает саму базу, однако делает её более качественной ещё и за счет того, что регистрация на скидки. ру требуется только для совершения покупки купона и практически означает приобретение нового, уже воспользовавшегося нашими услугами клиента. Подобное решение тем не менее серьезно повышает количество откликов на разовую рассылку, которая, конечно же, стоит денег.

В условиях, когда около 80% рынка "держат” накачанные многомиллионными инвестициями крупные сервисы, тратящие огромные деньги на привлечение посетителей, обслуживание, поддержку клиентов и постоянное усовершенствование функционала, единственным возможным способом быть успешным в долгосрочной перспективе проекту скидки. ру может быть только поиск слабых мест и каких-либо неудовлетворенных потребностей потребителей подобного рода услуг.

Осложняет ситуацию, ещё и то, что именитые поставщики услуг, такие как "Кофе Хауз” также предпочитают работать с более крупными сервисами, которые могут обеспечить достаточное количество привлеченных посетителей, подписывая зачастую договор об эксклюзивном сотрудничестве с тем или иным сервисом, тем самым лишая более мелких игроков громких имен в своем "портфолио”

Резюмируя, можно выделить несколько проблем существующих и будущих, которые необходимо учитывать, если расчет идет на долгосрочное существование проекта:

·              Крупные игроки становятся только крупнее, превосходя во всем небольшие сервисы. Речь идет о лучших поставщиках услуг, большем количестве специалистов, лучшем обслуживании и так далее.

·              Агрессивные рекламные компании, при на порядок больших бюджетах вытесняют с рынка небольшие сервисы, повышая ставки в контекстной рекламе и пересыщая потребителей контактами с сервисами коллективных покупок.

·              Доверие всегда на стороне брендов, которые на слуху. В условиях некоторого риска, который подразумевает потребитель, пользующийся скидочными купонами, именно доверие к сервису играет ключевую роль в принятии решений о покупке.

·              Эксклюзивные договоры крупных сервисов с самыми интересными поставщиками, способными также за счет бренда удваивать доверие и интерес пользователей.

·              Эксклюзивные договоры рекламными сетями и системами лидогенерации сужают пути для привлечения аудитории мелкими игроками.

Рынок сервисов коллективных покупок уже практически сформирован и эксперты сходятся во мнении, что в итоге выживут 2-3 сильных игрока, которые будут делить 80% рынка, остальные 3-5 будут делить оставшиеся двадцать. На сегодняшний день цель Скидки. ру - войти в число тех, кто разделит эту оставшуюся часть.

Другой проект ООО "КРАЙС" - Купондекс. ру на данный момент находится на стадии бета-тестирования и по сути является агрегатором всех предложений с сайтов коллективных покупок, а это, по статистике, около 6000 единовременно действующих предложений в Москве.

Агрегаторы были задуманы, когда, в связи с ростом числа скидочных сервисов, и соответственно ростом количества предложений от них, возникла необходимость как-то структурировать эти предложения, давая возможность пользователям выбирать из нужной категории и уменьшить риск пропустить какое-либо предложения.

На сегодняшний день на рынке агрегаторов существует около 5 серьезных игроков, с посещаемостью более 10 000 уникальных посетителей в сутки и не менее 50 начинаний разной степени серьезности.

Схема работы или взаимоотношений между агрегаторами и сайтами скидок выглядит следующим образом, рисунок 3.1.5.

Рисунок 3.1.5 Схема работы агрегаторов предложений

Итак, происходит следующее:

·        Скидочные сервисы генерируют XML потоки, где в соответствующих тегах заключена достаточная для агрегаторов информация об акциях - это заголовок, цена купона, размер скидки, краткое описание акции, дата начала и окончания акции и продаж купона и многое другое.

·        Агрегаторы, перед началом сотрудничества получают адреса XML потоков и далее несколько раз в сутки получают информацию об акциях, которая преобразовывается в хорошо структурированный, распределенный по категориям и прочим параметрам контент.

·        Посетители, которых привлекает агрегатор, ставящий во главу своего предложения именно всеобъемлющие данные о проводимых акциях в том или ином городе и предоставляющий инструменты для их фильтрации, находят на сайте-аргагаторе подходящие им предложения и переходят на один из сайтов со скидками, в зависимости от того, чье предложение им по душе.

·        Установленная на сайте скидок система статистики, либо реферер позволяют отследить источник, по которому поступил к ним очередной посетитель и, в случае, если им окажется сайт-агрегатор, ему выплачивается вознаграждение. Как правило, это пожизненные 10-25% со всех покупок, которые новый, зарегистрированный пользователь совершит на сайте, либо фиксированная оплата в 1-2 рубля за переход.

В связи с большим пересечением базы пользователей, как правило, человек, докатившийся до агрегаторов, уже зарегистрирован на основных порталах скидок, следовательно, имеет на них учетные записи, модель с оплатой за новые регистрации все меньше привлекает агрегаторы. Самые успешные предпочитают фиксированную цену за переход и, имея около 20 тысяч уникальных посетителей в сутки, могут рассчитывать на выплаты сотен тысяч долларов ежемесячно.

Однако, прежде всего следует заметить, что сама необходимость в таких сервисах у пользователей будет лишь в том случае, если на рынке сайтов коллективных покупок останется достаточное количество игроков, предложения которых удобнее будет смотреть в едином интерфейсе. В противном случае подобные проекты вымрут как класс.

На данный момент "купондекс. ру” - только проект, находящийся на стадии альфа-тестирования, и, разумеется, никакой роли на рынке агрегаторов не играющий. Что касается проблем, с которыми пришлось столкнуться за время его создания, можно выделить следующие две:

·        нежелание или слабое стремление сотрудничать крупных сервисов коллективных покупок с новым, очередным, агрегатором. Нужно сказать, что в сложившейся ситуации еженедельно о себе заявляли около 2-3 проектов той же направленности, постепенно засыпая ответственных менеджеров скидочных сайтах письмами, тем самым устанавливая задачу сбора XML потоков в настоящую проблему.

·        Внушительные доходы, подчас и серьезные инвестиции, а вместе с ними огромные рекламные бюджеты и найм большего количества специалистов, способных так или иначе делать топовые сервисы всё более и более конкурентоспособными с каждым днем. Речь идет именно о ежедневном совершенствовании других агрегаторов.

Если с первой проблемой можно было справиться довольно быстро, вторая могла быть решена только путем предоставления на порядок лучшего сервиса для посетителей. Что, как известно, в отсутствии большого количества людей и денег можно сделать только неким творческим путем инноваций. Путем, о котором в следующей главе.

 

3.2 Пути повышения конкурентоспособности и эффективности проектов фирмы


Относительно проекта "Скидки. ру”, перед тем как предложить некоторые варианты повышения конкурентоспособности, необходимо обозначить слабые места существующих сервисов, которые в условиях высочайшей конкуренции и многомиллионных долларовых инвестиций в ведущие проекты, со штатом порядка тысячи человек - всё-таки остались. Главные из них - это удобство и качество.

Удобство использования сервиса, покупки купонов и приобретение по ним товаров и услуг является одним из ключевых факторов, позволяющих определенному сервису перевесить остальные на весах выбора конечных потребителей. На сегодняшний день большинство сервисов предлагает распечатывать купоны на принтере и предъявлять их поставщику услуги перед её оказанием. До момента покупки купона также рекомендуется позвонить "принципалу” и, например, забронировать столик в случае, если это ресторан, или же записаться на определенное время, когда речь идет о салоне красоты.

Одной из проблем перехода к более удобным для потребителей формам верификации купона является низкая информатизированность малого бизнеса, то есть основного партнера и поставщика услуг. Отсутствие интереса к сотрудничеству в области создания более современной и удобной для пользователя формы получения-предъявления купона обусловлено ленью и некоторым непониманием того факта, что количество пользователей от этого неумолимо вырастет. В условиях большого количества предложения к сотрудничеству со стороны сервисов, большого количества поставщиков услуг и недолгими сроками сотрудничества (длительность акции, как правило, колеблется в промежутке от 2 дней до 3 недель) никому просто не интересно выстаивать какие-либо новые, более удобные для потребителя методы обслуживания.

Именно установленная, хоть и молодая, но привычка работать определенным образом и всё вышеназванное служит причиной того, что распечатка купонов, несмотря на очевидные недостатки, а это:

·        отсутствие устройства для печати в довольно большом количестве домохозяйств

·        некоторая эстетическая непривлекательность посещения предприятий массового питания (в особенности ресторана) или досуга, связанная с условием предъявления купона

·        отсечение аудитории мобильного интернета (что в условиях её чрезвычайного роста и высокой платежеспособности, также спонтанного характера сути множества предложений, просто неприемлемо) всё так же является абсолютно превалирующей формой звена взаимоотношений клиент-поставщик.

Что касается самой частой формы продажи купонов, когда цена купона небольшая (50-100 рублей) и последующих взаиморасчетов с владельцем бизнеса нет - тут так же имеется небольшая недоработка. Дело в том, что типичному владельцу малого бизнеса, например, хозяину кафе, салона красоты или интернет магазина абсолютно нет дела до заработка партнера-сервиса коллективных покупок, который зависит исключительно от количества проданных купонов в рамках акции. Существует практика, когда, чтобы угодить заинтересованному клиенту, менеджеры от малого бизнеса напрямую говорят о том, что окажут услугу с оговоренной скидкой даже без предъявления купона с уникальным кодом или же попустительски проверяют уникальность кода, в результате чего, по одному и тому же купону воспользоваться предложением может отличное от единицы количество людей. Это влечет к меньшему количеству акций без взаиморасчетов, однако в таких сферах, как ресторанный бизнес, акции с фиксированной ценой, вроде "купи купон за 500 рублей и покушай на 1000” много хуже продаются и привлекают потребителей, нежели скидка 50% на безлимитный счет.

Учитывая некоторую сложившуюся нишевую направленность Скидки. ру, которая все-таки протекает в сфере услуг по уходу за собой, верным предложением, на порядок превосходящим по удобству использования было бы создание единого механизма, влияющего на покупку и взаимодействие потребителя с салоном красоты.

На данный момент существует ситуация, когда, несмотря на предупреждения заранее записываться в тот или иной салон, пользователи сначала покупают купон, а потом созваниваются с поставщиком услуги и, учитывая некоторую сверхнагрузку за счет привеченных акцией потребителей, не могут записаться на удобное для них время обслуживания.

Решение здесь может выглядеть следующим образом:

·        на странице акции, перед покупкой купона предоставляется календарная сетка с точностью до часа, где можно посмотреть на загруженность салона и выбрать подходящее время для записи.

·        После выбора времени и даты обслуживания пользователь приобретает купон, тем самым подтверждая своё намерение.

·        В специально созданном интерфейсе на сайте скидки. ру, на странице партнера менеджер салона может посмотреть количество купленных купонов, а также часы и дни, на которые записались посетители. В зависимости от загруженности, либо учитывая отказавшихся от записи клиентов, менеджер салона может заполнять либо освобождать места в ячейках. Разумеется, для большей информативности и удобства салонов помимо информации на странице, приходят смс-оповещения на номер телефона, указанный при регистрации в кабинете партнера в формате {Имя|ЧЧ: ММ ДД. ММ. ГГ|Номер телефон клиента} - то есть информации, которую, как правило, спрашивают во время записи и заносят в бумажный журнал.

·        Если все прошло удачно, на телефон пользователя приходит смс с напоминанием даты и времени записи, а также номером телефона салона, по которому следует позвонить в случае её отмены.

Положительные стороны идеи заключаются в некоторых, очень важных моментах:

)        отсутствие бумажных купонов, отсутствие необходимости их печатать и предъявлять.

2)      Отсутствие необходимости записываться, диктовать свой номер телефона.

)        Посетитель со скидкой приходит в салон точно так же, как обычный клиент, просто называя свое имя и время записи. Это привлечет существенную массу тех людей, кто стеснялся появляться в салоне с купоном.

)        Образование базы клиентов у поставщика услуг.

)        Совершенно другой уровень удобства для всех взаимодействующих сторон.

Вторым, ключевым моментом, который может сыграть на руку сервису скидки. ру является качество предоставляемых услуг. Добиться качества можно в несколько этапов.

Первый - обязательное посещение заведений, предоставляющих скидки перед заключением договора.

Второй - система немодерируемых отзывов о салонах, которая влияет на ранжирование и приоритетное размещение акций не только на сайте, но и включение их в рекламные компании проекта. Здесь очень важно добиться доверия пользователей к отзывам. Это возможно сделать путем интеграции АРI социальных сетей по части модулей комментариев и авторизации на проекте. Так под любым комментарием будет размещена ссылка на профиль оставившего его пользователя в социальной сети, что с учетом покрытия практически в 90% активных пользователей рунета представляется здравым решением. Благодаря этому можно с большим успехом отсечь недобросовестные отзывы конкурентов, а так же хвалебные отзывы самих работников салона. Кроме того, система, которая сможет отслеживать дату и время посещения салона позволит при следующем посещении салона предлагать посетителю оставить отзыв о качестве услуг - это в разы превысит процент оставляемых отзывов на аналогичных проектах, где превалируют отрицательные отзывы, лишь потому что даже при большом количестве акций посетителям, как правило, не лень найти предложение, которое их разочаровало, высказаться на его счет.

Важнейшим моментом является также мотивация пользователей оставлять комментарии, так как от их количества зависит функционирование всей системы. Здесь, помимо описанной системы, способной вовремя и к месту предложить пользователю высказать свое мнение, возможно так же создание некоторой программы скидок на купоны в зависимости от активности посетителей сайта, программы скидок и дополнительных бонусов, которые помогут "привязать" посетителя к проекту, даже учитывая большое количество конкурентов.

Резюмируя, можно сказать, что путь повышения конкурентоспособности проекта Скидки. ру лежит через нишевание на услугах "красоты" и создание при этом уникального по своему обоюдному удобству механизма взаимодействия между клиентами, поставщиками услуг.

Как уже было сказано, относительно судьбы агрегаторов и, в частности, проекта "купондекс" любые пути повышения эффективности имеют смысл только лишь в том случае, если останется достаточное количество различных игроков на рынке скидочных сервисов.

Исходя из этого варианта развития событий, позволяющего строить какие бы то ни было планы на будущее, можно выделить некоторые проблемы существующих сервисов агрегации предложений. Так называемые слабые места выглядят следующим образом:

·        Слишком широкий выбор предложений, парализующий пользователей.

·        Отсутствие системы ранжирования, позволяющей отсеивать интересные акции с хорошей репутацией.

·        Отсутствие доверия и дефицит какой-либо информации о заведениях, если это нераскрученные бренды. Отсутствие отзывов об акциях.

·        Медлительная и неудобная система покупки купонов, то есть необходимость все так же регистрироваться и пополнять счет на каждом сайте скидок.

·        Следующее из предыдущего пункта совершенно неудобное и неэффективное направление создания мобильных приложений.

·        Проблема необходимой посещаемости для нового сервиса.


Рисунок 3.2 Взаимосвязь выявленных проблем

Исходя из данной схемы, начинать выстраивание преимуществ следует с проблемы ранжирования, которая без отзывов хоть и не решает в полной мере проблему выбора, но, по крайней мере, не зависит о фактора высокой посещаемости сервиса, а значит, может быть решена без сторонних лиц и денежных затрат.

Что касается технической части проблемы ранжирования акций, достаточно указать несколько параметров, в зависимости от которых скрипт будет устанавливать порядок отображаемых предложений на сайте.

Возьмем за R показатель ранжирования - чем он больше, тем выше поднимается предложение в результатах поиска, тогда:

= T*С*S*Е

Где:- общий показатель доверия к сайту, складывающийся из известности бренда, отзывах о сайте в интернете и возраста проекта. Например, у корпорации Grоuроn "T" будет больше, чем у недавно появившегося проекта сkidkidаrоm. uсоz.ru, сделанного на коленке.

С - количество переходов с сайта Купондекс на страницу акции. Его не - сложно получить из системы статистики.- количество проданных купонов на сайте партнера. В будущем эта информация может быть включена в XML потоки, однако для начала её можно получить без уведомления.

Е - некоторый редакторский коэффициент акции, если складывается ситуация, когда редактор сайта Купондекс заметил интересную акцию, либо выяснил, что одна из акций оказалась надувательством, за счет его снижения или повышения можно приподнять, либо низвести то или иное предложение.

Разумеется, без достаточного количества человеческих отзывов система ранжирования не будет совершенной, но, учитывая, что наличие отзывов подразумевает высокую посещаемость как необходимое условие, которое не может быть выполнено без решения остальных проблем - оставляем ранжирование как есть и переходим к следующей проблеме. Проблеме, которая, как видно из схемы 3.3, за счет даже такого ранжирования, можно сказать, наполовину уже решена.

Для решения проблемы выбора, помимо выполнения указанных на схеме действий, прежде всего необходимо доказать её наличие и понять природу.

Дело в том, что, выбирая из 3 вариантов (как это было на заре становления рынка, когда несколько сайтов предлагали по одной акции в день), - люди их хорошо оценивали, выбирали верный и радовались. Когда вариантов стало 300, люди:

·        ни один из них не оценивают толком (нет времени) и расстраиваются;

·        тратят уйму времени и расстраиваются;

·        выбирают не лучшее и расстраиваются.

Даже если пользователи выбирают лучшее на их взгляд - оно не оправдывает их ожиданий к лучшему предложению из 300 вариантов и снова расстраиваются. В примере речь шла о 300 вариантах. А если их 7000? Всё во столько же раз хуже.

Широкий выбор вызывает два негативных эффекта у людей. Во-первых, как это ни парадоксально, он скорее парализует, чем освобождает. Имея множество вариантов, людям оказывается трудно сделать вообще какой бы то ни было выбор.

Воображаемая альтернатива заставляет их сожалеть о решении, которое они приняли, и это сожаление уменьшает удовлетворение, которое они испытывают от своего выбора, даже если это был хороший выбор. Чем больше у них вариантов, тем легче сожалеть о чем угодно, что их не устраивает в том выборе, который они сделали.

Второй эффект состоит в том, что даже если им удастся преодолеть паралич и сделать выбор, они в результате оказываются менее удовлетворены результатами сделанного ими выбора, чем если бы они имели меньше вариантов для него. Это то, что экономисты называют стоимостью упущенных возможностей.

То есть получается при наличии большего выбора, растет и рост ожиданий и чувство неудовлетворенности. Вместо "Одного, только сегодня и только сейчас" предложения - мы имеем сервисы (речь идет об агрегаторах), предлагающие более 5000 предложений, которые будут действовать ближайший месяц. Пользователям некуда спешить, у них есть время подумать, у них есть возможность выбрать, только их забыли спросить, нужно ли им это. Как несложно было предсказать, с ростом числа предложений уменьшилось их качество, что только и может, что добавить им сожалений о неправильном выборе, ведь шанс попасть на плохое предложение не только велик, но ещё и умножен на то самое чувство неудовлетворенности от упущенных возможностей. Что и говорить, если клиент с самого начала попадет не предложение невысокого качества, вряд ли скидочным сервисам удастся вернуть его как пользователя купонами когда-либо в будущем.

Допуская, что проблема выбора все-таки есть и окончательно решить её может, помимо системы ранжирования, только достаточное количество комментариев, которые также решили бы проблему доверия пользователей, а акциям - единственный путь, помимо получения высокой посещаемости, которая, как известно, невозможна без решения всех проблем, это создание некой внешней системы отзывов, которая могла бы встраиваться в общение посетителей со сторонними скидочными сервисами.

Возможным вариантом реализации этой системы видится создание плагина для популярных браузеров. Речь идет о небольшой кнопочке на панели браузера, которая становилась бы активной в том случае, если в адресной строке появлялся адрес, который соответствует одному из адресов в базе данных и являлся адресом того или иного приложения. Подобный плагин мог быть бы действительно сервисом честных отзывов, не поддающихся модерации со стороны скидочных сервисов, а заодно, благодаря своем быстродействию и легкости в использовании, легко прижиться в браузерах пользователей. Для ясности, иллюстрация того, как это могло бы выглядеть на рисунке 3.3.

Рисунок 3.3 Иллюстрация плагина отзывов

Это система, при должном количестве установивших ей пользователей стала бы основным поставщиком отзывов для полноценного ранжирования акций, что в сумме решило бы описанные ранее проблемы.

Следующая, весомая проблема всех действующих агрегаторов - не - способность замкнуть на себе и унифицировать механизм покупки купона. Даже если в начале пути пользователь будет удовлетворен возможностью выбирать, сортировать и фильтровать множество предложений, оставляя наиболее близкие в смысловом и географическом плане акции, после перехода на сайт скидок его ждет блокирующее доступ окно с просьбой оставить свой е-мэйл на практически каждом сервисе. Большую часть проблемы, конечно, составляет не это, а необходимость оплачивать купоны каждый раз в каждом новом сервисе скидок с нового счета. Вместо того чтобы, после ознакомления пользователя с условиями акции на сайте агрегатора, предоставить ему купоны в двух-кликовой доступности (купить - распечатать), пользователю предлагают потратить около 5-10 минут времени на регистрацию, зачисление денег на счет и оплату купона в очередном, подчас незнакомом сервисе.

Разумеется, более-менее крупным игрокам, тем, кто пользуется наибольшей популярностью у посетителей агрегаторов абсолютно не выгодно выпадать из цепочки покупки купона, ведь их основной актив - это всегда база пользователей, и больший интерес для них представляет пользователь, посетивший сайт, а не просто купивший купон с помощью стороннего сервиса. Во-первых, ему можно предложить похожие акции и заинтересовать другими предложениями, во-вторых, для покупки купона ему необходимо оставить свой е-мэйл, на который в будущем сервис скидок сможет отправлять рассылку, тем самым задешево контактируя со своими клиентами и, наконец, в-третьих, - посещаемость, тот фактор, который позволяет заманивать наиболее интересных поставщиков услуг.

Единственно возможный вариант решения проблемы - выстраивание договоренности с небольшими сервисами, которые, скорее всего, обречены на вымирание в любом случае, однако при достижении подобной договоренности смогут не только поставлять купоны в единый интерфейс агрегатора, обеспечивая большую часть работы (договоренности с поставщиками, поддержка клиентов, обслуживание системы учета купонов), но и получать несоизмеримо большую прибыль относительно каждого проданного купона.

При таком исходе событий проблема мобильных приложений, крайне перспективная, благодаря возможности по средствам определения геолокации пользователя предлагать ему релевантные акции, примет совершенно другую по своему удобству форму. В нынешней ситуации, созданные крупными агрегаторами приложения, хоть и дают базовые функции определения купонов на карте, после поиска нужного купона обрекают пользователя на крайне неудобные манипуляции на небольшом экране мобильного телефона, направленные на попытку зарегистрироваться - пополнить счет и купить купон на зачастую неоптимизированном и "тяжелом" сервисе коллективных покупок.

Если удастся решить эти проблемы, это может не только вознести сервис "Купондекс. ру” на несколько даже не ступеней, а этажей конкурентной лестницы, но и повернуть тенденцию на всём рынке сервисов коллективных покупок.

Заключение


Подводя итог анализа российского рынка интернет бизнеса, можно прийти к следующим выводам, касающимся его правовых основ, тенденций и направлений развития, отношения к нему граждан и их текущим и дальнейшим предпочтениям.

Что касается анализа аудитории и её влияния на бизнес - становится понятным, что аудитория большими темпами растет за счет регионов, все активнее потребляет интернет при помощи мобильных телефонов и с каждым годом все больше доверяет коммерции. Именно учет её предпочтений, отслеживание потребностей является ключом к успешному ведению бизнеса.

Основные рынки интернет бизнеса также развиваются высокими темпами, и стоит отметить, что Россия входит в довольно почетный клуб стран, которые имеют собственные, популярные почтовые сервисы, поисковые системы и социальные сети, успешно конкурирующие с глобальными игроками, захватившими внимание практически всей мировой аудитории.

Целью дипломной работы, было проанализировать основные рынки интернет бизнеса в России, и, учитывая объект исследования, заострить внимание в частности на рынке сервисов коллективных покупок. Далее необходимо было выявить сильные и слабые стороны фаворитов рынка, найти нерешенные проблемы, решение которых способно повысить конкурентоспособность проектов ООО "Крайс”. Уже на основе анализа данных и существующих проблем, разработать практические рекомендации по совершенствованию проектов фирмы в рамках выделенного рынка.

Перед тем, как привести практические рекомендации, стоит резюмировать текущее положение вещей на рынке сервисов коллективных покупок и обозначить существующие проблемы и недоработки, решение которых повысит конкурентоспособность проектов.

Что касается проекта "Скидки. ру” - ситуация действительно сложная: рынок уже сформировался, существует серьезная конкуренция, связанная, во-первых, с большим количеством игроков, появившихся благодаря невысокой цене входа на рынок, высокой маржинальности и относительной простоте бизнеса. Во-вторых, положение ухудшают сильные игроки, подпитанные многомиллионными инвестициями, благодаря которым им удается постоянно совершенствовать сервис, содержа огромный штат высококлассных специалистов, вести агрессивные рекламные и партнерские компании, зачастую заключая с площадками и лучшими поставщиками услуг эксклюзивные договоры, и, конечно, имея привлекательный узнаваемый бренд, получать внимание доверие посетителей.

Практические рекомендации, относительно проекта "Скидки. ру”, можно обозначить следующим образом:

·        Использование существующей ситуации с неудобной для пользователей системой распечатки и предъявления купона.

·        Нишевание в одой из самых объемных и популярных сфер - сфере услуг по уходу а собой (салоны красоты), являющейся основопологающейся для проекта (80% акций).

·        Создание уникальной, по своему обоюдному удобству механизма, влияющего на покупку и взаимодействие потребителя с салоном красоты, не требующего печати и предъявления купона.

·        Создание системы контроля качества, а так же становление и стимулирование базы отзывов, которая благодаря вышеуказанному механизму сможет работать.

Относительно другого проекта, так же имеющего отношения к рынку сервисов коллективных покупок, а именно проекта "Купондекс. ру” - агрегатора предложений от купонных сервисов, ситуация так же довольно сложна. Во-первых, любые пути повышения эффективности имеют смысл только лишь в том случае, если останется достаточное количество различных игроков на рынке скидочных сервисов. Во-вторых, здесь как и в случае с купонными сервисами, существуют серьезные игроки, постоянно совершенствующие сервис и разделяющие большую часть аудитории.

Исходя варианта развития событий, позволяющего строить какие бы то ни было планы на будущее, можно выделить некоторые проблемы существующих сервисов агрегации предложений, решение которых позволит превзойти конкурентов и привлечь посетителей даже без инвестиций, бюджетов и большого количества людей. Так называемые слабые места выглядят следующим образом:

·        Слишком широкий выбор предложений, парализующий пользователей.

·        Отсутствие системы ранжирования, позволяющей отсеивать интересные акции с хорошей репутацией.

·        Отсутствие доверия и дефицит какой-либо информации о заведениях, если это нераскрученные бренды. Отсутствие отзывов об акциях.

·        Медлительная и неудобная система покупки купонов, то есть необходимость все так же регистрироваться и пополнять счет на каждом сайте скидок.

·        Следующее из предыдущего пункта совершенно неудобное и неэффективное направление создания мобильных приложений агрегаторов.

·        Проблема необходимой посещаемости для нового сервиса.

Если разобраться, все проблемы взаимосвязаны, соответственно, практические рекомендации должны начинается с решения самой простой, имеющей минимальную зависимость от остальных. Если выстроить рекомендации в правильном порядке, получится следующий список:

·        Создание технической части системы ранжирования, позволяющей пользователям в первую очередь видеть интересные акции от трастовых партнеров.

·        Создание удобного и простого плагина для популярных браузеров, позволяющего оставлять немодерируемые комментарии к акциям партнеров. В дальнейшем это поможет системе ранжирования и решит проблему выбора.

·        Выстраивание договоренности с небольшими сервисами о создании механизма оплаты и доставки купонов в едином интерфейсе агрегатора.

·        Разработка мобильных приложений, на порядок более удобных, благодаря единому интерфейсу покупки купонов.

Учитывая специфику бизнеса в области управления интернет проектами и специфику планируемых мероприятий по повышению их конкурентоспособности, направленных на привлечение внимание посетителей, а не на повышение доходности - я считаю, что нет возможности и необходимости подкреплять данные рекомендации расчетами экономической эффективности.

Резюмируя, можно сказать, что цели, заданные в начале квалификационной работы, выполнены. Найденные решения уже частично начинают применяться на практике и скоро, возможно, можно будет оценить их верность.

Список использованных источников


1.      Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе”

2.      Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

.        Доклад "Рунет сегодня: аналитика, цифры, факты”. Сергей Плуготаренко, конференция РИФ-КИБ 2013 г.

.        Журнал "Интернет в цифрах” номер 1/9 январь-февраль 2012 г.

.        Журнал "Интернет в цифрах” номер 4/12 октябрь-ноябрь 2012 г.

.        Отчет "Интернет в России”. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ 2012 г.

.        Отчет "Интернет в России: динамика проникновения”. Фонд Общественное Мнение 2013 г.

.        "Отчет по рынку электронной коммерции в России за 2013 ” InSаlеs при поддержке Dаtа Insight.

.        Доклад ”Рынок электронных денег. Основные игроки”.

.        Марина Пикулева, конференция РИФ-КИБ 2013 г.

.        Доклад "Способы оплаты интернет-покупок: кто, что и как оплачивает через интернет”. Светалана Петухова, конференция РИФ-КИБ 2013 г.

.        Доклад "Устройства выхода в сеть”. Алексей Беляев, конференция РИФ-КИБ 2013 г.

.        Доклад "Интернет-активы и Интернет-бизнес: система актуальных правовых проблем создания и защиты”. Виктор Наумов, конференция РИФ-КИБ 2013 г.

.        Доклад "Карта венчурного рынка”. Евгений Калинин, конференция РИФ-КИБ 2013 г.

.        Информационная бюллетень "Развитие интернета в регионах России”. Яндекс 2013 г.

.        J’sоn & Раrtnеrs Соnsulting "Исследованин российского рынка купонных сервисов” 2013 г.

.        www.rif.ru

.        www.rосid.ru

.        www.fоm.ru

.        www.tns-glоbаl.ru

Похожие работы на - Развитие электронного бизнеса в России (на примере ООО 'Крайс')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!