Нормативно-правовой акт: понятие и виды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Содержание

Введение

Раздел І. Юридическая природа нормативного акта

1.1 Понятия и признаки нормативного акта

1.2 Нормативный акт как источник права

1.3 Отличие нормативного акта от поднормативного

Раздел ІІ. Иерархия и виды нормативных актов

2.1 Классификация нормативных актов

2.2 Законы: понятия, признаки и виды

2.3 Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки и виды

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Наш украинский народ - граждане Украины всех национальностей - выбрал путь построения демократического государства, т.е. государства, в котором будет осуществлен принцип господства права, основанного на признании прав и свобод человека.

Права человека в современном мире - это не просто актуальная тема, это проблема. Человечество, которое прошло сквозь бойню двух мировых войн, множества кровавых локальных конфликтов, пережито жестокие диктатуры, пришло к выводу, что не может быть мира и согласия на Земле, не может быть организованной гражданской жизни без уважения к человеку, его прав, свобод и потребностей. Общество, которое призвано защищать основные права человека - это упорядоченная система отношений, основанная на соблюдении всеми субъектами этих отношений нормативных актов, т.е. Конституции, законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Принятие законов и других нормативно-правовых актов очень важно, и имеет решающее значение для внедрения реформ в нашей жизни. Сформулированные в законах и других нормативно-правовых актах нормы становятся живыми, если они являются обоснованными и приняты должным образом.

Именно нормативные акты и являются центром внимания нашей курсовой работы.

Систему нормативных актов, прежде всего, рассматривают в учебных пособиях по общей теории права и государства, в частности, которые написали О.В. Зайчук, М.С. Кельман, Н.Н. Крестовская, В.В. Копейчеков, В. Котюк, Л.А. Луць, П.М. Рабинович, Ю.Н. Оборотов, О.Ф. Скакун, Изучению этого вопроса уделяли определенное внимание зарубежные, в частности, российские ученые - С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, С.А. Комаров и др.

Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей нормативных актов в Украине.

К основным задачам курсовой работы относятся:

раскрыть понятие, признаки нормативного акта;

определить виды нормативно-правовых актов и охарактеризовать их.

Объектом исследования является нормативный акт как ведущий источник права Украины.

Предметом исследования является место и значение законов и подзаконных актов, их значительное влияние на деятельность общества, осуществления реализации нормативных актов для формирования демократического, социально-правового государства и гражданского общества.

Методологическая основа исследования. Методология науки дает возможность научного обоснования организации и функционирования нормативных актов. К таким методам относятся: философские, метод диалекты; системный метод (применялся при анализе понятий "нормативный акт", "закон"), метод сравнительно-правового анализа (исследовались вопросы связанные с значимостью закона его действенностью и важностью в демократических странах) исторический метод (позволяет выявить общественное мнение, оценку реализации нормативно-правового акта).

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных разделов, выводов, списка использованной литературы.

нормативный правовой акт подзаконный

Раздел І. Юридическая природа нормативного акта

1.1 Понятия и признаки нормативного акта

Перед тем как перейти к определению понятия нормативный акт, выясним, что понимают под понятием акт. Само понятие "акт", имеет несколько значений, таких как действия, поступки. Если акт - это действие, поступок, то действия направлены на достижение определенного результата, независимо от того, кем они осуществляются, можно считать правовыми актами.

Однозначного определения понятия "акт" в научной литературе нет. Одни авторы "актом" называют действия исполнительно-распорядительного характера, направленные на установление общих правил поведения, непосредственные изменения или прекращения конкретных правоотношений. Другие - актами называют "государственно-властные акты, принятые на основе и для выполнения законов и указов органами государственного управления в процессе практического выполнения функций государства".

Под нормативными актами понимают акты, которые устанавливают нормы права, входящие к ним в действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

Нормативный акт правотворчества, который исходит из компетентного государственного органа и содержащий нормы права.

Ю.Н. Оборотов отмечает, что нормативный акт - письменный документ, выданный в установленном порядке компетентным органом.

В своей характеристике нормативных актов известный ученый С.С. Алексеев, определяет два момента, которые соответствуют основным функциям нормативно-правовых актов:

нормативно-правовые акты - это инструменты развития, изменения нормативной основы механизма правового регулирования;

нормативно-правовые акты - это форма реального существования юридических норм.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что под нормативно-правовым актом целесообразно понимать - официальный письменный документ, который имеет специальную внутреннюю и внешнюю форму, устанавливает, изменяет, отменяет норму права и регулирует определенные отношения, неопределенного круга лиц и неоднократно.

Признаки нормативно-правового акта:

) является правообразующим актом, поскольку устанавливает или закрепляет новые нормы права или изменяет (дополняет, отменяет) действующие; четко формулирует содержание юридических прав, обязанностей, ответственности;

) является официальным актом - принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (нормотворческим органом) или принимается народом (референдум) в пределах их компетенции;

) распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение;

) имеет конкретную форму, которая зависит от органа, который его (акт) выдает. Его форма определена Конституцией, а также законом про нормативно-правовые акты (в случае его принятия);

) занимает четко определенное место среди других нормативных актов, согласно субординации по юридической силе - не противоречит актам высшей юридической силы, прежде всего Конституции, международным договорам, ратифицированным парламентом т.п.;

) разрабатывается и принимается с соблюдением установленной законом нормотворческой процедуры (нормотворческая инициатива, разработка, обсуждение, принятие, подписание, регистрация, обнародование, вступление в силу);

) имеет форму письменного документа, составляется в соответствии с правилами нормотворческой техники, определенную структуру и официальные реквизиты - название акта указывает на орган, который его выдал, вид акта, предмет регулирования, дата и место принятия; подпись (подписи) ответственных должностных лиц;

) подлежит обязательной государственной регистрации и учета (в Украине существует Единый государственный реестр нормативных актов);

) публикуется в официальных специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности текста официального образца (в Украине законы публикуются в "Ведомостях Верховной Рады Украины", газетах "Голос Украины" и "Юридический вестник Украины"; постановления Кабинета Министров - в сборниках постановлений правительства Украины; законы и подзаконные акты - в журнале "Официальный вестник Украины") .

Итак, нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

1.2 Нормативный акт как источник права

В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в Украине. Нормативно-правовой акт в отличие от таких источников права, как юридический прецедент или правовой обычай, занимающих второстепенное положение при регулировании общественных отношений, играет самую важную роль в государстве, так как содержащиеся в нём нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения.

1.3 Отличие нормативного акта от поднормативного

В юридической субординации с нормативно-правовым актом находятся поднормативные акты:

интерпретационные (акты толкования норм права) - имеют вспомогательный характер и, как правило, "обслуживают" нормативные акты;

индивидуальные (акты применения норм права) - порождают права и обязанности только в тех конкретных субъектов, которым они адресованы, по конкретному случаю.

Объединяет их то, что они все - взаимосвязанные акты правового содержания. Отличие нормативного от поднормативного акта (акта применения норм права и акта толкования норм права) состоит в следующем:

. Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нормы, устанавливает новые права и обязанности, которых раньше не было, или изменяет (отменяет) их, поэтому его называют правоустанавливающим актом. Акт применения права и акт толкования права обычно не устанавливают норм права. Акт применения права лишь конкретизирует (индивидуализирует) действующие нормы, а акт толкования права дает разъяснения этим нормам. Они - поднормативные.

. Нормативно-правовой акт содержит нормы права, адресуемых всем или определенной части населения, тогда как акт применения норм права имеет индивидуальную направленность - касается конкретного лица (например, повреждение насаждений запрещено - адресовано ко всем, а взыскание штрафа с гражданина "А" за повреждение насаждений - акт применения норм права). Интерпретационный акт адресуется субъектам, которые применяют нормы права, что разъясняются.

. Нормативно-правовой акт применяется неоднократно, действует длительное время, а правоприменительный - исключительно при решении определенного юридического дела, т.е. в конкретном случае. Интерпретационный акт, разъясняет нормы права, которые выражены в предписаниях нормативного акта, действует вместе с этим нормативным актом и имеет вспомогательное значение.

. Нормативно-правовой акт "дает жизнь" индивидуальным и интерпретационным актам - отмена нормативно-правового акта приводит к невозможности воздействия на его основании правоприменительного акта и автоматической отмены интерпретационного акта.

. Нормативно-правовой акт имеет другую процедуру принятия, чем акт применения и акт толкования норм права.

Следует иметь в виду, что, кроме указанных классических актов - нормативных, интерпретационных, правоприменительных, - есть акты смешанного содержания, то есть, состоящие из нормативных и правоприменительных норм. Если в тексте правового акта содержатся правовые нормы и индивидуально-конкретные предписания, он считается нормативным. Однако сочетание в одном акте норм нормативного и конкретного (индивидуального) назначения не соответствует правилам юридической техники и затрудняет понимание документа к его действию во времени.

Раздел ІІ. Иерархия и виды нормативных актов


Виды нормативных актов - это их подразделения в соответствии с объективно существующей иерархической структурой.

Наиболее значимой является классификация нормативных актов по юридической силе. Юридическая сила нормативного акта - это степень его воздействия на общественные отношения, его значение, зависящее от расположения в иерархии актов. Она определяет его место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. По юридической силе все нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Юридическая сила нормативно-правовых актов - это такая их специфическая особенность, которая характеризует их соотношение и взаимозависимость по формальным обязанностям.

Юридическая сила нормативных актов зависит от органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов выдаются на основании и во исполнение законов и потому называются подзаконными.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяется Конституцией и законом о нормативных актах (здесь дается официальный перечень актов, их нормативная характеристика, средства обеспечения с целью правильного соотношения между ними). Такой закон существует в Италии (1942 г.), Болгарии (1973 г.), Туркменистане (1996 г.), Кыргызстане (1996 г.), Казахстане (1998 г.) и в других странах СНГ.

В Украине подготовлен проект такого акта, но он еще не принят (Проект Закона Украины "О нормативно-правовых актах" от 12.12.2012 г. № 0922).

Юридическая сила нормативно-правового акта - это его специфическое свойство иметь строго обозначенное место в иерархии иных правовых актов и зависеть по формальной обязательности от того, какой орган издал акт, т.е. кто является субъектом нормотворчества.

Исследователь Л.А. Луць разграничивает нормативные акты: по субъектам правотворчества на принятые народом, главы государства, органа законодательной власти, органа исполнительной власти, контрольно-надзорного органа, органа местного самоуправления, руководителя предприятия, учреждения или организации или физического лица работодателя; по характеру и объему действия - общей, исключительной и ограниченной; по юридической силе - законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Виды нормативно-правовых актов по сфере действия:

общие;

специальные;

локальные.

Виды нормативно-правовых актов по характеру волеизъявления:

акты установления норм права;

акты замены норм права;

акты отмены норм права.

Виды нормативно-правовых актов по отраслям законодательства:

гражданские;

уголовные;

административные;

уголовно-процессуальные;

административно-процессуальные и др.

Основные нормативно-правовые акты по отраслям законодательства именуются отраслевыми кодексами (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Административный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административно-процессуальный кодекс и др.).

Виды правовых актов по субъектам нормотворчества в Украине:

Верховная Рада Украины - законы и постановления;

Верховная Рада Автономной Республики Крым - постановления (по вопросам, носящим нормативно-правовой характер), решения (по вопросам организационно-распорядительного характера);

Президент Украины - указы (нормативные и ненормативные), распоряжения;

Кабинет Министров Украины - постановления и распоряжения;

руководители министерств и ведомств - нормативные приказы, инструкции, распоряжения, положения, указания министра;

Совет Министров Автономной Республики Крым - постановления, решения и распоряжения;

главы местных (областных и районных) государственных администраций - распоряжения;

местные советы народных депутатов, их исполнительные комитеты - решения и нормативные постановления, руководители их управлений и отделений - нормативные приказы;

администрация государственных предприятий, учреждений, организационно-нормативные приказы, уставы, положения и инструкции.

Таким образом, можно сделать вывод, что от того, насколько подробно разработана классификация нормативно-правовых актов, зависит качество их правового применения и качество правотворческого процесса в обществе, поскольку пользователями информации относительно того или иного документа есть и юридические, и физические лица. Система классификации нормативно-правовых актов является поисковым инструментом, который позволяет ориентироваться в законодательном пространстве, способствует быстрому поиску и использованию необходимых документов, что значительно упрощает работу с официальной правовой информацией.

2.2 Законы: понятия, признаки и виды

Закон как один из видов нормативно-правовых актов относится к основным источникам права в отечественной правовой системе и имеет среди них высшую юридическую силу.

Закон - нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества / непосредственно народа), который регулирует важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.

Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает следующее:

закон является неоспоримым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить или изменить;

все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся "под" законом, являются подзаконными. Они основаны на законах и не противоречат им.

Признаки закона:

. Акт точно определенных, высших по статусу субъектов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (в Украине - Верховная Рада) или гражданского общества (непосредственно народа) (референдум);

. Акт, может быть только нормативным по содержанию (в отличие от акта применения норм права и акта толкования норм права);

. Всегда письменный акт-документ, который закрепляет нормы права, которые вводятся, или их изменения, содержит первичные, основополагающие нормы права, которых раньше в правовой системе не было, к тому же - нормы ключевых, основных вопросов жизни, устанавливает права и обязанности граждан;

. Акт, принятый в строгом соответствии с конституцией и ранее принятыми законами и не требует дополнительного утверждения;

. Акт, который может быть заменен, как правило, только законом и проверен на соответствие конституции лишь Конституционным Судом;

. Акт, имеющий высшую юридическую силу, то есть акт высшего юридического "ранга"; все остальные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательным процессом.

С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов.

Например, в Конституции Австрии имеется раздел II "Законодательная власть федерации", в Конституции ФРГ - раздел VII "Законодательство федерации", в Конституции Российской Федерации - ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины - части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п.4 Раздела XV и др.).

. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой.

Например, в Италии действуют "Общие положения о Законе" (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон "О нормативных актах" (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов "О нормативно-правовых актах", а также "О законах и законодательной деятельности", которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на:

конституции;

конституционные законы;

обычные (текущие) законы;

обеспечительные (оперативные) законы.

. Конституции - основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан. В каждой из стран романо-германского права действует конституция как основной закон государства:

в Австрийской республике: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г.; Федеральный конституционный закон от 26 октября 1955 г. "О нейтралитете Австрии"; Федеральный конституционный закон от 29 ноября 1988 г. "О защите личной свободы";

в Бельгии: Конституция Бельгии от 7 февраля 1831 г.;

в Германии: Основной Закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г.;

в Италии: Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г.;

в Португалии: Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г.;

во Франции: Конституция Французской Республики от 4 октября 1958.

Они бывают двух видов:

кодифицированные - представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконституционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г.;

некодифицированные - состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественных отношений, отнесенный к конституционному праву, - основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде - это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный акт и др. Основной конституционный документ Канады гласит: "Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на конституцию Великой Британии". А в Великобритании нет единой писаной конституции, а есть группа конституционных законов (статутов) - Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

. Конституционные законы:

законы, которыми вносятся изменения, дополнения к действующей конституции (см., например, раздел XІІІ Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст.155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст.111) и ряд других.

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст.56), изменение статуса субъекта Федерации (ст.66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст.70), референдум (ст.87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст.88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст.114), установление судебной системы России (118) и др. (всего 15) .

В других правовых системах (Италия, Португалия, Румыния, Чехия) конституционный закон трактуется как закон, которым вносятся изменения и дополнения в конституцию. Например, согласно ст.161 и 166 Конституции Португалии 1976, в форме конституционного закона принимаются законы, которыми одобряются изменения в конституцию. А предписанию ч.2 ст.72 конституции Румынии 1991 пересмотр конституции осуществляется конституционными законами. Так же и ч.1 ст.9 Конституции Чехии 1992 устанавливает, что дополнения и изменения Конституции могут осуществляться только конституционным законом.

. Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являются следующие виды обычных законов:

а) общие законы - законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

кодифицированные (например, Уголовный кодекс, Гражданский Кодекс и др.);

текущие (например, Закон о выборах);

б) специальные законы - законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяющиеся на часть населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).

. Обеспечительные (оперативные) законы - нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др. Их назначение состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдельных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины от 17 декабря 1997 г. "О ратификации Конвенции 1990 года о отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем". К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др.

Виды законов по сроку действия:

) постоянные - законы, действующие без ограничения срока;

) временные - законы, действующие с ограничением срока (например, закон "О государственном бюджете Украины на 2013 г. ");

) чрезвычайные (как разновидность временных законов) - принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

принятые законодательным органом государства.

Однако данная классификация законов неприемлема во всех государствах, поскольку в некоторых из них законотворческими полномочиями наделены и другие органы. В частности, во Франции законотворческие полномочия имеет Совет Министров, Государственный Совет Франции, в США наряду с высшим представительным органом в принятии закона участвует высшая судебная инстанция. Кроме того, в отдельных странах референдум должен лишь совещательный характер (в Швеции) императивность решения референдума зависит от количества голосов избирателей, его одобрили (в Польше для предоставления императивности решению референдума необходимо абсолютное большинство голосов), в США и Канаде проведения референдума предусмотрено только на уровне субъекта федерации и на местах, в Люксембурге и Нидерландах референдум вообще не практикуется.

Виды законов по границам действия:

законы Украины;

законы Автономной Республики Крым.

Виды законов по структурной форме:

кодифицированные;

некодифицированные.

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

конституционно-правовые;

гражданско-правовые;

административно-правовые и т.п.

Имеются и межотраслевые (комплексные) - о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

законы в области регулирования политики;

законы в области регулирования социальной сферы;

законы в области регулирования военной сферы и др.

Среди основных направлений развития законодательства Украины можно выделить следующие:

разработка новых законов, необходимость которых вытекает из Конституции Украины;

приведение текущих законов в соответствие с Основным Законом;

адаптация текущих законов к нормам европейского и международного права.

Учитывая вышесказанное, можно проанализировать закон как нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, который регулирует наиболее важные общественные отношения (основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека) путем установления общеобязательных правил (норм), принимается с соблюдением законодательной процедуры и приемов законодательной техники, имеет высшую юридическую силу и соответствующую структуру и реквизиты.

2.3 Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки и виды

Особое место в системе нормативно-правовых занимают подзаконные нормативно-правовые акты, которые составляют, кстати, большую часть как украинского, так и иностранных законодательств.

Существование подзаконных нормативных актов в правовой системе обусловлено многоуровневой структурой самих общественных отношений, требующих как законодательного урегулирования, так и вторичного, более детального и конкретизирующего нормативного регулирования в целях оперативного решения вопросов в отдельных сферах жизнедеятельности общества.

В.Н. Хропанюк под подзаконным нормативно-правовым актом понимает "правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. наделены меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять ему".

А.Ф. Скакун отмечает, что подзаконный нормативно-правовой акт, это "акт, который выдается в соответствии с законом, на основании закона, для конкретизации законодательных предписаний и их толкования или установления первичных норм".

Н.И. Матузов, А.В. Малько считают, что подзаконный нормативно-правовой акт - это "выданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы".

Таким образом, выглядит подход современных ученых относительно определения понятия подзаконных нормативно - правовых актов.

О.Ф. Скакун выделяет следующие признаки подзаконного нормативно-правового акта:

) содержит вторичные (производные) нормы, которые принимаются на основе закона, отвечают ему;

) развивает, конкретизирует, детализирует первичные нормы, помещенные в законах с целью их реализации, или регулирует обеспечительные или вспомогательные общественные отношения;

) принимается как коллегиальным органом государства (правительство), так и уполномоченными лицами (Генеральный прокурор);

) в зависимости от вида имеет свою процедуру принятия, которая не столь строгая и детализированная, как при принятии законов;

) по сравнению с законами количество их больше, поскольку субъектами их принятия выступают органы власти как исполнительные (сверху вниз), так и представительные (органы местного самоуправления и их должностные лица и т.п.) .

Систему подзаконных нормативно-правовых актов в Украине составляют следующие их виды:

Общие - распространяются на всех лиц в пределах государства, содержат первичные нормы:

акты парламента (постановления) - выдаются в основном по организационным вопросам; вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования;

акты Президента (нормативные указы: внутренние и внешние; единоличные и контрасигнованные). Контрасигнованные являются акты Президента, скрепленных подписью премьер-министра и министра, ответственного за акт и его выполнение; вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования;

акты правительства (постановления):

) не определяют права и обязанности граждан, вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок не предусмотрен в самих актах;

) определяющие права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее, чем со дня их опубликования.

Ведомственные - содержат вторичные (производные) нормы, которые раскрывают и конкретизируют первичные нормы; принимаются на их основе, направленные на их выполнение, распространяются на всех субъектов права:

акты центральных органов исполнительной власти (комитетов) со специальным статусом (Национальный банк Украины, его Правление; Центральная избирательная комиссия и др.). Издают приказы, постановления, распоряжения, решения;

акты министерств и государственных комитетов - приказы, распоряжения, решения.

Указанные акты являются видами распорядительных актов, которыми утверждаются (принимаются) ведомственные акты - положения, инструкции, правила, порядок, перечни. Обычно положение утверждается приказом или постановлением, инструкция и правила - приказом высшего должностного лица, регистрируются в Министерстве юстиции Украины. Например, Приказ Министерства юстиции Украины "Об утверждении" Положения о Наследственном реестре" (07.07.2011) зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 11.07.2011 за № 831/ 19569.

Ведомственный нормативно-правовой акт может быть издан совместно несколькими центральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Ведомственные акты вступают в силу через 10 дней после их государственной регистрации, если в них не установлен более поздний срок.

акты, принятые коллективными субъектами непосредственной местной демократии: а) в порядке референдума (решения), б) путем голосования на общем собрании граждан (решения), в) территориальными общинами (уставы территориальных общин);

акты органов местного самоуправления - постановления Верховной Рады АР Крым по их компетенции, решения областных и районных советов; районных в городах, городских, поселковых, сельских советов (принятие регламента совета), решение исполнительных комитетов советов и их председателей; вступают в силу со дня их официального обнародования, если не установлен более поздний срок введения их в действие;

акты местной исполнительной власти - акты (постановления, решения и распоряжения) Совета министров АР Крым; акты (распоряжения) глав областных и районных государственных администраций, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и др.; нормативные акты (приказы) руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений местной государственной администрации; вступают в силу через 10 дней после их государственной регистрации.

Локальные - имеют внутреннее действие, в пределах соответствующих предприятий, учреждений, организаций: акты управления, принимаемые руководителями предприятий, учреждений, организаций в пределах их компетенции и распространяются на сферы служебной и трудовой деятельности (приказы, инструкции, уставы, правила, положения); вступают в действие после получения адресатом.

Таким образом, подзаконный нормативно-правовой акт - акт, который выдается в соответствии с законом, на основании закона, для конкретизации законодательных предписаний и их толкования или установления первичных норм.

Выводы

Основным источником права большинства современных государств является нормативный акт. Нормативным актам присущ ряд особенностей:

во-первых, они имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Она же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения;

во-вторых, нормативные акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности имеет рамки своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен принимать указы или постановления;

в-третьих, эти акты принимаются с соблюдением определенной процедуры;

в-четвертых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

Таким образом, нормативные акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархиезованы, потому что эта система строится на основе различной юридической силы актов;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которые содержатся в источниках.

Итак, нормативный акт - это письменный документ, содержащий юридические нормы. Нормативные акты разделяют на законы и подзаконные акты.

Законы - это правовые акты, издаваемые законодательными органами (в нашем государстве - Верховной Радой Украины), имеют высшую юридическую силу и регулируют важнейшие общественные отношения. Законы обычно подразделяются на конституционные и обычные. Все законы имеют высшую юридическую силу, которая заключается в том, что:

никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их

только Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным

все другие нормативно-правовые акты должны издаваться в соответствии с законами

в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона.

Правовые законы составляют основу правового государства, поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Особое место в системе нормативно-правовых занимают подзаконные нормативно-правовые акты, которые составляют большую часть как украинского, так и иностранных законодательств.

Подзаконный нормативно-правовой акт - акт, который выдается в соответствии с законом, на основании закона, для конкретизации законодательных предписаний и их толкования или установления первичных норм.

Подзаконные нормативные акты различаются между собой и образуют сложную иерархическую систему. Их классифицируют по различным критериям. В зависимости от органов, принявший подзаконный нормативный акт различают общие, ведомственные, местные, локальные.

Подзаконность нормативно-правового акта означает его соответствие не только законам, но и другим актам, имеющим более высокую юридическую силу. Акт низшей государственной инстанции находиться не только "под законами", но и "под" нормативными актами всех высших государственных органов, которым он призван отвечать.

Список использованной литературы

1.Конституція України // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 30. - Ст.141

2.Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. / Алексеев С.С. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 560 с.

.Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: "Статут", 1999. - 712 с.

.Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - М.: Перспектива, 2005. - 528 с.

.Гетьман Є.А. Поняття підзаконного нормативно-правового акта та його співвідношення із нормативно-правовим та правовим актами / Є.А. Гетьман // Форум права. - 2013. - № 3. - С.106-113.

.Горбунова Л.М. Підзаконні нормативно-правові акти: організаційно-правові питання забезпечення законності: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. юрид. наук: спец.12.00.07/Л.М. Горбунова; Київ. Нац. Екон ун-т. - К., 2005. - 21 с.

.Гусарєв С.Д., Олійник А.Ю., Слюсаренко О.Л. Загальна теорія держави і права. Навчальний посібник. - К.: НАВСУ, 2000. - 320 с.

.Дутка Г.І. Закон у системі нормативно-правових актів України: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 /Київський національний ун-т ім.Т. Шевченка.К., 2003. - 19 с.

.Зайчук О.В., Оніщенко Н.М. Теорія держави і права. Академічний курс. Підручник. - К.: Юрінком Інтер, 2006. - 688 с.

.Кельман М.С., Мурашин О.Г. Загальна теорія держави і права: Підручник. - К.: Кондор, 2006. - 477 с.

.Колодій А.М., Гусарєв С.Д., Калюжний Р.А. Основи держави і права. Навчальний посібник. - К.: Либідь, 2004. - 208 с.

.Конституции государств Европы: в 3 т. / под. общ. ред. Л.А. Окунькова. - Т.2. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 840 с.

.Косович В. Система нормативно-правових актів Україні: основні напрями вдосконалення / В. Косович // Вісник Львівського університету: Сер.: Юридична. - 2011. - Вип.53. - С.23-35.

.Крестовская Н.Н., Матвеева Л.Г. Теория государства и права: Элементарный курс. - Х.: Одиссей, 2007. - 432 с.

.Луць Л.А. Загальна теорія держави і права. - К., 2007. - 411 с.

.Луць Л.А. Сучасні правові системи світу: навчальний посібник. - Львів, 2003. - 247 с.

.Новоселов В.И. Акты государственного управления и укрепление законности в СССР: автореф. дисс… канд. юрид. наук. - М., 1965. - 21 с.

.Оборотов Ю.Н. Теория государства и права (прагматический курс). Экзаменационный справочник. - О.: Юрид. л-ра, 2004. - 184 с.

.Петров Г.И. Советское административное право. Часть Общая - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 304 с.

.Полищук М.С. Проблемы классификации законов /М.С. Полищук // Юридична наука. - 2009. - № 3. - С.118-128.

.Протасов, В.Н. Теория права и государства: конспект лекций / В.Н. Протасов. - 2-е изд. перераб. и доп., учеб. - М.: Юрайт, 2011. - 154 с.

.Рабінович П.М. Основи загальної теорії права та держави: навч. посібник. - Вид.10-е, доп. / П.М. Рабінович. - Львів: Край, 2008. - 224 с.

.Ромашов Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

.Сердюк І.А. Нормативно-правовий акт у співвідношенні з актом застосування та актом тлумачення норм права / І.А. Сердюк // Вісник Луганського державного університету внутрішніх справ ім. Е.О. Дідоренка. - 2010. - Вип.3. - С.2-7.

.Скакун О.Ф. Теорія держави та права: Підручник / О.Ф. Скакун. - Х.: Правова єдність, 2011. - 656 с.

.Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с.

.Словарь иностранных слов /Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. - М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. - 438 с.

.Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп., учеб. - М.: Проспект, 2011. - 528 с.

.Теория государства и права: учебник /Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2004. - 512 с.

.Теория государства и права 3-е изд., дополн. и испр Хропанюк В.Н. М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.

Похожие работы на - Нормативно-правовой акт: понятие и виды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!