Промышленные инновации. Взаимосвязь структуры отраслевого рынка и инноваций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    883,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Промышленные инновации. Взаимосвязь структуры отраслевого рынка и инноваций















Промышленные инновации. Взаимосвязь между структурой рынка и инновациями

ВВЕДЕНИЕ

инновация экономический отраслевой рынок

Проблема взаимосвязи между структурой отраслевого рынка и промышленными инновациями становится чрезвычайно актуальной в контексте современного рынка товаров и услуг. В настоящее время инновационное развитие предприятия во многом определяется процессами и изменениями на том или ином отраслевом рынке. Следовательно, рассматривая инновационную политику фирмы, важно учитывать структуру отраслевого рынка, в рамках которого данная фирма функционирует, так как модели поведения предприятия рассматриваемого отраслевого рынка оказывают непосредственное влияние на интенсивность и эффективность инновационных процессов.

Особым вниманием у исследователей всегда пользовались проблемы технологии, технологического разрыва, научно-технического прогресса. К 1990-м гг. признано, что инновационная деятельность может являться стратегическим фактором рынка, частью общей стратегии фирмы, направленной на завоевание или поддержание своей монопольной позиции в отрасли. Эта точка зрения продолжает развиваться и в настоящее время. Широкое освещение данная проблема получила в статьях Н.М. Розановой, О.Т. Лебедева, П.И. Гуленко, А.В. Овчинниковой и многих других. Тем не менее, вопрос о взаимосвязи между структурой рынка и промышленными инновациями активно обсуждается и побуждает исследователей применять разнообразные подходы к анализу в процессе исследования.

Экономический анализ исследований, разработок и инноваций ставит перед учеными вопросы такого характера, как:

является ли размер фирмы предпосылкой эффективного нововведения;

должно ли общество поощрять монополию, если она ведет к успешным исследованиям;

действительно ли патенты защищают инноватора, или всегда есть возможность имитировать новый продукт.

Цели данного проекта установлены в соответствии с имеющимися материалами исследований, а также актуальными на сегодняшний день вопросами данной проблематики. Следовательно, теоретическую и методологическую базу исследования составляют современные теории и концепции, результаты фундаментальных отечественных и зарубежных исследований по теоретическим и практическим проблемам инновационной политики предприятия, структур отраслевых рынков, а также взаимосвязи структуры рынка и инноваций.

Цели проекта:

.        Установить основные причинно-следственные связи во взаимодействии функционирования промышленных предприятий на отраслевых рынках и инновационной политикой на данных предприятиях.

.        Провести анализ взаимосвязи между структурой рынка и инновациями на примере предприятия.

Задачи проекта:

рассмотреть основные компоненты инновационной деятельности фирмы и факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, а также элементы инновационного менеджмента и эффективной инновационной политики;

проследить зависимость инновационной политики от специфики функционирования отраслевого рынка; а также влияние политики фирмы в отношении исследований инноваций на условия её функционирования на рынке;

в качестве примера рассмотреть деятельность предприятия ООО «Компания ХЕЛП» в рамках отраслевого рынка производства строительных и фасадных материалов, определить его инновационный потенциал и конкурентоспособность на отраслевом рынке.

Таким образом, предметом исследования является ООО «Компания ХЕЛП». Объект исследования - взаимосвязь между структурой отраслевого рынка и инновационной политикой данного предприятия.

В рамках данного исследования были применены такие аналитические методы, как

Статистический анализ;

SWAT-анализ;

Сравнительный и сопоставительный анализ;

Элементы индукции.

Проект состоит из Введения, Главы I, Главы II, Заключения и Библиографии.

I.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИННОВАЦИЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТРУКТУРОЙ РЫНКА И ИННОВАЦИЯМИ

.1 Экономическая сущность инноваций

Особенность современного периода - формирование многоукладной экономики - определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях. Выход из кризисного состояния предприятий может быть обеспечен благодаря освоению новой продукции, отвечающей требованиям рынка, на основе развития инновационной деятельности.

Инновация представляет собой процесс трансформации идей в практическое использование, инновация - это применение изобретения для создания нового, или улучшения старого товара или процесса.

Распределение (диффузия) - процесс распространения инновации вглубь и вширь. Диффузия инновации может быть как межотраслевой - использование изобретения в различных отраслях экономики, так и пространственной, когда изобретение используется в разных регионах страны, или в разных странах мира, причем в последнем случае подразумевается цепная реакция распространение новой технологии. Скорость диффузии зависит от природы инновации, внутренней структуры фирм, характера межфирменных взаимодействий, институциональной структуры патентной защиты.

Термин «инновация» был введен в оборот в начале XXI века выдающимся экономистом Йозефом Шумпетером. Он понимал инновацию как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

На настоящее время не существует единого определения термина «инновация». Тем не менее, многие учёные предлагают свои точки зрения на данное явление. Английский профессор В.Р. Спенсер подразумевает под понятием инновации «нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это».

Р. Федерманн понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой - она направлена на «иммитацию», на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений.

Российские исследователи подходят к определению инноваций более конкретно. Термин «инновация», как полагают А. Кулагин и В. Логинов, более широкий, чем понятие «новая техника», которое долгие годы применялось в нашей стране. Оно использовалось главным образом в отношении орудий труда, материалов. Инновации - это новшества, нововведения в производственной, финансовой, научно-технической и др. сферах.

Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю.А. Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:

качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).

А. Кулагин и В. Логинов считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос - это инновация. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятий, то есть на микроуровне. Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.

.2 Теоретические аспекты исследования инновационного процесса

.2.1 Научные подходы к исследованию инновационных процессов. Теоретическое обоснование практического применения современных инновационных технологий в промышленности.

Несмотря на длительность процесса эволюционного развития, предметом специального научного изучения инновации стали лишь в XX в. В формировании и развитии теории инноваций, по мнению Ю.В. Яковца, наблюдается три наиболее значимых этапа:

первый этап - первая треть 20 века, когда происходит формирование фундаментальных основ теории (период базисных инноваций в этой сфере научного познания);

второй этап - вторая треть 20 века, когда происходит развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода;

третий этап - с середины 70-х годов 20 века до настоящего времени, когда имеет место новый теоретический прорыв, сопряженный с волной эпохальных и базисных инноваций в период становления постиндустриального общества. В XX в. были разработаны теории инновационной динамики, заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития общества. Главная заслуга в этом принадлежит Йозефу Шумпетеру, Фернану Броделю, Герхарду Меншу, Саймону Кузнецу, Николаю Кондратьеву, Питириму Сорокину.

Основоположником теории инноваций признают Йозефа Шумпетера, акцентирующего свое внимание на экономических инновациях и высоко оценивающего роль предпринимателя - новатора в экономическом прогрессе. По его мнению, роль предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения для выпуска новых товаров или производства старых более новым способом, открывая новые источники сырья и материалов или новые рынки, реорганизуя отрасль и т.д. Й. Шумпетер впервые разделил понятия «изобретение» и «нововведение». Под последним он подразумевал открытие новых технологических знаний, новых продуктов, источников снабжения и новых форм индустриальных организаций и их практического применения в промышленности.

Значительный вклад в развитие теории инновационного пути развития экономики внес Н.Д. Кондратьев, представивший учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, обосновавший закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн циклов с волнами технических изобретений и их практического использования.

В фундаментальной работе выдающего английского ученого Джона Бернала «Наука в истории общества» отмечается, что «периоды расцвета науки обычно совпадают с периодами усиления экономической активности и технического прогресса, как следствия применения инноваций».

Проблемам взаимосвязи инноваций с экономическим ростом посвящена нобелевская лекция Саймона Кузнеца, который сформулировал ряд новых подходов к теории инноваций. С. Кузней, во-первых, ввел понятие эпохальных нововведений, лежащих в основе перехода от одной исторической эпохи к другой, а во-вторых, революционное ускорение темпов экономического роста в индустриальную эпоху вызвано эпохальным нововведением - новым источником роста стало ускоренное развитие науки. По мнению С. Кузнеца, именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе перехода не только экономики, но и всего общества в целом, с одной ступени на другую.

Значительный вклад в теорию инновационного пути развития внес Б. Твисс, который подчеркивал суть нововведения как процесса, в котором изобретение или научная идея приобретают экономическое содержание, творческий характер инновационной деятельности. Б. Твисс выявил факторы, определяющие успех нововведений, к которым он относил:

рыночная ориентация;

соответствие целям корпорации;

методы оценки;

эффективное управление проектом;

творчество;

инновационная обстановка и наличие «защитника проекта»;

методы оценки эффективности инновационных проектов.

Развитие теории инновационной экономики происходило и на основе обобщения. Опыт технологических инноваций обобщался национальными и международными экономическими организациями, что способствовало повышению эффективности инновационной деятельности, но в основном на эволюционной стадии распространения улучшающих инноваций.

На современном этапе особую роль в развитии теории инноваций внес немецкий ученый Герхард Менш. Периодические издания и исследования на эту тему выпускают и проводят американские ученые, такие как Уильям Дж. Баумоль, Крис Фриман, Люк Соете, Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Елханен Хелпман, Давид Г. Виктор, Ричард Р. Нельсон, Скот Штерн и многие другие. Каждый из этих ученых-экономистов попытался найти научное объяснение резкому росту инновационных отраслей и их влияние на экономику и, кроме того, были сделаны попытки выявить факторы, способствующие активности инновационных процессов.

В разработку теории циклов и инноваций активно включились российские ученые. Серию монографий по этим проблемам опубликовал Ю.В. Яковец. В этих работах инновации рассматривались как непременная часть научно-технических и экономических циклов (среднесрочных, долгосрочных, сверхдолгосрочных), основа выхода из кризиса, исследовалась взаимосвязь научных, технических, инновационных, экономических, образовательных, организационно-управленческих циклов и их инновационных фаз.

На современном этапе эволюционного развития существенный вклад в развитие теории инноваций внесли такие ученые-экономисты как Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, Гяратана М., Торриси С. и Алессандро Пагано, которые в своих исследованиях по экономическому благосостоянию привели яркий пример экономического роста развивающихся стран за счет инноваций, а так же попытались выделить факторы экономического роста.

Анализируя рост числа наукоемких производств за последние десятилетия, можно сформулировать вывод: наука с каждым веком приобретает все более важную роль в экономике и уже не только уровень развития государства влияет на науку, а именно степень развитости науки задает скорость прогресса страны. В современном производстве инновация, как результат научной деятельности, начинает играть особую роль. И здесь важно взаимодействие науки, государства и бизнеса, когда государство поддерживает бизнес всеми законными путями, при этом четко осознавая различия в инновациях.

Важное значение для понимания сущности инноваций имеет их классификация. Классификация инноваций позволила выделить:

.        Капиталосберегающие инновации. Они направлены на экономию капитала. Потребность в капиталосберегающих технологиях наблюдается, в первую очередь, в менее развитых странах, где сосредоточен избыток дешевой трудовой силы и присутствует недостаток капитала для инвестиций в долгосрочные и, следовательно, рисковые научные программы.

.        Трудосберегающие инновации. Они увеличивают предельный продукт капитала относительно предельного продукта труда и внедряются по мере того, как растущая заработная плата забирает все больше от прибыли, лишая предпринимателя сверх прибыли или технологической квазиренты.

.        Технологические инновации. Они направлены на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация-процесс).

.        Экологические инновации. Они обеспечивают рациональное, более экономное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду.

.        Экономические нововведения. Они находят выражение в использовании более эффективных форм организации, специализации, концентрации, диверсификации производства, методов организации труда, управления экономическими процессами, прогнозирования их динамики и изменений конъюнктуры и т.д.

Особая роль связанна с субъектом инноваций. Так, поскольку любое нововведение требует определенных усилий и затрат на свою реализацию, выделяют государственно-правовую инновациию. Государственно-правовая инновация вводится посредством соответствующих государственных институтов, например парламента, выборных органов и т.д. в то время как экономическая потребует использование финансовых институтов.

Специальная роль в теории инновационного развития экономики принадлежит степени новизны инновации, ее возможному и фактическому влиянию на конкретную сферу жизни общества или на развитие человечества в целом. Ряд исследований выделяют:

.        Эпохальные инновации - осуществляются раз в несколько столетий, длятся десятилетиями, ведут к глубоким трансформациям той или иной сферы жизни общества и знаменуют переход к новому технологическому или экономическому способу производства, социокультурному строю, очередной мировой цивилизации.

.        Базисные инновации - выражаются в радикальных изменениях в технологической базе и способах организации производства, государственно-правового и социокультурного строя, духовной жизни и т.п.

.        Микроинновации - направлены на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции, используемой технологии, экономических, социальных, политических систем и т.п. и обычно не приносят сколько-нибудь значительного эффекта.

.        Псевдоинновации - категория, выделенная Герхардом Меншем, и отражающая ложные пути человеческой изобретательности и предприимчивости, направленные на частичное улучшение и продление агонии устаревших в своей основе, осужденных на уход с исторической арены технологий, общественных систем и институтов.

.        Антиинновации - категория для обозначения тех нововведений, которые носят реакционный характер, обозначают шаг назад в той или иной сфере человеческой деятельности.

Говоря об инновациях, следует учесть такой немаловажный фактор, как окружающая среда, кластер или экономическое пространство, в котором действует инноватор. Существуют определенные географические преимущества, которые влияют на успех того или иного бизнеса, в том числе и высокотехнологического. Портер М.Е., анализируя влияние экономической среды на активность предпринимателя-инноватора, пришел к выводу, что чем более развит кластер, тем больше возможностей для технологического прогресса.

Изучая кластеры по всему миру, Портер М.Е. вывел факторы, влияющие на их рост:

требовательные и умудренные опытом потребители;

жесткая конкуренция между местными производителями;

наличие привлекательных факторов производства;

наличие экономических связей между секторами экономики.

Взаимодействие этих факторов ведет к постоянному процессу инноваций, который фирмы используют как основное оружие в конкурентной борьбе. Кроме этого кластеры разбиваются и дробятся внутри себя, что ведет к появлению новых отраслей, как, например, нанотехнологии. биотехнологии, телекоммуникации следующего поколения.

Таким образом, разработка и внедрение новых технологий - сложная задача, требующая привлечения не только ученых, но и предпринимателей, а также государства. Лишь на уровне использования новая идея становится инновацией. Помимо этого, в современных условиях результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат не только основой экономического роста государства, но и определяют уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику и его устойчивого развития.

Существует целый ряд условий, при которых возможен рост экономики на основе инноваций. Анализируя многочисленные точки зрения экономистов, можно выделить следующие условия инновационного роста экономики:

избыток квалифицированных кадров;

постоянные расходы на образование;

внутренний спрос;

международные связи;

открытость экономики;

развитость кластеров (по определению Портера) и создание конкурентных преимуществ.

Таким образом, основываясь на разработанной теории инновационного развития, становится ясно, что в нынешний век, основой прогресса экономики становятся не просто нововведения, но фундаментальная наука как одна из стратегических составляющих развития всего общества на всех уровнях и способность коммерциализировать результаты научных разработок.

.2.2 Специфика функционирования инновационного рынка. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. «Жизненный цикл» инновации

Инновационный рынок - это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе создания, освоения, передачи и использования технологий, товаров и услуг.

Состояние инновационного рынка определяется совокупностью факторов, которые включают:

) Мировой порог знаний - служит границей между достижениями и пробелами в общих и специальных знаниях;

) Инновационные ресурсы - определяются наличием и доступностью необходимых для инновационной деятельности ресурсов;

) Инновационные предприниматели (инновационный потенциал) - специфический тип предпринимателя с развитым инновационным потенциалом, выступающего связующим звеном между новаторами - авторами оригинального научно-прикладного продукта - и обществом;

) Поле инновационной активности - очерчивается границами концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности;

) Инновационный климат - своеобразная «питательная среда», которая обеспечивает благоприятный фон для взаимодействия всех факторов. К ней можно отнести виртуальные корпорации, технополисы, бизнес-инкубаторы.

Рисунок 1. Структура инновационного рынка

·        Инновация I уровня - результат фундаментальных исследований; новая общенаучная идея, «ноу-уот».

·        Инновация II уровня - результат прикладных исследований; новая научно-прикладная идея, «ноу-хау».

·        Инновация III уровня - результат ОКР; технология создания нового продукта, организационно-технологическая подготовка производства.

·        Инновация IV уровня - результат освоения производства; модификации инноваций.

·        Инновация V уровня - инновационные услуги, инновационные бренды.

Объекты инновационного рынка имеют общие признаки потребительской стоимости (новизна, пригодность, рискованность), что позволяет их пользователям получать дополнительную прибыль. Поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путём заключения сделок. Специфика же инновационного рынка заключается в следующем: - велика интеллектуальная составляющая в продукте (знания, информация, опыт)

товар на рынке инноваций может многократно использоваться, так же часто реализуются не отдельные нововведения, а комплекс технологий единого научно-технического уровня.

цена на инновации определяется не столько затратами на их создание, сколько потребительской стоимостью и спросом на инновации;

рынок инноваций имеет большую неопределённость, на него оказывают воздействие циклические факторы с одной стороны, а также состояние научно-технического потенциала и промышленной сферы с другой стороны.

одновременно несколько субъектов участвуют в технологическом обмене, при этом предполагается участие большинства предприятий в технологическом обмене (трансфере технологий) как внутри страны, так и на мировом рынке.

Инновационный рынок является организационным, т. е. здесь в качестве и поставщиков, и покупателей выступают преимущественно предприятия и различные учреждения. Экономические субъекты в сфере инновационной деятельности могут выступать потребителями одних инноваций (более низкого уровня) и поставщиками инноваций более высоких уровней. При этом качество конечных инновационных продуктов и услуг, определяется качеством инноваций по всей инновационной цепочке. В связи с чем важным является характер отношений, складывающихся в процессе создания и распространения инноваций.

Участниками сферы инновационного рынка являются хозяйствующие субъекты:

создатели и обладатели научно-технических достижений и ноу-хау, небольшие самостоятельные фирмы, основная сфера деятельности которых посредничество или распространение инноваций;

пользователи инноваций, а так же кредитно-финансовые, патентно- лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.

Для эффективного распространения инноваций необходимо присутствие инноватора предложения (продавца) и инноватора спроса (покупателя). Новаторы открывают новые возможности, но дальнейшее их распространение определяется выбором имитаторов, которые руководствуются критериями эффективности при отборе инноваций. В значительной мере принятию и распространению инноваций способствуют инноваторы - люди (организации) с широким концептуальным репертуаром.

Покупателей и поставщиков на рынке инноваций можно разделить на определенные группы, в зависимости от их участия в инновационном процессе. (Таблица 1)

Таблица 1. Типы покупателей и поставщиков инновационного рынка


Огромную важность для распространения новой научно- технической продукции имеют коммуникационные факторы. Высокий уровень информационного обмена, тесные коммуникации способствуют быстрой диффузии инноваций. При отсутствии предварительной информации о новом товаре ее появление на рынке может быть встречено потребителем настороженно и процесс формирования спроса будет слишком длителен, что в свою очередь отразится на затратах и финансовых результатах фирмы- производителя.

Мировой инновационный рынок давно приобрел глобальный характер. Этот рынок в целом высокотехнологичен, здесь основным объектом выступают новые знания, интеллектуальные ресурсы.

На инновационный процесс может воздействовать ряд факторов, которые в свою очередь могут, как и препятствовать, так и способствовать развитию инновационной деятельности предприятия. (Таблица 2)

Таблица 2.

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной деятельности

Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, низкий уровень материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.


Жизненный цикл инновации - процесс создания и использования новшества. В жизненном цикле инновации можно четко выделить следующие стадии: исследования, производства и потребления. Каждая из этих стадий содержит несколько обязательных этапов.

.        Стадия исследования

·        Фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;

·        Прикладные исследования и экспериментальные модели;

2.      Стадия производства

·        Первичное освоение и подготовка производства;

·        Запуск и управление освоенным производством.

3.      Стадия потребления

·        Поставка продукта на рынок и его потребление;

·        Послепродажное обслуживание;

·        Утилизация продукта после использования;

·        Устаревание продукта и ликвидация устаревшего производства.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной технологии.

.2.3 Механизмы управления инновационной деятельностью в рамках отраслевых рынков. Инновационный менеджмент на предприятии

Механизм управления инновационной деятельностью следует рассматривать как систему взаимосвязанных элементов, с помощью которых обеспечивается единое непрерывное эффективное развитие инновационного потенциала. Механизм управления инновационной деятельностью - это сложное и многогранное понятие, характерной особенностью которого является его динамичность, постоянное изменение и совершенствование.

В рыночных условиях трансформируются объективные условия производства, изменяются производственные отношения, что требует совершенствования механизма управления инновационной деятельностью, основной частью которого являются организационно-экономические отношения, охватывающие отношения, складывающиеся в процессе управления инновационной деятельностью.

Таким образом, механизм управления инновационной деятельностью в условиях рыночных преобразований является целостной системой, включающей в себя совокупность различных взаимосвязанных рычагов управления, координирующих и регулирующих функционирование и развитие экономики в условиях формирования и развития инновационного потенциала.

В данной связи механизм управления инновационной деятельностью - это совокупность взаимосвязанных экологических, технических, технологических и экономических рычагов, организационно-распорядительных и социально-психологических методов в сочетании с системой мотивации и ответственности. Механизм предполагает создание такой системы, которая обеспечивает постоянное и целенаправленное воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов инновационной деятельности.

Особенности механизма определяются характером действий по организации управления инновационной деятельностью и заключаются в следующем:

образование и формирование органов управления инновационной деятельностью предприятия, совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, объединение которых обусловлено ее целями;

обеспечение внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия дифференцированных и автономных частей системы управления инновационной деятельностью;

адаптация управления инновационными процессами к внешней среде;

приведение в соответствие управление инновационной деятельностью и ее элементов со стратегической миссией, целями и задачами инновационной политики.

Механизм управления инновационной деятельностью включает в себя следующие основные элементы:

формулирование целей;

определение системы интересов, ценностей, потребностей, установок и мотивов;

количественный аналог целей - критерии и показатели эффективности инноваций;

организационные формы и структуры, необходимые для построения инновационной системы;

планирование как ведущее звено в системе управления инновационной деятельностью;

методы хозяйствования и мотивации как система, обеспечивающая сочетание общественных, коллективных и личных интересов;

ресурсы инноваций, при использовании которых обеспечивается достижение поставленной цели;

систему правовых форм и методов регулирования экономики, а также систему социальных факторов и отношений, обеспечивающих нормальное функционирование инновационного механизма;

Развитие предприятий - необходимая форма их существования. Управление необходимо для того, чтобы обеспечивать адекватность предприятия, как в целом, так и отдельных его частей, развивающейся социально-экономической среде и самоопределению субъектов, взявших на себя ответственность за его развитие.

Инновационный менеджмент (ИМ) в каждой из функций и процедур предприятия предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методический аппарат ИМ.

Методы ИМ - это система правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями с целью выработки рациональных управленческих решений. ИМ использует как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, так и специальные, отражающие специфику инновационной сферы.

Моделирование в последние десятилетия стало основной концепцией построения эффективных систем ИМ. Любая частная или комплексная задача управления инновациями имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные инновационные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и осуществлять прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения. В ИМ используются три базовых типа моделей: физические, аналоговые и математические.

Таблица 3. Классификация методов ИМ по областям их применения.

Тип метода

Наименование метода

1. Методы выявления мнения

Интервью. Анкетирование. Выборочные опросы. Экспертиза.

2. Аналитические методы

Системный анализ. Написание сценариев. Сетевое планирование. Функционально-стоимостный анализ. Экономический анализ.

3. Методы оценки

Оценка продукта. Оценки научно технического уровня и конкурентоспособности разработок. Оценка организационно-технического уровня производства. Оценка затрат. Метод деревьев значимости (Паттерн). Оценка порога прибыльности. Оценка риска и шансов.  Оценка эффективности инноваций.

4. Методы генерирования идей

Мозговая атака. Метод «6-3-5». Метод синектики. Морфологический анализ. Деловые игры и ситуации.

5. Методы принятия решений

Экономико-математические модели. Таблицы решений. Построение дерева решений. Сравнение альтернатив.

6. Методы прогнозирования

Экспертные. Экстраполяции. Аналогии. Метод Дельфи. Регрессионный анализ. Эконометрические. Имитационные модели

7. Методы наглядного представления

Графические модели. Физические модели. Должностные описания и инструкции.


Современная сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования систем управления, поэтому использование научного подхода в процессе управления (в том числе и в особенности инновационного) приобретает высокую значимость. Фундаментальной основой ИМ является использование научного подхода.

Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации. Системная ориентация менеджмента предусматривает рассмотрение инновационного предприятия как сложной открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочивать методы их решения на инновационном предприятии в рамках целостной системы ИМ. Именно системная ориентация позволила в рамках научной школы менеджмента успешно развивать концепцию практического моделирования инновационных процессов.

Противоположно направленные процессы, происходящие внутри системы, равно как и присущие большим системам неопределенность и возможная неполнота информации, могут снизить ее эффективность. На Рисунке 2 показана иерархически сложная, многоуровневая, многокомпозиционная система ИМ.

Рисунок 2. Система инновационного менеджмента

Вход, выход и внешняя среда являются внешним окружением системы. Входные параметры системы - это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки. Выходные параметры представляют новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальную ответственность, удовлетворенность работников.

Внутренняя микросреда ИМ - это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда фирмы.

Входы и выходы организации как иерархически сложной, большой системы изображены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Входные и выходные параметры в системе инновационного менеджмента

Исследования долгосрочных тенденций мирового и отечественного технико-экономического развития показали, что динамика воспроизводственных процессов, сопровождающаяся изменением структур национальных экономик и сдвигами в международном разделении труда, основывается на циклических колебаниях экономики, напрямую связанных с НТП и с инновационными преобразованиями. Именно циклическая концепция инновационного развития приводит к пониманию НТП как важнейшего пути совершенствования производительных сил, с одной стороны, и как инновационного цикла, осуществляемого через реализацию всех стадий с выходом новшества на рынок - с другой.

Контроль как функция менеджмента гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в ИМ заключается в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.

Рисунок 6.Виды контроля инноваций

1.3 Теоретический подход к проблеме взаимосвязи структуры рынка и инноваций

1.3.1 Анализ влияния структуры отраслевого рынка на инновационную деятельность предприятия. Зависимость инновационной политики от специфики функционирования отраслевого рынка

Анализ влияния структуры отраслевого рынка на инновационную деятельность предприятия в данном проекте был проведён с опорой на исследование А.В. Овчинниковой, результаты которого она приводит в статье «Управление инвестициями и инновационной деятельностью» от 10 мая 2013 года.

Приводимый далее анализ исходит из следующих гипотез:

− фактором интенсивности инновационной деятельности является структура рынка (монополия, олигополия, монополистическая и «совершенная» конкуренция);

− ресурсами технологического процесса выступают затраты, направленные на инновации, и человеческий капитал, который в свою очередь зависит от количества работников, вовлеченных в инновационную деятельность;

− показатель, характеризующий результат инновационной деятельности, - объем инновационной продукции.

показателей в I периоде и 42 показателей во II периоде были предварительно сгруппированы в несколько групп:

− факторные показатели (основные отраслевые показатели, финансовые результаты деятельности предприятий, показатели структуры рынка);

− результативные показатели (показатели инновационной детальности).

Анализ был проведен в два этапа. На первом этапе в каждой отрасли на основе коэффициента корреляции (r>0,9) были выявлены основные факторы, оказывающие влияние на инновационную деятельность. На втором проведена оценка частоты проявления данного фактора в других отраслях в каждом из рассматриваемых периодов. Это позволило сформулировать основные черты инновационного процесса в промышленности России и сформулировать две основные группы выводов.

Первая группа выводов связана с выявлением основных факторов, оказывающих влияние на инновационную деятельность.

Число инновационно активных предприятий в I периоде определялось, в основном, количеством предприятий и численностью работников в отрасли. Это объясняется накопленным в СССР человеческим капиталом, низким уровнем конкуренции на рынке, структурными преобразованиями экономики (приватизация). Динамика числа инновационных предприятий во многих отраслях положительно коррелирует с затратами на продуктовые инновации. Свободные товарные ниши, низкооплачиваемый спрос стимулировали многие компании внедрять на рынок продукты, максимально адаптированные к особенностям посткризисной российской экономики - большой объем, низкое качество, во многом эти факторы определяли низкую капиталоемкость инноваций.

Во II периоде на число инновационно-активных организаций стал в большей степени влиять капитал и общая динамика развития отрасли. К ключевым факторам в этом периоде относятся: объем отгруженных товаров собственного производства, выручка от продажи товаров, оборот 3-х, 4-х, 6-и, 8-и крупнейших предприятий. Развитие и рост потребностей крупного бизнеса стали стимулировать положительную инновационную активность предприятий. В отличие от внутреннего потребительского рынка B2C, который до сих пор характеризуется низкими покупательской способностью, спросом на инновационные товары, корпоративный рынок B2B стал нуждаться в технологиях, позволяющих повысить эффективность производства - массовое производство широкого ассортимента недорогих товаров. Для современной России характерно, что основным конкурентным преимуществом предприятий является более высокая по сравнению с отраслью производительность труда, поэтому во втором периоде рост количества инновационных предприятий тесно взаимосвязан с динамикой процессных инноваций, которые бы позволили повысить эффективность производства.

Отраслевые различия в эффективности инновационной активности предприятий в I периоде позволяют сделать вывод о существовании различных факторов, оказывающих влияние на объем отгруженной инновационной продукции в каждой из отрасли.

Эффективность инновационной активности предприятий:


где V - объем инновационных товаров, работ и услуг, руб.; - число инновационно-активных организаций.

В I периоде гипотеза о влиянии численности промышленно-производственного персонала на объем инновационной продукции нашла свое подтверждение только в 57,14 % отраслей. Влияние структуры рынка на данный показатель характерно для 42,85 % отраслей.

Во II периоде фактором роста объема отгруженной инновационной продукции во многих отраслях являлись количество вновь созданных организаций, в том числе за счет выделения из другого юридического лица. Высокий уровень барьера входа на рынок определяет высокую степень инновационности вновь создаваемых предприятий, так как продуктовые и процессные инновации позволяют повысить их конкурентоспособность и выживаемость.

Затраты на инновации в отраслях в I и II периодах определяются численностью промышленно-производственного персонала. Значимая доля инновационных расходов связана с инвестициями в человеческий капитал, обучением персонала новым процессам, поэтому чем больше людей задействовано в производственном процессе, тем больше затрат несет предприятие для внедрения инновационных подходов.


Влияние одних и тех же факторов различно в зависимости от периода. Это связано с цикличностью экономики в целом, динамикой становления отдельных отраслей и государственным регулированием.

Следствием активной инновационной деятельности может являться как увеличение прибыли, так и изменение всей отраслевой структуры рынка.

Значимым является и то, что при отсутствии какой-либо взаимосвязи показателей инновационной деятельности с сальдированным финансовым результатом, наиболее тесная их взаимосвязь существует с суммой убытка по отраслям. Это говорит о том, что в России инновации не являются фактором повышения прибыльности предприятий, а представляют собой производную определенных экономических условий, проблем. Инновации на предприятиях в первую очередь направлены на преодоление технической отсталости предприятий, а не на производство конкурентоспособной продукции на внешних рынках.

Вторая группа результатов исследования дает четкое представление о роли структуры рынка на инновационную деятельность.

Ключевым показателем структуры рынка является коэффициент концентрации производства по отраслям промышленности. Он имел высокую степень корреляции во II периоде с объемом отгруженной инновационной продукции, подвергавшейся усовершенствованию. Вывод: чем сильнее монополизирован рынок отрасли, тем больше предприятия сосредоточенны на совершенствовании уже существующей продукции.


Таким образом, крупные и малые предприятия должны быть взаимодополняющими элементами инновационной системы. Данный вывод также подтверждается результатами исследования GE «Глобальный инновационный барометр - 2012»:

Анализ влияния структуры рынка на скорость технологического процесса привел нас весьма к противоречивым выводам, которые требуют дальнейших эмпирических подтверждений:

− изменение функциональной роли малого и крупного бизнеса в зависимости от стадии технологического цикла;

− инновации в Российской промышленности направлены не на повышение эффективности деятельности предприятий, а на решение, преодоление системных экономических проблем;

− влияние структуры рынка на характер инновационной деятельности: фундаментальные исследование; инновации; совершенствование;


− инновации являются, с одной стороны, производной структуры рынка, с другой - способны сами ее изменять.

Необходимо определить основные направления преобразования институциональной среды для стимулирования инновационной деятельности и создания эффективных отраслевых рынков.

Уровень инвестиционного и бизнес-климата определяется институтами развития, нацеленными на решение конкретных системных проблем экономического роста. Нельзя не заметить, что современное реформирование этой сферы направлено на повышение предпринимательской активности.

Можно констатировать, что в России является не сформированным институт интеллектуальной собственности. Но этот факт нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, это снижает эффективность новаторской деятельности, с другой стороны, является основой более быстрого распространения новых идей и разработок.

Эффективность инновационной политики и её влияние на конкурентоспособность предприятия на отраслевом рынке

Главная внутренняя цель деятельности любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, состоит в максимизации прибыли. Главную цель инновационной деятельности предприятий или организаций можно обозначить как получение определенного числа инноваций в виде новой продукции, технологии, сырья, методов организации и управления и т.д., обладающих определенными характеристиками. Инновационная деятельность играет решающую роль в максимизации прибыли предприятия, главного фактора его экономической устойчивости. Предприятие как открытая система обеспечивает достижение своей внутренней цели - получение прибыли за счет придания результатам своей деятельности в виде продуктов c характеристиками, отвечающих требованиям внешней среды предприятия. Инновации как результат инновационной деятельности, с одной стороны, должны быть ориентированы на лучшее, более полное удовлетворение запросов потребителей, а с другой - на получение определенного экономического эффекта в виде прибыли для предприятий, инициирующих их разработку и внедрение.

Во-первых, это расширение номенклатуры реализуемой продукции (услуг). Во-вторых, максимизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. В-третьих, минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги) возможно только двумя путями; либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической цепи или новых элементов в старой технологической цепи. В-четвертых, максимизация объемов реализации продукции или услуги. Обобщая вышесказанное, будет уместным привести высказывание председателя совета директоров компании General Electric - Джека Уэлчи, которого журнал Fortune назвал лучшим менеджером XX столетия. По его мнению, «бизнес - это простая вещь: вы должны производить дешевле, быстрее и лучше всех, а для этого надо повышать производительность и оперативность управления бизнесом, а также внедрять как можно больше инновации». Данное высказывание еще раз подтверждает решающую роль инновационной деятельности и получаемых в результате ее проведения инноваций в развитии экономических систем. Однако следует заметить, что повышение производительности и управляемости бизнесом также будут являться результатом инновационных преобразований.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без их применения практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Управление инновационной деятельностью приобретает особое значение в современной жизни предприятия, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления предприятия. Инновационная деятельность создает не только будущий облик предприятия, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке. Эффективное управление инновационной деятельностью, обеспечивающее успех в глобальной конкуренции украинских предприятий, требует применения современных эвристических итерационно-адаптивных подходов, методов и алгоритмов, исследования и обобщения опыта успешно действующих на глобальном рынке предприятий.

1.4 Проблемы инновационной политики на отраслевых рынках России и пути их решения

Важнейшей проблемой действующего экономического механизма управления инновациями в РФ является отсутствие эффективной цепи взаимосвязи и взаимодействия между наукой и производством. Отсутствует организационная целостная система, которая идентифицировала бы макро- и микроэкономические интересы и несла бы за это ответственность. Это проявляется в обоснованности формирования организационных и экономических аспектов механизма управления инновациями, в несоответствии его задачам обеспечения устойчивого экономического развития экономики РФ.

За последние 20 лет управление инновациями претерпело глубокие изменения. Это связано, прежде всего, с ростом роли человеческого фактора и информационным взрывом.

Прежняя система управления исходила из того, что предприятие рассматривалось как закрытая система, а успех его деятельности зависел, главным образом, от влияния переменных внутренней среды. При такой системе управления цели и задачи считаются заданными и стабильными на длительный период времени.

Радикальные экономические преобразования отечественной экономики потребовали преобразования и системы управления инновациями.

В связи с этим на современном этапе происходит переосмысление парадигмы управления, что вызвано глобальным преобразованием в сфере науки и техники, осуществляемым в различных странах. Общество становится более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли и значения управления инновациями, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Преобразования экономики РФ, направленные на развитие инновационной экономики, потребовали пересмотра теоретических концепций управления инновациями. Вследствие этого возникла потребность в разработке новой парадигмы управления инновациями, положения которой должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в современных инновациях. Она должна выражать главные ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления инновациями позволит обеспечить устойчивый рост. При этом следует учитывать и то, что смена парадигм предусматривает изменения способов действий и управления. Управление инновациями есть целенаправленное воздействие на все этапы их жизненного цикла в целях сокращения затрат и повышения эффективности нововведений.

Цель управления инновационной деятельностью заключается в определении научно-технической и производственной деятельности организации, что включает в себя: разработку и внедрение новой продукции и технологии; модернизацию и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; прекращение производства морально устаревшей продукции.

Управление инновациями основывается на следующих ключевых моментах:

. Целенаправленный поиск идеи, служащий фундаментом для данной инновации.

. Организация инновационного процесса для конкретной инновации. Это предполагает проведение организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в (новый продукт), готовый для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке - искусство маркетинга, требующее творческого подхода, активных действий продавцов и заинтересованности покупателей.

В настоящее время можно выделить следующие проблемы, тормозящие развитие отечественного инновационного рынка:

ученые и разработчики, как правило, не знают рынка и вряд ли даже отдаленно представляют, как полученные ими научные результаты могут быть трансформированы в рыночный продукт;

экономические агенты рынка (менеджеры компаний) практически не знакомы с характером современной науки, структурой и важнейшими направлениями ее деятельности, прорывными достижениями. Они не всегда могут судить о достоверности научных результатов, предлагаемых для реализации, и их технологической эффективности;

государство (в лице политиков и технических экспертов), призванное устанавливать правила трансфера технологий, слабо представляет себе реальную атмосферу жизни научных лабораторий, условия проведения исследований и разработки технологий, возможные последствия внедрения принимаемых законодательных положений для производства научного знания и его коммерциализации.

Теоретически существуют два подхода к определению дальнейшего развития отечественного инновационного рынка:

) Приобретение лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Плюсы такого подхода - отработанные на практике технологии, отвечающий мировым стандартам контроль качества, большие маркетинговые преимущества, возможности для создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Основной минус - дешевый рубль, что делает проблематичным использование импортных материалов и комплектующих, а также возврат кредитов зарубежным партнерам.

) Использование собственного научно-технического потенциала, в значительной мере не востребованного сегодня отечественной промышленностью.

Дальнейшее его успешное развитие возможно при обеспечении государственной поддержки инновационной деятельности, с одной стороны, и использования современных методов управления субъектами данной сферы, с другой.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ РЫНКА И ИННОВАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КОМПАНИЯ ХЕЛП»

.1 Анализ и оценка хозяйственной деятельности. Инновационный потенциал и конкурентоспособность организации на отраслевом рынке

«Компания Хелп Казань» - один из известных и надежных поставщиков строительных материалов и лепнины в Казани. В соответствии с уставом, данная компания специализируется на производстве и продаже строительных материалов, которые широко представлены на Российском строительном рынке: кровельные материалы, чердачные окна и лестницы, водосточные системы, гидро- и теплоизоляционные материалы, ЦСП, фибролитовые плиты, cтеклопластиковую арматуру, штукатурку для фасадов и лепнину из полиуретана.

«Компания Хелп» производит несъемную опалубку для малоэтажного строительства и фасадный декор из ПСБ с полимербетонным покрытием, из стеклофибробетона и из гипса.

«Компания Хелп» работает на строительном рынке с 1996 года. Ее выгодно отличает успешная работа по продвижению новых строительных материалов. «Компания Хелп» является региональным представителем таких известных брендов, как ФАКРО, АКВАСИСТЕМ и СЕРТАНТИД. В течение многих лет успешно продвигает продукцию татарстанских - ТИМПЛЕКС и российских производителей - ЦСП, GREEN BOARD. Имеет обширную дилерскую сеть, включающую в себя более 50 торговых организаций г. Казани, Республики Татарстан и соседних республик и областей. Организация консультирует и комплектует работы по утеплению и отделке фасадов акриловой штукатуркой КЛАССИК и фасадным декором из полиуретана. Так же предлагает архитектурные элементы собственного производства из пенопласта с полимербетонным покрытием, из стеклофибробетона и из гипса. Архитектурный декор изготавливается на профессиональном оборудовании по эскизам и чертежам заказчика.

«Компания Хелп Казань» с 2011 года изготавливает и продает несъемную опалубку FDF для монолитного малоэтажного строительства.

Отраслевой рынок строительных материалов в городе Казань на период 2000 - 2010 гг. являлся рынком совершенной конкуренции и был представлен большим количеством таких компаний, как:

«РИФ-Казань»;

«Стройка Казань»;

«МигомСтрой»;

«Планета Строй»;

«СатурнСтройМаркет»;

«СтройВид»;

Если рассматривать совокупность данных компаний, учитывая преимущества каждой из них, то при анализе данного отраслевого рынка в период с 1990 по 2010 год можно проследить следующую динамику развития:

При анализе деятельности пяти крупнейших на временном интервале исследования (1990 - 2010гг.) компаний, производящих и поставляющих строительные материалы в городе Казань, были исследованы такие основные показатели, как объём продаж, текучесть кадров, валовая прибыль, размеры задолженностей, объёмы продукции с браком и т.д. Следовательно, можно прийти к выводу, что на протяжении двадцати лет компании развивались коррелятивно, то есть, практически синхронно. Следовательно, на данном отраслевом рынке господствовала свободная рыночная конкуренция, и покупатель имел возможность выбирать из предметно идентичного товара, в своём выборе ориентируясь исключительно на качественную подоплёку и личные предпочтения. Следовательно, фирмы на данном отраслевом рынке вынуждены были акцентировать внимание на создание благоприятного делового имиджа и вкладывать большую часть средств в рекламу.

Уставный капитал ООО «Компания ХЕЛП Казань» составляет 100 000 рублей. Компания зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью от 01 января 1996 года. В штатном расписании ООО «Компания ХЕЛП» изначально числится 38 человек, из них относительно классификации по структурным подразделениям:

«Управление»: 6 штатных единиц;

«Производственно-технический отдел»: 7 штатных единиц;

«Служба механика»: 6 штатных единиц;

«Служба материально-технического снабжения»: 4 штатные единицы;

«Служба главного энергетика»: 2 штатные единицы;

«Участок сантехнических работ»: 3 штатные единицы;

«Строительные участки»: 8 штатных единиц

«Вспомогательные работники»: 2 штатные единицы».

В таблице представлены основные показатели эффективности деятельности предприятия ООО «ХЕЛП Казань» в период 1996 - 2010 годы.


В 2011 году Генеральным Директором ООО «Компания ХЕЛП Казань» был разработан и внедрён в производство инновационный тип несъёмной опалубки для монолитного многоэтажного производства.

Принципиально новый тип опалубки решает следующие задачи: 1. Сокращение сроков возведения жилья

. Снижение стоимости одного квадратного метра готового жилья

. Уменьшение трудоемкости процесса строительства

. Обеспечивает соответствие жилья экологическим требованиям в течение всего срока эксплуатации здания.

Основные преимущества FDF перед традиционными материалами и способами строительства:

)        Активная гидро- и терморегуляция: позволяет производит аккумуляцию тепла на конструкции дома, без сброса его во внешнюю атмосферу и, как следствие, экономится тепловая энергия при эксплуатации;

)        Экономичность: стоимость закладки фундамента и возведения стен с применением FDF ниже на 20-30%, чем при традиционном строительстве;

)        Долговечность;

)        Простота применения конструкции, не требуется высокой квалификации рабочих.

Для того чтобы проанализировать эффективность введения инновации, рассчитаем показатели эффективности деятельности предприятия ООО «Компания ХЕЛП Казань» за 2011 - 2013 годы, идентичные показателям, рассчитанным за период 1996 - 2010 годы; а также показатели эффективности инноваций.

Показатели/Годы

2011 г.руб.

2012 г.руб.

2013 г.руб.

Нетто от продажи товаров/ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей)

421 700

469 300

560 220

Себестоимость проданных товаров/ услуг

312 000

322 900

384 000

Прибыль (убыток) от реализации продукции/услуг

109 700

147 300

176 220

Чистая прибыль

57 540

79 980

84 500

Средняя заработная плата

75 069

83 090

88 500


При оценке введённой в производство инновации с помощью показателей эффективности, был использован подход, предложенный американскими экономистами для оценки реализации промышленного нововведения.

,

где:

Э - эффект от реализации промышленного нововведения; - ежегодный объём продажи нового изделия;

Ц - цена на инновацию;

Т - жизненный цикл нововведения;

Рт - вероятность технического успеха (возможность практического претворения исследовательских идей в новой продукции);

Рк - вероятность коммерческого успеха (возможность сбыта новой продукции на рынке и получение ожидаемой прибыли);

Ез - сумма затрат на реализацию, включая расходы на разработку, освоение производства и текущие производственные затраты

Таким образом, эффективность инновационного типа несъёмной опалубки для монолитного многоэтажного производства составляет:

Проанализировав качественную структуру отраслевого рынка строительных материалов на сегодняшний день, следует отметить, что ООО «Компания ХЕЛП Казань» занимает лидирующие позиции (наравне с несколькими компаниями, дольше существующими на данном рынке) по объёму заказов и имеет огромную клиентскую базу. Кроме того, благодаря патенту на внедрённую инновацию именно в этой компании, клиент охотно доверяет качеству выполнения строительных работ, а также качеству материалов, продаваемых данной компанией. Таким образом, благодаря разработанной и внедрённой инновации, рынок совершенной конкуренции деформировался в рынок монополистической конкуренции. Таким образом, можно сделать вывод, что для данной инновации рынок совершенной конкуренции представлял собой максимально благоприятную среду для внедрения и способствовал повышению значений основных показателей эффективности предприятия.

Следовательно, конкурентоспособность организации на отраслевом рынке прямо пропорционально зависит от эффективности внедрения той или иной инновации; но объект воздействия усовершенствующего потенциала инновации определяется посредством анализа структуры отраслевого рынка, на котором данное предприятие функционирует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ взаимосвязи структуры отраслевого рынка и инновациями, в частности, инновационной политикой предприятия показал, что:

1.      конкурентоспособность организации на отраслевом рынке прямо пропорционально зависит от эффективности внедрения той или иной инновации; но объект воздействия усовершенствующего потенциала инновации определяется посредством анализа структуры отраслевого рынка, на котором данное предприятие функционирует.

.        Инновационная политика будет меняться при функционировании предприятия на монополистическом рынке, на олигополистическом рынке и на рынках совершенной и несовершенной конкуренции, так как степень эффективности инновации напрямую зависит от эффективности деятельности прочих фирм на рынке.

.        Инновации являются, с одной стороны, производной структуры рынка, с другой стороны - способны сами её изменять.

Для того чтобы внедрённая в производство инновация была эффективной с точки зрения деятельности на отраслевом рынке, необходимо:

а) Определить принадлежность организации к тому или иному отраслевому рынку;

б) Изучить потенциальные проблемы и несовершенности данного рынка; проанализировать спрос и потребности целевой аудитории; исследовать подходы к работе потенциальных конкурентов, а также структуру идентичного отраслевого рынка зарубежных стран;

в) Определить круг проблем, которые решит внедрение в производство инновации/инновационного метода производства;

д) Проанализировать показатели эффективности деятельности предприятия, а также показатели эффективности внедряемой в производство инновации;

е) Оценить финансовую целесообразность внедрения инновации с точки зрения затрат на её разработку (себестоимость).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Брукинг Э. «Интеллектуальный капитал» СПб.: Питер, 2009. 288 с.

2.      М.П. Посталюк, к.э.н., «ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА» ТИСБИ, 2010

3.      Вишняков Н.В. «Влияние инновационной деятельности предприятия на его экономическую устойчивость»

4.      А.В. Самойлов; «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»; 05.02.12

5.      О.Н. Изюмова; «Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона»

.        А.В. Овчинникова; «Анализ влияния структуры рынка на инновационную деятельность», «Вестник ЮУрГУ», 10.05.2013

Похожие работы на - Промышленные инновации. Взаимосвязь структуры отраслевого рынка и инноваций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!